Рыбный Мурман. 1998 г. Март.
г НО КАНАДСКИЕ РЫБАКИ НЕ ПОВЕЗЛИ ПОЛУФАБРИКАТ АКЦЕНТ П ( 1 Хочу высказаться по вопросу, весьма" актуальному в свете состоявшейся бассейновой кон диции. Многим рыбакам известно * кризисное состояние по рыболов ству в СЗА из-за гидрологичес кой обстановки, приведшей к резкому сокращению запасов * донных видов промысла. Наибо лее тяжелым для канадских ры баков был период с 1993 по 1996 год. Из -за резкого сокращения квот на вылов традиционных объектов промысла, а в последу ющем - объявление моратория закрылась часть береговых пере рабатывающих предприятий. Ты сячи рыбаков и рыбообработчиков остались без работы. В знак протеста рыбака ми и рыбообработчиками были проведены организованные ак- * ции. Одной из них явилась бло када ТР “Пионер Мурмана” в канадском порту. В результате этих акций пра вительство Канады приняло ряд мер по стабилизации обстановки: - лишенным работы были оп ределены государственные до тации и различные льготы; - увеличены квоты на промы сел более ценных видов рыб, р а кообразных и пр.; - разработана программа о промысле и переработке ранее иедоисполъзуемых запасов. Эти мероприятия позволили при уменьшении объема вылова увеличить экспорт рыбопродук ции в денежном выражении , стабилизировать обстановку в области рыболовства. И вот в настоящее время иро- ^ гнозируется уменьшение запасов "*трески и пикши в Баренцевом море, снижение квот на 1998 год. В МУРМАНСК! На мой взгляд, учитывая суро вую прошедшую зиму, возмож но, это начало кризиса, аналогичного канадскому. Если это так, то готовы ли будут рыба ки Северного бассейна пережить наступающий кризис так, как ка надские рыбаки и рыбообработ чики? Подозреваю, что нет! Зато ожидается увеличение запаса мойвы, растет популяция краба в Баренцевом море. Одна ко нет тех плавбаз, которые в открытом море принимали и пе рерабатывали до 1000 тонн мой вы в сутки. Не готов и рыбный порт к прежней приемке сырья, а главное - Северный бассейн ли шился большого количества спе циалистов высочайшего класса как по добыче, так и переработ ке рыбы. И эти потерн трудно восполнить. В складывающейся ситуации мурманским судовладельцам, ве роятно, придется направлять Мурманский рыбохозяй ственный совет принял ре- шение по ряду насущных вопросов. По предложению Союза рыбопромышленни ков Севера ИЧП “Арктиксер- вис” передана квота на вылов 159 тонн трески и 30 тонн пикши, выделенная ра нее на траулер “Цирава” фирмы “Экомор-1”, но при условии, что предприятие погасит свою денежную за долженность техническому университету, допущенную им в прошлом году при реа лизации промысловой кво ты этого учебного заведения. Из остатков при брежных квот 8 тонн трес ки и 2 тонны пикши совет выделил ООО “Белек” и 100 тонн трески - на судно “До ломит” ТОО “Севрос” (для исследований по программе ПИНРО). Поддержаны ходатайства ЗАО “Северная Аврора” на приобретение СРТМ-к “По сейдон” у компании “Сапро- инжстрой”, ЗАО “Карат” на покупку у иностранной фир мы сейнера-траулера типа “FISEBAS” для промысла пе лагических видов рыб и АО “Севрыбхолодфлот” на при обретение гребешколова. Председатель областно го комитета по рыболов ству Константин Буданов поставил совет в извест ность, что за грубые нару шения правил рыболовства, искажения промысловой ин формации отраслевой Де партаментлишил лицензии на право заниматься рыбо хозяйственной деятельнос тью траулер “Исток”, принадлежащий фирме с од ноименным названием. Мыдодраму колхоз оережол.. суда в другие районы промысла, в том числе в СЗА, пока там еще сохранены квоты для промысла определенных видов рыб. Как специалист но СЗА, в об ласти приемки, переработки и транспортировки рыбы и рыбо продукции готов поделиться оиы том и принять участие в разработке соответствующих про грамм. Юрий ВИДЕНЕЕВ. Норвежская фирма “Балти кой” - бизнес-партнер рыболо вецкого колхоза “Волна” (но отнюдь не профсоюз норвежских моряков, как сообщали некото рые СМИ ) выплатила трем чле нам экипажа траулера “Крюково” зарплату в сумме 8688 долларов. Напомним суть этой громкогласной истории. Специалисты электромеханичес кой службы Сергей Олейников, Владимир Долбня, Дмитрий Пре- жин, оформленные на один рейс, при стоянке судна в порту Тром се потребовали незамедлительной выдачи им зарплаты полностью в валюте. Увещевания, что расчет с ними будет произведен в Мур манске, не подействовали. Моря ки стали бить во все колокола. Отдельные газеты Мурманска, не разобравшись в ситуации, встали на защиту “обиженных” , поспешили обвинить председате ля колхоза в нежелании удовлет ворить законные требования моряков. Но дело в том, что “Крюково” последний рейс вы полняло по научной программе ПИНРО , с экипажем должен был рассчитываться арендатор. Впрочем, институт от своих обя зательств и не отказывался. Тем не менее три моряка сочли нуж ным раздуть скандал. Конфликт улажен не совсем. Как выяснилось, по ошибке воз мутителям спокойствия норвеж цы переплатили лишку 10 млн. (старыми) рублей. Колхоз требу ет вернуть деньги, но не тут-то было. Мало того, списанные с судна по истечении срока заявле ний жалобщики распространяют измышления, что их увольнение не что иное, как расправа и про извол. Председатель колхоза Ев гений Иов, вынужденный из-за поднятой шумихи раньше време ни вернуться со зверобойного промысла, проводит служебное расследование. Леонид ПАВЛОВ. И ГРА В ОДНИ В О Р О Т А . . . МНЕНИЕ Упреки в адрес таможни стали дежурными в выступлениях на всех уровнях. Суда не возвраща ются в родной порт - виновата та можня; не развивается рыбоперерабатывающая промыш ленность, повышаются цены на рыбу - вновь причина в непомер ных таможенных платежах. Коро че, отмени сегодня таможня все свои правила - и завтра же насту пит процветание, все проблемы решатся сами собой. Но ведь каждый из нас понима ет, что все далеко не так просто. Претензия к таможне - удобная ширма, чтобы спрятаться от дей ствительности. К сожалению, и представители прессы вслед за своими собесед никами зачастую необъективны в освещении проблем. Соответ ственно и выводы однобоко-повер хностные (как основанные лишь на информации, полученной от одной стороны), а порой просто дилетан тские. Например, из-за... незнания таможенной официальной терми нологии. Если автор не различает таможенные платежи и таможен ные сборы, контрабанду и наруше ние таможенных правил, его публикациям трудно претендовать на объективность. Особенно если при этом не удосужится проверить полученную информацию у тамож ни: а так ли обстоят дела? Таким образом, принятый на веру пассаж выливается в публикацию с пре тензией на скандал. И это ничуть не помогает решить важные вопро сы, а только накаляет противосто яние. Чтобы не быть голословной, расскажу две истории, каждая из которых по-своему показатель на: насколько бывает искажена суть дела и какова она в дей ствительности. П о с е л о к т е р и б е р к а распо- ложен на побережье, в 120 км от Мурманска, основное занятие на селения - работа в рыболовецком колхозе “Мурман” : добыча, перера ботка и сбыт рыбопродукции. В этом главная возможность выжи вания колхоза. Мурманская тамож ня идет навстречу колхозу и для ускорения таможенных формаль ностей разрешает выгружать вво зимую рыбопродукцию на холо дильники колхозного рыбозавода. По действующим правилам, все ввозимые товары до окончания та моженного оформления должны быть помещены на склады времен ного хранения, местный федераль ный орган вправе давать подобные разрешения. И внешне все выгля дит прекрасно: колхоз - законопос лушный налогоплательщик, ГТД на рыбопродукцию подаются вовре мя, платежи исправно платятся. Но... в октябре-ноябре 1997 года сотрудники Мурманской таможни провели плановую проверку фи нансово-хозяйственной деятельно сти рыболовецкого колхоза “Мурман” и выявили 53 случая на рушений таможенного законода тельства. Вот вам и работа на доверии. Причем характер совер шенных правонарушений достаточ но распространенный недекларирование части ввозимой рыбопродукции и распоряжение ввезенными товарами еще до за вершения таможенного оформле ния. А объемы измеряются не килограммами. Судите сами, по первому виду правонарушений вы явлено 25 случаев на общую сумму около 2 млрд. неденоминирован ных рублей, по второму - 28 случа ев на сумму 2,2 миллиарда. Квалифицируются подобные дей ствия соответственно статьей 279 ч.1 и статьей 259 Таможенного ко декса РФ. Общие штрафные санкции со ставили более 7 млрд. рублей (ста рыми) плюс декларирование всей рыбопродукции и уплата причитаю щихся таможенных платежей. Это огромные деньги! В своих объяснениях председа тель правления рыбколхоза А.И. Чечуй признал нарушения закона, указав при этом объективные, на его взгляд, причины их соверше ния. Среди них - удаленность кол хоза от Мурманска, плохая связь, отсутствие таможенного поста в Териберке, необходимость поддер жания жизнедеятельности пред приятия. То есть как раз те причины, из-за которых таможенни ки и сочли возможным принцип “доверия” ... Да и каков будет штат в Мурманской таможне, если откры вать посты для каждого удаленно го от города предприятия? Итак, колхоз как юридическое уст^г лицо, занимающееся внешнеэко номической деятельностью, был оштрафован. Это бремя могло се рьезно повлиять на его финансо вое положение. И вновь Мурманская таможня, понимая эти проблемы, идет навстречу рыболо вецкому колхозу. Закон позволяет, учитывая активное содействие расследованию и добровольное устранение последствий правона рушения, снизить размеры штра фов по каждой из статей. Что и было сделано. Помимо этого в от ношении уплаты платежей также сделана, на мой взгляд, большая /пка - разрешена рассрочка. "ак стоило ли нарушать закон? Ведь если бы таможня не сдела ла перечисленных уступок, кто был бы реально виновным в ра зорении колхоза? Но при всем этом сколько времени, сил и бу маги пришлось потратить?! И на разъяснения недовольным руко водителям, что те или иные дей ствия Мурманская таможня предпринимает не по собствен ной прихоти, а только руковод ствуясь законом. Д р у г а я и с т о р и я случилась совсем недавно. В областной прессе прошел небольшой мате риал о норвежской бабушке Мар- гот Лорентсен и инциденте на КПП “Борисоглебский", где ее вместе с грузом гуманитарной помощи про держали 5 часов, хотя представи телем принимающей стороны “ все необходимые документы были оформлены правильно” . Задержка якобы произошла исключительно из-за подозрительности таможни. Напомню, что КПП “ Борисоглебс кий” достаточно удален от Мурман ска, по зимней дороге через перевал 5 часов езды. Инцидент произошел 4 февраля. На следую щий же день представители поста прибыли в Мурманск для доклада руководству таможни. Статья же появилась в газете 17 февраля, и за это время корреспондент не по беспокоился уточнить информа цию. Но суть даже не в этом. К счастью, на границе ведутся журналы, в которых отмечается время въезда на пост для прохож дения контроля и отъезда по его окончании. Так вот, госпожа Лорен тсен прибыла на КПП “Борисоглеб ский" в 16 часов 05 минут, а покинула его в 18 часов 50 минут. DE FACTO На прошедшем в Брюс селе заседании рабочей группы международной организации по рыболов ству в Северо-Западной Ат лантике (НАФО), в состав которой входят 34 государ ства, обсуждены критерии распределения квот вылова рыбы между странами- пользователями. Несколько стран, два года назад при нятых в члены организа ции, в частности США, Южная Корея и другие, на стаивали на пересмотре объемов вылова в свою пользу. Российская делега ция, Мурманск в которой представляли научный со трудник ПИНРО Александр Васьков и ведущий специа лист АО “Севрыба” Виктор Горохов, выступила про тив такого нажима. Суще ствующее положение сохранено. Таким образом, пограничный и та моженный контроль ею пройден за 2 часа 45 минут. Кстати сказать, с первых же минут пребывания на российской границе госпожа М. Ло рентсен разговаривала только на повышенных тонах. Встречающих не было. Возникло языковое зат руднение. Хорошо, следом ехала группа россиян с переводчиками. Они-то и помогли объясниться. Документы, увы, были оформле ны неправильно. В приглашающем письме Мурманского отделения Фонда мира действительно присут ствовал список того, что будет при везено в качестве гуманитарной помощи. Но к таможенному оформ лению госпожа М. Лорентсен предъявила совершенно иные предметы, что и потребовало неко торого времени для выборочного досмотра, идентификации, состав ления бумаг. Конечно, можно по нять и возраст гостьи, и доброе намерение помочь. Но закон есть закон, и его необходимо соблю дать! Больше чем уверена: ни один норвежский таможенник не позво лит себе отступить от буквы зако на, какими бы добрыми ни были намерения “нарушителя” . Часто в прессе встречаются красивые фра зы о необходимости уважать зако ны той страны, которую посещаешь, мол, мы, русские, дол жны этому научиться. Так почему это не относится к иностранным гостям, посещающим Россию? В частности, госпожа М. Лорентсен не в первый раз в Мурманске с по добным грузом, а потому и дей ствующие правила ей не в новинку. Да и принимающая сторона могла бы более ответственно отнестись к оформлению документов. А может, в том и причина - наше неуважение к своим законам вле чет такое же отношение со сторо ны иностранцев и к российским порядкам, и к нам самим. Это только два факта среди множества подобных, которые в искаженном, а иногда и вовсе в пе ревернутом виде становятся до стоянием общественности, влияют на отношение к предста вителям российских таможенных органов. Да, бывают накладки и у таможенников, и говорить о них надо, но конкретно - без передер гивания. И чем плотнее пресса и таможенное ведомство будут сотрудничать, чем объективней будет информация, тем больше пользы и городу, и горожанам. Алла ВАЛИТОВА, пресс-секретарь Мурманской таможни. 27 марта - 2 апреля 1998 года ПОСТСКРИПТУМ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz