Рыбный Мурман. 1998 г. Март.

’Мурман" стр. 1 27 марта - 2 апреля 1998 года т а я т т огонек Нынче у нас все время что-то происходит: то новые реформы вызреют на небосклоне политики, то природные катаклизмы обрушатся. И кажется, трудно найти уголок, где можно отогреться сердцем, сойтись с единомышленниками. Слишком уж отягощен каждый заботами о куске хлеба насущного. Вот и захотелось мне написать о месте, где, как в прежние времена, собираются на вечерний огонек люди абсолютно разных возрастов. Место это - Дом культуры железнодорожников в Мурманске. & la к а к о й ж е м у р м а н ч а ­ н и н НЕ ПОМНИТ , как появился сорок с небольшим лет назад роскош­ ный по тем временам очаг культуры! Все окрестные жители ходили смот­ реть в ЖД (так называли Дом культу­ ры в просторечье) новые фильмы. Ведь в “Родину” попасть было весьма непросто. Ребятня бегала записывать ся в самодеятельность, а старшекласс­ ники ходили на танцы. Словом, жизнь била ключом. А внешний вид “желез­ ки” внушал уважение основательнос­ тью постройки и сквериком, разбитым за зданием. Однако иссяк и без того чахлый ру­ чеек субсидий. И под шумок пере­ стройки позакрывали многие клуоы, дома культуры. А вот “железка” оста­ лась жить, хотя безденежье изрядно поскоблило былой лоск. Когда я встретился с директором Дома культуры Виктором ЕРМАКО ­ ВЫМ ( н а снимке справа А он, к мо­ ему удивлению, не стал сетовать на трудности, а предложил посмотреть житье-бытье сего культурного центра. - Что толку жаловаться! - безапел­ ляционно сказал он. - Работать надо. Я, например, противник перепрофили- ровки. Конечно, можно сдать в арен­ ду помещение и тем жить. Но наша-то главная задача - служить людям. Поначалу мне эти слова показались несколько высокопарными, но когда узнал, что в “железке” работают семь коллективов художественной самодея­ тельности, скепсис сам собой исчез. Гордится Ермаков и единственным в городе духовым оркестром двух соста­ вов - взрослого и детского. Во всех ме­ роприятиях, что проходят в городе, музыканты принимают участие, час- Фото Инны К РАЕВОЙ тенысо выезжают на линейные стан цин. Как, впрочем, п другие коллек тивы. Мы поднимаемся но лестнице и ос танавливаемся перед дверыо, из-за ко­ торой доносится мелодия вальса. - Хотите, зайдем на репетицию? - предлагает Ермаков. - А не помешаем? - опасаюсь я. - Так мы же на минутку... На небольшом возвышении около стены, увешанной всевозможными ду ­ ховыми инструментами, расположи­ лись оркестранты. Перед каждым стоят пюпитры с нотами. Мы тихонь­ ко пристраиваемся у дверей и вслушп ваемся в забытую мелодию. Я смотрю на часы - уже восьмой час вечера. Презенть меиената Сегодня мы забыли не только о вечности. Педагоги жалуются, что каждое новое поколение менее развито, чем предыдущее. Не знает оно ничего о живописи, музыке, литературе. А человек с неразвитым сознанием, как известно, дебил. Такие могут не только рождаться, но и формироваться. Может быть, поэтому мы, как за спасательный круг, ухватились за религию. Ведь она фиксирует духовное и этическое, становится основой нравственности и морали. Однако искусство, в принципе занимающееся тем же, оказалось где-то на задворках бытия. И вот приятная, но в то же время удивительная новость: в Мурманске открылся художественный салон-кпуб “ Презенть” . Причем его хозяйкой и основателем стало частное лицо - Валентина Гаврилкевич. Вход в салон бесплатный. И меня вполне резонно заинтересовало, как же он может существовать. Тем более что есть у нас и музей, и аналогичные салоны, в которых народу не густо. Но они худо-бедно имеют бюджетное финансирование. Надо же, после рабочего дня собра­ лись но доброй воле люди и репетиру­ ют всерьез, иногда повторяя несколько трудных тактов десятки раз. Потом оркестр специально для нас играет “Амурские волны” . Ну как? - спрашивает Ермаков, когда мы покидаем музыкантов. - По нравилось? Это же энтузиасты. Мно го ли сегодня людей, которые без денег чем-то заниматься будут? Не ­ много! А у нас - вот они. Действительно, нынче мерканти­ лизм явно превалирует над духовным. С одной стороны, вроде гак и должно быть, а с другой - нет культуры - нет и нормального индивидуума. Вот и становится Дом кул ьтуры отдушиной для страждущих общения, отвлечения от безрадостной суеты буден. Как и прежде, бегает молодежь на занятия ансамбля эстрадного танца “Мозаика” . Значит, не все еще так плохо, не вся молодая поросль озабо­ чена добычей денег да поглощением спиртного на дискотеках. А ведь со­ всем не просто повторять у станка ба­ летные па, репетировать до изнуре­ ния. Зато что может быть приятнее аплодисментов благодарных зрителей. Впрочем, молодежь всегда легка на подъем. Однако занимаются в Доме культуры и люди пожилые. Есть хор ветеранов, фольклорный ансамбль “ Беломорье”... И последнее, на что я хотел бы об ратить внимание. Вполне возможно, минуют наши нынешние неурядицы. Найдутся деньжонки, и меценаты выз­ реют* вычистят, доведут до ума горо да и веси. Но это будут другие люди, другая земля. А пока'мы на этой сто роне зимы, и выжить в ней во многом помогает, как ни странно, незаметный духовный центр. Зовется же он Домом культуры железнодорожников. , №12, март-апрель 1998 г. Газета Кольского Заполярья Учредители - физические лица Газета зарегистрирована в Северо-Западном управлении Комитета РФ по печати Свидетельство о регистрации № П 1730 Издатель ООО "Поморская сторона' Редактор О. Д. МИЛЮТИНА Директор В. С. ГЕОРГИ В 1998 году издается совместно с газетой "Рыбный Мурман" Небольшая комната, стены кото­ рой увешаны картинами. На столике разложены куклы в ярких нарядах, оригинальные матрешки, а в корзине, сработанной из шишек, примости­ лась белочка. Открылся салон выс­ тавкой, посвященной 180-летию Айвазовского. И представляет она копии полотен знаменитого маринис­ та. Выполнены они добротно, с тон­ ким пониманием колорита мастера. Вообще пытаться объяснить кар­ тины - большой соблазн. В него впа­ дают не только искусствоведы, но и зрители, и сами художники, хотя сю­ жет выражен вполне доступно. Даны холст, определенное количество кра­ сок. Только как измерить духовную энергию, в него вложенную? А затра­ тили ее авторы копий Андрей Чудец- кий и Людмила Шугурова немало. Наверное, поэтому интерес к верни­ сажу весьма велик, а отдельные кар­ тины уже имеют своих покупателей. - Как же родилась у вас идея со­ здать салон? - спросил я у Гаврилкевич. - Идея эта родилась у меня давно. Вот наконец воплотилась в реальность. Суть не в том, чтобы выставлять карти­ ны. Главное для меня - помочь моло­ дым художникам реализовать себя. Попасть в поле зрения ценителей, по­ мочь в конце концов продать свои рабо­ ты. Нынче это непросто. Действительно, миновали времена меценатов, помогавших молодым даро­ ваниям. Худфонда как такового нет. А заказы, в прежние времена исходящие от государства, стали не более чем кра­ сивой легендой для нового поколения живописцев. Вот и решила Гаврилкевич возродить забытые традиции. Пока идет период становления, как бы банально это ни звучало. Однако уже есть и результаты. Договорилась Гав­ рилкевич с пароходством. И скоро Чу- децкий отправится на атомоходе по Северному морскому пути. Ну а оттуда вернется с новыми работами. Уже налажены связи и с художника- ми-камнерезами. Выставляться они бу­ дут только в салоне “Презенть” . Гаврилкевич мне показала некоторые изделия. В узорчатой вязи мельхиора мягко светится чароит. Кольцо изящ­ но, сделано с большим вкусом. По­ чти невесомые серьги поражают изяществом и отличными хризопра­ зами. Словом, есть чем полюбовать­ ся прекрасному полу и при желании приобрести. Вообще-то в салоне собираются не только художники, но и поэты, пи­ сатели, музыканты. Он становится местом общения, обмена творчески­ ми планами. Причем прийти в салон могут не только профессионалы, но и любители. Основной критерий - та­ лант. Есть у Гаврилкевич интересная задумка: провести летом около гос­ тиницы “Арктика” выставку скульптур из Санкт-Петербурга. Можно сказать, что, без сомнения, привлечет она зрителя, а возможно, и потенциаль­ ного покупателя. Впрочем, основное для Гаврилкевич не деньги (хотя без них тоже не обойтись). Значительно важнее - помочь людям обратить глаза вовнутрь самих себя, приоб­ щиться не к кичевому суррогату, а к настоящему искусству. I '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz