Рыбный Мурман. 1998 г. Май.
"Оборонка" на промысле рыбацких заказов и средств а СРЗ ..НѲРПА СИТУДиИОННЫИ ПЛАН НАУКА ВЫЖИВАНИЯ Для ознакомления с реальными кон версиониыми возможностями завода его на днях посетила представительная груп па мурманских судовладельцев во главе с вице-губернатором Юрием Мясниковым и председателем областного комитета по рыболовству Константином Будановым. Директор “Нерпы” Павел Стеблин и главный инженер Ростислав Римдёнок для делегации организовали экскурсию по цехам предприятия. Были представле ны поточные линии с программным уп равлением первичной обработки стали, раскроя листов, автоматической сварки, сборки корабельных секций и т. д. Рыбо промышленники с должной мерой пони мания оценили оборудование. Не везде и встретишь такое... Выяснилось, что по заказу снежногорскпх фирм “Эмир” и “Бпофриз” уже идет строительство перво го пз пяти серийных малых рыболовных ботов (норвежский проект) для прпбреж кп, налажено изготовление траловых до сок различных конструкций, резиновых и стальных бобпнцев, селективных реше ток. Не обошли вниманием гости и разде лочную гильотину американской фирмы “Харрис”, способную за сменѵ покрошить на нужного размера куски 600 тонн ме талла. При осмотре установки Павел Стеблин (па снимке слева А обращаясь к рыбопромышленникам, резонно заметил: “Какой смысл гонять на резку суда за тридевять земель, когда это вполне мо жем делать мы” . В эллинге у корпуса все еще недостро енного многоцелевого рыболовного суд на “Нерпа 1" (прежнее название “Белек” ) делегация несколько задержа лась. Обсуждались эксплуатационные до стоинства и недостатки траулера. Генеральный директор АО “Саироинжст- роіі” Роберт Тахнснко проявил намере ние приобрести судно в собственность. Итогом визита стал предметный обмен мнениями. Общиіі вывод: предприятие самостоятельно, а также в кооперации с СРЗ ММФ, “десяткой” в Полярном, за водом X» 82 может осуществить строи тельство траулеров проекта 13720 или иных модификаций. Но без четких схем финансирования программы, а их пока нет, вопрос обсуждать преждевременно. И все-таки определенный положитель ный результат был достигнут. Мурманча не, оговорив цены, готовы разместить на заводе заказы на некоторое промвооруже ние, производить здесь ремонт судов. Павел ЛУЖИН. Фото Инны КРАЕВОЙ. Судоремонтный завод “Нерпа” ныне напрочь лишен государственной поддержки. Министерство обороны за уже выполненные ремонты атомных подводных лодок задолжало предприятию не один миллиард рублей. Рабочие, не видя зарплаты месяцами, устраивают мало чего дающие акции протеста. Руководство завода упорно ищет пути выхода из сложившейся сложной экономической ситуации. По его расчетам, вдохнуть жизнь в угасающее предприятие, обладающее I специалистами высокого класса, мощной производственной базой, уникальными технологиями, могут программа серийного строительства рыболовных судов проекта 13720 и других, а также прочие гражданские заказы. МУРМАНРЫБПРОМ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ЗАРПЛАТУ НЕ ПОЛУЧАЕТ, ПРИНЦИПИАЛЬНО Много десятилетни, да и се годня тоже, Мурманрыбпром, как и траловый флот, считают ся основными в сфере н/юнзвод- ства , градообразую иіими предприятиями. То еспіь от по ложения дел на флоте зависит благополучие не только его ра ботников, но и бюджет города. Как же живется сегодня Мур- манрыбпрому? Об этом пата беседа с его генеральным дирек тором Юрием Задворпым. - Через месяц исполняется год с того дня, как вы, Юрий Васи льевич, возглавили этот флот. Что досталось вам в “ наслед ство” ? На 20 июня прошлого года задолженность по зарплате, вклю чая налоги, составляла 44 милли арда рублей. На 24 марта нынешнего года - 33 миллиарда. - Откуда же появилась эта чу довищная сумма долга? - Она возникла не за год. Впро чем, я не собираюсь винить в том кого либо из своих предшествен ников. Тем более, что долги по зарплате стали, к сожалению, за кономерностью в России. Можно бы допустить, что плох руководи тель, например Мурманрыбпрома, раз у него, единственного в стра не, долги. Но не могут быть пло хими десятки тысяч руководителей. То есть это не наша вина. Лев Семенович Брейхман в свое время не последовал примеру тралового флота, где передали часть судов в “Атлас” и “Дель фин” и тем самым частично реши ли проблему выплаты зарплаты. Бреііхман полагал, что правитель ство Гайдара заблуждается и эта ошибка будет исправлена. Поэто му и стремился сохранить флот как единое целое. К великому со жалению, надежды Брейхмана на победу разума в правительстве не оправдались. И мы были вынуж дены идти но пути тралфлота. - Наверное, главная проблема - крупнотоннажный флот. - Конечно. Часть судов нахо дптся в совместной эксплуатации с иностранным партнером в зоне Африки. Подчеркну: право соб ственности на все суда осталось у Мурманрыбпрома. Я согласен с обидами моряков, что зарплата оставляет желать лучшего. I Іо все ведь зависит от них самих: сколь ко рыбы выловили, за то н полу чили. Плохо то, что траулеры, кото рые работают на добыче трески, с октября по март практически не дают прибыли, и такое - все пос ледние годы. Как говорят моряки, они работают на винт, то есть едва покрываются их эксплуатацион ные расходы. А больше деньги взять неоткуда. - Наверное, не меньшая про блема с судоремонтом, ведь в Мурманрыбпроме флот очень старый. - Да, крупнотоннажные суда- траулеры типа “Иван Бочков" старые. И поддерживать их в при емлемом техническом состоянии очень сложно. Ремонт такого тра улера для сдачи под класс Регис тра обходится примерно в миллион долларов. Даже МРТО уносит 150-200 тысяч долларов, поскольку все комплектующие там - импортные. - А как с пополнением флота? - Купили не новый ПСТ “Ниж неангарск”. Приобрели три трау лера по бербоут-чартеру. Один из них уже перешел в собственность Мурманрыбпрома, в ближайшее время станет нашим еще один. Третий - позже. - А что производят на них? - “Сайда’ и “Капитан Наумов” - суда-клипфискнпки, “Тимофей Зеляпукин” - охлажден щик. И хотя эти траулеры не новые, про блем пока не создают. Что касает ся новостроя, то у нас уже подии сано соглашение с одной из запад ных верфей на строительство трех однотипных судов. Причем по своим техническим параметрам они превосходят “Севрыбу 1”, хотя значительно дешевле ее. В ближайшее время надеемся подии сать договоры о строительстве на заводе “Нерпа” корпусов иесколь ких судов с последующей их дос тройкой и установкой оборудования на норвежских вер фях.’ - Знаю, Юрий Васильевич, что тяжким гнетом на флоте лежит содержание жилья. - О, эго самая большая голов ная боль. Мурманрыбпрому при надлежат два очень старых района Мурманска - Жилстрой и Больничный городок. По норма тивам мы должны отчислять на их содержание 6 миллиардов рублей. В прошлом году пришлось'выде лить около 10 миллиардов, чтобы жилье хоть мало-мальски было пригодным. Естественно, мы не можем передать городу жилищ ный фонд, износ которого превы шает 70 процентов - кому такое жилье нужно! Хотя и очень трудно, еще со держим детский сад. Очень жаль было продавать пансионат “Рыбак Заполярья”, но это помогло нам частично погасить долги в бюджет и по зарплате. - Нѵ что ж, Юриіі Васильевич, дошли мы до самого болезненно го и важного для моряков вопро са: когда будут выданы все долпі но зарплате?* Точную дату не называю. Проблема крайне сложная. Осо беино тяжело работникам бсрего вых структур: Ж КО. база тех н 11 ческого обслуживаніія, pa ботинки управления, которые, в отличие от моряков, валюту не получают, а последнюю зарплату им выдали за февраль. - Но генеральный директор по лучает ее исправно? Нет. Я вообще запретил на числять мне зарплату, поскольку считаю, что не имею морального права в этой ситуации ее полу чать. - А на что же вы живете? - У меня есть небольшой зара боток в одной фирме. - Юрий Васильевич, идя на должность генерального, вы зна ли положение дел. Почему по шли? По принципу - “Если не я, то кто”? - Наверное, так. Я всегда счи тал Мурманрыбпром родной орга низацией. ГІосле училища пришел сюда, многие годы работал в море. Потом ушел в дочернюю компа нию. И не буду скрывать, мне было очень приятно, что предло жили возглавить флот в наптруд- неіішее время. - И как построили стратегию с тактикой? Создали три управляющие компании, дабы была возмож ность уйти от глобального мышле ния, а думать о конкретном траулере и его проблемах. Сейчас- много говорят о том, чтобы “раз вернуть” рыбу в Мурманск. У меня несколько иная точка зре ния: сегодня “развернутую” рыбу не выдержит ни флот, ни потреби тельский рынок. Пример. Привез ли в Мурманск больше зубатки - и цена на нее в апреле упала до 5,5-6 рублей вместо 11 рублей в декабре и 10 - в январе. Ведь из вестно, что за годы реформ цены на топливо выросли на т00 про центов, а на рыбу - только на 200. Bor такая экономика. - Вы говорили о тяжких про блемах со старыми судами, кото рым чаще требуется ремонт. Что с плавмастерской “ Резец” ? - Она осталась единственным судоремонтным предприятием на той стороне залива. Понимаю, что в сегодняшнем виде она не нужна флоту, следовало бы ее ликвиди ровать. Но мы этого не сделали. - Проявили милосердие к лю дям? - Не знаю, как это называется, но выбрасывать людеіі нельзя. Тем более таких специалистов, какие работают на “Резце”. И мы пытаемся перестроить их работ}'... Проблема-го ведь не столько в нас, сколько не в нас. Вот идет судно за топливом, скажем, в Киркенес. Капитан сообщает аген ту, сколько рыбы на судне, спо койно ставит траулер к причалу, бункеруется и уходит. В нашем порту на оформление всяческих бумаг уходит 2-3 суток. О деньгах я уж не говорю. Вот и ремонтиру ем суда в Киркенесе да Лас-Паль- масе. - Ну что ж, Юрігіі Васильевич, несмотря на такие проблемы, вам удалось за год и задолженность по зарплате снизить на 11 милли ардов, н договоры на строитель ство новых судов заключить, и более пібкое управление флотом наладить. Но работники ваши бедствуют без зарплаты. Повторюсь: ничего не хочу обещать, никаких сроков назы вать. Мы, ужимая эксплуатацион ные расходы, максимальное количество денег направляем на зарплату и погашение долгов в пенсионный фонд. Флот живет, работает, есть основания для опти мизма. I Іапример, в прошлом году вылов рыбы у нас был на 4 тыся чи тонн/юль'ше, чем в 1996 году, а нынче мы только за 4 месяца превысили показатели того же периода прошлого года на 6 тысяч тонн. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. 22 - 28 мая 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz