Рыбный Мурман. 1998 г. Октябрь.

г I .с .с 0 1 * 1 . 2 о 2 3 / 4 ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЛЬСК К Р А ЫПУСК № 26 ‘Рыбный Мурман’ 45-32-19 С. Н. Дащинский 48-64-75 МУРМАНСКАЯ, улица в Москве, в районе Марьи­ ной Рощи, неподалеку от Останкинской телебашни. На­ звана в честь г. Мурманска. “МУРМАНСКАЯ” 30.12.1994. , птицефабрика. Вступила в строй МУРМАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ КОМСОМОЛЬ­ СКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Создана 4.04.1920 на орга­ низационном собрании Союза коммунистической молодежи Мурманска. Первыми мурманскими комсомоль­ цами были Кузьма Глазов, Николай Истомин, сестры Вера и Тамара Кетлинские, дочери адмирала Кетлинского, по­ гибшего в Мурманске в 1918, Анна Поспелова, Николай Солдатов, Федор Тюлищев. Насчитывала около 250 чело­ век. МУРМАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОРГАНИЗА­ ЦИЯ КПРФ, местное отделение общероссийской поли­ тической партии. Образована в феврале 1920. Долгое время действовала как единая (уездная-окрѵжная-облас- тная и городская организация). В 1927 в Мурманске дей­ ствовали 19 партийных организаций. Первая городская конференция ВКП(б) прошла в Мурманске 22-23.02.1935. Присутствовали 238 делегатов. В 57 партийных организа­ циях города насчитывалось к тому времени 1499 коммуни­ стов. Секретарем горкома избран Э.М.Годгильдиев (впоследствии репрессирован). Последняя, XXXIII, го­ родская партийная конференция прошла в 1990. Насчиты­ валось в 472 первичных организациях Мурманска 28719 коммунистов. В городе действовали 3 райкома (Октябрь­ ский, Ленинский и Первомайский) и 27 парткомов, в том числе А с правами райкомов. В 1991 Мурманская городс­ кая организация КПСС в связи с Указом Б.Н.Ельцина прекратила существование. Воссоздана как единая орга­ низация города (без райкомов, парткомов и первичных организаций). Секретарь Мурманского ГК КПРФ в насто­ ящее время (1998) П. В. Кортунов. МУРМАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОРГАНИЗА­ ЦИЯ РКП(б). Создана 24.03.1920. Состояла из 16 чле­ нов и 68 кандидатов в члены ВКП(б). Секретарем избран Чумбаров-Лучинский Федор Степанович. МУРМАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ УНИВЕРСАЛЬ­ НАЯ БИБЛИОТЕКА, открыта 20.10.43. С 1948 по 1968 руководила ею Е. Н. Чеховская, с 1968 по 1980 - Н. П. Никитина. С 70-х гг. занимает нижний этаж здания на Кольском проспекте, 93. Книжный фонд - около 250 тыс. экземпляров, 20 тыс. читателей. За год выдается более 300 тысяч книг и журналов. МУРМАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКА­ ДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА си/. Мурманский Государственный технический университет (МГТУ). МУРМАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Образована поста­ новлением ВЦИК от 13 июня 1921 на базе Мурманского уезда Архангельской губернии. Территория - 100 тыс. кв. км. Была самой малонаселенной в России (в 1926 - 25 тыс. человек). Основные отрасли экономики: рыболовство, лесозаготовка, транспорт, оленеводство. В 1921 правитель­ ство выделило губернии для закупки рыболовных судов более 1 млн. инвалютных рублей. Были созданы Комитет Северного морского пути, Плавморнин (Плавучий морс­ кой институт). С 1921 по 1925 в губернии (на Кольском полуострове) побывало 27 экспедиций геологов, топогра­ фов, гидрологов, биологов, лесоустроителей, открыты запасы многих полезных ископаемых, в том числе апати­ та и железных руд. 10 сентября 1927 преобразована в Мурманский округ в составе Ленинградской области, с мая 1938 - Мурманская область. МУРМАНСКАЯ (ОКТЯБРЬСКАЯ) ЖЕЛЕЗ­ НАЯ ДОРОГА, железнодорожная ветка от Мурманс­ ка до Санкт-Петербурга. 987 верст (1044 км). Впервые вопрос о ее строительстве рассмотрен в 1894 в комиссии, которую возглавлял товарищ (заместитель) министра пу­ тей сообщения генерал-лейтенант Петров. Активным сто­ ронником ее сооружения был архангельский губернатор А. П. Энгельгардт. Средства на подготовительные рабо­ ты выделялись уже на 1903-1904, но помешала разразив­ шаяся русско-японская война. Окончательное решение о строительстве принято 1.01.1915. Изыскательские работы выполнены за три месяца. Строительство началось в марте 1915, на северном участке - в начале июня. Строили до­ рогу завербованные из средней полосы России крестьяне и с Дальнего Востока китаііцы, а также военнопленные первой мировой войны. Рядоіч с русскими трудились ты­ сячи венгров, китайцев, немцев, словаков, финнов; чехов. Использовался труд в общей сложности около 70 тыс. человек (по другим данным - до 100 тысяч человек). Многие добирались из-за бездорожья через Финляндию, Норвегию и Швецию, для этого Скандинавские стра­ ны предоставляли специальные транзитные поезда. Стро­ ительство велось на трех участках одновременно: Петрозаводск-Сорока, Сорока-Кандалакша, Кандалакша- Мурманск. Усложняла работу горно-болотистая мест­ ность. Только от Петрозаводска до Мурманска построено около 1100 мостов. Укладка рельсов началась в августе 1915. Конечной станцией был выбран поселок у Семенов­ ской бухты. 23.04.1916 открылся северный участок доро­ ги - Кандалакша-Мурманск, а сквозное движение началось 3.11.1916. В этот день после молебна был забит последний костыль на смычке сплошного рельсового пути Петрозаводск Романов-на Мурмане. Это сделал специаль­ но присланный царем генерал-майор князь Багратион Мухранский. А руководитель стройки инженер Горячков- ский послал в Петербург телеграмму: “Счастливы порадо­ вать Вас, Государь, и Россию, что сего, 3 ноября в 12 часов дня на 537 версте от Петрозаводска мною сомкну­ та линия Великого Северного пути, выводящая Россию на исконно русские земли, на простор свободного океана...” На строительство дороги планировались затраты в 180 миллионов золотых рублей, фактически составили 350 миллионов. Но страна получила доступ к незамерзающе­ му круглый год морскому порту и, тогда еще не зная об этом, - к огромным запасам полезных ископаемых. К осе­ ни 1917 дорога еще не имела и 25 % проектной мощности. Во время гражданской войны около 80 % паровозов, 60 % вагонов и значительная часть пути Мурманской железной дороги были разрушены. 2.06.1920 В. И. Ленин подписал постановление Совета Труда и Обороны об эксплуатации и достройке Мурманской железной дороги, а 25.05.1923 СТО объявил о колонизации - хозяйственном освоении Кольского края. Это поручалось железной дороге. Вокзал в Мурманске открыли 23.03.1923. Поезда с Севера на Ленинград пошли летом 1924. Восстановили все к концу 20-х. В 1929 начали строить железнодорожную ветку к будущему г. Кировску. Еще раз сильно пострадала дорога в 1941-1944. Немец­ кая авиация совершила на нее 2800 налетов. Сброшено более 90 тыс. бомб. Были разрушены 1126 железнодорож­ ных зданий и сооружений, повреждены свыше 500 паро­ возов и 4950 вагонов. Но дорога действовала все годы войны. Из Мурманска отправлено в глубь страны 1246 тыс. т боевой техники и военных материалов, оборудова­ ния и продовольствия, полученных от союзников по ленд- лизу. В 50-е гг.вошли в строй железнодорожные ветки Мур- маши-Никель, а затем к Ревде, Ковдору. Отсутствуют железнодорожные подъездные пути к двум районным цен­ трам - Ловозеру и Умбе. В 90-е гг. закрыто 8 станций, в том числе Килпъявр, Печенга, Сафоново, а также прекратили деятельность участки Мурманск-Ваенга, Пяйве-Килпъявр, Ручьи Ка- рельские-Алакуртти. МУРМАНСКАЯ И МОНЧЕГОРСКАЯ ЕПАР­ ХИЯ, 120-я в России, создана по решению Священного Синода Русской православной церкви и патриарха Мос­ ковского и всея Руси Алексия II 27.12.1995. До этого Кольский полуостров в духовном отношении подчинялся Архангельской епархии. Первым епископом назначен бывший епископ Тихвинский Симон, курировавший одно­ временно высшие и средние духовные учебные заведения Санкт-Петербурга. Резиденция на ул. Зеленой в Мурман­ ске. Здесь же расположен Свято-Никольский кафедраль­ ный собор (настоятель отец Никодим). В Мурманске действуют также Свято-Пантелеймоновский храм в пере­ улке Терском (отец Владимир) и храм иконы Божьей Матери “Живоносный источник” в рыбном порту (отец Александр). 26 православных храмов и церквей зарегис­ трировано в области, из них два возведены еще в XVII в. - Успенская церковь в с. Варзуга (настоятель отец Хари­ тон) и Никольская в с. Ковда (настоятель отец Иоанн). Летом 1997 в Мурманской области с официальным визи­ том побывал патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил новый Вознесенский кафедральный собор в Мончегорске, один из атомных крейсеров Северного флота, отслужил божественную литургию в Свято-Ни- кольском соборе Мурманска, побывал в Благовещенском соборе в Коле. МУРМАНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ РЕГИСТРА, один из 9 филиалов Российского морского Регистра судоходства. Деятельность Регистра на Мурма­ не началась в 1929 в качестве представительства Центрального управления Морского Регистра СССР, которое 3.04.1937 преоб­ разовано в Морскую инспекцию Регистра. Осуществлялся техничес­ кий надзор за судами в эксплуата­ ции, за ремонтом и постройкой. К 1933 под надзором Инспекции построено 72 судна, а все­ го с 1929 по 1947 - 309 судов различного назначения, в том числе СРТ и РТ. К 1965 закончена классификация судов бассейна, их насчитывалось 1034. В 70-80-е гг. ос­ ваивались новые направления деятельности: надзор за. бортовыми плавсредствами, контейнерами, маломерными судами, многооборотными средствами крепления грузов на судах, плавучими буровыми установками, глубоковод­ ными водолазными комплексами, подводными обитаемы­ ми аппаратами. С 1981 Мурманская инспекция стала головной по надзору за судами ледового плавания. С 1991 применяется подводное телевидение для освидетельство­ вания подводной части судов и других плавучих соору­ жений. Осваивается сертификация промышленных предприятий и их систем качества, продукции и услуг, систем управления безопасностью судоходных компаний, предотвращения загрязнения окружающей среды. МУРМАНСКАЯ МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА, вошла в строй 10.11.1934. В первый год в цехах работа­ ло всего 50 человек. Выпускали простейшие изделия: столы, стулья, этажерки, кровати, двустворчатые шкафы. В войну сгорела. Восстановлена в 1945. В 1974 образован комбинат (вошли, кроме Мурманской, Кировская и Коль­ ская фабрики). С 1.07.1985 мебельное объединение “За ­ полярье”. Выпускает разнообразную по конструкции и назначению мебель. МУРМАНСКАЯ МОРСКАЯ БИОЛОГИЧЕС­ КАЯ СТАНЦИЯ. Первоначально открыта по иници­ ативе профессора Н. П. Вагнера на Соловецких островах (1881). ЗатехМ база ее переведена на Кольский полуост­ ров, в Екатерининскую гавань (1899). Официальное от­ крытие станции на новом месте состоялось 29.06.1904. Первым директором был Сергей Алексеевич Зернов (1871-1945). Затем станцией руководили видные уче­ ные С. В. Аверинцев, К. М. Дерюгин, Г. А. Клюге^и др. В 1921-1925, кроме^. ^ фауны и флоры, изучала водный . ^ режим Кольс­ кого залива. Количество ра­ ботников стан­ ции к этому времени увели­ чилось с 25 до 60 человек. См. также М у р м а н с к и й морской биоло­ гический институт. МУРМАНСКАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ см. Полиция налоговая. МУРМАНСКАЯ НАУЧНО-ПРОМЫСЛОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, организована в 1898 выдающимся русским зоологом, ихтиологом, океанографом Николаем Михайловичем Книповичем. Положила начало планомер­ ному изучению Баренцева моря и его промысловых био­ ресурсов. Работала около десяти лет. С 1898 по 1901 год ею руководил Николай Михайлович Книпович, с 1902 по 1908 - Леонид Львович Брейтфус. Поводом для нее ста­ ла трагическая гибель во время сильного шторма в 1894 году рыболовецких судов с экипажами. Требовалось мно­ гое менять и совершенствовать в промысловых флотах. Экспедиция начала разведывательные работы в мае 1898 на парусном судне “Помор”. Год спустя из Александров- ска (Полярный), где находилась база экспедиции, вышел в Баренцево море пароход-траулер “Андрей Первозван­ ный”, специально построенный для научно-промысловых исследований и впервые оборудованный траловой лебед­ кой. Вскоре с его палубы опустили первый трал. В дру­ гом рейсе, в районе острова Кпльдин, “Андрей Первозванный” взял хорошие уловы трески. Так была открыта Кильдинская банка, один из первых районов со­ ветского тралового промысла. Но в то время еще не было известно, как далеко уходит рыба в море от мурманских берегов, и исследования велись в районе мыса Канин и Новоіі Земли, у Медвежьего острова. И там уловы ока­ зались солидными. Вывод экспедиции был однозначен: рыба распространена по всему пространству Баренцева моря. Были открыты также места обитания китов, запа­ сы креветок. Экспедиция изучала и гидрологию Баренцева моря. Были измерены многие глубины, определены характер грунтов, температура, соленость и прозрачность воды. Складывалась общая динамика моря, его течений, сезон­ ных и годовых изменений, что позволяло научно опреде­ лить перемещения и скопления косяков рыбы. Определялся видовой состав ихтиофауны, распределение М У Р - М У Р 9 - 15 октября 1998 года I___

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz