Рыбный Мурман. 1998 г. Сентябрь.
Факт и комментарий ...К а к р ы б е т н т и к Изобретательность чиновников поисти- не беспредельна. И хотя всякий раз цель ее - максимально опустошить наши с вами карманы, авторы наряжают идею в наря ды самые красивые. Любое столичное новшество несет про стым гражданам очередную напасть. О се годняшней ситуации в стране просто нет желания размышлять, настолько она аб сурдна и тяжела. На этом фоне еще одно изобретение московских чиновников вку пе с учеными кажется довольно скром ным. Речь идет о ветеринарном контроле рыбопродукции. Год назад Министерство сельского хозяй ства и продовольствия издало приказ, со гласно которому ветеринарная инспекция стала проверять вывозимую из рыбного порта продукцию и выдавать на нее соответ ствующий документ. И ни одна машина, будь на ее борту 50 кг или 10 тонн рыбы, не выйдет из порта без такого сертификата. Это «удовольствие» обходится тем, кто ве зет груз, в такие суммы: если машина сле дует за пределы области - 167 рублей, в пределах области - 63 рубля. Сегодня здесь цены еще не повысили, но кто знает, что бу дет завтра. Какова польза от сертификата? О, вели кая! Новые контролеры пекутся о нашем с вами здоровье. Вот почему услуга платная. Это - наряд для идеи. А по сути - ситуация довольно странная. Ведь каждый кило грамм рыбопродукции еще до приезда к проходной рыбного порта защищен, во-пер вых, сертификатом соответствия, выданным центром стандартизации и метрологии, - куда уж выше! Во-вторых, гигиеническим сертификатом, выданным тем же центром. В-третьих, санитарным сертификатом от Северной санитарной инспекции. В-четвер тых, удостоверением качества, выданным технологом судна-изготовителя. Так вот, всех этих бумаг, оказывается, мало. А что же предшествует выдаче ветери нарного сертификата? Небось, сложная си стема анализов рыбы? Ничуть не бывало. Обычно машина утром приезжает в порт, к вечеру ее уже след простыл. А для проведе ния анализа нужно как минимум дефрости- ровать (разморозить) рыбу. Это сутки. Кто же станет сутки простаивать? А потому до кумент выдается... Выдается - и все тут. Если продукция следует из-за границы, на нее обязательно есть «ихнее» ветеринар ное свидетельство. Но, как вы понимаете, заграница нам не указ, а потому ветеринар ная служба в порту этот документ забирает, берет с везущего груз 167 или 63 рубля и выдает свою бумажку. Потраченные на сию процедуру денежки, естественно, будут включены в стоимость рыбы на прилавке. А нам, покупателям, только этого как раз и не хватает... А теперь - очередной виток развития идеи. В июне научно-технический совет Минсельхозпрода принял постановление. В нем, в частности, идет речь о разработке правил ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы и морепродуктов. Эти правила будут включены в нормативную документацию «по организации государственного ветери нарного надзора и контроля при добыче, переработке, хранении и реализации рыбы...» На недавнем заседании у заместителя гу бернатора Юрия Мясникова обсуждалось это нововведение. Флотоводцы и на этот раз ничего не могут изменить. Они уже на учены горьким опытом: написано столич ным пером... Приказы не обсуждают, их выполняют путем бесконечного вытряхива ния собственных (флотских) кошельков в пользу авторов и исполнителей чудо-доку ментов. Так происходит, например, с до рожным налогом, когда флоты, не имея ни одной грузовой машины, платят огромные деньги в дорожный фонд. Пытались бороть ся всем бассейном - результат нулевой. Да примеров-то - на каждом шагу. И ветеринары со временем развернутся по полной схеме. Ведь, как они говорят, на Западе такая служба существует, стало быть, и нам надо. Только на Западе не тре буется предъявлять еще и сертификаты с удостоверениями. Впрочем, ученым и боль шим начальникам видней. Вот когда мы покушаем качественную рыбку! А то едим сами не знаем что... Инна БЕРЕЗЮК. В судьбе Анатолия Никола евича Сахарова была лю бопытная историческая параллель с жизнью его отца Ни колая Максимовича, который служил штурманом на «Святом Фоке» у Г. Я. Седова во время известной экспедиции к Северно му полюсу. После гибели Георгия Яковле вича, покинувшего борт шхуны для пешего похода к своей цели, штурман самостоятельно привел «Фоку» от Земли Франца-Иосифа в Архангельск. Позже он участво вал в Карских экспедициях 20-х годов, плавал на судах Северного морского пароходства. Под стать отцу и сын - Анато лий быстро мужал. С юности хо дивший в море, он рано стал капитаном. Наиболее же яркие страницы жизни Анатолия Нико лаевича связаны с пароходом «Сталинград», на котором в числе других судов он участвовал в спа сении «Георгия Седова», беспо мощно дрейфовавшего зимой 1940 года в Гренландском море. Сквозь тяжелые январские льды «Сталин град», руководимый А. Н. Саха ровым, без помощи ледоколов пробился к «Седову», доставив драгоценный уголь для опустев ших его бункеров. внутренняя собранность, готов ность к разумным волевым дей ствиям и прочее, что суммируется в емком слове «лич ность»! Образно говоря, безупречным рейсом длиной в целую жизнь оправдал он это весомое понятие. Сколько морских дорог, судов и людских судеб было доверено ему - и все заканчивалось благо получно. За единственным ис ключением - плаванием в том 18-м конвое из сорока транспор тов - одном из самых крупных союзнических караванов за годы войны. И сравнительно удачли вом, потому что три четверти су дов благополучно прибыли в конечный пункт назначения - Ар хангельск. Кстати, родной город А. Н. Сахарова. Но как раз ему- то не повезло, как и десятку дру гих капитанов, чьи суда пошли на дно в огне вражеских атак с воздуха и с моря - из-под воды... Погиб и «Сталинград». От ко варного удара фашистской торпе ды, неотвратимость которого от капитана парохода уже не зави села. А вот трагические послед ствия он свел к нулю. Во всяком случае, для спасения людей сде лал все что мог, как положено по морскому уставу. Погибли от взрыва лишь вахтенные машини- Ретро Строптивый КАПИТАН Известно, с какой правитель ственной щедростью осыпались медалями и орденами все спаса тели в той полярноіі эпопее, воз главлявшейся самим И. Д. Папаниным. Даже - если кто-то был причастен к ней хотя бы косвенно. Но только не капитан и экипаж «Сталинграда», кото рые в кромешной тьме полярной ночи и при штормовой погоде выполнили рейс успешно. Более того, начальственным приказом уважаемого Ивана Дмитриевича А. Н. Сахаров был освобожден от капитанства и уволен из Глав- севморпути. Папанин, надо отметить, и прежде недолюбливал Сахарова за его прямой и независимый ха рактер. А в той ледовоіі опера ции не исключено, что. подчиненный пошел на излишний риск, когда начальству, возмож но, виделся вариант более безо пасный. Теперь судить трудно. Хотя и Анатолия Николаевича можно понять: капитан проби вался на выручку «Георгия Седо ва», чье имя свято было для его отца, а стало быть - и для сына штурмана знаменитого полярни ка. При большом мореходном опыте Сахарова его дерзость в рейсе могла быть вполне взве шенной. Но и Папанин вскоре взвесил все «за» и «против» своего под чиненного и через полгода вос становил Анатолия Николаевича в прежней должности. Забегая вперед, скажу, что ка питан Сахаров до конца дней своих пронес репутацию безоши бочного морехода. В дни войны его «Сталинград» не случайно шел в иервоіі колонне кораблей походного ордера союзнического конвоя, сформированного вслед за трагическим конвоем РО-17. На борту парохода, кроме груза оружия, были пассажиры, в том числе господа иностранные и ра ботники дипломатического кор пуса. П о словесному портрету моря ка и писателя Константина Бадигина из его книги «На морских дорогах», Анатолий Ни колаевич был невысокого роста, худощав и черноволос. Но было в нем что-то, что внушало дове рие окружающим. Наверное, все гдашняя подтянутость, сты и кочегары, ибо удар при шелся по угольным отсекам ма шинного отделения. Пароход погружался кормой. Капитан, внешне сохраняя хладнокровие, четко командовал размещением пассажиров, затем членов экипа жа на спущенные на воду шлюп ки, прочие плавсредства. При этом до последнего момента дер жал радиосвязь с кораблями эс корта. Наконец капитан остался один на тонущем судне, когда над морской поверхностью тор чал только нос парохода. А там - реял флаг Родины. Скользя по сильно накренившейся палубе, перехватываясь за поручни, он добрался к древку. И сняв с него моряцкую святыню, лишь тогда кинулся в крутые волны холод ных вод, спасаясь вплавь. А па роход его канул в пучину... Героические действия советс кого капитана наблюдались с линкора «Дьюк оф Йорк» не только членами экипажа, но лич но английским адмиралом Фрезе ром, командовавшим этим союзническим конвоем. Кроме того, с английского корвета весь эпизод с тонущим «Сталингра дом» заснял британский военный корреспондент. Впоследствии эта пленка попа ла на просмотр не только членам правительства Англии, но как будто и самому королю Георгу VI. Восхищенные мужественной выдержкой и патриотизмом рус ского человека, они приняли ре шение наградить его орденским крестом «За боевые заслуги»! Легенда это или все так и про исходило - не в том суть. Но два года спустя, в мае 1944 года, в газете «Правда» был опублико ван список солдат, офицеров, командиров высшего состава Красной Армии, а также советс ких моряков, награжденных ор денами ' и медалями Великобритании. В их числе был назван и капитан погибшего па рохода «Сталинград» А. Н. Са харов. Н о до сего приятного факта герой наш претерпел немало передряг. От своих властей. Англичане-то отнеслись к нему должным образом, начиная с мо мента, когда Анатолия Николаеви ча из морской купели извлек британский миноносец. По адми ральскому приказу Фрезера наше,- му капитану вверили как много опытному лоцману корвет английского эскорта, который Са харов и привел благополучно в Архангельск. В родном же городе начальство ошарашило его, что называется, в лоб: - Ты почему вернулся без паро хода?.. Предлагали и от английской на грады отказаться. Дело в том, что сей солидный орден (кстати, из чистого серебра, на лицевой сторо не креста изображена корона, а под ней - монограмма Георга VI) в самой Великобритании дает его владельцу немалое ежемесячное пособие и... право на дворянское звание! Так вот, чтобы отмести подозре ния архангельского своего началь ства в корысти, Сахаров твердо сказал: «Валюта мне не нужна!». А на предложение вообще отка заться от ордена упрямыіі капитан заявил: «Оставлю его просто на память». Супруга его как женщи на более осторожная всполоши лась,' опасаясь за судьбу мужа. Но тот с прежней твердостью рассуж дал так: «Ну и пусть даже-лишат меня капитанства, но тельняшку-то моряка никто не отберет!». В об щем, власти оставили Сахарова в покое, однако в загранплавания больше не пущали. Л ишь один раз в его жизни иностранная награда все- таки сослужила ему доб рую службу. В качестве лоцмана заводил он в порт английский корабль.Погода творилась сквер ная. Сахаров задержался на мос тике и, опаздывая к ужину, поспешил явиться в каюткомпа- нию. Скинув на ходу только про мокшую куртку, он предстал обществу господ офицеров в зау рядном грубошерстном свитере. За рабочую форму одежды он получил замечание английского капитана. Сахаров с легким по клоном извинился и удалился в свою каюту. Довольно скоро он вернулся - подтянутый и обла ченный, как положено, в костюм и при галстуке. А на отвороте пиджака у этого небольшого ро ста человека посверкивал массив ный серебряный крест ордена, весьма чтимого в британском об ществе... У офицеров от такой неожи данности сначала вытянулись лица. А затем вслед за почти тельно вставшим из-за стола ка питаном корабля сами они все вытянулись «во фрунт», застыв, как по команде «Смирно!». Не мая сцена, возникшая в свою очередь неожиданно для россий ского лоцмана, явно затягива лась, и Анатолий Николаевич сообразил, что без разрешения его, героя Королевства Великоб ритании, англичане теперь за стол не сядут. Он тотчас как можно любезнее произнес: «Бла годарю за внимание, господа. Прошу садиться». Такими оказались истинно ан глийская вежливость и дань ува жения к заслугам иноземца. А у нас А. Н. Сахаров в послевоен ное время ни разу не получил в свое капитанство ни одного хоть мало-мальски приличного судна. Плавал все чаще на каботажных, развозил прозаические грузы по неласковым северным побережь ям. Но на судьбу не сетовал. Как человек поистине русского терпе ния все принимал так, как уж складывалось. И скончался он достойно настоящего моряка: в пути, на Диксоне, куда сделал заход его пароходик «Кировог рад» - последнее судно, которым тогда он командовал. Но в музее Северного морско го пароходства на одноіі из вит рин тихо лучится серебром его орден. А обратная сторона награ ды, пусть по-английски, но вечно хранит в гравировке имя его: «Капитан А. Н. Сахарою. Паро ход «Сталинград», 1943 год». Владимир СМИРНОВ-ВЛАДОВ. г. Североморск. ООО "Производстве реш ж зу - КОНСЕ "Печень трески і банка №3 (т - ОКУНЬ -ТРЕСКУ с тел. 52 -( п е а п п з ѵ е т с е п ь а ь ёзтпз ( п п о с е п в ы ) Si з т а кж е в в а і. П е ш в я п & АО( СЕМГА выси ДОПОЛНИ ТЕЛЬН АЯ ПР по адресу: у л . П олгорна тел. z 8-7о-53 Сс 9 *оо АО 1 (т ерритория машиност ЗАМОРОЖЕННАЯП 8 руб. 60 коп. -18 ру сливочное моро; Все продукты из h Доставка по горос Продукция сортифицирова Лицензия МУО №022414, вь Приглаі к сотрудни1 рекламы: агентов молоды коммуникаб< юношей и д і Тел, 45-3: Професси 11 - 17 сент
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz