Рыбный Мурман. 1998 г. Октябрь.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ К О Л Ь С К О Г О ^ » т ВЫПУСК № 27 МУРМАНСКИЙ ТУНДРОВЫЙ ЗАКАЗНИК , образован 17.07.1987. МУРМАНСКИМ УЕЗД, выделен в 1921 из Архан­ гельской губернии. МУРМАНСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ, учебное заведение, созданное для подготовки педагогичес­ ких кадров начальных и семилетних школ. Занятия на­ чались 2.09.1939. Дипломы учительского института не давали права преподавания предметов в старших классах средней школы. В связи с этим в 1956 на базе Учительс­ кого института был создан Мурманский государственный педагогический институт (см.), который стал готовить кадры для любых школ Мурманской области и других се­ веро-западных областей России. МУРМАНСКИЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ ГОС СТАНДАРТА РОССИИ. Создан в 1935 году как от­ деление Ленинградской палаты мер и весов с функциями государственного контроля и надзора. Теперь это круп­ нейший сертификационный и испытательный центр Севе­ ро-Запада России. Развитая метрологическая база ЦСМ позволяет осуществлять поверку, калибровку и техничес­ кое обслуживание средств измерений по всем видам из­ мерений, а также сертификацию продукции, услуг и систем качества. Метрологическим надзором охваче­ ны все сферы хозяйственной деятельности региона, осуще­ ствляются аккредитации метро­ логических служб предприятий. Оснащение лабораторного ком­ плекса позволило в декабре 1997 года пять лабораторий ЦСМ преобразовать в единый испытательный центр продук­ ции, сырья и материалов. В состав Мурманского ЦСМ входят семь аккредитиро­ ванных органов по сертификации продукции, услуг и систем качества, имеющих в своем составе 29 аттестован­ ных экспертов, которые проводят независимую эксперти­ зу продукции и услуг на соответствие обязательным требованиям стандартов, обеспечивая защиту интересов государства и потребителей. Активизируются деловые связи с промышленными компаниями Скандинавии и Европы. Географическое положение Мурманской облас­ ти, развитая инфраструктура, современная испытательная база МЦСМ, использование сетевых технологий, вклю­ чая Интернет, профессиональный уровень специалистов обеспечивают конкурентоспособность центра на междуна­ родном рынке сертификационных услуг. Мурманский ЦСМ - соучредитель Мурманского пред­ ставительства Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебной) Госстандарта России, которое является базовым центром региона для повышения квали­ фикации руководителей и специалистов предприятий и организаций в области стандартизации, метрологии, сер­ тификации, управлении качеством. МУРМАНСКИЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ВО З ­ ДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ , одно из четырех пред­ приятий, образовавшихся после акционирования Мурманского авиаотряда (наравне с ". Мурманскими авиалиниями”, агентством Кола-ТАВС и Мурманским аэропортом - см). Взлетно-посадочная полоса осталась в федеральной собственности. МУРМАНСКИМ ПОРТОВИКАМ , ПОГИБ ­ ШИМ НА ТРУДОВЫХ ПОСТАХ^ В ГОДЫ ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ в о и н ы , памят­ ник. Открыт на территории Мурманского морского тор­ гового порта. Авторы - Г. Глухих, А. Антонов. МУРМАНСКОЕ БЮ РО ПОГОДЫ, создано в де­ кабре 1932. МУРМАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (МВИМУ), учебное заведе­ ние для подготовки командных кадров рыбного хозяй­ ства. Открыто в Мурманске 1.09.1950. Преобразовано в 1992 в Мурманскую государственную Академию рыбо­ промыслового флота (см .), 16.02.1996 - в Мурманский государственный техниче^ш. университет (МГТУ). МУРМАНСКОЕ КНИЖ НОЕ И ЗДАТЕЛЬ ­ СТВО, государственное книгоиздательское предприятие. Создано 28.11.1957. В первый год выпустило 6 книг и 1 брошюру тиражом около 15 тыс. экземпляров. В после­ дующее время ежегодно выходило до 35 названий книг общим тиражом около 1 млн. экземпляров. Издавалась художественная, техническая, научно-популярная литера­ тура, книги для детей. Популярными стали серии “Города и районы Кольского полуострова”, “Не просто имя - био­ графия страны”. Здесь были изданы такие значительные работы, как книги И. Ф. Ушакова “Земля Кольская” и А. А. Киселева “Родное Заполярье”. Своей полиграфи­ ческой базы издательство не имело, книги печатались в типографиях и полиграфических комбинатах Мурманска и других городов. Всего выпущено 1500 названий'книг общим тиражом 30 млн. экземпляров. В рыночную эко­ номику издательство не вписалось и в 1995 фактически прекратило свое существование. На его базе в 1996 созда­ но частное издательство, сохранившее прежнее название - Мурманское областное книжное издательство. МУРМАНСКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ, образовано в 1945 на базе Мурманского морского рыбо­ промышленного техникума, открытого в Мурманске в 1932. Готовило кадры специалис­ тов для судов дальнего плава­ ния. В 1989 преоб­ разовано в Мурманский морс­ кой колледж ( см.) ___ МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО. Создано в соответствии с постановлением Экономическо­ го совета при СНК СССР и приказом наркома морского флота СССР С.С.Дукельского от 23.09.1939 “Об органи­ зации государственного морского сухогрузного и пасса­ жирского пароходства” (МГМП). Были переданы ему торговыіі порт, судоремонтный завод, а также из Балтий­ ского и Северного пароходства сухогрузы “Андре Мар­ ти” , “Вишера” , “Вытегра”, “Кама” , “Мета”, “Пролетарий”, “Спартак”, “Унега”, “Шелонь”, грѵзо-пас- сажнрские “Герцен”, “Сосновец”, “Субботник”. (К кон­ цу Великой Отечественной воііны остались три из них - “Мурманск” , “Сосновец” и “Спартак”, а в пароходстве работало всего 230 человек.) В течение двух лет поступи­ ли ледоколы “Ермак”, “Ленин”, “И. Сталин”, ледоколь­ ные пароходы “Ф. Литке”, “А. Сибиряков”, “Г. Седов”, “Дежнев”, “Леваневский”, “Прончищев”, танкер “Ненец” и другие суда. В 1940 новое пароходство располагало уже 37 судами. Мурманск стал базой Арктического и ледо­ кольного флотов. Отсюда отправлялись в плавания по Северному морскому пути ледоколы и ледокольные паро­ ходы “А. Сибиряков”, “Дежнев”. Пароходство обслужи­ вало линии Мурманск - Архангельск, Мурманск - Дудинка - Игарка, Мурманск - Шпицберген. Во время Великой Отечественной войны большинство судов пароходства участвовало в доставке вооружения и боеприпасов из портов США, Канады, Исландии по ленд- лизу. Многие из них погибли под ударами немецкой авиа­ ции, подводных лодок и надводных кораблеіі противника. После Великой Отечественной войны пароходство по­ полнялось новыми судами усиленного ледового класса типа “Лена”,' “Амгуэма” и др. 25.06.1953 были объедине­ ны Мурманское и Архангельское арктические пароход­ ства и Мурманская морская контора Главсевморпути. В середине 50-х гг. дизель-электроходы “Обь” и “Лена” ре­ гулярно совершали рейсы в Антарктиду. 5.05.1960 в Мур­ манск прибыл первый в мире атомный ледокол “Ленин”. В следующем году он вышел на трассы Северного морс­ кого пути. В 1964 открылась международная линия “Арктик- Лайн” между портами Европы и Канады. “Золотую трость”, награду капитану судна, первому пришедшему в Новом году в Монреаль, получали мурманские капитаны Р. Б. Игрицкий, Э. И. Купри, А. Ф. Пинежанинов, С. М. Пустовой, М. К. Сиськов. В пароходстве работали и еще трудятся 19 Героев Советского Союза, 8 Героев Соц- труда, 7 лауреатов Государственных премий, немало зас­ луженных работников морского транспорта. В дальнейшем флот пароходства пополнялся ледоколами типа “Капитан Сорокин”, транспортными судами типа “Дмитрий Донской”, судами усиленного ледового клас­ са типа “Норильск”, дизель-электроходами, атомными ледоколами. С 15.01.1993 - акционерное общество. Имеет 10 ледоколов, из них 8 с ядерными реакторами ( “Аркти­ ка”, “Вайгач”, “Ленин”, “Россия”, “Сибирь”, “Советский Союз”, “Таймыр”, “Ямал”). В 1997 Мурманскому морскому пароходству - первой в России мореходной компании - вручен документ, под­ тверждающий ее соответствие требованиям Международ­ ного кодекса по управлению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения (МКУБ). Лит. Мурманское пароходство. Мурманск, 1968. Чесноков И. От Арктики до Антарктики. Мурманск, 1979. МУРМАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, одно из двух важнейших направлений (Мурманское и Кандалакшское) Карельского фронта на Кольском полуострове в годы Великой Отечественной войны. Немецкая армия “Норве­ гия” начала здесь наступление, как и предусматривалось планом “Барбаросса” (день X + 7), 29 июня 1941. С со­ ветской стороны ей противостояла 14 армия Карельско­ го фронта (14 и 52 стрелковые дивизии), корабли, авиация и береговые части Северного флота. Боевые дей­ ствия продолжались^до октября 1944, когда были осво­ бождены Печенгская- земля и Северная Норвегия. МУРМАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОБЩЕСТВО ОХОТНИКОВ И РЫ БОЛОВОВ , общественная организация, занимающаяся созданием и благоустрой­ ством охотничьих угодий, регулированием охоты и рыбо­ ловства. МУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АСТРОНОМО­ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЩ ЕСТВА РОССИИ . Действует с 1988. В 1995 занесено в каталог европейских астрономических организаций. На базе общества работа­ ют молодежные и детские научные кружки. МУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕРОСИЙС- КОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕИ КНИГИ. Со здано 15.08.1974. Главная задача - пропаганда книги. Имеет городские и районные организации. МУРМАНСКОЕ, ОТДЕЛЕНИЕ ОКТЯБРЬС ­ КОЙ Ж ЕЛЕ ЗНОЙ ДОРОГИ . Еще в '1894 на уров­ не министерств рассматривалась возможность строительства военного порта в районе Кольского зали­ ва. Мировая война, в ходе которой Россия лишилась бал­ тийских и черноморских портов для внешней торговли, подтолкнула эти разработки. Но прежде нужна была же­ лезная дорога. Ее строительство началось весной 1915. Из 1050 км пути, который предстояло проложить от Петро­ заводска до Мурманска, четверть занимали озера, боло­ та, реки, ручьи. Поэтому было возведено более 1000 мостов, стоков для воды, дамб и других искусственна сооружений. В рекордно короткие сроки, через 17 меі щ цев, 3 ноября 1916 у Пояконды произошла стыковка путй Карельской части дороги и Кандалакшской. С этого дня от Петрозаводска до Мурманска открылось сквозное дви­ жение. 15 ноября Мурманская дорога была сдана во вре­ менную эксплуатацию. Дорога вызвала к жизни весь обширный Карело-Мурманский край. Россия получила надежный выход к Северному Ледовитому океану. Лит. Гринер Д. А. Из истории Мурмана и Мурман­ ского железной дороги. - Летопись Севера, т.1. М. - Л., 1949. Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием ее района. Петроград, 1916. Сурожский П. Как строи­ лась Мурманская железная дорога. - Летопись, 1917, .Nb 7-8. Харитонов С. В. Рассказ о великом северном пути. Петрозаводск, Карелия, 1984. МУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОГО ФИЛИАЛА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ. Образовано в 1962. В организации участво­ вали ученые ПИНРО, Гидрометеослужбы, Высшего ин­ женерного морского училища. За время существования выпущено 18 сборников научных трудов. МУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ПИ­ САТЕЛЕЙ РОССИИ, образовано 30.11.1978 на учр^г дительном собрании. Вошли в состав писательсіі организации члены Союза писателей СССР Борис Бли­ нов, Леонид Крейн, Виталий Маслов, Борис Романов, Владимир Смирнов, Виктор Тимофеев. Позднее были приняты Полина Беспрозванная, Олег Бундур, Октябри­ на Воронова, В.Галюдкин, Евгений Гулидов, Владимир Семенов, Владимир Сорокажердьев, Игорь Чесноков. Мурманские писатели стали зачинателями новых празд­ ников и традиций: “Дней Баренцева моря”, “Дней сла­ вянской письменности”, “Дней саамской литературы”. Позднее организация раскололась на две: Союз писателей России и Российский Союз писателей. МУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ХУ­ ДОЖНИКОВ РОССИИ. Образовано 1.03.1961. (До этого с 1961 действовало оргбюро.) Организатором и пер­ вым председателем его был В. Г. Баранов, членами прав­ ления избирались Н. М. Морозов и М. А. Кирин. В год образования организация насчитывала 11 человек, сейчас объединяет 35 художников. В разные годы Мурманское отделение возглавляли Г. А. Глухих, Г. Г. Карпович, А. М. Лепков, Т. А. Черномор, В. Н. Бубенцов, С. Ю. Чеботарь, В. Б. Чернов. С 1964 мурманские художники стали постоянными участниками зональных, республи­ канских, всесоюзных и международных выставок. Уста­ новлены контакты с коллегами Финляндии, Норвегии, Швеции, Голландии, Дании. Картины мурманских ху­ дожников находятся во многих крупнейших музеях стра­ ны и скандинавских стран, в частных коллекциях. МУРМАНСКОЕ РАДИО. В марте 1926 появился в городе первый радиоприемник. Его установили в клу­ бе им. Володарского, а над зданием высоко подняли ан­ тенну. Уже тогда стала очевидной необходимость радиофикации Мурманска. 23 июля 1928 создается город­ ской радиовещательный узел. Радиопрограммы из Мос­ квы и Ленинграда транслировались по проводам. Делались опытные местные передачи через микрофон. 1 апреля 1930 начала работу Мурманская радиостанция. Она размещалась в небольшой комнате в помещении ок­ ружного совета профсоюзов, где был установлен микро­ фон. Мощности радиоузла хватало на сто радиоточек в городе. Затем были оборудованы радиоузлы в Хибино- горске (Кировск), Умбе, Териберке, а также 805 радио- точек в Мурманске. В 1932 начали строить стационарную радиовещательную станцию р Мурманске. Она вступила в строй в 1934. Мурманское радио сегодня - это 6 часов вещания ежесуточно, оно обеспечено самой современной техникой. Действуют также, несколько частных радио­ станций. Лит. Тулин М. Говорит Мурманск! - “Полярная правда”, 1980, 6 апреля. М У Р - М У Р 2 Z - 29 октября 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz