Рыбный Мурман. 1998 г. Ноябрь.

с НЮННАММИОК (река горного отрога, как бархат ' " Л( - шкурка на рогах оленя). Левый приток отты всреднем ее течении, на 171 км дороги Кола - гос км. Вариант названия: Няаннамноки. ВЫПУСК № 29 НОРОВ Виталий Александро­ вич, с 1977 директор государственного предприятия Апатитыводоканал, автор ряда осуществленных в регионе значи­ тельных проектов н программ. Род. 8.03.1940 в г. Чернигове. Окончил Ле­ нинградскую лесотехническую акаде­ мию. В Мурманской области с 1966. Работал электриком, инженером, дирек­ тором в Мѵрманлесе. НОСАДЬ Виктор Иванович (1906-4.12.1963), в 1945-1951 директор комбината “Североникель” , лауреат Ленинской премии (1950). Окончил Московский инсти­ тут стали (1935). В Мончегорске с 1945. Одновременно выполнял обязанности заместителя министра цветноіі ме­ таллургии СССР. Затем руководил комбинатом “Печеи- ганпкель”. С 1957 первый заместитель председателя Мурманского совнархоза. НОСНИЦЫН Александр Степанович (28.03.1926-8.05.1997), в 60-х гг. начальник Мурманской оперативной группы Беломорской базы Гослова. Род. в с. Нижнее Рыбалово Приморского района Архангельской области, русский. С июля 1941 работал токарем на Архангельском газогенератор­ ном заводе, с 1943 воевал в составе эки­ пажей бригады торпедных катеров Северного флота, старшина группы мото­ ристов. С 24.07.1951 старший механик на промысловых судах Мурмансельди. С 26.10.1951 в Беломорской базе Гослова: старший механик, начальник плавмастер- скоіі “Фреза” , заместитель директора базы - начальник Мурманской оператив­ ной группы. С октября 1987 на пенсии. НОТОЗЕРО, озеро. Сток но р. Туломе в Кольский залив. Площадь зеркала 78,9 кв. км, наибольшая глубина 28 м. Варианты названия: Нетиеврь, Нуотозсро (саамск. нухть, нуехть - невод). Затоплено Верхнетуломским во­ дохранилищем в 1965. Уровень воды повысился на 34 м. Второе озеро Нотозеро находится в самой южной части области, затоплено Княжегубским водохранилищем. НОТОЗЕРСКИИ, населенный пункт на западном бе­ регу Нотозера, в южной части Кольского полуострова, в 180 км от Кандалакши. Возник в 1955. Исключен из учет­ ных данных 4.07.1964. НОТОЗЕРСКИЙ, погост - см. Ристикент. НОТОЗЕРСКИИ ПАДУН, населенный пункт - см. Падун. НОТОТЕНИЯ (Nototenia), рыба. Тело несколько по­ хоже на треску, но родство отдаленное. Спинных плав­ ников два. Размер 1,5-2 м (клыкач). Хищники (кроме серебрянки). Некоторые, питаясь крилем, поднимаются к поверхности. Нерестится осенью. Обитает в антаркти­ ческих, субантарктических и реже в умеренных водах Южного полушария на глубине 500-700 м. У многих мясо вкусное, ценное, жира 3-20 %, белка 15-18 %. Наиболее многочисленные в Атлантике: желтая, зеленая, темно­ зеленая, кемпи, или чешуеглазая, мраморная, синегорлая, синяя, широколобка. НОХРИН Арсений Сергеевич (3.03.1893-1961), главный капитан Мурманского морского рыбного порта. Род. в д. Гусевка Бийского уезда Тюменской губернии (ныне - Алтайский край). После окончания в 1916 Вла­ дивостокского мореходного училища служил в военно- морском флоте. 3.01.1917 пришел в Мурманск на линкоре “Чесма” . В сентябре 1917 избран в состав ЦК Мурманскоіі военной флотилии (Центромур). Один из первых арестован высадившимися в Мурманске иностран­ ными интервентами, содержался в Печенгской тюрьме и на линкоре “Чесма”, превращенном в плавучую тюрьму. После ухода интервентов, в 1920-1922, снова на военной службе. В 1922-1926 капитан на судах в Архангельске и Мурманске. С 26.11.1942 главный капитан Мурманского морского рыбного порта. “НОЯБРЬ”, серия атомных подводных лодок Север­ ного флота первого поколения - см. Подводные лодки. НЪЮРКПАХК (саамск. нюрк - свист, пахк - голая гора), населенный пункт в восточной части Хибинских тундр, близ Умбозера, в 51 км от Кировска. Возник в конце 50-х гг. Исключен из учетных данных 12.01.1967. Варианты названия: Ныоркпахк, Ныоркпахт. нюд, поселок в Монче-тундре. Название происходит от возвышенности Нюдуайвенч, у подножия которой на­ ходится озеро Нюдъявр (саамск. нюд - водоросль с пла­ вающими листьями, ежеголовок, явр - озеро). Существовал в 1935-1936. Включен в черту Мончегорска 5.09.1958. НЮД ВЕРХНИИ, населенный пункт к югу от Мон­ чегорска. Возник в 1937. Включен в черту Мончегорска 5.09.1958. Вариант названия: Верхний Нюд. НЮД ВЕРХНИИ, населенный пункт в 18 км от Мончегорска. Зарегистрирован и присвоено название 26.02.1969. о НЮ Д н и ж н и и , населенный пункт к югу от Мон­ чегорска. Возник в 1937. Включен в черту Мончегорска 5.09.1958. НЯА. железнодорожная станция на 66 км железной дороги Кола - Печенга. Возникла в 1955 на юго-западном берег}' оз. Нялъявр (саамск. нял - песец, явр - озеро). Но название могло произойти от антропонима Нял, саамско­ го богатыря, который, но преданию, жил с сыновьями в стародавние времена на этом озере и боролся с чудью. НЯДЪЯВР, озеро на 53 км автодороги Мурічанск - Печенга. Сток по р. Нялііок в оз. Килпъявр и искусствен­ ному руслу в р. > ра. Длина 13 км, площадь зеркала 16,8 км. НЯМОЗЕРО, железнодорожная станция на 41 км же­ лезнодорожной ветки Ручьи Карельские - Алакуртти. Воз­ никла в середине 40-х гг. НЯМОЗЕРО, озеро на юге Коль­ ского полуострова. няскжкя, населенный пункт - см. Княжуха. О ОБЕЛИСК В ЧЕ£ТЬ РЫБА­ КОВ И КОРАБЛЕЙ МУРМАН­ СКОГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА, погибших в годы Великой Отечествен­ ной воііны. Открыт напротив здания Дома междурейсового отдыха в Мур­ манске 9.05.1975. Автор архитектор Р.И.Бальжан. С помощью установлен­ ной внутри памятника аппаратуры во время смены судовых вахт исполня­ лась несколько лет песня Е. Жарковс- кого на слова Н. Букина “ГІрощаііте, скалистые горы” . ОБОЛЕНСКИЙ Александр Митрофанович, народный депутат СССР в 1990-1993 от Ленинградского сельского национально-территориаль­ ного избирательного округа Х? 20 РСФСР. На момент избрания - инже­ нер-конструктор Полярного геофизического института Кольского научного центра Академии наук СССР. Род. 24.03.1943 в г. Орле, русский. Окончил среднюю школу с золотой медалью. Год работал токарем на Орловском машиностроительном заводе. С 1955 студент Ленинград­ ского университета. Со второго курса призван в армию. Служил в Группе советских войск в Германии. С 1958 в Мурманскоіі области. Заочно окончил Ленинградский горный институт им. Г.В.Плеханова. В мае 1989 на I съез­ де народных депутатов при выборах председателя Вер­ ховного Совета СССР выдвинул свою кандидатуру как альтернативу лидеру страны М.С.Горбачеву (голосовали “за” - 934 депутата, “против” - 903, воздержались - 114). В Верховном Совете работал на постоянной основе: член комиссии по товарам народного потребления, торговле, коммунально-бытовым и другим услугам населению; член Рабочеіі комиссии по подготовке проекта Конституции РСФСР . Полномочия прекращены в связи с роспуском Верховного Совета СССР после распада Советского Союза в 1991. Один из организаторов Добро­ вольного общества содействия пере­ стройке ( см .) , Российского народного фронта и социал-демократической партии России. Вышел на пенсию, жи­ вет в г. Орле. ОБОЛЕНСКИЙ Алексей Андреевич, К Н Я З Ь , действительный статский советник, с 13.03.1740 по 15.06.1743 губернатор Архангельской губернии. В ее со­ став в то время входил и Кольский полуостров. ОБОРОНА СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ, дей­ ствия советских войск, главным образом 14 армии Карель­ ского фронта, 7 воздушной армии и Северного флота, с 29.06.1941 по 7.10.1944 - 1195 дней. Фронт обороны тя­ нулся от полуострова Рыбачьего до Белого моря. Четко обозначены были два направления - Мурманское и Канда­ лакшское. Оборона закончилась наступлением всех войск 7.10.1944, в результате которого освобождены захвачен­ ные территории в районе Титовки, оккупированные час­ ти полуостровов Рыбачиіі и Средний, область Печенги и Северная Норвегия. В ходе обороны и наступательных операций погибли 63152 советских воина, 9365 пропали без вести и 129857 ранены. Лит. Гриф секретности спят. М ., 1993. “ОБОРОНСТРОЙ”, специализированная объеди­ ненная комплексная строительная организация. Создана 7.09.1941 в Мурманске для выполнения оборонных ин­ женерно-фортификационных и других работ. Вошли крупнейшие стройорганизации: Облремстройтрест, Мур- манрыбетрой, строительство завода Главсевморпути. - ОБУХОВ Виталий Арсентьевич, доктор техни­ ческих наук, лауреат Государственной премии СССР. Род. в 1937 в г. Коле Мурманской области, русский. Потомок пугачевцев Кочеровых, сосланных в Колу, и архангельс­ ких поморов Молвистовых. После окончания Кольской средней школы работал электриком на пивоваренном за­ воде. Окончил энергетический факультет Уральского по­ литехнического института. На турбогенераторном заводе в г. Лысьва Пермской области прошел путь от инженера- констрѵктора до начальника специального конструкторс­ кого бюро. Разрабатывал и проектировал двигатели большой .мощности, не имеющие аналогов в мировой прак­ тике, для металлургической, химической, нефтяной и га­ зовой промышленности. После аспирантуры ВНИИ электромашиностроения и защиты кандидатской диссер­ тации работал старшим научным сотруд­ ником в НИИ “Электросила” , затем в 1 институте ВМФ. Разрабатывал новые виды электрооборудования кораблей. В 1988 защитил докторскую диссертацию по регулируемым'электрическим маши­ нам и электроагрегатам. Работает в этой области. Автор более 100 изобретений, защищенных авторскими свидетельства­ ми и патентами СССР, России, США, Англии, Франции, Германии и других стран. Живет в Санкт-Петербурге. ОБУХОВ Евгений Алексеевич, прозаик. О к о н ­ ч и л пищевой институт. Автор сборников сатирических и юмористических рассказов “Почем крокодилы” (Мур ­ манск, 1984), “ С и л у э т ы в золоченых рамах” (1990) и др. ОБЩЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ МУРМАНСКОГО КРАЯ, создано в Мурманске 17.10.1926. Первым руко­ водителем был ученый Герман Августович Клюге, заме­ стителем стал известный краевед Василий Константинович Алымов. “ОБЬ”, грузовой пароход Дальневосточного морского пароходства, на время воііны приписан к порту Мур­ манск. 6.07.1944 торпедирован у берегов Камчатки в Ти­ хом океане. Капитан С.Д.Панфилов и 13 членов экипажа погибли. “ОБЬ”, дизель-электроход усиленного ледового класса Мурманского морского пароходства (вошел в состав 26.06.1954), флагман антарктических плаваний. Постро­ ен в голландском г. Флиссенгене на верфи “Де Шельде” в 1954. Длина 130 м, ширина 18,8, водоизмещение 12^чд т, мощность главных двигателей 8200 л.с., скорость К J уз. Плавал во всех океанах и 35 морях земного шара. Посетил более ста портов зарубежных стран всех конти­ нентов. Совершил 17 рейсов к берегам Антарктиды. Швартовался у антарктических станций Молодежная, Мирный, Русская. Первый капитан Герой Социалистичес­ кого Труда Андреіі Федорович ГІинежанинов. Первым из советских судов 5.01.1956 прибыл к берегам Антарктиды. В ходе советско-норвежской экспедиции в район Гренлан­ дии 26.08.1956 достиг самой северной точки своего пла­ вания - 82°56 с. ш. 31.12.1957 в море Дэвиса, в районе южнополярной обсерватории Мирный, с борта дизель- электрохода впервые осуществлен запуск метеорологичес­ кой ракеты в стратосферу. Дважды, в 1958 и в 1968, “Обь” совершила плавания с научными целями вокруг Антарктиды. Экипаж участвовал в строительстве при­ брежных антарктических станций Мирный, Лазаревская, Молодежная, Беллинсгаузена, Ленинградская. В 1972 до­ стигла самоіі южноіі точки своего плавания - 77"5 5 ю. ш. - 158°24 з. д. В рейсе к ледяному континенту в 1973 на пути к стан­ ции Ленинградская дизель-электроход попал в сплошные ледяные поля. Дреііфовал, зажатый льдами, при 30-35- градусных морозах с 23.04 по 26.07. Однако с помощью вертолета Ми-8 и самолета Ан-2 менял зимовщиков станциях. За 90 дней дрейфа прошел со льдами 1015 С дизель-электроходом связано более 70 географических открытий. Проведенные с его помощью исследования по­ зволили впервые издать советский Географический атлас Антарктиды. Командовали дизель-электроходом капитаны Олег Ива­ нович Воденко, Сергей Иванович Волков, Александр Осипович Дубинин, Юрий Константинович Карлов, Эду­ ард Иванович Купри, Иван Александрович Ман, Нико­ лай Михайлович Свиридов. Двадцать лет ходил первым помощником капитана на “Оби” Виктор Алексеевич Тка­ чев. В 1978 в Мурманском издательстве вышла его кни­ га “За кормой 750 тысяч миль” . За 25 лет и девять месяцев работы в Мурманском па­ роходстве “Обь” перевезла 390067 тонн различных гру­ зов, 8990 пассажиров, пройдено 911792 мили. 11.04.1980 судно выведено из действующего флота. За заслуги в ос­ воении Арктики и Антарктики пяти географическим объектам присвоено имя дизель-электрохода “Обь” . ОВСЯННИКОВ Алексей Артемьевич (25.02.1901-1.03.1943), главный инженер Мурманского морского пароходства в годы Великой Отечественной вой­ ны. Осуществлял техническое руководство скоростными работами по вооружению и переоборудованию судов Нар- комморфлота СССР в Мурманске, инициатор агрегатно­ го метода ремонта флота. Погиб во время немецкой бомбардировки города. Пох. в Мурманске, на могиле ус­ тановлен обелиск. ОВСЯНКА ОБЫКНОВЕННАЯ, птица чуть круп­ нее воробья. Стройное тело, небольшая голова, ко­ нический клюв и довольно длинный хвост. Буровато-коричневая с черноватыми продольными черточ­ ками. Весной одевается в брачный наряд, грудь и голова приобретают ярко-золотистые тона. Гнезда делает в начале . мая на земле, среди кустов. Откладывает 5-6 яиц. В основ­ ном высиживает самка, только на время кормежки сменяет отец. Дребенцов В. С., Сурков С. С. Животный мир М у р ­ манской области. Мурманск, 1974. ОВЧЕНКОВА Фотинья Потаповна, старейшая жительница Мурманской области. Род. в 1897 в местечке Кладбищи в Чувашии. В 30-е гг. вместе с семьей высла­ на из родных мест. С середины 60-х гг. живет в пос. Гре^ миха (г.Островной) Мурманской области. Вырастила четверых детей, имеет 8 внуков и 6 правнуков. В 1997 отметила сто лет со дня рождения. ОВЧИННИКОВ Пантелей Карпович . (24.07.1914-17.07.1941), первый пилот гражданской авиа­ ции на Кольском полуострове. Род. на железнодорожной Н О Р - о в ч - 26 ноября 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz