Рыбный Мурман. 1998 г. Октябрь.

М У Р - М У Р зовых района, нефтебаза, база переработки и хранения угля, железнодорожное хозяйство, плавмастерская, меха­ ническая мастерская, навигационная камера, льдозавод, ремонтно-строительный участок. Холодильные емкости - на 40 тыс. т. Производственные мощности - около 60 пор­ тальных кранов, 12 козловых, гусеничных и автомобиль­ ных, около 50 автопогрузчиков, почти 300 электропогрузчиков различной модификации. Имеется собственный портовый флот, который проводит суда по Кольскому заливу, доставляет пассажиров и снабжение на рейд, ведет девиационные работы, охраняет от загряз­ нения залив. Работает круглогодично. В годы рыночных реформ порт оказался в трудном положении. В 1990 его грузооборот составил 3330 тыс. т (рыбопродукции - 1260 тыс. т), в 1997 всего 260 тыс. т. С 5 тыс. до 2120 сокращена численность работающих. Зак­ рыт Северный район. Порт задолжал бюджету 7,8 млрд. рублей (в ценах до 1998). Лит. Киселев А. А., Краснобаев А. И. История М ур ­ манского тралового флота. Мурманск, 1973. Киселев А. А., Тулин М. А. Книга о Мурманске. Мурманск, 1977. Шемелинский В. Главный причал. Мурманск, 1984. МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБОПРО­ МЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ, открыт 22.12.1932. Ре организован в Мурманское мореходное училище им. И. И. Месяцева 14.01.1945 г. - см. Мурманский морской кол­ ледж. МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ. Первые сваи в дно Кольского залива забиты вес­ ной 1915, а 1 сентября того же года пришвартовалось первое судно. Это был американский пароход “Доротти”, доставивший рельсы и паровозы для строившейся желез­ ной дороги. Строительство порта было вызвано потребно­ стями первой мировой войны: Владивостокский находился далеко от театра военных действий, Архан­ гельский замерзал, черноморские и балтийские перекрыл противник. России был нужен порт, способный прини­ мать океанские суда круглый год. Место выбрала гидро­ графическая экспедиция Валериана Ляхницкого - урочище Семеновское в южном колене Кольского залива. Удовлетворяли всем требованиям большая глубина зали­ ва, доступность его для судов круглый год, длинная и ровная береговая полоса, примыкавшая к ней терраса для размещения большого города, наличие питьевой воды (ручьи Семеновский и Варничный), защита рейда от вет­ ров окрестными сопками, удаленность от океана, что позволяло создать крепкую оборону. Это решение было утверждено 21.02.1915. Строительство порта возглавил инженер Борис Евгень­ евич Веденеев (см.), строивший Владивостокский порт. В Семеновской бухте трудились более 600 вольнонаем­ ных, а также призванные на военную службу ратники флота, особенно плотники. Работы шли в трудных усло­ виях: не хватало материалов, механизмов, жилья. Одна­ ко к началу марта 1916 три глубоководных причала уже принимали суда. Со строительством четвертого и пятого (к весне 1917) суточная разгрузка доведена до 200 ваго­ нов. Вошли в строй портовая электростанция, водопро­ вод, около двух десятков бараков для жилья, административное здание, больница, столовая, склады, мастерские. О важной и напряженной работе порта в годы первой мировой войны свидетельствует одно из донесений заве­ дующего портом Н.И.Тульского: прибывший 17.03.1916 пароход “Айсланд” из Англии доставил более 2 тысяч т грузов - пороха, пироксилина, колючей проволоки, толу­ ола, патронов, снарядов, авиационных частей, автомо­ бильных моторов, гранат и капсюлей к ним, сапог, медикаментов и прочего. Военные грузы немедленно от­ правлялись в Петроград и Архангельск, а оттуда на фрон­ ты. С открытием сквозного движения по Мурманской железной дороге темпы приема грузов увеличились. Толь­ ко с 1 января по 12 февраля 1917 отправлены в глубь страны 451 вагон и 61 платформа. В мае 1917 в порту разгружено 50 судов. К сентябрю в сторону Волхова из Мурманска отправлялось в среднем 200 вагонов в сутки. Революционные события и иностранная интервенция при­ остановили дальнейшее развитие порта, которое продол­ жилось только с февраля 1920. С ноября 1920 начались регулярные внешнеэкономические связи России через порт Мурманск. В 1924/25 хозяйственном году порт об­ работал 216,5 тыс. т грузов, в 1926/27 - 495 тыс. т. В 1928 в Кольском заливе побывали 165 иностранных су­ дов, в два с лишним раза больше, чем в 1926. В 1940 открыты арктические линии Мурманск-Архангельск-Ду- динка-Игарка-Мурманск и Мурманск-Шпицберген-Мур- манск. В годы Великой Отечественной войны порт принимал конвои союзников, доставлявшие по ленд-лизу боевую технику и вооружение. Несмотря на ожесточенные бом­ бежки/работы в порту не прекращались ни днем,_ни но­ чью. Корабли последнего каравана разгружены 8.05.1945. А всего за годы войны порт обработал 351 судно, разгру­ зил 1 млн. 680 тыс. т импортных грузов и 816 тыс. 934 т военных и народнохозяйственных. К началу 60-х гг. порт становится современным высо­ комеханизированным предприятием. Деревянные прича­ лы заменяются железобетонными. С 80-х гг. порт работает в рамках транспортного узла, который объеди­ няет основные транспортные организации города, связан­ ные с перевалкой грузов морем. Сейчас здесь три грузовых района, 20 причалов. Районы соединены же­ лезнодорожными ветками. Мощность порта - 61 кран грузоподъемностью до 40 т, в год перерабатывается 6,5 млн. т грузов (1995). Основные экспортные грузы: апатит (50 % от общего объема), железная руда (35-39 %). Основные импортные грузы - зерно и алюминий (84 %). В 1994 государственное предприятие “Мурманский морской торговый порт” преобразовано в акционерное об­ щество открытого типа. Лит. Романов Б. С. Причалы мужества. Очерки ис­ тории Мурманского морского торгового порта. М у р ­ манск, 1977. МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕД­ ЧЕСКИЙ МУЗЕИ. Датой основания считается 17 ок­ тября 1926. У истоков его стояли члены общества изучения Мурманского края директор Мурманской био­ логической станции Г. А. Клюге, руководитель губернс­ кого статуправления В. К. Алымов. Первым директором музея стал М. Н. Михайлов. До 1933 музей располагал­ ся в небольшом деревянном домике. В годы Великой Оте­ чественной войны фонды музея и экспонаты эвакуированы в Мончегорск. В Мурманск они возвраще­ ны в апреле 1945. На 1 января 1946 в музее уже было 1435 экспонатов, а в библиотеке музея - 3209 книг. Му­ зею выделено полуразрушенное здание школы № 6 на пр. Ленина. Здание восстановили. 3 ноября 1957 Мурманс­ кий областной краеведческий торжественно открыл две­ ри здания, в котором он находится и сегодня. Филиалы в гг. Кандалакша, Ковдор, Мончегорск (открыт 30.11.1980), в с. Ловозеро. Лит. Беляев В. Н. И у музея есть история. - “Рыб­ ный Мурман”, 1986, 17 октября. финансово-экономическаий институты Санкт-Петербурга и другие ВУЗы. На высокопрофессиональной основе чи­ таются курсы экономики, математики, информатики, фи­ зики, химии, географии, русской словесности и литературы, иностранных языков, биологии. Располагает соответствующей материальной базой для групповых и индивидуальных занятий. По окончании лицея выдают­ ся аттестат и удостоверение оператора-программиста. Ли­ цей включен в програмхму Баренц-региона, сотрудничает с учебными заведениями Финляндии и Норвегии, принят в Российский молодежный Евроклуб. В 12 классах обу­ чается 320 учащихся. Педагогов - 33 человека. Л1УРМАНСКИИ МОРСКОЙ био ло гич ес - КИИ ИНСТИТУТ, самый северный научно-исследова­ тельский институт в мире, единственный в системе Российской Академии наук, занимающийся биологией и экологией морей Арктики. Начало берет с 1881, когда на Соловецких островах создан пункт постоянных наблюде­ ний за обитателями моря - морская биологическая стан­ ция. В 1899 по настоянию Священного синода ее перевели в г. Александровск (Полярный) на Кольскіш полуостров. Официальное открытие станции в Екатерининской гавани состоялось 29.06.1904. За два года до этого она была пе­ реименована в Мурманскую биологическую станцию - см. В 1903 станция приобрела первое исследовательское суд­ но - полупалубный бот, а в 1908 - шхуну “Александр Ковалевский” . После создания Северного Военно-Морского Флота значительная часть его кораблей стала базироваться в Екатерининской гавани. И в 1934 экспедиция под руко­ водством профессора Е. М. Крепса выбрала площадку под строительство новой биологической станции в губе Дальнезеленецкая. 21.06.1937 в пос. Дальние Зеленцы, на северном побережье Баренцева моря, были заложены фундаменты лабораторного и других корпусов. В 1939 станция вошла в состав Кольской базы Академии наук СССР (сейчас - Кольский научный центр РАН). Станов­ ление и развитие станции связано с именем профессо­ ра К. М. Дерюгина, а также Г. А. Клюге, который бессменно работал на станции с 1908 по 1956. Здесь работали многие другие выдающиеся ученые стра­ ны: академики В. И. Вернадский, И. М. Виноградов, Л. А. Зенкевич, С. А. Зернов, М. Н. Кннповпч, Е. М. Крепе, Н. В. Насонов, В. М. Шимкевич, А. А. Ухтомс­ кий, член-корреспонденг АН СССР В. А. Догель. В ноябре 1941 станция была эвакуирована в Удмурт­ скую АССР, а в октябре 1942 переехала в Таджикистан. В 1944 вернулась на прежнее место. В послевоенные годы на станции работали ученые-генетики М. М. Камши- лов, Ю. И. Полянский, студенческую практику проходи­ ли будущий академик Л. М. Сущеня, чл.-корр. АН СССР О. А. Скарлато. В 1958 постановлением президиума Академии наук станция реорганизована в Мурманский морской биологи­ ческий институт. С 1989 он располагается в Мурманске. Имеет два отделения: Мурманское и Дальнезеленецкое, 15 лабораторий, в том числе: альгологии, бентоса, биоло­ гических основ акклиматизации, гидробиологии, гидро­ логии, гидрохимии, океанографии, ихтиологии, морских млекопитающих и др. В штате института 130 научных сотрудников, в том числе 1 член-корреспондент РАН, 3 доктора, 44 кандидата наук. Имеет научно-исследователь­ ское судно “Дальние Зеленцы” и научно-транспортное “Помор”, маломерные суда. Учеными станции написано много книг, издано научных трудов. Наиболее значитель­ ные среди них: трехтомная коллективная монография “Жизнь и условия существования в Баренцевом море”, “Мировой океан и оледенение Земли”, “Общая экология и палегеография полярных океанов”, “Дно океана в лед­ никовый период”. Институт располагает большой науч­ ной библиотекой, в том числе книгами с автографами Нансена, Норденшельда и других полярных исследова­ телей. МУРМАНСКИЙ м о р с к о й во ен ны й ПОРТ, образован в 1933. Первый начальник П. А. Ще­ тинин, заместитель - Е. В. Баньковский. Действовал до перебазирования военной флотилии из Мурманска в По­ лярный в 1935. Работал как военный порт и в годы совет- ско-финляндской войны 1939-1940 и Великой О т ече с тв енной войны . МУРМАНСКИЙ мо рской к о л л е дж , сред­ нее специальное учебное заведение, образовано в 1989 впервые в стране на базе Мурманского мореходного учи­ лища, созданного, в свою очередь, в 1945 на базе рыбо­ промышленного техникума, действовавшего с 1.12.1932. Из стен училища вышли многие в будущем прославлен­ ные капитаны - И.Безбородов, Ф.Бурков, И.Копытов и др. В 1968 присво­ ено имя профессо­ ра И. И. Месяцева. Готовит специалис­ тов по морскому су- д о в о ж д е н и ю (штурманов), эксп­ луатации судовых силовых установок (механиков, элект­ риков), радиосвязи (радиооператоров и радионавигаторов морских судов), техников промышлен­ ного рыболовства (мастеров лова). В настоящее время обучаются 600 курсантов и 400 студентов. МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ПАССАЖИРС- КИИ ВОКЗАЛ, открыт в Мурманске 16.06.1935. Но­ вое здание введено в строіі 1.01.1962. МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ. Крупнейшее государственное предприятие Северного бас­ сейна. Первые сваи забиты в 1926. Несколько лет дей­ ствовал в составе Тралбазы. С 3 июня 1934 - самостоятельное предприятие. 7 июня 1937 присвоено право морского рыбного порта первого разряда. В канун Великой Отечественной войны в порту базировались 70 траулеров, 3 рефрижератора, много других промысловых и вспомогательных судов. Годовой грузооборот достиг 600 тысяч тонн. Подвергался ожесточенным бомбежкам, но работы не прекращались ни днем, ни ночью. С сере­ дины 70-х гг. на базе порта создан судообрабатывающий комплекс. Обрабатывает суда любых типов: промысло­ вые, транспортные, плавбазы. Территория - 160 га, общая протяженность 45 причалов - 4 км, железнодорожных пу­ тей - 30 км, подкрановых - 3 км. В составе порта 2 гру- 9 - 1 5 октября 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz