Рыбный Мурман. 1998 г. Сентябрь.
u сентября - 1 октября 1998 года Т ема работ Кумашова - жизнь. Иногда не топтанная ногами и не тронутая руками, а иной раз из мордованная, доведенная на полотне до абсурда. Живопись - своего рода проекция окружающего - давнее ув лечение Кумашова, как и страсть к путешествиям. Собственно, его кар тины чем-то напоминают записные книжки, дневник. Они привлекают внимание удивительным ощущением бесконечности пространства и в то же время ограниченной призем- ленностью окружающего бытия. Признаться, заниматься искусствовед ческими изысками не собирался, и выс тавки местных художников как-то не затрагивали никаких чувств. Да - про фессионально, интересно. Но не более того. Недавно совершенно случайно по пал в художественный музей на выстав ку под довольно странным названием: «Природа и мы». Почему природа? По чему мы? Что это - раздумья об эколо гии? В общем, шел на нее с изрядной долей опасения. Однако, как только увидел полотно лы. Полная безликость, полное отсут ствие индивидуализма. И несмотря на полную разноплановость полотен «Ма сок» и «Дня города», было в них нечто общее - поиск образа человека сегодняш него. - Что, понравилось? - спросил Кума- шов. - У нее, этой работы, интересная судьба. Даже скорее не работы, а работ, потому что я сделал несколько вариан тов. Так вот, все раскупили... Прошу к столу... Мы расположились у самовара, пуска ющего струйки пара. - Значит, не бедствуете, коли картины расходятся? - Ну, насчет того, что покупают мно го, я не говорил. Так, от случая к слу чаю. В общем, перебивается наш брат-художник с хлеба на воду. Раньше заказы были, нынче их нет. Худфонда тоже, по сути, нет. Денег у людей на живопись тоже нет. Но ничего, выжива ем. Действительно, нынче не до жиру, быть бы живу. Изредка вспомнят в ка- ком-нибудь репортаже об открытии выс тавки. И то только в том случае, если с Мурманская мозаика П Р И О С Т А Н О В Л Е Н А на неопределенный срок р або т а всех предприятий , з а н и мающихся приемом и скупкой металла . Причина банальна - борьба с лихоимц а ми. Слишком много вориш ек з а н я л и с ь с во еоб р а зным б и з несом - умыканием металла где только можно . Д аж е на железной дороге . К чему это может привести , понятно каждому . поднялись цены на ж еле знодо рож ны е п е р е в о зки по стран ам СНГ . Так что д о б р а т ь с я нынче до Киева или К ишин е в а н а к л а д но. З ато по России кататься пока м ож но по прежним т а рифам . то л ь ко В Р У Б Л Я Х до недавнего време ни приним ал а с ь пл а т а за визы в Ф и н л я н д ию . Д о л л а р в з д о р ож а л , и, к ак с лед с тви е , с о к р а ти л о с ь к о л и ч е ство ж ел ающ их побыва ть в Суоми . А посему решили ввести опл а ту и в ф ин с ких м арк ах , и в д о л л а р а х . Нынче турис тическая виза обойд е т с я в 150 ф ий ских марок или в 30 д о л л аро в . О т ды х а й т е на з д о р о вье. СП У СК зияющих ду прочим все средства массовой ин формации об этом трубили, дескать, вот какие заботливые областные вла сти. И все же, как это ни удивительно’, живут наши художники. Принимают участие в вернисажах не только в родном Отечестве, но и за рубежом. К слову сказать, там покупатель все гда есть, да и не с деревянным рублем - с валютой. Кумашов тоже выставля ется: в прошлом году была персональ ная выставка в Осло, на будущий год приглашают в Голландию... Словом, интерес к его работам есть. Иначе з а чем голландцам платить за прожива ние, питание россиянина? Кумашову тоже есть свой резон - стиль его ри сунка вполне может завоевать широ кое признание. Вот и копит он деньги на поездку. - Обязательно соберу. Правда, не просто! - говорит он. - Самое главное - жена понимает и поддерживает... Самовар остыл. Снова в мастерской загустела стужа паром дыхания . Только оживляли теплом краски на полотнах. Когда мы прощались, К у машов сказал, что для него живопись - образ жизни. Точнее, наверное, и не скажешь. Снова дребезжащий лифт спустил в ободранное чрево дома. Снова встре тились безрадостные лица прохожих, чем-то похожие на лица со снимков 20-х годов. А по календарю наступал век XXI. Каким-то он будет? Но каким бы ни был, без духовно сти Россия не останется . Есть еще бессребреники, фанатики своего дела. Виктор ВИ К ЕН Т Ь ЕВ . Фото Бориса ВИРИНА. «День города», подумал: а может под природой подразумевается весь мир и мы, малюсенькие песчинки в урагане ны нешних потрясений. На картине - пло щадь Пять Углов во время празднества. Заполнена она лицами, десятками порт ретов вполне конкретных людей, при шедших из тяжких будней на праздник. На лицах у многих приклеены дежурные улыбки, у других - отрешенность. И все это производило какое-то впечатление не реальности происходящего, как, впрочем, и дни нынешние. Автором «Дня города» и многих дру гих полотен был Владимир Кумашов. И я решил непременно с ним встретиться - уж очень своеобразный взгляд у живо писца. Прямо-таки магическое умение привлечь внимание зрителя, вызвать нужные ассоциации, совпадающие с ав торскими. Через знакомых вызнал номер телефо на Кумашова и созвонился с ним. На скорую встречу не очень-то надеялся (творческий народ, как правило, амбици озен и болезненно самолюбив и, стало быть, любит, когда его упрашивают). Но ошибся. - Приходите хоть завтра, - пророкотал в трубке голос. - Лучше всего с утра. Мастерская Кумашова располагалась в относительно новой девятиэтажке на последнем этаже. Подъезд дома был ос новательно загажен настенной росписью, испражнениями, во многих окнах вместо стекол красовались лиЬгы фанеры. К счастью, лифт работал. Поскрипывая, он доставил на последний этаж. В сумраке лестничной площадки номера квартир ра зобрать не представлялось возможным. Однако одна из дверей оказалась полуот крытой, и я решил туда заглянуть. И попал в яблочко. В большой комнате с огромным окном во всю стену у мольберта сидел мужчи на. Темные волосы почти касались кар тона, на котором создавался мир, полный чудных конструкций. - Все в порядке? - спросил Кумашов (а это был он), отрываясь от работы. - Вы уж извините за потемки подъездные. Воруют нынче лампочки. Может, от ни щеты, а может, от потемок душевных. Проходите. Кумашов вышел прикрыть дверь и тут же вернулся, потирая руки: - У меня тут, сами чувствуете, не жар ко. Сейчас чайку сварганю. За ним и по беседуем. Он захлопотал у самовара, а я огля делся вокруг. Мастерская как мастерс кая. Интерьер, в общем-то, особой оригинальностью не отличался. Декор со ставляли иконы, набор старых пил, коле со от телеги, морская атрибутика... А вот картины сразу же притягивали взгляд. На мольберте была укреплена картина под названием «Маски». Несколько фи гур в белых балахонах застыли в рваных движениях на тусклом фоне небосвода. Вместо лиц - маски, вместо глаз - прова- присутствует чиновное лицо. Художники оказались предоставленными самим себе. Обрели наконец-то свободу, свободу тихо умереть от голода в окружении картин. Как часто власть имущие спохватывают ся об утратах людей творчества, их ра бот, когда уже поздно. Уехал на Запад Неизвестный, Шемякин... Потеряны для России многие произведения Филонова. Лучшая коллекция русского авангарда у Костаки и вывезена за рубеж. На память пришла Витебская народ ная художественная школа, созданная в двадцатые годы Шагалом. Подтолкнул к воспоминанию Кумашов - он закончил художественное училище в Минске, со зданное на базе Витебского. Годы были голодные, гражданская война, разруха. Однако у власти нашлись средства на школу, где изучались архитектура, гра фика, живопись... Классы вели Малевич, •Лисицкий и другие мастера. Нынче ситу ация другая - сохранить прежде нажитое. О создании нового говорить не приходит ся. Трудно, очень трудно художнику. Мо жет быть, даже труднее, чем всем нам. Без кистей, холста, красок художник как без рук. Без покупателей он нищ. Все, чем занимается живописец, не может су ществовать абстрактно, вне внимания властей. - Ну а городские и областные чиновни ки помогают? - Еще как! - засмеялся Кумашов. - В 1996 году стал лауреатом премии в обла сти искусства Мурманской области.- До сей поры никакого диплома не получил. Как, впрочем, и денег. Да Бог с ними, с деньгами. Хоть поздравил бы кто. Меж-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz