Рыбный Мурман. 1998 г. Ноябрь.

ж * л ч > N л - & сврелвремя разлад в ^ руководстве АО «Севрыба» вызвал Щ немало к швотолков в рыбацких J кругах. «Сев )ыбу» покинула группа £ ведущих специалистов. Они заняли ? ключевые посты во вновь созданной рыбе добывающей компании . «Мурман Си Фуд». Возглавил ее ѣ*. бывшиі технический директор Щ «Севрыбы» Владимир Хижняков. С Шш т к ним наша доверительная беседа. Мы готовы про­ дать 3-4 парохода проекта В-408, ко­ торым предстоит ремонт под класс. Если вложить в них по 350-400 тыс. долларов,, то они отработают еще один нятнлет- іііін цикл. Обуза - Владимир Алексеевич, вы имели престижную должность, авторитет, умело осуществляли техническую политику. Что по­ будило оставить предприятие, которому вы достойно служили многие годы? - Мне бы не хотелось углуб­ ляться в эту тему. Скажу корот­ ко: у нас возникли некоторые разногласия, и в таком режиме дальнеіішая продуктивная совме­ стная работа стала невозможной. У всех людей иногда наступает момент, когда необходимо прини­ мать решение и делать выбор, и мы его сделали. К тому же возни­ кало желание воплотить свои идеи в самостоятельном деле. - Получается? - Конечно, не все так, как бы хотелось, но в общем мы удовлет­ ворены. - Что из себя представляет ваша фирма? - Акционерное общество. Учре­ дители - несколько юридических лиц. Эксплуатируем четыре со­ временных промысловых судна. Ведем лов пелагических и донных віщов рыб. Сдаем продукцию вез­ де, где за нее соответствующе пла­ тят. - Довелось слышать, что сей­ нер-траулер «Мурман-2» вы не совсем джентльменским образом «умыкнули» у «Севрыбы». Вок­ руг этого судна вообще много разговоров. Внесите ясностью - Траулер строился в Чили но заказу одной норвежской компа­ нии. Позднее норвежцы на усло­ виях бербоут-чартера сочли возможным передать судно имен­ но нашей фирме. Иностранные бизнесмены вольны были в своем выборе партнера. - Рыбацкие «генералы» при­ держиваются точки зрения, что «Мурман-2» по своим высоким промысловым параметрам не подходит для работы на бассей­ не. Под него якобы необходима мощная сырьевая база. Вы со ­ гласны с таким утверждением? - Мы не руководствуемся эмо­ циями, нам более понятен язык цифр. Траулер предназначен сугу­ бо для пелагического лова. В пи­ ковые периоды может добывать до 800 тонн рыбы (путассу, сель­ ди, скумбрии, сайки и т. п.) в сут­ ки. В Норвежской экономической зоне за последние годы при квоте на путассу в 50 тысяч тонн наши рыбаки выбрали 1,5 тыс. тонн (1996 год), 9,4 тыс. (1997 год), 19 тыс. (10 месяцев 1998 года). Сельди в текущем году из 130 тысяч тонн взято 118, из них 50 тыс. - «Запрыбой». Постоянно не осваиваются российские квоты вылова сельди и скумбрии в от­ крытой части Норвежского моря, у берегов Исландии, Ян-Майена. Годовой рыбопромысловый план предусматривает для этого судна 20 тысяч тонн этих видов рыб. Так что мы считаем: сырьевая база пелагических видов рыб дос­ таточна. Кроме того, мы практи­ чески не осваиваем квоты на сайку, малопозвонковую сельдь. И, наконец, на следующий год официально выделена'квота мой­ вы, которая, по мнению всех спе­ циалистов, в дальнейшем будет увеличиваться, а у нас практичес- АКЦЕНТ кн не осталось флота для работы по ней. Думаем, надо радоваться, что появился траулер, я имею в виду «Мурман-2», способный дать весомую прибавку в добыче тех видов рыб, которые с 1992 года наши промысловики суще­ ственно недоосваивают. И воз­ можно подумать о необходимости строительства еще нескольких та­ ких судов. У берегов Канады в районе НАФО экипажи двух на­ ших судов сейчас промышляют палтус. А ведь мурманские фло­ товодцы уже и забыли, когда в последний раз направляли суда в эту зону. Так что мы никого не вытесняем с промысла, а стараем­ ся использовать те ресурсы, которые недоосванваются рыбо­ промышленниками Северного бассейна. - Владимир Алексеевич, ваша фирма прошла этап станов­ ления. Каковы результаты? Что в перспективе? - Год заканчиваем с прибылью. Потихоньку расплачиваемся с долгами за суда. Планируем орга­ низовать береговую переработку рыбы в Мурманске. Ищем подхо­ дящих партнеров и производ­ ственные площади. Наверняка займемся прибрежным промыс­ лом рыбы и морепродуктов. На­ мечаются некоторые структурные перемены. - Какие, если не секрет? - Раньше срока рас­ крывать карты не буду. Все наши «сюр­ призы» впереди. Могу заверить: идей достаточно, и, если нам не будут мешать, многие из них будут реализованы. Павел ЛУЖИН. DE FACTO • DE FACTO ПУБЕРНАТОР Юрий Евдокимов обратился к заместителю председателя правительства РФ Геннадию Кулику по поводу порядка распределения рыб­ ных квот. Он выразил обеспокоенность в связи с тем, что действующие нор­ мативные акты по распределению квот «оставляют без ответа многие вопросы, возникающие при наделении пользователей квотами». Учитывая, что в первых числах декабря Северный научно-промысловый совет начнет распределять квоты по регионам, губернатор подчеркнул необходимость в получении к этому сроку простых, конкретных и понятных критериев для наделения квотами. В июле правительством разослан на места проект «Временного положе­ ния о распределении квот вылова водных биоресурсов внутренних водо­ емов, территориальных вод, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, зон иностранных государств, районов действия международных конвенций». Администрация области своевременно дала свои замечания и предложения к проекту. Но этот документ не принят и по сей день. Поэтому Юрий Евдокимов и был вынужден обратиться за разъяс­ нениями. * П ри ПОДДЕРЖКЕ Министерства транспорта Российской Федерации в Санкт-Петербурге прошел первый морской форум России. На форуме от Мурманского морского пароходства выступил его бывший генеральный ди­ ректор Николай а в ощ и н с к и й . Наконец-то «генералы» морского транспорта были едины в том, что раз­ вал торгового флота России проводился сознательно и целеустремленно «отцами» пресловутой приватизации, а инструментом было поспешное в ущерб государству акционирование пароходств, проведенное в интересах конкурирующих судоходных компаний. К ним пришло прозрение, что у госу­ дарства существуют кроме экономических и геополитические интересы, по­ скольку морской флот - стратегическая отрасль, ликвидация которой несет реальную угрозу национальной безопасности России. Участники форума сформулировали главную задачу - концепцию судо­ ходной национальной политики, чтобы вернуть стране престиж великой морской державы. Для ее реализаций предусматривается изменение дей­ ствующих государственных инструкций и нормативов, предоставление оте­ чественным и иностранным перевозчикам равных прав в перевалке экспортно-импортных грузов, создание российского международного реес­ тра, освобождение пароходств от налога на имущество, предоставление га­ рантий на привлекаемые кредиты в иностранных банках для закупки по импорту судов и высокотехнологического портового оборудования, обме­ на таможенных пошлин на приобретение за границей флота, судового ком­ плектующего и портового перегрузочного оборудования. последнего директора» тельской дисциплиной. У нас мно­ го прекрасных тружеников, на которых можно положиться в са­ мых сложных передрягах. Но не­ мало и таких, которые в новых фирмах долго бы не проработали, - привыкли тянуть по старинке. - Малый и средний бизнес, не имеющий балласта в виде соци­ альной сферы, работает доволь­ но устойчиво. До прихода в Мурманрыбпром вы работали в небольших компаниях и можете сравнивать. - Независимо от того, большое предприятие или малое, деньги везде работают одинаково. Но у всех разное к ним отношение, вот в чем вопрос. Казалось бы, все просто: заработал - потрать. Одна­ ко фокус в том, что, имея один и тот же оборот, можно постоянно сидеть в долгах, а можно их не иметь. Я глубоко убежден, что малый и средний бизнес может выжить только при том условии, если он работает абсолютно чест­ но, корректно, своевременно рас­ плачивается с бюджетами и фондами. У крупного предприя­ тия та же задача: не допускать об­ разования пени. Лучше вовремя отдать часть дохода, получить не 10 рублеіі с килограмма рыбы, а 7 рублей, но зато иметь устойчивое экономическое положение. - Насколько реализация про­ дукции ориентирована на Запад? - Все массовые виды рыб мы привозим в Мурманск ./Треску экономически целесообразно от­ правлять на экспорт. Мурманчане вспоминают, что когда-то она сто­ ила 47 копеек за килограмм. Но немногие знают, что флота полу­ чали по 2 рубля, разницу возме­ щало государство. Если бы оно по-прежнему дотировало рыба­ ков, треска привозилась бы до­ мой. По опыту Норвегии, можно было бы направлять государствен­ ную помощь прежде всего рыбо­ перерабатывающим фабрикам, а для добывающих предприятий по­ мощью номер один могли бы стать льготные кредиты для обновления флота. - Будете продолжать списы­ вать суда? - Флоту необходимы новые суда, способные работать как на донных видах рыб в Баренцевом море, так и на пелагических, оби­ тающих в Северной Атлантике. У нас с «Кабо-верфью» (Харстад, Норвегия) подписан протокол о намерениях о строительстве серии судов. Корпуса решили строить на «Нерпе», а затем их буксиро­ вать за рубеж и там оснащать обо­ рудованием, начиная с главного двигателя. Обновить флот мечтают все, но не все могут найти кредиты. Но­ вые корабли стоят как минимум 1 5 - 2 0 млн. долларов. Мы избра­ ли более дешевую схему. Эта схе­ ма поддерживается администрацией области. Инвес­ тирование пойдет с норвежской стороны, так как их финансово­ промышленные круги тоже заин­ тересованы в интеграции. Мы готовы продать 3-4 парохо- для они ня» поработали. Значит, поле де­ ятельности нашего флота было заведомо заужено. Считаю, что основной принцип распределения - соответствие био­ ресурсов суммарной мощности су­ дов, которые стоят на балансе данного предприятия. Эго наибо­ лее объективный показатель. Сей­ час в Союзе рыбопромыш­ ленников Севе­ ра происходит к ачественное изменение со­ става флота, п о я в л я ю т с я суда, ведущие добычу пелаги­ ческих видов рыб. Таким об­ разом, они на равных конкурируют с нами. Важ­ но правильно планировать промы­ сел по видам ресурсов и периодам добычи, но не все хотят это де ­ лать. Конкурсной квоты быть не дол­ жно, введение платности не вы­ годно никому, кроме государства: От органа управления рыбопро­ мышленники ждут также помощи в судостроении, внедрении новых технологий, информатизации... Я сторонник того, чтобы это был орган двойного подчинения: с одной стороны, подчинялся бы торые вынуждены были квоту по- Комитету по рыболовству, с дру- купать. И все же бассейновую гой - имел бы полномочия от квоту... не выбираем! Мы свою правительств северных регионов, квоту освоили и еще «за того пар- Таким органом может быть и да проекта В-408, которым пред­ стоит ремонт под класс. Если вло­ жить в них по 350-400 тыс. долларов, то они отработают еще один пятилетний цикл. Но для нас самих такие затраты тяжелы, отдача от вложенных денег ожи­ дается через 2-3 года, нас - 15 судов типа В-4( могут работать с неболь­ шой рентабельностью, но по этим судам я ставил задачу скромнее: не до­ пускать убыточности. Самое страшное для крупнотоннажного флота - аварии и ремонт. Даже МРТО обходятся в 100 - 150 тыс. долларов. А ведь случаются и дополнитель­ ные неприятности... - Сейчас идет дискуссия о ме­ тодах управления рыбопромыш­ ленными предприятиями бассейна. Какова ваша точка зрения? - Региональный орган управле­ ния прежде всего должен зани­ маться управлением ресурсами. Дележ квоты - один из самых больных вопросов. Между судо­ владельцами происходят яростные схватки. И хорошо, если получат кусок пирога по зубам. А иные ухватывают больше, чем могут освоить. И есть предприятия, ко- «Севрыба», если она не будет заниматься коммерческой дея ­ тельностью. Здесь интересы «Севрыбы» с судовладельцами не совпадают. Но общество жи­ вет и развивается, все понима­ ют, что «Севрыба» имеет огромный опыт и потенциал в плане руководства бассейном. Необходима разумная протек­ ционистская политика в отноше­ нии рыбодобычи. Вот пример. Весной мы начинаем промысел сельди на несколько недель поз­ же, чем норвежцы, когда рыба выходит из их прибрежной зоны. К этому моменту вся Рос­ сия вплоть до Урала завалена норвежской сельдью. Почему бы на месяц не ввести много­ кратно повышенные пошлины? Во всем мире применяют этот прием, и нам надо пользоваться. Можно вопрос решить и на ре­ гиональном уровне, даже не до­ говариваясь с таможней: временно усложнить условия поставок рыбы из-за рубежа. Было бы желание, а остальное - ■дело техники. Подтверждением моих слов служит тот факт, что в Мурманске в связи с кризисом не было осенней импортной сельди, и вся наша продукция пошла «на ура». Результат? Предприятие имело возмож­ ность «живыми» деньгами пога­ шать бюджетную задолженность. - Осталось только пожелать по-морскому: так держать! Беседовала Людмила ЗАЦАРНАЯ. 27 ноября - 3 декабря 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz