Рыбный Мурман. 1998 г. Март.

г личность и должность О сегодняшней ситуации в Мурманском морском рыбном порту, его будущем рассказывает заместитель управляющего П. П. БУТУСОВ. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ОЕРЕСТААО ХМУРИТЬСЯ - Петр Павлович, в последней нашей с вами беседе, которая, если помните, состоя­ лась где-то в ноябре, вы уверяли, что поло­ жение дел в порту стало меняться в луч­ шую сторону. Эта ди­ намика сохранена? - Год мы завершили вполне прилично. Сра­ ботали без убытков. Почти 40 миллиардов рублен перечислили в виде налогов. Долги остались по набежав­ шим штрафам и пеням. Прежде всего положи­ тельный результат дал введенный режим стро­ жайшей экономии. На учет был взят каждый рубль затрат. Закон­ сервировали мощности северного раііона. Со­ здали единый транс­ портно-перегрузочный комплекс, который по­ зволяет эффективно обрабатывать суда. Наступивший год начат не ахти, но и не провально. За два пер­ вых месяца поступило всего 30,3 тысячи тонн рыбопродукции. Впро­ чем, на промысловиков чего пенять - донные виды рыб ловились так себе. Усугубили обста­ новку морозы, штормы. Основной поток рыбо­ продукции по-прежне­ му, минуя нас, направлен в ннпорты. - Может, повалит валом сельдь? Ее ведь рыбаки уже взяли не­ мало. - Хорошо бы. Пока же с сельдью пришли три норвежских судна и одно “Севрыбпром- разведки” . - Приходится слы­ шать, что рыбаков наш порт отпугивает высокими тарифами. Вы согласны с этим? - Досужие россказни - берусь доказать. На­ глядный пример. Обра­ ботка судна, скажем, в Клайпеде с отправкой мехсекции с рыбоіі до Москвы стоит 18 тысяч 140 долларов. Перегру­ зочный вариант через Мурманск обходится в 14 тысяч 882 доллара. Не случайно прибал­ тийские траулеры все чаще стали заходить к нам. - Ранее на многих отраслевых совещани­ ях областного ѵоовня неоднократно оосуж- дался вопрос о созда­ нии в порту оптового рыбного рынка. Раз­ говоры на эту тему в последнее время по­ утихли. Идея призна­ на неплодотворной, так, что ли? - Сие от нас не зави­ сит. Мы хоть сегодня готовы отдать иод ры­ нок оптовой торговли северный раііон со всей и 11 (|>раструкту ро іі. В здании оывшего льно­ завода после ремонта вполне можно размес­ тить супермаркет. Нужны солидные сред­ ства для реализации проекта, а раскошели­ ваться желающих не находится. Брать на себя такую обузу мы не в силах. - Насколько мне известно, руководство порта давно ищет воз­ можности реконструк­ ции нефтебазы. Какие-нибудь более или менее четкие пер­ спективы в решении этой проблемы наме­ тились/ - В прошлом году мы приняли и отпра­ вили 140 тысяч тонн нефтепродуктов. Отно­ сительно ритмично идет отгрузка топлива и нынче. Недавно впервые 1,5 тысячи тонн бензина для фир­ мы “Статойл” доставил норвежский танкер “Троуллскалд ”. Но база требует модерни­ зации. Необходимы большие капвложения. Губернатор пытался за­ ручиться согласием фе­ дерального центра, перевести нефтебазу в разряд унитарных го­ сударственных пред­ приятий, но Москва промолчала. Сейчас появилась зыбкая воз­ можность при содей­ ствии областной адми­ нистрации попасть в целевую фнн а 11 со вук) пр ави те л ьс г вен ную программу под эгидой международного фонда развития регионов. Со­ ставили бизнес-план с экономическими расче­ тами, представили. Но я, признаюсь, не очень верю, что попадем в число избранных. Слишком много соис­ кателей. И условия же­ сткие. На моіі взгляд, бо­ лее реальны наши шан­ сы по линии программы Евросоюза “ Развитие транспорт­ ных коммуникаций н ѵзлов Северо-Запада России”. Мы в нее включены. Недавно у нас побывал ведущий эксперт финансовой уполномоченной ком­ пании антикризисно­ го управления из Санкт-Петербурга Петр Тайтѵров. Он систе­ матизировал все тех­ ник о -эк ономическне показатели порта. Будет разрабатывать бизнес-план с экономи­ ческим обоснованием. Документы должны быть в первой полови­ не года рассмотрены Евролей ск 11 м банком реконструкции и разви­ тия - он выделяет сред­ ства. Речь идет о трансформации рыбно­ го порта в транзитный пункт корабельного об­ служивания на пути грузопотока из Европы в Азию. СКАНДАЛ “ ВЫЯСНЕНИЕ ОТНОШЕНИИ” ПРОДОЛЖАЕТСЯ... Все новые обороты набирает судебная тяжба между админи­ страцией Ловозерского района и главой корпорации “Кола Салмон Маркетинг” У. Дейви­ сом. Американский бизнесмен несколько лет назад организо­ вывал спортивную рыбалку для иностранных туристов на реках Кольского полуострова. Проявил себя недобросовест­ ным партнером. Его фирма не была зарегистрирована на тер­ ритории области как участник внешнеторговой деятельности, не имела лицензии, скрывала от налогообложения прибыль, допускала другие нарушения. По иску областной государ­ ственной налоговой инспекции У. Дейвис обязан был внести в казну 140 тысяч долларов. Имущество (палатки, снасти, снаряжение), которым облада­ ла фирма, оценивалось в 73 тысячи долларов. Кстати, оно бесследно исчезло, иначе на него наложен был бы арест. Необязательный чужеземный партнер вынудил администра­ цию Ловозерского раііона в од­ ностороннем порядке, правда, без должной юридической экс­ пертизы (допущена формаль­ ная ошибка!), расторгнуть кон­ тракт с ним. Не согласившись с таким решением, У. Дейвис начал разборки в судах. До­ шел до Стокгольмского арбит­ ражного трибунала, который, глубоко не вникая в суть дела, присудил выплатить заморско­ му бизнесмену в виде компенса­ ции “за ущемление коммерческих интересов” более 800 тысяч долларов. В затянувшийся юриди­ ческий спор сочла нужным вме­ шаться областная администрация. Она подала встречный иск в Северо-Запад- ныи арбитражный суд. Неделю назад в Санкт-Петербурге про­ шло его заседание. Интересы области отстаивал первый заме­ ститель председателя прави­ тельства области Валентин Лунцевич. Претензии админис­ трации переадресованы снова в Мурманский арбитражный суд. Валентин Лунцевич но воз­ вращении довел до сведения журналистов областного цент­ ра все перипетии этого скан­ дального дела. Выяснилось, что господин У. Дейвис ныне начал неправомочно продавать путевки иностранным рыболо- вам-любителям на реки Запад­ ная Лица и Ура. Но в перечне согласованных с Генеральным штабом ВС РФ рек, протекаю­ щих через регламентируемые зоны, куда разрешен доступ иностранным рыболовам, З а ­ падная Лица и Ура не значат­ ся. Допуск к ним закрыт. Зарубежные клиенты, прибег­ нувшие к услугам У. Дейвиса, наверняка встретят противо­ действие наших соответствую­ щих органов. Неизбежны конфликтные ситуации. Рито­ рический вопрос: неужели у областной администрации не хватает решимости объявить сомнительного чужого дельца персоной нон грата (нежела­ тельной) в пределах Кольской земли, раз и навсегда закрыть ему доступ к ее природным ре­ сурсам? Страницу подготовил Леонид ПАВЛОВ А л ек сандр Иванович ЧЕЧУИ, 4 4 года , уроженец С е в еромор ска , закончил судоводительский факультет Мурманской высшей мореходки . Ходил штурманом , капитаном на с у дах “Мурманрыбпрома ” , МАГЭ , рыболовецкого колхо за им. X X I съезда КПСС в Териберке (ныне “М урман ’ ). Восемь лет назад избран его председателем . Прагматичен. Максималист. Х аракт ер взрывной , но отходчивый. Честен в делах и поступках. К полшпике равнодушен . ИтШАРТНЫЙ мшмть "'Самые богатые среди нищих", - иронично определяет нынешний соіі нал ьныіі cmamус своего хозяйства а системе М урмане кого рыбакколхоз- союза Александр Чечуй. В переносном смысле слова председателя, видимо, означают, что рыболовецкий колхоз “Мурман" _ А л РКС ап ^ п И в а н о в и ч за еще стоит на ногах, не раздавлен тя- л л е к с а н о р п в а н о в и ч , з а желой поступью рынка. ГІроизвод- в н еш ним б л а г о п о л у ч и е м ва - ственная база крепкая. Флот из и іе го х о з я й с т в а н а в е р н я к а восьми судов ( в прошлом году куплен, п р о б л е м в о з и м а л е н ь к а я отремонтирован, принят в эксплуа т е л еж к а ? ят 1 нацию траулер "Омуль" типа “Ат - к - З Т ) , л а нт и - і і Л собственный береговой рыбоперерабатывающий завод с кули ­ нарным и коптильным цехами, оснащенный современным технологи­ ческим оборудованием, сохранено пого­ ловье из 48 коров, на откорме 100 свиней. В основном колхоз держится рыб­ ным промыслом, от моря кормится, получает доход. Квота прошлого года в У тысяч тонн трески и пикши выб­ рана полностью, 62 процента вылов­ ленной рыбы и 100 процентов консервов “Печень трески" реализова­ ны на внутреннем рынке. Ъдачно про­ мышляли опытные экипажи двух ярусников. Они взяли I тысячи тонн зубатки. Временно остановленный за - Начни я их все перечислять - большой разговор затеется. Плакать­ ся просто не привык. Повторю клю­ чевую фразу: “Самые богатые среди нищих ...” Закончу ее: “ Но нищие среди богатых” . Этим, как мне к а ­ жется, все и сказано. Бедуем не мы одни. Вся рыбная отрасль находится на последнем издыхании. Московским чинушам до нас дела нет. Единожды Чубайс заявил, что наши рыбные квоты следует продавать иностран­ цам. Для страны, мол, выгоднеіі по­ купать рыбу за рубежом. Последствия его не волнѵют. А как вод (отсутствовали нужная упаковка только введут плату за биоресурсы, и сырье) вскоре начнет выпускать продукцию в ассортименте: пресервы, рыбные палочки, бифштексы “Гру- мант" и т. д. В совокупности все эти, скажем так, составляющие ( до­ быча, переработка, сбыт) повседнев­ ной работы колхозников и влияют на конечный результат. Подошла бы и расхожая когда-то формулировка “слагаемые успеха" . Стратегический курс в экономике, конечно же, прокладывает Александр Чечуй. Умение масштабно мыслить, извлекать уроки из ошибок, реши­ мость в принятии неординарных р е ­ шений помогают ему выбирать верный путь. Я не ставил перед собой цель давать подробный анализ с циф­ ровыми выкладками финансово хозяй­ ственной деятельности колхоза “ Мурман" . Оконтуренный производ­ ственный фон - всего лишь пролог к более предметному диалогу с предсе­ дателем. то суда придется ставить на прикол или продавать скороспелым буржуи­ нам. - У в а с в х о з я й с т в е е ст ь н е д о б р ож е л ат е л и ? - Хватает. А у кого из руководите­ лей их нет? На всех не угодишь. Не­ которые ретивые колхозники давят на меня вовсю: “Акционируй хозяй­ ство, такой-сякой!” . Костьми лягу, но пока в должности, подобной глу­ пости не допущу. - Д а в а й т е см ен им т е м у - ч ут ь о л и ч н о м . . . Что в ам п о м о г а ет не от ч а и в ат ь с я в э т у в с е р а з р уш а ю г ц у ю п о р у ? - Я стараюсь сохранить оптимизм, активность, не потерять интерес к жизни. Реализацию програм­ мы строительства много­ целевых траулеров проекта 13720 для мур­ манских рыбаков все вре­ мя сдерживало отсутствие приемлемых схем ее фи­ нансирования. Перегово­ ры руководителей областного комитета по рыболовству с представи­ телями отечественных банков, судостроительных заводов Калининграда, Ярославля, Нижнего Нов­ города не увенчались ус­ пехом. И вот как будто бы дело с мертвой точки сдвинулось. Свои услуги предложили финансово­ промышленные группы Германии (международная программа “Юнида”). На­ мереваясь объединиться в лизинговую оффшорную корпорацию, они берут на себя обязательство пост­ роить на германских вер­ фях четыре судна по заявкам ТОО “Рыболовец- DE FACTO кая компания “Ударник”, фирм “Смена”, “Арктик- сервис ”, “Сапроинжстрой” (первый этап) и десять - для дальневосточников. Предполагается, что за­ казчики будут эксплуати­ ровать новые суда на условиях бербоут-чартера с продолжительным пога­ шением их фактической стоимости. Правда, в этом варианте есть существен­ ная ловушка. Если судо­ владелец просрочит хотя бы один взнос, то траулер, независимо от ранее вып­ лаченных сумм, согласно оговорке в контракте пе­ рейдет в собственность корпорации. Такой преце­ дент уже имел место на Дальнем Востоке. Но выбора нет. Сейчас начата подготовка техни­ ко-экономического обосно­ вания проекта. Встреча на прошлой неделе губернатора Юрия Евдокимова с экспертами Европейского банка рекон­ струкции и развития и руко­ водителями группы иностранных Северных компаний прояснила перс­ пективы реализации про­ екта создания в области совместного предприятия по комплексной перера­ ботке списанных военных и гражданских кораблей. Не исключено, что оно мо­ жет быть организовано на базе судоремонтного заво­ да “Севморпуть”. Если в ближайшие месяцы будет разработано технико-эко- номическое обоснование проекта, то уже летом, воз­ можно, начнется очистка акватории и берегов Коль­ ского залива от корабель­ ных останков, подготовка их к разделке. По мнению специалистов, для эффек­ тивной загрузки нового производства потребуется не менее 100 тысяч тонн лома в год. 13 - 19 марта 1998 года I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz