Рыбный Мурман. 1998 г. Май.

г ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ Т У о вт о р ом ном ер е “Р М ” з а этоі?г год (9-15 я н в а р я ) бы л а нап ечат ана п о д б о р к а м ат е р и а л о в под общим J D з а г о л о в к ом “И н о ст р а н ны е и н в е ст и ц и и " . Н е см от р я на у ч е ны е з в а н и я а вт о р о в ( п р е п о д а в ат е л и к о ­ оперативно го т е х н и к ум а М у рм а н с к о г о о б л п от р е б с ою з а , аспиранты М о с ко в с ко го уни в ер сит ет а потр е ­ б ит е л ь с к о й кооп ерации ), и х м ат е р и а лы п р е д ст а в л яют б о л ьш е п р а кт и ч е с к ую , чем т е о р ет и ч е с к ую , ценность : они написаны на к о н к р ет ны х п р им е р а х , ф а кт а х и ц иф р а х э к о н ом и к и З а п о л я р ь я . Сейчас в р еда кцион ном п о ртф е л е лежат новые м ат е р и а лы эт и х же а вт о р о в - В а л е нт и ны И в а ­ н о в ны И г о н и н о й и Н ат а л ь и Н и к о л а е в ны Щ е баро в ой . Н о т ема и х прежняя - и н о ст ранны е и н в е ­ стиции в э к о н ом и к е М у р м а н с к о й об ла сти . Эти на у ч ны е з ам ет к и нам также п р е д ст а в л яют с я б о л е е инт ересными с практической , нежели т еор ет иче ской точки зр ения : н ем а л о п о л е з ны х со ­ в ет о в н а й д ут зде сь би зн е см е ны , п р е д п р и н им ат е л и , р у к о в о д ит е л и предприятий . С е годня с л о в о п р е д о ст а в л я ем В а л е нт и н е И Г О Н И Н О Й . Ст ат ь я Н ат а л ь и Щ Е Б А Р О В О Й б у д ет о п у б л и к о в а н а в одном из п о с л е д ую щ и х ном еров . Маркетинг: К А К А Я ПОЛЬЗА ОТ НЕГО? Н е к о г о теории Маркетинг... Однознач­ ного определения этого вида предпринимательскои деятельности нет. Амери­ канский экономист Филип Котлер в книге “Основы маркетинга” приводит сле­ дующее определение: “Маркетинг - вид челове­ ческой деятельности, на­ правленной на удовлетворение нужд и по­ требностей посредством обмена”. Основной девиз маркетинга: “Найти по­ требность н удовлетворить ее”.^ к И тем не менее... Мар- >г£*тинг представляет собоіі целую программу согласо­ ванных мер, направленных на продвижение товара к потребителю. Она включа­ ет изучение потребностей и спроса, организацию про изводства, ориентирован­ ного на потребителя, рекламу товаров, способ ствование эффективной их продаже, послепродажное обслуживание. Кроме того, маркетинг самым тесным образом связан с завоева нием ры іков сбыта, вытес­ нением конкурентов. Маркетинг как составная часть предпринимательс­ кой деятельности отража­ ется в бизнес планах и бизнес-проектах. В централизованной экономике с планово-дп- эективным управлением золь маркетинга невелика. Маршрут движения това- в от производителя к гіо ъебителю был пролол<ен директивными планами производства и распределе­ ния продукции, в которых заодно определялись и цены. К тому же в услови­ ях свойственного такой экономике товарного голо­ да не товар искал своего покупателя, а покупатель товар. Однако было бы не­ правомерным считать, что в.плановой экономике мар­ кетинг вообще не нужен - ведь и в ней действует ме­ ханизм хозяйственных свя­ зей между потребителями и производителями. А это уже один из механизмов маркетинга. Но только один, тогда как в рыноч­ ной экономике маркетинг реализует ряд функций и в более глубокой степени, чем в централизованной плановой экономике. Маркетинг опирается на определенную систему взглядов (концепцию) по­ ведения производителей и продавцов товара. Ее мож­ но характеризовать сочета­ нием пяти ключевых слов на “П” : производимый продукт, продажная цена, продвижение товара к по требптелю, полезность и пригодность товара. По все их можно свести к три­ аде: товар - рынок - цена. Маркетинг призван отве­ тить на три главных вопро­ са: “Какой товар нужен потребителю?”, “На каких рынках целесообразно про давать этот товар?”, “По какой цене следует стре­ миться продать его?”. Побольше практики Основные направления маркетинга раскрываются при исследовании проблем внешнеэкономической дея тельности и совместных предприятий (СП). Сегодня СГІ стали за метным элементом рыноч­ ного сектора российской экономики. Материально техническое снабжение производства и сбыт про­ дукции, финансирование текущих и инвестиционных операций, подбор персона­ ла и определенное со­ циальное обеспечение работников таких предпри­ ятий осуществляются ис­ ключительно на основе горизонтальных связей с внутренними п зарубеж ными партнерами без какого-либо участия госу­ дарственных’органов эко номического упра вления . Не удивительно поэтому, что основные экономпчес кие показатели (произво­ дительность труда и фондоотдача) у совмест­ ных предприятий выше, чем у государственных. ІІа долю предприятий мсталлургии, х имико-лес - ного комплекса Российской CDедера цип приходится лишь 18 процентов общего числа российских СП и 32 процента суммы уставных фондов. Но лишь 10 про­ центов зарегистрирован­ ных в машиностроении СП реально заняты производ­ ством машин и оборудова­ ния. В структуре продаж остальных СП "на внутрен­ нем рынке растет доля импортируемых потреби­ тельских товаров, компью­ теров и оргтехники, а также машин, оборудова­ ния, автомобилей, закупае­ мых у российских производителей и реализу­ емых по свободным ценам в России и за рубежом. Та­ ким образом, в сфере про­ мышленного производства совместные предприятия не очень то заботятся о внедрении совершенных технологий и соответствую­ щем обучении кадров. Треть численности рос­ сийских СП и четверть со­ гласованных инвестиций сосредоточены в социаль­ ном комплексе (торговля, общественное питание, ту­ ризм, гостиничное и ресто­ ранное обслуживание, здравоохранение, легкая промышленность, киновп- деопродукция, полиграфия и т. д.). Около 20 процен­ тов численности СП (а это 10 процентов инвестиций) зарегистрировано в сфере деловых услуг: инжпни ринг, консультации, подго­ товка кадров, реклама, посредничество и др. Особо выделяется груп­ па СП, зарегистрирован ных в сфере компьютерно го бизнеса и программного обеспечения. На СГІ дан ной группы приходится по чти половина общей выручки всех действующих в России СГІ, хотя их доля в численности и согласо­ ванных инвестициях со­ ставляет всего 13 и 8 про центов соответственно. Чрезвычайно емкий рос снйскнй рынок, богатые природные ресурсы, отно сительно дешевая рабочая сила, энергообеспечен­ ность, существенный на­ учно технический и производственный потен­ циал все это привлека­ тельно для зарубежных инвесторов. Все вышеска­ занное относится и к Се­ верному экономическому региону, куда входят Ар- хан гел ьская, Вологодекая и Мурманская области, а также республики Коми и Карелия. По внешнеторго­ вому обороту у нас лиди­ руют Вологодская и Мурманская области. частниками внешне экономической дея ­ тельности Северного экономического региона в 1997 году было поставлено на экспорт продукции и товаров на сумму свыше 4 млрд. долларов, услуг около 400 млн. долларов. На Мурманскую область приходится одна треть об­ щих поставок экспортной продукции и услуг. А импорт товаров но Мурманской области соста­ вил 27,3 процента. Помимо цветных метал­ лов важнейшей статьей об ластного экспорта традиционно является рыба, включая продукты морского промысла. За ис­ текший год на внешний рынок наше Заполярье по­ ставило свыше 150 тысяч тонн рыбопродукции на общую сумму около 200 млн. долларов США. И лишь немногим более 2 процентов областного экс­ порта рыбной продукции приходится на предприя­ тия с иностранными инвес­ тициями. Наибольшее количество рыбопродукции (36,9 процента) направле­ но в Норвегию. Однако объемы экспор­ та сокращаются, что объяс­ няется уменьшением вылова рыбы и выпуска продукции из нее. А это, в свою очередь, объясняется падением мощностей рыбо добывающих флотов и бе­ реговых предприятий. Продолжает сокращать­ ся экспорт из нашего реги­ она и лесопродукции из-за низкого ее качества и рез­ кого удорожания затрат на производство. К основным статьям на шего экспорта относится также апатитовый концен­ трат, объемы которого год от года увеличиваются. Значительная часть произ­ водимого концентрата от правляется на Украину (32,7 процента), в Литву (13,9 процента), Норвегию (12 процентов) и Нидер­ ланды (7,8 процента). К сожалению, экспорт­ ный потенциал Заполярья в полном объеме по-пре жнему не реализуется. Ос­ таются большими возможности увеличения экспорта апатитового, же­ лезорудного и бадделеито- вого ’ концентратов, алюминия, а также редко­ земельных металлов, комп­ лексное использование руд Кольского полуострова. Структура импорта из года в год существенно не меняется. В основном это продукты питания, где наибольший процент со­ ставляет, как ни печально, рыбная продукция. Зато снижается импорт машин и технологического оборудо- вания, бытовой техники, мебели. Это свидетельству­ ет о том, что предприятия не в силах вести реконст­ рукцию производства, а доходов населения не хва­ тает на новую мебель и бы­ товую технику. И в результате,,. Сегодня на территории Мурманской области заре­ гистрировано более 300 предприятий с иностран­ ными инвестициями, при этом только 140 (менее по­ ловины) реально действу­ ют. Фирмы 35 стран (3 - из СНГ) принимали учас­ тие в их создании. Почти половина СП учреждена совместно с фирмами Нор вегии, Финляндии и Шве­ ции. Треть действующих СП зарегистрирована в от­ раслях промышленности и столько же в торговле и общественном питании. По разным причинам (в основном из-за нестабиль­ ности за ко 11 одател ы іой базы и налогообложения) кол ичество действующих СП сократилось по сравне­ нию с прошлым годом по­ чти на 20 процентов. Снижение общего объема производства продукции предприятий с иностран­ ным капиталом объясняет­ ся и ликвидацией пли перерегистрацией ряда предприятий в другие фор­ мы собственности, без ино- спзанного участия “Расвумчорр’ , “Крамдс- Центр’”, “Арктик Салмон”, “Имандра”. Удельный вес только одного вида про­ дукции - апатитового кон­ центрата,- выпускаемого “Расвумчорром’ , занимал в общем объеме продукции предприятий с иностран­ ными инвестициями в 1995 году около 40 процентов. Производство товарной пищевой рыбной продук­ ции на предприятиях с иностранным капиталом сократилось по сравнению с прошлым годом более чем наполовину. Но, несмотря на общее снижение производства, в отдельных СП ( “Норд- Вест Ф. К ”, “Новое Дело ЛТД”, “Помор пекарь”) наблюдается рост. Россий- скотерманскому предприя­ тию АО “Норд Вест Ф. К .” девятый год. Пройден путь от небольшого завода, выпускавшего 1-2 вида рыбной продукции, до комплекса, включающего в себя промысловый флот, три перерабатывающих за­ вода, авторемонтное хозяй­ ство, оптовую и розничную сеть. Сегодня это СГГ крупнейший на Северо За ­ паде России производитель разнообразной рыбной продукции из высококаче­ ственного сырья на совре­ менном оборудовании с использованием передовых технологий. Продукция “Норд Веста” соответству­ ет мировым стандартам качества, бесперебойно по­ ставляется в Москву, Са нкт I Iетербург , Кал іі- нинград, крупнейшие горо­ да европейской части России. Торговая марка “Норд-Веста” хорошо из­ вестна на Украине, в Бело­ руссии, в странах Западной Европы. Достоинством фирмы является и то, что она вы­ рабатывает экологически чистую продукцию. Даже для копчения рыбы ис­ пользуются только опилки лиственных пород деревь­ ев, завозимых из-за преде­ лов области. В течение восьми лет прослеживается устойчивая тенденция рос­ та объемов производства как в общем, так и по от­ дельным видам продукции. АО “Норд-Вест Ф. К .” - это пример успешного со­ трудничества и смелости иностранного инвестора (первый завод фирмы сто­ имостью 5 млн. немецких марок был построен полно­ стью на его деньги), при­ мер удачного привлечения иностранных инвестиций в экономику Мурманской области. К сожалению, такие примеры единичны. Со­ вместное предприниматель­ ство имеет большие перспективы, но пока не дает ожидаемых результа­ тов. Более половины из за­ регистрированных у нас предприятий с иностран­ ным капиталом до настоя­ щего времени не приступили к практической деятельности. Общие ос­ новные трудности, которые приходится преодолевать предприятиям с иностран­ ными инвестициями, - это несовершенная налоговая политика нашего государ­ ства, а также отсутствие ка чест вен 11 ой сырьевой базы, материально-техни­ ческого обеспечения, инже­ нерных коммуникаций при высокой стоимости сырья, земли, зданий. Внешнеэкономическая деятельность в Северном экономическом регионе ставит и задачу координа­ ции этой деятельности с учетом возможностей всех организаций и предприя­ тий. Мурманский совет по координации внешнеэконо­ мической деятельности, например, занимается усо­ вершенствованием тамо­ женной инфраструктуры, информационным ~ обес­ печением участников внешнеэкономической дея тельности. Однако некото рые практические вопросы требуют активного содей ствпя федеральных влас­ тей. К примеру, такие проекты, как реконструк­ ция комбината “Печенга- никель”, повышение безо­ пасности Кольской АЭС, поддержаны на межправи­ тельственном уровне, и часть оборудования и мате­ риалов поступает сюда в качестве безвозмездной по­ мощи, однако в последнее время правительственная комиссия по этим вопросам прекратила свою работу... Наше богатство - у нас под ногами Мы имеем сегодня в об­ ласти достаточно отрабо­ танный пакет программ для иностранных инвесто­ ров, который уже опробо­ ван на различных семинарах и представлен зарубежным партнерам. В потенциале Мурманс­ кой области по-прежнему остаются большие возмож­ ности увеличения экспорта апатитового, железорудно­ го и бадделеитового кон­ центратов, алюминия, редкоземельных металлов. А экспортный потенциал акционерного общества “Апатит ’, Ковдорского и Оленегорского горноруд­ ных комбинатов и пред­ приятия “Севредмет” используется всего на 50 - 70 процентов. Наибольший интерес представляют комплексное использование руд Кольс­ кого полуострова и нара­ щивание объемов переработки отходов про­ изводства горно-металлур- гических предприятии, расширение ассортимента выпускаемой на их основе продукции. При условии комплексного использова­ ния руд можно дополни­ тельно получать около 12 млн. тонн нефелинового, 600 - 700 тыс. тонн селено­ вого, 400 - 500 тыс. тонн титаномагнетитового и 2,7 млн. тонн эгиринового концентратов и другой продукции для внутренне­ го и "внешнего рынков. Перспективен выпуск лекарственных препаратов на основе продукции рыбо промысла, морских водо­ рослей, оленеводства. Уже есть предложения запад­ ных фирм на этот счет и есть реальные проекты для инвестиционного сотрудни­ чества. Не исчерпаны воз­ можности активного туризма, особенно зимнего, почти не идет в производ­ ство продукции наш при­ родный камень, в том числе и полудрагоценные минералы. А развитие тра­ диционных для Севера оленеводства и зверовод­ ства?.. Словом, у Заполярья есть возможности для раз­ вития и углубления внешнеэкономической дея­ тельности. Да мало в Рос­ сии для такой деятельности здравых законов. Но это уже другая тема... Валентина ИГОНИНА, преподаватель экономики и анализа хозяйственной деятельности кооперативного техникума Мурманского облпотребсоюза, аспирант Московского университета потребительской кооперации. 15 - 21 мая 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz