Рыбный Мурман. 1998 г. Сентябрь.

г I ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ‘Рыбный Мурман’ 45-32-19 С. Н. Дащинский 48-64-75 Г \ [ іери (31.03.1885-1960), ученый в области строительства пор­ тов и гидросооружений, доктор технических наук, про­ фессор, действительный член Академии строительства и архитектуры СССР. Род. в Санкт-Петербурге. Окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения (1910), учился за границей. Участвовал в строительстве „ Панамского канала. В совершенстве владел английским, немецким и французским языками. Руководил портовы­ ми изысканиями на Белом море и Мурманском побережье Tt в 1914-1918, исследовал Кольский залив. По разработан- ^ ному им проекту и при его участии строился Мурманский морской порт. АЯЦКИЙ Владислав Борисович, ведущий со­ трудник Полярного геофизического института, кандидат физико-математических наук. Род. в 1939 в Ленинграде, русский. Окончил радиотехнический техникум и физико- математический факультет Ленинградского университета. Работал техником-конструктором в Ленинграде. В 1958- 1959 служил в армии. С 1967 в Мурманской области в Полярном геофизическом институте. Имеет более 100 на­ учных работ. Один из организаторов и участников первой на Кольском полуострове неформальной общественной организации - Добровольного общества содействия пере- ^ стройке (ДОСП). Возглавлял Апатитскую организацию ДПР. м М-106 “Ленинский комсомол”, подводная лодка Северного флота. Спущена на воду 10.04.1941. Длина 44,5 м, ширина 3,3 м, осадка 2,8 м, скорость в надводном положении 14, под водой - 8 уз., дальность плавания 3440 • миль. Вооружение: два торпедных аппарата, 1 орудие и 2 пулеічета. По железной дороге с юга страны перевезе- . на в Белое море и достраивалась в Северодвинске на средства, собранные молодежью Уральской области. ✓>4.12.1942 прибыла на Северный флот. В Великую Оте­ чественную совершила 3 боевых похода. 5.07.1943 в рай­ оне Варде таранена немецким морским охотником *~Х*‘ 'W. *» ч АЯМОКСА, населенный пункт в устье р. Лямуксы, правом притоке р. Вялы, в 30 км от пос. Умба. Образо­ ван в 1938. Исключен из учетных данных 4.06.1964. Ва­ риант названия: Лямукса. ЛЯПИДЕВСКИЙ Анатолий Васильевич (10.03.1908 - 29.04.1983), полярный летчик, Герой Со­ ветского Союза (20.04.1934). Род. в с. Белая Глина Крас­ нодарского края, русский. Окончил Севастопольскую школу морских летчиков (1928). В 1934 участвовал в спасении челюскинцев. В 1942-1943 руководил полевым ремонтом самолетов 7 Воздушноіі армии, которая дей­ ствовала в Карелии и на Кольском полуострове. После войны в Министерстве авиапромышленности, с 1961 ге­ нерал-майор авиации запаса. Пох. в Москве на Новоде­ вичьем кладбище. ЛЯПЛИЕВ Николай Иванович, в 1967-1986 капитан-директор плавбаз Севрыбхолодфлота. Род. 27.04.1930 в д. Дубровке Смоленской области, русский. В 1946-1947 учился в школе юнг в г. Кронштадте. Окончил Мурманское мо­ реходное училище. В 1947-1953 служил на боевых и вспомогательных кораблях Военно-Морского флота. С 1953 работал третьим, вторым, старшим помощником капитана, капитаном, капнтаном-настав- ником на промысловых судах Мурман- сельди, с 1967 капитан-директор плавбаз Севрыбхолодфлота. С 1986 на пенсии. ЛЯХ Борис Митрофанович, ст. лейтенант, ко­ мандир катера (МО-429) дивизиона малых катеров-охот- нпков за подводными лодками Северного флота, Герой Советского Союза (5.11.1944). Род. 20.07.1918 в г. Туапсе Краснодарского края, русский. Окончил 2 курса Ростов­ ского ггдрометеорологического техникума. В ВМФ с *“1937. Учился в Военно-морском училище связи в г. Ор­ джоникидзе, окончил ВВМУ им. М.В.Фрунзе 0941) . В Великой Отечественной с июня 1941. Со­ вершил 130 боевых походов в море на по­ иск и уничтожение подводных лодок противника, для высадки десантов и раз­ ведгрупп, эскортировал советские и ино­ странные транспортные суда. В октябре 1944 скрытно высадил десант в порту Ли- инахамари. После войны продолжал службу в ВМФ. С 1973 капитан 1 ранга запаса. Жил и работал в Москве. ЛЯХНИЦКИЙ Вал ан Евгеньевич UJ-1217, он же сбросил во время ее погружения глубин­ ные бомбы. Лодка не всплыла. Погибли командир капи­ тан-лейтенант А.С.Самарин и 22 члена экипажа. М-108, подводная лодка Северного флота. Спущена на воду 16.04.1941. Однотипна с М-106. В декабре 1942 по железной дороге перевезена в Белое море и достраи­ валась в Северодвинске. 20.07.1943 вошла в состав Север­ ного флота. Командиры Г.Д.Коваленко, Е.Н.Трофимов, И.И.Юдовип. В Великую Отечественную совершила 3 боевых похода, потопила 1 транспорт противника. В мар­ те 1944 не вернулась с боевого задания, предположитель­ но, потоплена в Сюльте-фьорде. Погибли командир капитан-лейтенант И.И.Юдовин и 22 члена экипажа. М-121, подводная лодка Северного флота. Вошла в строй 10.04.1942. Однотипна с М-106. В мае-июне 1942 с Каспийской флотилии переведена (сначала по Волге, затем железной дорогоіі) в Северодвинск. С 17.06.1942 в составе Северного флота. В Великую Отечественную со­ вершила 2 боевых похода. Не вернулась с боевого зада­ ния в ноябре 1942, предположительно, подорвалась на минах. Погибли командир капитан-лейтенант В.П.Кожа- кин и 20 членов экипажа. М-122, подводная лодка Северного флота. Спущена на воду 12.02.1941. Однотипна с М-106. В конце 1942 пе­ реведена в Северодвинск, где достраивалась. 3.10.1942 вошла в состав Северного флота. В Великую Отечествен­ ную совершила 4 боевых похода, потопила специальное судно и 2 транспорта противника. 14.05.1943 потоплена немецкой авиацией в районе бухты Цып-Наволок. Погиб­ ли командир капитан-лейтенант П.В.Шипин и 21 член экипажа. М-172, подводная лодка Северного флота. Вошла в строіі 11.12.1937. Однотипна с М-106. В мае-июне 1939 в числе дивизиона “малюток” по Беломорско-Балтийско- мѵ каналу переведена из Ленинграда в Полярный. Коман­ диры Й.И.Фпсанович, И. А. Купец. В Великую Отечественную совершила 20 боевых походов, потопила 13 транспортов и сторожевой корабль противника. Не вернулась с боевого задания в октябре 1943, предположи­ тельно, подорвалась на минах. Погибли командир капи­ тан-лейтенант И.А.Купец и 22 члена экипажа. М-173, подводная лодка Северного флота. Вошла в строіі 9.10.1937. Однотипна с М-106. В мае-июне 1937 в числе других судов по Беломорско-Балтийскому каналу переведена из Ленинграда в Полярный. В Великую Оте­ чественную совершила 12 боевых походов, потопила тан­ кер и 2 транспорта противника. Не вернулась с боевого задания в августе 1942, предположительно, подорвалась на минах в районе Варде. Погибли командир капитан- лейтенант В.А.Терехин и 20 членов экипажа. М-174, подводная лодка Северного флота. Вошла в строіі 22.06.1938. Однотипна с М-106. В мае-июне 1939 по Беломорско-Балтийскому каналу переведена из Ленин­ града на Северный флот. Командиры Н.Е.Егоров, И.Е.Сухорученко, А.А.Петров. В Великую Отечествен­ ную совершила 17 боевых походов, потопила транспорт и повредила тральщик противника. Не вернулась с бое­ вого задания в октябре 1943, предположительно, подорва­ лась на минах. Погибли командир капитан-лейтенант И.Е.Сухорученко, заместитель начальника штаба брига­ ды подводных лодок капитан 2 ранга А.А.Петров, нахо­ дившийся на борту, и 23 члена экипажа. М-175, подводная лодка Северного флота. Вошла в строй 29.10.1938. Однотипна с М-106. В мае-июне 1939 по Беломорско-Балтийскому каналу переведена из Ленин­ града на Северный флот. В Великую Отечественную со­ вершила 5 боевых походов. 10.01.1942 была атакована немецкой подлодкоіі U-584 и затонула у полуострова Рыбачий, в координатах 70°09' - 32°50‘ .Погибли коман­ дир капитан-лейтенант М.Л.Мелкадзе и 20 членов экипа­ жа. Это была первая потеря среди подводных лодок Северного флота. М-176, подводная лодка Северного флота. Вошла в строй 1.10.1938. Однотипна с М-106. В мае-июне 1939 по Беломорско-Балтийскому каналу переведена из Ленинг­ рада на Северный флот. В Великую Отечественную со­ вершила 15 боевых походов, потопила 5 транспортов, подводную лодку, повредила миноносец противника. В июле 1942 не вернулась с боевого задания, предположи­ тельно, подорвалась на минах в Варангер-фьорде. Погиб­ ли командир капитан 3 ранга И.Л.Бондаревич и 20 членов экипажа. МАВРА-ГУБА, населенный пункт на берегу губы Мавра у северного пролива Кумужья Салма, между озе­ рами Верхняя и Нижняя Пиренга. Возник в середине 50-х гг. 13.12.1962 исключен из учетных данных. 11 - 17 сентября 1998 года МАГАЗИНЫ, предприятия для продажи произведен­ ных или завезенных промышленных и продовольствен­ ных товаров. Оптовые и розничные. Государственные, кооперативные и частные. В Мурманске наиболее круп­ ные магазины: “Волна” (Пять углов), “Детский мир” (Ленина, 48), “Дом книги” (Книповича, 43), “Мурманск” (Ленина, 28), “Нептун” (Ленина, 74), “Океан” (пр. Кольский, 18), “Художественный салон” (Пять углов;, “Электрон” (Ленина, 23) и др. Крупные магазины име­ ются в Мончегорске, Кнровске, Кандалакше, в других городах и районах области. МАГНЕТИТ, минерал, соединение окиси и закиси железа. Относится к классу безводных окислов. Обычно встречается в виде агрегатов мелких зерен, но может об­ разовывать и октаэдрические кристаллы. Первые выходы железистых кварцитов на Кольском полуострове обнару­ жил отряд АН СССР О. А. Воробьевой в 1931 в При- имандровском районе. В 1956 началась разработка магнетитовых кварцитов Оленегорского месторождения. Промышленные запасы другого крупного месторождения магнетитовых руд, в Ковдорском районе, были подсчита­ ны к 22.06.1941, но война приостановила дальнейшие разведочные работы. Только в 1946 они были утвержде­ ны. В Оленегорске и Ковдоре действуют крупные желе­ зорудные предприятия. Лит. Волошин А., Майстерман С. Минералы Кольс­ кого полуострова. Мурманск , 1983. МАГНЕТИТОВЫЙ ПАДУН, порог на р. Западная Лица, в 6 км от устья. МАГНЕТИТЫ, железнодорожная станция Октябрь­ ской железной дороги в 40 км к югу от Мурманска (до 30-х гг. - разъезд № 76). Названа, по-видимому, по мес­ торождению титано-магнетптовых руд в ее окрестностях. МАГНУС Олаус, шведский ученый. В 1539 издал “Морскую карту и описание северных земель с удиви­ тельными явлениями, в них содержавшимися, старатель- нейше обработанную от Рождества Христова 1539. В Венеции. Иждивением достопочтейнешего Иеронима Квирини, патриарха венецианского”. На ней впервые был изображен Кольский полуостров. Лит. Савельева Е.А. “Морская карта " Олауса Маг­ нуса и ее значение для европейской картографии. В сб. История географических знаний и открытий на Севере Европы. Л., 1973. МАГОМЕДОВА Айшет Ахмедовна, в 70-е гг. актриса Мурманского областного драмтеатра (мать изве­ стного певца Муслима Магомаева). Работала в театрах Барнаула, Улан-Удэ, Чимкента, Архангельска и других городов. На мурманской сцене исполняла роли в спектак­ лях “ Белое платье матери”, “Старомодная комедия”, “Старый новый год” и других. С 70-х гг. в Мурманске живет постоянно. Здесь же работают ее сын Юрий, музы­ кант, и дочь Татьяна, преподаватель музыки. МАГЭ - см. Морская арктическая геологоразведочная экспедиция. МАДОЯН Гурген Шаваршович (28.05.1952- 17.12.1997), капитан-директор на судах Севрыбхолодф­ лота. Род. в с. ГІокр Манташ в Армении, армянин. Окончил Мурманское высшее инженерное морское учи­ лище (1980)' по специальности судовождение на морских путях. Служил в армии, работал машинистом башенно­ го крана на строііках в Кировакане. С 1974, после окон­ чания Ленинградского мореходного училища, ходил в море на судах Севрыбхолодфлота. Был 4. 3. 2 старшим помощником капитана всех типов судов Севрыбхолодф­ лота. С декабря 1991 капи­ тан-директор на плавбазах и транспортных рефрижера­ торах. С мая 1997 работал капитаном флота “Кубань- рыбвода” в Краснодаре. В конце года возвратился в Мурманск. Трагически погиб на транспортном судне “Ка­ питан Лазарев” во время заг­ раничного рейса. МАЗАВИН Степан Григорьевич, член испол­ кома Мурманского Совдепа и ревкома в 1918-1920 гг. С 1919 работал на строительстве Мурманской железной до­ роги. Большевик с 1917. Арестован интервентами и 3.07.1918 заключен в тюрьму. Освобожден 21.02.1920 восставшими мурманскими солдатами и рабочими. В 1920 член оргбюро по созданию Мурманской партийной орга­ низации. В марте 1920 выехал в Петроград. Дальнейшая судьба неизвестна. ЛЯМ - М А З

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz