Рыбный Мурман. 1998 г. Ноябрь.
DE FACTO • DE FACTO ИЗНАНКА РЕФОРМ У .У .V /5 надежды не ліеряннп Текущий год в ряду последних не назовешь легким для коллекти ва Мурманского морского рыбно го порта. За 10 месяцев объем общего грузооборота составил 372 тысячи тонн (69% к 1997 году), рыбопродукции принято 119 ты сяч тонн (54% к 1997 году). Глав ный экономист предприятия Людмила ГІоддубная познакомила с любопытным фактом из архи вных документов. В 1938 году, имея 17 причалов, порт выгрузил 168 тысяч тонн рыбы. Сравнивая показатели с сегодняшними, при ходится констатировать, что без думные рыночные реформы отбросили крупнейший северный транспортный комплекс на шесть десят лет назад. Раньше у причалов порта в не сколько бортов теснились плавба зы и промысловые суда. Кипела жизнь. В три смены докеры по схеме «трюм - вагон» выгружали рыбопродукцию. Ныне в порту пусто. Производственные мощно сти простаивают. Суда все больше везут российскую рыбу в инпор- ты. Почему так? Причины обще известны, систематизированы. На областных совещаниях любого уровня постоянно поднимается вопрос: как повернуть рыбные потоки в Мурманск? Но сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет (восточная мудрость). От пустых разговоров в порту ра боты не прибавляется. Усугубил положение и разразившийся фи нансовый кризис. 17 млн. рублей не возвращают портовикам за выполненные работы дебиторы. Бытующий миф, что рыбопро мышленников отпугивают высо кие портовые тарифы, • давно развеян. Еще раз в порядке аргу ментации сошлюсь на экономичес кие выкладки. Порт отменил 30-процентную надбавку к тари фам для фирм, не патронируемых АО «Севрыба». Установлен дого ворный тариф на отстой судов у причальноіі стенки. Значительная скидка в оплате портовых услуг предоставлена судам, доставляю щим продукцию по программе «Дешевая рыба». На договорной основе, при условии выполнения заявленных объемов, на все тари фы. дается 15-процентная скидка АО «Мурманский траловый флот», НПП «Вега ЛТД» и т. д. Управляющий портом Валерий Кусков в своих выступлениях пе ред рыбацким руководством нео днократно подчеркивал, что тарифная политика порта отнюдь не рваческая, а, наоборот, всячес ки способствует привлечению кли ентов. За поборы других контролирующих и проверяющих организаций порт не в ответе. Претензии следует адресовать выше. Есть ли у порта выход из со здавшейся сложной ситуации или он обречен? Вопрос не риторичес кий. В первую очередь судьба предприятия зависит от дальней ших экономических шагов нового правительства страны, но многое для него могут сделать местные власти. На недавно состоявшейся встрече директоров предприятий рыбной промышленности Мур манска с депутатами областной Думы Валерий Кусков просил безотлагательно помочь в осуще ствлении ряда .мер (освободить от платы за землю, от налога на иму щество, таможенной пошлины на ввозимое оборудование и запчасти и т. д .), которые, по его мнению, дадут возможность стабилизиро вать обстановку в порту. Предсе датель областной Думы Павел Сажинов направил в правитель ство служебную записку о кризис ном состоянии рыбной отрасли. Вероятно, в ней не забыты и про блемы порта. Способствовать воз рождению порта будет и создание в его южном районе зоны эконо мического развития (роста), поло жение о которой законодательно должно быть вскоре утверждено областноіі Думой. Леонид ПАВЛОВ. Под РУКОВОДСТВОМ начальника рейса кандидата биологичес ких наук Евгения Берестовского с борта НИС «Дальние Зеленцы» на учная экспедиция ММБИ сейчас проводит комплексные исследования ихтиофауны южной части Баренцева моря и донной фауны в районе Северо-Долгинской площади в Печорском море. Важной частью работ являю тся океанографические наблюдения на Кольском разрезе в районе Северо-Долгинской площади с помощью СТД - зонда новейшей модификации, купленного в Германии на зара ботанные институтом деньги . Полученная информация будет опера тивно использована для решения современных прикладных задач и научных проблем Арктического бассейна. ШИРОКУЮ ОГЛАСКУ получил факт ареста в шотландском порту Абердин БМРТ «Сулой». После публикации в «Известиях» о брошенных на произвол судьбы мурманских рыбаках на днях был показан телере портаж в программе НТВ. Дирекция АО «Полар Си», которому принадлежит судно, ранее бод ро заверяла, что конфликт будет улажен и траулер в конце ноября при дет в Мурманск. Рассказ с места события тележурналиста Алима Юсупова не столь оптимистичен. Компании «Айс-Брит», выдвинувшей иск, все еще не погашен долг в 200 тысяч долларов. Кроме того необхо димо выплатить солидный экологический штраф за разлив дизельно го топлива, допущенный командой при заходе в порт, и несколько тысяч долларов отдать за стоянку траулера у причала. Экипаж в ожидании денег в прямом смысле слова бедует. Продо вольственная кладовая пуста. Посильную помощь продуктами питания оказывают сердобольные шотландцы, благотворительные религиоз ные организации, местное отделение Красного Креста. Часть моряков на купленных здесь же подержанных иномарках своим ходом отправи лась в Мурманск. Остальные во главе с капитаном Геннадием Шаниным с нетерпением ждут решительных действий со стороны руководства фирмы по вызволению их из долгового плена. Но последнее, похоже, не торопится делать это. А между тем рыбаки, попавшие в заложники по вине своих судовладельцев, находятся на грани нервного срыва. Об становка накалена до предела. ПОСЛЕСЛОВИЕ К ТЕМЕ Как уже сообщал «Рыбный Мур ман», совет директоров ЗАО «Сев- рыба» по просьбе правительства Мурманской области рассмотрел вопрос «О создании условий, благо приятствующих заходу рыбопро мысловых судов в порт Мурманск». Руководители флотов и береговых предприятий пришли к мнению, что данный вопрос необходимо решать вместе с другими проблемами ры бопромышленного комплекса обла сти, среди которых выделяются мероприятия как оперативного ха рактера, так и стратегического, то есть как местного, так и федераль ного уровня. Флотоводцы резко кри тиковали действия администрации рыбного порта. В принятом реше нии совет директоров «Севрыбы», в частности, записал такие пункты: - предоставление налоговых и других льгот для судовладельцев, поставляющих рыбу на внутренний рынок, в резервный продоволь ственный фонд; - обратиться в Мурманскую та можню с предложением о предос тавлении ряда льгот для судовладельцев: - разрешить таможенное оформ ление грузов по радиоконосаментам с моря, с последующей корректи ровкой по факту выгрузки без предъявления штрафных санкций к судовладельцу, - морские суда, выполнившие ре монт или междурейсовое техничес кое обслуживание за границей, не должны помещаться под таможен ный режим «переработка вне тамо женной территории» со всеми вытекающими отсюда последствия ми, - отменить таможенную пошлину при ввозе запасных частей и обору дования, необходимых для ремонта судов в порту Мурманск, - упростить и сократить процеду ру оформления прихода и отхода судна КПП и таможней, к оформ лению в инпортах; - обратиться в Госкомрыболов- ство и Минтранс РФ с просьбой о внесении изменений в Приказ «Об утверждении Инструкции о поряд ке применения Положения о пас порте моряка» с возложением на судовладельцев обязанности про изводить прописку в паспорте мо ряка; - проводить обучение экипажей судов практическим навыкам по борьбе за живучесть на БУТЦ «Ха баровск» при смене экипажа на 50%; - проработать вопрос создания в рыбном порту единой агентиру- ющей фирмы, выполняющей фун кции полной обработки судна по заявке судовладельца, с возложе нием ответственности за качество и своевременность выполненных работ. / х )/ г и й З аф & о /гШ гШ . Продолжается подписка на 'Ры бны й Мурман" - 99 (I полугодие), словия подписки читайте на стр . 15 <Не представляю себя в рели На одном из совещаний, где шла речь о будущем Северного бассейна, представитель ОАО «Мурманрыбпром» выразил опасение, что без государственной поддержки флот, отметив полувековой юбилей, разобьется на мелкие компании и перестанет существовать. До перестройки здесь работало свыше 8 тысяч человек, насчитывалось около сотни судов. Сейчас в коллективе Мурманрыбпрома 3367 человек, на балансе - 40 судов. Мы попросили прокомментировать это заявление генерального директора предприятия Ю. В. Задворного. - Юрий Васильевич, идет 50-й год со времени создания Мурмансельди, теперешнего Мурманрыбпрома. Экономичес кое положение предприятия дол гое время оставалось неблагополучным. Что измени лось за последний период? Хотя бы за те полтора года, что вы ра ботаете в должности генерально го... - В целом ситуация на флоте остается серьезной, но небезна дежной. Я бы сказал, положение выправляется. В данной обстанов ке главное - выжить, сохранить предприятие и людей. Можно раз валить флот до конца - о чем мно гие мечтали бы, - освободиться от штрафов и пени, социальной сфе ры ,'в се пустить с молотка. Это был бы бесславный конец. Я при шел в Мурманрыбпром с курсан тской скамьи, никогда связи с флотом не прерывал и не пред ставляю себя в роли последнего генерального директора. - Тенденция к улучшению в наше время - уже обнадеживаю щее явление. Что было предпри нято, чтобы переломить ход событий? - Для меня как руководителя важно было с самого начала опре делить приоритеты, а затем начать решать самые запущенные вопро сы. Таким сложным, влияющим на обстановку в коллективе, прежде всего был вопрос оплаты труда. О какой нормальной рабо те в море можно говорить, если моряк, уходя в рейс, не знает, чем будет питаться семья? А при нор мальной оплате с работника мож но и больше спрашивать. Между тем долг предприятия по зарпла те начал расти два года назад, пик пришелся на лето прошлого года: задолженность составила 26 млрд. рублей. Нам ничего не оставалось делать, как отвечать людям: обра щайтесь в суд. Хотя это не луч ший вариант - работник, обратившийся в суд с иском к ад министрации своего предприятия, несет и моральные потери. Мне бы не хотелось приписы вать некоторые подвижки себе, все зависит от коллектива. Моей задачей было нацелить людей на преодоление трудной обстановки. Остальное, как я обычно говорю, - дело техники. - Вы имеете в виду то, что увели часть флота под «удобный флаг»? - На определенный период мы пошли на то, что в найме людей работали через оффшорные ком пании. Но выделяли средства на зарплату' и на своем предприятии. Выплата зарплаты через менедж- ментские иностранные фирмы дала флоту необходимую пере дышку. Для нормализации обстановки также создали две управляющие компании. МРП-1 и МРП-2 фак тически наши предприятия, суда им переданы в доверительное уп равление, экипажи не работают через иностранную фирму. Эти подразделения флота прибыль ные, регулярно платят зарплату и все налоги. Реализация продук ции идет под нашим контролем. Перед аппаратом управления я ставил задачу обеспечить ритмич ную выплату заработка уже в феврале этого года, но в произ водстве случился сбой, и народ опять пошел с нами судиться. На сегодня долг по оплате труда со ставляет 6,5 млн. рублей, из них по искам 2 млн. рублей. У нас есть люди, не получавшие денег с мая, но это те, которые не прихо дят в кассу. Задепонированная зарплата (отпускные, компенса ция увольнений, оплата резерва) составляет 3,7 млн. рублей. Сей час по этим выплатам закрываем ведомости за второй квартал, а на следующей неделе закроем и за третий квартал, чтобы наконец развязать этот узел. Береговые со трудники уже два месяца получа ют зарплату вовремя. На начало декабря предприя тие практически не будет иметь задол женности по зара ботной плате. _________ - Первый этап стратегической программы по выводу предприя-. тия из прорыва выполнен. Что дальше? - Платежи в. бюджеты ^ в н е бюджетные фонды, прежде всего пенсионный. Эти долги образова лись задолго до моего прихода. С городским и областным бюджета- 1 На начало де кабря предприятие практически не бу дет иметь задол женности по заработной плате. ми рассчитались, остались «хвос ты» по федеральному бюджету. С пенсионным фондом заключили соглашение на оплату долга в рас срочку при условии перечисления текущих платежей. Ждем, что сыграет свою роль и правительственное постановление о реструктуризации задолженнос ти в фонды. Но это не значит, что производство сразу заработает в полную силу. Слишком глубока нанесенная рана. - Но все же настроены опти мистично? - Я уверен, что рано или поздно достигнем успехов. Лучше, конеч но, чтобы мы сняли флот с фи нансовой мели как можно скорее. Но крупное предприятие не так-то просто вписать в рыночные отно шения. Вот уже поднимается воп рос о повышении зарплаты (сейчас средняя по флоту - 1700 руб.). Я отвечаю: давайте сначала покончим с долгами. И потом, для ощутимого повышения зарплаты всем надо ин тенсивней работать, ведь в..конечном итоге произ водительность труда - самая главная состав ляющая производствен ной деятельности. Считаю, что все еще велик ап парат уйравления, хотя за после днее \время и сокращен наполовішѵ. Самое сложное - превратить аппарат в действи тельно \ эффективный орган управления, мыслящий, быстро действующий, с жесткой исполни- 27 ноября - 3 декабря 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz