Рыбный Мурман. 1998 г. Октябрь.

п р Ь м ч а с DE FACTO П о с та н о в л е н и ем п р ави те л ь с тв а до 1 января 1999 года установлен льготный тариф на перевозку по железным дорогам рыбы и рыбопродукции. НОРВЕЖСКИЕ ВЛАСТИ сделали доступными для промысла тралом и дат­ ским неводом два ранее закрытых района в рыбоохранной зоне у берегов Шпиц­ бергена и район южнее острова Медвежий. С у д о с т ро и т ел ь н ы й за во д германской компании мтв «шиффсверфт» приступил кстроительству очередного, третьего по счету, крупнотоннажного тан­ кера усиленного ледового класса по заказу российской нефтяной компании «Лу- койл-Арктик-Танкер». Спуск корабля на воду намечен на май следующего года. П о ИНИЦИАТИВЕ ДЕПУТАТА областной Думы рыбопромышленника Вла­ димира Гусенкова в Исландии проведен сбор продуктов питания для малоиму­ щих мурманчан. 25 тонн гуманитарного груза готовы котправке. лов. Их своевременный ввод в эксплуатацию позволил кол­ лективу порта успешно спра­ виться с планом завершающего года и пятилетки в целом». Правительственные награды (ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, медаль «За трудовое отличие»), различ­ ные почетные звания и знаки рабочеіі доблести, более сотни поощрений Министерства рыб­ ного хозяйства, «Севрыбы», порта, хвалебные публикации в местных газетах... Николай Бутусов с честью выдержал ис­ пытание славой. Не возгордил­ ся, не утратил своих лучших личностных качеств. В порту фамилия Бутусо­ вых - громкая, известная. До­ кером был брат Владимир, на ответственной должности са­ мый младший брат Петр. На­ чальником конструкторского бюро работает сын Виктор, связали судьбы с портом две дочери. Николаю Павловичу краснеть за детей не приходит­ ся. Отца не подвели, достойно проходят свой жизненный путь. Время вынудило Бутусова поменять профиль работы - назначили его руководить спорткомплексом предприятия. Мог бы отдыхать - заслужил. Но праздность угнетает ветера­ на, да и одному в пустой квар­ тире несладко (дети живут отдельно), потому и старается он больше бывать на людях, наперекор возрасту отдает все оставшиеся силы родному пор­ ту. Личной болью отзывается в нем сегодняшний экономичес­ кий паралич предприятия. На его глазах еще недавно полныіі жизни порт, в которыіі вложен созидательный труд прежних поколений, согнулся иод гне­ том дикоіі рыночной стихии. Бутусов - мыслями в прошлом, отвергая настоящее. Но время вспять не повернуть... В материале использованы некоторые факты рабочей биографии Н. ГІ. Бутусова из брошюры В. Шемелинского «Главный причал». О х о т а й » О е з т р о ф е е в О т ф а к т о в - к п р о г н о з у Октябрь традиционно «слабый» месяц для про­ мысла трески. Несмотря на это, за 19 октябрьских дней нынче добыто 9 ты­ сяч тонн рыбы, что боль­ ше, чем в прошлом году. Из-за невысокой плотнос­ ти концентраций трески произошла передислока­ ция флота: порядка ста судов работают на юге Ба­ ренцева моря, около 60-ти - на севере. В среднем за траление экипажи берут не более 1,5 тонн рыбы. Очев ідно, что такая про­ мысловая обстановка со­ хранится до конца месяца, и лишь в ноябре можно ожидать увеличения уло­ вов. С подобной информаци­ ей выступил на промчасе в «Севрыбе» представи­ тель ПИНРО . Но флото- •водцы ждут от науки прогнозов, а не констата­ ции фактов. «Ведь за нужным научным, прогно­ зом, - подчеркнул генди­ ректор ЗАО «Севрыба» Георгий Тишков, - следу­ ют серьезные экономичес­ кие выкладки». Да, наши северные соседи, как по­ казывает практика, опере­ жают рыбаков Северного бассейна по многим пози­ циям. В ближайшие неде­ ли пройдет ряд встреч-переговоров с нор­ вежцами, на которых предстоит строить и отста­ ивать стратегию мирового промысла на 1999 год. И отстаивать надо будет не голословно. При сложив­ шемся в рыбной отрасли России отношении к науч­ но-поисковому флоту сде­ лать это невозможно. Прозвучали на промча­ се и ставшие уже традици­ онными упреки в адрес таможни. Флотоводцы, вынужденные творчески подходить к руководству промыслом, учитывая сот­ ни и сотни всевозможных факторов, уже устали бо- .роться с твердо стоящими на букве закона таможен­ никами. И очень жаль, что из-за этой стойкой «оловянной» позиции мы теряем рыбу. А кушать-то хочется всем. Виктор ГЕОРГИ. еще мим о : е м у - 7 0 тилия разнокалиберных посудин, зачастую браконьерски промыш­ ляющих треску в заливе и вне его, в этот раз была пустынной. - Суда или рассредоточились по укромным стоянкам побере­ жья, или на промысле, - высказа­ ли предположение опытные сотрудники рыбоохраны. Наш номерной СК продолжал неутомимо поглощать мили. На траверзе (на линии) Полярного по курсу встретилась касатка - редкая гостья в наших водах. Многометровая громадина, веро­ ятно, в погоне за рыбоіі заплыв­ шая в залив, резвилась. Она то скрывалась в водной толще, то выставляла на поверхность пока­ тую спину, разрезая плавником волны. Красивое зрелище! Следующее место швартовки - бухта Большая Оленья. Здесь на приколе у стенки судоремонтного завода «Нерпа» стоит СРТМ «Заря», выведенный из промыс­ ловой эксплуатации, принадлежа­ щий снежногорскому АО «Био-фриз». По договору о со­ вместной деятельности с судов, арендованных ПИНРО, на этот своего рода мини-плавзавод на пе­ реработку сдают крабов. Уже по­ ступило их 3674 штуки. Перед нашим приходом очередную партию членистоногих доставило судно «Натали» фирмы «Саами». Промысловая документация, на­ кладные находились в порядке. Инспекторская проверка каких- либо расхождений в учете не вы­ явила. На выходе из залива досмотру были подвергнуты несколько ка­ терков, возвращающихся с люби­ тельской рыбалки. По узаконенным нормам каждый ры­ бак может добыть не более 15 ки­ лограммов трески. Перелов обнаружить не удалось. Рейд закончился спокойно. Обошлось без актов и штрафных санкций. - День на день не приходится. В нашем деле бал правит случай, - подвел итог Петр Горбань. - С начала года нами зафиксировано 60 нарушений правил рыболов­ ства. Предъявлены к взысканию 32 тысячи рублей. Конфисковано незаконно добытых 48,5 тонны трески и пикши на' 206 тысяч руб­ лей. Почти на 19 тысяч изъято у браконьеров ценных видов рыб. На снимках: (вверху ) Пеіпр Горбань и майор Николай Щероа беседуюіЛ с членами экипажа судна "Натали"; СРС "Солнеч­ ник" и причала: борт СРТМ "Заря - разделка крабов; "Солнечник ", каюта капитана, проверка промысловой докумен­ тации. ( Окончание. Начало на стр. 1) В дореформенный период порт постоянно строился, рас­ ширялся. Прибавлялось дел и энергетикам. Только за восьмую пятилетку бригада Бутусова смонтировала три трансформаторные подстан­ ции, проложила десятки тысяч метров высоковольтного кабе­ ля, километры подвесных воз­ душных линий. Из заметки в стенгазете «Энергетик» тех лет: «Ощутимый вклад внесли электромонтеры Бутусова в ре­ конструкцию 4 - 17-го прича- П огожим рассветным ут­ ром, чуть переждав, пока спадет туман, мы на патрульном катере СК-796 внутренних воііск МВД РФ отправились в рейд по Кольскому заливу. В группу обес­ печения вошли начальник штаба части подполковник Александр Кацага, заместитель командира по работе с личным составом маііор Николай Щерба, боііцы мурманс­ кого ОМОНа Александр Пеньков и Сергей Городков (силовое при­ крытие). Основную работу по проверке соблюдения правил ры­ боловства в прибрежной зоне дол­ жны будут выполнять и. о. старшего госинспектора Мурман­ ской инспекции рыбоохраны уп­ равления «Мурманрыбвод» Петр Горбань и его младший коллега Алексей Харлин. Отданы швартовые концы, на­ бирая скорость, катер оставил за кормой базу. В кубрике, где рас­ положилась наша компания, за разговорами быстро летело время. Вот и Белокаменка. У причала приткнулся средний рыболовный сейнер «Солнечник» (судовладе­ лец - фирма «Таймшит»). Инс­ пектора в сопровождении омоновцев поднялись на борт. Как выяснилось, команда из-за неполадок в двигателе прервала промысел и досрочно вернулась из рейса. Ярусом добыто около 500 килограммов рыбы - трески, пикши, зубатки. Экипаж готовил­ ся к сдаче ее на “рыбозавод колхо­ за «Северная звезда». Получив от капитана Николая Перелешина судовоіі и промысловыіі журна­ лы, Петр Горбань тщательно изу­ чил записи в них и дал указание напарнику сверить количество рыбы в трюме с цифрой добычи по документам. Все совпало. Но все же одно нарушение было вы­ явлено. Оказалось, что три дня назад истекла дата разрешения, выданного «Мурманрыбводом», работы судна на шельфе. Следо­ вательно, в море оно находилось не на совсем законных основани­ ях. И снова в путь. Тюва-губа, где обычно у причала теснится фло- Ѵ Ш J Л 23 - 29 октября 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz