Рыбный Мурман. 1998 г. Март.
г личность и должность О сегодняшней ситуации в Мурманском морском рыбном порту, его будущем рассказывает заместитель управляющего П. П. БУТУСОВ. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ОЕРЕСТААО ХМУРИТЬСЯ - Петр Павлович, в последней нашей с вами беседе, которая, если помните, состоя лась где-то в ноябре, вы уверяли, что поло жение дел в порту стало меняться в луч шую сторону. Эта ди намика сохранена? - Год мы завершили вполне прилично. Сра ботали без убытков. Почти 40 миллиардов рублен перечислили в виде налогов. Долги остались по набежав шим штрафам и пеням. Прежде всего положи тельный результат дал введенный режим стро жайшей экономии. На учет был взят каждый рубль затрат. Закон сервировали мощности северного раііона. Со здали единый транс портно-перегрузочный комплекс, который по зволяет эффективно обрабатывать суда. Наступивший год начат не ахти, но и не провально. За два пер вых месяца поступило всего 30,3 тысячи тонн рыбопродукции. Впро чем, на промысловиков чего пенять - донные виды рыб ловились так себе. Усугубили обста новку морозы, штормы. Основной поток рыбо продукции по-прежне му, минуя нас, направлен в ннпорты. - Может, повалит валом сельдь? Ее ведь рыбаки уже взяли не мало. - Хорошо бы. Пока же с сельдью пришли три норвежских судна и одно “Севрыбпром- разведки” . - Приходится слы шать, что рыбаков наш порт отпугивает высокими тарифами. Вы согласны с этим? - Досужие россказни - берусь доказать. На глядный пример. Обра ботка судна, скажем, в Клайпеде с отправкой мехсекции с рыбоіі до Москвы стоит 18 тысяч 140 долларов. Перегру зочный вариант через Мурманск обходится в 14 тысяч 882 доллара. Не случайно прибал тийские траулеры все чаще стали заходить к нам. - Ранее на многих отраслевых совещани ях областного ѵоовня неоднократно оосуж- дался вопрос о созда нии в порту оптового рыбного рынка. Раз говоры на эту тему в последнее время по утихли. Идея призна на неплодотворной, так, что ли? - Сие от нас не зави сит. Мы хоть сегодня готовы отдать иод ры нок оптовой торговли северный раііон со всей и 11 (|>раструкту ро іі. В здании оывшего льно завода после ремонта вполне можно размес тить супермаркет. Нужны солидные сред ства для реализации проекта, а раскошели ваться желающих не находится. Брать на себя такую обузу мы не в силах. - Насколько мне известно, руководство порта давно ищет воз можности реконструк ции нефтебазы. Какие-нибудь более или менее четкие пер спективы в решении этой проблемы наме тились/ - В прошлом году мы приняли и отпра вили 140 тысяч тонн нефтепродуктов. Отно сительно ритмично идет отгрузка топлива и нынче. Недавно впервые 1,5 тысячи тонн бензина для фир мы “Статойл” доставил норвежский танкер “Троуллскалд ”. Но база требует модерни зации. Необходимы большие капвложения. Губернатор пытался за ручиться согласием фе дерального центра, перевести нефтебазу в разряд унитарных го сударственных пред приятий, но Москва промолчала. Сейчас появилась зыбкая воз можность при содей ствии областной адми нистрации попасть в целевую фнн а 11 со вук) пр ави те л ьс г вен ную программу под эгидой международного фонда развития регионов. Со ставили бизнес-план с экономическими расче тами, представили. Но я, признаюсь, не очень верю, что попадем в число избранных. Слишком много соис кателей. И условия же сткие. На моіі взгляд, бо лее реальны наши шан сы по линии программы Евросоюза “ Развитие транспорт ных коммуникаций н ѵзлов Северо-Запада России”. Мы в нее включены. Недавно у нас побывал ведущий эксперт финансовой уполномоченной ком пании антикризисно го управления из Санкт-Петербурга Петр Тайтѵров. Он систе матизировал все тех ник о -эк ономическне показатели порта. Будет разрабатывать бизнес-план с экономи ческим обоснованием. Документы должны быть в первой полови не года рассмотрены Евролей ск 11 м банком реконструкции и разви тия - он выделяет сред ства. Речь идет о трансформации рыбно го порта в транзитный пункт корабельного об служивания на пути грузопотока из Европы в Азию. СКАНДАЛ “ ВЫЯСНЕНИЕ ОТНОШЕНИИ” ПРОДОЛЖАЕТСЯ... Все новые обороты набирает судебная тяжба между админи страцией Ловозерского района и главой корпорации “Кола Салмон Маркетинг” У. Дейви сом. Американский бизнесмен несколько лет назад организо вывал спортивную рыбалку для иностранных туристов на реках Кольского полуострова. Проявил себя недобросовест ным партнером. Его фирма не была зарегистрирована на тер ритории области как участник внешнеторговой деятельности, не имела лицензии, скрывала от налогообложения прибыль, допускала другие нарушения. По иску областной государ ственной налоговой инспекции У. Дейвис обязан был внести в казну 140 тысяч долларов. Имущество (палатки, снасти, снаряжение), которым облада ла фирма, оценивалось в 73 тысячи долларов. Кстати, оно бесследно исчезло, иначе на него наложен был бы арест. Необязательный чужеземный партнер вынудил администра цию Ловозерского раііона в од ностороннем порядке, правда, без должной юридической экс пертизы (допущена формаль ная ошибка!), расторгнуть кон тракт с ним. Не согласившись с таким решением, У. Дейвис начал разборки в судах. До шел до Стокгольмского арбит ражного трибунала, который, глубоко не вникая в суть дела, присудил выплатить заморско му бизнесмену в виде компенса ции “за ущемление коммерческих интересов” более 800 тысяч долларов. В затянувшийся юриди ческий спор сочла нужным вме шаться областная администрация. Она подала встречный иск в Северо-Запад- ныи арбитражный суд. Неделю назад в Санкт-Петербурге про шло его заседание. Интересы области отстаивал первый заме ститель председателя прави тельства области Валентин Лунцевич. Претензии админис трации переадресованы снова в Мурманский арбитражный суд. Валентин Лунцевич но воз вращении довел до сведения журналистов областного цент ра все перипетии этого скан дального дела. Выяснилось, что господин У. Дейвис ныне начал неправомочно продавать путевки иностранным рыболо- вам-любителям на реки Запад ная Лица и Ура. Но в перечне согласованных с Генеральным штабом ВС РФ рек, протекаю щих через регламентируемые зоны, куда разрешен доступ иностранным рыболовам, З а падная Лица и Ура не значат ся. Допуск к ним закрыт. Зарубежные клиенты, прибег нувшие к услугам У. Дейвиса, наверняка встретят противо действие наших соответствую щих органов. Неизбежны конфликтные ситуации. Рито рический вопрос: неужели у областной администрации не хватает решимости объявить сомнительного чужого дельца персоной нон грата (нежела тельной) в пределах Кольской земли, раз и навсегда закрыть ему доступ к ее природным ре сурсам? Страницу подготовил Леонид ПАВЛОВ А л ек сандр Иванович ЧЕЧУИ, 4 4 года , уроженец С е в еромор ска , закончил судоводительский факультет Мурманской высшей мореходки . Ходил штурманом , капитаном на с у дах “Мурманрыбпрома ” , МАГЭ , рыболовецкого колхо за им. X X I съезда КПСС в Териберке (ныне “М урман ’ ). Восемь лет назад избран его председателем . Прагматичен. Максималист. Х аракт ер взрывной , но отходчивый. Честен в делах и поступках. К полшпике равнодушен . ИтШАРТНЫЙ мшмть "'Самые богатые среди нищих", - иронично определяет нынешний соіі нал ьныіі cmamус своего хозяйства а системе М урмане кого рыбакколхоз- союза Александр Чечуй. В переносном смысле слова председателя, видимо, означают, что рыболовецкий колхоз “Мурман" _ А л РКС ап ^ п И в а н о в и ч за еще стоит на ногах, не раздавлен тя- л л е к с а н о р п в а н о в и ч , з а желой поступью рынка. ГІроизвод- в н еш ним б л а г о п о л у ч и е м ва - ственная база крепкая. Флот из и іе го х о з я й с т в а н а в е р н я к а восьми судов ( в прошлом году куплен, п р о б л е м в о з и м а л е н ь к а я отремонтирован, принят в эксплуа т е л еж к а ? ят 1 нацию траулер "Омуль" типа “Ат - к - З Т ) , л а нт и - і і Л собственный береговой рыбоперерабатывающий завод с кули нарным и коптильным цехами, оснащенный современным технологи ческим оборудованием, сохранено пого ловье из 48 коров, на откорме 100 свиней. В основном колхоз держится рыб ным промыслом, от моря кормится, получает доход. Квота прошлого года в У тысяч тонн трески и пикши выб рана полностью, 62 процента вылов ленной рыбы и 100 процентов консервов “Печень трески" реализова ны на внутреннем рынке. Ъдачно про мышляли опытные экипажи двух ярусников. Они взяли I тысячи тонн зубатки. Временно остановленный за - Начни я их все перечислять - большой разговор затеется. Плакать ся просто не привык. Повторю клю чевую фразу: “Самые богатые среди нищих ...” Закончу ее: “ Но нищие среди богатых” . Этим, как мне к а жется, все и сказано. Бедуем не мы одни. Вся рыбная отрасль находится на последнем издыхании. Московским чинушам до нас дела нет. Единожды Чубайс заявил, что наши рыбные квоты следует продавать иностран цам. Для страны, мол, выгоднеіі по купать рыбу за рубежом. Последствия его не волнѵют. А как вод (отсутствовали нужная упаковка только введут плату за биоресурсы, и сырье) вскоре начнет выпускать продукцию в ассортименте: пресервы, рыбные палочки, бифштексы “Гру- мант" и т. д. В совокупности все эти, скажем так, составляющие ( до быча, переработка, сбыт) повседнев ной работы колхозников и влияют на конечный результат. Подошла бы и расхожая когда-то формулировка “слагаемые успеха" . Стратегический курс в экономике, конечно же, прокладывает Александр Чечуй. Умение масштабно мыслить, извлекать уроки из ошибок, реши мость в принятии неординарных р е шений помогают ему выбирать верный путь. Я не ставил перед собой цель давать подробный анализ с циф ровыми выкладками финансово хозяй ственной деятельности колхоза “ Мурман" . Оконтуренный производ ственный фон - всего лишь пролог к более предметному диалогу с предсе дателем. то суда придется ставить на прикол или продавать скороспелым буржуи нам. - У в а с в х о з я й с т в е е ст ь н е д о б р ож е л ат е л и ? - Хватает. А у кого из руководите лей их нет? На всех не угодишь. Не которые ретивые колхозники давят на меня вовсю: “Акционируй хозяй ство, такой-сякой!” . Костьми лягу, но пока в должности, подобной глу пости не допущу. - Д а в а й т е см ен им т е м у - ч ут ь о л и ч н о м . . . Что в ам п о м о г а ет не от ч а и в ат ь с я в э т у в с е р а з р уш а ю г ц у ю п о р у ? - Я стараюсь сохранить оптимизм, активность, не потерять интерес к жизни. Реализацию програм мы строительства много целевых траулеров проекта 13720 для мур манских рыбаков все вре мя сдерживало отсутствие приемлемых схем ее фи нансирования. Перегово ры руководителей областного комитета по рыболовству с представи телями отечественных банков, судостроительных заводов Калининграда, Ярославля, Нижнего Нов города не увенчались ус пехом. И вот как будто бы дело с мертвой точки сдвинулось. Свои услуги предложили финансово промышленные группы Германии (международная программа “Юнида”). На мереваясь объединиться в лизинговую оффшорную корпорацию, они берут на себя обязательство пост роить на германских вер фях четыре судна по заявкам ТОО “Рыболовец- DE FACTO кая компания “Ударник”, фирм “Смена”, “Арктик- сервис ”, “Сапроинжстрой” (первый этап) и десять - для дальневосточников. Предполагается, что за казчики будут эксплуати ровать новые суда на условиях бербоут-чартера с продолжительным пога шением их фактической стоимости. Правда, в этом варианте есть существен ная ловушка. Если судо владелец просрочит хотя бы один взнос, то траулер, независимо от ранее вып лаченных сумм, согласно оговорке в контракте пе рейдет в собственность корпорации. Такой преце дент уже имел место на Дальнем Востоке. Но выбора нет. Сейчас начата подготовка техни ко-экономического обосно вания проекта. Встреча на прошлой неделе губернатора Юрия Евдокимова с экспертами Европейского банка рекон струкции и развития и руко водителями группы иностранных Северных компаний прояснила перс пективы реализации про екта создания в области совместного предприятия по комплексной перера ботке списанных военных и гражданских кораблей. Не исключено, что оно мо жет быть организовано на базе судоремонтного заво да “Севморпуть”. Если в ближайшие месяцы будет разработано технико-эко- номическое обоснование проекта, то уже летом, воз можно, начнется очистка акватории и берегов Коль ского залива от корабель ных останков, подготовка их к разделке. По мнению специалистов, для эффек тивной загрузки нового производства потребуется не менее 100 тысяч тонн лома в год. 13 - 19 марта 1998 года I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz