Рыбный Мурман. 1998 г. Октябрь.

V Юбиляр Л жизнь остается прекрасной всегда - состарился ты или молод... Леонид Утесов. Р ешил сразу - еду на Север. Так в 1953 году молодая семья Яб- локовых оказалась в Мурманске. Позади у Константина Васильевича были служба на Черноморском фло­ те, Великая Отечественная воина, пройденная с первого до последнего, победного, дня и партийная работа на Украине. S t o t опыт работы не остался неза­ меченным и здесь. В 1954 году партия во главе с Н. С. Хрущевым постановила: укрепить партийными кадрами рыбацкие флоты и экипажи судов. С позиций сегодняшнего дня, нужно ли это было? Наверное, пло­ хо, что промысловые отрасли, кото­ рые делали нашу экономику, были замешаны на партийной идеологии. Но сам факт говорит за себя: укрепи­ лась трудовая дисциплина, а значит, результаты стали показательней. Партийные и комсомольские органи­ зации направляли работу коллекти­ вов. Вспомните, как росли наши рыбацкие флотилии, как престижны­ ми, а главное, материально независи­ мыми становились рыбацкие профессии. Моряк, рыбак - это зву­ чало гордо! Три с половиной года ходил в море К. В. Яблоков первым помощ­ ником капитана РТ-7 “Семга” в тра­ ловом флоте. С морем не расстался и тогда, когда работал в Мурманском горкоме партии инструктором про­ мышленно-транспортного отдела. Выходил в море сам, подбирал кадры морских политработников. Кстати, нынешнему ректору МГТУ А. П. Га- льянову дал “путевку в жизнь” - ре­ комендовал на работу в море. Всегда был порядочен и прям, ни­ когда не подхалимничал, не искал спокойной работы. При смене оче­ редного секретаря партии уходил сам. Строил«доррги, работал с людь­ ми. Его находили, вновь приглашали на работу в горком, обком, зная его профессионализм, честность и совес­ тливость. Поэтому и был К. В. Ябло­ ков всегда рядом с первыми руководителями города и области. На пенсию ушел поздно, проработав последние 14 лет начальником обще­ го отдела облисполкома. Лучше всего о его работе говорят награды. Их у Константина Василь­ евича три боевых и 15 правитель­ ственных. Последняя - медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” II сте­ пени - еще не вручена ветерану: - Константин Васильевич, в 50-е годы вы тесно сотрудничали с нашей газетой. Каким был “ Рыбный Мур­ ман” в те годы? - С рыбной отраслью были связа­ ны все мои первые годы пребывания на Севере. Ведь после того как я хо­ дил в море на РТ-7, я еще работал инструктором парткома тралового флота. Журналисты “РМ крепко держали руку на пульсе: тесно со­ трудничали с рыбаками, обязательно присутствовали на наших совещани­ ях, поднимали острые проблемы от­ расли и флота. Наверное, это заслуга Бориса Федорова, главного редакто­ ра газеты в то время,и Евгения Брой- до в том, что газета была рыбацкой, нашей, нужной. - Вы - председатель областного Совета ветеранов. Расскажите, чем занимается сегодня организация? - Членами совета являются 6425 человек. Среди них 300 - семьи по­ гибших воинов, около 500 - бывшие ленинградские блокадники и т. д. Постоянно действует президиум сове­ та из восьми представителей. Такой большой массой мы имеем свой го­ лос, к нам прислушиваются - это мне­ ние многих. Так, губернатор области Ю. А. Евдокимов ввел “вете­ ранский час” - один раз в месяц про­ ходит встреча в администрации: в чем нам помочь, а где помощь ветеранов нужна. Основные проблемы, которые'при- ходится решать, связаны со здоровь­ ем. Даже самому молодому участнику Отечественной войны се­ годня 71 год (призыв 1927 года). В этом возрасте болячек много. А по закону многие лекарства должны предоставляться бесплатно, а их нет и по полной цене. В каждом районе есть предприятия, которые не забы­ вают своих ветеранов (Никельский, “Работаи люди • источникмоих жизненныхсил” 18 октября исполняется 80 лет Константину Васильевичу ЯБЛОКОВУ, председателю областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Мончегорский комбинаты). А там, где совсем плохо, помогает губерна­ тор. - Расскажите о работе пленумов и съезда ветеранов. - Каждый год в Москве проходит пленум Всероссийского совета ветера­ нов. В 1996 году в Москве проходил съезд, который собрал 500 делегатов со всей России. Абсолютно безучаст­ но к этому событию отнеслись СМИ. Ни радио, ни телевидение не отмети­ ли его работу. То же самое было и с последним пленумом 1997 года. А ведь именно с его решением ветераны вышли в Государственную Думу о праздновании 80-летия Рабоче-Крес­ тьянской Красной Армии (РККА) в феврале этого года. - Был период в нашей перестроеч­ ной истории - хулили все. Но.сегод­ ня знаем, что* святое - Родина, Победа. Как научить молодежь строить и любить свою страну? - Как можно так унижать народ, который делал историю всего столе­ тия?! Его трепали революции, войны, а он жил, строил! Главной задачей для себя считаем патриотическое вос­ питание молодежи. Спрашиваешь школьника: назови города-герои. Он молчит и не знает, что живет в таком городе. Каждый ветеран войны зак­ реплен за школой. Обязательно встречаемся с ребятами, рассказыва­ ем, как воевали. В школах должны быть комнаты Боевой Славы. Когда- то они были, и ребята видели пример для подражания, как нужно любить свою землю. Школы с гордостью но­ сили имена героев. В Первомайском округе в гимна­ зии № 7 с 1982 года работает музей I корпуса войск ПВО, защищавшего Мурманск в годы войны. Землянки, солдатский бой, оружие (фотогра­ фии) рассказывают о военной жизни. На Аорам-Мысе стоит памятник - са­ молет-истребитель, - в сооружении которого помогали те же школьники. Большое дело делает и Лев Васи­ льевич Журин - председатель поиско­ вого комитета. - Константин Васильевич, что дает вам силы? - Моя работа, люди. Беседовала Ольга МАКАРОВА. ПРЕОБРАЗОВАНИЯВОБРАЗОВАНИИ, иди Куда идти Ломоносовым?» Хотя, собственно, преобразования эти у нас случились давно - еще в начале девяностых. Именно тогда в стране стали появляться платные учебные заведения. И не удиви­ тельно: то был период, когда мы пытались изменить нашу жизнь, строить ее по западному образцу. А на Западе, как известно, за образование платят. И в нашем северном городе в угоду времени появились вузы и их филиалы, за обучение в которых студентам и их роди­ телям приходится выкладывать немалые деньги. Казалось бы, оно и верно - каждый товар имеет свою цену. Гпавное - чтобы данный “товар” (образование) был качественным и, следовательно, отличался в лучшую сторону от такого же бесплатного. Рассуждая подобным образом, я решила задать несколько вопросов директору Мурманского филиала Между­ народного института экономики и права (МИЭП) Анатолию Афанасьевичу ПАНЧЕНКО. - Чем отличается платное образование от бесплатного (кроме, разумеется, цены)? - Главное положительное от­ личие платного вуза от бесплат­ ного - это способность первого с помощью только собственных средств, не пользуясь поддерж­ кой государства и спонсоров, создать крепкую материально- техническую базу вуза и обес­ печить тем самым оптимальные условия для обу­ чения студентов. Но есть у платных вузов и слабости. Если советская высшая школа суме­ ла создать свои сильные науч­ ные кафедры, выпускавшие кадры для собственных нужд, формировала собственный преподавательский состав, то коммерческие институты и уни­ верситеты еще не успели со­ здать своей школы кадров. Практически во всех платных учебных заведениях кафедры сформированы из преподава­ телей, ушедших по тем или иным причинам из государ­ ственных вузов. В оптимальном же варианте ведущий препода­ ватель должен пройти путь от студента и лаборанта до опыт­ ного, с ученой степенью, специ­ алиста, “врасти” в институт, стать его частью. Еще одна слабость коммер­ ческих вузов - они не имеют чет­ ких контактов с теми отраслями, для которых готовят специалис­ тов. Если у нашего педагогичес­ кого института давно налажены связи с теми областными и го­ родскими школами, в которых будут работать выпускники это­ го государственного вуза, если здесь знают потребности школ не только в учителях опреде­ ленных предметов, но и все требования, предъявляемые к учителям, то во многих коммер­ ческих вузах ситуация противо­ положная. - Анатолий Афанасьевич, существует расхожее мнение, что в платных учебных заве­ дениях по средствам обу­ чаться только детям “новых русских”. А каков контингент учащихся в вашем вузе? - Детей “новых русских” у нас единицы. Основную массу сту­ дентов составляют вчерашние выпускники техникумов. Очень большое число обучающихся - сотрудники правоохранитель­ ных органов, налоговой инспек­ ции, желающие повысить свою квалификацию. Есть среди сту­ дентов и военнослужащие, ко­ торые получают у нас гражданскую профессию. - Как вы думаете, если платными станут такие инсти­ туты, как медицинский и пе­ дагогический, найдутся ли желающие получать в них за деньги такие непрестижные на первый взгляд профес­ сии, как учитель или врач? - На мой взгляд, студент пой­ дет учиться всегда. Знания все­ гда рентабельны, и спрос на них никогда не иссякнет. - Представьте себе ситуа­ цию: к вам обращается та­ лантливый молодой человек, готовый учиться и обладаю­ щий призванием к одной из профессий, которой обучают в вашем вузе. Но у него нет денег. Ваши действия? - Я не раз задумывался над этой проблемой. Высшее обра­ зование должно быть доступно не только людям, имеющим материальные средства. У нас множество способных и талант­ ливых людей, по тем или иным причинам обделенных либо финансовыми средствами, либо здоровьем (к примеру, не­ безызвестные “афганцы” и “че­ ченцы”). Закон об образовании должен предусматривать бла­ готворительные меры по отно­ шению к ним. - Но на данный момент вы будете вынуждены отказать этому человеку? - На данный момент, к сожа­ лению, - да. Вот такая ситуация с плат­ ным высшим образованием. Придет студент в коммерческий вуз обучаться, допустим, про­ фессии юриста малого бизнеса. Деньги заплатит. А большин­ ство преподавателей - люди случайные, еще не сработав­ шиеся между собой. А тут еще одна проблема: нужен ли будет кому-либо в Мурманске специа­ лист, владеющий такой пре­ стижной на первый взгляд профессией? А внешне все об­ стоит очень хорошо: в вузе есть богатая материально-техничес­ кая база (новая, регулярно пе­ реиздаваемая методическая литература, компьютеры, вы­ ход в Интернет, дистанционное обучение, возможность прово­ дить аудиоконференции)... Но, думается, еще не наста­ ло время платного образова­ ния в государстве, где людям не хватает денег на питание, где месяцами, а то и годами не платят заработанные деньги. Кого в этом обвинять? Конечно, не людей, создающих и разви­ вающих подобные вузы. Анато­ лий Афанасьевич Панченко в конце нашей беседы высказал мысль: “Плата не должна быть определяющим моментом в об­ разовании, а государство долж­ но вмешиваться в рынок образовательных услуг, защи­ щая прежде всего собственные интересы”. Но сегодня государство не имеет такой возможности. Так где же учиться молодым талантам России, не имеющим возможности заработать себе на обучение? Ломоносовы и Ку- либины, если и смогут каким-то образом проявить себя, то ни­ когда не обретут тот заветный диплом, который даст им право на существование наравне с другими, у которых вНужное время и в нужном месте оказа­ лась нужная сумма денег. Тебе не страшно, государ­ ство?.. Юлиана НАХОДКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz