Рыбный Мурман. 1998 г. Ноябрь.
ПАНОРАМА ОТРАСЛИ КВОТЫ И что же подучила Россия? В Тромсе прошла 27-я сессия российско-норвежской комиссии по рыболовству. Результаты ее работы комментирует член российской делегации заместитель директора ПИНРО по науке Валерий ШЛЕЙНИК: - Сессия проходила бурно. Раз личие мнений по отдельным пози циям не помешало за счет взаимных уступок достигнуть дого воренностей, устраивающих обе стороны. ОДУ по треске опреде лен в 520 тысяч тонн. Из них 59 тысяч тонн выделено на долю «третьих» стран. Рыбакам Север ного бассейна на следующий год установлены квоты вылова трески в 224 тысячи 500 тонн, пикши - 33. Объемы добычи, в связи с умень шением запасов донных видов рыб, в Баренцевом море суще ственно снижены. По рекоменда циям ученых разрешен весной ща дящий промысел в 80 тысяч тонн половозрелой мойвы. Нам предсто ит выбрать 32 тысячи тонн. Квота на сельдь в норвежской экономи ческой зоне российскому флоту ос тавлена на уровне текущего года - 130 тысяч тонн. Кроме того, в нор вежской зоне можно будет взять 2 тысячи тонн окуня-клювача и 1 тысячу тонн окуня золотистого в прилове. Запрет на лов палтуса продлен. Совместно с норвежски ми учеными будут проведены до полнительные* исследования по уточнению его запасов. Научно-экспериментальная кво та по вылову краба повышена и составит 75 тысяч штук. Под эги дой ПИНРО и Бергенского инсти тута осваиваться она будет поровну. С промышленной добы чей крабов решено повременить. Пока в этом вопросе не преодоле ны некоторые спорные моменты. Проблемы регулирования рыбо ловства в районе Шпицбергена об суждались в рамках консультаций. Наметившееся сближение точек зрения руководства рыбных отрас лей России и Норвегии позволяет надеяться на приемлемое для на ших стран позитивное решение. Но прежде должны договориться дипломаты. Итопі сессии будут рассмотрены на Северном научно-промысловом совете, который, вероятно, состо ится в первых числах декабря в Архангельске. Он же распределит квоты по регионам. Павел ЛУЖИН. Н А Ч А Л О Р Е П О Р Т А Ж А "ЗАХОД "ПО ЗЕЛЕНОЙ" А л е к с е й И в а н о в и ч к о л е с о в входит в круг рыбацкой элиты. В 18 лет из тверской лесной чащобы приехал на Мурман. Это было в б1-м году: Юрий Гагарин вышел в космос, Алексей Колесов - в море, которое было для него своим «космосом», загадочным поэтическим миром, который населяют моряки- полубоги. К 25 годам получил диплом инженера-судоводителя, затем окончил Ленинградский финансово- экономический институт. Капитаном стал в 31 год. За четверть века командовал всеми типами промысловых судов, бывал во всех океанах. За ним ходит слава безаварийного мореплавателя, о нем говорят: идет по морю, как по суше. И все же... постучим по дереву, плюнем через левое плечо. Дай Бог флотоводцу и экипажам судов всегда благополучного возвращения домой. ЗАХОД «ПО ЗЕЛЕНОЙ» р Ш © В рейс капитан-флагман ухо дил за день до очередного обще российского «шторма». Какая бы ни шла информация с берега - спокойно и уверенно выполнял свою работу, на такую же реак цию настраивал капитанов. А глубоко в душе таилась тревога: как там, на земле? К чему при дем, не имея курса, как выдер жат новые потрясения предприятия, особенно такие, как «Севрыбпромразведка», име ющие статус государственных? Финансовая ситуация в управле нии тяжелейшая, основная часть плавсостава не получала зарпла ту 9 месяцев. Продали несколько судов, но улучшения не наступи ло. А по радио сообщают: о под держке отечественного производителя закон так и не принят, зато введена ускоренная процедура банкротства предпри ятий. Если учесть, что «Севрыб- промразведку» уж е ' пытались обанкротить в 93-м - начале 94- го, то не произойдет ли это очень скоро? И в чьих это будет инте ресах - ясно. От разорившегося государства и нуворишей всего можно ожидать... - В любом деле все зависит от конкретного человека, от его нравственных качеств, его куль туры, - говорит Колесов. - Можно при исполнении закона дойти до абсурда, а можно тол ковать его с точки зрения здра вого смысла. Что и происходит в нашем Отечестве: используя законы и инструкции, изобрета тельное чиновничество озабоче но' утверждением своей значимости и самообеспечением, не задумываясь о тех людях, за счет которых живет. Суда этого флота чаще всего заходят в порт Мурманск. И если в море промысловикам час то бывает нелегко, то в порту им тяжело всегда. Каждая стоянка, начиная с оформления портовых формальностей и кончая сбора ми, различными инструктажами, обходится большой нервотрепкой для экипажа и новыми сединами для капитанов. Уже ближе ста новятся норвежские фиорды - это ли не нелепость, к которой невозможно привыкнуть! Моря ки называют родную гавань гру бо, но ясно: оккупационная зона... - Режим работы порта та ков, как будто вернулось самое застойное советское время, ког да бюрократизм принимал чрез вычайно выпуклые формы, - с горечью говорит Алексей Ивано вич. - Это, конечно, для рыбаков не новость. Но тем, кто давно не был дома, особенно бросает ся в глаза. Самое удивительное то, что, несмотря - на многочисленные * разговоры, не—, только нет изме нений , но, наобо рот, происходит ужесточение про- - вил захода. Мне непонят но, зачем доводить до крайностей, на пример, заботу о безопасности мореплавания. Перед каждым отходом весь экипаж, включая командный состав, должен прой ти тренинг на учебном судне. А 1 свое судно, значит, должно быть на это время брошено на произвол судьбы? На вахте сто ять некому, чтобы выполнить требования администрации пор та, }іадо вызывать специалис тов из подменной команды. Учеба - дело необходимое и по лезное, но в пределах разумного. И ведь все моряки чувствуют, что занятия - дань формально сти. Наша служба мореплава ния выступала за то, чтобы подобные занятия проводились на своих судах, чтоб моряки знали, в какую сторону при опасности бежать и за что х ва таться. Приведу еще один пример «за боты » о благополучии моряков: приходя в порт, траулер заво зит импортное топливо, кото рое является аварийным запасом. Для ПСТ это ни много ни мало 18 тонн, и за них мы также должны заплатить ввоз ные пошлины. Какая плата мо жет быть за резервный запас топлива, обеспечивающий безо пасность мореплавания? Вопрос моряками ставится уже давно, но таможенники его не решают. То же и у погра ничников. Если суд но уходит из иностранного пор та, тамошние стра жи границы недодумаются его для досмотра выго нять на рейд, осо бенно в непогоду. Ведь вполне можно выставить пост у трапа и проводить экипаж на причале. Ужесточился режим захода в портопункты. Чтобы зайти в Тюва-губу за водой, надо за три дня сделать заявку на вызов на ряда. На промысле часто быва ют нештатные ситуации, и уложиться в трехдневный срок оповещения иногда сложно. Флагман для начинающих ка питанов - что профес сор для курсантов. Очень многие мур манские судоводите ли считают Алексея Ивановича своим главным наставни ком. Читая сводки с промысла, Колесов видит за сухими строчками тех моло дых специалистов, судьбы кото рых пересеклись с его морской судьбой. Вот свежие сводки: в Фарерской зоне одно из новей ших с у д о в бассейна за сутки вы- Моряки называют родную гавань грубо, но ясно: ккупационная зона... ловило 750 тонн путассу. А Алек сей Иванович помнит, как когда- то мирил тралмейстера и капитана - нынешнего передови ка - после тогб, как тот лишился сразу двух тралов. Позже Коле сов встречался со своим крестни ком и понял, что будет из молодого моряка толк, раз он выполнял все, что ему подсказы вал флагман. Главная задача флагманского капитана - организация промыс ла. В море просто необходим специалист такого высокого класса, аналитик, поскольку ка питану судна подчас не охватить всего круга текущих вопросов, не то что спрогнозировать про мысловую ситуацию. Береговые долгосрочные прогнозы, к сожа лению, расходятся с действитель ностью. И на радносоветах в промрайоне много недостоверной оперативной информации, каж дый удачливый промысловик старается не подпустить собрать- ев-конкурентов к -концентрации рыбы, чтобы не устраивалось светопреставление, как в начале ноября на северо-востоке Гуси ной банки, когда на 8-мильной шкале радиолока ционной станции наблюдалось от 60 до 80 судов, расположенных узкой полосой. Далеко ли до беды? А рыбы в море все меньше н меньше, особенно крупной. Рыбаки гоняются за кося ками и стремятся во что бы то ни стало ее изъять, хоть мелкую, у самого берега. - Вот бы где власть употре бить - закрыть бы па некоторое время прибрежку на шесть миль. В 12-мильной зоне разре шать только щадящий лов: ярусный, сетевой. Как промыс ловику мне тоже интересно иметь уловы, но в ближайшие годы рыбные ресурсы будут не велики, тем более надо забо титься о сохранении запасов. Алексей Иванович понимает, что это мнение расходится с мне нием большинства. Но его пози ция всегда независима, таким его и знают на бассейне: если надо проявить принципиальность, он бывает жестким и несговорчи вым. Порой его трудно понять окружающим. И только после поздних раздумий убеждаются в правоте опытного мореплавателя. Людмила ЗАЦАРНАЯ. 18 ноября с.г. ...несмотря на многочисленные разговоры, не только нет изменений, но, наоборот, происходит ужесточение правил захода. Кс ЮМИТЕТ по рыбохозяйственно му комплексу областной администра ции под председательством Анатолия Евенко при участии гене ральных директоров акциониро ванных заводов бывшего Мурманского рыбокомбината рас смотрел промежуточные итоги ос воения выделенных предприятиям «сблокированных» квот трески и пик ши. Для поддержки производства за водам в текущем году было выделено в разных объемах каждо му из семи 2000 тонн трески и 380 пикши. Причем напарников по добы че рыбы на договорной основе они выбирали сами. На сегодня из обще го лимита выловлено 1028 тонн трес ки и 317 пикши. В отдельных случаях добывающие структуры, полностью выбрав квоту, не спешат произво дить денежные расчеты за нее с партнерами. К примеру, фирма «Ба- ренцфиш-1» не погасила свой долг АО «Мурманский рыбокомбинат». Из- за нерасторопности руководителя до сих пор не имеет договора на освое ние квот АО «Коптильный завод № 2» - 278 тонн трески и 53 пикши, хотя год почти на исходе. Генеральному ди- ректо до 1 /: IV эу Геннадию Поповичу дан срок екабря заключить его. Ы УЖЕ СООБЩАЛИ о том , что председатель областного прави тел ьства Анатолий Малинин обра тился к начальникам Мурманской таможни и Арктического региональ ного управления ФПС России с просьбой о введении упрощенного варианта таможенного оформления на спецпромысле пикши в 12-миль ной зоне. По мнению администра ции, это позволит ликвидировать угрозу недоосвоения регионально го лимита донных видов рыб в Б а ренцевом море. Таможня и командование пограничников об ращение власти встретили с пони манием. Разработана инструкция «О временном порядке упрощенно го таможенного оформления судов и рыбопродукции на специальном промысле пикши» с детальным описанием механизма получения разрешения на ее использование рыбопромышленниками. Комитет по рыбохозяйственному комплексу администрации ныне распростра няет этот документ по флотам . П ІО ИСКУ КОМПАНИИ «Айс- Брит» судебные власти в шотланд ском порту Абердин наложили арест на БМРТ «Сулой», принадле жащий мурманской фирме «Полар- Си». Она задолжала иностранным бизнес-партнерам более 200 тысяч долларов. Экипаж судна попал в тя желое положение. Продукты кончи лись , денег нет, рыбаки существуют за счет подаяний местного отделе ния Красного Креста. Команда бур лит, требует скорейшего возврата в Мурманск. В МОСКВЕ ЗАДЕРЖАН и нахо ди тся под следствием в «Матрос ской тишине» бывший президент крупнейшего на Дальнем Востоке рыбацкого предприятия АО «Влади востокская база тралового флота» Николай Никитченко. Два года на зад эта структура добывала рыбы и морепродуктов больше всех в стра не. Но с прошлого года дела в ком пании стали стремительно ухудш аться : были вскры ты хище ния средств в крупных размерах, распродавались или передавались в аренду сомнительным лицам суда, некоторые из них арестовыва ли сь по требованию иностранных кредиторов. Экипажам траулеров и береговых служб подолгу не выпла чивалась зарплата. Сам Никитченко стал много пить, даже на работе. Потом он покинул свое кресло и уехал на жительство в Америку. В компании было введено внешнее управление. Никитченко - первый руководи тель такого уровня в Приморье, ко торый попал в тюрьму. Кто следующий? С о СТАПЕЛЯ ЗАВОДА «Звез- дочка» в Северодвинске сошел пер вый траулер , построенный на военном предприятии по заказу ры боловной компании «Грумантф- ло т» . В цехах собираются корпуса еще дв ух судов . Финансирует со вместную с Архангельской област ной администрацией программу «Возрождение рыболовного флота северного региона» норвежский банк «Экспортфинанс». 20 - 26 ноября 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz