Рыбный Мурман. 1998 г. Май.

Выпуск № 17 КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, финансово-банковс­ кие учреждения, возникшие в ходе рыночных реформ. Существуют в основном за счет аккумуляции вкладов, выдачи кредитов предприятиям, организациям и частным лицам с возвращением их с процентами. Выполняют опе­ рации, как правило, не только в рублях, но и в валюте. В Мурманской области такими банками стали Северо-За- падный коммерческий с филиалами в области и в Архан­ гельске, “Мурман” , Социальный коммерческий, Кола-банк и др. Некоторые из них (Северо-Западный коммерческий) не выдержали рыночных отношений и полностью пли частично прекратили выдачу вкладов. КОММЕРЧЕСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ НА МУРМАНЕ, первым предложил создать еще в конце прошлого века тогдашний министр финансов Сергей Юльевич Витте. Государственный совет одобрил решение. 8.04.1896 Николаи II подписал Указ о выделении 400 тыс. рублей на строительство морского порта на Мурмане, из которых 150 тыс. выделялось на 1896. Строить его было решено в Екатерининской гавани (г. Полярный). КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙ­ СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Мурманская областная органи­ зация - см. Мурманская областная ( уездная, окружная) организация КПРФ. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙ­ СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - см. Мурманская городская организация КПРФ. КОМПАНЕЕЦ Федор Григорьевич (1918- 24.11.1976), Героіі Советского Союза (24.03.1945), ст. сержант, командир отделения автоматчиков 253 стрелко­ вого полка 435 стрелковой дивизии 14 армии Карельско­ го фронта. Род. в с. Мефодиевка Сумской области, украинец. Работал в колхозе. В армии с 1939. Участник советско-финляндской воііны 1939-1940. В Великую Оте­ чественную в действующей армии с июня 1941. Воевал на Кестеньгском направлении, а с октября 1944 - на Мур­ манском. Отличился в Петсамо-Киркенесской операции. 25.10.1944 его отделение под сильным огнем противника форсировало залив Бек-фьорд в Северной Норвегии и обеспечило поддержку другим подразделениям. Первым вступило в г. Киркенес. В 1945 демобилизован. Жил в родном селе. Работал фельдшером в колхозе. Умер и пох. в с. Мефодиевка. “КОМСОМОЛЕЦ”, атомная подводная лодка Север­ ного флота третьего поколения (бывшая К-278, проект 685, класс ‘Майк"). Единственная в серии. Предназнача­ лась для ( орьбы с подводными лодками противника и охраны своих кораблей. Технический проект утвержден в декабре 1974. Строилась на Севмашпредпрнятин в Се­ веродвинске. В августе 1983 спущена на воду. После до­ стройки и ходовых испытаний 5.08.1984 передана 1 флотилии Северного флота. Длина 122 м, ширина - 11,5 м, водоизмещение - 9700 т. Сверхпрочный титановый кор­ пус (соотношение прочности п веса у титана выше, чем у стали) позволял погружаться на рабочую глубину - 1000 м, предельную - 1250 м. Еще во время ходовых испыта­ ний с конструкторами и представителями строителей на борту опустилась на 1040 м, установив рекорд погруже­ ния для боевых кораблей. Титан немагнитен, что при малой шумности подводного корабля, больших рабочих глубинах сводило к нулю возможности его обнаружения. Лодка была фактически лабораторией, испытательным стендом и прототипом будущего гражданского подводного атомного флота. Пять лет несла боевую и научную служ­ бу. 7.04.1989 при возвращении в базу после выполнения учебно-боевого задания в Норвежском море, в 120 милях от о. Медвежий, на глубине 486 м в 7-м, последнем, от­ секе возник пожар. Через 11 минут лодка всплыла на по­ верхность. Произошла разгерметизация системы воздуха высокого давления, что усилило пожар, и его не удалось погасить даже с помощью объемно-химической системы пожаротушения. Поступала вода, к 17 часам резко уси­ лился дифферент. Экипаж эвакуировался на плоты, ко­ торых было недостаточно. Спасательные лодки были сброшены самолетами далеко. В 17.08 лодка с креном на корму затонула на глубине 1685 м. Из 69 членов экипа­ жа 42 погибли (в том числе командир капитан 1 ранга Евгений Алексеевич Ванин (см.): 4 во время пожара, 38 утонули или умерли от переохлаждения. Подошедшая через 81 минуту плавбаза “Алексей Хлобыстов” взяла на борт остававшихся на поверхности моря 25 подводников и тела 5 погибших. Реактор лодки заглушен. На борту “Комсомольца” имеются торпеды с двумя атомными зарядами. Точной причины пожара установить не удалось. По одной из вер­ сий, он возник в результате повышенноіі концентрации кислорода в 7-м отсеке и короткого замыкания в элект­ рических цепях. В 1990 экспедиционное гидрографическое судно Север­ ного флота “Ромуальд Муклевпч” провело контроль ра­ диоактивной загрязненности вод и грунта на месте гибели лодки. С тех нор ученые России вместе с проектантами и конструкторами ведут регулярные наблюдения за состо­ янием подводной лодки, особенно ее ядерного реактора и боевых торпед. Установлены соответствующие приборы. Сделан вывод, подтвержденный учеными других стран, в частности Норвегии, что реактор и ядерные боеголовки торпед надежно защищены и не представляют угрозы для окружающей среды по крайней мере на два десятилетия. Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин” , под наблюдением которого проектировался и строился “Комсомолец” , разработало проект подъема лодки. Готов включиться в совместную работу голланд­ ский консорциум подводных работ. Но достаточных средств не имеется. Бывший командующий 1 флотилией атомных подвод­ ных лодок Северного флота вице-адмирал Евгений Дмит­ риевич Чернов создал Фонд памяти экипажа подводной лодки “Комсомолец”. Лит. Черкаиіин П. Пламя а отсеках. М., Воениздат, 1991. “КОМСОМОЛЕЦ”, рыболовныіі траулер (РТ-17), построен в 1930 в Данциге (Польша). Длина 54,6 м, ши­ рина 9,05 м, осадка 4,0 м. Водоизмещение 1136 т. Полез­ ный груз 491 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 42 человека. В довоенное время добивался высоких уловов. “КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ”, областная мо­ лодежная газета. Издается с 1.01.1939. До этого, начиная с 1926, в областной газете “Полярная правда” публикова­ лись молодежные страницы “Заполярный молодняк”, “Комсомолец Заполярья” и другие. В довоенное время в газете работали мурманские поэты и будущие известные журналисты Александр Подстаницкий, Константин ГІол- тев. Выпуск прекращен 24.08.1941. Возобновлен 1.03.1957.' Редакторы: Ф. Ф. Макаров (до войны), Е.Б.Бройдо, 3 . К.Чиркова, В.В.Демидова, С.А.Панкра­ тов, М.В.Зинов, II.А.Бакшевнпков, Д. А. Тараканов, Е.А. Попов, Е.К.Рукман. Выходила три раза в неделю на четырех страницах малого формата. С 1994 - еженедель­ ник на 8, а затем на 12-16 страницах. “КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ”, эскадрилья, действовала в годы Великой Отечественной войны в соста­ ве 147 (20 гв.) авиаполка на Кольском полуострове (ко­ мандиры в разное время Георгий Васильевич Громов, Иван Михайлович Жариков). Самолеты для нес были по­ строены на средства, собранные комсомольцами и молоде­ жью Мурманской области. За годы войны летчики эскадрильи совершили 4274 боевых вылета, сбили 83 са­ молета противника, уничтожили на земле около 900 вра­ жеских солдат и офицеров. Прикрывая Мурманск, II ижнетуломскую ГЭС, железную дорогу, летчики эскад­ рильи Михаил Бычков, Дмитрий Горелышев, Иван Жу- ченко, Иван Юшпнов и другие проявляли мужество и отвагу. КОМСОМОЛЬСКОЕ, озеро в черте г. Мончегорс­ ка. Названо первостроителями города, до этого имело са­ амское название Олменчкыхскымьяуренч (олмеич - уменьшительное от олма - человек, кэццке - утонуть, яуренч - озерко). КОМШИЛОВ Михаил Михайлович (4.10.1910- 19.01.1979), доктор биологических наук (1946), профес­ сор, директор Мурманской морскоіі биологической станции в 1953-1963. Род. в г. Самаре, русский. За три года окончил Московский университет (1930) но специ­ альности “Генетика животных”. Работал в Биологическом институте им. Тимирязева, в Институте эволюционной морфологии им. А.Н.Северцова. Участник Великой Оте­ чественной войны. С 28.12.1948 в Мурманской области: ст. научный сотрудник Мурманской биологической стан­ ции АН СССР (нос. Дальние Зеленцы), с 24.06.1953 - директор. При нем станция была реорганизована в Мор­ ской биологический институт. Позднее работал в Инсти­ туте биологии внутренних вод (г. Борок Ярославской области). Разрабатывал теорию эволюции, проблемы структуры и эволюции биосферы, биотического кругово­ рота, охраны среды. КОМШИЛОВ Яков Алексеевич (1894-1964), один из основателей Мурманского областного краеведчес­ кого музея. В 1910-1917 учился в Художественном учили­ ще барона Штиглица в Петрограде. Участник Октябрьской революции. С 1919 работал в художествен­ ной мастерской по классу монументальной скульптуры, в 1919-1920 в Реввоенсовете. В Мурманске прожил около сорока лег - с 1920 по 1958, работал в отделе юстиции, заведовал партийным архивом обкома партии. КОНВЕНЦИЯ О ГРАНИЦАХ ( О границах меж­ ду Россией и Норвегией в лапландских погостах”), была подписана между двумя соседними странами в 1826. В настоящее время проходит примерно по той же линии. КОНВОИ (СОЮЗНЫЕ, СЕВЕРНЫЕ), специ­ альные формирования транспортных судов в сопровожде­ нии военных кораблей, доставлявшие вооружение, боеприпасы и продовольствие, получаемые СССР за гра­ ницей по ленд-лизу (в обратном направлении вывозили стратегическое сырье). В конвоях участвовали гражданс­ кие п военные суда разных стран: США, Великобритании, Канады, Нидерландов, Польши и др. Существовало три основных маршрута: Тихоокеанский, Трансиранский и Северный. Самым коротким был Северный: из США, Англии и Исландии в Мурманск и Архангельск. Протя­ женность его 2 тыс. миль. Караваи проходил эго рассто­ яние за 10-12 суток. Суда, следовавшие в СССР, обозна­ чались индексом PG, в обратном направлении - GP, пос­ ле 1942 - соответственно JW и RA. Этот путь пролегал севернее пли южнее о. Медвежий и был самым опасным, поэтому прикрывались конвои британскими ВМС и Се­ верным флотом. В 1941 конвои в СССР включали 6-10 судов, в 1942-1943 - 16-40, в 1944 - до 50. Первый (пробный) караван с военными грузами “Дер­ виш” (PG-0) пришел в Архангельск и Молотовск (Севе­ родвинск) 31.08.1941 (6 английских и 1 советское судно), а во фронтовоіі Мурманск 11.01.1942 (PQ-7, 9 транспор­ тов), доставивший 24541 т грузов. С начала 1942, с вве­ дением объездноіі железной дороги через станцию Обозерская, основным пунктом разгрузки стал Мур­ манск. В связи с этим в Мурманске, на улице Перовской в Доме Мѵрманрыбы, разместился штаб Уполномоченно­ го по перевозкам на Севере И.Д.Папанина. Уже в 1941 в северные порты пришло 7 конвоев. Последний конвой пришел на Север 20.05.1945. Всего за годы войны - 42 конвоя, 839 судов, в том числе 722 транспортных, прибы­ ли 741; погибли 61 и возвратились 37. Из советских пор­ тов вышло 36 конвоев, 738 судов, дошли до цели 699, в том числе 682 транспорта, погибли 30 и вернулись 8. Погибли также 22 боевых корабля союзников. Всего до­ ставлено 4 млн. т грузов, в том числе 4909 самолетов, 7764 танка и 1257 пушек. Союзные и советские силы прикрытия потопили 27 подводных лодок, 2 миноносца, 2 эсминца. Лит. Бамстед Р.А. Курс на Мурманск. Караваны под морским конвоем. - “Америка", 1987, №> 372. Горчаков Р. Хроника мурманских конвоев. - “Арктическая звезда”, 1982, февраль-декабрь, 1983, 12 января. Северные кон­ вои. Архангельск, 1991. Конвои. Архангельск, 1995. Го­ ловко А. Г. Вместе с флотом. М., I960. КОНВОИ PG-17, союзный конвой во время второй мировой воііны. Понес самые тяжелые потери (были по­ топлены 23 из 35 транспортов). Английская военно-мор­ ская администрация неоправданно оставила их в море без прикрытия. Разгром каравана был использован союзни­ ками в качестве предлога для прекращения поставок во­ оружения в СССР во время Сталинградской битвы. “КОНГРЕСС РУССКИХ ОБЩИН”, Мурманское региональное отделение - см. Движения и объединения. КОНДАКОВ Федор Германович, бригадир сле- сарей-судоремонтников Мурманской судоверфи, Герой Социалистического Труда (1.03.1976). Род. в 1923, рус­ ски й. Лит. Панюшкин В. Рабочая честь. - “Водный транс­ порт", 1976, / июня. Романов Д. Уходят в море кораб­ ли. “Рыбный Мурман”, 1976, 17 марта. КОНДРАТКИНО, населенны!! пункт на северо-за­ падном берегу Кольского залива, в 5 км к западу от с. Бе- локамепка. Возник в 1937, к 1938 проживали 4 человека. В начале 40-х гг. исключен из учетных данных. КОНДРАТЬЕВ Иван Кондратьевич, председа­ тель Мурманского окружного и городского Советов. Из­ бран 12.02.1929. Род. в 1893, русский. КОНДРИКОВ Василий Иванович (13.03.1900- 25.08.1937), в 1930-1936 - управляющий трестом “Апа­ тит”, в 1936-1937 - начальник строительства комбината “Североникель”. Род. в г. Сухиничи Калужскоіі области, русский. После окончания Тульского технического учи­ лища связи (1916) работал монтером телефонной стан­ ции. С 18 лет на гражданской войне. Стал комиссаром Башкирской кавалерийской дивизии. В мирное время ра­ ботал начальником контор связи в Стерлитамаке, Твери, Нижнем Новгороде. С 1924 в Ленинграде - директор по­ чтамта и телеграфа, затем управляющий областным ком­ мунальным банком. По рекомендации С.М.Кирова в 1929 направлен в Хибины. Создавал трест “Апатит”. Выпол­ нял также обязанности начальника Нивастроя, директо­ ра комбината “Североникель”, начальника треста “Кольстрой”. Уже в 1930 трест “Апатит” дал 100 тыс. т апатитовой руды на экспорт, заработав для государства 2,3 млн. руб. золотом. О нем писали А. М. Горький, М. М. Пришвин, И. И. Катаев. Награжден орденом Ленина (1933). ГІо надуманным обвинениям 16.03.1937 арестован НКВД на станции Имандра. Приговорен 25.08.1937 Воен­ ной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания. Расстрелян в гот же день в Ленинграде, пох. на Лева- шовском кладбище. Реабилитирован 27.08.1955 Верховным судом СССР. Именем названы улицы в Кировске и Мончегорске, редкий минерал, разновид­ ность иатролита. Лит. Помпеев /О. Хибинская снарта. Мурманск, 1971. Движение. Мурманск, 1980. Встреча советских п английских ветеранов второй мировой войны, участников проводки морских конвоев. Мурманск Фото С. Майстермана. К О М - к о н 1 L M J i ' a 15 - 21 мая 1998 года "Мурман" стр. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz