Рыбный Мурман. 1998 г. Март.

Панорама рыбной отрасли + Президент Борне Ельцин указом от 14 февраля внес изме­ нения и дополнения в Положе ине о Федеральной пограничной с іуж б е России. Еіі вменены в обязанности охрана бпологичес- і. IX ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономичес­ кой зоны РФ п осуществление Iосударственного контроля в эюіі сфере. Введено новое поня­ тие - органы морскоіі охраны. ( -сновная задача, которая постав­ лена перед ними, - охрана морс­ ких биологических ресурсов. + Руководители МВД и ФСБ России" Анатолий Куликов и Ни­ колай Ковалев на координацион­ ном совещании в Генеральной прокуратуре РФ выразили обес­ покоенность по поводу высокой криминализации рыбной отрас­ ли. Вице премьер Куликов в чис­ ле причин создавшейся ситуации газвал , в частности, ошибки в приватизации предприятий рыб­ ной промышленности, продажу зп руоеж рыбацких судов, рост цен на топливо и тарифов на же­ лезнодорожном транспорте. Ни ­ колай Ковалев отметил, что при цене за один килограмм рыбы I 5 долл. российские рыбаки про­ дают ее в иностранных портах за 17 центов. “Возбуждены уголов п.ле дела но фактам контрабанд ною вывоза за рубеж РФ морепродуктов , - указал в сво­ ем выступлении директор ФСБ . + Председатель областно­ го комитета по рыболовству Константин Буданов провел со­ вещание с представителями ры­ бопромышленных фирм и частных предприятий по итогам промысла в прибрежной зоне Баренцева моря в прошлом году. Из 1500 тонн тресковой квоты выбрано 768,8, из 500 тонн пикши 220,в, несколько больше, чем в 1996 году. Из 33 пользователей полностью взяло выделенный объем только АО “Севр ыбхол одфл от ” . Пят ь предприятии (ТОО “Веста”, фирма “Саами”, ЧП.Дерягина и Карманова, колхоз “Печенга” ) вообще не вели лов, хотя з аяв ­ ки на квоты подавали и они были удовлетворены. Константин Буданов сооб­ щил, что рабочая группа Север ного иау чно -промысл о вого совета обратилась в Департа­ мент по рыболовству с предло­ жением о расширении прибрежной зоны с тем. чтобы появилась возможность вместе с пассивными орудиями лова ис­ пользовать в ряде случаев тра ­ лы. Комитет но рыболовству, но словам председателя, придержи вается иной точки зрения. Лов тралами можно разрешить в оп­ ределенных квадратах иод кон­ тролем пограничников. СЕЛЕКТИВНОЕ УСТРОЙСТВО В ТРАЛЕ о* S o r t - X T ELEC TIV E FISH ING TE C H N O LO G Y X & x° :OČ & Селективное устройство "Сортэкс" обладает всеми качествами, которые необходимы для современного эффективного промысла рыбы. ■ Универсальность - подходит ко всем типам 4 - пластных российских тралов. ■ Простота - вмонтировано в сетную часть для облегчения установки в трал на промысле. ■ Стабильность - выполнено из высококачественных материалов для устойчивости и долговечности конструкции. ■ Удобство - выпускается в 2-х размерах для работы как на малых, так и на больших траулерах. ■ Надежность - запатентовано, одобрено Россией для применения в большинстве районов Баренцева моря. Прямые поставки селективной системы "Сортэкс" производит АО "НОФИ Тромсе" Н О Ф И ^ & ТРОМСЕ о NO FI TR O M S 0 f TEL: (+47) 776 98 000 FAX: ( +47) 776 98 001 І будущее Северного бассейна А БОРТОМ HE ОСТАНУТСЯ *Ч> Не верилось: в нашей сегодняш­ ней жизни, насквозь пропитанной ры­ ночным духом, и вдруг повеяло таким человеческим теплом! Так торжествен­ но и молодо смотрелся зал Мурманско­ го государственного технического университета, когда собрались в нем "свежеиспеченные" специалисты - су­ домеханики, что невольно вспомнились “застойные” времена. Когда студентам нз жизнь вполне хватало степендии. Когда каждому иногороднему вуз давал свое общежитие. Когда после оконча­ ния вуза, при вручении диплома, вы­ пускник получал и направление на работу - как путевку в жизнь... Такие воспоминания меня одолели 28 февра­ ля - при вручении дипломов выпускни­ кам судомеханического факультета МГТУ. Их было 69 человек - 68 “полных”, с высшим образованием, специалистов и один бакалавр (по уровню образования что-то среднее между высшим и сред­ ним специальным). Все из них, кроме 5?ісалавра, вместе с дипломом по спе­ циальности “Эксплуатация судовых энергетических установок” получили и именные сертификаты Лондонского (Королевского) института морских ин­ женеров. А это уже - дополнение к “пу­ тевке в жизнь”. Сертификат Лондонского института - подтвержде­ ние высшей квалификации морского специалиста, признания его способно­ стей на международном уровне. Нако­ нец, ключ, каким легко открыть двери любого элитного морского салона. (Су­ домеханический факультет нашего тех­ нического университета - единственный в этом вузе, получивший документаль­ ное признание самого престижного в мире морского института.) Неудивительно, что ни один из выпускников судомеханического фа­ культета, и бакалавр в том числе, без работы не останется. Во время защи­ ты дипломных проектов начальник механико-судовой службы “Севрыбхо- лодфлота" каждому дипломанту гово­ рил: “Получишь диплом - приходи к нам и за бортом жизни не окажешь­ ся”... Практика, какую курсанты этого факультета проходили на рыбопро­ мысловых судах после 4-го курса (а это 8 месяцев ежедневной “пахоты” в море), дает каждому из них право за­ нять командную должность уже с пер­ вого дня работы. Об этом еще раз напомнил моло­ дым судомеханикам председатель го­ сударственной комиссии МГТУ - ведущий специалист “Севрыбы". Об этом им говорил и декан факультета - кандидат технических наук, доцент Сергей Мельник. На это здесь - в сте­ нах университета - настраивал их и исполняющий обязанности ректора, проректор по науке и развитию МГТУ Виктор Штыков. - В прочности ваших знаний мы не сомневаемся. Уверены, что эти зна­ ния с успехом приложите на практике, в работе. И надеемся, что удача в жиз­ ни вас никогда не подведет. “Семь футов под килем!" - желают друзья морякам. А я желаю вам и больше этих футов в нашем неспокойном ры­ ночном море, - заключил свое напут­ ствие выпускникам В.Ф. Штыков. Алексей РАЗУМНЫЙ. Ч Т О Д ЕЛАТЬ? Ж И Т Ь Из П( / / РМ и ПОСМОТРЕЛ п о Мурманскому телевидению интервью с генераль­ ным директором АО “Севрыба" г-ном Тишковым и его отве ты телезрите­ лям. И я категорически не согласен с некоторыми ответами. На вопрос: “Будут ли строиться рыбодобывающие суда для “ Севры­ бы"? - г-н Тишков сказал: “Да, будем строить , но не на российские день­ ги ”. О т в е т логичен, ведь траулер - не шлюпка, деньжат ой как много надо. На вопрос телезрителя: “Когда же пенсионерам будут продавать по талонам треску и пикшу?” - гене­ ральный директор о тве тил , ч то треска и пикша плохо ловятся. Слу­ кавил г-н Тишков. Ч то -то уж очень долго не ловится эта самая треска. А в о т деньги на постройку судов найдутся (не российские деньги). Хочется спросить г-на Тишкова: где он возьмет их? Понятно, ч то для э то го нужно продать капиталис­ там рыбопродукцию. И ой-ой, сколь­ ко надо этой продукции! Если бы г-н Тишков т а к и ответил , я бы не пи­ сал вам. Видно, жалко г-ну Тишкову т е х денег, ч то идут на оплату разницы между госценой и льготной для пен­ сионеров. Эта разница равнялась бы т о й сумме, на которую , пожалуй, можно о тл и ть один якорь. Мы, пен­ сионеры, может, и собрали бы неко­ торые деньги на отливку половины якоря (больше не потянем). Павел Никифорович ДЯДИЧКИН, участник войны , ветеран Северного и тралового флотов. Два письма пришли в редакцию почти одновре­ менно. И оба - о боли людской, о недовольстве су ­ ществующим положением дел в рыбной отрасли. Хотя й упрекают журналистов “РМ” , что, мол, бе ­ седуют только с руководителями, нет бы порассп­ росить рядовых моряков или пенсионеров, а они снова берут интервью у руководства. Дело в том, что каждый из нас, северян, имеет право на собственное мнение, стало быть, этих мнений столько, сколько нас. Но никто не представляет пробле­ мы флота так, как руководитель. Куда и на что уходят за­ работанные средства, как их лучше для флота использовать и т .д ., знает он. И только первый руково- дитель подставляет свою голову под секиру налоговой ин- спекции или налоговой полиции. Он, а не мы. Вот потому - снова ответы из кабинетов начальников. Н е б у д е т с у д о в - не с т а н е т р ы бы Ответ заместителя председателя областной Думы, генерального директора АО “Севрыба” < Георгия Васильевича ТИШКОВА: Да, действительно, рыба нынче ловится плохо, но не это главное. Государство не создает финансовых условий для ремон та старых траулеров и строитель ства новых. Конечно, если не думать о будущем, можно старые суда продать на металлолом, деньги раздать морякам и ветера­ нам флотов п не ломать себе го лову над задачами со многими неизвестными. Но тогда тысячи людей станут безработными. А рыбы не будет никакой. Если в Отечестве не находит­ ся денег на строительство новых судов, руководители флотов ищут их за рубежом. Да, прихо­ дится расплачиваться рыбоиро дукцией. Но ведь другого пути нет'! Что касается продажи рыбы по льготным ценам, хочу налом нить уважаемым ветеранам, что все социальные льготы остались в Советском Союзе. Мы все го­ лосовали за рыночные отноше­ ния - получили их. А в рынке продукция продается там, где за нее больше платят. Не моя вина, что государство поставило пенси­ онеров на грань нищеты, что они не в состоянии купить в магази­ не дорогую рыбу, не по льгот ­ ным ценам. И еще. Если бы мы даже захо­ тели продавать продукцию по более низкой цене, налоговая инспекция тут же сняла бы с нас недостающую сумму и оштрафо­ вала вдобавок. Налоговики счи­ тают, что мы эту разницу кладем в свой карман. Сколько уже предприятий погорело на этом! Мне понятна горечь ветерана: он заслужил уважение и всячес­ кие льготы. Если бы они зависе­ ли от меня! С т р а т е г и я - р а б о т а т ь За подробной информацией Вы можете обр а ти ться в Мурманске по телефону 289-572 П ро ч и т а л а вашу ста тью “Самое тяжкое - позади ” о т 13 февраля и очень захотелось высказать свое мнение о “страте гии “Карелрыбфлота". еще не т а к давно э то j был один из лучших флотов и I туда очень трудно было у с т ­ роиться на работу. Моряки ло­ вили рыбу, зарабатывали себе на жизнь. Но после “ мудрого " решения руководства о реорга­ низации флота не стало и очень многие моряки забыли, ч то такое море и работа. У меня зя ть ра б о та е т в этой организации. Скоро в на­ шей семье мы будем отмечать “юбилей ": 2-ю годовщину, как зять был последний раз в море. Наконец-то в ноябре удача улыбнулась ему: предложили работу на судах в Новой Зелан­ дии. Он, как и многие другие моряки, подписал контракт, но до сих пор команду не м о гут о тправить на работу, все только обещают. И т у т про­ шла информация, что суда Ка- релрыофлота" арестованы, наши моряки в Новой Зеландии голодают. Как все э т о пони­ мать? Неужели моряки мечта­ ли о такой работе? Хорошо же забо тя тся руководители о своих кадрах. В о т ваша журналистка очень хорошо написала о льго­ т а х для моряков. Мне хочется сказать, как они выглядят на деле, а не на бумаге. То, ч то зарплату они не получают, а “выбивают”-давно известно. К примеру, мой зя ть отпускные за март-апрель 1997 года до сих пор не получил. Моряки измучились , я ду­ маю, многие со мной согласят­ ся. По году-два без работы, без средств к существованию. В о т об этом надо писать, жур­ налистам почаще бы общать­ ся с простыми работягами, а не писать свои хвалебные с т а ­ тьи из кабинетов начальников. С уважением, Р. В. ЛИХАЧЕВА. Ответ депутата Законодательного ния Республики Карелия, генера директора АО “ Карелрыбфлот” Бориса Григорьевича ЖИТНЕГО: Хорошая память о былой славе нашего флота - это здорово. К со­ жалению. мы сегодня живем в дру гпх условиях и вынуждены адаптироваться к ним. Безработица, будь она только в “Карелрыбфло- те" или только в Мурманске, еще бы куда ни шло. Но ведь такова ситуация но всей России. Да, от бы­ лой численности работающих оста лась половина. /Га. не стало у нас оплачиваемого резерва. Чья в том вина? Разве моя? Однако у нас острая нехватка специалистов: механиков на флоте, экономистов и бухгалтеров на бере гу. За счет флота обучаем их в тех пнческом ѵниве без знании на у собра- льного эстете , потому что эовне сегодняшнего дня не будет эффективной работа флота. Скоро вступит в строй наше но­ вое судно, которое сможет ловить 120 топи пелагических рыб п выра­ батывать 110 тонн мороженой про дукции в сутки. По логике, мы должны иметь всего два таких тра улера, чтобы обеспечить выбор кво ты. Но тогда сотни моряков останутся без работы. Мы посовето вались с независимыми экспертами, и те дали заключение: наши СТМы могут еще спокойно работать 10 15 лет. Но их необходимо модернизи ровать. Что мы и сделали: в про шлом году переоборудовали два траулера, сейчас на Мурманской су доверфи стоят еще два. В перепек тпве еще несколько судов. Конечно, затраты огромные, но идти на это надо. По судам в Новой Зеландии: там полностью вина капитанов в нару­ шении правил рыболовства. Судо­ владелец не виноват. Что касается долгов по зарплате, то заверяю: в марте полностью рас считаемся. Раздробив предприятие, мы улучшили организацию произ­ водства, это помогает нам более-ме­ нее успешно производить расчеты. У нас нет долгов перед бюджетом Карелии и Мурманской области, только перед внебюджетными dion дам и области, но и здесь разработа­ на программа погашения долгов. Замечу: в прошлом году в “Ка ­ рел рыбфлоте" рост объемов произ­ водства товарной продукции составил 30 процентов, рост добы­ чи рыбы 18 процентов. Хотя всем известно, каким был 1997 год: по­ чти полгода рыба не ловилась. По тому и возникла задолженность по зарплате, она сегодня составляет 1,5 млрд. рублей. Не будь той са моіі раздробленности флота, о кото­ рой с сарказмом говорит автор письма, долг но зарплате исчислял ся бы не месячным фондом, а полу годовым. Наверное , авторов письма не удовлетвори ! и эти ответы. Н о такова сегодня жизнь . Действительно , все блага (от хорошей пенсии д о платного р е з е р в а ) остались там, в Советском С о ­ ю з е . Что делать? Ж и ть ... Инна БЕРЕЗЮК, обозреватель “РМ” по экономике. 6 - 12 марта 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz