Рыбный Мурман. 1998 г. Ноябрь.

DE FACTO • DE FACTO ИЗНАНКА РЕФОРМ У .У .V /5 надежды не ліеряннп Текущий год в ряду последних не назовешь легким для коллекти­ ва Мурманского морского рыбно­ го порта. За 10 месяцев объем общего грузооборота составил 372 тысячи тонн (69% к 1997 году), рыбопродукции принято 119 ты­ сяч тонн (54% к 1997 году). Глав­ ный экономист предприятия Людмила ГІоддубная познакомила с любопытным фактом из архи­ вных документов. В 1938 году, имея 17 причалов, порт выгрузил 168 тысяч тонн рыбы. Сравнивая показатели с сегодняшними, при­ ходится констатировать, что без­ думные рыночные реформы отбросили крупнейший северный транспортный комплекс на шесть­ десят лет назад. Раньше у причалов порта в не­ сколько бортов теснились плавба­ зы и промысловые суда. Кипела жизнь. В три смены докеры по схеме «трюм - вагон» выгружали рыбопродукцию. Ныне в порту пусто. Производственные мощно­ сти простаивают. Суда все больше везут российскую рыбу в инпор- ты. Почему так? Причины обще­ известны, систематизированы. На областных совещаниях любого уровня постоянно поднимается вопрос: как повернуть рыбные потоки в Мурманск? Но сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет (восточная мудрость). От пустых разговоров в порту ра­ боты не прибавляется. Усугубил положение и разразившийся фи­ нансовый кризис. 17 млн. рублей не возвращают портовикам за выполненные работы дебиторы. Бытующий миф, что рыбопро­ мышленников отпугивают высо­ кие портовые тарифы, • давно развеян. Еще раз в порядке аргу­ ментации сошлюсь на экономичес­ кие выкладки. Порт отменил 30-процентную надбавку к тари­ фам для фирм, не патронируемых АО «Севрыба». Установлен дого­ ворный тариф на отстой судов у причальноіі стенки. Значительная скидка в оплате портовых услуг предоставлена судам, доставляю­ щим продукцию по программе «Дешевая рыба». На договорной основе, при условии выполнения заявленных объемов, на все тари­ фы. дается 15-процентная скидка АО «Мурманский траловый флот», НПП «Вега ЛТД» и т. д. Управляющий портом Валерий Кусков в своих выступлениях пе­ ред рыбацким руководством нео­ днократно подчеркивал, что тарифная политика порта отнюдь не рваческая, а, наоборот, всячес­ ки способствует привлечению кли­ ентов. За поборы других контролирующих и проверяющих организаций порт не в ответе. Претензии следует адресовать выше. Есть ли у порта выход из со­ здавшейся сложной ситуации или он обречен? Вопрос не риторичес­ кий. В первую очередь судьба предприятия зависит от дальней­ ших экономических шагов нового правительства страны, но многое для него могут сделать местные власти. На недавно состоявшейся встрече директоров предприятий рыбной промышленности Мур­ манска с депутатами областной Думы Валерий Кусков просил безотлагательно помочь в осуще­ ствлении ряда .мер (освободить от платы за землю, от налога на иму­ щество, таможенной пошлины на ввозимое оборудование и запчасти и т. д .), которые, по его мнению, дадут возможность стабилизиро­ вать обстановку в порту. Предсе­ датель областной Думы Павел Сажинов направил в правитель­ ство служебную записку о кризис­ ном состоянии рыбной отрасли. Вероятно, в ней не забыты и про­ блемы порта. Способствовать воз­ рождению порта будет и создание в его южном районе зоны эконо­ мического развития (роста), поло­ жение о которой законодательно должно быть вскоре утверждено областноіі Думой. Леонид ПАВЛОВ. Под РУКОВОДСТВОМ начальника рейса кандидата биологичес­ ких наук Евгения Берестовского с борта НИС «Дальние Зеленцы» на­ учная экспедиция ММБИ сейчас проводит комплексные исследования ихтиофауны южной части Баренцева моря и донной фауны в районе Северо-Долгинской площади в Печорском море. Важной частью работ являю тся океанографические наблюдения на Кольском разрезе в районе Северо-Долгинской площади с помощью СТД - зонда новейшей модификации, купленного в Германии на зара­ ботанные институтом деньги . Полученная информация будет опера­ тивно использована для решения современных прикладных задач и научных проблем Арктического бассейна. ШИРОКУЮ ОГЛАСКУ получил факт ареста в шотландском порту Абердин БМРТ «Сулой». После публикации в «Известиях» о брошенных на произвол судьбы мурманских рыбаках на днях был показан телере­ портаж в программе НТВ. Дирекция АО «Полар Си», которому принадлежит судно, ранее бод­ ро заверяла, что конфликт будет улажен и траулер в конце ноября при­ дет в Мурманск. Рассказ с места события тележурналиста Алима Юсупова не столь оптимистичен. Компании «Айс-Брит», выдвинувшей иск, все еще не погашен долг в 200 тысяч долларов. Кроме того необхо­ димо выплатить солидный экологический штраф за разлив дизельно­ го топлива, допущенный командой при заходе в порт, и несколько тысяч долларов отдать за стоянку траулера у причала. Экипаж в ожидании денег в прямом смысле слова бедует. Продо­ вольственная кладовая пуста. Посильную помощь продуктами питания оказывают сердобольные шотландцы, благотворительные религиоз­ ные организации, местное отделение Красного Креста. Часть моряков на купленных здесь же подержанных иномарках своим ходом отправи­ лась в Мурманск. Остальные во главе с капитаном Геннадием Шаниным с нетерпением ждут решительных действий со стороны руководства фирмы по вызволению их из долгового плена. Но последнее, похоже, не торопится делать это. А между тем рыбаки, попавшие в заложники по вине своих судовладельцев, находятся на грани нервного срыва. Об­ становка накалена до предела. ПОСЛЕСЛОВИЕ К ТЕМЕ Как уже сообщал «Рыбный Мур­ ман», совет директоров ЗАО «Сев- рыба» по просьбе правительства Мурманской области рассмотрел вопрос «О создании условий, благо­ приятствующих заходу рыбопро­ мысловых судов в порт Мурманск». Руководители флотов и береговых предприятий пришли к мнению, что данный вопрос необходимо решать вместе с другими проблемами ры­ бопромышленного комплекса обла­ сти, среди которых выделяются мероприятия как оперативного ха­ рактера, так и стратегического, то есть как местного, так и федераль­ ного уровня. Флотоводцы резко кри­ тиковали действия администрации рыбного порта. В принятом реше­ нии совет директоров «Севрыбы», в частности, записал такие пункты: - предоставление налоговых и других льгот для судовладельцев, поставляющих рыбу на внутренний рынок, в резервный продоволь­ ственный фонд; - обратиться в Мурманскую та­ можню с предложением о предос­ тавлении ряда льгот для судовладельцев: - разрешить таможенное оформ­ ление грузов по радиоконосаментам с моря, с последующей корректи­ ровкой по факту выгрузки без предъявления штрафных санкций к судовладельцу, - морские суда, выполнившие ре­ монт или междурейсовое техничес­ кое обслуживание за границей, не должны помещаться под таможен­ ный режим «переработка вне тамо­ женной территории» со всеми вытекающими отсюда последствия­ ми, - отменить таможенную пошлину при ввозе запасных частей и обору­ дования, необходимых для ремонта судов в порту Мурманск, - упростить и сократить процеду­ ру оформления прихода и отхода судна КПП и таможней, к оформ­ лению в инпортах; - обратиться в Госкомрыболов- ство и Минтранс РФ с просьбой о внесении изменений в Приказ «Об утверждении Инструкции о поряд­ ке применения Положения о пас­ порте моряка» с возложением на судовладельцев обязанности про­ изводить прописку в паспорте мо­ ряка; - проводить обучение экипажей судов практическим навыкам по борьбе за живучесть на БУТЦ «Ха­ баровск» при смене экипажа на 50%; - проработать вопрос создания в рыбном порту единой агентиру- ющей фирмы, выполняющей фун­ кции полной обработки судна по заявке судовладельца, с возложе­ нием ответственности за качество и своевременность выполненных работ. / х )/ г и й З аф & о /гШ гШ . Продолжается подписка на 'Ры бны й Мурман" - 99 (I полугодие), словия подписки читайте на стр . 15 <Не представляю себя в рели На одном из совещаний, где шла речь о будущем Северного бассейна, представитель ОАО «Мурманрыбпром» выразил опасение, что без государственной поддержки флот, отметив полувековой юбилей, разобьется на мелкие компании и перестанет существовать. До перестройки здесь работало свыше 8 тысяч человек, насчитывалось около сотни судов. Сейчас в коллективе Мурманрыбпрома 3367 человек, на балансе - 40 судов. Мы попросили прокомментировать это заявление генерального директора предприятия Ю. В. Задворного. - Юрий Васильевич, идет 50-й год со времени создания Мурмансельди, теперешнего Мурманрыбпрома. Экономичес­ кое положение предприятия дол­ гое время оставалось неблагополучным. Что измени­ лось за последний период? Хотя бы за те полтора года, что вы ра­ ботаете в должности генерально­ го... - В целом ситуация на флоте остается серьезной, но небезна­ дежной. Я бы сказал, положение выправляется. В данной обстанов­ ке главное - выжить, сохранить предприятие и людей. Можно раз­ валить флот до конца - о чем мно­ гие мечтали бы, - освободиться от штрафов и пени, социальной сфе­ ры ,'в се пустить с молотка. Это был бы бесславный конец. Я при­ шел в Мурманрыбпром с курсан­ тской скамьи, никогда связи с флотом не прерывал и не пред­ ставляю себя в роли последнего генерального директора. - Тенденция к улучшению в наше время - уже обнадеживаю­ щее явление. Что было предпри­ нято, чтобы переломить ход событий? - Для меня как руководителя важно было с самого начала опре­ делить приоритеты, а затем начать решать самые запущенные вопро­ сы. Таким сложным, влияющим на обстановку в коллективе, прежде всего был вопрос оплаты труда. О какой нормальной рабо­ те в море можно говорить, если моряк, уходя в рейс, не знает, чем будет питаться семья? А при нор­ мальной оплате с работника мож­ но и больше спрашивать. Между тем долг предприятия по зарпла­ те начал расти два года назад, пик пришелся на лето прошлого года: задолженность составила 26 млрд. рублей. Нам ничего не оставалось делать, как отвечать людям: обра­ щайтесь в суд. Хотя это не луч­ ший вариант - работник, обратившийся в суд с иском к ад­ министрации своего предприятия, несет и моральные потери. Мне бы не хотелось приписы­ вать некоторые подвижки себе, все зависит от коллектива. Моей задачей было нацелить людей на преодоление трудной обстановки. Остальное, как я обычно говорю, - дело техники. - Вы имеете в виду то, что увели часть флота под «удобный флаг»? - На определенный период мы пошли на то, что в найме людей работали через оффшорные ком­ пании. Но выделяли средства на зарплату' и на своем предприятии. Выплата зарплаты через менедж- ментские иностранные фирмы дала флоту необходимую пере­ дышку. Для нормализации обстановки также создали две управляющие компании. МРП-1 и МРП-2 фак­ тически наши предприятия, суда им переданы в доверительное уп­ равление, экипажи не работают через иностранную фирму. Эти подразделения флота прибыль­ ные, регулярно платят зарплату и все налоги. Реализация продук­ ции идет под нашим контролем. Перед аппаратом управления я ставил задачу обеспечить ритмич­ ную выплату заработка уже в феврале этого года, но в произ­ водстве случился сбой, и народ опять пошел с нами судиться. На сегодня долг по оплате труда со­ ставляет 6,5 млн. рублей, из них по искам 2 млн. рублей. У нас есть люди, не получавшие денег с мая, но это те, которые не прихо­ дят в кассу. Задепонированная зарплата (отпускные, компенса­ ция увольнений, оплата резерва) составляет 3,7 млн. рублей. Сей­ час по этим выплатам закрываем ведомости за второй квартал, а на следующей неделе закроем и за третий квартал, чтобы наконец развязать этот узел. Береговые со­ трудники уже два месяца получа­ ют зарплату вовремя. На начало декабря предприя­ тие практически не будет иметь задол­ женности по зара­ ботной плате. _________ - Первый этап стратегической программы по выводу предприя-. тия из прорыва выполнен. Что дальше? - Платежи в. бюджеты ^ в н е ­ бюджетные фонды, прежде всего пенсионный. Эти долги образова­ лись задолго до моего прихода. С городским и областным бюджета- 1 На начало де ­ кабря предприятие практически не бу­ дет иметь задол­ женности по заработной плате. ми рассчитались, остались «хвос­ ты» по федеральному бюджету. С пенсионным фондом заключили соглашение на оплату долга в рас­ срочку при условии перечисления текущих платежей. Ждем, что сыграет свою роль и правительственное постановление о реструктуризации задолженнос­ ти в фонды. Но это не значит, что производство сразу заработает в полную силу. Слишком глубока нанесенная рана. - Но все же настроены опти­ мистично? - Я уверен, что рано или поздно достигнем успехов. Лучше, конеч­ но, чтобы мы сняли флот с фи­ нансовой мели как можно скорее. Но крупное предприятие не так-то просто вписать в рыночные отно­ шения. Вот уже поднимается воп­ рос о повышении зарплаты (сейчас средняя по флоту - 1700 руб.). Я отвечаю: давайте сначала покончим с долгами. И потом, для ощутимого повышения зарплаты всем надо ин­ тенсивней работать, ведь в..конечном итоге произ­ водительность труда - самая главная состав­ ляющая производствен­ ной деятельности. Считаю, что все еще велик ап­ парат уйравления, хотя за после­ днее \время и сокращен наполовішѵ. Самое сложное - превратить аппарат в действи­ тельно \ эффективный орган управления, мыслящий, быстро­ действующий, с жесткой исполни- 27 ноября - 3 декабря 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz