Рыбный Мурман. 1998 г. Октябрь.
V Юбиляр Л жизнь остается прекрасной всегда - состарился ты или молод... Леонид Утесов. Р ешил сразу - еду на Север. Так в 1953 году молодая семья Яб- локовых оказалась в Мурманске. Позади у Константина Васильевича были служба на Черноморском фло те, Великая Отечественная воина, пройденная с первого до последнего, победного, дня и партийная работа на Украине. S t o t опыт работы не остался неза меченным и здесь. В 1954 году партия во главе с Н. С. Хрущевым постановила: укрепить партийными кадрами рыбацкие флоты и экипажи судов. С позиций сегодняшнего дня, нужно ли это было? Наверное, пло хо, что промысловые отрасли, кото рые делали нашу экономику, были замешаны на партийной идеологии. Но сам факт говорит за себя: укрепи лась трудовая дисциплина, а значит, результаты стали показательней. Партийные и комсомольские органи зации направляли работу коллекти вов. Вспомните, как росли наши рыбацкие флотилии, как престижны ми, а главное, материально независи мыми становились рыбацкие профессии. Моряк, рыбак - это зву чало гордо! Три с половиной года ходил в море К. В. Яблоков первым помощ ником капитана РТ-7 “Семга” в тра ловом флоте. С морем не расстался и тогда, когда работал в Мурманском горкоме партии инструктором про мышленно-транспортного отдела. Выходил в море сам, подбирал кадры морских политработников. Кстати, нынешнему ректору МГТУ А. П. Га- льянову дал “путевку в жизнь” - ре комендовал на работу в море. Всегда был порядочен и прям, ни когда не подхалимничал, не искал спокойной работы. При смене оче редного секретаря партии уходил сам. Строил«доррги, работал с людь ми. Его находили, вновь приглашали на работу в горком, обком, зная его профессионализм, честность и совес тливость. Поэтому и был К. В. Ябло ков всегда рядом с первыми руководителями города и области. На пенсию ушел поздно, проработав последние 14 лет начальником обще го отдела облисполкома. Лучше всего о его работе говорят награды. Их у Константина Василь евича три боевых и 15 правитель ственных. Последняя - медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” II сте пени - еще не вручена ветерану: - Константин Васильевич, в 50-е годы вы тесно сотрудничали с нашей газетой. Каким был “ Рыбный Мур ман” в те годы? - С рыбной отраслью были связа ны все мои первые годы пребывания на Севере. Ведь после того как я хо дил в море на РТ-7, я еще работал инструктором парткома тралового флота. Журналисты “РМ крепко держали руку на пульсе: тесно со трудничали с рыбаками, обязательно присутствовали на наших совещани ях, поднимали острые проблемы от расли и флота. Наверное, это заслуга Бориса Федорова, главного редакто ра газеты в то время,и Евгения Брой- до в том, что газета была рыбацкой, нашей, нужной. - Вы - председатель областного Совета ветеранов. Расскажите, чем занимается сегодня организация? - Членами совета являются 6425 человек. Среди них 300 - семьи по гибших воинов, около 500 - бывшие ленинградские блокадники и т. д. Постоянно действует президиум сове та из восьми представителей. Такой большой массой мы имеем свой го лос, к нам прислушиваются - это мне ние многих. Так, губернатор области Ю. А. Евдокимов ввел “вете ранский час” - один раз в месяц про ходит встреча в администрации: в чем нам помочь, а где помощь ветеранов нужна. Основные проблемы, которые'при- ходится решать, связаны со здоровь ем. Даже самому молодому участнику Отечественной войны се годня 71 год (призыв 1927 года). В этом возрасте болячек много. А по закону многие лекарства должны предоставляться бесплатно, а их нет и по полной цене. В каждом районе есть предприятия, которые не забы вают своих ветеранов (Никельский, “Работаи люди • источникмоих жизненныхсил” 18 октября исполняется 80 лет Константину Васильевичу ЯБЛОКОВУ, председателю областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Мончегорский комбинаты). А там, где совсем плохо, помогает губерна тор. - Расскажите о работе пленумов и съезда ветеранов. - Каждый год в Москве проходит пленум Всероссийского совета ветера нов. В 1996 году в Москве проходил съезд, который собрал 500 делегатов со всей России. Абсолютно безучаст но к этому событию отнеслись СМИ. Ни радио, ни телевидение не отмети ли его работу. То же самое было и с последним пленумом 1997 года. А ведь именно с его решением ветераны вышли в Государственную Думу о праздновании 80-летия Рабоче-Крес тьянской Красной Армии (РККА) в феврале этого года. - Был период в нашей перестроеч ной истории - хулили все. Но.сегод ня знаем, что* святое - Родина, Победа. Как научить молодежь строить и любить свою страну? - Как можно так унижать народ, который делал историю всего столе тия?! Его трепали революции, войны, а он жил, строил! Главной задачей для себя считаем патриотическое вос питание молодежи. Спрашиваешь школьника: назови города-герои. Он молчит и не знает, что живет в таком городе. Каждый ветеран войны зак реплен за школой. Обязательно встречаемся с ребятами, рассказыва ем, как воевали. В школах должны быть комнаты Боевой Славы. Когда- то они были, и ребята видели пример для подражания, как нужно любить свою землю. Школы с гордостью но сили имена героев. В Первомайском округе в гимна зии № 7 с 1982 года работает музей I корпуса войск ПВО, защищавшего Мурманск в годы войны. Землянки, солдатский бой, оружие (фотогра фии) рассказывают о военной жизни. На Аорам-Мысе стоит памятник - са молет-истребитель, - в сооружении которого помогали те же школьники. Большое дело делает и Лев Васи льевич Журин - председатель поиско вого комитета. - Константин Васильевич, что дает вам силы? - Моя работа, люди. Беседовала Ольга МАКАРОВА. ПРЕОБРАЗОВАНИЯВОБРАЗОВАНИИ, иди Куда идти Ломоносовым?» Хотя, собственно, преобразования эти у нас случились давно - еще в начале девяностых. Именно тогда в стране стали появляться платные учебные заведения. И не удиви тельно: то был период, когда мы пытались изменить нашу жизнь, строить ее по западному образцу. А на Западе, как известно, за образование платят. И в нашем северном городе в угоду времени появились вузы и их филиалы, за обучение в которых студентам и их роди телям приходится выкладывать немалые деньги. Казалось бы, оно и верно - каждый товар имеет свою цену. Гпавное - чтобы данный “товар” (образование) был качественным и, следовательно, отличался в лучшую сторону от такого же бесплатного. Рассуждая подобным образом, я решила задать несколько вопросов директору Мурманского филиала Между народного института экономики и права (МИЭП) Анатолию Афанасьевичу ПАНЧЕНКО. - Чем отличается платное образование от бесплатного (кроме, разумеется, цены)? - Главное положительное от личие платного вуза от бесплат ного - это способность первого с помощью только собственных средств, не пользуясь поддерж кой государства и спонсоров, создать крепкую материально- техническую базу вуза и обес печить тем самым оптимальные условия для обу чения студентов. Но есть у платных вузов и слабости. Если советская высшая школа суме ла создать свои сильные науч ные кафедры, выпускавшие кадры для собственных нужд, формировала собственный преподавательский состав, то коммерческие институты и уни верситеты еще не успели со здать своей школы кадров. Практически во всех платных учебных заведениях кафедры сформированы из преподава телей, ушедших по тем или иным причинам из государ ственных вузов. В оптимальном же варианте ведущий препода ватель должен пройти путь от студента и лаборанта до опыт ного, с ученой степенью, специ алиста, “врасти” в институт, стать его частью. Еще одна слабость коммер ческих вузов - они не имеют чет ких контактов с теми отраслями, для которых готовят специалис тов. Если у нашего педагогичес кого института давно налажены связи с теми областными и го родскими школами, в которых будут работать выпускники это го государственного вуза, если здесь знают потребности школ не только в учителях опреде ленных предметов, но и все требования, предъявляемые к учителям, то во многих коммер ческих вузах ситуация противо положная. - Анатолий Афанасьевич, существует расхожее мнение, что в платных учебных заве дениях по средствам обу чаться только детям “новых русских”. А каков контингент учащихся в вашем вузе? - Детей “новых русских” у нас единицы. Основную массу сту дентов составляют вчерашние выпускники техникумов. Очень большое число обучающихся - сотрудники правоохранитель ных органов, налоговой инспек ции, желающие повысить свою квалификацию. Есть среди сту дентов и военнослужащие, ко торые получают у нас гражданскую профессию. - Как вы думаете, если платными станут такие инсти туты, как медицинский и пе дагогический, найдутся ли желающие получать в них за деньги такие непрестижные на первый взгляд профес сии, как учитель или врач? - На мой взгляд, студент пой дет учиться всегда. Знания все гда рентабельны, и спрос на них никогда не иссякнет. - Представьте себе ситуа цию: к вам обращается та лантливый молодой человек, готовый учиться и обладаю щий призванием к одной из профессий, которой обучают в вашем вузе. Но у него нет денег. Ваши действия? - Я не раз задумывался над этой проблемой. Высшее обра зование должно быть доступно не только людям, имеющим материальные средства. У нас множество способных и талант ливых людей, по тем или иным причинам обделенных либо финансовыми средствами, либо здоровьем (к примеру, не безызвестные “афганцы” и “че ченцы”). Закон об образовании должен предусматривать бла готворительные меры по отно шению к ним. - Но на данный момент вы будете вынуждены отказать этому человеку? - На данный момент, к сожа лению, - да. Вот такая ситуация с плат ным высшим образованием. Придет студент в коммерческий вуз обучаться, допустим, про фессии юриста малого бизнеса. Деньги заплатит. А большин ство преподавателей - люди случайные, еще не сработав шиеся между собой. А тут еще одна проблема: нужен ли будет кому-либо в Мурманске специа лист, владеющий такой пре стижной на первый взгляд профессией? А внешне все об стоит очень хорошо: в вузе есть богатая материально-техничес кая база (новая, регулярно пе реиздаваемая методическая литература, компьютеры, вы ход в Интернет, дистанционное обучение, возможность прово дить аудиоконференции)... Но, думается, еще не наста ло время платного образова ния в государстве, где людям не хватает денег на питание, где месяцами, а то и годами не платят заработанные деньги. Кого в этом обвинять? Конечно, не людей, создающих и разви вающих подобные вузы. Анато лий Афанасьевич Панченко в конце нашей беседы высказал мысль: “Плата не должна быть определяющим моментом в об разовании, а государство долж но вмешиваться в рынок образовательных услуг, защи щая прежде всего собственные интересы”. Но сегодня государство не имеет такой возможности. Так где же учиться молодым талантам России, не имеющим возможности заработать себе на обучение? Ломоносовы и Ку- либины, если и смогут каким-то образом проявить себя, то ни когда не обретут тот заветный диплом, который даст им право на существование наравне с другими, у которых вНужное время и в нужном месте оказа лась нужная сумма денег. Тебе не страшно, государ ство?.. Юлиана НАХОДКИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz