Рыбный Мурман. 1998 г. Октябрь.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ К О Л Ь С К О Г О ^ » т ВЫПУСК № 27 МУРМАНСКИЙ ТУНДРОВЫЙ ЗАКАЗНИК , образован 17.07.1987. МУРМАНСКИМ УЕЗД, выделен в 1921 из Архан гельской губернии. МУРМАНСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ, учебное заведение, созданное для подготовки педагогичес ких кадров начальных и семилетних школ. Занятия на чались 2.09.1939. Дипломы учительского института не давали права преподавания предметов в старших классах средней школы. В связи с этим в 1956 на базе Учительс кого института был создан Мурманский государственный педагогический институт (см.), который стал готовить кадры для любых школ Мурманской области и других се веро-западных областей России. МУРМАНСКИЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ ГОС СТАНДАРТА РОССИИ. Создан в 1935 году как от деление Ленинградской палаты мер и весов с функциями государственного контроля и надзора. Теперь это круп нейший сертификационный и испытательный центр Севе ро-Запада России. Развитая метрологическая база ЦСМ позволяет осуществлять поверку, калибровку и техничес кое обслуживание средств измерений по всем видам из мерений, а также сертификацию продукции, услуг и систем качества. Метрологическим надзором охваче ны все сферы хозяйственной деятельности региона, осуще ствляются аккредитации метро логических служб предприятий. Оснащение лабораторного ком плекса позволило в декабре 1997 года пять лабораторий ЦСМ преобразовать в единый испытательный центр продук ции, сырья и материалов. В состав Мурманского ЦСМ входят семь аккредитиро ванных органов по сертификации продукции, услуг и систем качества, имеющих в своем составе 29 аттестован ных экспертов, которые проводят независимую эксперти зу продукции и услуг на соответствие обязательным требованиям стандартов, обеспечивая защиту интересов государства и потребителей. Активизируются деловые связи с промышленными компаниями Скандинавии и Европы. Географическое положение Мурманской облас ти, развитая инфраструктура, современная испытательная база МЦСМ, использование сетевых технологий, вклю чая Интернет, профессиональный уровень специалистов обеспечивают конкурентоспособность центра на междуна родном рынке сертификационных услуг. Мурманский ЦСМ - соучредитель Мурманского пред ставительства Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебной) Госстандарта России, которое является базовым центром региона для повышения квали фикации руководителей и специалистов предприятий и организаций в области стандартизации, метрологии, сер тификации, управлении качеством. МУРМАНСКИЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ВО З ДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ , одно из четырех пред приятий, образовавшихся после акционирования Мурманского авиаотряда (наравне с ". Мурманскими авиалиниями”, агентством Кола-ТАВС и Мурманским аэропортом - см). Взлетно-посадочная полоса осталась в федеральной собственности. МУРМАНСКИМ ПОРТОВИКАМ , ПОГИБ ШИМ НА ТРУДОВЫХ ПОСТАХ^ В ГОДЫ ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ в о и н ы , памят ник. Открыт на территории Мурманского морского тор гового порта. Авторы - Г. Глухих, А. Антонов. МУРМАНСКОЕ БЮ РО ПОГОДЫ, создано в де кабре 1932. МУРМАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (МВИМУ), учебное заведе ние для подготовки командных кадров рыбного хозяй ства. Открыто в Мурманске 1.09.1950. Преобразовано в 1992 в Мурманскую государственную Академию рыбо промыслового флота (см .), 16.02.1996 - в Мурманский государственный техниче^ш. университет (МГТУ). МУРМАНСКОЕ КНИЖ НОЕ И ЗДАТЕЛЬ СТВО, государственное книгоиздательское предприятие. Создано 28.11.1957. В первый год выпустило 6 книг и 1 брошюру тиражом около 15 тыс. экземпляров. В после дующее время ежегодно выходило до 35 названий книг общим тиражом около 1 млн. экземпляров. Издавалась художественная, техническая, научно-популярная литера тура, книги для детей. Популярными стали серии “Города и районы Кольского полуострова”, “Не просто имя - био графия страны”. Здесь были изданы такие значительные работы, как книги И. Ф. Ушакова “Земля Кольская” и А. А. Киселева “Родное Заполярье”. Своей полиграфи ческой базы издательство не имело, книги печатались в типографиях и полиграфических комбинатах Мурманска и других городов. Всего выпущено 1500 названий'книг общим тиражом 30 млн. экземпляров. В рыночную эко номику издательство не вписалось и в 1995 фактически прекратило свое существование. На его базе в 1996 созда но частное издательство, сохранившее прежнее название - Мурманское областное книжное издательство. МУРМАНСКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ, образовано в 1945 на базе Мурманского морского рыбо промышленного техникума, открытого в Мурманске в 1932. Готовило кадры специалис тов для судов дальнего плава ния. В 1989 преоб разовано в Мурманский морс кой колледж ( см.) ___ МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО. Создано в соответствии с постановлением Экономическо го совета при СНК СССР и приказом наркома морского флота СССР С.С.Дукельского от 23.09.1939 “Об органи зации государственного морского сухогрузного и пасса жирского пароходства” (МГМП). Были переданы ему торговыіі порт, судоремонтный завод, а также из Балтий ского и Северного пароходства сухогрузы “Андре Мар ти” , “Вишера” , “Вытегра”, “Кама” , “Мета”, “Пролетарий”, “Спартак”, “Унега”, “Шелонь”, грѵзо-пас- сажнрские “Герцен”, “Сосновец”, “Субботник”. (К кон цу Великой Отечественной воііны остались три из них - “Мурманск” , “Сосновец” и “Спартак”, а в пароходстве работало всего 230 человек.) В течение двух лет поступи ли ледоколы “Ермак”, “Ленин”, “И. Сталин”, ледоколь ные пароходы “Ф. Литке”, “А. Сибиряков”, “Г. Седов”, “Дежнев”, “Леваневский”, “Прончищев”, танкер “Ненец” и другие суда. В 1940 новое пароходство располагало уже 37 судами. Мурманск стал базой Арктического и ледо кольного флотов. Отсюда отправлялись в плавания по Северному морскому пути ледоколы и ледокольные паро ходы “А. Сибиряков”, “Дежнев”. Пароходство обслужи вало линии Мурманск - Архангельск, Мурманск - Дудинка - Игарка, Мурманск - Шпицберген. Во время Великой Отечественной войны большинство судов пароходства участвовало в доставке вооружения и боеприпасов из портов США, Канады, Исландии по ленд- лизу. Многие из них погибли под ударами немецкой авиа ции, подводных лодок и надводных кораблеіі противника. После Великой Отечественной войны пароходство по полнялось новыми судами усиленного ледового класса типа “Лена”,' “Амгуэма” и др. 25.06.1953 были объедине ны Мурманское и Архангельское арктические пароход ства и Мурманская морская контора Главсевморпути. В середине 50-х гг. дизель-электроходы “Обь” и “Лена” ре гулярно совершали рейсы в Антарктиду. 5.05.1960 в Мур манск прибыл первый в мире атомный ледокол “Ленин”. В следующем году он вышел на трассы Северного морс кого пути. В 1964 открылась международная линия “Арктик- Лайн” между портами Европы и Канады. “Золотую трость”, награду капитану судна, первому пришедшему в Новом году в Монреаль, получали мурманские капитаны Р. Б. Игрицкий, Э. И. Купри, А. Ф. Пинежанинов, С. М. Пустовой, М. К. Сиськов. В пароходстве работали и еще трудятся 19 Героев Советского Союза, 8 Героев Соц- труда, 7 лауреатов Государственных премий, немало зас луженных работников морского транспорта. В дальнейшем флот пароходства пополнялся ледоколами типа “Капитан Сорокин”, транспортными судами типа “Дмитрий Донской”, судами усиленного ледового клас са типа “Норильск”, дизель-электроходами, атомными ледоколами. С 15.01.1993 - акционерное общество. Имеет 10 ледоколов, из них 8 с ядерными реакторами ( “Аркти ка”, “Вайгач”, “Ленин”, “Россия”, “Сибирь”, “Советский Союз”, “Таймыр”, “Ямал”). В 1997 Мурманскому морскому пароходству - первой в России мореходной компании - вручен документ, под тверждающий ее соответствие требованиям Международ ного кодекса по управлению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения (МКУБ). Лит. Мурманское пароходство. Мурманск, 1968. Чесноков И. От Арктики до Антарктики. Мурманск, 1979. МУРМАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, одно из двух важнейших направлений (Мурманское и Кандалакшское) Карельского фронта на Кольском полуострове в годы Великой Отечественной войны. Немецкая армия “Норве гия” начала здесь наступление, как и предусматривалось планом “Барбаросса” (день X + 7), 29 июня 1941. С со ветской стороны ей противостояла 14 армия Карельско го фронта (14 и 52 стрелковые дивизии), корабли, авиация и береговые части Северного флота. Боевые дей ствия продолжались^до октября 1944, когда были осво бождены Печенгская- земля и Северная Норвегия. МУРМАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОБЩЕСТВО ОХОТНИКОВ И РЫ БОЛОВОВ , общественная организация, занимающаяся созданием и благоустрой ством охотничьих угодий, регулированием охоты и рыбо ловства. МУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АСТРОНОМО ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЩ ЕСТВА РОССИИ . Действует с 1988. В 1995 занесено в каталог европейских астрономических организаций. На базе общества работа ют молодежные и детские научные кружки. МУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕРОСИЙС- КОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕИ КНИГИ. Со здано 15.08.1974. Главная задача - пропаганда книги. Имеет городские и районные организации. МУРМАНСКОЕ, ОТДЕЛЕНИЕ ОКТЯБРЬС КОЙ Ж ЕЛЕ ЗНОЙ ДОРОГИ . Еще в '1894 на уров не министерств рассматривалась возможность строительства военного порта в районе Кольского зали ва. Мировая война, в ходе которой Россия лишилась бал тийских и черноморских портов для внешней торговли, подтолкнула эти разработки. Но прежде нужна была же лезная дорога. Ее строительство началось весной 1915. Из 1050 км пути, который предстояло проложить от Петро заводска до Мурманска, четверть занимали озера, боло та, реки, ручьи. Поэтому было возведено более 1000 мостов, стоков для воды, дамб и других искусственна сооружений. В рекордно короткие сроки, через 17 меі щ цев, 3 ноября 1916 у Пояконды произошла стыковка путй Карельской части дороги и Кандалакшской. С этого дня от Петрозаводска до Мурманска открылось сквозное дви жение. 15 ноября Мурманская дорога была сдана во вре менную эксплуатацию. Дорога вызвала к жизни весь обширный Карело-Мурманский край. Россия получила надежный выход к Северному Ледовитому океану. Лит. Гринер Д. А. Из истории Мурмана и Мурман ского железной дороги. - Летопись Севера, т.1. М. - Л., 1949. Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием ее района. Петроград, 1916. Сурожский П. Как строи лась Мурманская железная дорога. - Летопись, 1917, .Nb 7-8. Харитонов С. В. Рассказ о великом северном пути. Петрозаводск, Карелия, 1984. МУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОГО ФИЛИАЛА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ. Образовано в 1962. В организации участво вали ученые ПИНРО, Гидрометеослужбы, Высшего ин женерного морского училища. За время существования выпущено 18 сборников научных трудов. МУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ПИ САТЕЛЕЙ РОССИИ, образовано 30.11.1978 на учр^г дительном собрании. Вошли в состав писательсіі организации члены Союза писателей СССР Борис Бли нов, Леонид Крейн, Виталий Маслов, Борис Романов, Владимир Смирнов, Виктор Тимофеев. Позднее были приняты Полина Беспрозванная, Олег Бундур, Октябри на Воронова, В.Галюдкин, Евгений Гулидов, Владимир Семенов, Владимир Сорокажердьев, Игорь Чесноков. Мурманские писатели стали зачинателями новых празд ников и традиций: “Дней Баренцева моря”, “Дней сла вянской письменности”, “Дней саамской литературы”. Позднее организация раскололась на две: Союз писателей России и Российский Союз писателей. МУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ХУ ДОЖНИКОВ РОССИИ. Образовано 1.03.1961. (До этого с 1961 действовало оргбюро.) Организатором и пер вым председателем его был В. Г. Баранов, членами прав ления избирались Н. М. Морозов и М. А. Кирин. В год образования организация насчитывала 11 человек, сейчас объединяет 35 художников. В разные годы Мурманское отделение возглавляли Г. А. Глухих, Г. Г. Карпович, А. М. Лепков, Т. А. Черномор, В. Н. Бубенцов, С. Ю. Чеботарь, В. Б. Чернов. С 1964 мурманские художники стали постоянными участниками зональных, республи канских, всесоюзных и международных выставок. Уста новлены контакты с коллегами Финляндии, Норвегии, Швеции, Голландии, Дании. Картины мурманских ху дожников находятся во многих крупнейших музеях стра ны и скандинавских стран, в частных коллекциях. МУРМАНСКОЕ РАДИО. В марте 1926 появился в городе первый радиоприемник. Его установили в клу бе им. Володарского, а над зданием высоко подняли ан тенну. Уже тогда стала очевидной необходимость радиофикации Мурманска. 23 июля 1928 создается город ской радиовещательный узел. Радиопрограммы из Мос квы и Ленинграда транслировались по проводам. Делались опытные местные передачи через микрофон. 1 апреля 1930 начала работу Мурманская радиостанция. Она размещалась в небольшой комнате в помещении ок ружного совета профсоюзов, где был установлен микро фон. Мощности радиоузла хватало на сто радиоточек в городе. Затем были оборудованы радиоузлы в Хибино- горске (Кировск), Умбе, Териберке, а также 805 радио- точек в Мурманске. В 1932 начали строить стационарную радиовещательную станцию р Мурманске. Она вступила в строй в 1934. Мурманское радио сегодня - это 6 часов вещания ежесуточно, оно обеспечено самой современной техникой. Действуют также, несколько частных радио станций. Лит. Тулин М. Говорит Мурманск! - “Полярная правда”, 1980, 6 апреля. М У Р - М У Р 2 Z - 29 октября 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz