Рыбный Мурман. 1998 г. Ноябрь.

ПАНОРАМА ОТРАСЛИ КВОТЫ И что же подучила Россия? В Тромсе прошла 27-я сессия российско-норвежской комиссии по рыболовству. Результаты ее работы комментирует член российской делегации заместитель директора ПИНРО по науке Валерий ШЛЕЙНИК: - Сессия проходила бурно. Раз­ личие мнений по отдельным пози­ циям не помешало за счет взаимных уступок достигнуть дого­ воренностей, устраивающих обе стороны. ОДУ по треске опреде­ лен в 520 тысяч тонн. Из них 59 тысяч тонн выделено на долю «третьих» стран. Рыбакам Север­ ного бассейна на следующий год установлены квоты вылова трески в 224 тысячи 500 тонн, пикши - 33. Объемы добычи, в связи с умень­ шением запасов донных видов рыб, в Баренцевом море суще­ ственно снижены. По рекоменда­ циям ученых разрешен весной ща­ дящий промысел в 80 тысяч тонн половозрелой мойвы. Нам предсто­ ит выбрать 32 тысячи тонн. Квота на сельдь в норвежской экономи­ ческой зоне российскому флоту ос­ тавлена на уровне текущего года - 130 тысяч тонн. Кроме того, в нор­ вежской зоне можно будет взять 2 тысячи тонн окуня-клювача и 1 тысячу тонн окуня золотистого в прилове. Запрет на лов палтуса продлен. Совместно с норвежски­ ми учеными будут проведены до­ полнительные* исследования по уточнению его запасов. Научно-экспериментальная кво­ та по вылову краба повышена и составит 75 тысяч штук. Под эги­ дой ПИНРО и Бергенского инсти­ тута осваиваться она будет поровну. С промышленной добы­ чей крабов решено повременить. Пока в этом вопросе не преодоле­ ны некоторые спорные моменты. Проблемы регулирования рыбо­ ловства в районе Шпицбергена об­ суждались в рамках консультаций. Наметившееся сближение точек зрения руководства рыбных отрас­ лей России и Норвегии позволяет надеяться на приемлемое для на­ ших стран позитивное решение. Но прежде должны договориться дипломаты. Итопі сессии будут рассмотрены на Северном научно-промысловом совете, который, вероятно, состо­ ится в первых числах декабря в Архангельске. Он же распределит квоты по регионам. Павел ЛУЖИН. Н А Ч А Л О Р Е П О Р Т А Ж А "ЗАХОД "ПО ЗЕЛЕНОЙ" А л е к с е й И в а н о в и ч к о л е с о в входит в круг рыбацкой элиты. В 18 лет из тверской лесной чащобы приехал на Мурман. Это было в б1-м году: Юрий Гагарин вышел в космос, Алексей Колесов - в море, которое было для него своим «космосом», загадочным поэтическим миром, который населяют моряки- полубоги. К 25 годам получил диплом инженера-судоводителя, затем окончил Ленинградский финансово- экономический институт. Капитаном стал в 31 год. За четверть века командовал всеми типами промысловых судов, бывал во всех океанах. За ним ходит слава безаварийного мореплавателя, о нем говорят: идет по морю, как по суше. И все же... постучим по дереву, плюнем через левое плечо. Дай Бог флотоводцу и экипажам судов всегда благополучного возвращения домой. ЗАХОД «ПО ЗЕЛЕНОЙ» р Ш © В рейс капитан-флагман ухо­ дил за день до очередного обще­ российского «шторма». Какая бы ни шла информация с берега - спокойно и уверенно выполнял свою работу, на такую же реак­ цию настраивал капитанов. А глубоко в душе таилась тревога: как там, на земле? К чему при­ дем, не имея курса, как выдер­ жат новые потрясения предприятия, особенно такие, как «Севрыбпромразведка», име­ ющие статус государственных? Финансовая ситуация в управле­ нии тяжелейшая, основная часть плавсостава не получала зарпла­ ту 9 месяцев. Продали несколько судов, но улучшения не наступи­ ло. А по радио сообщают: о под­ держке отечественного производителя закон так и не принят, зато введена ускоренная процедура банкротства предпри­ ятий. Если учесть, что «Севрыб- промразведку» уж е ' пытались обанкротить в 93-м - начале 94- го, то не произойдет ли это очень скоро? И в чьих это будет инте­ ресах - ясно. От разорившегося государства и нуворишей всего можно ожидать... - В любом деле все зависит от конкретного человека, от его нравственных качеств, его куль­ туры, - говорит Колесов. - Можно при исполнении закона дойти до абсурда, а можно тол­ ковать его с точки зрения здра­ вого смысла. Что и происходит в нашем Отечестве: используя законы и инструкции, изобрета­ тельное чиновничество озабоче­ но' утверждением своей значимости и самообеспечением, не задумываясь о тех людях, за счет которых живет. Суда этого флота чаще всего заходят в порт Мурманск. И если в море промысловикам час­ то бывает нелегко, то в порту им тяжело всегда. Каждая стоянка, начиная с оформления портовых формальностей и кончая сбора­ ми, различными инструктажами, обходится большой нервотрепкой для экипажа и новыми сединами для капитанов. Уже ближе ста­ новятся норвежские фиорды - это ли не нелепость, к которой невозможно привыкнуть! Моря­ ки называют родную гавань гру­ бо, но ясно: оккупационная зона... - Режим работы порта та­ ков, как будто вернулось самое застойное советское время, ког­ да бюрократизм принимал чрез­ вычайно выпуклые формы, - с горечью говорит Алексей Ивано­ вич. - Это, конечно, для рыбаков не новость. Но тем, кто давно не был дома, особенно бросает­ ся в глаза. Самое удивительное то, что, несмотря - на многочисленные * разговоры, не—, только нет изме­ нений , но, наобо­ рот, происходит ужесточение про- - вил захода. Мне непонят­ но, зачем доводить до крайностей, на­ пример, заботу о безопасности мореплавания. Перед каждым отходом весь экипаж, включая командный состав, должен прой­ ти тренинг на учебном судне. А 1 свое судно, значит, должно быть на это время брошено на произвол судьбы? На вахте сто­ ять некому, чтобы выполнить требования администрации пор­ та, }іадо вызывать специалис­ тов из подменной команды. Учеба - дело необходимое и по­ лезное, но в пределах разумного. И ведь все моряки чувствуют, что занятия - дань формально­ сти. Наша служба мореплава­ ния выступала за то, чтобы подобные занятия проводились на своих судах, чтоб моряки знали, в какую сторону при опасности бежать и за что х ва ­ таться. Приведу еще один пример «за­ боты » о благополучии моряков: приходя в порт, траулер заво­ зит импортное топливо, кото­ рое является аварийным запасом. Для ПСТ это ни много ни мало 18 тонн, и за них мы также должны заплатить ввоз­ ные пошлины. Какая плата мо­ жет быть за резервный запас топлива, обеспечивающий безо­ пасность мореплавания? Вопрос моряками ставится уже давно, но таможенники его не решают. То же и у погра­ ничников. Если суд­ но уходит из иностранного пор­ та, тамошние стра­ жи границы недодумаются его для досмотра выго­ нять на рейд, осо­ бенно в непогоду. Ведь вполне можно выставить пост у трапа и проводить экипаж на причале. Ужесточился режим захода в портопункты. Чтобы зайти в Тюва-губу за водой, надо за три дня сделать заявку на вызов на­ ряда. На промысле часто быва­ ют нештатные ситуации, и уложиться в трехдневный срок оповещения иногда сложно. Флагман для начинающих ка­ питанов - что профес­ сор для курсантов. Очень многие мур­ манские судоводите­ ли считают Алексея Ивановича своим главным наставни­ ком. Читая сводки с промысла, Колесов видит за сухими строчками тех моло­ дых специалистов, судьбы кото­ рых пересеклись с его морской судьбой. Вот свежие сводки: в Фарерской зоне одно из новей­ ших с у д о в бассейна за сутки вы- Моряки называют родную гавань грубо, но ясно: ккупационная зона... ловило 750 тонн путассу. А Алек­ сей Иванович помнит, как когда- то мирил тралмейстера и капитана - нынешнего передови­ ка - после тогб, как тот лишился сразу двух тралов. Позже Коле­ сов встречался со своим крестни­ ком и понял, что будет из молодого моряка толк, раз он выполнял все, что ему подсказы­ вал флагман. Главная задача флагманского капитана - организация промыс­ ла. В море просто необходим специалист такого высокого класса, аналитик, поскольку ка­ питану судна подчас не охватить всего круга текущих вопросов, не то что спрогнозировать про­ мысловую ситуацию. Береговые долгосрочные прогнозы, к сожа­ лению, расходятся с действитель­ ностью. И на радносоветах в промрайоне много недостоверной оперативной информации, каж­ дый удачливый промысловик старается не подпустить собрать- ев-конкурентов к -концентрации рыбы, чтобы не устраивалось светопреставление, как в начале ноября на северо-востоке Гуси­ ной банки, когда на 8-мильной шкале радиолока­ ционной станции наблюдалось от 60 до 80 судов, расположенных узкой полосой. Далеко ли до беды? А рыбы в море все меньше н меньше, особенно крупной. Рыбаки гоняются за кося­ ками и стремятся во что бы то ни стало ее изъять, хоть мелкую, у самого берега. - Вот бы где власть употре­ бить - закрыть бы па некоторое время прибрежку на шесть миль. В 12-мильной зоне разре­ шать только щадящий лов: ярусный, сетевой. Как промыс­ ловику мне тоже интересно иметь уловы, но в ближайшие годы рыбные ресурсы будут не­ велики, тем более надо забо­ титься о сохранении запасов. Алексей Иванович понимает, что это мнение расходится с мне­ нием большинства. Но его пози­ ция всегда независима, таким его и знают на бассейне: если надо проявить принципиальность, он бывает жестким и несговорчи­ вым. Порой его трудно понять окружающим. И только после поздних раздумий убеждаются в правоте опытного мореплавателя. Людмила ЗАЦАРНАЯ. 18 ноября с.г. ...несмотря на многочисленные разговоры, не только нет изменений, но, наоборот, происходит ужесточение правил захода. Кс ЮМИТЕТ по рыбохозяйственно­ му комплексу областной администра­ ции под председательством Анатолия Евенко при участии гене­ ральных директоров акциониро­ ванных заводов бывшего Мурманского рыбокомбината рас­ смотрел промежуточные итоги ос­ воения выделенных предприятиям «сблокированных» квот трески и пик­ ши. Для поддержки производства за­ водам в текущем году было выделено в разных объемах каждо­ му из семи 2000 тонн трески и 380 пикши. Причем напарников по добы­ че рыбы на договорной основе они выбирали сами. На сегодня из обще­ го лимита выловлено 1028 тонн трес­ ки и 317 пикши. В отдельных случаях добывающие структуры, полностью выбрав квоту, не спешат произво­ дить денежные расчеты за нее с партнерами. К примеру, фирма «Ба- ренцфиш-1» не погасила свой долг АО «Мурманский рыбокомбинат». Из- за нерасторопности руководителя до сих пор не имеет договора на освое­ ние квот АО «Коптильный завод № 2» - 278 тонн трески и 53 пикши, хотя год почти на исходе. Генеральному ди- ректо до 1 /: IV эу Геннадию Поповичу дан срок екабря заключить его. Ы УЖЕ СООБЩАЛИ о том , что председатель областного прави­ тел ьства Анатолий Малинин обра­ тился к начальникам Мурманской таможни и Арктического региональ­ ного управления ФПС России с просьбой о введении упрощенного варианта таможенного оформления на спецпромысле пикши в 12-миль­ ной зоне. По мнению администра­ ции, это позволит ликвидировать угрозу недоосвоения регионально­ го лимита донных видов рыб в Б а ­ ренцевом море. Таможня и командование пограничников об­ ращение власти встретили с пони­ манием. Разработана инструкция «О временном порядке упрощенно­ го таможенного оформления судов и рыбопродукции на специальном промысле пикши» с детальным описанием механизма получения разрешения на ее использование рыбопромышленниками. Комитет по рыбохозяйственному комплексу администрации ныне распростра­ няет этот документ по флотам . П ІО ИСКУ КОМПАНИИ «Айс- Брит» судебные власти в шотланд­ ском порту Абердин наложили арест на БМРТ «Сулой», принадле­ жащий мурманской фирме «Полар- Си». Она задолжала иностранным бизнес-партнерам более 200 тысяч долларов. Экипаж судна попал в тя ­ желое положение. Продукты кончи­ лись , денег нет, рыбаки существуют за счет подаяний местного отделе­ ния Красного Креста. Команда бур­ лит, требует скорейшего возврата в Мурманск. В МОСКВЕ ЗАДЕРЖАН и нахо­ ди тся под следствием в «Матрос­ ской тишине» бывший президент крупнейшего на Дальнем Востоке рыбацкого предприятия АО «Влади­ востокская база тралового флота» Николай Никитченко. Два года на­ зад эта структура добывала рыбы и морепродуктов больше всех в стра­ не. Но с прошлого года дела в ком­ пании стали стремительно ухудш аться : были вскры ты хище­ ния средств в крупных размерах, распродавались или передавались в аренду сомнительным лицам суда, некоторые из них арестовыва­ ли сь по требованию иностранных кредиторов. Экипажам траулеров и береговых служб подолгу не выпла­ чивалась зарплата. Сам Никитченко стал много пить, даже на работе. Потом он покинул свое кресло и уехал на жительство в Америку. В компании было введено внешнее управление. Никитченко - первый руководи­ тель такого уровня в Приморье, ко­ торый попал в тюрьму. Кто следующий? С о СТАПЕЛЯ ЗАВОДА «Звез- дочка» в Северодвинске сошел пер­ вый траулер , построенный на военном предприятии по заказу ры­ боловной компании «Грумантф- ло т» . В цехах собираются корпуса еще дв ух судов . Финансирует со ­ вместную с Архангельской област­ ной администрацией программу «Возрождение рыболовного флота северного региона» норвежский банк «Экспортфинанс». 20 - 26 ноября 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz