Рыбный Мурман. 1998 г. Сентябрь.

Факт и комментарий ...К а к р ы б е т н т и к Изобретательность чиновников поисти- не беспредельна. И хотя всякий раз цель ее - максимально опустошить наши с вами карманы, авторы наряжают идею в наря­ ды самые красивые. Любое столичное новшество несет про­ стым гражданам очередную напасть. О се­ годняшней ситуации в стране просто нет желания размышлять, настолько она аб­ сурдна и тяжела. На этом фоне еще одно изобретение московских чиновников вку­ пе с учеными кажется довольно скром­ ным. Речь идет о ветеринарном контроле рыбопродукции. Год назад Министерство сельского хозяй­ ства и продовольствия издало приказ, со­ гласно которому ветеринарная инспекция стала проверять вывозимую из рыбного порта продукцию и выдавать на нее соответ­ ствующий документ. И ни одна машина, будь на ее борту 50 кг или 10 тонн рыбы, не выйдет из порта без такого сертификата. Это «удовольствие» обходится тем, кто ве­ зет груз, в такие суммы: если машина сле­ дует за пределы области - 167 рублей, в пределах области - 63 рубля. Сегодня здесь цены еще не повысили, но кто знает, что бу­ дет завтра. Какова польза от сертификата? О, вели­ кая! Новые контролеры пекутся о нашем с вами здоровье. Вот почему услуга платная. Это - наряд для идеи. А по сути - ситуация довольно странная. Ведь каждый кило­ грамм рыбопродукции еще до приезда к проходной рыбного порта защищен, во-пер­ вых, сертификатом соответствия, выданным центром стандартизации и метрологии, - куда уж выше! Во-вторых, гигиеническим сертификатом, выданным тем же центром. В-третьих, санитарным сертификатом от Северной санитарной инспекции. В-четвер­ тых, удостоверением качества, выданным технологом судна-изготовителя. Так вот, всех этих бумаг, оказывается, мало. А что же предшествует выдаче ветери­ нарного сертификата? Небось, сложная си­ стема анализов рыбы? Ничуть не бывало. Обычно машина утром приезжает в порт, к вечеру ее уже след простыл. А для проведе­ ния анализа нужно как минимум дефрости- ровать (разморозить) рыбу. Это сутки. Кто же станет сутки простаивать? А потому до­ кумент выдается... Выдается - и все тут. Если продукция следует из-за границы, на нее обязательно есть «ихнее» ветеринар­ ное свидетельство. Но, как вы понимаете, заграница нам не указ, а потому ветеринар­ ная служба в порту этот документ забирает, берет с везущего груз 167 или 63 рубля и выдает свою бумажку. Потраченные на сию процедуру денежки, естественно, будут включены в стоимость рыбы на прилавке. А нам, покупателям, только этого как раз и не хватает... А теперь - очередной виток развития идеи. В июне научно-технический совет Минсельхозпрода принял постановление. В нем, в частности, идет речь о разработке правил ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы и морепродуктов. Эти правила будут включены в нормативную документацию «по организации государственного ветери­ нарного надзора и контроля при добыче, переработке, хранении и реализации рыбы...» На недавнем заседании у заместителя гу­ бернатора Юрия Мясникова обсуждалось это нововведение. Флотоводцы и на этот раз ничего не могут изменить. Они уже на­ учены горьким опытом: написано столич­ ным пером... Приказы не обсуждают, их выполняют путем бесконечного вытряхива­ ния собственных (флотских) кошельков в пользу авторов и исполнителей чудо-доку­ ментов. Так происходит, например, с до­ рожным налогом, когда флоты, не имея ни одной грузовой машины, платят огромные деньги в дорожный фонд. Пытались бороть­ ся всем бассейном - результат нулевой. Да примеров-то - на каждом шагу. И ветеринары со временем развернутся по полной схеме. Ведь, как они говорят, на Западе такая служба существует, стало быть, и нам надо. Только на Западе не тре­ буется предъявлять еще и сертификаты с удостоверениями. Впрочем, ученым и боль­ шим начальникам видней. Вот когда мы покушаем качественную рыбку! А то едим сами не знаем что... Инна БЕРЕЗЮК. В судьбе Анатолия Никола­ евича Сахарова была лю­ бопытная историческая параллель с жизнью его отца Ни­ колая Максимовича, который служил штурманом на «Святом Фоке» у Г. Я. Седова во время известной экспедиции к Северно­ му полюсу. После гибели Георгия Яковле­ вича, покинувшего борт шхуны для пешего похода к своей цели, штурман самостоятельно привел «Фоку» от Земли Франца-Иосифа в Архангельск. Позже он участво­ вал в Карских экспедициях 20-х годов, плавал на судах Северного морского пароходства. Под стать отцу и сын - Анато­ лий быстро мужал. С юности хо­ дивший в море, он рано стал капитаном. Наиболее же яркие страницы жизни Анатолия Нико­ лаевича связаны с пароходом «Сталинград», на котором в числе других судов он участвовал в спа­ сении «Георгия Седова», беспо­ мощно дрейфовавшего зимой 1940 года в Гренландском море. Сквозь тяжелые январские льды «Сталин­ град», руководимый А. Н. Саха­ ровым, без помощи ледоколов пробился к «Седову», доставив драгоценный уголь для опустев­ ших его бункеров. внутренняя собранность, готов­ ность к разумным волевым дей­ ствиям и прочее, что суммируется в емком слове «лич­ ность»! Образно говоря, безупречным рейсом длиной в целую жизнь оправдал он это весомое понятие. Сколько морских дорог, судов и людских судеб было доверено ему - и все заканчивалось благо­ получно. За единственным ис­ ключением - плаванием в том 18-м конвое из сорока транспор­ тов - одном из самых крупных союзнических караванов за годы войны. И сравнительно удачли­ вом, потому что три четверти су­ дов благополучно прибыли в конечный пункт назначения - Ар­ хангельск. Кстати, родной город А. Н. Сахарова. Но как раз ему- то не повезло, как и десятку дру­ гих капитанов, чьи суда пошли на дно в огне вражеских атак с воздуха и с моря - из-под воды... Погиб и «Сталинград». От ко­ варного удара фашистской торпе­ ды, неотвратимость которого от капитана парохода уже не зави­ села. А вот трагические послед­ ствия он свел к нулю. Во всяком случае, для спасения людей сде­ лал все что мог, как положено по морскому уставу. Погибли от взрыва лишь вахтенные машини- Ретро Строптивый КАПИТАН Известно, с какой правитель­ ственной щедростью осыпались медалями и орденами все спаса­ тели в той полярноіі эпопее, воз­ главлявшейся самим И. Д. Папаниным. Даже - если кто-то был причастен к ней хотя бы косвенно. Но только не капитан и экипаж «Сталинграда», кото­ рые в кромешной тьме полярной ночи и при штормовой погоде выполнили рейс успешно. Более того, начальственным приказом уважаемого Ивана Дмитриевича А. Н. Сахаров был освобожден от капитанства и уволен из Глав- севморпути. Папанин, надо отметить, и прежде недолюбливал Сахарова за его прямой и независимый ха­ рактер. А в той ледовоіі опера­ ции не исключено, что. подчиненный пошел на излишний риск, когда начальству, возмож­ но, виделся вариант более безо­ пасный. Теперь судить трудно. Хотя и Анатолия Николаевича можно понять: капитан проби­ вался на выручку «Георгия Седо­ ва», чье имя свято было для его отца, а стало быть - и для сына штурмана знаменитого полярни­ ка. При большом мореходном опыте Сахарова его дерзость в рейсе могла быть вполне взве­ шенной. Но и Папанин вскоре взвесил все «за» и «против» своего под­ чиненного и через полгода вос­ становил Анатолия Николаевича в прежней должности. Забегая вперед, скажу, что ка­ питан Сахаров до конца дней своих пронес репутацию безоши­ бочного морехода. В дни войны его «Сталинград» не случайно шел в иервоіі колонне кораблей походного ордера союзнического конвоя, сформированного вслед за трагическим конвоем РО-17. На борту парохода, кроме груза оружия, были пассажиры, в том числе господа иностранные и ра­ ботники дипломатического кор­ пуса. П о словесному портрету моря­ ка и писателя Константина Бадигина из его книги «На морских дорогах», Анатолий Ни­ колаевич был невысокого роста, худощав и черноволос. Но было в нем что-то, что внушало дове­ рие окружающим. Наверное, все­ гдашняя подтянутость, сты и кочегары, ибо удар при­ шелся по угольным отсекам ма­ шинного отделения. Пароход погружался кормой. Капитан, внешне сохраняя хладнокровие, четко командовал размещением пассажиров, затем членов экипа­ жа на спущенные на воду шлюп­ ки, прочие плавсредства. При этом до последнего момента дер­ жал радиосвязь с кораблями эс­ корта. Наконец капитан остался один на тонущем судне, когда над морской поверхностью тор­ чал только нос парохода. А там - реял флаг Родины. Скользя по сильно накренившейся палубе, перехватываясь за поручни, он добрался к древку. И сняв с него моряцкую святыню, лишь тогда кинулся в крутые волны холод­ ных вод, спасаясь вплавь. А па­ роход его канул в пучину... Героические действия советс­ кого капитана наблюдались с линкора «Дьюк оф Йорк» не только членами экипажа, но лич­ но английским адмиралом Фрезе­ ром, командовавшим этим союзническим конвоем. Кроме того, с английского корвета весь эпизод с тонущим «Сталингра­ дом» заснял британский военный корреспондент. Впоследствии эта пленка попа­ ла на просмотр не только членам правительства Англии, но как будто и самому королю Георгу VI. Восхищенные мужественной выдержкой и патриотизмом рус­ ского человека, они приняли ре­ шение наградить его орденским крестом «За боевые заслуги»! Легенда это или все так и про­ исходило - не в том суть. Но два года спустя, в мае 1944 года, в газете «Правда» был опублико­ ван список солдат, офицеров, командиров высшего состава Красной Армии, а также советс­ ких моряков, награжденных ор­ денами ' и медалями Великобритании. В их числе был назван и капитан погибшего па­ рохода «Сталинград» А. Н. Са­ харов. Н о до сего приятного факта герой наш претерпел немало передряг. От своих властей. Англичане-то отнеслись к нему должным образом, начиная с мо­ мента, когда Анатолия Николаеви­ ча из морской купели извлек британский миноносец. По адми­ ральскому приказу Фрезера наше,- му капитану вверили как много­ опытному лоцману корвет английского эскорта, который Са­ харов и привел благополучно в Архангельск. В родном же городе начальство ошарашило его, что называется, в лоб: - Ты почему вернулся без паро­ хода?.. Предлагали и от английской на­ грады отказаться. Дело в том, что сей солидный орден (кстати, из чистого серебра, на лицевой сторо­ не креста изображена корона, а под ней - монограмма Георга VI) в самой Великобритании дает его владельцу немалое ежемесячное пособие и... право на дворянское звание! Так вот, чтобы отмести подозре­ ния архангельского своего началь­ ства в корысти, Сахаров твердо сказал: «Валюта мне не нужна!». А на предложение вообще отка­ заться от ордена упрямыіі капитан заявил: «Оставлю его просто на память». Супруга его как женщи­ на более осторожная всполоши­ лась,' опасаясь за судьбу мужа. Но тот с прежней твердостью рассуж­ дал так: «Ну и пусть даже-лишат меня капитанства, но тельняшку-то моряка никто не отберет!». В об­ щем, власти оставили Сахарова в покое, однако в загранплавания больше не пущали. Л ишь один раз в его жизни иностранная награда все- таки сослужила ему доб­ рую службу. В качестве лоцмана заводил он в порт английский корабль.Погода творилась сквер­ ная. Сахаров задержался на мос­ тике и, опаздывая к ужину, поспешил явиться в каюткомпа- нию. Скинув на ходу только про­ мокшую куртку, он предстал обществу господ офицеров в зау­ рядном грубошерстном свитере. За рабочую форму одежды он получил замечание английского капитана. Сахаров с легким по­ клоном извинился и удалился в свою каюту. Довольно скоро он вернулся - подтянутый и обла­ ченный, как положено, в костюм и при галстуке. А на отвороте пиджака у этого небольшого ро­ ста человека посверкивал массив­ ный серебряный крест ордена, весьма чтимого в британском об­ ществе... У офицеров от такой неожи­ данности сначала вытянулись лица. А затем вслед за почти­ тельно вставшим из-за стола ка­ питаном корабля сами они все вытянулись «во фрунт», застыв, как по команде «Смирно!». Не­ мая сцена, возникшая в свою очередь неожиданно для россий­ ского лоцмана, явно затягива­ лась, и Анатолий Николаевич сообразил, что без разрешения его, героя Королевства Великоб­ ритании, англичане теперь за стол не сядут. Он тотчас как можно любезнее произнес: «Бла­ годарю за внимание, господа. Прошу садиться». Такими оказались истинно ан­ глийская вежливость и дань ува­ жения к заслугам иноземца. А у нас А. Н. Сахаров в послевоен­ ное время ни разу не получил в свое капитанство ни одного хоть мало-мальски приличного судна. Плавал все чаще на каботажных, развозил прозаические грузы по неласковым северным побережь­ ям. Но на судьбу не сетовал. Как человек поистине русского терпе­ ния все принимал так, как уж складывалось. И скончался он достойно настоящего моряка: в пути, на Диксоне, куда сделал заход его пароходик «Кировог­ рад» - последнее судно, которым тогда он командовал. Но в музее Северного морско­ го пароходства на одноіі из вит­ рин тихо лучится серебром его орден. А обратная сторона награ­ ды, пусть по-английски, но вечно хранит в гравировке имя его: «Капитан А. Н. Сахарою. Паро­ ход «Сталинград», 1943 год». Владимир СМИРНОВ-ВЛАДОВ. г. Североморск. ООО "Производстве реш ж зу - КОНСЕ "Печень трески і банка №3 (т - ОКУНЬ -ТРЕСКУ с тел. 52 -( п е а п п з ѵ е т с е п ь а ь ёзтпз ( п п о с е п в ы ) Si з т а кж е в в а і. П е ш в я п & АО( СЕМГА выси ДОПОЛНИ ТЕЛЬН АЯ ПР по адресу: у л . П олгорна тел. z 8-7о-53 Сс 9 *оо АО 1 (т ерритория машиност ЗАМОРОЖЕННАЯП 8 руб. 60 коп. -18 ру сливочное моро; Все продукты из h Доставка по горос Продукция сортифицирова Лицензия МУО №022414, вь Приглаі к сотрудни1 рекламы: агентов молоды коммуникаб< юношей и д і Тел, 45-3: Професси 11 - 17 сент

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz