Рыбный Мурман. 1998 г. Май.
г ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ Т У о вт о р ом ном ер е “Р М ” з а этоі?г год (9-15 я н в а р я ) бы л а нап ечат ана п о д б о р к а м ат е р и а л о в под общим J D з а г о л о в к ом “И н о ст р а н ны е и н в е ст и ц и и " . Н е см от р я на у ч е ны е з в а н и я а вт о р о в ( п р е п о д а в ат е л и к о оперативно го т е х н и к ум а М у рм а н с к о г о о б л п от р е б с ою з а , аспиранты М о с ко в с ко го уни в ер сит ет а потр е б ит е л ь с к о й кооп ерации ), и х м ат е р и а лы п р е д ст а в л яют б о л ьш е п р а кт и ч е с к ую , чем т е о р ет и ч е с к ую , ценность : они написаны на к о н к р ет ны х п р им е р а х , ф а кт а х и ц иф р а х э к о н ом и к и З а п о л я р ь я . Сейчас в р еда кцион ном п о ртф е л е лежат новые м ат е р и а лы эт и х же а вт о р о в - В а л е нт и ны И в а н о в ны И г о н и н о й и Н ат а л ь и Н и к о л а е в ны Щ е баро в ой . Н о т ема и х прежняя - и н о ст ранны е и н в е стиции в э к о н ом и к е М у р м а н с к о й об ла сти . Эти на у ч ны е з ам ет к и нам также п р е д ст а в л яют с я б о л е е инт ересными с практической , нежели т еор ет иче ской точки зр ения : н ем а л о п о л е з ны х со в ет о в н а й д ут зде сь би зн е см е ны , п р е д п р и н им ат е л и , р у к о в о д ит е л и предприятий . С е годня с л о в о п р е д о ст а в л я ем В а л е нт и н е И Г О Н И Н О Й . Ст ат ь я Н ат а л ь и Щ Е Б А Р О В О Й б у д ет о п у б л и к о в а н а в одном из п о с л е д ую щ и х ном еров . Маркетинг: К А К А Я ПОЛЬЗА ОТ НЕГО? Н е к о г о теории Маркетинг... Однознач ного определения этого вида предпринимательскои деятельности нет. Амери канский экономист Филип Котлер в книге “Основы маркетинга” приводит сле дующее определение: “Маркетинг - вид челове ческой деятельности, на правленной на удовлетворение нужд и по требностей посредством обмена”. Основной девиз маркетинга: “Найти по требность н удовлетворить ее”.^ к И тем не менее... Мар- >г£*тинг представляет собоіі целую программу согласо ванных мер, направленных на продвижение товара к потребителю. Она включа ет изучение потребностей и спроса, организацию про изводства, ориентирован ного на потребителя, рекламу товаров, способ ствование эффективной их продаже, послепродажное обслуживание. Кроме того, маркетинг самым тесным образом связан с завоева нием ры іков сбыта, вытес нением конкурентов. Маркетинг как составная часть предпринимательс кой деятельности отража ется в бизнес планах и бизнес-проектах. В централизованной экономике с планово-дп- эективным управлением золь маркетинга невелика. Маршрут движения това- в от производителя к гіо ъебителю был пролол<ен директивными планами производства и распределе ния продукции, в которых заодно определялись и цены. К тому же в услови ях свойственного такой экономике товарного голо да не товар искал своего покупателя, а покупатель товар. Однако было бы не правомерным считать, что в.плановой экономике мар кетинг вообще не нужен - ведь и в ней действует ме ханизм хозяйственных свя зей между потребителями и производителями. А это уже один из механизмов маркетинга. Но только один, тогда как в рыноч ной экономике маркетинг реализует ряд функций и в более глубокой степени, чем в централизованной плановой экономике. Маркетинг опирается на определенную систему взглядов (концепцию) по ведения производителей и продавцов товара. Ее мож но характеризовать сочета нием пяти ключевых слов на “П” : производимый продукт, продажная цена, продвижение товара к по требптелю, полезность и пригодность товара. По все их можно свести к три аде: товар - рынок - цена. Маркетинг призван отве тить на три главных вопро са: “Какой товар нужен потребителю?”, “На каких рынках целесообразно про давать этот товар?”, “По какой цене следует стре миться продать его?”. Побольше практики Основные направления маркетинга раскрываются при исследовании проблем внешнеэкономической дея тельности и совместных предприятий (СП). Сегодня СГІ стали за метным элементом рыноч ного сектора российской экономики. Материально техническое снабжение производства и сбыт про дукции, финансирование текущих и инвестиционных операций, подбор персона ла и определенное со циальное обеспечение работников таких предпри ятий осуществляются ис ключительно на основе горизонтальных связей с внутренними п зарубеж ными партнерами без какого-либо участия госу дарственных’органов эко номического упра вления . Не удивительно поэтому, что основные экономпчес кие показатели (произво дительность труда и фондоотдача) у совмест ных предприятий выше, чем у государственных. ІІа долю предприятий мсталлургии, х имико-лес - ного комплекса Российской CDедера цип приходится лишь 18 процентов общего числа российских СП и 32 процента суммы уставных фондов. Но лишь 10 про центов зарегистрирован ных в машиностроении СП реально заняты производ ством машин и оборудова ния. В структуре продаж остальных СП "на внутрен нем рынке растет доля импортируемых потреби тельских товаров, компью теров и оргтехники, а также машин, оборудова ния, автомобилей, закупае мых у российских производителей и реализу емых по свободным ценам в России и за рубежом. Та ким образом, в сфере про мышленного производства совместные предприятия не очень то заботятся о внедрении совершенных технологий и соответствую щем обучении кадров. Треть численности рос сийских СП и четверть со гласованных инвестиций сосредоточены в социаль ном комплексе (торговля, общественное питание, ту ризм, гостиничное и ресто ранное обслуживание, здравоохранение, легкая промышленность, киновп- деопродукция, полиграфия и т. д.). Около 20 процен тов численности СП (а это 10 процентов инвестиций) зарегистрировано в сфере деловых услуг: инжпни ринг, консультации, подго товка кадров, реклама, посредничество и др. Особо выделяется груп па СП, зарегистрирован ных в сфере компьютерно го бизнеса и программного обеспечения. На СГІ дан ной группы приходится по чти половина общей выручки всех действующих в России СГІ, хотя их доля в численности и согласо ванных инвестициях со ставляет всего 13 и 8 про центов соответственно. Чрезвычайно емкий рос снйскнй рынок, богатые природные ресурсы, отно сительно дешевая рабочая сила, энергообеспечен ность, существенный на учно технический и производственный потен циал все это привлека тельно для зарубежных инвесторов. Все вышеска занное относится и к Се верному экономическому региону, куда входят Ар- хан гел ьская, Вологодекая и Мурманская области, а также республики Коми и Карелия. По внешнеторго вому обороту у нас лиди руют Вологодская и Мурманская области. частниками внешне экономической дея тельности Северного экономического региона в 1997 году было поставлено на экспорт продукции и товаров на сумму свыше 4 млрд. долларов, услуг около 400 млн. долларов. На Мурманскую область приходится одна треть об щих поставок экспортной продукции и услуг. А импорт товаров но Мурманской области соста вил 27,3 процента. Помимо цветных метал лов важнейшей статьей об ластного экспорта традиционно является рыба, включая продукты морского промысла. За ис текший год на внешний рынок наше Заполярье по ставило свыше 150 тысяч тонн рыбопродукции на общую сумму около 200 млн. долларов США. И лишь немногим более 2 процентов областного экс порта рыбной продукции приходится на предприя тия с иностранными инвес тициями. Наибольшее количество рыбопродукции (36,9 процента) направле но в Норвегию. Однако объемы экспор та сокращаются, что объяс няется уменьшением вылова рыбы и выпуска продукции из нее. А это, в свою очередь, объясняется падением мощностей рыбо добывающих флотов и бе реговых предприятий. Продолжает сокращать ся экспорт из нашего реги она и лесопродукции из-за низкого ее качества и рез кого удорожания затрат на производство. К основным статьям на шего экспорта относится также апатитовый концен трат, объемы которого год от года увеличиваются. Значительная часть произ водимого концентрата от правляется на Украину (32,7 процента), в Литву (13,9 процента), Норвегию (12 процентов) и Нидер ланды (7,8 процента). К сожалению, экспорт ный потенциал Заполярья в полном объеме по-пре жнему не реализуется. Ос таются большими возможности увеличения экспорта апатитового, же лезорудного и бадделеито- вого ’ концентратов, алюминия, а также редко земельных металлов, комп лексное использование руд Кольского полуострова. Структура импорта из года в год существенно не меняется. В основном это продукты питания, где наибольший процент со ставляет, как ни печально, рыбная продукция. Зато снижается импорт машин и технологического оборудо- вания, бытовой техники, мебели. Это свидетельству ет о том, что предприятия не в силах вести реконст рукцию производства, а доходов населения не хва тает на новую мебель и бы товую технику. И в результате,,. Сегодня на территории Мурманской области заре гистрировано более 300 предприятий с иностран ными инвестициями, при этом только 140 (менее по ловины) реально действу ют. Фирмы 35 стран (3 - из СНГ) принимали учас тие в их создании. Почти половина СП учреждена совместно с фирмами Нор вегии, Финляндии и Шве ции. Треть действующих СП зарегистрирована в от раслях промышленности и столько же в торговле и общественном питании. По разным причинам (в основном из-за нестабиль ности за ко 11 одател ы іой базы и налогообложения) кол ичество действующих СП сократилось по сравне нию с прошлым годом по чти на 20 процентов. Снижение общего объема производства продукции предприятий с иностран ным капиталом объясняет ся и ликвидацией пли перерегистрацией ряда предприятий в другие фор мы собственности, без ино- спзанного участия “Расвумчорр’ , “Крамдс- Центр’”, “Арктик Салмон”, “Имандра”. Удельный вес только одного вида про дукции - апатитового кон центрата,- выпускаемого “Расвумчорром’ , занимал в общем объеме продукции предприятий с иностран ными инвестициями в 1995 году около 40 процентов. Производство товарной пищевой рыбной продук ции на предприятиях с иностранным капиталом сократилось по сравнению с прошлым годом более чем наполовину. Но, несмотря на общее снижение производства, в отдельных СП ( “Норд- Вест Ф. К ”, “Новое Дело ЛТД”, “Помор пекарь”) наблюдается рост. Россий- скотерманскому предприя тию АО “Норд Вест Ф. К .” девятый год. Пройден путь от небольшого завода, выпускавшего 1-2 вида рыбной продукции, до комплекса, включающего в себя промысловый флот, три перерабатывающих за вода, авторемонтное хозяй ство, оптовую и розничную сеть. Сегодня это СГГ крупнейший на Северо За паде России производитель разнообразной рыбной продукции из высококаче ственного сырья на совре менном оборудовании с использованием передовых технологий. Продукция “Норд Веста” соответству ет мировым стандартам качества, бесперебойно по ставляется в Москву, Са нкт I Iетербург , Кал іі- нинград, крупнейшие горо да европейской части России. Торговая марка “Норд-Веста” хорошо из вестна на Украине, в Бело руссии, в странах Западной Европы. Достоинством фирмы является и то, что она вы рабатывает экологически чистую продукцию. Даже для копчения рыбы ис пользуются только опилки лиственных пород деревь ев, завозимых из-за преде лов области. В течение восьми лет прослеживается устойчивая тенденция рос та объемов производства как в общем, так и по от дельным видам продукции. АО “Норд-Вест Ф. К .” - это пример успешного со трудничества и смелости иностранного инвестора (первый завод фирмы сто имостью 5 млн. немецких марок был построен полно стью на его деньги), при мер удачного привлечения иностранных инвестиций в экономику Мурманской области. К сожалению, такие примеры единичны. Со вместное предприниматель ство имеет большие перспективы, но пока не дает ожидаемых результа тов. Более половины из за регистрированных у нас предприятий с иностран ным капиталом до настоя щего времени не приступили к практической деятельности. Общие ос новные трудности, которые приходится преодолевать предприятиям с иностран ными инвестициями, - это несовершенная налоговая политика нашего государ ства, а также отсутствие ка чест вен 11 ой сырьевой базы, материально-техни ческого обеспечения, инже нерных коммуникаций при высокой стоимости сырья, земли, зданий. Внешнеэкономическая деятельность в Северном экономическом регионе ставит и задачу координа ции этой деятельности с учетом возможностей всех организаций и предприя тий. Мурманский совет по координации внешнеэконо мической деятельности, например, занимается усо вершенствованием тамо женной инфраструктуры, информационным ~ обес печением участников внешнеэкономической дея тельности. Однако некото рые практические вопросы требуют активного содей ствпя федеральных влас тей. К примеру, такие проекты, как реконструк ция комбината “Печенга- никель”, повышение безо пасности Кольской АЭС, поддержаны на межправи тельственном уровне, и часть оборудования и мате риалов поступает сюда в качестве безвозмездной по мощи, однако в последнее время правительственная комиссия по этим вопросам прекратила свою работу... Наше богатство - у нас под ногами Мы имеем сегодня в об ласти достаточно отрабо танный пакет программ для иностранных инвесто ров, который уже опробо ван на различных семинарах и представлен зарубежным партнерам. В потенциале Мурманс кой области по-прежнему остаются большие возмож ности увеличения экспорта апатитового, железорудно го и бадделеитового кон центратов, алюминия, редкоземельных металлов. А экспортный потенциал акционерного общества “Апатит ’, Ковдорского и Оленегорского горноруд ных комбинатов и пред приятия “Севредмет” используется всего на 50 - 70 процентов. Наибольший интерес представляют комплексное использование руд Кольс кого полуострова и нара щивание объемов переработки отходов про изводства горно-металлур- гических предприятии, расширение ассортимента выпускаемой на их основе продукции. При условии комплексного использова ния руд можно дополни тельно получать около 12 млн. тонн нефелинового, 600 - 700 тыс. тонн селено вого, 400 - 500 тыс. тонн титаномагнетитового и 2,7 млн. тонн эгиринового концентратов и другой продукции для внутренне го и "внешнего рынков. Перспективен выпуск лекарственных препаратов на основе продукции рыбо промысла, морских водо рослей, оленеводства. Уже есть предложения запад ных фирм на этот счет и есть реальные проекты для инвестиционного сотрудни чества. Не исчерпаны воз можности активного туризма, особенно зимнего, почти не идет в производ ство продукции наш при родный камень, в том числе и полудрагоценные минералы. А развитие тра диционных для Севера оленеводства и зверовод ства?.. Словом, у Заполярья есть возможности для раз вития и углубления внешнеэкономической дея тельности. Да мало в Рос сии для такой деятельности здравых законов. Но это уже другая тема... Валентина ИГОНИНА, преподаватель экономики и анализа хозяйственной деятельности кооперативного техникума Мурманского облпотребсоюза, аспирант Московского университета потребительской кооперации. 15 - 21 мая 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz