Рыбный Мурман. 1998 г. Октябрь.
М У Р - М У Р зовых района, нефтебаза, база переработки и хранения угля, железнодорожное хозяйство, плавмастерская, меха ническая мастерская, навигационная камера, льдозавод, ремонтно-строительный участок. Холодильные емкости - на 40 тыс. т. Производственные мощности - около 60 пор тальных кранов, 12 козловых, гусеничных и автомобиль ных, около 50 автопогрузчиков, почти 300 электропогрузчиков различной модификации. Имеется собственный портовый флот, который проводит суда по Кольскому заливу, доставляет пассажиров и снабжение на рейд, ведет девиационные работы, охраняет от загряз нения залив. Работает круглогодично. В годы рыночных реформ порт оказался в трудном положении. В 1990 его грузооборот составил 3330 тыс. т (рыбопродукции - 1260 тыс. т), в 1997 всего 260 тыс. т. С 5 тыс. до 2120 сокращена численность работающих. Зак рыт Северный район. Порт задолжал бюджету 7,8 млрд. рублей (в ценах до 1998). Лит. Киселев А. А., Краснобаев А. И. История М ур манского тралового флота. Мурманск, 1973. Киселев А. А., Тулин М. А. Книга о Мурманске. Мурманск, 1977. Шемелинский В. Главный причал. Мурманск, 1984. МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБОПРО МЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ, открыт 22.12.1932. Ре организован в Мурманское мореходное училище им. И. И. Месяцева 14.01.1945 г. - см. Мурманский морской кол ледж. МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ. Первые сваи в дно Кольского залива забиты вес ной 1915, а 1 сентября того же года пришвартовалось первое судно. Это был американский пароход “Доротти”, доставивший рельсы и паровозы для строившейся желез ной дороги. Строительство порта было вызвано потребно стями первой мировой войны: Владивостокский находился далеко от театра военных действий, Архан гельский замерзал, черноморские и балтийские перекрыл противник. России был нужен порт, способный прини мать океанские суда круглый год. Место выбрала гидро графическая экспедиция Валериана Ляхницкого - урочище Семеновское в южном колене Кольского залива. Удовлетворяли всем требованиям большая глубина зали ва, доступность его для судов круглый год, длинная и ровная береговая полоса, примыкавшая к ней терраса для размещения большого города, наличие питьевой воды (ручьи Семеновский и Варничный), защита рейда от вет ров окрестными сопками, удаленность от океана, что позволяло создать крепкую оборону. Это решение было утверждено 21.02.1915. Строительство порта возглавил инженер Борис Евгень евич Веденеев (см.), строивший Владивостокский порт. В Семеновской бухте трудились более 600 вольнонаем ных, а также призванные на военную службу ратники флота, особенно плотники. Работы шли в трудных усло виях: не хватало материалов, механизмов, жилья. Одна ко к началу марта 1916 три глубоководных причала уже принимали суда. Со строительством четвертого и пятого (к весне 1917) суточная разгрузка доведена до 200 ваго нов. Вошли в строй портовая электростанция, водопро вод, около двух десятков бараков для жилья, административное здание, больница, столовая, склады, мастерские. О важной и напряженной работе порта в годы первой мировой войны свидетельствует одно из донесений заве дующего портом Н.И.Тульского: прибывший 17.03.1916 пароход “Айсланд” из Англии доставил более 2 тысяч т грузов - пороха, пироксилина, колючей проволоки, толу ола, патронов, снарядов, авиационных частей, автомо бильных моторов, гранат и капсюлей к ним, сапог, медикаментов и прочего. Военные грузы немедленно от правлялись в Петроград и Архангельск, а оттуда на фрон ты. С открытием сквозного движения по Мурманской железной дороге темпы приема грузов увеличились. Толь ко с 1 января по 12 февраля 1917 отправлены в глубь страны 451 вагон и 61 платформа. В мае 1917 в порту разгружено 50 судов. К сентябрю в сторону Волхова из Мурманска отправлялось в среднем 200 вагонов в сутки. Революционные события и иностранная интервенция при остановили дальнейшее развитие порта, которое продол жилось только с февраля 1920. С ноября 1920 начались регулярные внешнеэкономические связи России через порт Мурманск. В 1924/25 хозяйственном году порт об работал 216,5 тыс. т грузов, в 1926/27 - 495 тыс. т. В 1928 в Кольском заливе побывали 165 иностранных су дов, в два с лишним раза больше, чем в 1926. В 1940 открыты арктические линии Мурманск-Архангельск-Ду- динка-Игарка-Мурманск и Мурманск-Шпицберген-Мур- манск. В годы Великой Отечественной войны порт принимал конвои союзников, доставлявшие по ленд-лизу боевую технику и вооружение. Несмотря на ожесточенные бом бежки/работы в порту не прекращались ни днем,_ни но чью. Корабли последнего каравана разгружены 8.05.1945. А всего за годы войны порт обработал 351 судно, разгру зил 1 млн. 680 тыс. т импортных грузов и 816 тыс. 934 т военных и народнохозяйственных. К началу 60-х гг. порт становится современным высо комеханизированным предприятием. Деревянные прича лы заменяются железобетонными. С 80-х гг. порт работает в рамках транспортного узла, который объеди няет основные транспортные организации города, связан ные с перевалкой грузов морем. Сейчас здесь три грузовых района, 20 причалов. Районы соединены же лезнодорожными ветками. Мощность порта - 61 кран грузоподъемностью до 40 т, в год перерабатывается 6,5 млн. т грузов (1995). Основные экспортные грузы: апатит (50 % от общего объема), железная руда (35-39 %). Основные импортные грузы - зерно и алюминий (84 %). В 1994 государственное предприятие “Мурманский морской торговый порт” преобразовано в акционерное об щество открытого типа. Лит. Романов Б. С. Причалы мужества. Очерки ис тории Мурманского морского торгового порта. М у р манск, 1977. МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕД ЧЕСКИЙ МУЗЕИ. Датой основания считается 17 ок тября 1926. У истоков его стояли члены общества изучения Мурманского края директор Мурманской био логической станции Г. А. Клюге, руководитель губернс кого статуправления В. К. Алымов. Первым директором музея стал М. Н. Михайлов. До 1933 музей располагал ся в небольшом деревянном домике. В годы Великой Оте чественной войны фонды музея и экспонаты эвакуированы в Мончегорск. В Мурманск они возвраще ны в апреле 1945. На 1 января 1946 в музее уже было 1435 экспонатов, а в библиотеке музея - 3209 книг. Му зею выделено полуразрушенное здание школы № 6 на пр. Ленина. Здание восстановили. 3 ноября 1957 Мурманс кий областной краеведческий торжественно открыл две ри здания, в котором он находится и сегодня. Филиалы в гг. Кандалакша, Ковдор, Мончегорск (открыт 30.11.1980), в с. Ловозеро. Лит. Беляев В. Н. И у музея есть история. - “Рыб ный Мурман”, 1986, 17 октября. финансово-экономическаий институты Санкт-Петербурга и другие ВУЗы. На высокопрофессиональной основе чи таются курсы экономики, математики, информатики, фи зики, химии, географии, русской словесности и литературы, иностранных языков, биологии. Располагает соответствующей материальной базой для групповых и индивидуальных занятий. По окончании лицея выдают ся аттестат и удостоверение оператора-программиста. Ли цей включен в програмхму Баренц-региона, сотрудничает с учебными заведениями Финляндии и Норвегии, принят в Российский молодежный Евроклуб. В 12 классах обу чается 320 учащихся. Педагогов - 33 человека. Л1УРМАНСКИИ МОРСКОЙ био ло гич ес - КИИ ИНСТИТУТ, самый северный научно-исследова тельский институт в мире, единственный в системе Российской Академии наук, занимающийся биологией и экологией морей Арктики. Начало берет с 1881, когда на Соловецких островах создан пункт постоянных наблюде ний за обитателями моря - морская биологическая стан ция. В 1899 по настоянию Священного синода ее перевели в г. Александровск (Полярный) на Кольскіш полуостров. Официальное открытие станции в Екатерининской гавани состоялось 29.06.1904. За два года до этого она была пе реименована в Мурманскую биологическую станцию - см. В 1903 станция приобрела первое исследовательское суд но - полупалубный бот, а в 1908 - шхуну “Александр Ковалевский” . После создания Северного Военно-Морского Флота значительная часть его кораблей стала базироваться в Екатерининской гавани. И в 1934 экспедиция под руко водством профессора Е. М. Крепса выбрала площадку под строительство новой биологической станции в губе Дальнезеленецкая. 21.06.1937 в пос. Дальние Зеленцы, на северном побережье Баренцева моря, были заложены фундаменты лабораторного и других корпусов. В 1939 станция вошла в состав Кольской базы Академии наук СССР (сейчас - Кольский научный центр РАН). Станов ление и развитие станции связано с именем профессо ра К. М. Дерюгина, а также Г. А. Клюге, который бессменно работал на станции с 1908 по 1956. Здесь работали многие другие выдающиеся ученые стра ны: академики В. И. Вернадский, И. М. Виноградов, Л. А. Зенкевич, С. А. Зернов, М. Н. Кннповпч, Е. М. Крепе, Н. В. Насонов, В. М. Шимкевич, А. А. Ухтомс кий, член-корреспонденг АН СССР В. А. Догель. В ноябре 1941 станция была эвакуирована в Удмурт скую АССР, а в октябре 1942 переехала в Таджикистан. В 1944 вернулась на прежнее место. В послевоенные годы на станции работали ученые-генетики М. М. Камши- лов, Ю. И. Полянский, студенческую практику проходи ли будущий академик Л. М. Сущеня, чл.-корр. АН СССР О. А. Скарлато. В 1958 постановлением президиума Академии наук станция реорганизована в Мурманский морской биологи ческий институт. С 1989 он располагается в Мурманске. Имеет два отделения: Мурманское и Дальнезеленецкое, 15 лабораторий, в том числе: альгологии, бентоса, биоло гических основ акклиматизации, гидробиологии, гидро логии, гидрохимии, океанографии, ихтиологии, морских млекопитающих и др. В штате института 130 научных сотрудников, в том числе 1 член-корреспондент РАН, 3 доктора, 44 кандидата наук. Имеет научно-исследователь ское судно “Дальние Зеленцы” и научно-транспортное “Помор”, маломерные суда. Учеными станции написано много книг, издано научных трудов. Наиболее значитель ные среди них: трехтомная коллективная монография “Жизнь и условия существования в Баренцевом море”, “Мировой океан и оледенение Земли”, “Общая экология и палегеография полярных океанов”, “Дно океана в лед никовый период”. Институт располагает большой науч ной библиотекой, в том числе книгами с автографами Нансена, Норденшельда и других полярных исследова телей. МУРМАНСКИЙ м о р с к о й во ен ны й ПОРТ, образован в 1933. Первый начальник П. А. Ще тинин, заместитель - Е. В. Баньковский. Действовал до перебазирования военной флотилии из Мурманска в По лярный в 1935. Работал как военный порт и в годы совет- ско-финляндской войны 1939-1940 и Великой О т ече с тв енной войны . МУРМАНСКИЙ мо рской к о л л е дж , сред нее специальное учебное заведение, образовано в 1989 впервые в стране на базе Мурманского мореходного учи лища, созданного, в свою очередь, в 1945 на базе рыбо промышленного техникума, действовавшего с 1.12.1932. Из стен училища вышли многие в будущем прославлен ные капитаны - И.Безбородов, Ф.Бурков, И.Копытов и др. В 1968 присво ено имя профессо ра И. И. Месяцева. Готовит специалис тов по морскому су- д о в о ж д е н и ю (штурманов), эксп луатации судовых силовых установок (механиков, элект риков), радиосвязи (радиооператоров и радионавигаторов морских судов), техников промышлен ного рыболовства (мастеров лова). В настоящее время обучаются 600 курсантов и 400 студентов. МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ПАССАЖИРС- КИИ ВОКЗАЛ, открыт в Мурманске 16.06.1935. Но вое здание введено в строіі 1.01.1962. МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ. Крупнейшее государственное предприятие Северного бас сейна. Первые сваи забиты в 1926. Несколько лет дей ствовал в составе Тралбазы. С 3 июня 1934 - самостоятельное предприятие. 7 июня 1937 присвоено право морского рыбного порта первого разряда. В канун Великой Отечественной войны в порту базировались 70 траулеров, 3 рефрижератора, много других промысловых и вспомогательных судов. Годовой грузооборот достиг 600 тысяч тонн. Подвергался ожесточенным бомбежкам, но работы не прекращались ни днем, ни ночью. С сере дины 70-х гг. на базе порта создан судообрабатывающий комплекс. Обрабатывает суда любых типов: промысло вые, транспортные, плавбазы. Территория - 160 га, общая протяженность 45 причалов - 4 км, железнодорожных пу тей - 30 км, подкрановых - 3 км. В составе порта 2 гру- 9 - 1 5 октября 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz