Рыбный Мурман. 1998 г. Март.

г КАНДАЛАКШСКИМ РАЙОН, с центром в г. Кан­ далакше существовал с 28.05.1938 до 19.03.1959. Входи­ ли населенные пункты: г. Кандалакша, с. Кандалакша, села Княжая Губа, Колвица, деревня Конец-Ковдозеро, по­ селки Нивский, Зеленоборский, лесозавод, с 1955 - пос. Алакуртти, выделенный из состава Карелии. КАНДАЛАКШСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ, пред­ приятие по переработке рыбной продукции. Начало пред­ приятию положено пуском 1.06.1925 рыбоконсервного завода. Затем в 1927 было построено новое предприятие. КАНДАЛАКШСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Одно из двух важнейших направлений Карельского фронта на Кольском полуострове (Мурманское и Кандалакшское). Немецкая армия “Норвегия” начала здесь наступление 1.07.1941. КАНЕВ Василий Филиппович, первый житель села Каневки. Поселился в среднем течении Поноя в 1924 вместе с братьями и сестрой. С 1933 в селе действует со­ вхоз. КАНЕВКА, село на левом берегу р. Поной, при впа­ дении в нее р. ІОгоньки, в 255 км от с. Ловозеро. Основал в 1922 коми-переселенец с Печоры Василий Филиппович Канев. Основное занятие жителей - оленеводство и рыбо­ ловство. В настоящее время - центр оленеводческого совхо­ за “Памяти Ленина” . КАНЕВКА, населенный пункт на правом берегу р. Колы, выше устья р. Кицы, в 3 км от железнодорожной станции Лопарская. Возник в 40-е гг. Позднее вошел в черту железнодорожной станции Лопарская и исключен из учетных данных 14.07 1971. В Лопарской располагается подсобное хозяйство Мурманской опытной оленеводческой станции. Вариант названия: Коневка. КАНОЗЕРО, населенный пункт на восточном берегу средней части оз. Канозеро, через которое протекает р. Умба. Возник в начале 30-х гг. Исключен из учетных дан­ ных 14.07.1971. Вариант названия: Канозерский поселок. КАНОЗЕРО-ЗАШЕЕК, хутор на южном берегу оз. Канозеро, близ истока из него р. Родвиньги. Существовал в 30-40-х гг. Вариант названия: Зашеек Канозера. КАНТЕМИРОВ Николай Васильевич, с января 1989 генеральный директор производственно-техническо­ го объединения “Севтехрыбцентр”. Род. 19.12.1948 в г. Ах- тубинске Астраханской области, русский. Окончил Астраханский технический институт рыб­ ной промышленности и хозяйства (1972) и Академию народного хозяйства (1988). Работал автослесарем в г. Ахтубинске. С 1972 в Мурманске: инженер-механик, на­ чальник смены, старший инженер-меха­ ник Мурманского рыбокомбината. Служил в срмии. В 1974-1977 конструк­ тор ПИ НРС . С 1977 в “Севтехрыбцент- ре” : инженер-конструктор, ведущий, главный конструктор проекта, главный инженер. КАНЮК МОХНОНОГИЙ, крупная хищная птица с размахом крыльев до 163 м и весом 850-1200 граммов. Названа так потому, что ноги оперены до пальцев. Приле­ тает на Кольский полуостров в начале мая, ремонтирует гнездо или устраивает новое. В лесной зоне гнездо строит высоко на сосне, в тундровой - на вершинах обрывистых скал, вблизи озер и рек. В кладке бывает до пяти белых с коричневыми пятнами яиц. Количество их зависит от численности мышевидных, являющихся основной пищей канюка. Лит. Дребенцов B .C ., Сурков С.С. Животный мир Мурманской области. Мурманск, 1974. “КАПИТАН АФАНАСЬЕВ”, ледокол Мурманского морского пароходства, государственный флаг поднят 25.12.1954. Суда Мурманского морского пароходства были назва­ ны также именами капитанов Белоусова, Бокия, Вавило­ ва, Воронина, Гудина, Драницына, Дубинина, Кудлая, Мелехова, Мещерякова, Назарьева, Панфилова, Решето- ва, Свиридова, Сорокина, Храмцова, Цнруля, Чухчина, Юрасовского и др. Некоторые из них вписали яркие стра­ ницы в историю освоения Арктики, Великой Отечествен­ ной войны. Дизель-электроход “Капитан Драницын” , названный в честь капитана Германа Васильевича Драни­ цына, в 1996 совершил кругосветное путешествие: вышел из Мурманска 9.06, прошел 21 373 мили, из них 2 тыс. во льдах под проводкой атомного ледокола “Советский Союз” . В Великую Отечественную экипаж “Капитана Панфилова” сражался у Диксона с немецким линкором “Адмирал Шеер” . Дизель-электроход “Капитан Сорокин”, названный в честь капитана Михаила Яковлевича Сороки­ на, 1.05.1978 впервые в истории освоения Арктики взло­ мал льды Енисея и поставил к причалу дизель-электроход “Павел Пономарев” . КАПИТАНЕЦ Иван Матвеевич, Адмирал Фло ­ та, в 1985-1988 командующий Северным флотом. Род. 10.01.1928 в Ростовской области. В ВМФ с 1946. Окончил Каспийское высшее военно-морское училище (1950), Во- енно-морскую академию (1964) и Военную академию Ген­ штаба (1970). В 1964-1973 начальник штаба, командир соединения эскадренных миноносцев Северного флота, за­ меститель командира дивизии. В 1973-1978 командир объе­ динения. С 1978 1-й заместитель, а с 1981 командующий Балтийским флотом. После Севера 1-й заместитель Глав­ нокомандующего ВМФ. С 1992 в отставке. КАПУСТА МОРСКАЯ, травянистая растительность северных и дальневосточных морей, используется в каче­ стве пищевого продукта (консервы). Общие запасы у по­ бережья Белого и Баренцева морей достигают 180 тыс. тонн. Наиболее богатые скопления у о. Кильдин, полуос­ трова Рыбачий, губах Дроздовка, Ивановская. КАПУСТИН Владимир Дмитриевич (1903s 3.12.1939), политрук роты 95-го стрелкового полка 104-й горнострелковой дивизии 14-й армии, Герой Советского Союза (5.02.1940). Род. в 1903 в д. Брыкатино Ярослав­ ской области, русский. Срочную военную службу прохо­ дил в 1925-1927. Закончил комвуз в Ленинграде. Возглавлял курсы повышения квалификации колхозных кадров, руководил Домом политического просвещения в Вологде. Вновь призван в 1939. Участник советско-фин­ ляндской войны 1939-1940. Совершил подвиг в пос. Луо­ стари под Печенгой: повел бойцов в штыковую атаку, был дважды ранен, но оставался в строю. Умер от ран. Пох. в Мурманске на горкладбище. КАПУСТНОЕ, населенный пункт на восточном берег}' оз. Нижнее Капустное, через которое протекает р. Умба, в 67 км от Кировска. Возник в 1928, зарегистрирован в начале 30-х гг. в Терском районе. 1.12.1952 передан Киров­ скому. Исключен из учетных данных 10.11.1976. Вариан­ ты названия: Капустное Нижнее, Капустное Озеро, Карельская Коммуна. Название происходит от озера, ко­ торое имеет параллельное саамское название Капестъявр, где копает - черпак, явр - озеро. КАРАВАЕВА Вера Андреевна, художник, педа­ гог, заслуженный работник культуры РСФСР. Окончила Каргопольское педагогическое училище, физико-математи­ ческий факультет Архангельского педагогического инсти­ тута и художественно-графический факультет Костромского пединститута. Преподавала математику в Каргопольском, затем в Мурманском педучилищах. Пос­ ледние годы - педагог Мурманской художественной шко­ лы. Акварельные работы художницы и выполненные в технике холодного батика были представлены на многих художественных выставках. Девять полотен с видами Кар­ гополя во все времена года подарены этому городу в честь его 850-летия. КАРАПЕТЯН Сурен Карпович, инженер-элект- рик, лауреат Ленинской премии (1965). Род. в 1908, армя­ нин. Окончил Ленинградский политехнический институт (1935). С 1939 - на “Североникеле” . Премия присуждена за участие в работе по интенсификации процессов и усо­ вершенствованию производства никеля и кобальта из суль­ фидных руд. КАРАУЛЬНАЯ ВАРАКА, гора на правом берегу реки Туломы, в 8 км от г. Колы. Вариант названия: Кара­ ульная гора. Название появилось после нападения немцев на Колу в 1591, когда здесь выставлялся сторожевой пост. На юго-восточном склоне горы, у дороги, посажен кедр и сооружен памятник партизанам Заполярья. КАРАУЛЬНАЯ, гора, одна из вершин Крестовой тун­ дры, к востоку от устья реки Нивы, близ Кандалакши. Абсолютная высота 250 м. КАРАШЬОК, город в Северной Финляндии, побра­ тим села Ловозеро Мурманской области. КАРБАС, главное поморское промысловое судно для добычи рыбы в прибрежных водах. КАРГИН Михаил Иванович, начальник “Севры- бы” в 70-80-х гг. Род. 1.01.1936 на хуторе Климовка Рос­ товской области, русский. Работал в колхозе. Окончил Мурманское высшее мореходное училище (1959) по специ­ альности инженер-судоводитель. Работал 3-м, 2-м, стар­ шим помощником капитана на судах “Мѵрмансельди” . С 1965 в “Севрыбхолодфлоте”: капитан теплохода “Терно- поль” , капитан-директор плавбазы “Профессор Баранов”. С 1969 на руководящих должностях в глав­ ке “Севрыба”, с 1974 начальник “Севрыб- холодфлота” . В марте 1979 назначается руководителем Северно­ го рыбопромышленного объедине­ ния (Севрыба). Затем был представителем Министер­ ства рыбного хозяйства СССР в Перу. Депутат Верховного Совета СССР II созыва (из­ бран 4.03.1984). Живет в г. Костроме. КАРЕЛИН Дмитрий Борисович (1913-1953), оке­ анолог, исследователь Арктики, доктор географических наук, профессор. Участник 5 арктических и 10 первых вы­ сокоширотных экспедиций “Север”. Автор научных тру­ дов, в том числе “По Советской Арктике” (1948), “Ледовые наблюдения на морях” (1954) и др. КАРЕЛИЯ БОЛЬШАЯ, населенный пункт на Мур­ манском берегу, между Кольским заливом и Ура-Губой, в губе Карелинская. Зарегистрирован в 1920. В 1934 жите­ ли переселились в Ура-Губу. Варианты названия: Горелая Большая, Карела Большая, Карелинская Большая. КАРЕЛИЯ МАЛАЯ, населенный пункт на Мурман­ ском берегу, между Кольским заливом и Ура-Губой, в губе Карелинская. Зарегистрирован в 1920. В 1934 жители пе­ реселились в с. Ура-Губу. Варианты названия: Горелая Малая, Карела Малая, Карелинская Малая. КАПРОЕВО, железнодорожная станция на 66 км до- “КАРЕЛО-МУРМАНСКИИ КРАЙ”, краевой обще­ роги Ручьи Корельские - Алакуртти. Возникла в конце ственно-политический иллюстрированный журнал, выхо- 40-х гг. Называлась Капралово. 14.07.1971 исключена из дивший в 20-30-е гг. для жителей Карелии и Кольского учетных данных. полуострова. Издавали Совнарком Карелии и правление Выпуск № 14 Мурманской железной дороги. Редакция находилась в Ленинграде (Фонтанка, 1176), печатался в Петрозаводске, в типографии дороги. Редактировал С.М. Рафалович. Объем издания 32 стр. С № 2 в 1927 влился журнал “Со­ ловецкие острова” и объем журнала увеличился до 48-60 стр. Тираж от 2 до 3 тыс. экз. Публиковались, наряду с другими, публицистические и научные статьи о проблемах экономического и социального развития Мурмана - см. также “Дальний Север”, “Красный Мурман”, “Вестник Мурмана”, “Вестник Мурманской железной дороги”. КАРЕЛЬСКАЯ КОММУНА, населенный пункт - см. Капустное. КАРЕЛЬСКИИ, поселок на восточном берегу оз. Ка­ нозеро, через которое протекает р. Умба. До мая 1938 в со­ ставе Карелии. Исключен из учетных данных в середине 40-х гг. КАРЕЛЬСКИИ, поселок на восточном берегу оз. Ков- дозеро, в губе Травяная, в 8 км от лесобиржи Княжая. До мая 1938 входил в состав Карелии. Исключен из учетных данных. КАРЕЛЬСКИИ ФРОНТ, образован 23.08.1941. В состав вошли 7 и 14-я армии, оборонявшиеся на рубежах от Баренцева моря до Ладожского озера. Оперативно под­ чинялся фронту Северный флот. К середине 1942 были сформированы в составе фронта 19, 26 и 32-я армии, а к концу того же года - 7-я Воздушная армия. В августе-сен­ тябре 1941 войска фронта остановили противника в Запо­ лярье (Западная Лица - Алакуртти - Ухта). В 1944 провели Свирско-Петрозаводскую и Петсамо-Киркенес- скую наступательные операции. Командующие: В.А.Фро­ лов, К. А.Мерецков. 15.11.1944 Карельский фронт расформирован. На базе его Полевого управления в 1945 создана Приморская группа войск, которая участвовала в войне с Японией. КАРИКЪЯВР-2, месторождение медно-никелевых руд на Кольском полуострове, в 30 км от г. Заполярного. Запасы - около 11 млн. т. Среднее содержание никеля - 0,63 %, меди - 0,50 %.В 1995 был объявлен конкурс на право разведки и добычи руды. *КАРЛ ЛИБКНЕХТ”, эсминец Северного флота. Прибыл на Север с Балтийского флота в сентябре 1933 в составе 2-й экспедиции особого назначения. Во время со­ ветско-финляндской войны прикрывал действия сухопут­ ных частей с моря, наносил удары по береговым позициям противника. Вместе с подводными лодками Д-3, Щ-402 и ІЦ-403 в 1940 участвовал в спасении папанинцев. КАРМЕН Роман Лазаревич (29.11.1906- 28.04.1978), советский кинорежиссер, постановщик доку­ ментальных фильмов. В 30-е гг. неоднократно приезжал в Хибины, выходил с мурманскими рыбаками в море, в цен­ тральных газетах публиковал очерки о Хибинах. Бывал на Севере и в послевоенные годы. Последняя поездка на Кольский полуостров состоялась в 1979 вместе с американ­ ским актером Б.Ланкастером во время съемок фильма “Воііна в Арктике” из сериала “Неизвестная война”. Лит. Киселев А.А. Кармен в Хибинах. - “Кировский рабочий”, 1986, 25.10. Кармен на Мурмане. - “Рыбный Мурман”, 1986, 28.11. Славин К. Роман Кармен с лейкой и блокнотом. - “Искусство кино”, 1982, № 1. “КАРНАСУРТ”, первый рудник Ловозерского горно- обогатительного комбината. Строительство началось в предвоенные годы. В Великую Отечественную был закон­ сервирован. Восстановлен в 50-е гг. Добываются редкозе­ мельные минералы. Добыча ведется закрытым способом. Второй рудник комбината - “Умбозерский”. КАРНАСУРТА (саамск карнас - ворон, урта - горный массив). В северной части Ловозерских тундр, вблизи пос. Ревда. Абс. высота 943 м. Здесь находится один из рудни­ ков ( “Карнасурт” ) Ловозерского горно-обогатительного комбината. КАРПЕНКО Игорь Александрович (1905-1973), капитан Мурманского тралового флота. Родился на Укра­ ине, украинец. В 1932 окончил Одесское мореходное учи­ лище. КАРПОВЕЦ Георгий Григорьевич, мурманский живописец, член Союза художников России (1970). Род. в 1942. В 1959 окончил художественную школу. С 1967 участник выставок произведений мурманских художников. В 1973-1975 возглавлял Мурманскую организацию Союза художников России. КАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, большая группа судов, доставившая в Сибирь машины, мануфактуру, инструмен­ ты, оборудование, а из Сибири - зерно Северным морским путем в европейскую часть СССР. Входили два отряда - заграничный и архангельский. 10.08.1921 архангельский отряд судов (три ледокольных парохода - “В.Русанов” , “Г.Седов” и “А.Сибиряков” и четыре транспортных судна) покинули устье Северной Двины, а 15.08.1921 караван первой группы во главе с ледоколом “Александр Невский” (позднее - “Ленин”) вышел из Мурманска. Руководил экспедицией Отто Сведруп. В числе капитанов судов были К А Н - К А Р Мурман" стр. 13 - 19 марта 1998 года I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz