Рыбный Мурман. 1998 г. Март.
Панорама рыбной отрасли + Президент Борне Ельцин указом от 14 февраля внес изме нения и дополнения в Положе ине о Федеральной пограничной с іуж б е России. Еіі вменены в обязанности охрана бпологичес- і. IX ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономичес кой зоны РФ п осуществление Iосударственного контроля в эюіі сфере. Введено новое поня тие - органы морскоіі охраны. ( -сновная задача, которая постав лена перед ними, - охрана морс ких биологических ресурсов. + Руководители МВД и ФСБ России" Анатолий Куликов и Ни колай Ковалев на координацион ном совещании в Генеральной прокуратуре РФ выразили обес покоенность по поводу высокой криминализации рыбной отрас ли. Вице премьер Куликов в чис ле причин создавшейся ситуации газвал , в частности, ошибки в приватизации предприятий рыб ной промышленности, продажу зп руоеж рыбацких судов, рост цен на топливо и тарифов на же лезнодорожном транспорте. Ни колай Ковалев отметил, что при цене за один килограмм рыбы I 5 долл. российские рыбаки про дают ее в иностранных портах за 17 центов. “Возбуждены уголов п.ле дела но фактам контрабанд ною вывоза за рубеж РФ морепродуктов , - указал в сво ем выступлении директор ФСБ . + Председатель областно го комитета по рыболовству Константин Буданов провел со вещание с представителями ры бопромышленных фирм и частных предприятий по итогам промысла в прибрежной зоне Баренцева моря в прошлом году. Из 1500 тонн тресковой квоты выбрано 768,8, из 500 тонн пикши 220,в, несколько больше, чем в 1996 году. Из 33 пользователей полностью взяло выделенный объем только АО “Севр ыбхол одфл от ” . Пят ь предприятии (ТОО “Веста”, фирма “Саами”, ЧП.Дерягина и Карманова, колхоз “Печенга” ) вообще не вели лов, хотя з аяв ки на квоты подавали и они были удовлетворены. Константин Буданов сооб щил, что рабочая группа Север ного иау чно -промысл о вого совета обратилась в Департа мент по рыболовству с предло жением о расширении прибрежной зоны с тем. чтобы появилась возможность вместе с пассивными орудиями лова ис пользовать в ряде случаев тра лы. Комитет но рыболовству, но словам председателя, придержи вается иной точки зрения. Лов тралами можно разрешить в оп ределенных квадратах иод кон тролем пограничников. СЕЛЕКТИВНОЕ УСТРОЙСТВО В ТРАЛЕ о* S o r t - X T ELEC TIV E FISH ING TE C H N O LO G Y X & x° :OČ & Селективное устройство "Сортэкс" обладает всеми качествами, которые необходимы для современного эффективного промысла рыбы. ■ Универсальность - подходит ко всем типам 4 - пластных российских тралов. ■ Простота - вмонтировано в сетную часть для облегчения установки в трал на промысле. ■ Стабильность - выполнено из высококачественных материалов для устойчивости и долговечности конструкции. ■ Удобство - выпускается в 2-х размерах для работы как на малых, так и на больших траулерах. ■ Надежность - запатентовано, одобрено Россией для применения в большинстве районов Баренцева моря. Прямые поставки селективной системы "Сортэкс" производит АО "НОФИ Тромсе" Н О Ф И ^ & ТРОМСЕ о NO FI TR O M S 0 f TEL: (+47) 776 98 000 FAX: ( +47) 776 98 001 І будущее Северного бассейна А БОРТОМ HE ОСТАНУТСЯ *Ч> Не верилось: в нашей сегодняш ней жизни, насквозь пропитанной ры ночным духом, и вдруг повеяло таким человеческим теплом! Так торжествен но и молодо смотрелся зал Мурманско го государственного технического университета, когда собрались в нем "свежеиспеченные" специалисты - су домеханики, что невольно вспомнились “застойные” времена. Когда студентам нз жизнь вполне хватало степендии. Когда каждому иногороднему вуз давал свое общежитие. Когда после оконча ния вуза, при вручении диплома, вы пускник получал и направление на работу - как путевку в жизнь... Такие воспоминания меня одолели 28 февра ля - при вручении дипломов выпускни кам судомеханического факультета МГТУ. Их было 69 человек - 68 “полных”, с высшим образованием, специалистов и один бакалавр (по уровню образования что-то среднее между высшим и сред ним специальным). Все из них, кроме 5?ісалавра, вместе с дипломом по спе циальности “Эксплуатация судовых энергетических установок” получили и именные сертификаты Лондонского (Королевского) института морских ин женеров. А это уже - дополнение к “пу тевке в жизнь”. Сертификат Лондонского института - подтвержде ние высшей квалификации морского специалиста, признания его способно стей на международном уровне. Нако нец, ключ, каким легко открыть двери любого элитного морского салона. (Су домеханический факультет нашего тех нического университета - единственный в этом вузе, получивший документаль ное признание самого престижного в мире морского института.) Неудивительно, что ни один из выпускников судомеханического фа культета, и бакалавр в том числе, без работы не останется. Во время защи ты дипломных проектов начальник механико-судовой службы “Севрыбхо- лодфлота" каждому дипломанту гово рил: “Получишь диплом - приходи к нам и за бортом жизни не окажешь ся”... Практика, какую курсанты этого факультета проходили на рыбопро мысловых судах после 4-го курса (а это 8 месяцев ежедневной “пахоты” в море), дает каждому из них право за нять командную должность уже с пер вого дня работы. Об этом еще раз напомнил моло дым судомеханикам председатель го сударственной комиссии МГТУ - ведущий специалист “Севрыбы". Об этом им говорил и декан факультета - кандидат технических наук, доцент Сергей Мельник. На это здесь - в сте нах университета - настраивал их и исполняющий обязанности ректора, проректор по науке и развитию МГТУ Виктор Штыков. - В прочности ваших знаний мы не сомневаемся. Уверены, что эти зна ния с успехом приложите на практике, в работе. И надеемся, что удача в жиз ни вас никогда не подведет. “Семь футов под килем!" - желают друзья морякам. А я желаю вам и больше этих футов в нашем неспокойном ры ночном море, - заключил свое напут ствие выпускникам В.Ф. Штыков. Алексей РАЗУМНЫЙ. Ч Т О Д ЕЛАТЬ? Ж И Т Ь Из П( / / РМ и ПОСМОТРЕЛ п о Мурманскому телевидению интервью с генераль ным директором АО “Севрыба" г-ном Тишковым и его отве ты телезрите лям. И я категорически не согласен с некоторыми ответами. На вопрос: “Будут ли строиться рыбодобывающие суда для “ Севры бы"? - г-н Тишков сказал: “Да, будем строить , но не на российские день ги ”. О т в е т логичен, ведь траулер - не шлюпка, деньжат ой как много надо. На вопрос телезрителя: “Когда же пенсионерам будут продавать по талонам треску и пикшу?” - гене ральный директор о тве тил , ч то треска и пикша плохо ловятся. Слу кавил г-н Тишков. Ч то -то уж очень долго не ловится эта самая треска. А в о т деньги на постройку судов найдутся (не российские деньги). Хочется спросить г-на Тишкова: где он возьмет их? Понятно, ч то для э то го нужно продать капиталис там рыбопродукцию. И ой-ой, сколь ко надо этой продукции! Если бы г-н Тишков т а к и ответил , я бы не пи сал вам. Видно, жалко г-ну Тишкову т е х денег, ч то идут на оплату разницы между госценой и льготной для пен сионеров. Эта разница равнялась бы т о й сумме, на которую , пожалуй, можно о тл и ть один якорь. Мы, пен сионеры, может, и собрали бы неко торые деньги на отливку половины якоря (больше не потянем). Павел Никифорович ДЯДИЧКИН, участник войны , ветеран Северного и тралового флотов. Два письма пришли в редакцию почти одновре менно. И оба - о боли людской, о недовольстве су ществующим положением дел в рыбной отрасли. Хотя й упрекают журналистов “РМ” , что, мол, бе седуют только с руководителями, нет бы порассп росить рядовых моряков или пенсионеров, а они снова берут интервью у руководства. Дело в том, что каждый из нас, северян, имеет право на собственное мнение, стало быть, этих мнений столько, сколько нас. Но никто не представляет пробле мы флота так, как руководитель. Куда и на что уходят за работанные средства, как их лучше для флота использовать и т .д ., знает он. И только первый руково- дитель подставляет свою голову под секиру налоговой ин- спекции или налоговой полиции. Он, а не мы. Вот потому - снова ответы из кабинетов начальников. Н е б у д е т с у д о в - не с т а н е т р ы бы Ответ заместителя председателя областной Думы, генерального директора АО “Севрыба” < Георгия Васильевича ТИШКОВА: Да, действительно, рыба нынче ловится плохо, но не это главное. Государство не создает финансовых условий для ремон та старых траулеров и строитель ства новых. Конечно, если не думать о будущем, можно старые суда продать на металлолом, деньги раздать морякам и ветера нам флотов п не ломать себе го лову над задачами со многими неизвестными. Но тогда тысячи людей станут безработными. А рыбы не будет никакой. Если в Отечестве не находит ся денег на строительство новых судов, руководители флотов ищут их за рубежом. Да, прихо дится расплачиваться рыбоиро дукцией. Но ведь другого пути нет'! Что касается продажи рыбы по льготным ценам, хочу налом нить уважаемым ветеранам, что все социальные льготы остались в Советском Союзе. Мы все го лосовали за рыночные отноше ния - получили их. А в рынке продукция продается там, где за нее больше платят. Не моя вина, что государство поставило пенси онеров на грань нищеты, что они не в состоянии купить в магази не дорогую рыбу, не по льгот ным ценам. И еще. Если бы мы даже захо тели продавать продукцию по более низкой цене, налоговая инспекция тут же сняла бы с нас недостающую сумму и оштрафо вала вдобавок. Налоговики счи тают, что мы эту разницу кладем в свой карман. Сколько уже предприятий погорело на этом! Мне понятна горечь ветерана: он заслужил уважение и всячес кие льготы. Если бы они зависе ли от меня! С т р а т е г и я - р а б о т а т ь За подробной информацией Вы можете обр а ти ться в Мурманске по телефону 289-572 П ро ч и т а л а вашу ста тью “Самое тяжкое - позади ” о т 13 февраля и очень захотелось высказать свое мнение о “страте гии “Карелрыбфлота". еще не т а к давно э то j был один из лучших флотов и I туда очень трудно было у с т роиться на работу. Моряки ло вили рыбу, зарабатывали себе на жизнь. Но после “ мудрого " решения руководства о реорга низации флота не стало и очень многие моряки забыли, ч то такое море и работа. У меня зя ть ра б о та е т в этой организации. Скоро в на шей семье мы будем отмечать “юбилей ": 2-ю годовщину, как зять был последний раз в море. Наконец-то в ноябре удача улыбнулась ему: предложили работу на судах в Новой Зелан дии. Он, как и многие другие моряки, подписал контракт, но до сих пор команду не м о гут о тправить на работу, все только обещают. И т у т про шла информация, что суда Ка- релрыофлота" арестованы, наши моряки в Новой Зеландии голодают. Как все э т о пони мать? Неужели моряки мечта ли о такой работе? Хорошо же забо тя тся руководители о своих кадрах. В о т ваша журналистка очень хорошо написала о льго т а х для моряков. Мне хочется сказать, как они выглядят на деле, а не на бумаге. То, ч то зарплату они не получают, а “выбивают”-давно известно. К примеру, мой зя ть отпускные за март-апрель 1997 года до сих пор не получил. Моряки измучились , я ду маю, многие со мной согласят ся. По году-два без работы, без средств к существованию. В о т об этом надо писать, жур налистам почаще бы общать ся с простыми работягами, а не писать свои хвалебные с т а тьи из кабинетов начальников. С уважением, Р. В. ЛИХАЧЕВА. Ответ депутата Законодательного ния Республики Карелия, генера директора АО “ Карелрыбфлот” Бориса Григорьевича ЖИТНЕГО: Хорошая память о былой славе нашего флота - это здорово. К со жалению. мы сегодня живем в дру гпх условиях и вынуждены адаптироваться к ним. Безработица, будь она только в “Карелрыбфло- те" или только в Мурманске, еще бы куда ни шло. Но ведь такова ситуация но всей России. Да, от бы лой численности работающих оста лась половина. /Га. не стало у нас оплачиваемого резерва. Чья в том вина? Разве моя? Однако у нас острая нехватка специалистов: механиков на флоте, экономистов и бухгалтеров на бере гу. За счет флота обучаем их в тех пнческом ѵниве без знании на у собра- льного эстете , потому что эовне сегодняшнего дня не будет эффективной работа флота. Скоро вступит в строй наше но вое судно, которое сможет ловить 120 топи пелагических рыб п выра батывать 110 тонн мороженой про дукции в сутки. По логике, мы должны иметь всего два таких тра улера, чтобы обеспечить выбор кво ты. Но тогда сотни моряков останутся без работы. Мы посовето вались с независимыми экспертами, и те дали заключение: наши СТМы могут еще спокойно работать 10 15 лет. Но их необходимо модернизи ровать. Что мы и сделали: в про шлом году переоборудовали два траулера, сейчас на Мурманской су доверфи стоят еще два. В перепек тпве еще несколько судов. Конечно, затраты огромные, но идти на это надо. По судам в Новой Зеландии: там полностью вина капитанов в нару шении правил рыболовства. Судо владелец не виноват. Что касается долгов по зарплате, то заверяю: в марте полностью рас считаемся. Раздробив предприятие, мы улучшили организацию произ водства, это помогает нам более-ме нее успешно производить расчеты. У нас нет долгов перед бюджетом Карелии и Мурманской области, только перед внебюджетными dion дам и области, но и здесь разработа на программа погашения долгов. Замечу: в прошлом году в “Ка рел рыбфлоте" рост объемов произ водства товарной продукции составил 30 процентов, рост добы чи рыбы 18 процентов. Хотя всем известно, каким был 1997 год: по чти полгода рыба не ловилась. По тому и возникла задолженность по зарплате, она сегодня составляет 1,5 млрд. рублей. Не будь той са моіі раздробленности флота, о кото рой с сарказмом говорит автор письма, долг но зарплате исчислял ся бы не месячным фондом, а полу годовым. Наверное , авторов письма не удовлетвори ! и эти ответы. Н о такова сегодня жизнь . Действительно , все блага (от хорошей пенсии д о платного р е з е р в а ) остались там, в Советском С о ю з е . Что делать? Ж и ть ... Инна БЕРЕЗЮК, обозреватель “РМ” по экономике. 6 - 12 марта 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz