Рыбный Мурман. 1998 г. Ноябрь.
V И д , Л [ЕЯ СОЗДАНИЯ оіггрво- розничного рыбного рынкам в Му рманске в разных вариантах оосуждалась неоднократно... На территории рыбного порта в свое время стремился открыть его генеральный директор АО «Мурманский рыбокомбинат» Михаил Зуб. Проект областная администрация и рыбопромыш ленники отклонили, сочтя слабы ми экономические аргументы. Предприниматель Феликс Исаакян, руководитель фирмы «Феликс и К», не дожидаясь принятия решения исполнитель ной властью, на свой страх и риск создал подобие рыбного рынка на своей производственной базе вблизи учебного комплекса технического университета. И вот он обратился к председателю об ластного правительства Анатолию Малинину с предложением рас смотреть вопрос о присвоении базе статуса уполномоченной мел кооптовой по закупке, хранению и реализации рыбы, рыбопродук ции и продовольственных това ров. Причем он брал на себя обязательство под контролем ад министрации снабжать рыбой в ассортименте по нормальным це нам бюджетные организации го рода. На днях председатель прави тельства собрал представителей флотов, Союза рыбопромышлен ников Севера, чтобы дать оценку коммерческой инициативе пред принимателя . Получился беспред- НАУКА ВЫЖИВАТЬ СПОРНЫЙ вопрос ^ ■ "А о б р о " не дали. Но вариант предложен метный разговор. Под реализа цию рыбу флоты и добывающие фирмы не дают. Для пополнения оборотных средств Исаакян про сил открыть ему под поручитель ство администрации в каком-либо банке кредитную линию, подчер кнув, что он готов в залог предо ставить свое имущество. На первый взгляд, схема проста и имеет смысл: администрация дает гарантии, банкиры - деньги, пред приниматель вкладывает их в дело, развивает его, обеспечивает дешевой рыбой и продовольстви ем школы, больницы и т. д. Но, как справедливо заметили участ ники совещания (Николай Стар- ченко - АО «Севрыба», Николай Тропин - Союз рыбопромышлен ников Севера и др.), внешне при влекательная эта модель не соот ветствует экономическим условиям сегодняшнего дня. К примеру, закуплена треска по 20 рублей за килограмм. По отпуск ной цене флота предпринимателю продавать ее нет резона - прого рит, не окупит затраты. Волей- неволей, но надо применять торговую надбавку. У бюджетни ков, сидящих на скудном финан совом пайке, нет денег, чтобы оплатить рыбу по отпускной цене флотов, не то что с накрутками. В игру без правил должны будут включаться комитеты по торгов ле, образованию, здравоохране нию, приведя в действие взаимозачеты, налоговые обяза тельства и т. д. Себе в заведомыіі убыток рыбный рынок в той сис теме связей, какие видятся Ф е ликсу Исаакяну, долго не просуществует. Между тем недавно появилось государственное областное уни тарное предприятие «Мурманск- ресурс». Оно уже имеет определенный опыт общения с рыбопромышленниками. На сум мы от их налогов в местные бюд жеты получает рыбу. Проводит бартерные продовольственные сделки. Исаакяну высказано по желание вступить в кооперацию с этим предприятием, объединить усилия. Быть может, тогда его благие намерения дадут хороший результат. Павел ЛУЖИН. Трудно быть Все началось с телефонного звонка в редакцию. В трубке прошелестел ти хий женский голос: - Помогите... В «Карелрыбфлоте» такое творится... В начале октября суд но «Марта Орендзее» ушло в рейс, а через несколько дней несколько человек вынуждены были вернуться в Мурманск из-за плохого питания и беспреде ла комсостава... Назваться не могу - боюсь преследования... На том разговор прервался, и в трубке запикалн гудки. В общем-то мож но было оставить жалобу без внимания: аноним он и есть аноним. Поди раз бери, так ли оно на самом деле. Однако в «Карелрыбфлот» собирался сходить давно. Причин тому было много: и многочисленные разговоры о распродаже судов, и об аресте их в Новой Зеландии, и о неэффективной ры балке. А посему отправился к начальнику эксплуатации флота Мурманско го управления ЗАО «Карелрыбфлот» Николаю КЛИМАШЕВИЧУ. РЕЗОНАНС йритміт или шит? В своем интервью генеральный директор Союза рыбопромышлен ников Севера Николай Тропин («РМ», 1998, № 44, «Квотами распоряжать ся по-хозяйски!») анализирует эф фективность использования флота на промысле трески... Нико лай Григорьевич поделил объемы вылова на коэффициенты, по кото рым в начале года распределялась квота предприятиям. В итоге у него получилось, что СРС почти вдвое эффективней использует суда, чем, например, Мурманский траловый флот. Так л и это? Следует напомнить, что изна чально Союз рыбопромышленников создавался для вылова той рыбы, которую недоиспользуют большие флоты. Но со временем все трауле ры СРС стали работать только на треске, кроме нескольких судов, что вели пелагический промысел. Однако из интервью не ясно: коль весь флот СРС находится в Баренцевом море, стало быть, вы ло в делится на всех. Тогда надо и Мурманскому траловому флоту по считать все промысловые суда, взять (хотя бы по минимуму) коэф фициенты, перемножить на коли чество траулеров и разделить вылов на полученный результат. Цифра выйдет совсем иной: 2572. Вот такая, оказывается, эффек тивность! Казалось бы, да Бог с ними, с ло кальными цифрами, лишь бы выде ленную квоту в целом освоить, тем более что год на исходе. А вот тут-то и главная закавыка. На 1999 год объем квоты на вы ло в трески будет значительно меньше, чем в нынешнем. И, навер ное, при разделе ее между добываю щими предприятиями далеко немаловажным аргументом для лю бого руководителя станет эффек тивность использования флота. И тогда разница между цифрами 589 тонн (эффективность работы тралового флота, по подсчетам Н Г. Тропина) и 2572 тонны (по под счетам тралового флота), возмож но, сыграет решающую роль... Анатолий НОВИКОВ, главный специалист по добыче рыбы ОАО "Мурманский траловый флот". DE FACTO В ТРОМСЕ на ноябрьскую 27-ю сессию сме шанной российско-норвежской комиссии по ры боловству отправилась на этой неделе представительная российская делегация из 30 че ловек во главе с заместителем министра Мин сельхозпрода РФ Владимиром Измайловым. Перед выездом высокие московские чины в Мур манске провели ряд рабочих встреч с учеными ПИНРО, руководством АО «Севрыба» и флотов, рыбопромышленниками. Согласовывались пози ции российской стороны на предстоящих перего ворах. По данным совместных съемок мурманскими и норвежскими учеными запасов донных видов рыб в Баренцевом море, квоту на вылов трески на следую щий год рыбакам Мурмана снизят примерно на 100 тысяч тонн (по бассейну - наполовину). Вероятно, в ог раниченном объеме (50 тысяч тонн) будет разрешен весенний промысел мойвы. Пойдет речь и о введении промышленной квоты на вылов крабов. ОДУ, опреде ленный наукой, позволит изъять их без ущерба от 200 до 500 тысяч штук. В порядке консультаций будет зат ронут вопрос о регулировании рыболовства в зоне Шпицбергена. Разумеется, все вышеизложенное - предваритель ные наметки. В ходе обсуждения всего круга проблем в них по согласию сторон могут быть внесены опреде ленные коррективы. О т і РЯД БУКСИРОВ вместе с экипажами (быв шая фирма «Спасатель») по приказу Мингосиму щества и Минсельхозпрода РФ передается на баланс государственной администрации Мурман ского морского рыбного порта. Правда, руковод ство АО «Севрыба», в чьем подчинении до этого находились спасательные суда, неоправданно за тянуло процедуру их передачи. Кабинет Климашевича не блистал роскошью новомод ных офисов: простая деловая обстановка, а на карте, что висела на стене, можно было отследить дислокацию судов. - Давненько к нам «Рыб ный Мурман» не заглядывал, - встретил меня Клнмашевич. - Поговорить-то есть о чем... Проблем хватает. - Звонок был по поводу инцидента... - начал я. - Понял. Наверное по пово ду «Марты Орендзее». Дей ствительно, списали трех человек: двоих - за нарушение трудовой дисциплины (сами виноваты - аванс не но назна чению использовали); одного - за профнепригодность. Время нынче ... Прежние производ ственные отношения приказа ли долго жить. Новые же гіо сути своей еще не сложились. Вот и оказывается крайним работодатель. Мода такая нынче: чуть что - судиться, не входя в суть проблемы. Тут Клнмашевич, как гово рится, попал в яблочко. Влас ти позволили предприятиям стать самостоятельными, пре образовавшись в многочислен ные АО, ЗАО, ООО , при этом лишили государственных дотаций. Взамен обложили столь многочисленными побо рами, при которых выжить крайне сложно. Львиная доля заработанного уходит на нало ги, производителю остаются крохи. Сказывается это на за работной плате, на развитии производства. Виновным же становится руководство. Про исходит своеобразное сталки вание лбами работодателя и рабочего. ■ То, что рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрас ли находятся в крайне слож ном положении, известно всем. Причины, почему рыба уплывает за рубеж, также ни для кого не являются секре том. И все же в таких жестких условиях флоты выживают. В «Карелрыбфлоте» сегодня в наличии 30 промысловых су дов, не считая вспомогатель ного флота. Из них десять - на промысле. Их экипажи, по данным на 1 октября, выбрали общую квоту на 77 процентов. Это три четверти от годовой. Результат, что и говорить, не плохой. А если учесть слож нейшие погодные условия, слабую промысловую обста новку, то и вовсе остается удивляться, как умудряется «Карелрыбфлот» идти в числе первых среди других флотов. - Что такое судно? - задал вопрос Клнмашевич. - Совре менные механизмы, машины. Без экипажа оно мертво, а потому все зависит от него. Помните, говорили: «челове ческий фактор»? Далеко не глупое выражение. Без него, без фактора этого, никак нельзя. Поэтому стараемся сохранить специалистов и со кращение плавсостава не пла нируем. В свое время, чтобы сохранить двести рабочих мест, направили суда в зону Новоіі Зеландии. - Это не с ними приклю чился казус? - С ними, - подтвердил Клнмашевич. - Но это уже другой разговор... Впрочем, он тоже касается человеческо го фактора... История эта началась еще в 1997 году, когда министерство рыболовства НовоГг Зеландии предъявило иск в суд за нару шение правил рыболовства ка питанами судов и компанией «ABEL FISHERIES», которая осуществляла руководство ра ботой судов. По вине компа- 13 - 19 ноября 1998 года т . ніш суда простояли длитель ное время в порту. В результа те она задолжала кредиторам, была признана банкротом. Было введено внешнее управ ление. Суда в море не выходили, так как внешние управляющие «ABEL FISHERIES» отказа лись финансировать. Другие же новозеландские компании, владеющие квотоіі на промы сел рыбы, с которыми «Ка релрыбфлот» вел переговоры, заняли выжида тельную позицию. В конце концов состоялся суд, кото рый принял решение: в нару шении правил рыболовства виновны руководство компа нии «ABEL FISHERIES» и капитаны «Карелрыбфлота». Штрафные санкции были воз ложены на судовладельца. Всем отработавшим кон тракт шесть месяцев были приобретены билеты до Мур манска. Руководство ЗАО га рантировало выплату всех заработанных денег в рублях за период работы в Новоіі Зе ландии в течение месяца с мо мента прибытия в Мурманск. Однако домоіі вернулись толь ко 11 человек, расчеты с ними были произведены. Остальные остались в Новой Зеландии с требованием выплатить зара ботанные деньги в инвалюте непосредственно на месте. Эти требования противоречили ус ловиям договора между экипа жем и руководством «Карелрыбфлота». Вполне естественно, последовал отказ. Тут-то и начала накручи ваться спираль недовольства среди оставшихся членов эки пажей. Хочу привести выдер жку из одного документа: «Организатором этой акции является старший помощник капитана А. И. Удовенко, которыи преследует свои ко рыстные цели. Под прикрыти ем лозунга «Выдать зарплату экипажам», не имея никаких полномочий, А. И. Удовенко ведет переговоры с разными фирмами о продаже судов ЗАО «Карелрыбфлот». По всей видимости, в этой ситуации желание получить побольше, сорвать разовыіі куш застило глаза. Нѵ прода ли бы суда за бесценок. А дальше что? На чем ходить в море? Где зарабатывать день ги? Причиной всего случивше гося стали прежние мертворожденные производ ственные отношения, когда человек привык получать деньги, даже не заработанные. Тогда эго было возможно - государство брало на себя зат раты. Нынче все изменилось: хозяйствуй сам с головой. Вот и приходится складывать ко пеечку к копеечке. Итог был закономерныіі - иск экипажей к ЗАО «Карелрыбфлот» от клонили. Прежний договор суд признал полностью соот ветствующим условиям, при нятым в Новой Зеландии. Вот такая история приклю чилась в «Карелрыбфлоте». Она, конечно, не показатель, но все же в какой-то мере от ражает настрой некоторых рыбаков. Ну а экипажи дру гих судов добирают квоту. Руководство ЗАО гасит долги по заработноіі плате - в нача ле октября выплатили 1 мил лион 700 тысяч рублей. Словом, идет работа. - Кризис кризисом, - сказал Клнмашевич, - но выходить из него надо. Да вперед смотреть с оптимизмом. Иначе не вы жить. Виктор ВИКЕНТЬЕВ. L _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz