Рыбный Мурман. 1998 г. Сентябрь.

г Выпуск № 23 МАЗУРЕВИЧ Владимир Иванович, профессор Мурманского пединститута. Род. 8.08.1926 в г. Могиле­ ве, белорус. Окончил Ленинградский педагогический ин­ ститут им. А.И.Герцена (1958). Участник Великой Отечественной войны. На Севере с 1944. После демобилизации работал учителем в Кандалакше. С 1961 в Мурманском пе­ динституте. Прошел путь от ассистента до профессора. С 1975 по 1988 возглав­ лял кафедру физвоспитания. Опублико­ вал более 140 научных работ, в том числе монографию “Физическая культу­ ра и здоровье северян”. Научно-методи­ ческие разработки В.И.Мазуревича используются учителями школ и специ­ алистами дошкольных учреждений. МАЗУРКИН Александр Александрович, ка­ питан дальнего плавания, поэт, член Союза писателей России. Род. в 1929 в Киеве. Окончил судоводительский факультет Высшего арктического морского училища им. С.О.Макарова в Ленинграде (1952). В 1953-1956 работал на гидрографических судах в районе Чукотки, затем по­ чти два десятка лег в Мурманском морском пароходстве, в основном в районах Арктики. Автор нескольких книг стихов и прозы. Живет в Москве. Соч. Вселенная рядом. Стихи. Мурманск, 1964. Паруса. Стихи. М., 1980. Распутица. Стихи. М., 1985. Капитанский мостик. Повесть. М., 1991. МАЙСГЕРМАН Семен Аронович, фотомастер, корреспондент ИТАР-ТАСС по Карелии и Мурманской области. Род. 17.01.1932. Автор фотоальбомов Мурман Советский” , 1980; Мурманск” , 1986; Кольское Заполярье” , 1994. На атомоходе Арктика” побывал на Северном полюсе. МАК ЛАПЛАНДСКИМИ (Рараѵег lapponicum), многолетнее травянистое растение, образующее дерновин- ки. Корень длинный, стержневой. Стебель укороченный. Цветки одиночные, лимонно-желтые на безлистных цве­ тоносах. Растет на мелкоземистых, песчаных, каменис­ тых осыпях, преимущественно в горных тундрах, по берегам горных речек - в Хибинских и Ловозерских го­ рах, Монче-тундре. Обнаруживался в устье р. Вороньей. Представлен в Полярно-альпийском ботаническом саду. Встречающиеся в Мурманской области маки разделяют также на луяврский, Толмачева и хибинский. МАКАРЕВИЧ Сергей Антонович (19 IS­ IS. 10.1943), капитан, помощник'командира эскадрильи 9 гв. минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота, Герой Советского Союза (1944). Род. в г. Орле, русский. В ВМФ с 1935. Окончил Ейское военно-морское авиаучи­ лище (1938). Участник советско-финляндской войны 1939-1940. В Великой Отечественной с июня 1941. Совер­ шил 194 боевых вылета. Потопил 5 кораблей противни­ ка, наносил удары по неприятельским портам. Погиб при атаке немецкого конвоя в раііоне между Варде и Кирке- несом. Бюст у музея авиации Северного флота в пос. Сафоново Мурманской области. МАКАРОВ Аркадий Павлович (1912-1978), в Великую Отечественную заведовал военным отделом сна­ чала Полярнинского райкома, а затем Мурманского об­ кома партии. После войны долгое время находился на профсоюзной-работе. Персональный пенсионер. МАКАРОВ Виктор Николаевич, доктор техни­ ческих наук (1994). С 1995 заместитель директора Инсти­ тута химии и технологии редких элементов и минерального сырья Кольского научного центра РАН. Род. 5.09.1937 в Минске. Разработал технологии перера­ ботки вскрышных пород и хвостов обогащения Ковдор- ского ГОКа, Ковдорского флогопит-вермикулитового месторождения, хибинских апатито-нефелиновых руд, печенгских медно-никелевых месторождений в строитель­ ные и технические материалы. Автор более 280 научных трудов, в том числе 10 монографий. Имеет около 40 ав­ торских свидетельств и патентов. МАКАРОВ Владимир Сергеевич, Герой Соци­ алистического Труда (1969), машинист локомотивного депо железнодорожной станции Кандалакша. Род. в 1922 в с. Долгоруково Пензенской области. Окончил Ленин­ градский техникум железнодорожного транспорта (1941). В Мурманской области работал до 1969. Затем машинист электровоза на ст.Туапсе Краснодарского края. Почетный железнодорожник. Лит. Кулигин А. Мчатся электровозы. - “Полярная правда”, 1970, 3 ноября. Сафронов Н. Трудовые буд­ ни Героя. - “Полярная правда”, 1959, 8 августа. МАКАРОВ Геннадий Яковлевич, агроном, уче­ ный экспериментатор, в /0-90-х гг. директор Мурманско­ го тепличного комбината, кандидат биологических наук. Окончил Мурманское среднее мореходное училище, хо­ дил в море штурманом. Избирался секретарем Полярнин­ ского райкома и Североморского горкома ВЛКСМ, работал комсоргом ЦК ВЛКСМ и первым секретарем Мурманского горкома комсомола. Заочно с отличием закончил Ленинградский сельскохозяйственный институт (1965), получил диплом ученого агронома и перешел на работу по специальности в совхоз “Арктика”. В 1971 воз­ главил новый тепличный комбинат в Кольском районе. В условиях заполярного тепличного хозяйства успешно вы­ ращивал не только помидоры, огурцы (по 43 кг с кв. м), зеленый лук, но и многие другие теплолюбивые культу­ ры, в том числе арбузы и виноград. Был делегатом XXVII съезда КПСС. В последние годы возглавлял сельскохо­ зяйственное предприятие “Рассвет” под Рязанью. Лит. Белоиіеев И. Добрый след на земле. - “Заполяр­ ный труд”, 1986, 8 февраля. Махаев X. Главное дело. - “Полярная правда”, 1986, 13 февраля. МАКАРОВ Николай Александрович (12.07.1917-27.09.1992), художник, “наивный живопи­ сец”. Род. в д. Великий Двор Вологодской губернии, рус­ ский. Участник Великой Отечественной войны, был трижды ранен, инвалид. С 1962 жил в г. Кировске Мур­ манской области. Работал художником-оформителем, вел кружки рисования для детей. Участник городских, обла­ стных и всесоюзных коллективных выставок и четырех персональных в гг. Кировске, Мурманске, Ленинграде и Соколе Вологодскоіі области. Картины хранятся в Санкт- Петербургском музее этнографии РАН, Мурманском об­ ластном художественном, в г. Вадсе (Норвегия), в США. Имя Н.А. Макарова занесено в энциклопедию “Наивные художники мира”. Умер и пох. в г. Кировске. Лит. Ласкин С. Дон Кихот Великого Двора. Книга- альбом о Н.А.Макарове. СПб. МАКАРОВ Степан Осипович (27.12.1848 (8.01.1849)-31.03 (13.04). 1904), флотоводец, океанолог, метеоролог, кораблестроитель, вице-адмирал. Род. близ Порт-Артѵра, русский. Окончил морское училище в Ни­ колаевске (1865). Плавал на кораблях Сибирской флоти­ лии и Тихого океана, Балтийского и Черноморского флотов. Командовал пароходами “Великий князь Кон­ стантин” , “Тамань” и броненосным фрегатом “Князь Пожарский”, корветом “Витязь”, эскадрами Средиземно­ го и Балтийского морей, Тихого океана. В русско-турец­ кую войну (1877-1878) впервые в русском флоте применил торпедное оружие. В августе 1897-на парохо­ де “Ломоносов” побывал на Мурмане. Посетил Печенгу, Вайда-Губу, Цып-Наволок, Порт-Владимир, Колу, Зару- биху, Малый Олень, Териберку, Гаврилово, Шельпино. В Екатерининской гавани, где строился новый порт и город Александровск (Полярныіі), вместе с архангельс­ ким губернатором А.П.Энгельгардтом участвовал в цере­ монии освящения места постройки Свято-Никольского храма. В русско-японской войне (1904-1905) командовал флотом в Тихом океане. Разработал проект ледокола “Ермак” , еще до поездки на Мурман. 9.01.1897 подал докладную записку управля­ ющему Морским министерством вице-адмиралу ГІ.П.Тыр- тову о “Ермаке”, однако не получил поддержки. Макаров продолжал доказывать правоту своей идеи - с помощью ледоколов организовать круглогодичное плавание по се­ верным морям. Наконец заручился поддержкой министра финасов С.Ю.Витте, ученого Д.И.Менделеева и самого Николая II. В ноябре были выделены 3 млн. рублей на постройку ледокола. Конкурс выиграла фирма “Армст­ ронг” из Великобритании, обязавшаяся построить ледо­ кол за 10 месяцев. С.О.Макаров и будущий командир ледокола М.П.Васильев наблюдали за его постройкой. По ходатайству сибирских общественных организаций ле­ доколу было присвоено имя “Ермак” в память о казачь­ ем атамане, присоединившем в XVI в. обширные территории Западноіі Сибири к Московскому государ­ ству. 21 февраля 1898 ледокол отправился в свое первое плавание в Кронштадт. Затем О.С.Макаров совершил на нем несколько походов в Арктику. (Второй ледокол этого класса - “Красин” - был построен только в 1917.) С.О.Макаров внес значительный вклад в изучение Северного Ледо­ витого океана, освоение Северного морского пути. Погиб 31.03.1904 на подорвавшемся на мине флаг­ манском броненосце “Петропав­ ловск”. Автор многочисленных научных трудов, книги “Ер­ мак” во льдах” (1901). Именем названы военно-морское и выс­ шее инженерное морское учи­ лища, Морская академия, институт и противолодочный корабль. В Кронштадте и Ни­ колаеве памятники. МАКАРОВ Федор Федорович, редактор газе­ ты “Комсомолец Заполярья” в 1939-1940. В годы Вели­ кой Отечественной войны в газете 14 армии Карельского фронта “Часовой Севера” , затем в газете ВВС фронта “Боевая вахта”. МАКАРОВА Елена Александровна, актриса Мурманского областного театра драмы, член Союза теат­ ральных деятелей Российской Федерации. Род. 3.01.1953 в г.Куйбышеве (Самара), русская. Закончила Ленинград­ ский институт театра, музыки и кинематографии (1974). Работала в театре им. Ленсовета. С 1979 в Мурманске. Основные роли: Дженни Малина ( “Трехгрошовая опера” Брехта), Флорелла ( “Учитель танцев” Лопе де Вега), Дарина ( “Тартюф” Мольера), Нюшка ( “Кола” Поляко­ ва), Алина ( “Смотрите, кто пришел” Арро), Буженино­ ва ( “Призраки ледяного дома” Лажечникова^, Зойка ( “Зоіікина квартира” Булгакова), Леонсия ( “Дом, где все кувырком” Портеса) и др. МАКАРОВКА, населенный пункт на берегу озера Макаровское, в 17 км к северо-востоку от села Красноще- лье. Существовал в 1926-1930 гг. МАКЛАКОВ Андрей Яковлевич (17.10.1906- 29.7.1976), Герой Социалистического Труда (1963), капи­ тан на промысловых судах Мурманского тралового флота. Род. в д. Солза Архангельской области. Трудовую жизнь начал в сетевязальной мастерской в Архангельске. В 1921 матрос на рыболовном траулере “Пинагор” (капи­ тан Иван Николаевич Демидов), затем помощник трал­ мейстера, тралмейстер. Окончил курсы по программе среднего мореходного училища, стал судоводителем. С 22.06.1941 на Северном флоте: боцман сторожевого ко­ рабля, командир катера. Был отозван с фронта для про­ должения промысла. Штурман РТ “Полярный”, капитан РТ “Ленинград”. Освоил скоростные рейсы. Создал трал новой конструкции - трал Маклакова. С 1946 по 1962 капитан на 13 рыболовных траулерах. Депутат четвертого созыва Верховного Совета СССР (1954-1956). Умер и пох. в Петрозаводске. Именем названа улица в Мурманске в микрорай­ оне Скальный Лит. Новые звезды над морем. Мурманск, 1963, с. 18-29. МАКОВЕЕВ Александр Федорович, Герой Со­ циалистического Труда (19э8), бригадир комплексной бригады каменщиков треста “Мурманрыбстрой”. Род. в 1913 в д. Елинская Архангельской области. С 1930 в Мурманске. Стал опытным строителем, за смену уклады­ вал около 5 тысяч кирпичей. Участник Великой Отече­ ственной войны. После войны восстанавливал Мурманск. 8.10.1946 на строительстве Дома Советов за смену уло­ жил 7600 кирпичей, выполнив дневную норму на 750%. За 30 лет со своей бригадой построил в Мурманске более 200 зданий. Уйдя на пенсию, жил в Севастополе. Лит. Карельский К., Николаев О. Путь к мастер­ ству. - “Полярная правда”, 1948, 14 сентября. Краев А. В бригаде Маковеева. - “Полярная правда”, 1958, 3 октября. “МАКРЕЛЬ”, рыболовный траулер (РТ-25), получен в 1922 в числе первых 12 траулеров из Архангельска. Вы­ веден из состава Мурманского тралфлота в довоенное время. “МАКРЕЛЬ”, рыболовный траулер (РТ-25) второго поколения, построен в 1944 в Везермюнде (Германия). Получен в счет репараций. Вошел в состав Мурманского тралфлота в 1949. Корпус стальной, клепаный. Длина 58,45 м, ширина 8,42 м, осадка 4 м. Водоизмещение 1009 т. Полезный груз 283 т. Мощность машины 800 л.с. Экипаж 40 человек. Выведен из состава действующих. МАКРУРУСЫ (Makrourus), рыбы из семейства мак- рурусовых. Обитают на больших глубинах. Отличаются легкоспадающей чешуей. Окраска тела серовато-фиолето­ вая, с желтым отливом. Икрометание осенью или в нача­ ле зимы. Самка мечет 12-16 тыс.икринок. Зрелая икринка достигает 1,8 мм в диаметре. Макрурусов различают: антарктический - размер 40-60 см, на боках зубчатые гребни, распространен в умеренных холодных водах Южного полушария; северный - 25-70 см, растет медлен­ но, к 7 годам достигает 40-45 см, распространен вблизи Канады до Гренландии, Исландии, Северо-Западной Европы на глубине 150-600 м; тупорылый - размер до 1,2 м, характерно тупое рыло, нерест осенью и зимой, рас­ пространен там же, где и северный, но глубже на 700- 1400 м, .мясо по вкусу схоже с треской; южно-атлантический - размер до 20-60 см, распространен в Юго-Западной и Юго-Восточной Атлантике. “МАКСИМ ГОРЬКИИ”, рыболовный траѵлер (РТ- 41), построен в 1928 в Кенигсберге (Германия). Корпус стальной, клепаный. Длина 51,4 м, ширина 8,54 м, осад­ ка 4,23 м. Водоизмещение 971,5 т. Полезный груз 410 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. В Вели­ кую Отечественную - тральщик (ТЩ-62) Северного фло­ та. В послевоенное время возвращен Мурманскому тралфлоту. МАКСИМОВ Сергей Васильевич (7.10.1831- 16.06.1901), ппсатель-этнограф. Род. в Костромской гу­ бернии. Учился в Московском университете. В 24 года вошел в состав литературной экспедиции для исследова­ ния северного края. С февраля 1856 по январь 1857 по­ бывал в Архангельске, Коле, Мезени, на Терском берегу, Соловецких островах. Результатом стал двухтомник “Год на Севере” (1859), удостоенный малой золотой медали Русского географического общества. Вошли очерки “Мур­ ман”, “Кола”, “Терский берег Белого моря” и др. Затем 30 лет был редактором “Ведомостей Санкт-Петербургско­ го градоначальства и городской полиции”. В 1908-1913 вышло 20-томное собрание сочинений. Но в памяти совре­ менников и потомков остался как автор книпі “Год на Се­ вере”. МАКШЕЕВА Мария Федоровна, в 60-70-х гг. директор Мурманского рыбокомбината. Род. в 1924 в Московской области, русская. Окончила Московский рыбвтѵз (1949) по специальности механик по оборудова­ нию. Č тех пор на Мурманском>рыбокомбинате: инженер конструкторского отдела, начальник техотдела, замести­ тель главного инженера рыбокомбината, заместитель на- М А З - М А К 1 - 1 7 сентября 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz