Рыбный Мурман. 1998 г. Ноябрь.

V И д , Л [ЕЯ СОЗДАНИЯ оіггрво- розничного рыбного рынкам в Му рманске в разных вариантах оосуждалась неоднократно... На территории рыбного порта в свое время стремился открыть его генеральный директор АО «Мурманский рыбокомбинат» Михаил Зуб. Проект областная администрация и рыбопромыш­ ленники отклонили, сочтя слабы­ ми экономические аргументы. Предприниматель Феликс Исаакян, руководитель фирмы «Феликс и К», не дожидаясь принятия решения исполнитель­ ной властью, на свой страх и риск создал подобие рыбного рынка на своей производственной базе вблизи учебного комплекса технического университета. И вот он обратился к председателю об­ ластного правительства Анатолию Малинину с предложением рас­ смотреть вопрос о присвоении базе статуса уполномоченной мел­ кооптовой по закупке, хранению и реализации рыбы, рыбопродук­ ции и продовольственных това­ ров. Причем он брал на себя обязательство под контролем ад­ министрации снабжать рыбой в ассортименте по нормальным це­ нам бюджетные организации го­ рода. На днях председатель прави­ тельства собрал представителей флотов, Союза рыбопромышлен­ ников Севера, чтобы дать оценку коммерческой инициативе пред­ принимателя . Получился беспред- НАУКА ВЫЖИВАТЬ СПОРНЫЙ вопрос ^ ■ "А о б р о " не дали. Но вариант предложен метный разговор. Под реализа­ цию рыбу флоты и добывающие фирмы не дают. Для пополнения оборотных средств Исаакян про­ сил открыть ему под поручитель­ ство администрации в каком-либо банке кредитную линию, подчер­ кнув, что он готов в залог предо­ ставить свое имущество. На первый взгляд, схема проста и имеет смысл: администрация дает гарантии, банкиры - деньги, пред­ приниматель вкладывает их в дело, развивает его, обеспечивает дешевой рыбой и продовольстви­ ем школы, больницы и т. д. Но, как справедливо заметили участ­ ники совещания (Николай Стар- ченко - АО «Севрыба», Николай Тропин - Союз рыбопромышлен­ ников Севера и др.), внешне при­ влекательная эта модель не соот­ ветствует экономическим условиям сегодняшнего дня. К примеру, закуплена треска по 20 рублей за килограмм. По отпуск­ ной цене флота предпринимателю продавать ее нет резона - прого­ рит, не окупит затраты. Волей- неволей, но надо применять торговую надбавку. У бюджетни­ ков, сидящих на скудном финан­ совом пайке, нет денег, чтобы оплатить рыбу по отпускной цене флотов, не то что с накрутками. В игру без правил должны будут включаться комитеты по торгов­ ле, образованию, здравоохране­ нию, приведя в действие взаимозачеты, налоговые обяза­ тельства и т. д. Себе в заведомыіі убыток рыбный рынок в той сис­ теме связей, какие видятся Ф е ­ ликсу Исаакяну, долго не просуществует. Между тем недавно появилось государственное областное уни­ тарное предприятие «Мурманск- ресурс». Оно уже имеет определенный опыт общения с рыбопромышленниками. На сум­ мы от их налогов в местные бюд­ жеты получает рыбу. Проводит бартерные продовольственные сделки. Исаакяну высказано по­ желание вступить в кооперацию с этим предприятием, объединить усилия. Быть может, тогда его благие намерения дадут хороший результат. Павел ЛУЖИН. Трудно быть Все началось с телефонного звонка в редакцию. В трубке прошелестел ти­ хий женский голос: - Помогите... В «Карелрыбфлоте» такое творится... В начале октября суд­ но «Марта Орендзее» ушло в рейс, а через несколько дней несколько человек вынуждены были вернуться в Мурманск из-за плохого питания и беспреде­ ла комсостава... Назваться не могу - боюсь преследования... На том разговор прервался, и в трубке запикалн гудки. В общем-то мож­ но было оставить жалобу без внимания: аноним он и есть аноним. Поди раз­ бери, так ли оно на самом деле. Однако в «Карелрыбфлот» собирался сходить давно. Причин тому было много: и многочисленные разговоры о распродаже судов, и об аресте их в Новой Зеландии, и о неэффективной ры­ балке. А посему отправился к начальнику эксплуатации флота Мурманско­ го управления ЗАО «Карелрыбфлот» Николаю КЛИМАШЕВИЧУ. РЕЗОНАНС йритміт или шит? В своем интервью генеральный директор Союза рыбопромышлен­ ников Севера Николай Тропин («РМ», 1998, № 44, «Квотами распоряжать­ ся по-хозяйски!») анализирует эф­ фективность использования флота на промысле трески... Нико­ лай Григорьевич поделил объемы вылова на коэффициенты, по кото­ рым в начале года распределялась квота предприятиям. В итоге у него получилось, что СРС почти вдвое эффективней использует суда, чем, например, Мурманский траловый флот. Так л и это? Следует напомнить, что изна­ чально Союз рыбопромышленников создавался для вылова той рыбы, которую недоиспользуют большие флоты. Но со временем все трауле­ ры СРС стали работать только на треске, кроме нескольких судов, что вели пелагический промысел. Однако из интервью не ясно: коль весь флот СРС находится в Баренцевом море, стало быть, вы­ ло в делится на всех. Тогда надо и Мурманскому траловому флоту по­ считать все промысловые суда, взять (хотя бы по минимуму) коэф­ фициенты, перемножить на коли­ чество траулеров и разделить вылов на полученный результат. Цифра выйдет совсем иной: 2572. Вот такая, оказывается, эффек­ тивность! Казалось бы, да Бог с ними, с ло ­ кальными цифрами, лишь бы выде­ ленную квоту в целом освоить, тем более что год на исходе. А вот тут-то и главная закавыка. На 1999 год объем квоты на вы ­ ло в трески будет значительно меньше, чем в нынешнем. И, навер­ ное, при разделе ее между добываю­ щими предприятиями далеко немаловажным аргументом для лю­ бого руководителя станет эффек­ тивность использования флота. И тогда разница между цифрами 589 тонн (эффективность работы тралового флота, по подсчетам Н Г. Тропина) и 2572 тонны (по под­ счетам тралового флота), возмож­ но, сыграет решающую роль... Анатолий НОВИКОВ, главный специалист по добыче рыбы ОАО "Мурманский траловый флот". DE FACTO В ТРОМСЕ на ноябрьскую 27-ю сессию сме­ шанной российско-норвежской комиссии по ры­ боловству отправилась на этой неделе представительная российская делегация из 30 че­ ловек во главе с заместителем министра Мин­ сельхозпрода РФ Владимиром Измайловым. Перед выездом высокие московские чины в Мур­ манске провели ряд рабочих встреч с учеными ПИНРО, руководством АО «Севрыба» и флотов, рыбопромышленниками. Согласовывались пози­ ции российской стороны на предстоящих перего­ ворах. По данным совместных съемок мурманскими и норвежскими учеными запасов донных видов рыб в Баренцевом море, квоту на вылов трески на следую­ щий год рыбакам Мурмана снизят примерно на 100 тысяч тонн (по бассейну - наполовину). Вероятно, в ог­ раниченном объеме (50 тысяч тонн) будет разрешен весенний промысел мойвы. Пойдет речь и о введении промышленной квоты на вылов крабов. ОДУ, опреде­ ленный наукой, позволит изъять их без ущерба от 200 до 500 тысяч штук. В порядке консультаций будет зат­ ронут вопрос о регулировании рыболовства в зоне Шпицбергена. Разумеется, все вышеизложенное - предваритель­ ные наметки. В ходе обсуждения всего круга проблем в них по согласию сторон могут быть внесены опреде­ ленные коррективы. О т і РЯД БУКСИРОВ вместе с экипажами (быв­ шая фирма «Спасатель») по приказу Мингосиму­ щества и Минсельхозпрода РФ передается на баланс государственной администрации Мурман­ ского морского рыбного порта. Правда, руковод­ ство АО «Севрыба», в чьем подчинении до этого находились спасательные суда, неоправданно за­ тянуло процедуру их передачи. Кабинет Климашевича не блистал роскошью новомод­ ных офисов: простая деловая обстановка, а на карте, что висела на стене, можно было отследить дислокацию судов. - Давненько к нам «Рыб­ ный Мурман» не заглядывал, - встретил меня Клнмашевич. - Поговорить-то есть о чем... Проблем хватает. - Звонок был по поводу инцидента... - начал я. - Понял. Наверное по пово­ ду «Марты Орендзее». Дей­ ствительно, списали трех человек: двоих - за нарушение трудовой дисциплины (сами виноваты - аванс не но назна­ чению использовали); одного - за профнепригодность. Время нынче ... Прежние производ­ ственные отношения приказа­ ли долго жить. Новые же гіо сути своей еще не сложились. Вот и оказывается крайним работодатель. Мода такая нынче: чуть что - судиться, не входя в суть проблемы. Тут Клнмашевич, как гово­ рится, попал в яблочко. Влас­ ти позволили предприятиям стать самостоятельными, пре­ образовавшись в многочислен­ ные АО, ЗАО, ООО , при этом лишили государственных дотаций. Взамен обложили столь многочисленными побо­ рами, при которых выжить крайне сложно. Львиная доля заработанного уходит на нало­ ги, производителю остаются крохи. Сказывается это на за­ работной плате, на развитии производства. Виновным же становится руководство. Про­ исходит своеобразное сталки­ вание лбами работодателя и рабочего. ■ То, что рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрас­ ли находятся в крайне слож­ ном положении, известно всем. Причины, почему рыба уплывает за рубеж, также ни для кого не являются секре­ том. И все же в таких жестких условиях флоты выживают. В «Карелрыбфлоте» сегодня в наличии 30 промысловых су­ дов, не считая вспомогатель­ ного флота. Из них десять - на промысле. Их экипажи, по данным на 1 октября, выбрали общую квоту на 77 процентов. Это три четверти от годовой. Результат, что и говорить, не­ плохой. А если учесть слож­ нейшие погодные условия, слабую промысловую обста­ новку, то и вовсе остается удивляться, как умудряется «Карелрыбфлот» идти в числе первых среди других флотов. - Что такое судно? - задал вопрос Клнмашевич. - Совре­ менные механизмы, машины. Без экипажа оно мертво, а потому все зависит от него. Помните, говорили: «челове­ ческий фактор»? Далеко не глупое выражение. Без него, без фактора этого, никак нельзя. Поэтому стараемся сохранить специалистов и со­ кращение плавсостава не пла­ нируем. В свое время, чтобы сохранить двести рабочих мест, направили суда в зону Новоіі Зеландии. - Это не с ними приклю­ чился казус? - С ними, - подтвердил Клнмашевич. - Но это уже другой разговор... Впрочем, он тоже касается человеческо­ го фактора... История эта началась еще в 1997 году, когда министерство рыболовства НовоГг Зеландии предъявило иск в суд за нару­ шение правил рыболовства ка­ питанами судов и компанией «ABEL FISHERIES», которая осуществляла руководство ра­ ботой судов. По вине компа- 13 - 19 ноября 1998 года т . ніш суда простояли длитель­ ное время в порту. В результа­ те она задолжала кредиторам, была признана банкротом. Было введено внешнее управ­ ление. Суда в море не выходили, так как внешние управляющие «ABEL FISHERIES» отказа­ лись финансировать. Другие же новозеландские компании, владеющие квотоіі на промы­ сел рыбы, с которыми «Ка­ релрыбфлот» вел переговоры, заняли выжида­ тельную позицию. В конце концов состоялся суд, кото­ рый принял решение: в нару­ шении правил рыболовства виновны руководство компа­ нии «ABEL FISHERIES» и капитаны «Карелрыбфлота». Штрафные санкции были воз­ ложены на судовладельца. Всем отработавшим кон­ тракт шесть месяцев были приобретены билеты до Мур­ манска. Руководство ЗАО га­ рантировало выплату всех заработанных денег в рублях за период работы в Новоіі Зе­ ландии в течение месяца с мо­ мента прибытия в Мурманск. Однако домоіі вернулись толь­ ко 11 человек, расчеты с ними были произведены. Остальные остались в Новой Зеландии с требованием выплатить зара­ ботанные деньги в инвалюте непосредственно на месте. Эти требования противоречили ус­ ловиям договора между экипа­ жем и руководством «Карелрыбфлота». Вполне естественно, последовал отказ. Тут-то и начала накручи­ ваться спираль недовольства среди оставшихся членов эки­ пажей. Хочу привести выдер­ жку из одного документа: «Организатором этой акции является старший помощник капитана А. И. Удовенко, которыи преследует свои ко­ рыстные цели. Под прикрыти­ ем лозунга «Выдать зарплату экипажам», не имея никаких полномочий, А. И. Удовенко ведет переговоры с разными фирмами о продаже судов ЗАО «Карелрыбфлот». По всей видимости, в этой ситуации желание получить побольше, сорвать разовыіі куш застило глаза. Нѵ прода­ ли бы суда за бесценок. А дальше что? На чем ходить в море? Где зарабатывать день­ ги? Причиной всего случивше­ гося стали прежние мертворожденные производ­ ственные отношения, когда человек привык получать деньги, даже не заработанные. Тогда эго было возможно - государство брало на себя зат­ раты. Нынче все изменилось: хозяйствуй сам с головой. Вот и приходится складывать ко­ пеечку к копеечке. Итог был закономерныіі - иск экипажей к ЗАО «Карелрыбфлот» от­ клонили. Прежний договор суд признал полностью соот­ ветствующим условиям, при­ нятым в Новой Зеландии. Вот такая история приклю­ чилась в «Карелрыбфлоте». Она, конечно, не показатель, но все же в какой-то мере от­ ражает настрой некоторых рыбаков. Ну а экипажи дру­ гих судов добирают квоту. Руководство ЗАО гасит долги по заработноіі плате - в нача­ ле октября выплатили 1 мил­ лион 700 тысяч рублей. Словом, идет работа. - Кризис кризисом, - сказал Клнмашевич, - но выходить из него надо. Да вперед смотреть с оптимизмом. Иначе не вы­ жить. Виктор ВИКЕНТЬЕВ. L _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz