Рыбный Мурман. 1998 г. Март.

а J^OCCUSL - Э/tiO nftO0UH .U ,USL f ЦЕЛИЯСНЫ. ЗАДАЧИ^ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ТО а л Никель fiwyp Кола * Оленегорск * Мончегорск ЗеКировск ^Апати ты - Цель нашего совещания - обсу­ дить социально-экономические про­ блемы, гнетущие ЗАТО, - первое, что сказала начальник отдела по работе с муниципальными образованиями об­ ластной администрации Н. П. Максимо­ ва, когда главы ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований) сели за столы. Журнали­ стам, приглашенным на это совещание 11 марта, с первых слов стало ясно: разговор будет острым и тяжелым (как сами социально-экономические про­ блемы военных городов), и не все де­ тали этого разговора станут доступны им. Идействительно, перед тем как пре­ доставить слово ответственному ра­ ботнику аппарата правительства РФ В. П. Прокопенко (кстати, в недавнем прошлом - главе ЗАТО Островного), Надежда Петровна предложила следу­ ющий план мероприятия: выслушать информацию представителя российс­ кого правительства, а затем в узком кругу - только с участием глав ЗАТО - обсудить проблемы и выработать оп­ ределенные решения, которые долж­ ны быть направлены для сведения и принятия мер в Москву - в правитель­ ство, Министерство обороны и другие высокие инстанции. Спасибо! Журналистам позволили удовлетворить их любопытство - за­ дать московскому официальному лицу вопросы. m e in ? ІАУЧИВАЦИИ ПРИИШ ЖИЛИЩНАЯ СЕРТИФИКАЦИЙ Но прежде Виктор Порфирьевич раскрыл участникам совещания неко­ торые “ карты” проводимой феде­ ральным центром “ игры” . с закрытыми административно-террито­ риальными образованиями. Что пора­ зило, если не сказать точнее - резануло собравшихся в зале? После­ днее, четвертое обсуждение феде­ рального бюджета в Госдуме, признался В. П. Прокопенко, было по­ священо в основном финансирова­ нию как раз ЗАТО. У министра финансов Михаила Задорного и руко­ водителя налоговой службы России Александра Починка отношение к зак­ рытым административно-территори­ альным образованиям, а тем более к их финансированию из федерального бюджета самое негативное. Проблема финансирования ЗАТО именно в Заполярье, пожалуй, острее и больнее любой другой проблемы в нашем крае. Во времена Советского Союза Мурманская область была единственной в стране территорией, граничившей со страной НАТО - Нор­ вегией. Этим и объясняется то обстоя­ тельство, что Заполярье было самой милитаризованной зоной в СССР. Со­ юза не стало. А армию России ее ны­ нешние правители “ реформировали” еще не до конца. Стало быть, и сегод­ ня наша область по соотношению во­ енных к гражданскому населению занимает одно из первых (да что лука­ вить - первое!) мест в России. Только официально утвержденных закрытых административно-территориальных образований здесь шесть. Во много раз больше закрытых и открытых во­ енных городков и гарнизонов. - Однако статус каждого ЗАТО бу­ дет пересматриваться ежегодно. Такие территориальные образования будут постоянно закрываться или откры­ ваться - в зависимости от стратегичес­ кой значимости военного города, - сказал В. П. Прокопенко. - Так что нам надо выработать такие долгосрочные предложения в Москву от имени глав администраций ЗАТО вашей области, чтоб жизнь и служба в них проходили спокойно. Тогда и федеральным вла­ стям будет легче решать ваши пробле­ мы. Вот тут у журналистов и прорва­ лось любопытство: - Правительство России разработа­ ло и приняло федеральную целевую программу “ Государственные жилищ­ ные сертификаты” . Снимет ли эта про­ грамма самую острую для военнослужащих Заполярья пробле­ му - жилищную? Недослушав вопрос до конца, гос­ подин Прокопенко резюмировал: - Чем больше будет муссироваться вопрос о жилищных сертификатах, тем меньше у правительства останет: ся возможностей решить жилищную проблему военных. Будет лучше, если средства массовой информации вооб­ ще не станут заострять на этом вопро­ се свое внимание. И тем не менее... Мы заострили. В настоящее время 160980 семей граждан, уже уволенны х с во ­ енной службы , все еще не имеют положенного им по закону жилья для постоянного проживания. Предстоящее реформирование армии приведет к увеличению числа семей граждан, уволенны х с военной службы и не имеющих жилы х помещений для постоянного проживания, до 210 тысяч. (Из федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты”) Н а 1997 год в Российской Федерации насчитывалось без малого 344 тысячи семей воен­ нослужащих, имеющих законные права на получение или улучшение жилья (117,3 тысячи семей военных вообще не имели своего жилья; 56,6 тысячи семей нуждались в улучше­ нии своих жилищных условий; около 170 тысяч офицеров, прапорщиков и прочих контрактников уволены без предоставления им и членам их се­ мей жилья). 63,3 тысячи семей офи­ церов, прапорщиков и контрактников утратили связь с Вооруженными Си­ лами, и требуется их отселение из закрытых военных городков. В 1998 году еще около 27 тысяч офицеров, прапорщиков и контракт­ ников будут уволены по сокраще­ нию. Таким образом, в обеспечении жильем уже к концу нынешнего года будут крайне нуждаться более 434,2 тысячи семей военнослужащих. (Из справки Комитета Госдумы по обороне) Политика финансирования за счет федерального бюджета строи­ тельства жилья в условиях высокой инфляции и острого бюджетно­ го дефицита привела к возникновению большого числа не завершенных строительством жилых домов, находящихся в феде­ ральной собственности (15,82 млн. кв. метров, то есть 140 процентов от объема площади жилья, необходимой для решения жилищной про­ блемы 210 тыс. семей граждан, уволенных или увольняемых с воен­ ной службы. Для реализации программы необходимо 31,75 млрд. рублей. Меха­ низм реализации программы предполагает привлечение возвратных долгосрочных кредитных ресурсов и собственных средств граждан в объеме 6,35 млрд. рублей, или 20 процентов общего объема требуе­ мых средств. ...Реальный объем средств, который потребуется для реализации программы, бѵдет зависеть в первую очередь от изменения рыноч­ ных цен приобретения жилья в период реализации программы. (Из федеральной целевой программы) Государственный жилищный сертификат должен быть использован получателем субсидии в течение 6 месяцев с момента получения. В течение первы х трех месяцев гражданин - участник программы занимается поиском варианта решения своей жилищной проблемы. Ему предоставлена свобода выбора варианта приобретения жилья, то есть он имеет право при­ обретать любое готовое жилье как на первичном , так и на вторичном рынке. Гражданин - участник программы может также предварительно договориться о приобретении гото­ вого жилья в строящемся жилом доме после завершения строительства. При этом готовность строящегося жилого дома должна быть не менее 80 процентов. Размер безвозмездной субсидии составляет 80 процен­ тов от стоимости приобретения жилья по социальной нор­ ме площади, установленной для семей разной численности . Недостающие 20 процентов стоимости ж и ­ лья по социальной норме (или большего - по желанию граждан) граждане должны оплатить за счет собственных средств или средств банковского кредита при условии их соответствия банковским требованиям платежеспособно­ сти. (Из федеральной целевой программы) З а последние шесть лет материальная обеспечен­ ность военнослужащих (их покупа­ тельская способность) уменьшилась примерно в три раза. С сентября 1995 года денежное со­ держание военнослужащих не по­ вышалось. Только официальная 11-процентная инфляция 1997 года более чем на одну десятую часть опустошила семейный бюд­ жет военнослужащего. А с учетом скрытой инфляции и того обстоя­ тельства, что значительная часть товаров, особенно в отдаленных гарнизонах и в условиях искус­ ственно разваленной системы Во­ енторга, приобретается на рынках и в коммерческих структурах, се­ мьи военнослужащих стали беднее за этот, 1977-й, год примерно на треть. Расчеты показывают, что для приведения денежного содержа­ ния (оклад по воинскому званию плюс оклад по должности) в соот­ ветствие с Законом РФ “О статусе военнослужащих” необходимо уже сегодня повысить денежное содер­ жание в 2,9 раза. Правительство предложило президенту (и он согласился) про­ вести повышение окладов воен­ нослужащих в 2,06 раза только с 1 ноября 1998 года, начав уже с мар­ та - мая с. г. отмену ряда обяза­ тельных выплат: 25-процентного увеличения оклада по воинской должности за службу в Вооружен­ ных Силах РФ, пенсионной надбав­ ки, денежной компенсации при уходе в отпуск (санитарно-курорт­ ных), уменьшение размера выпла­ ты единовременного денежного вознаграждения за добросовест­ ное исполнение должностных обя­ занностей, премии и материальной помощи. Это, а также принятие На­ логового кодекса (в редакции пра­ вительства) приведет к тому, что реальное улучшение материально­ го положения офицеров составит не 60 процентов, как заявляет пра­ вительство, а значительно ниже. Кроме того, с учетом запланиро­ ванной в бюджете на 1998 год инф­ ляции примерно в 6 процентов на такую же величину уменьшится ма­ териальное благосостояние воен­ нослужащих. С учетом же ожидаемой скрытой инфляции в 20 - 30 процентов семьи военнослу­ жащих к ноябрю более чем на треть потеряют свои доходы. (Из справки Комитета Госдумы по обороне) Г лавным недостатком программы “Государ­ ственные жилищные сертифи­ каты” является то, что между бюджетными средствами на приобретение жилья военнос­ лужащим стоит ряд посредни­ ков. Это уполномоченные банки и администрации субъектов Федерации, хотя на словах президент и прави­ тельство провозгласили лик­ видацию института всяких уполномоченных банков для исключения возможности “прокручивания” бюджетных денег. I олько банк имеет пра­ во принять решение на выда­ чу безвозмездных субсидий военнослужащим, и то с раз­ решения администрации субъекта Федерации. Воен­ нослужащий же имеет только право искать варианты покуп­ ки жилья. I ак как любой банк объек­ тивно заинтересован как можно дольше ‘вращаться” в сертификационной програм­ ме (оперировать сертифика­ ционными средствами), а президент и правительство - “сплавить" неликвидное жи­ лье (мер, пресекающих такой произвол, в программе нет), то процесс поиска приемле­ мой по средствам и услови­ ям жизни квартиры становится бесконечным. Необходимость 20-процен­ тных доплат “живыми” деньга­ ми приведет и к удорожанию жилья. Сертификационная программа образует новую, очень доходную нишу для мздоимцев. По прогнозам, ры­ ночная стоимость квартир мо­ жет увеличиться в 1,5 раза, а в центральных регионах - и того больше. Даже если военнослужа­ щий и будет в состоянии доп­ латить за свою квартиру, которую государство по зако­ ну обязано дать ему бесплат­ но, ему придется пройти все круги оумажного ада - прото­ колов о намерениях, догово­ ров, согласований, актов и так далее. Как это сделать, когда от места службы до выбран­ ного места жительства - тыся­ чи километров? Военнослужащий должен верно служить своей Родине (что большинство и делает), а не ездить (за свой счет) по необъятной России в поисках жилья... Особенно следует по­ мнить, что сертификат дей­ ствует в течение всего 6 месяцев, после чего, если он не будет реализован, его не­ обходимо менять на новый и начинать новый круг скитаний. Несколько лет назад ана­ логичная программа жилищ­ ных сертификатов была еализована в Казахстане, аков же результат? Сегодня там на фондовом рынке жи­ лищный сертификат стоит всего 10 процентов от его но­ минала. Кто был там бездом­ ным, таким и остался. Подобную авантюрную программу запускает и прави­ тельство России. Трезвомыс­ лящие экономисты и политики утверждают, что жилищным сертификатам уготована участь ваучеров. Они быстро будут скуплены теневыми структурами за бесценок и легко использованы ими в своих интересах. (Из справки Комитета Госдумы по обороне) & ,М самое печальное, самое страшное зак- М Ж лю ч а е тся в том , ч т о постановление ш ■ правительства РФ (№ 71 о т 20 января 1998 г.) “О федеральной целевой программе “Госу­ дарственные жилищные сертиф икаты " противо­ речит требованиям пунктов 1, 6, 14 с т а т ь и XV, пун кта 1 с т а т ь и XXII Закона РФ “О с та т у с е во­ еннослужащих”, где четко определен порядок пре­ доставления государством жилья служивому человеку - в трехмесячный срок и без каких-либо доплат из собственного кармана; названное постановление, собственноручно подписанное В. С. Черномырдиным, иде т в разрез и полностью противоречит с т а т ь я м 1, 2, 4 (часть 2-я); 6 (часть 2-я); 7, 15-18, 19 (часть 2-я):. 38 (часть 1-я), 40, 55, 64 Конституции Российской Федерации, где та кж е бесплатно и по закону (Ос­ новному) государство гар ан тир уе т жилье воен­ нослужащим. Или К он сти туция России не для правитель­ ств а писана?.. Похоже, т а к . На совещании глав администраций ЗАТО о тве тстве н ны й работник аппарата правительства В. П. Прокопенко по-во- енному прямо сказал журналистам: - О т кры тое обсуждение программы жилищных сертификатов в ваших СМИ пользы не принесет, напротив - только угробит решение э то го вопро­ са. Ч то и требовалось доказать. Естественной была реакция на э т о заявление правительственного о тве тс тве н н о го работни­ ка со стороны председателя ком и те та по зако­ нода тел ьству и местном у самоуправлению Мурманской областной Думы капитана 1-го ран­ га Федора Яковлевича Конькова: - Если т а к с та в и т ь вопрос и перед военными, т о положительного решения жилищной пробле­ мы военнослужащих действительно ж д а ть не приходится. Но и удивляться не надо будет, ког­ да люди при погонах правительственную про­ грамму Т осударственные жилищные' сертиф икаты " о тве р гн у т , ибо по всему видно - э т о мина замедленного действия. О стае тся только удивляться, с какой поспеш­ ностью э т у “мину" создавали чиновники о т прави­ тел ь ства . Ч то программа оторвана о т жизни - видно по т е м цифрам и фактам, какие приводят­ ся здесь в справке Ком ите та Гэсдумы по обороне. Но хо тя бы язык программы привели в с о о т в е т ­ ствие с правилами русского языка. Так н е т же... “Получатели безвозмездных субсидий в виде пло­ щади жилья в завершенном объекте жилищного с тр о и те л ь с тв а должны подтвердить возмож-- ность оплаты недостающей части площади при­ обретения жилья сверх площади, получаемой в сч е т субсидии, за сче т собственных средств или кредита, полученного в с о о тв е тс тв и и с их пла- тежеспособностью ”. Где т у т главный член предложения, где второ ­ степенный? Где смысл, а где бессмыслица? О т ­ ве та не н ай ти ни на одной из 23 страниц программы, ибо каждый ее абзац написан та ким или подобным образом. Как т у т еще раз не вспом­ ни ть Виктора Степановича Черномырдина? И на э т о т раз у него “получилось как всегда...” Материал подготовил Алексей РАЗУМНЫЙ. 1 Р О О С К И И І Б О Ч И И С е в е р о м о р с к т е л . ( 2 3 7 ) 7 - 5 4 - 5 6 А п а т и т ы , К и р о в с к т е л . (2£э£>) 3 - Ѳ 7 - 4 0 Р Л Б О Ч Н Р І М о н ч е г о р с к т е л . ( 2 3 6 ) 2 - 3 3 - 3 0 Г \ /1 у р м а н с к , М у р м а н с к а я о т е л . 4 5 - 3 2 - 1 9 , 4 5 - 2 9 - 9 8 № 42 март 1998 года Мурмандайджест I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz