Рыбный Мурман. 1998 г. Март.

Вопрос - ответ А в т о и з - з а к о р д о н а По какому принципу ваши сотрудники опре ­ деляю т таможенную стоимость транспортны х средств, вво зимы х в Россию физическими л и ­ цами в льготном порядке? Общими правилами Государственного таможен­ ного комитета России (приказ № 35) закреплен сле­ дующий порядок’ таможенная стоимость машины, предназначенной для личного пользования (а не для коммерческой деятельности), определяется нз осно­ вании чека со стоимостью товара или купчей, предъявляемых таможне автовладельцем. Если же таковые отсутствуют, то устанавливается цена на основе базового принципа, по которой то или иное транспортное средство продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной тор­ говли в условиях полной конкуренции (по каталогам и прочим справочным данным). О с т а т к и - б е з п о ш л и н В ряде выступлений в областной прессе и на разного рода совещаниях довольно часты упре­ ки в адрес таможенного ведомства за “ неимо­ верные п о б о ры ” за полученное в России и вы возимое для собственных нужд российски ­ ми судами топливо , материально-техническое снабжение. По преимуществу они несправедли­ вы . Вывоз закупленного в Мурманске (в нашем слу­ чае) топлива и материально-технического снабже­ ния регулируется указанием ГТК РФ от 22.12.1994 года № 01-12/1579. А именно - оформление произ­ водится путем представления в таможню периоди­ ческой грузовой таможенной декларации, которая составляется судовым агентом. Заполнить эту дек­ ларацию не составляет труда, тем более что сведе­ ния о топливе и снабжении независимо от таможенных требований составляются внутри фло­ тов (отчетность-то существует!). Периодическая гру­ зовая таможенная декларация предоставляется судовым агентом в таможню один раз в месяц на все количество товаров, проданных судовым агентом на суда. При этом за вывоз топлива и снабжения не взимаются таможенные платежи (пошлина, акци­ зы, НДС), уплачиваются только таможенные сборы за таможенное оформление в размере 0,15% тамо­ женной стоимости заявленных топлива и снабже­ ния. За ввоз неизрасходованных топлива и снабжения (остатков), ранее купленных в России и вывезенных за границу на судне, никакие платежи не взимаются. О ста т ки судового снабжения, закупленного в иностранных портах, согласно письму ГТК РФ от 22.11.1994 года № 01-13/13238 оформляются в та­ моженном отношении без взимания таможенных пошлин, налогов, без применения мер экономичес­ кой политики, в том числе без предоставления сер­ тификатов безопасности (при условии, что указанные товары останутся на борту судов и не будут отчуждаться на территории России). П р а в а и н о с т р а н ц е в В таможенные органы России поступает мно­ жество запросов о таможенном оформлении то ­ варов представительствами и филиалами иностранных лиц, что вы звало необходимость дать некоторые разъяснения и по этой теме. Никто не может быть лишен или ограничен в пра­ ве ввоза в Россию товаров, в том числе при осуще­ ствлении внешнеэкономической деятельности (ст. 19 Таможенного кодекса РФ). Интересы иностранно­ го коммерсанта представляют зарегистрированные в РФ представительства и филиалы. Отсутствие у представительств и филиалов статуса юридическо­ го лица не является основанием для ограничения иностранных юридических лиц в праве на ввоз това­ ров, а также и в возможности помещения этих това­ ров к таможенному режиму выпуска для свободного обращения (декларантом может быть только росси­ янин - ст. 172 ТК РФ). Ограничения устанавливают­ ся только в конкретных случаях, прямо предусмотренных актами Государственного тамо­ женного комитета РФ. денег не иматъ и никому не давать. История и современность Автор статьи - советник таможенной службы 1-го ранга Виктор Владимирович ГОЛОВИН - ветеран таможенной службы, имеющий многолетний опыт борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, ныне начальник отдела подготовки кадров и аспирант Российской таможенной академии. «З а р о ж д е н и е таможен­ ного дела относится к периоду появления древних государств (II III век до н. э.). С излиш­ ками производимых товаров представители нового сословия купцов отправлялись на поис­ ки рынков сбыта. Соответ ственно государствами уста і 1 а вл ива ются оипеделей ные сборы (пошлины) за ввоз чужеземных товаров, за пользование местом, отведен ным для торговли и т. д. II в Киевской Руси с “торгового люда" взимался “мыт” за про воз товаров чере:і границы от дельных княжеств и городов, а участок на рынке или ярмар кс, где взыскивали ѵстаііов ленные таможенные платежи, назывался “мытиицей” . До нашего времени в некоторых славянских государствах ( у к раина, Болгария, Сербия, Словения) сохранилось данное наименование таможни. На развитие таможенного дела в России сильное влияние оказа ли татаро монголы. От тюркс­ кого слова “тамга” (знак, клеіімо, пошлина) произошел глагол “тамжить”, то есть взыскивать пошлину, а место, где “тамжили" товар, пменова ли таможней. С бурным строительством государственности и расшире­ нием экономических связей таможенная политика стало вится составной частью внут ренней и внешней политики государства. Таможенные та рифы то направлены на гюоіц рение ввоза вывоза товаров через границу, то на з апр е т е иие ввоза ряда товаров из дру гих стран. То есть форм ируется адм іінистрат 11 в но правовой механизм гамо женного регулирования, учитывающий и интересы тор говли, и состояние внутренне­ го производства, другими словами - экономики и полпти кп государства в целом.В VII XI вв. таможенники повсюду имели высокий государствен­ ный статус. Среди городских чиновников они занимали тре­ тье место после графа и мэра, а казначей - четвертое. Если граф и мэр назначались пра­ вителем, то таможенники и казначей избирались из числа горожан, регулярно отчитыва лись на “сходах” и только го рожанами освобождались от должности. Исс. ЛЕДОВАТЕЛЬ рос­ сийского таможенного дела II. Н. Шапошников поиме­ новал первым российским таможенным тарифом Ново- торговый устав царя Алексея Михайловича (1667 г.). Одно нз первых упоминании о гамо женном деле на Мурмане свя зано с подписанием 5 (18) марта 1695 года царского ука за с боярским приговором ‘‘О сборе с кольскнх промышлен ников за десятину рыбы и сала подати, а с иноземцев та моженной пошлины ефимка ми и об уплате оноіі в Кольскую таможню, а не в Приказ Болыіюіі казны”. Та моженные сборы в себя включали: пошлины, складоч ный сбор, канцелярский сбор, сбор за наложение на товары клейма, сбор за бандероли и сбор за командирование дос мотршиков при оформлении товаров. Особенность этого периода: таможни осуіцествля ли еще и так называемые сус­ ленный, квасный, банный сборы и сбор питейной прибы внутренний налог с ирода о і ли ( напитков). По последнее рас пространялось лишь на нско торые таможни, в зависимости от местных условий и тради­ ций. Учитывая, что царские указы с боярским приговором имели силу законодательных актов, можно утверждать, что доходы Кольской таможни формировались за счет вііеш неторговой деятельности жи ­ телей Мурманского берега и от внутренних таможенных сборов, то есть были значи­ тельны. В РОССИИ в XVII веке сложились два способа фор мирования таможенных орга­ нов. Так называемый “ верный” , когда к службе на таможнях привлекались пред ставители купечества, посадс­ ких людей и уездных крестьян, которые отбывали повинность безвозмездно “на веру” , но с приемом присяги: “А з (имя) целую сей снятый п животворящий крест Гос подень ... что поступать б уду по уставной грамоте, а кабацким сбором самым не корыстоваться, и с кабака Государева питья даром и малою иеною в наклад себе не иматъ... и на свои расходы и па торговлю Государевых де пег себе не иматъ и никому не давать и мне (имя) ни на каких людей лиш ни х денег не сбират ь ... Также мне ( им я ) голове над целовальниками у таможенного сбору, у прода­ жи и у запасов у покупки быть без отлично с радением и не пьяны , и денег не крали , а клали б деньги за головину печать в ящ и ки " . Иными словами, русич клялся не только в личной честности, но и в том, чтобы никому товары беспошлинно или в долг (с от срочной) не пропускать, пре­ вышений но таможенным платежам не допускать, не з а ­ ниматься предприиимательс кой деятельностью, а исполнять только свои фун к ­ ции пополнения государ ствеиной казны. Что примечательно, в ф ед ер ал ь ­ ном Законе Российской Ф е ­ дерации от 18.06.1997 года “ О службе в таможенных органах Р Ф ” приведен ряд смысловых значений указан ­ ной клятвы как основные функции должностных лиц современной таможни. Таможенный голова изби­ рался на год, назначение оформлялось царским указом. На крупных таможнях, к при­ меру на Архангельской, на ­ значались и “товарищи” заместители головы. Цело валышков (рядовых сотруд­ ников таможни) также на год и под присягу избирали посад­ ские люди и уездные крестья­ не. В их обязанности входили оценка товаров и сбор по­ шлин, а подьячие (канцелярс­ кие служащие) вели таможенные книги, оформля ли различные документы и получали жалованье за счет сбора с “писчей деньги” (сбор за таможенные процедуры). В управлении таможенным де ­ лом участвовали и воеводы, осуществляя общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин. Второй способ управления таможенными органами и сбо ра пошлин в России осуществ лялся путем сдачи таможен “ на о ткуп” . Скажем, купец вносил в государственную казну сумму денег не мень­ шую, чем средний сбор тамо женных платежей за прошлый год, и собирал пошлину теку­ щего года в свою пользу. Этот способ просуществовал недо л го из-за злоупотреблений властью на местах. Уі ТРАВЛЕНИЕ Кольской таможней в XVII-XVIII вв. осуществлялось “на вере” . Согласно сведениям, пред­ ставленным в “ Книге Кольс­ кого острога таможенного десятинного и пошлинного сбору надзирателя холмогор- ца Якова Жеребцова со това­ рищи 1719 году” в ведомстве Кольской таможни (позднее Кольской портовой таможни) находились волостные тамо женные отделения в Канда ­ лакше, Ковде, НорьеТубе и Керети, которые ведали “госу­ дарственными доходами” и регистрировали привоз това­ ров на продажу, а также все сделки и платежи. Д аж е на основании этого краткого экскурса видно, что таможенное дело всегда представлялось важным ин­ ститутом государственного устроения, многосложным по функциям и волокитным по количеству оформительских процедур. Можно сетовать по этомѵ поводу на все лады, но так было и есть. # # # Смех - это солнце: оно прогоняетзиму с человеческого лица. В. ГЮГО и находчивые П р и к о л н а г р а н и ц е Порой так в трудовых буд ­ нях погрязнешь, что п на на т у р ал ь к о е солнце не реагируешь . Но в такой вот служебной круговерти кому- то из нас пришла же в голову светлая мысль - провести в таможне КВН! Две команды “Улыбка ф ор туны ” и “Люди из т амбур а ” - подготовились к бою гіо полной КВНовской программе - приветствие и разминка , домашнее и выезд ное задания . Само собой, их борьбу оценивало представи­ тельное “абсолютно незавпеи м о е ” жюри , и п одд ерж к а зрителей была на высоте. Ах, сколько про звучало ра зны х шуток! Люди вроде бы сугубо серьезные, при по­ гонах, а оказалось - юморис­ ты еще те. КВН о в цы перед выступлением ж у тко в олно ­ вались: это ведь непросто петь, плясать и шутить пуб ­ лично , да перед начальством (и хоть и зр едк а над самим начальством!) да еще с “поди у м а ” . Но как только наши “фортуны из тамбура” выхо дили на сцену , забыв али о своих с трахах - к и нж а лыіо скрещивались реплики , выс веркивала ф а н т а з и я . . . И с а ­ мое приятное - их заготовки и находки адекватно восири нпмались всеми без исключе­ ния зрителями ! Многих из своих коллег мы увидели в новом амплуа. И были прият ­ но удивлены . И бла годарны за праздник души. В общем, первая встреча в Клубе веселых и находчивых таможенников удалась! Мно гпе шутки стали просто “на ­ р одными ” , нет-нет да и услышишь ф р а з у из КВН а . Значит , понравилось, значит, это действительно необходп мо вот так з апросто всем вместе по доброму п от души посмеяться. Аэропорт. Россиянин, вылетающий на отдых за границу, в числе других пассажиров проходит таможенный контроль. После просьбы таможенника предъявить всю выво­ зимую гражданином иностранную валюту последний выкладывает 3000 долларов. -Документы, пожалуйста, разрешающие вывоз такой суммы - справку банка или ввоз­ ную декларацию, - просит таможенник. Но таковых документов нет. Таможенник объясняет, что по действующим правилам можно без документов вывозить только 500 долларов США, а остальные в данной ситу­ ации придется оформить на хранение по кви­ танции. Гражданин возмущается правилами и пытается оправдаться: - А вы попробуйте там отдохнуть на 500 баксов! - Вот вы и попробуйте! - парирует тамо­ женник... Материалы к публикации подготовили: пресс-секретарь Мурманской тамоЖни А. Валитова, Журналист Д. Павлов, фото И. Краёвой. Компьютерная верстка В. Кузякиной. Адрес пресс-слуЖбы тамоЖни: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, а. Тел. 58-68-02. 15. 13 > 19 марта 1998 года "Мурман" стр. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz