Рыбный Мурман. 1998 г. Май.
Выпуск № 17 КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, финансово-банковс кие учреждения, возникшие в ходе рыночных реформ. Существуют в основном за счет аккумуляции вкладов, выдачи кредитов предприятиям, организациям и частным лицам с возвращением их с процентами. Выполняют опе рации, как правило, не только в рублях, но и в валюте. В Мурманской области такими банками стали Северо-За- падный коммерческий с филиалами в области и в Архан гельске, “Мурман” , Социальный коммерческий, Кола-банк и др. Некоторые из них (Северо-Западный коммерческий) не выдержали рыночных отношений и полностью пли частично прекратили выдачу вкладов. КОММЕРЧЕСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ НА МУРМАНЕ, первым предложил создать еще в конце прошлого века тогдашний министр финансов Сергей Юльевич Витте. Государственный совет одобрил решение. 8.04.1896 Николаи II подписал Указ о выделении 400 тыс. рублей на строительство морского порта на Мурмане, из которых 150 тыс. выделялось на 1896. Строить его было решено в Екатерининской гавани (г. Полярный). КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙ СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Мурманская областная органи зация - см. Мурманская областная ( уездная, окружная) организация КПРФ. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙ СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - см. Мурманская городская организация КПРФ. КОМПАНЕЕЦ Федор Григорьевич (1918- 24.11.1976), Героіі Советского Союза (24.03.1945), ст. сержант, командир отделения автоматчиков 253 стрелко вого полка 435 стрелковой дивизии 14 армии Карельско го фронта. Род. в с. Мефодиевка Сумской области, украинец. Работал в колхозе. В армии с 1939. Участник советско-финляндской воііны 1939-1940. В Великую Оте чественную в действующей армии с июня 1941. Воевал на Кестеньгском направлении, а с октября 1944 - на Мур манском. Отличился в Петсамо-Киркенесской операции. 25.10.1944 его отделение под сильным огнем противника форсировало залив Бек-фьорд в Северной Норвегии и обеспечило поддержку другим подразделениям. Первым вступило в г. Киркенес. В 1945 демобилизован. Жил в родном селе. Работал фельдшером в колхозе. Умер и пох. в с. Мефодиевка. “КОМСОМОЛЕЦ”, атомная подводная лодка Север ного флота третьего поколения (бывшая К-278, проект 685, класс ‘Майк"). Единственная в серии. Предназнача лась для ( орьбы с подводными лодками противника и охраны своих кораблей. Технический проект утвержден в декабре 1974. Строилась на Севмашпредпрнятин в Се веродвинске. В августе 1983 спущена на воду. После до стройки и ходовых испытаний 5.08.1984 передана 1 флотилии Северного флота. Длина 122 м, ширина - 11,5 м, водоизмещение - 9700 т. Сверхпрочный титановый кор пус (соотношение прочности п веса у титана выше, чем у стали) позволял погружаться на рабочую глубину - 1000 м, предельную - 1250 м. Еще во время ходовых испыта ний с конструкторами и представителями строителей на борту опустилась на 1040 м, установив рекорд погруже ния для боевых кораблей. Титан немагнитен, что при малой шумности подводного корабля, больших рабочих глубинах сводило к нулю возможности его обнаружения. Лодка была фактически лабораторией, испытательным стендом и прототипом будущего гражданского подводного атомного флота. Пять лет несла боевую и научную служ бу. 7.04.1989 при возвращении в базу после выполнения учебно-боевого задания в Норвежском море, в 120 милях от о. Медвежий, на глубине 486 м в 7-м, последнем, от секе возник пожар. Через 11 минут лодка всплыла на по верхность. Произошла разгерметизация системы воздуха высокого давления, что усилило пожар, и его не удалось погасить даже с помощью объемно-химической системы пожаротушения. Поступала вода, к 17 часам резко уси лился дифферент. Экипаж эвакуировался на плоты, ко торых было недостаточно. Спасательные лодки были сброшены самолетами далеко. В 17.08 лодка с креном на корму затонула на глубине 1685 м. Из 69 членов экипа жа 42 погибли (в том числе командир капитан 1 ранга Евгений Алексеевич Ванин (см.): 4 во время пожара, 38 утонули или умерли от переохлаждения. Подошедшая через 81 минуту плавбаза “Алексей Хлобыстов” взяла на борт остававшихся на поверхности моря 25 подводников и тела 5 погибших. Реактор лодки заглушен. На борту “Комсомольца” имеются торпеды с двумя атомными зарядами. Точной причины пожара установить не удалось. По одной из вер сий, он возник в результате повышенноіі концентрации кислорода в 7-м отсеке и короткого замыкания в элект рических цепях. В 1990 экспедиционное гидрографическое судно Север ного флота “Ромуальд Муклевпч” провело контроль ра диоактивной загрязненности вод и грунта на месте гибели лодки. С тех нор ученые России вместе с проектантами и конструкторами ведут регулярные наблюдения за состо янием подводной лодки, особенно ее ядерного реактора и боевых торпед. Установлены соответствующие приборы. Сделан вывод, подтвержденный учеными других стран, в частности Норвегии, что реактор и ядерные боеголовки торпед надежно защищены и не представляют угрозы для окружающей среды по крайней мере на два десятилетия. Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин” , под наблюдением которого проектировался и строился “Комсомолец” , разработало проект подъема лодки. Готов включиться в совместную работу голланд ский консорциум подводных работ. Но достаточных средств не имеется. Бывший командующий 1 флотилией атомных подвод ных лодок Северного флота вице-адмирал Евгений Дмит риевич Чернов создал Фонд памяти экипажа подводной лодки “Комсомолец”. Лит. Черкаиіин П. Пламя а отсеках. М., Воениздат, 1991. “КОМСОМОЛЕЦ”, рыболовныіі траулер (РТ-17), построен в 1930 в Данциге (Польша). Длина 54,6 м, ши рина 9,05 м, осадка 4,0 м. Водоизмещение 1136 т. Полез ный груз 491 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 42 человека. В довоенное время добивался высоких уловов. “КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ”, областная мо лодежная газета. Издается с 1.01.1939. До этого, начиная с 1926, в областной газете “Полярная правда” публикова лись молодежные страницы “Заполярный молодняк”, “Комсомолец Заполярья” и другие. В довоенное время в газете работали мурманские поэты и будущие известные журналисты Александр Подстаницкий, Константин ГІол- тев. Выпуск прекращен 24.08.1941. Возобновлен 1.03.1957.' Редакторы: Ф. Ф. Макаров (до войны), Е.Б.Бройдо, 3 . К.Чиркова, В.В.Демидова, С.А.Панкра тов, М.В.Зинов, II.А.Бакшевнпков, Д. А. Тараканов, Е.А. Попов, Е.К.Рукман. Выходила три раза в неделю на четырех страницах малого формата. С 1994 - еженедель ник на 8, а затем на 12-16 страницах. “КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ”, эскадрилья, действовала в годы Великой Отечественной войны в соста ве 147 (20 гв.) авиаполка на Кольском полуострове (ко мандиры в разное время Георгий Васильевич Громов, Иван Михайлович Жариков). Самолеты для нес были по строены на средства, собранные комсомольцами и молоде жью Мурманской области. За годы войны летчики эскадрильи совершили 4274 боевых вылета, сбили 83 са молета противника, уничтожили на земле около 900 вра жеских солдат и офицеров. Прикрывая Мурманск, II ижнетуломскую ГЭС, железную дорогу, летчики эскад рильи Михаил Бычков, Дмитрий Горелышев, Иван Жу- ченко, Иван Юшпнов и другие проявляли мужество и отвагу. КОМСОМОЛЬСКОЕ, озеро в черте г. Мончегорс ка. Названо первостроителями города, до этого имело са амское название Олменчкыхскымьяуренч (олмеич - уменьшительное от олма - человек, кэццке - утонуть, яуренч - озерко). КОМШИЛОВ Михаил Михайлович (4.10.1910- 19.01.1979), доктор биологических наук (1946), профес сор, директор Мурманской морскоіі биологической станции в 1953-1963. Род. в г. Самаре, русский. За три года окончил Московский университет (1930) но специ альности “Генетика животных”. Работал в Биологическом институте им. Тимирязева, в Институте эволюционной морфологии им. А.Н.Северцова. Участник Великой Оте чественной войны. С 28.12.1948 в Мурманской области: ст. научный сотрудник Мурманской биологической стан ции АН СССР (нос. Дальние Зеленцы), с 24.06.1953 - директор. При нем станция была реорганизована в Мор ской биологический институт. Позднее работал в Инсти туте биологии внутренних вод (г. Борок Ярославской области). Разрабатывал теорию эволюции, проблемы структуры и эволюции биосферы, биотического кругово рота, охраны среды. КОМШИЛОВ Яков Алексеевич (1894-1964), один из основателей Мурманского областного краеведчес кого музея. В 1910-1917 учился в Художественном учили ще барона Штиглица в Петрограде. Участник Октябрьской революции. С 1919 работал в художествен ной мастерской по классу монументальной скульптуры, в 1919-1920 в Реввоенсовете. В Мурманске прожил около сорока лег - с 1920 по 1958, работал в отделе юстиции, заведовал партийным архивом обкома партии. КОНВЕНЦИЯ О ГРАНИЦАХ ( О границах меж ду Россией и Норвегией в лапландских погостах”), была подписана между двумя соседними странами в 1826. В настоящее время проходит примерно по той же линии. КОНВОИ (СОЮЗНЫЕ, СЕВЕРНЫЕ), специ альные формирования транспортных судов в сопровожде нии военных кораблей, доставлявшие вооружение, боеприпасы и продовольствие, получаемые СССР за гра ницей по ленд-лизу (в обратном направлении вывозили стратегическое сырье). В конвоях участвовали гражданс кие п военные суда разных стран: США, Великобритании, Канады, Нидерландов, Польши и др. Существовало три основных маршрута: Тихоокеанский, Трансиранский и Северный. Самым коротким был Северный: из США, Англии и Исландии в Мурманск и Архангельск. Протя женность его 2 тыс. миль. Караваи проходил эго рассто яние за 10-12 суток. Суда, следовавшие в СССР, обозна чались индексом PG, в обратном направлении - GP, пос ле 1942 - соответственно JW и RA. Этот путь пролегал севернее пли южнее о. Медвежий и был самым опасным, поэтому прикрывались конвои британскими ВМС и Се верным флотом. В 1941 конвои в СССР включали 6-10 судов, в 1942-1943 - 16-40, в 1944 - до 50. Первый (пробный) караван с военными грузами “Дер виш” (PG-0) пришел в Архангельск и Молотовск (Севе родвинск) 31.08.1941 (6 английских и 1 советское судно), а во фронтовоіі Мурманск 11.01.1942 (PQ-7, 9 транспор тов), доставивший 24541 т грузов. С начала 1942, с вве дением объездноіі железной дороги через станцию Обозерская, основным пунктом разгрузки стал Мур манск. В связи с этим в Мурманске, на улице Перовской в Доме Мѵрманрыбы, разместился штаб Уполномоченно го по перевозкам на Севере И.Д.Папанина. Уже в 1941 в северные порты пришло 7 конвоев. Последний конвой пришел на Север 20.05.1945. Всего за годы войны - 42 конвоя, 839 судов, в том числе 722 транспортных, прибы ли 741; погибли 61 и возвратились 37. Из советских пор тов вышло 36 конвоев, 738 судов, дошли до цели 699, в том числе 682 транспорта, погибли 30 и вернулись 8. Погибли также 22 боевых корабля союзников. Всего до ставлено 4 млн. т грузов, в том числе 4909 самолетов, 7764 танка и 1257 пушек. Союзные и советские силы прикрытия потопили 27 подводных лодок, 2 миноносца, 2 эсминца. Лит. Бамстед Р.А. Курс на Мурманск. Караваны под морским конвоем. - “Америка", 1987, №> 372. Горчаков Р. Хроника мурманских конвоев. - “Арктическая звезда”, 1982, февраль-декабрь, 1983, 12 января. Северные кон вои. Архангельск, 1991. Конвои. Архангельск, 1995. Го ловко А. Г. Вместе с флотом. М., I960. КОНВОИ PG-17, союзный конвой во время второй мировой воііны. Понес самые тяжелые потери (были по топлены 23 из 35 транспортов). Английская военно-мор ская администрация неоправданно оставила их в море без прикрытия. Разгром каравана был использован союзни ками в качестве предлога для прекращения поставок во оружения в СССР во время Сталинградской битвы. “КОНГРЕСС РУССКИХ ОБЩИН”, Мурманское региональное отделение - см. Движения и объединения. КОНДАКОВ Федор Германович, бригадир сле- сарей-судоремонтников Мурманской судоверфи, Герой Социалистического Труда (1.03.1976). Род. в 1923, рус ски й. Лит. Панюшкин В. Рабочая честь. - “Водный транс порт", 1976, / июня. Романов Д. Уходят в море кораб ли. “Рыбный Мурман”, 1976, 17 марта. КОНДРАТКИНО, населенны!! пункт на северо-за падном берегу Кольского залива, в 5 км к западу от с. Бе- локамепка. Возник в 1937, к 1938 проживали 4 человека. В начале 40-х гг. исключен из учетных данных. КОНДРАТЬЕВ Иван Кондратьевич, председа тель Мурманского окружного и городского Советов. Из бран 12.02.1929. Род. в 1893, русский. КОНДРИКОВ Василий Иванович (13.03.1900- 25.08.1937), в 1930-1936 - управляющий трестом “Апа тит”, в 1936-1937 - начальник строительства комбината “Североникель”. Род. в г. Сухиничи Калужскоіі области, русский. После окончания Тульского технического учи лища связи (1916) работал монтером телефонной стан ции. С 18 лет на гражданской войне. Стал комиссаром Башкирской кавалерийской дивизии. В мирное время ра ботал начальником контор связи в Стерлитамаке, Твери, Нижнем Новгороде. С 1924 в Ленинграде - директор по чтамта и телеграфа, затем управляющий областным ком мунальным банком. По рекомендации С.М.Кирова в 1929 направлен в Хибины. Создавал трест “Апатит”. Выпол нял также обязанности начальника Нивастроя, директо ра комбината “Североникель”, начальника треста “Кольстрой”. Уже в 1930 трест “Апатит” дал 100 тыс. т апатитовой руды на экспорт, заработав для государства 2,3 млн. руб. золотом. О нем писали А. М. Горький, М. М. Пришвин, И. И. Катаев. Награжден орденом Ленина (1933). ГІо надуманным обвинениям 16.03.1937 арестован НКВД на станции Имандра. Приговорен 25.08.1937 Воен ной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания. Расстрелян в гот же день в Ленинграде, пох. на Лева- шовском кладбище. Реабилитирован 27.08.1955 Верховным судом СССР. Именем названы улицы в Кировске и Мончегорске, редкий минерал, разновид ность иатролита. Лит. Помпеев /О. Хибинская снарта. Мурманск, 1971. Движение. Мурманск, 1980. Встреча советских п английских ветеранов второй мировой войны, участников проводки морских конвоев. Мурманск Фото С. Майстермана. К О М - к о н 1 L M J i ' a 15 - 21 мая 1998 года "Мурман" стр. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz