Рыбный Мурман. 1998 г. Май.

г ПРИСЛУШАИСЯ, МОСКВА Председателю Правительства Рос­ сии С. В. Кириенко - Председателю Совета Федерации Е. С. Строеву Председателю Государственной Думы Г. Н. Селезневу Депутатам Государственной Думы Департамент по рыболовству Мин- «• сельхозпрода М. В. Дементьеву Уважаемые господа! Обращаемся к вам по поручению _ коллективов предприятий Союза рыбо­ промышленников Севера, в который входит более ста малых и средних ры­ бодобывающих, рыбоперерабатываю­ щих и судоремонтных фирм Мурманска и Карелии. 24 апреля с трибуны Государствен- ной Думы вновь прозвучали призывы к введению платы за пользование вод­ ными биологическими ресурсами. По 4 нашему мнению, это недопустимо. Практически во всех цивилизован­ ных странах мира морское и океани­ ческое рыболовство пользуется государственной, в том числе финан- " совой, поддержкой, а развитие этой отрасли, как правило, стимулируется налоговыми и другими льготами. Российская рыбная промышлен- « ность такой поддержкой не пользуется. В сегодняшних условиях рентабель­ ность промысла находится на пределе. До 60 процентов действующего добы­ вающего флота выработало норматив­ ный срок эксплуатации и подлежит списанию. Предприятия с трудом изыскивают средства на поддержание ' флота в исправном техническом состо­ янии. Собственных средств на строи­ тельство новых промысловых судов у предприятий нет. Введение платы за водные биоре­ сурсы неминуемо приведет к оконча­ тельному развалу рыбной отрасли. Не исключается вероятность, что права промысла наиболее ценных объектов будут скуплены иностранными компа­ ниями. В результате тысячи российс- * ких рыбуков, рыбообработчиков, судоремонтников останутся без рабо­ ты. Выражаем надежду, что правитель- • ство России, депутаты Государствен­ ной Думы не допустят введения платы за водные биологические ресурсы и развала рыбной отрасли России. Председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Б. Д. КУДРИН. Генеральный директор Н. Г. ТРОПИН. ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ с ц е лью объ единени я дейст вий по защ ит е э ко н ом и че с ки х и с о ц и ­ а л ь ны х инт ере сов ры б а ко в , вы р а б от ки п р о г р а м м ы по ст а б и л и ­ з а ц и и п о л ож е н и я в от ра сл и на ст о ят ел ьно пре дла гают созват ь съ е зд р а б от н и ко в р ы б н о г о хо з я й ст в а России . Р еали зуя п р е д л ож е н и я и р еш е н и я , в ч а ст н о ст и , ко нф ер е нции р а б от н и к о в р ы б н о г о х о з я й ст в а С е вер ного бассейна , в н а ст о я ­ щее врем я сф орм ирован ор гани зацио нны й комит ет по п о д гот о в ­ ке и п р о в е д е н и ю съ е зд а р ы б а к о в , к о т о р ы й в о з гл а в л я ет пре зи дент ВАРПЭ В.М. Каменцев . О пределены дата и мест о п р о ­ ве де ни я съезда - 16-17 ию н я 1998 года в М оскве . Норма п р е д ст а ­ в ит е л ь ст в а - 1 делегат от 1500 р а б от аю щ и х . Ут в е рж д е ны р а б о ч и е г р у п п ы по п о д г от о в ке д о кум е нт о в съезда . В и к то р ЗЫРЯНОБ , пр ед седа тел ь ЦК пр оф сою за р а б о тн и ко в ры б н о го хо зяй с тва . “ПринцессаАрктики”, “Киіьиин” истихи Мурманским областным су­ дом рассмотрены два “ морс­ ких” уголовных дела. Судовые должностные лица обвинялись в нарушении правил безопасности мореплавания и эксплуатации морского транспорта. Я н в а р с к и м д н е м ма лыи транспортный рефрижера­ тор МТ 0872 “Кильдин” , принадлежащий АООТ “Сев- рыбхолодфлот” и переданный в аренду ТОО “Траст’ , вышел из порта' Мурманск в Баренцево море. Планировался прием ры­ бопродукции с промысловых судов. Главным на “Кильдине” был капитан дальнего плавания В. Гусаков. Судно находилось в проливе Большой Олений, когда капитан получил предупреждение о над­ вигающемся шторме. Было при пято решение укрыться от стихии в проливе, и “Кильдин” бросил якорь. Именно это место стоянки позже будет признано ошибоч­ ным: в опасной близости с под­ водной скалой. По и последующие действия капитана найдут неверными. Как сказано в приговоре, В. Гусаков “не обеспечил постоянного наблюде­ ния за состоянием якорь цени, отданного якоря, в связи с чем не был своевременно обнаружен дрейф судна ’. ...Шторм бушевал. “Киль дин” качало из стороны в сторо­ ну. Вдруг сильным порывом ветра (сила его достигала 35 - 40 м /сек ) судно сорвало с якоря и ударило кормовой частью о ту самую подводную скалу. К счастью, обошлось без че­ ловеческих жертв. Но вот сам “Кильдин” получил значитель ные повреждения, затраты на ус­ транение которых составили 260 АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ миллионов рублей (старыми). В отношении В. Гусакова было возбуждено уголовное дело. Приказом председателя комитета по рыболовству В. Гу­ саков был лишен звания лица командного состава судов флота рыбной промышленности с изъя­ тием диплома капитана дальнего плавания сроком на 18 месяцев. На суде капитан признал себя виновным частично, объяснив, что в той ситуации, в момент приближения стихии, более бла­ гополучного места якорной сто­ янки ' не было. Однако суд признал его виновным в наруше­ нии правил безопасности движе­ ния и эксплуатации морского транспорта, повлекшем но нео­ сторожности причинение круп­ ного ущерба. В АВАРИЙНУЮ СИТУА ЦИЮ попал и транспортный рефрижератор “Принцесса Арк тики”, принадлежащий межкол хозному производственному объединению (МГІО), под уп­ равлением капитана А. Иванова. Однако на скамье подсудимых оказался не он сам, а его стар­ ший помощник М. Ермолнцкіпі. “Принцесса Арктики” с про­ водкой шведского лоцмана при шла тем февральским днем в порт Гетеборг (Швеция), чтобы пополнить запасы дизельного топлива. На судне, как отраже­ но в приговоре суда, имелись все приборы, необходимые для обес­ печения безопасности плавания и якорной стоянки, и все они были в технически исправном состоянии. Глубина под килем достигала 19 метров. В назначенныіі час по право- ВЫДЕЛКИ НЕ СТОИТ автомобили ввозятся в Россию при условии уплаты совокупно­ го таможенного платежа всеми категориями граждан. Учиты­ вая, что объем двигателя у вво­ зимых шикарных иномарок немалый и уменьшить его невоз­ можно, то ‘'искусственно” увели­ чивается “возраст железного друга”. А дальше проще - офор­ мленный по льготной ставке ав томобиль благополучно продается. Истинный о б л ^ ен; Ь льготы порой Д цене сечение П>ан1‘“ “ нием об s s s s б“ “ Же (автомобиле). И теперь о самом главном это ответственность за все соде­ янное. Действительно, таможен­ никам крайне трудно доказать факт “продажи” льготы другому лицу и, наоборот, совсем не сложно проверить достоверность представленных документов и заявленных данных. Когда же устанавливается подлог, даль­ нейшее выяснение всех обстоя­ тельств - дело техники. И надо заметить, что по зако­ ну наказание понесут все учас­ тники той самой цепочки - и продавший льготу, и купивший ее, и владелец ввезенной ино­ марки. ГІри обнаружении подобных фактов нарушения таможенно­ го законодательства, как прави­ ло, возбуждают уголовные дела, так как имеет место быть преступление, квалифицируе­ мое статьей 194 Уголовного кодекса РФ, - уклонение от уплаты таможенных платежей. Каждый из вышеописанного “объединения” - в той или иной мере соучастник и привлекает ся к ответственности но соот­ ветствующим статьям Таможенного кодекса России - статья 282 ( “действия, направ­ ленные на неправомерное осво­ бождение от таможенных платежей или их занижение” ), статья 278 ( “перемещение то­ варов и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов”), статья 280 ( “транспортировка, хранение, материальной выгоды от махи­ нации со льготой, чтобы потом потерять работу, визу, получить как минимум штраф в десятки тысяч рублей или того хуже - судимость за уголовное преступ­ ление. К тому же львиную долю этой самой выгоды получает не моряк, а посредники-перегонщи­ ки, ведь именно они являются “идейными вдохновителями” та­ кого бизнеса. Хочется верить, что после этой публикации многие моряки в случае появления на горизон­ тах их жизни автомобильных дельцов задумаются о послед­ ствиях, взвесят, что для них важнее : 500 “зеленых”, пахну­ щих судимостью, или трудная, но постоянная работа. Кстати, будущим покупателям необходимотоже более тщатель­ но выбирать средства достиже­ ния желаемого, иначе вместо красивого “джипа” можно полу­ чить повестку в суд. Ну а тем, кто в этом деле ио- приобретение товаров и транс- чти главное лицо (посредникам портных средств, ввезенных с нарушениями таможенных пра­ вил, пользование и распоряже­ ние ими”). Наказания но всем перечисленным статьям доволь­ но жесткие - огромные штра­ фы, иногда лишение свободы, в некоторых случаях с конфпска цией. И вот вопрос: а стоит ли ов­ чинка выделки? Есть ли смысл нарушать закон ради возможной и перегонщикам) стоит оказать содействие следствию. В этом случае как бы ни был суров за­ кон, разрешается применение смягчающих обстоятельств, что может значительно снизить меру наказания. Как ни крути, но рано или поздно все таііное ста ловится явным, и тогда отвечать придется по всей строгости зако­ на. Так что думайте сами, ре­ шайте сами... му борту “Принцессы” ошварто­ вался шведский танкер “АН-60”. Ветер был южный и ласковый - 8 м сек. Дрейфа судна, каза­ лось. даже не могло предвидеть­ ся. В этот момент и заступил на вахту старпом М. Ермолицкий. Но море капризно, как и сама природа. Ветер стал менять на­ правление и усиливаться. Прием топлива уже подходил к концу, когда ветер достиг 20 м/сек . Из-за этого танкер отхо­ дил от “Принцессы” целых 10 минут, и за это время произош­ ло два удара корпус о корпус. Тут-то и не хватило бдитель­ ности вахтенному старпому. Со­ средоточив все свое внимание на отходящем танкере, он не заме­ тил дрейфа своего судна. Обна­ ружив наконец, сразу же сообщил капитану. Тот немед­ ленно прибыл на капитанский мостик и принял управление судном на себя. Был дан полный передний ход. “Принцесса” вроде бы на­ чала движение, но тут обнару­ жилось, что вышло из строя рулевое устройство. Не одна беда, та к другая... СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ С большим трудом, уже с по­ мощью подруливающего устрой ства “Принцессу” удалось развернуть носом на ветер и вы вести в безопасное место стоян­ ки. Затем шведский буксир поставил судно к причалу, а пос­ ле водолазного осмотра выясни лось, что у “Принцессы” повреждены винт и руль. Лишь спустя месяц она прибыла в Мурманск. ^ бытки судовладельца от зат рат, связанных со спасательны ми операциями, буксировкой судна и его ремонтом, составили 4’8б миллионов старых рублей. В отношении Ермолнцкого было возбуждено уголовное дело. 1Іе- смотря на его частичное призна нпе себя виновным в происшедшем, суд вынес обви­ нительный приговор. В обоих случаях осужденные остались на свободе. Иск о взыскании с них по 50 милли­ онов рублей в счет возмещения материального ущерба судом отклонен. Что ж, может, оно и верно. Что ни говори, но чуть ли не самую большую вину в бедах двух судов сыграла все- таки ее величество стихия. Лилиана КОЖЕВА. Р ы В у л о в и м К у д а ж е д е н ь г и у х о д я т ? Общее собрание акционеров ОАО “Мурманский траловый флот”, состояв­ шееся в канун Первомая, шло обычным путем: отчет генерального директора и главного бухгалтера, внесение измене­ ний в устав общества, выборы совета директоров и его руководителя. И, сооб­ щив о результатах этих выборов, можно было поставить точку в информации. Но, думается, многим нашим читателям небезынтересно узнать, как же прожил год крупнейший флот бассейна. А жилось очень тяжело. Понятно, что благополучие флота в первую оче­ редь зависит от успеха на промысле. Но более неудачного года по погодным ус­ ловиям и не припомнишь. Чтобы флот недоловил 10 тысяч тонн (из них 9 ты­ сяч тонн пикши) - случай небывалый. Почти треть времени в первом и четвер­ том кварталах были сплошные штормы. Но квоту надо выбирать, а потому от­ правили дополнительно девять средне­ тоннажных судов и еще два БМРТ, готовых к списанию, продолжить работу на донных породах. Немножко положе­ ние выправилось. Зато на облове сель­ ди и сайки недоставало судов, так что и здесь недолов. Кроме того, у новых траулеров, к со­ жалению, до сих пор никак не получает­ ся работать на проектную мощность. И уже не раз поговаривали на флоте: мо­ жет, отдать эти суда в аренду норвеж­ цам, раз у наших не выходит. Но тогда десятки моряков останутся без работы... Были и субъективные причины, кото­ рые не лучшим образом отразились на экономике флота: простои судов, поте­ ри орудий лова (836 млн. рублей), заб- раковка продукции и т. д. Убыток от производственной деятельности соста­ вил 17,6 млрд. рублей (в ценах 1997 года). “Ловим-ловим рыбу, а куда деньги уходят?” - часто повторяют моряки. А вот куда. Налоги: свыше 40 млрд. рублей (!) - вот сколько перечислил флот за год плюс пени и штрафы. Итого 96 млрд. рублей. В эту сумму входит, мягко гово­ ря, неумный налог на пользователей ав­ томобильных дорог- 12,8 млрд. рублей. Видно, законодатели убеждены, что траулеры гоняют по дорогам области... Далее. Затраты на топливо - 117 млрд. рублей. Вдумайтесь только в при­ веденные цифры. Эти бы деньги да на ремонт кораблей или на повышение зарплаты! А ведь надо закупать снаб­ жение для судов. Купили - 55 млрд. руб­ лей. Отремонтировали самое необходимое на судах - 22 млрд. руб­ лей. И т. д. и т. п. Но (и это весьма от­ радный факт) в 2,6 раза уменьшилась в сравнении с 1996 годом сумма экономи­ ческих санкций. Поскольку флот в течение после­ дних дзух лет не имел прибыли, то, ес­ тественно, не имел и оборотных средств. Их сегодня недостает в разме­ ре 334 млрд. рублей. А стало быть, нет нормальных условий для развития фло­ та, для технического перевооружения судов, для повышения зарплаты. У мо­ ряков она выросла лишь на 3 процента, у береговых работников зарплата снизи­ лась: в промышленной группе - на 2, а в непромышленной - на 10 процентов. Премий не платили. Но зато практичес­ ки не было задержек с выплатой зарп­ латы. Со 2 апреля нынешнего года повышена так называемая норма котло­ вого питания до 30 рублей (новыми) в сутки на человека. И тем не менее траловый флот не забывает традиций: как бы ни было трудно самим, помогать тем, кому еще хуже. За год отгружено рыбы по снижен­ ным ценам для малоимущих на 1,5 млрд. рублей. Оказана материальная помощь остронуждающимся на сумму 626 млн. рублей, 266,5 млн. рублей пе­ речислено совету ветеранов флота. В целом на социальную сферу перечис­ лено 15,5 млрд. рублей. Наверное, достаточно цифр. Жизнь продолжается. И первые месяцы ны­ нешнего года показали, что эта самая жизнь для тралфлота ничуть не стано­ вится лете. Впрочем, руководство фло­ та, акционеры, намечая планы на будущее, прекрасно понимают: наде­ яться надо только на себя, на рыбацкий промысел. А из пууей решения проблем выделены важнейшие: жесткий режим экономии и более эффективное исполь­ зование судов; эффективное совершен­ ствование структуры управления; списание старых судов (2 РТ, танкер “Судмалис”' БМРТ “Нокуев” и “Анато­ лий Бредов”). А еще, продолжение пере­ писки с разными важными структурами, чтобы платить налоги и поборы, разум­ но обоснованные. Инна БЕРЕЗЮК. 8 - 14 мая 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz