Рыбный Мурман. 1998 г. Сентябрь.

u сентября - 1 октября 1998 года Т ема работ Кумашова - жизнь. Иногда не топтанная ногами и не тронутая руками, а иной раз из­ мордованная, доведенная на полотне до абсурда. Живопись - своего рода проекция окружающего - давнее ув­ лечение Кумашова, как и страсть к путешествиям. Собственно, его кар­ тины чем-то напоминают записные книжки, дневник. Они привлекают внимание удивительным ощущением бесконечности пространства и в то же время ограниченной призем- ленностью окружающего бытия. Признаться, заниматься искусствовед­ ческими изысками не собирался, и выс­ тавки местных художников как-то не затрагивали никаких чувств. Да - про­ фессионально, интересно. Но не более того. Недавно совершенно случайно по­ пал в художественный музей на выстав­ ку под довольно странным названием: «Природа и мы». Почему природа? По­ чему мы? Что это - раздумья об эколо­ гии? В общем, шел на нее с изрядной долей опасения. Однако, как только увидел полотно лы. Полная безликость, полное отсут­ ствие индивидуализма. И несмотря на полную разноплановость полотен «Ма­ сок» и «Дня города», было в них нечто общее - поиск образа человека сегодняш­ него. - Что, понравилось? - спросил Кума- шов. - У нее, этой работы, интересная судьба. Даже скорее не работы, а работ, потому что я сделал несколько вариан­ тов. Так вот, все раскупили... Прошу к столу... Мы расположились у самовара, пуска­ ющего струйки пара. - Значит, не бедствуете, коли картины расходятся? - Ну, насчет того, что покупают мно­ го, я не говорил. Так, от случая к слу­ чаю. В общем, перебивается наш брат-художник с хлеба на воду. Раньше заказы были, нынче их нет. Худфонда тоже, по сути, нет. Денег у людей на живопись тоже нет. Но ничего, выжива­ ем. Действительно, нынче не до жиру, быть бы живу. Изредка вспомнят в ка- ком-нибудь репортаже об открытии выс­ тавки. И то только в том случае, если с Мурманская мозаика П Р И О С Т А Н О В Л Е Н А на неопределенный срок р або т а всех предприятий , з а н и ­ мающихся приемом и скупкой металла . Причина банальна - борьба с лихоимц а ­ ми. Слишком много вориш ек з а н я л и с ь с во еоб р а зным б и з ­ несом - умыканием металла где только можно . Д аж е на железной дороге . К чему это может привести , понятно каждому . поднялись цены на ж еле знодо ­ рож ны е п е р е в о зки по стран ам СНГ . Так что д о б р а т ь с я нынче до Киева или К ишин е в а н а к л а д ­ но. З ато по России кататься пока м ож ­ но по прежним т а ­ рифам . то л ь ко В Р У Б Л Я Х до недавнего време­ ни приним ал а с ь пл а т а за визы в Ф и н л я н д ию . Д о л ­ л а р в з д о р ож а л , и, к ак с лед с тви е , с о ­ к р а ти л о с ь к о л и ч е ­ ство ж ел ающ их побыва ть в Суоми . А посему решили ввести опл а ту и в ф ин с ких м арк ах , и в д о л л а р а х . Нынче турис тическая виза обойд е т с я в 150 ф ий ских марок или в 30 д о л л аро в . О т ­ ды х а й т е на з д о р о ­ вье. СП У СК зияющих ду прочим все средства массовой ин­ формации об этом трубили, дескать, вот какие заботливые областные вла­ сти. И все же, как это ни удивительно’, живут наши художники. Принимают участие в вернисажах не только в родном Отечестве, но и за рубежом. К слову сказать, там покупатель все­ гда есть, да и не с деревянным рублем - с валютой. Кумашов тоже выставля­ ется: в прошлом году была персональ­ ная выставка в Осло, на будущий год приглашают в Голландию... Словом, интерес к его работам есть. Иначе з а ­ чем голландцам платить за прожива ­ ние, питание россиянина? Кумашову тоже есть свой резон - стиль его ри­ сунка вполне может завоевать широ­ кое признание. Вот и копит он деньги на поездку. - Обязательно соберу. Правда, не­ просто! - говорит он. - Самое главное - жена понимает и поддерживает... Самовар остыл. Снова в мастерской загустела стужа паром дыхания . Только оживляли теплом краски на полотнах. Когда мы прощались, К у ­ машов сказал, что для него живопись - образ жизни. Точнее, наверное, и не скажешь. Снова дребезжащий лифт спустил в ободранное чрево дома. Снова встре­ тились безрадостные лица прохожих, чем-то похожие на лица со снимков 20-х годов. А по календарю наступал век XXI. Каким-то он будет? Но каким бы ни был, без духовно­ сти Россия не останется . Есть еще бессребреники, фанатики своего дела. Виктор ВИ К ЕН Т Ь ЕВ . Фото Бориса ВИРИНА. «День города», подумал: а может под природой подразумевается весь мир и мы, малюсенькие песчинки в урагане ны­ нешних потрясений. На картине - пло­ щадь Пять Углов во время празднества. Заполнена она лицами, десятками порт­ ретов вполне конкретных людей, при­ шедших из тяжких будней на праздник. На лицах у многих приклеены дежурные улыбки, у других - отрешенность. И все это производило какое-то впечатление не­ реальности происходящего, как, впрочем, и дни нынешние. Автором «Дня города» и многих дру­ гих полотен был Владимир Кумашов. И я решил непременно с ним встретиться - уж очень своеобразный взгляд у живо­ писца. Прямо-таки магическое умение привлечь внимание зрителя, вызвать нужные ассоциации, совпадающие с ав­ торскими. Через знакомых вызнал номер телефо­ на Кумашова и созвонился с ним. На скорую встречу не очень-то надеялся (творческий народ, как правило, амбици­ озен и болезненно самолюбив и, стало быть, любит, когда его упрашивают). Но ошибся. - Приходите хоть завтра, - пророкотал в трубке голос. - Лучше всего с утра. Мастерская Кумашова располагалась в относительно новой девятиэтажке на последнем этаже. Подъезд дома был ос­ новательно загажен настенной росписью, испражнениями, во многих окнах вместо стекол красовались лиЬгы фанеры. К счастью, лифт работал. Поскрипывая, он доставил на последний этаж. В сумраке лестничной площадки номера квартир ра­ зобрать не представлялось возможным. Однако одна из дверей оказалась полуот­ крытой, и я решил туда заглянуть. И попал в яблочко. В большой комнате с огромным окном во всю стену у мольберта сидел мужчи­ на. Темные волосы почти касались кар­ тона, на котором создавался мир, полный чудных конструкций. - Все в порядке? - спросил Кумашов (а это был он), отрываясь от работы. - Вы уж извините за потемки подъездные. Воруют нынче лампочки. Может, от ни­ щеты, а может, от потемок душевных. Проходите. Кумашов вышел прикрыть дверь и тут же вернулся, потирая руки: - У меня тут, сами чувствуете, не жар­ ко. Сейчас чайку сварганю. За ним и по­ беседуем. Он захлопотал у самовара, а я огля­ делся вокруг. Мастерская как мастерс­ кая. Интерьер, в общем-то, особой оригинальностью не отличался. Декор со­ ставляли иконы, набор старых пил, коле­ со от телеги, морская атрибутика... А вот картины сразу же притягивали взгляд. На мольберте была укреплена картина под названием «Маски». Несколько фи­ гур в белых балахонах застыли в рваных движениях на тусклом фоне небосвода. Вместо лиц - маски, вместо глаз - прова- присутствует чиновное лицо. Художники оказались предоставленными самим себе. Обрели наконец-то свободу, свободу тихо умереть от голода в окружении картин. Как часто власть имущие спохватывают­ ся об утратах людей творчества, их ра­ бот, когда уже поздно. Уехал на Запад Неизвестный, Шемякин... Потеряны для России многие произведения Филонова. Лучшая коллекция русского авангарда у Костаки и вывезена за рубеж. На память пришла Витебская народ­ ная художественная школа, созданная в двадцатые годы Шагалом. Подтолкнул к воспоминанию Кумашов - он закончил художественное училище в Минске, со­ зданное на базе Витебского. Годы были голодные, гражданская война, разруха. Однако у власти нашлись средства на школу, где изучались архитектура, гра­ фика, живопись... Классы вели Малевич, •Лисицкий и другие мастера. Нынче ситу­ ация другая - сохранить прежде нажитое. О создании нового говорить не приходит­ ся. Трудно, очень трудно художнику. Мо­ жет быть, даже труднее, чем всем нам. Без кистей, холста, красок художник как без рук. Без покупателей он нищ. Все, чем занимается живописец, не может су­ ществовать абстрактно, вне внимания властей. - Ну а городские и областные чиновни­ ки помогают? - Еще как! - засмеялся Кумашов. - В 1996 году стал лауреатом премии в обла­ сти искусства Мурманской области.- До сей поры никакого диплома не получил. Как, впрочем, и денег. Да Бог с ними, с деньгами. Хоть поздравил бы кто. Меж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz