Рыбный Мурман. 1998 г. Май.
г МОРЕ - БЕРЕГ: связь надежная НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ в Мос кве Президент России Борис Ель цин и король Норвегии Харальд V среди других обсудили вопрос о разграничении экономических сек торов в Баренцевом море. Можно предположить, что речь шла о так называемой “серой” зоне. В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ Рос- рыбколхозсоюз, курирующий про грамму строительства серии многоцелевых промысловых трау леров проекта 13720, потребовал от каждого мурманского заказчика па кет документов с обоснованной за явкой. Сообщение доведено до сведения руководителей фирм-пре- тендентов ТОО “Рыболовецкая ком пания “Ударник”, “Сапроинжстрой”, “Смена”, “Полар Си”, “Арктиксер- вис” и других на совещании в обла стном комитете по рыболовству. По словам председателя коми тета Константина Буданова, сделан важный шаг в реализации програм мы. Финансово-промышленные круги Германии (10-12 судов) и Ки тая (20 судов для рыбаков-дальне- восточников) готовы предоставить в обеспечение программы долгосроч ные льготные кредиты. Гарантом с российской стороны выступит мос ковская страховая компания "Се вер". Мурманчане заказы на строительство корпусов траулеров предполагают разместить на Ярос лавском судостроительном заводе и CP3 “Нерпа’ . Немцы берут на себя установку двигателей, техно логического оборудования. Функции координатора проекта выполнит со здаваемая лизинговая компания. Суда будут эксплуатироваться на условиях оербоут-чартера. Мурманское АО “ Севрыбтехцентр” разделилось на две юриди чески самостоятельные структуры: ООО “ Научно-технический центр “ Севрыбтехсервис” и ОАО “Научно-производственный центр “Севрыбтехцентр” . В первую вошли конструкторы приборов, тех нологи, технологи-стандартизаторы; во вторую - конструкторы-ма шиностроители, проектировщики, опытное производство. Произошло очередное, неизбежное сокращение штатов... У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ "СЕВРЫБТЕХЦЕНТР" Реорганизация - мера вынуж денная. Годы реформ довели предприятие до финансового кра ха. Некогда внедряемые на всех бассейнах его не имеющие анало гов разработки рыбообрабатыва ющих машин и механизмов ныне оказались невостребованными. “Севрыбтехсервис’ со статусом сугубо научной организации те перь может рассчитывать на госу дарственную поддержку из федерального бюджета. Договор с научно-техническим управлени ем Департамента по рыболовству РФ по утвержденному плану ра бот на текущий год дает ему воз можность как-то выжить. Судьба конструкторов новой техники бо лее грустна. Их идеи Москве не нужны. Они остались на самофи нансировании, а значит - без бу дущего. В Солнечногорске под эгидой МАЛ,ЛІУДАЛ. А ГМВКОЕ - НАШЕНСКИЙ Осенью от причала Мурманского рыбного порта ушел в свой первый рейс малый рыболовный траулер, названный в честь бывшего начальника "Карелрыбфлота", - “Александр Носницын ” . Трудиться экипажу довелось в условиях осенне- зимнего Баренцева моря. За полгода работы на промысле в трюмах осело 150 тонн свежемороженой рыбы . Это неплохой результат, если учесть, что треть промыслового времени выпадает на отстой в бухтах в ожидании нормальной для промысла погоды, на доводку выявленных в период эксплуатации недостатков. Петрозаводский судострои тельный завод “Авангард ” много лет специализировался на воен ных тральщиках. Параллельно коллектив завода освоил выпуск малых рыболовных траулеров. Продолжительное время кол лектив завода возглавляет дирек тор Валерий Васильевич Судаков, человек не только с ог ромным диапазоном судострои тельны х знаний, но и с хорошими организаторскими спо собностями . За то говорит сам факт своевременного перехода “оборонки ” на строительство MPT. Вот почему руководство АО “ Помор-Траст” (генеральный ди ректор В. И. Курский, его замести тель А. Г. Грунин), задумав строительство нового рыболовно го траулера, сделало ставку на завод “Авангард” . - Но почему вы остановили свой выбор на предложенном конструкторским бюро проекте, хотя он имеет ряд недостатков? - спрашиваю Анатолия Гаврило- вича Грунина. - Просто-напросто заказать но вый проект нам не по карману. А конструкторское бюро "Шхуна” обязалось улучшить свой проект с учетом замечаний о выявлен ных в результате полугодовой эк сплуатации дефектах и с учетом специфики будущей работы су дов в условиях Баренцева моря. Скрепя сердце согласились мы и на установку морозильных аппа ратов нежинского завода, кото рые успешно эксплуатируются на береговых предприятиях, но в море, особенно в качку, плохо работают. Сейчас на стапелях завода за ложен новый траулер, заметно улучшенный аналог. Если на “А. Носницыне ” 800-сильный глав ный двигатель, то здесь предпо лагается 1000-сильный. Кроме того, новый двигатель планирует ся более компактным. За счет этого уменьшится машинное от деление, зато увеличится объем трюма - он сможет вмещать 90 тонн свежемороженой рыбопро дукции . Электрорадионавигаци- онное оборудование будет полностью отвечать современ ным требованиям. И еще, вместо привычной лебедки предполага ется импортный промысловый комплекс из двух траловых лебе док. Ну и соответственно - совре менные приборы слежения за тралом на ходовом мостике... Поинтересовался я, разумеет ся, и стоимостью новостроя. Гру нин - страстный сторонник возрождения отечественного су достроения. Поэтому главный из его аргументов за новострой на "Авангарде” - как раз его эконо мичность. Стоимость строитель ства нового траулера не более 4 млн. долларов, а последующих - и того меньше. - Почему же за границей суда строят для нас за баснослов ные цены? - Ну, во-первых, труд иностран ных корабелов оплачивается зна чительно дороже. Во-вторых, наш металл, идущий на изготовление корпуса,мало того что лучше по качеству, но и значительно де шевле зарубежного. Кроме того, заказчик постарал ся выйти на поставщиков комп лектующих, что называется, напрямую, минуя посредников, что позволило удешевить строи тельство судна более чем на 30 процентов. А в целом финансиро вание строительства пяти рыбо ловных траулеров обязались обеспечить отечественные банки. Основоположник флота рос сийского Петр I за границей не построил ни одного корабля, все они были рождены на верфях Во ронежа, Архангельска, Санкт-Пе тербурга. Поэтому мне понятен (и не скрою, импонирует) такого рода патриотизм - желание руко водства фирмы построить на оте чественном заводе, на отечественные деньги и руками российских корабелов новую се рию траулеров, отвечающих со временным требованиям. Владимир БАБУРО, председатель Совета ветеранов АО “ Карелрыбфлот” . Давненько не бывала я в на шем рыбацком радиоцентре: года полтора. / / первое, что j/дивнло сейчас - неооычная ти шина. Раньше даже в коридоре при закрытых в зал дверях был слышен грохот от буквопеча тающих машин. Может, двери сделали со звукоизоляцией? Вхожу в зал. Вместо тех грохочуіцих машин стоят ком пьютеры. Подхожу к операто ру одного из них. 'Знакомимся: Наталья Белоус (на снимке). Минсельхозпрода РФ через неде лю откроется выставка “Агроте- хиспытания-98” . Мурманчане намерены представить на нее станки разделки карпа, сазана, толстолобика на пласт для после дующего копчения, филетировоч- ный, мини-установку по производству майонеза и "три ори гинальных прибора. Образцы к отправке готовы. Разработчики надеются после демонстрации ре ализовать изделия на лизинговой основе. Загвоздка в том, что “Севрыбтехцентр” (назовем его так по старой памяти) на транс портировку экспонатов не имеет средств. Помнится, при област ной администрации в прошлом году был создан внебюджетный накопительный с)юнд поддержки предприятий рыоохозяйственного комплекса. Так, может, он в дан ном случае выполнит свое пред назначение? Престиж северной науки того стоит... Павел ЛУЖИН. - Как давно вы здесь работа ете? - 5 июня будет 20 лет. - Поздравляю с юбилеем! Что изменилось в вашей работе с введением компьютеров? - Мы принимаем радиограм мы и отправляем их в автомати ческом режиме. Стало намного проще работать, а корреспонден ция обрабатывается очень быст ро: раньше - в течение суток, сейчас - 5-10 минут. Поэтому многих работниц сократили. Раньше в смену_работали 20 че ловек, сейчас - 5-6. - У какого предприятия боль ше всего радиограмм? - У тралового флота, там и судов больше, и сами суда круп ные. Но у пас на обслуживании много судовладельческих компа ний и фирм. Полюбовавшись на похоро шевшие после ремонта кабине- ты, на добротную офисную мебель, поднимаюсь этажом выше в кабинеты телефонии. Моя собеседница Валентина Щукина рассказывает: - Теперь не надо ничего запи сывать в журнале, компьютер сам с этим справится. А эго но вый телефон, где не требуется накручивать диск, чтобы дозво питься до абонента, здесь и авто дозвон, и намять, и экраичик, на котором высвечивается длитель ность разговора. - По былым своим морским походам помню, с каким волне нием ждали в эфире “Я - Мур манск-1, прошу на связь ’. Ждали связующей ниточки с домом порой несколько дней: то не проходит связь, то очередь наша не подошла. А как те перь? - Очереди не стало. Теперь у нас не два, а пять телефонных каналов. И оператор может обес печить разговор сразу на двух каналах. - А моряки говорят так же ча сто или теперь больше экономят деньги? - Нет, так же. Подробнее о новшествах ра диоцентра рассказывает его начальник Виктор Рожок: - На компьютере у себя в ка бинете я могу видеть всю работу центра. Сколько сегодня при шло служебных радиограмм? Вот видите, их 159. Сколько срочных? Пожалуйста, 9 штук. Вот эти радиограммы пришли' по спутниковой связи, эти - по обычным радиоканалам. Вот дислокация судов, смотрите: тралфлотовские, суда “новых русских” - у каждого известно, то ли он в инпорту, то ли на пе реходе или на промысле в таких- то координатах. - Вы упомянули спутниковую связь. Кто ею пользуется? - Обычно те, кто работает в дальних районах промысла, по тому что на “коротком плече” это невыгодно, они используют радиоканалы и радиотелеграф. Что касается дислокации судов, то у нас есть система Стандарт- Си, которая автоматически зап рашивает суда и также получает ответ: координаты, скорость, курс. - Что же за приборы такие стоят на судах? - Они пока еще не везде, но к 1 февраля будущего года, со гласно международной конвен ции, будут установлены на всех без исключения судах. Это вхо дит в систему Глобальной морс кой связи - ГМССБ. - Что еще нового, Виктор Яковлевич? - Месяц назад получили ли цензию на право предоставления услуг морской связи на коммер ческой основе. Целый год доби вались этого. Кстати, наш радиоцентр, пока единственный в России из рыбацких, получив ший такую лицензию. И в нашей области - тоже. - Стало быть, вы теперь воо ружены до зубов, то есть пол ностью оснащены современной техникой? - Не совсем. Получаем обору дование для автоматической свя зи, чтобы обеспечивать безопасность мореплавания в Баренцевом и Норвежском мо рях. Сейчас у нас круглосуточно дежурит оператор:~следит на определенных, так называемых, аварийных частотах. Мы - един ственные, кто обеспечивает эту связь. - А служба наблюдения за флотом? Они получают от нас эту информацию и через нас же пе редают соответствующую реко мендацию на судно. А еще к осени, надеюсь, сде лаем для моряков полуавтомати ческую телефонную связь. И уже не надо будет кричать в эфир “Я - Мурманск-1 ’, просто начальник радиостанции или капитан будет набирать номер телефона. Как на берегу, только несколько иная аппаратура. - Сплошные радости у вас! - Вовсе нет. Достаточно и про блем. Например, каждое новше ство влечет за собой сокращение людей. Сегодня вместо 224 чело век работают 100, и опять впере ди сокращение. - Вы работаете со всеми предприятиями по договорам? - Со всеми. Но проблема но мер один - неплатежи. - А могут предприятия, минуя вас, обратиться в другие цент ры? - Могут. Например, в Нефте- газразведку, где и цены пониже. Но там нет такого качества свя зи, как у нас. Кроме того, мы работаем круглосуточно, вклю чая и праздники. Замечу: у лю бого радиоцентра в области все оборудование арендованное. А у нас в Молочном 46 гектаров под антенными полями, трехэтажное здание, заполненное аппарату рой. То есть наши возможности не сравнимы с другими центра ми. - Виктор Яковлевич, припо минаю, что шел в свое время разговор о том, чтобы трансли ровать 4Атлантику” с вашей по мощью. Как решился вопрос? - К сожалению, не решился. Моряки уже два года не слуша ют эту радиостанцию. Мы пред лагали свои передатчики, можно бы транслировать “Атлантику” даже в дальние раііоны промыс ла. И денег требовалось не так много: 190 тысяч рублей (новы ми) в год. Но Соіоз рыбопро мышленников Севера посчитал, что дорого платить 4 тысячи в месяц, сказал, что, мол, не боль ше тысячи рублеіі... Короче го воря, заглохло дело. А жаль. - Конечно, жаль, в море так не хватает информации! Ну что ж, Виктор Яковлевич, рада за радиоцентр и его оснащение, рада за моряков: у них стала надежней связь с берегом. Уда чи вам! Беседовала Инна БЕРЕЗЮК . 29 мая - 4 июня 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz