Рыбный Мурман. 1998 г. Май.
г ПРИСЛУШАИСЯ, МОСКВА Председателю Правительства Рос сии С. В. Кириенко - Председателю Совета Федерации Е. С. Строеву Председателю Государственной Думы Г. Н. Селезневу Депутатам Государственной Думы Департамент по рыболовству Мин- «• сельхозпрода М. В. Дементьеву Уважаемые господа! Обращаемся к вам по поручению _ коллективов предприятий Союза рыбо промышленников Севера, в который входит более ста малых и средних ры бодобывающих, рыбоперерабатываю щих и судоремонтных фирм Мурманска и Карелии. 24 апреля с трибуны Государствен- ной Думы вновь прозвучали призывы к введению платы за пользование вод ными биологическими ресурсами. По 4 нашему мнению, это недопустимо. Практически во всех цивилизован ных странах мира морское и океани ческое рыболовство пользуется государственной, в том числе финан- " совой, поддержкой, а развитие этой отрасли, как правило, стимулируется налоговыми и другими льготами. Российская рыбная промышлен- « ность такой поддержкой не пользуется. В сегодняшних условиях рентабель ность промысла находится на пределе. До 60 процентов действующего добы вающего флота выработало норматив ный срок эксплуатации и подлежит списанию. Предприятия с трудом изыскивают средства на поддержание ' флота в исправном техническом состо янии. Собственных средств на строи тельство новых промысловых судов у предприятий нет. Введение платы за водные биоре сурсы неминуемо приведет к оконча тельному развалу рыбной отрасли. Не исключается вероятность, что права промысла наиболее ценных объектов будут скуплены иностранными компа ниями. В результате тысячи российс- * ких рыбуков, рыбообработчиков, судоремонтников останутся без рабо ты. Выражаем надежду, что правитель- • ство России, депутаты Государствен ной Думы не допустят введения платы за водные биологические ресурсы и развала рыбной отрасли России. Председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Б. Д. КУДРИН. Генеральный директор Н. Г. ТРОПИН. ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ с ц е лью объ единени я дейст вий по защ ит е э ко н ом и че с ки х и с о ц и а л ь ны х инт ере сов ры б а ко в , вы р а б от ки п р о г р а м м ы по ст а б и л и з а ц и и п о л ож е н и я в от ра сл и на ст о ят ел ьно пре дла гают созват ь съ е зд р а б от н и ко в р ы б н о г о хо з я й ст в а России . Р еали зуя п р е д л ож е н и я и р еш е н и я , в ч а ст н о ст и , ко нф ер е нции р а б от н и к о в р ы б н о г о х о з я й ст в а С е вер ного бассейна , в н а ст о я щее врем я сф орм ирован ор гани зацио нны й комит ет по п о д гот о в ке и п р о в е д е н и ю съ е зд а р ы б а к о в , к о т о р ы й в о з гл а в л я ет пре зи дент ВАРПЭ В.М. Каменцев . О пределены дата и мест о п р о ве де ни я съезда - 16-17 ию н я 1998 года в М оскве . Норма п р е д ст а в ит е л ь ст в а - 1 делегат от 1500 р а б от аю щ и х . Ут в е рж д е ны р а б о ч и е г р у п п ы по п о д г от о в ке д о кум е нт о в съезда . В и к то р ЗЫРЯНОБ , пр ед седа тел ь ЦК пр оф сою за р а б о тн и ко в ры б н о го хо зяй с тва . “ПринцессаАрктики”, “Киіьиин” истихи Мурманским областным су дом рассмотрены два “ морс ких” уголовных дела. Судовые должностные лица обвинялись в нарушении правил безопасности мореплавания и эксплуатации морского транспорта. Я н в а р с к и м д н е м ма лыи транспортный рефрижера тор МТ 0872 “Кильдин” , принадлежащий АООТ “Сев- рыбхолодфлот” и переданный в аренду ТОО “Траст’ , вышел из порта' Мурманск в Баренцево море. Планировался прием ры бопродукции с промысловых судов. Главным на “Кильдине” был капитан дальнего плавания В. Гусаков. Судно находилось в проливе Большой Олений, когда капитан получил предупреждение о над вигающемся шторме. Было при пято решение укрыться от стихии в проливе, и “Кильдин” бросил якорь. Именно это место стоянки позже будет признано ошибоч ным: в опасной близости с под водной скалой. По и последующие действия капитана найдут неверными. Как сказано в приговоре, В. Гусаков “не обеспечил постоянного наблюде ния за состоянием якорь цени, отданного якоря, в связи с чем не был своевременно обнаружен дрейф судна ’. ...Шторм бушевал. “Киль дин” качало из стороны в сторо ну. Вдруг сильным порывом ветра (сила его достигала 35 - 40 м /сек ) судно сорвало с якоря и ударило кормовой частью о ту самую подводную скалу. К счастью, обошлось без че ловеческих жертв. Но вот сам “Кильдин” получил значитель ные повреждения, затраты на ус транение которых составили 260 АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ миллионов рублей (старыми). В отношении В. Гусакова было возбуждено уголовное дело. Приказом председателя комитета по рыболовству В. Гу саков был лишен звания лица командного состава судов флота рыбной промышленности с изъя тием диплома капитана дальнего плавания сроком на 18 месяцев. На суде капитан признал себя виновным частично, объяснив, что в той ситуации, в момент приближения стихии, более бла гополучного места якорной сто янки ' не было. Однако суд признал его виновным в наруше нии правил безопасности движе ния и эксплуатации морского транспорта, повлекшем но нео сторожности причинение круп ного ущерба. В АВАРИЙНУЮ СИТУА ЦИЮ попал и транспортный рефрижератор “Принцесса Арк тики”, принадлежащий межкол хозному производственному объединению (МГІО), под уп равлением капитана А. Иванова. Однако на скамье подсудимых оказался не он сам, а его стар ший помощник М. Ермолнцкіпі. “Принцесса Арктики” с про водкой шведского лоцмана при шла тем февральским днем в порт Гетеборг (Швеция), чтобы пополнить запасы дизельного топлива. На судне, как отраже но в приговоре суда, имелись все приборы, необходимые для обес печения безопасности плавания и якорной стоянки, и все они были в технически исправном состоянии. Глубина под килем достигала 19 метров. В назначенныіі час по право- ВЫДЕЛКИ НЕ СТОИТ автомобили ввозятся в Россию при условии уплаты совокупно го таможенного платежа всеми категориями граждан. Учиты вая, что объем двигателя у вво зимых шикарных иномарок немалый и уменьшить его невоз можно, то ‘'искусственно” увели чивается “возраст железного друга”. А дальше проще - офор мленный по льготной ставке ав томобиль благополучно продается. Истинный о б л ^ ен; Ь льготы порой Д цене сечение П>ан1‘“ “ нием об s s s s б“ “ Же (автомобиле). И теперь о самом главном это ответственность за все соде янное. Действительно, таможен никам крайне трудно доказать факт “продажи” льготы другому лицу и, наоборот, совсем не сложно проверить достоверность представленных документов и заявленных данных. Когда же устанавливается подлог, даль нейшее выяснение всех обстоя тельств - дело техники. И надо заметить, что по зако ну наказание понесут все учас тники той самой цепочки - и продавший льготу, и купивший ее, и владелец ввезенной ино марки. ГІри обнаружении подобных фактов нарушения таможенно го законодательства, как прави ло, возбуждают уголовные дела, так как имеет место быть преступление, квалифицируе мое статьей 194 Уголовного кодекса РФ, - уклонение от уплаты таможенных платежей. Каждый из вышеописанного “объединения” - в той или иной мере соучастник и привлекает ся к ответственности но соот ветствующим статьям Таможенного кодекса России - статья 282 ( “действия, направ ленные на неправомерное осво бождение от таможенных платежей или их занижение” ), статья 278 ( “перемещение то варов и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов”), статья 280 ( “транспортировка, хранение, материальной выгоды от махи нации со льготой, чтобы потом потерять работу, визу, получить как минимум штраф в десятки тысяч рублей или того хуже - судимость за уголовное преступ ление. К тому же львиную долю этой самой выгоды получает не моряк, а посредники-перегонщи ки, ведь именно они являются “идейными вдохновителями” та кого бизнеса. Хочется верить, что после этой публикации многие моряки в случае появления на горизон тах их жизни автомобильных дельцов задумаются о послед ствиях, взвесят, что для них важнее : 500 “зеленых”, пахну щих судимостью, или трудная, но постоянная работа. Кстати, будущим покупателям необходимотоже более тщатель но выбирать средства достиже ния желаемого, иначе вместо красивого “джипа” можно полу чить повестку в суд. Ну а тем, кто в этом деле ио- приобретение товаров и транс- чти главное лицо (посредникам портных средств, ввезенных с нарушениями таможенных пра вил, пользование и распоряже ние ими”). Наказания но всем перечисленным статьям доволь но жесткие - огромные штра фы, иногда лишение свободы, в некоторых случаях с конфпска цией. И вот вопрос: а стоит ли ов чинка выделки? Есть ли смысл нарушать закон ради возможной и перегонщикам) стоит оказать содействие следствию. В этом случае как бы ни был суров за кон, разрешается применение смягчающих обстоятельств, что может значительно снизить меру наказания. Как ни крути, но рано или поздно все таііное ста ловится явным, и тогда отвечать придется по всей строгости зако на. Так что думайте сами, ре шайте сами... му борту “Принцессы” ошварто вался шведский танкер “АН-60”. Ветер был южный и ласковый - 8 м сек. Дрейфа судна, каза лось. даже не могло предвидеть ся. В этот момент и заступил на вахту старпом М. Ермолицкий. Но море капризно, как и сама природа. Ветер стал менять на правление и усиливаться. Прием топлива уже подходил к концу, когда ветер достиг 20 м/сек . Из-за этого танкер отхо дил от “Принцессы” целых 10 минут, и за это время произош ло два удара корпус о корпус. Тут-то и не хватило бдитель ности вахтенному старпому. Со средоточив все свое внимание на отходящем танкере, он не заме тил дрейфа своего судна. Обна ружив наконец, сразу же сообщил капитану. Тот немед ленно прибыл на капитанский мостик и принял управление судном на себя. Был дан полный передний ход. “Принцесса” вроде бы на чала движение, но тут обнару жилось, что вышло из строя рулевое устройство. Не одна беда, та к другая... СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ С большим трудом, уже с по мощью подруливающего устрой ства “Принцессу” удалось развернуть носом на ветер и вы вести в безопасное место стоян ки. Затем шведский буксир поставил судно к причалу, а пос ле водолазного осмотра выясни лось, что у “Принцессы” повреждены винт и руль. Лишь спустя месяц она прибыла в Мурманск. ^ бытки судовладельца от зат рат, связанных со спасательны ми операциями, буксировкой судна и его ремонтом, составили 4’8б миллионов старых рублей. В отношении Ермолнцкого было возбуждено уголовное дело. 1Іе- смотря на его частичное призна нпе себя виновным в происшедшем, суд вынес обви нительный приговор. В обоих случаях осужденные остались на свободе. Иск о взыскании с них по 50 милли онов рублей в счет возмещения материального ущерба судом отклонен. Что ж, может, оно и верно. Что ни говори, но чуть ли не самую большую вину в бедах двух судов сыграла все- таки ее величество стихия. Лилиана КОЖЕВА. Р ы В у л о в и м К у д а ж е д е н ь г и у х о д я т ? Общее собрание акционеров ОАО “Мурманский траловый флот”, состояв шееся в канун Первомая, шло обычным путем: отчет генерального директора и главного бухгалтера, внесение измене ний в устав общества, выборы совета директоров и его руководителя. И, сооб щив о результатах этих выборов, можно было поставить точку в информации. Но, думается, многим нашим читателям небезынтересно узнать, как же прожил год крупнейший флот бассейна. А жилось очень тяжело. Понятно, что благополучие флота в первую оче редь зависит от успеха на промысле. Но более неудачного года по погодным ус ловиям и не припомнишь. Чтобы флот недоловил 10 тысяч тонн (из них 9 ты сяч тонн пикши) - случай небывалый. Почти треть времени в первом и четвер том кварталах были сплошные штормы. Но квоту надо выбирать, а потому от правили дополнительно девять средне тоннажных судов и еще два БМРТ, готовых к списанию, продолжить работу на донных породах. Немножко положе ние выправилось. Зато на облове сель ди и сайки недоставало судов, так что и здесь недолов. Кроме того, у новых траулеров, к со жалению, до сих пор никак не получает ся работать на проектную мощность. И уже не раз поговаривали на флоте: мо жет, отдать эти суда в аренду норвеж цам, раз у наших не выходит. Но тогда десятки моряков останутся без работы... Были и субъективные причины, кото рые не лучшим образом отразились на экономике флота: простои судов, поте ри орудий лова (836 млн. рублей), заб- раковка продукции и т. д. Убыток от производственной деятельности соста вил 17,6 млрд. рублей (в ценах 1997 года). “Ловим-ловим рыбу, а куда деньги уходят?” - часто повторяют моряки. А вот куда. Налоги: свыше 40 млрд. рублей (!) - вот сколько перечислил флот за год плюс пени и штрафы. Итого 96 млрд. рублей. В эту сумму входит, мягко гово ря, неумный налог на пользователей ав томобильных дорог- 12,8 млрд. рублей. Видно, законодатели убеждены, что траулеры гоняют по дорогам области... Далее. Затраты на топливо - 117 млрд. рублей. Вдумайтесь только в при веденные цифры. Эти бы деньги да на ремонт кораблей или на повышение зарплаты! А ведь надо закупать снаб жение для судов. Купили - 55 млрд. руб лей. Отремонтировали самое необходимое на судах - 22 млрд. руб лей. И т. д. и т. п. Но (и это весьма от радный факт) в 2,6 раза уменьшилась в сравнении с 1996 годом сумма экономи ческих санкций. Поскольку флот в течение после дних дзух лет не имел прибыли, то, ес тественно, не имел и оборотных средств. Их сегодня недостает в разме ре 334 млрд. рублей. А стало быть, нет нормальных условий для развития фло та, для технического перевооружения судов, для повышения зарплаты. У мо ряков она выросла лишь на 3 процента, у береговых работников зарплата снизи лась: в промышленной группе - на 2, а в непромышленной - на 10 процентов. Премий не платили. Но зато практичес ки не было задержек с выплатой зарп латы. Со 2 апреля нынешнего года повышена так называемая норма котло вого питания до 30 рублей (новыми) в сутки на человека. И тем не менее траловый флот не забывает традиций: как бы ни было трудно самим, помогать тем, кому еще хуже. За год отгружено рыбы по снижен ным ценам для малоимущих на 1,5 млрд. рублей. Оказана материальная помощь остронуждающимся на сумму 626 млн. рублей, 266,5 млн. рублей пе речислено совету ветеранов флота. В целом на социальную сферу перечис лено 15,5 млрд. рублей. Наверное, достаточно цифр. Жизнь продолжается. И первые месяцы ны нешнего года показали, что эта самая жизнь для тралфлота ничуть не стано вится лете. Впрочем, руководство фло та, акционеры, намечая планы на будущее, прекрасно понимают: наде яться надо только на себя, на рыбацкий промысел. А из пууей решения проблем выделены важнейшие: жесткий режим экономии и более эффективное исполь зование судов; эффективное совершен ствование структуры управления; списание старых судов (2 РТ, танкер “Судмалис”' БМРТ “Нокуев” и “Анато лий Бредов”). А еще, продолжение пере писки с разными важными структурами, чтобы платить налоги и поборы, разум но обоснованные. Инна БЕРЕЗЮК. 8 - 14 мая 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz