Рыбный Мурман. 1998 г. Ноябрь.

( П ро гул ки по город у А '£ ’ В каждом городе есть свои микрополисы - со своими традициями, укладом жизни. Название им - рынки. Самым “пожилым” по праву считается рынок Ленинского округа. Есть на нем старожилы, есть и традиции. Жизнь здесь начинается с раннего утра, а заканчивается поздним вечером. Рынок еще пуст, но уже фырчат грузовики, подвозя товар. Продавцы из ароматных кладовых выносят на свет божий всевозможные дары юга. Все должно иметь товарный вид, иначе и прогореть недолго. Тепло т ! г Л, Вот потянулись поку­ патели. Ходят между ря­ дами, прицениваются, торгуются... Выбирать-то есть из чего. Хочешь - бери хрустящие огурчи­ ки, хочешь - наливные яблочки... Словом, всего не перечислишь. Однако продавец бывает разный. Один встречает клиента улыбкой, другой злыд ­ нем смотрит, будто из прежнего овощного ма ­ газина появился. Прав ­ да, таких меньше. У прилавка молодая женщина покупает поми­ доры. - Что же вы мне гниль кладете! - возмущается она. - Не хочешь - не бери, - смахивает с весов чах­ лые плоды дородная про­ давщица. - Не ты, так другие возьмут. В разборку включает­ ся смуглый парень в он­ датровой шапке: - Э, красавица, у меня покупай... Сама выбе­ решь. Смотри, какие симпатичные - один к од­ ному. Й он вертит в руках темно-красные помидо­ ры. В мясном ряду глаза разбегаются. Какого только нет мяса: есть и вырезка, есть и лопат ­ ка ... А возле каждого продавца аккуратные таблички с указанием цены. Причем цены ука ­ заны строго по сортам. И всяк владелец мясного изобилия зовет к себе. Приценивается к этому благолепию пожилая женщина в потертом пальто. Постоит, посмот­ рит да и отойдет - доро­ говато. - Берите, для почину цену сброшу, - обещает улыбчивая продавщица. И ведь сбросила. При­ купила женщина немно­ го говядинки. Повезло. А может быть, это дело обычное, ведь предпочи­ тает народ магазинам рынок. И не только по­ купатель. Находит здесь приработок безработный. Разгрузил товар, разнес по лоткам - сразу получи либо деньгами, либо на­ турой. По осени тащат сюда дары леса все, кому подработать нужно. Ни для кого место не заказа­ но - торгуй себе на здо­ ровье. И все же есть на Л е ­ нинском рынке своя дос­ топримечательность “Очаг у Гагика” . Сла- “Парадом победителей” открылся полвека тому назад киноте­ атр “Родина”. Этот документальный фильм позволил мурманчанам пере­ нестись на Красную площадь 1945 года. Долгие годы “Родина” пользова­ лась необычайной популярностью. За билетами выстраивались очереди. К сожалению, все это в прошлом. А из двух залов функционирует один. Вто­ рой превратился в торговые ряды. вится он по всему городу отменными пирожками, сочным шашлыком, при­ готовленным на мангале, и прочими разносолами. Промерз на морозе - побежал отогреваться в “Очаге” . В небольшом помещении уютно. Ти­ хонько в углу бормочет телевизор, мерцая экра­ ном. Народу еще немно­ го - до обеда далековато. За соседним столиком расположились три ста­ рушки, степенно вкушая котлетки с гарниром и ^ 0<пр зеленыо. Пока ждал с пылу-жару пирогов, ос­ ведомился: - Скажите, а не дорого для вас здесь обедать? Одна из старушек вы­ терла платочком рот: - Нет, мил человек, недорого. Гагик нас бес­ платно кормит. Матеря­ ми величает. Прошлый Новый год здесь отмеча ли. Хорошо посидели, и он с нами. Вроде как сын. Откуда-то неожидан­ но появляется худоща­ вый мужчина в белом халате: - Ну как, все было вкусно? Вот возьмите. - И каждоіі из старушек дает по туго набитому полиэтиленовому пакету: - Чем богат, тем и рад. Заходите, всегда рад ви­ деть. Все понятно - это хо­ зяин. И все же чтобы не ошибиться, спрашиваю: - Вы Гагик? - Да, - кивает он голо­ вой. - Гагик Симонян. Хозяин этого дома. У вас какие-нибудь пробле­ мы? - Нет. Какие пробле­ мы? Пирожки отличные. И многим вы так помога­ ете? - Разве это помощь? - Он машет рукой: - С ближним всегда делиться надо, тем более когда ему трудно. Ходят ко мне постоянно человек 15. Как я могу не дать чем богат, если Мур ­ манск меня принял, дал возможность зарабаты ­ вать. Значит, и я должен добром отвечать. Странный он все-таки человек, этот Гагик Си­ монян. И деньги зараба­ тывает вроде небольшие. Крутится лее с утра до вечера как заводной. Что же ему неймется? Что заставляет заботиться в общем о чужих людях? Чем в принципе должны заниматься городские власти. - Понимаете, вырос без отца-матери, - объяс­ нил Гагик. - Сам познал, почем фунт лиха. И для меня эти старушки слов­ но матери. Я - без роди­ телей, они же одиноки при живых детях. - А познакомнлись-то как? - Случайно, - смеется Гагик. - Одна пришла за пирожками. Денег же не хватает. Хотя какая цена была - всего три рубля. Это сейчас гіо пять. Вижу, кушать хочет. Са­ дись, говорю, мама, за стол, считай, домой при­ шла. Очаг он от Бога, около него каждый ото­ греться может. Потом она еще мне леденец сунула. Взял, конечно, нельзя обижать человека. От души угос­ тила, может, последней сладостью. Я ей тогда сказал: спасибо, мама, заходи еще. * В этой жизни очень мало света. А я стараюсь его дать этим людям. Иначе я не Гагик. Изви­ ните, работать надо, шашлык готовить. И он убежал на улицу к мангалу, что курился дымком около “Очага” . На шампурах аппетитно шкворчало мясо. Посети­ тели потихоньку подтя­ гивались на аромат. Рынок жил своей обычной жизнью. Над ним стоял слитой гул го­ лосов. Приходили и ухо­ дили люди. Кто делал покупки, а кто отогре­ вался сердцем и душоіі у Гагика. В КРИЗИСНЫЕ ВРЕМЕНА всемерно возрастает роль средств массовой информации. Для одних политиков журналисты - главные виновники всех бед, для других - основная опора демократии и гласности в стране. И сегодня руководители СМИ Мурманской области предлагают первым лицам нашего края сделать выбор и определиться в сво­ ем отношении к прессе. ОБРАЩЕНИЕ Губернатору Мурманской области Ю. А. ЕВДОКИМОВУ ПредседателюМурманской областнойДумы П. А. САЖИНОВУ Сегодняшнее состояние средств массовой информации Кольского полуострова более чем плачевно. Ибез тогоШс М у р м а н с к а я м о з а и к а Расторг договоры с 61 организацией филиал территориального фонда обязательного ме­ дицинского страхования. Более двухсот жителей нашего города потеря­ ли право на бесплатное медицинское обслуживание. На неделю раньше, чем прежде, начался месячник безопасности на льду. Причиной стали ранние холода. Вот и отправятся по школам сотрудники ОСВОДа, пре­ дупреждая ребятню об опасностях забав на первом ледяном покрове. куюэкономику газет, радио ителевидения практически в од­ ночасье разрушил кризис. Доходы от рекламы, продажи, подписки газет сократи­ лись в местных СМИ только за последние месяцы на 40 -70 процентов. Одновременно с этим цены на бумагу, кино- фото- видеоматериалы, услуги связи, почты ит. д. неуклон­ но росли. Если вначале года 1тонна газетной бумаги сто­ ила 3 тысячи рублей, то сейчас 6 тысяч. В сентябре-октябре под угрозой остановки (из-за долгов редакций МИПП “Се­ вер”) оказались практически все издающиеся в Мурманске газеты. Полагаем, что одна из причин трагического положе­ ния СМИ в Мурманской области - отсутствие сформулиро­ ванной политики в этой сфере. На уровне государства был принят Закон “О господдержке СМИ...”, положения которого как-то позволяли средствам массовой информации сводить концы с концами. Осознавая значимость проблемы и недо­ статочность мер, предложенных на федеральном уровне, Государственная Дума, Госкомпечать РФ, Союз журналис­ тов России неоднократно обращались к руководителям субъектов РФ с рекомендациями поддержать СМИ соответ­ ствующими законодательными актами на местах. В ряде областей, краев и республик такие законы были приняты и действуют. Например, в соседней Архангельской области редакции СМИ, полиграфические ителерадиовещательные предприятия были на региональном уровне освобождены от целогоряда налогов, зачисляемых втерриториальные фон­ ды ибюджеты. Увы, неоднократно декларировавшиеся намерения под­ держать СМИ на уровне местного закона в Мурманской об­ ласти остались “пустыми словами” и предыдущей администрации, и прежнего состава облдумы. Не хочется думать, что аналогичным образом действует и нынешняя областная власть. Еще в апреле прошлого года на встрече с руководителями мурманских СМИ губернатор заверил журналистов, что областной закон о поддержке будет. Понимая, насколько сложна социально-экономическая ситуация в области сегодня, мы тем не менее считаем, что принятие местного закона о поддержке СМИ уже не терпит отлагательства. При сем прилагаем проект документа, разработанный инициативной группой, и предложения, которые могли бы послужить основойдля обсуждения, корректировок кпосле­ дующему принятиюзакона. С уважением и надеждой на взаимопонимание И. РЕХИМКУЛОВ, редактор газеты “Полярная правда". В. СИДОРИН, главный редактор газеты “Мурманский вестник". В. ШИГАНОВ, главный редактор газеты “Вечерний Мурманск". Д. ПЕРЕДЕРИЙ, председатель ГТРК “Мурман". В. ГЕОРГИ, главный редактор газеты “Рыбный Мурман". Д. ШВЕЦ, генеральный директор ЗАО “Северо-Западное вещание". 1 В. ГОРБУНОВ, генеральный директор агентства газеты "Комсомольская правда - Арктика". Е. РУКМАН, главный редактор “КЗ-ведомости". И. АБУБЕКИРОВ, председатель совета директоров телекомпании “Блиц". О том, что думают о роли средств массовой информа­ ции журналисты Кировска и Апатитов, читайте материал “ Кому удобен прессинг на прессу?” на странице 13. Е Я и л — 13 - 19 ноября 1998 года ! • • - л >'-V' '• • г*, v ~v ' А\й. '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz