Рыбный Мурман. 1998 г. Ноябрь.
ж * л ч > N л - & сврелвремя разлад в ^ руководстве АО «Севрыба» вызвал Щ немало к швотолков в рыбацких J кругах. «Сев )ыбу» покинула группа £ ведущих специалистов. Они заняли ? ключевые посты во вновь созданной рыбе добывающей компании . «Мурман Си Фуд». Возглавил ее ѣ*. бывшиі технический директор Щ «Севрыбы» Владимир Хижняков. С Шш т к ним наша доверительная беседа. Мы готовы про дать 3-4 парохода проекта В-408, ко торым предстоит ремонт под класс. Если вложить в них по 350-400 тыс. долларов,, то они отработают еще один нятнлет- іііін цикл. Обуза - Владимир Алексеевич, вы имели престижную должность, авторитет, умело осуществляли техническую политику. Что по будило оставить предприятие, которому вы достойно служили многие годы? - Мне бы не хотелось углуб ляться в эту тему. Скажу корот ко: у нас возникли некоторые разногласия, и в таком режиме дальнеіішая продуктивная совме стная работа стала невозможной. У всех людей иногда наступает момент, когда необходимо прини мать решение и делать выбор, и мы его сделали. К тому же возни кало желание воплотить свои идеи в самостоятельном деле. - Получается? - Конечно, не все так, как бы хотелось, но в общем мы удовлет ворены. - Что из себя представляет ваша фирма? - Акционерное общество. Учре дители - несколько юридических лиц. Эксплуатируем четыре со временных промысловых судна. Ведем лов пелагических и донных віщов рыб. Сдаем продукцию вез де, где за нее соответствующе пла тят. - Довелось слышать, что сей нер-траулер «Мурман-2» вы не совсем джентльменским образом «умыкнули» у «Севрыбы». Вок руг этого судна вообще много разговоров. Внесите ясностью - Траулер строился в Чили но заказу одной норвежской компа нии. Позднее норвежцы на усло виях бербоут-чартера сочли возможным передать судно имен но нашей фирме. Иностранные бизнесмены вольны были в своем выборе партнера. - Рыбацкие «генералы» при держиваются точки зрения, что «Мурман-2» по своим высоким промысловым параметрам не подходит для работы на бассей не. Под него якобы необходима мощная сырьевая база. Вы со гласны с таким утверждением? - Мы не руководствуемся эмо циями, нам более понятен язык цифр. Траулер предназначен сугу бо для пелагического лова. В пи ковые периоды может добывать до 800 тонн рыбы (путассу, сель ди, скумбрии, сайки и т. п.) в сут ки. В Норвежской экономической зоне за последние годы при квоте на путассу в 50 тысяч тонн наши рыбаки выбрали 1,5 тыс. тонн (1996 год), 9,4 тыс. (1997 год), 19 тыс. (10 месяцев 1998 года). Сельди в текущем году из 130 тысяч тонн взято 118, из них 50 тыс. - «Запрыбой». Постоянно не осваиваются российские квоты вылова сельди и скумбрии в от крытой части Норвежского моря, у берегов Исландии, Ян-Майена. Годовой рыбопромысловый план предусматривает для этого судна 20 тысяч тонн этих видов рыб. Так что мы считаем: сырьевая база пелагических видов рыб дос таточна. Кроме того, мы практи чески не осваиваем квоты на сайку, малопозвонковую сельдь. И, наконец, на следующий год официально выделена'квота мой вы, которая, по мнению всех спе циалистов, в дальнейшем будет увеличиваться, а у нас практичес- АКЦЕНТ кн не осталось флота для работы по ней. Думаем, надо радоваться, что появился траулер, я имею в виду «Мурман-2», способный дать весомую прибавку в добыче тех видов рыб, которые с 1992 года наши промысловики суще ственно недоосваивают. И воз можно подумать о необходимости строительства еще нескольких та ких судов. У берегов Канады в районе НАФО экипажи двух на ших судов сейчас промышляют палтус. А ведь мурманские фло товодцы уже и забыли, когда в последний раз направляли суда в эту зону. Так что мы никого не вытесняем с промысла, а стараем ся использовать те ресурсы, которые недоосванваются рыбо промышленниками Северного бассейна. - Владимир Алексеевич, ваша фирма прошла этап станов ления. Каковы результаты? Что в перспективе? - Год заканчиваем с прибылью. Потихоньку расплачиваемся с долгами за суда. Планируем орга низовать береговую переработку рыбы в Мурманске. Ищем подхо дящих партнеров и производ ственные площади. Наверняка займемся прибрежным промыс лом рыбы и морепродуктов. На мечаются некоторые структурные перемены. - Какие, если не секрет? - Раньше срока рас крывать карты не буду. Все наши «сюр призы» впереди. Могу заверить: идей достаточно, и, если нам не будут мешать, многие из них будут реализованы. Павел ЛУЖИН. DE FACTO • DE FACTO ПУБЕРНАТОР Юрий Евдокимов обратился к заместителю председателя правительства РФ Геннадию Кулику по поводу порядка распределения рыб ных квот. Он выразил обеспокоенность в связи с тем, что действующие нор мативные акты по распределению квот «оставляют без ответа многие вопросы, возникающие при наделении пользователей квотами». Учитывая, что в первых числах декабря Северный научно-промысловый совет начнет распределять квоты по регионам, губернатор подчеркнул необходимость в получении к этому сроку простых, конкретных и понятных критериев для наделения квотами. В июле правительством разослан на места проект «Временного положе ния о распределении квот вылова водных биоресурсов внутренних водо емов, территориальных вод, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, зон иностранных государств, районов действия международных конвенций». Администрация области своевременно дала свои замечания и предложения к проекту. Но этот документ не принят и по сей день. Поэтому Юрий Евдокимов и был вынужден обратиться за разъяс нениями. * П ри ПОДДЕРЖКЕ Министерства транспорта Российской Федерации в Санкт-Петербурге прошел первый морской форум России. На форуме от Мурманского морского пароходства выступил его бывший генеральный ди ректор Николай а в ощ и н с к и й . Наконец-то «генералы» морского транспорта были едины в том, что раз вал торгового флота России проводился сознательно и целеустремленно «отцами» пресловутой приватизации, а инструментом было поспешное в ущерб государству акционирование пароходств, проведенное в интересах конкурирующих судоходных компаний. К ним пришло прозрение, что у госу дарства существуют кроме экономических и геополитические интересы, по скольку морской флот - стратегическая отрасль, ликвидация которой несет реальную угрозу национальной безопасности России. Участники форума сформулировали главную задачу - концепцию судо ходной национальной политики, чтобы вернуть стране престиж великой морской державы. Для ее реализаций предусматривается изменение дей ствующих государственных инструкций и нормативов, предоставление оте чественным и иностранным перевозчикам равных прав в перевалке экспортно-импортных грузов, создание российского международного реес тра, освобождение пароходств от налога на имущество, предоставление га рантий на привлекаемые кредиты в иностранных банках для закупки по импорту судов и высокотехнологического портового оборудования, обме на таможенных пошлин на приобретение за границей флота, судового ком плектующего и портового перегрузочного оборудования. последнего директора» тельской дисциплиной. У нас мно го прекрасных тружеников, на которых можно положиться в са мых сложных передрягах. Но не мало и таких, которые в новых фирмах долго бы не проработали, - привыкли тянуть по старинке. - Малый и средний бизнес, не имеющий балласта в виде соци альной сферы, работает доволь но устойчиво. До прихода в Мурманрыбпром вы работали в небольших компаниях и можете сравнивать. - Независимо от того, большое предприятие или малое, деньги везде работают одинаково. Но у всех разное к ним отношение, вот в чем вопрос. Казалось бы, все просто: заработал - потрать. Одна ко фокус в том, что, имея один и тот же оборот, можно постоянно сидеть в долгах, а можно их не иметь. Я глубоко убежден, что малый и средний бизнес может выжить только при том условии, если он работает абсолютно чест но, корректно, своевременно рас плачивается с бюджетами и фондами. У крупного предприя тия та же задача: не допускать об разования пени. Лучше вовремя отдать часть дохода, получить не 10 рублеіі с килограмма рыбы, а 7 рублей, но зато иметь устойчивое экономическое положение. - Насколько реализация про дукции ориентирована на Запад? - Все массовые виды рыб мы привозим в Мурманск ./Треску экономически целесообразно от правлять на экспорт. Мурманчане вспоминают, что когда-то она сто ила 47 копеек за килограмм. Но немногие знают, что флота полу чали по 2 рубля, разницу возме щало государство. Если бы оно по-прежнему дотировало рыба ков, треска привозилась бы до мой. По опыту Норвегии, можно было бы направлять государствен ную помощь прежде всего рыбо перерабатывающим фабрикам, а для добывающих предприятий по мощью номер один могли бы стать льготные кредиты для обновления флота. - Будете продолжать списы вать суда? - Флоту необходимы новые суда, способные работать как на донных видах рыб в Баренцевом море, так и на пелагических, оби тающих в Северной Атлантике. У нас с «Кабо-верфью» (Харстад, Норвегия) подписан протокол о намерениях о строительстве серии судов. Корпуса решили строить на «Нерпе», а затем их буксиро вать за рубеж и там оснащать обо рудованием, начиная с главного двигателя. Обновить флот мечтают все, но не все могут найти кредиты. Но вые корабли стоят как минимум 1 5 - 2 0 млн. долларов. Мы избра ли более дешевую схему. Эта схе ма поддерживается администрацией области. Инвес тирование пойдет с норвежской стороны, так как их финансово промышленные круги тоже заин тересованы в интеграции. Мы готовы продать 3-4 парохо- для они ня» поработали. Значит, поле де ятельности нашего флота было заведомо заужено. Считаю, что основной принцип распределения - соответствие био ресурсов суммарной мощности су дов, которые стоят на балансе данного предприятия. Эго наибо лее объективный показатель. Сей час в Союзе рыбопромыш ленников Севе ра происходит к ачественное изменение со става флота, п о я в л я ю т с я суда, ведущие добычу пелаги ческих видов рыб. Таким об разом, они на равных конкурируют с нами. Важ но правильно планировать промы сел по видам ресурсов и периодам добычи, но не все хотят это де лать. Конкурсной квоты быть не дол жно, введение платности не вы годно никому, кроме государства: От органа управления рыбопро мышленники ждут также помощи в судостроении, внедрении новых технологий, информатизации... Я сторонник того, чтобы это был орган двойного подчинения: с одной стороны, подчинялся бы торые вынуждены были квоту по- Комитету по рыболовству, с дру- купать. И все же бассейновую гой - имел бы полномочия от квоту... не выбираем! Мы свою правительств северных регионов, квоту освоили и еще «за того пар- Таким органом может быть и да проекта В-408, которым пред стоит ремонт под класс. Если вло жить в них по 350-400 тыс. долларов, то они отработают еще один пятилетний цикл. Но для нас самих такие затраты тяжелы, отдача от вложенных денег ожи дается через 2-3 года, нас - 15 судов типа В-4( могут работать с неболь шой рентабельностью, но по этим судам я ставил задачу скромнее: не до пускать убыточности. Самое страшное для крупнотоннажного флота - аварии и ремонт. Даже МРТО обходятся в 100 - 150 тыс. долларов. А ведь случаются и дополнитель ные неприятности... - Сейчас идет дискуссия о ме тодах управления рыбопромыш ленными предприятиями бассейна. Какова ваша точка зрения? - Региональный орган управле ния прежде всего должен зани маться управлением ресурсами. Дележ квоты - один из самых больных вопросов. Между судо владельцами происходят яростные схватки. И хорошо, если получат кусок пирога по зубам. А иные ухватывают больше, чем могут освоить. И есть предприятия, ко- «Севрыба», если она не будет заниматься коммерческой дея тельностью. Здесь интересы «Севрыбы» с судовладельцами не совпадают. Но общество жи вет и развивается, все понима ют, что «Севрыба» имеет огромный опыт и потенциал в плане руководства бассейном. Необходима разумная протек ционистская политика в отноше нии рыбодобычи. Вот пример. Весной мы начинаем промысел сельди на несколько недель поз же, чем норвежцы, когда рыба выходит из их прибрежной зоны. К этому моменту вся Рос сия вплоть до Урала завалена норвежской сельдью. Почему бы на месяц не ввести много кратно повышенные пошлины? Во всем мире применяют этот прием, и нам надо пользоваться. Можно вопрос решить и на ре гиональном уровне, даже не до говариваясь с таможней: временно усложнить условия поставок рыбы из-за рубежа. Было бы желание, а остальное - ■дело техники. Подтверждением моих слов служит тот факт, что в Мурманске в связи с кризисом не было осенней импортной сельди, и вся наша продукция пошла «на ура». Результат? Предприятие имело возмож ность «живыми» деньгами пога шать бюджетную задолженность. - Осталось только пожелать по-морскому: так держать! Беседовала Людмила ЗАЦАРНАЯ. 27 ноября - 3 декабря 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz