Рыбный Мурман. 1998 г. Март.
а J^OCCUSL - Э/tiO nftO0UH .U ,USL f ЦЕЛИЯСНЫ. ЗАДАЧИ^ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ТО а л Никель fiwyp Кола * Оленегорск * Мончегорск ЗеКировск ^Апати ты - Цель нашего совещания - обсу дить социально-экономические про блемы, гнетущие ЗАТО, - первое, что сказала начальник отдела по работе с муниципальными образованиями об ластной администрации Н. П. Максимо ва, когда главы ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований) сели за столы. Журнали стам, приглашенным на это совещание 11 марта, с первых слов стало ясно: разговор будет острым и тяжелым (как сами социально-экономические про блемы военных городов), и не все де тали этого разговора станут доступны им. Идействительно, перед тем как пре доставить слово ответственному ра ботнику аппарата правительства РФ В. П. Прокопенко (кстати, в недавнем прошлом - главе ЗАТО Островного), Надежда Петровна предложила следу ющий план мероприятия: выслушать информацию представителя российс кого правительства, а затем в узком кругу - только с участием глав ЗАТО - обсудить проблемы и выработать оп ределенные решения, которые долж ны быть направлены для сведения и принятия мер в Москву - в правитель ство, Министерство обороны и другие высокие инстанции. Спасибо! Журналистам позволили удовлетворить их любопытство - за дать московскому официальному лицу вопросы. m e in ? ІАУЧИВАЦИИ ПРИИШ ЖИЛИЩНАЯ СЕРТИФИКАЦИЙ Но прежде Виктор Порфирьевич раскрыл участникам совещания неко торые “ карты” проводимой феде ральным центром “ игры” . с закрытыми административно-террито риальными образованиями. Что пора зило, если не сказать точнее - резануло собравшихся в зале? После днее, четвертое обсуждение феде рального бюджета в Госдуме, признался В. П. Прокопенко, было по священо в основном финансирова нию как раз ЗАТО. У министра финансов Михаила Задорного и руко водителя налоговой службы России Александра Починка отношение к зак рытым административно-территори альным образованиям, а тем более к их финансированию из федерального бюджета самое негативное. Проблема финансирования ЗАТО именно в Заполярье, пожалуй, острее и больнее любой другой проблемы в нашем крае. Во времена Советского Союза Мурманская область была единственной в стране территорией, граничившей со страной НАТО - Нор вегией. Этим и объясняется то обстоя тельство, что Заполярье было самой милитаризованной зоной в СССР. Со юза не стало. А армию России ее ны нешние правители “ реформировали” еще не до конца. Стало быть, и сегод ня наша область по соотношению во енных к гражданскому населению занимает одно из первых (да что лука вить - первое!) мест в России. Только официально утвержденных закрытых административно-территориальных образований здесь шесть. Во много раз больше закрытых и открытых во енных городков и гарнизонов. - Однако статус каждого ЗАТО бу дет пересматриваться ежегодно. Такие территориальные образования будут постоянно закрываться или откры ваться - в зависимости от стратегичес кой значимости военного города, - сказал В. П. Прокопенко. - Так что нам надо выработать такие долгосрочные предложения в Москву от имени глав администраций ЗАТО вашей области, чтоб жизнь и служба в них проходили спокойно. Тогда и федеральным вла стям будет легче решать ваши пробле мы. Вот тут у журналистов и прорва лось любопытство: - Правительство России разработа ло и приняло федеральную целевую программу “ Государственные жилищ ные сертификаты” . Снимет ли эта про грамма самую острую для военнослужащих Заполярья пробле му - жилищную? Недослушав вопрос до конца, гос подин Прокопенко резюмировал: - Чем больше будет муссироваться вопрос о жилищных сертификатах, тем меньше у правительства останет: ся возможностей решить жилищную проблему военных. Будет лучше, если средства массовой информации вооб ще не станут заострять на этом вопро се свое внимание. И тем не менее... Мы заострили. В настоящее время 160980 семей граждан, уже уволенны х с во енной службы , все еще не имеют положенного им по закону жилья для постоянного проживания. Предстоящее реформирование армии приведет к увеличению числа семей граждан, уволенны х с военной службы и не имеющих жилы х помещений для постоянного проживания, до 210 тысяч. (Из федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты”) Н а 1997 год в Российской Федерации насчитывалось без малого 344 тысячи семей воен нослужащих, имеющих законные права на получение или улучшение жилья (117,3 тысячи семей военных вообще не имели своего жилья; 56,6 тысячи семей нуждались в улучше нии своих жилищных условий; около 170 тысяч офицеров, прапорщиков и прочих контрактников уволены без предоставления им и членам их се мей жилья). 63,3 тысячи семей офи церов, прапорщиков и контрактников утратили связь с Вооруженными Си лами, и требуется их отселение из закрытых военных городков. В 1998 году еще около 27 тысяч офицеров, прапорщиков и контракт ников будут уволены по сокраще нию. Таким образом, в обеспечении жильем уже к концу нынешнего года будут крайне нуждаться более 434,2 тысячи семей военнослужащих. (Из справки Комитета Госдумы по обороне) Политика финансирования за счет федерального бюджета строи тельства жилья в условиях высокой инфляции и острого бюджетно го дефицита привела к возникновению большого числа не завершенных строительством жилых домов, находящихся в феде ральной собственности (15,82 млн. кв. метров, то есть 140 процентов от объема площади жилья, необходимой для решения жилищной про блемы 210 тыс. семей граждан, уволенных или увольняемых с воен ной службы. Для реализации программы необходимо 31,75 млрд. рублей. Меха низм реализации программы предполагает привлечение возвратных долгосрочных кредитных ресурсов и собственных средств граждан в объеме 6,35 млрд. рублей, или 20 процентов общего объема требуе мых средств. ...Реальный объем средств, который потребуется для реализации программы, бѵдет зависеть в первую очередь от изменения рыноч ных цен приобретения жилья в период реализации программы. (Из федеральной целевой программы) Государственный жилищный сертификат должен быть использован получателем субсидии в течение 6 месяцев с момента получения. В течение первы х трех месяцев гражданин - участник программы занимается поиском варианта решения своей жилищной проблемы. Ему предоставлена свобода выбора варианта приобретения жилья, то есть он имеет право при обретать любое готовое жилье как на первичном , так и на вторичном рынке. Гражданин - участник программы может также предварительно договориться о приобретении гото вого жилья в строящемся жилом доме после завершения строительства. При этом готовность строящегося жилого дома должна быть не менее 80 процентов. Размер безвозмездной субсидии составляет 80 процен тов от стоимости приобретения жилья по социальной нор ме площади, установленной для семей разной численности . Недостающие 20 процентов стоимости ж и лья по социальной норме (или большего - по желанию граждан) граждане должны оплатить за счет собственных средств или средств банковского кредита при условии их соответствия банковским требованиям платежеспособно сти. (Из федеральной целевой программы) З а последние шесть лет материальная обеспечен ность военнослужащих (их покупа тельская способность) уменьшилась примерно в три раза. С сентября 1995 года денежное со держание военнослужащих не по вышалось. Только официальная 11-процентная инфляция 1997 года более чем на одну десятую часть опустошила семейный бюд жет военнослужащего. А с учетом скрытой инфляции и того обстоя тельства, что значительная часть товаров, особенно в отдаленных гарнизонах и в условиях искус ственно разваленной системы Во енторга, приобретается на рынках и в коммерческих структурах, се мьи военнослужащих стали беднее за этот, 1977-й, год примерно на треть. Расчеты показывают, что для приведения денежного содержа ния (оклад по воинскому званию плюс оклад по должности) в соот ветствие с Законом РФ “О статусе военнослужащих” необходимо уже сегодня повысить денежное содер жание в 2,9 раза. Правительство предложило президенту (и он согласился) про вести повышение окладов воен нослужащих в 2,06 раза только с 1 ноября 1998 года, начав уже с мар та - мая с. г. отмену ряда обяза тельных выплат: 25-процентного увеличения оклада по воинской должности за службу в Вооружен ных Силах РФ, пенсионной надбав ки, денежной компенсации при уходе в отпуск (санитарно-курорт ных), уменьшение размера выпла ты единовременного денежного вознаграждения за добросовест ное исполнение должностных обя занностей, премии и материальной помощи. Это, а также принятие На логового кодекса (в редакции пра вительства) приведет к тому, что реальное улучшение материально го положения офицеров составит не 60 процентов, как заявляет пра вительство, а значительно ниже. Кроме того, с учетом запланиро ванной в бюджете на 1998 год инф ляции примерно в 6 процентов на такую же величину уменьшится ма териальное благосостояние воен нослужащих. С учетом же ожидаемой скрытой инфляции в 20 - 30 процентов семьи военнослу жащих к ноябрю более чем на треть потеряют свои доходы. (Из справки Комитета Госдумы по обороне) Г лавным недостатком программы “Государ ственные жилищные сертифи каты” является то, что между бюджетными средствами на приобретение жилья военнос лужащим стоит ряд посредни ков. Это уполномоченные банки и администрации субъектов Федерации, хотя на словах президент и прави тельство провозгласили лик видацию института всяких уполномоченных банков для исключения возможности “прокручивания” бюджетных денег. I олько банк имеет пра во принять решение на выда чу безвозмездных субсидий военнослужащим, и то с раз решения администрации субъекта Федерации. Воен нослужащий же имеет только право искать варианты покуп ки жилья. I ак как любой банк объек тивно заинтересован как можно дольше ‘вращаться” в сертификационной програм ме (оперировать сертифика ционными средствами), а президент и правительство - “сплавить" неликвидное жи лье (мер, пресекающих такой произвол, в программе нет), то процесс поиска приемле мой по средствам и услови ям жизни квартиры становится бесконечным. Необходимость 20-процен тных доплат “живыми” деньга ми приведет и к удорожанию жилья. Сертификационная программа образует новую, очень доходную нишу для мздоимцев. По прогнозам, ры ночная стоимость квартир мо жет увеличиться в 1,5 раза, а в центральных регионах - и того больше. Даже если военнослужа щий и будет в состоянии доп латить за свою квартиру, которую государство по зако ну обязано дать ему бесплат но, ему придется пройти все круги оумажного ада - прото колов о намерениях, догово ров, согласований, актов и так далее. Как это сделать, когда от места службы до выбран ного места жительства - тыся чи километров? Военнослужащий должен верно служить своей Родине (что большинство и делает), а не ездить (за свой счет) по необъятной России в поисках жилья... Особенно следует по мнить, что сертификат дей ствует в течение всего 6 месяцев, после чего, если он не будет реализован, его не обходимо менять на новый и начинать новый круг скитаний. Несколько лет назад ана логичная программа жилищ ных сертификатов была еализована в Казахстане, аков же результат? Сегодня там на фондовом рынке жи лищный сертификат стоит всего 10 процентов от его но минала. Кто был там бездом ным, таким и остался. Подобную авантюрную программу запускает и прави тельство России. Трезвомыс лящие экономисты и политики утверждают, что жилищным сертификатам уготована участь ваучеров. Они быстро будут скуплены теневыми структурами за бесценок и легко использованы ими в своих интересах. (Из справки Комитета Госдумы по обороне) & ,М самое печальное, самое страшное зак- М Ж лю ч а е тся в том , ч т о постановление ш ■ правительства РФ (№ 71 о т 20 января 1998 г.) “О федеральной целевой программе “Госу дарственные жилищные сертиф икаты " противо речит требованиям пунктов 1, 6, 14 с т а т ь и XV, пун кта 1 с т а т ь и XXII Закона РФ “О с та т у с е во еннослужащих”, где четко определен порядок пре доставления государством жилья служивому человеку - в трехмесячный срок и без каких-либо доплат из собственного кармана; названное постановление, собственноручно подписанное В. С. Черномырдиным, иде т в разрез и полностью противоречит с т а т ь я м 1, 2, 4 (часть 2-я); 6 (часть 2-я); 7, 15-18, 19 (часть 2-я):. 38 (часть 1-я), 40, 55, 64 Конституции Российской Федерации, где та кж е бесплатно и по закону (Ос новному) государство гар ан тир уе т жилье воен нослужащим. Или К он сти туция России не для правитель ств а писана?.. Похоже, т а к . На совещании глав администраций ЗАТО о тве тстве н ны й работник аппарата правительства В. П. Прокопенко по-во- енному прямо сказал журналистам: - О т кры тое обсуждение программы жилищных сертификатов в ваших СМИ пользы не принесет, напротив - только угробит решение э то го вопро са. Ч то и требовалось доказать. Естественной была реакция на э т о заявление правительственного о тве тс тве н н о го работни ка со стороны председателя ком и те та по зако нода тел ьству и местном у самоуправлению Мурманской областной Думы капитана 1-го ран га Федора Яковлевича Конькова: - Если т а к с та в и т ь вопрос и перед военными, т о положительного решения жилищной пробле мы военнослужащих действительно ж д а ть не приходится. Но и удивляться не надо будет, ког да люди при погонах правительственную про грамму Т осударственные жилищные' сертиф икаты " о тве р гн у т , ибо по всему видно - э т о мина замедленного действия. О стае тся только удивляться, с какой поспеш ностью э т у “мину" создавали чиновники о т прави тел ь ства . Ч то программа оторвана о т жизни - видно по т е м цифрам и фактам, какие приводят ся здесь в справке Ком ите та Гэсдумы по обороне. Но хо тя бы язык программы привели в с о о т в е т ствие с правилами русского языка. Так н е т же... “Получатели безвозмездных субсидий в виде пло щади жилья в завершенном объекте жилищного с тр о и те л ь с тв а должны подтвердить возмож-- ность оплаты недостающей части площади при обретения жилья сверх площади, получаемой в сч е т субсидии, за сче т собственных средств или кредита, полученного в с о о тв е тс тв и и с их пла- тежеспособностью ”. Где т у т главный член предложения, где второ степенный? Где смысл, а где бессмыслица? О т ве та не н ай ти ни на одной из 23 страниц программы, ибо каждый ее абзац написан та ким или подобным образом. Как т у т еще раз не вспом ни ть Виктора Степановича Черномырдина? И на э т о т раз у него “получилось как всегда...” Материал подготовил Алексей РАЗУМНЫЙ. 1 Р О О С К И И І Б О Ч И И С е в е р о м о р с к т е л . ( 2 3 7 ) 7 - 5 4 - 5 6 А п а т и т ы , К и р о в с к т е л . (2£э£>) 3 - Ѳ 7 - 4 0 Р Л Б О Ч Н Р І М о н ч е г о р с к т е л . ( 2 3 6 ) 2 - 3 3 - 3 0 Г \ /1 у р м а н с к , М у р м а н с к а я о т е л . 4 5 - 3 2 - 1 9 , 4 5 - 2 9 - 9 8 № 42 март 1998 года Мурмандайджест I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz