Рыбный Мурман. 1998 г. Май.

другие крупные промышленные и гражданские объекты на Кольском полуострове. За семилетку (1959-1965) вве­ дены в строй более 5 тысяч квартир. 9 школ, 12 детских садов, 4 комбината бытового обслуживания, много мага­ зинов, столовых. В 1958 из его состава выведены и стали самостоятельными тресты “Ковдорстрой” и “Кан- далакштрансстрой”. С 1.11.1992 трест “Кольстрой” - ак­ ционерное общество открытого типа. КОЛЬЦОВ Александр Михайлович (4.12.1905- 1996), председатель Мурманского горисполкома в 1941- 1946. С 1922 жил в г. Вышнем Волочке, работал котельщиком; с 1926 - в Ленинграде, на паровозоремон­ тном заводе “Пролетарский”. На Кольском полуострове - с 1934, политрук роты 2 железнодорожного полка. По­ том работал помполитом на судах загранилавания Мур­ манского морского пароходства. Избирался секретарем Мурманского горкома партии по военным вопросам, сек­ ретарем облисполкома. Война застала в должности пред­ седателя Мурманского горисполкома. Организовывал эвакуацию населения и предприятий города (из 117 ты­ сяч жителей осталось 30 тыс.), строи­ тельство оборонительных сооружений на подступах к Мурманску, восстановле- ШШ. \ пне разрушенных неприятельской бом- JH š sw / бежкой коммуникаций города, налаживал работу МГІВО, создавал ава­ рийно-спасательные отряды и группы самозащиты. С мая 1946 трудился в Кандалакше. Последние годы работал в обкоме партии, возглавлял парткомис- сию. Умер и пох. в Санкт-Петербурге. КОЛЬЦОВ Алексей Яковлевич (1912-1990), ху­ дожник, заслуженный работник культуры России. Окон­ чил Академию художеств в Ленинграде. Все годы войны служил на Северном флоте. Создал серию картин о севе­ роморцах: “Борис Сафонов”, “Полярное”, “Разведчик Пшеничных”, “Подводник Августинович”, “Сторожеви­ ки”, “Минус сорок”, “Подвиг Ивана Сивко” и другие. Рисовал карикатуры для сатирических плакатов “Таран” и “Окна “Полярной правды”. Автор памятника подвод­ нику Ф. Видяеву в Полярном. После воііны - председа­ тель комиссии маринистов Союза художников РСФСР. Работы А.Я.Кольцова экспонировались в Лондоне на вы­ ставке “Освобождение Европы”. Картина “Нахимовцы” выставлялась в Третьяковской галерее. КОЛЬЦОВ Кестюк (Константин Михайло­ вич) (16.05.1916-11.05.1943), чувашский поэт. Род. в д. Дальние Сормы в Чувашии. После школы работал в рай­ онной газете, служил в армии. Затем снова газета - “Сам- рак коммиуннст” ( “Молодой коммунист” ). Серьезно занялся поэзией и литературой. В годы Великой Отечественной - курсант воен­ ного училища, офицер. Воевал в Каре­ лии, под Мурманском. Последняя воинская должность - начальник штаба батальона. Умер от ран, пох. на Соснов­ ском мемориальном кладбище в Лоухс­ ком районе. В послевоенные годы стихи К.Кольцова много раз издавались на русском и чувашском языках на его ро­ дине. КОЛЫЧЕВ Николай Владимирович, поэт. Род. 24.10.1959 в Мурманске, русский. Работал шофером, был фермером. Первая книга стихов “Цветы и люди” вышла в 1987. Затем были сборники “Учусь грустить и улыбать­ ся” (1990), “Звонаря зрачок” (1993). Лауреат областной творческой премии. Живет в поселке Лувеньга под Кан­ далакшей. КОЛЫШКИН Иван Александрович (21.08.1902-18.09.1970), капитан 2 ранга, командир 3 ди­ визиона подводных лодок Северного флота, Героіі Совет­ ского Союза (17.01.1942). Род. в д. Крутец Ярославской области, русский. С 1919 на речном транспорте: матрос, кочегар парохода, помощник шкипера баржи. В ВМФ с 1924. Окончил Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе (1932), Курсы усовершенствования коман­ дного состава подводного плавания имени С.М.Кирова (1935). Участник советско-финляндской войны 1939- 1940. В Великой Отечественной с июня 1941. Командовал дивизионом, бригадой подводных лодок Северного флота. Только за первые пол­ года войны его 3 дивизион потопил 8 транспортов и сторожевых кораблей про­ тивника общим водоизмещением 72,5 тыс. т. Звание Героя присвоено первому из советских подводников. В 1950 окон­ чил Академию Генерального штаба. Был начальником Высшего военно-морского училища. С 1959 контр-адмирал в от­ ставке. Умер в Москве, пох. на Новоде­ вичьем кладбище. Соч. В глубинах полярных морей. М., 1970. “КОЛЭНЕРГО” (Кольская энергетическая система), управление всеми электростанциями Кольско­ го полуострова. Создано приказом по Наркомату тяжелой промышленности от 21.05.1936. Первый управляющий - С.Ф.Сиротов. Входят электростанции всех 6 каскадов: Ковдинского (Княжегубская, Иовская, Кумекая); Нивс- кого (НиваГЭС-1, НнваГЭС-2, НиваГЭС-3); Пазского (Янискоски, Раякоски, Кайтакоски, Хевоскоски, Бори­ соглебская); Серебрянского (Серебрянская ГЭС-1, Сереб­ рянская ГЭС-2); Териберского (Териберская ГЭС-1, Териберская ГЭС-2); Туломского (Нижнетуломская, Вер- хнетуломская). Включает также Кировскую ГРЭС, Мур­ манскую ТЭЦ, Кольскую атомную и Кислогубскую приливную станции - всего 17, а также специализирован­ ное производственно-ремонтное предприятие, 2 предпри­ ятия электросетей. Автоматизированное управление ведется из поселка Мурмашн. Общая протяженность линий электропередач превыша­ ет 6 тыс. км. В 1976 “Колэнерго” вошло в Единую энер­ госистему России. Значительная часть электроэнергии передается в Карелию и немного в Финляндию. Потреб­ ление электроэнергии на Кольском полуострове - около 13 млрд. кВ т /ч в год, из них около 5,85% используют­ ся на бытовые нужды северян. До начала реформ проектировались Иоканьгские ГЭС, Мурманская ТЭЦ-2 и Кольская АЭС-2. КОЛЮШКА ДЕВЯТИИГЛАЯ И ТРЕХИГЛАЯ, небольшая озерная рыба. Тело стройное, окраска яркая, особенно весной. Летом может образовывать большие плотные стаи. Трехиглая колюшка крупнее девятииглой. Очертания тела несколько сходны с головастиком. Оби­ тает в приустьевых участках рек Белого и Баренцева мо­ рей. Численность в различных местах различна. В одних уловах встречается но нескольку штук, в других добыва­ ются десятки и сотни центнеров за путину. Для инкуба­ ции колюшки строят гнездо из травинок. Самка оставляет его после оплодотворения, самец отгоняет от гнезда вра­ гов. Мальки держатся в гнезде некоторое время и после выклева икринок.- Колюшка - очень жирная рыба, жир богат витаминами. В годы Великой Отечественной войны применялся для лечения раненых. Лит. Дребенцов B.C., Сурков С.С. Животный мир Мурманской области. Мурманск, 1974. КОЛ-ЯВР-ОЗЕРО, поселок в районе Териберки. Существовал с 1937 но 1939. Вариант названия: Колозе- ро. КОМАНДИРОВКА, населенный пункт на северном берегу оз. Нотозеро, близ истока из него р. Туломы, в 4 км от с. Падун. Возник в конце 30-х гг. 13.12.1962 исклю­ чен из учетных данных. В 1965 территория затоплена Верхнетуломским водохранилищем. КОМАРОВ Евгений Борисович, в 1991-1996 - глава администрации, губернатор Мурманской области (назначен президентом РФ). Род. 10.04.1942 в д. Боль­ шое Кузнечково Тверской области. С 1961, после оконча­ ния железнодорожного училища, на Кольском полуострове. Работал бригадиром по ремонту путеіі на железнодорожной станции Выходноіі. Служил в армии. Демобилизовавшись, работал на комбинате “Печенгани- кель” и на подземном руднике “Каула-Котсельваара”. С 1972 - на партийной и советской работе: инструктор, за­ ведующий отделом Печенгского райкома КПСС, инструк­ тор Мурманского обкома партии, второй секретарь райкома, председатель райисполкома, первый секретарь раіікома КПСС в г.Ковдоре. С 1985 - начальник плано- во-экономического отдела (облплана) Мурманского обла­ стного Совета народных депутатов. С декабря 1988 - секретарь обкома партии. 11.08.1990 на сессии Верховно­ го Совета РСФСР избран председателем Комитета по со­ циально-экономическому развитию Севера Российской Федерации. С 1991 - глава администрации Мурманской обла­ сти (назначен Указом президента РФ от 7.11.1991, № 176). 17 ноября 1996 на первых выборах губернатора не набрал достаточного количества голосов во вто­ ром туре (в первом 115809 из 373937 го­ лосовавших, 31,09%; во втором (1.12.1996) 140324 из 346254, 40,64%), уступил место Ю. А. Евдокимову. КОМАРОВ Константин Иванович, радиоинже­ нер, с 1965 по 1998 начальник радиосвязи “Севрыбхолод- флота”, почетный радист СССР, почетный работник рыбного хозяйства России. Род. 30.05.1925 в с. Кладби­ ще Республики Чувашия. В 1940-1941 учился в школе ФЗО в Мурманске. В годы Великой Отечественной вой­ ны в армии: курсант снайперской школы, стрелок отд. лыжного батальона 707 стрелкового полка 215 стрелко­ вой дивизии, курсант 1 Горьковского танкового училища, командир танка. Был ранен. В 1946-1947 в УВД Мурман­ ской области - помощник оперуполномоченного группы борьбы с бандитизмом. С 1948 радиооператор на промыс­ ловых судах тралового флота, “Мурмансельди”, группо­ вой инженер “Мурмансельди” . С 1965 бессменный начальник связи “Севрыбхолодфлота”. КОМАРОВИТ (Komarovit, в честь космонавта В.Комарова), редкий минерал. Силикат кальция, марган­ ца, содержит ртуть. Кристаллы розового цвета с матовым блеском. Твердость 2, плотность 2,96. Образует пластин­ чатые кристаллы в натролите горы Карнасурт. КОМБИНАТ НАДОМНОГО ТРУДА, предпри­ ятие в Мурманске, объединяющее людей, выполняющих работу на дому. Занимается производством товаров ши­ рокого потребления. Имеет несколько участков и цехов. КОМБИНАТ “СЕВЕРОНИКЕЛЬ” см. Северо- никелъ. КОМЕНДАНТСКАЯ Ирина Павловна, спорт­ сменка, мастер спорта, призер чемпионата России по тя­ желой атлетике (женской штанге), кандидат в Олимпийскую сборную страны. Род. 11.11.1974 в г. Пе- риекуля в Латвии. “КОМЕТ”, немецкий вспомогательный крейсер ( “ко­ рабль № 45”, “Рейдер В” ). Был проведен в 1940 с помо­ щью советских ледоколов Северным морским путем в Тихий океан (вошел 5.09.1940), где во время второй ми­ ровой войны потопил около десяти судов наших союзни­ ков. Переоборудован из грузового судна “Эмс”, которое построено в 1937 в Гамбурге. Имел 150-мм орудия, зенит­ ное вооружение, торпедные аппараты, мины, катер для постановки мин, гидросамолет. Замаскированный под со­ ветский ледокольный пароход “Дежнев”, 3.06.40 вышел из Гдыни (Гданьск), позднее, уже на арктическом марш­ руте, был замаскирован под немецкий грузовой пароход “Донау”. За 23 дня движения по Северному морскому пути прошел 3300 морских миль, в том числе 720 во льдах. В Тихом океане действовал до февраля 1940, за­ тем направился в Атлантический. Потоплен союзниками 14.10.1942. КОМИ (устаревшее - зыряне), нация, один из север­ ных народов, коренное население Республики Коми. Живут в бассейнах рек Северного Ледовитого океана. Эт­ нографическая группа - ижемцы Печоры, Вычегды. Отту­ да в 1887 часть людей переселилась на Кольский полуостров. Первыми приехали семьи Ивана Наумовича. Терентьева, Федора Васильевича Каиева, Степана Яков­ левича Филиппова, Поликарпа Ивановича Рочева. Посе­ лились в с. Ловозеро, на левом берегу р. Впрмы (местные жители, саамы, жили на правом). Они же первыми при­ няты 10.05.1897 в члены Ловозерского погоста ( “получи­ ли приговор” ), остальные числились “прпжпвой”. Сегодня коми составляют значительную часть нынешне­ го населения с. Ловозеро. КОМИ-ИЖЕМЦЫ, часть населения коми, пересе­ лившаяся с берегов Печоры, Ижмы в Ловозеро Мурман­ ской области в конце прошлого века. На оленях по побережью моря, затем по льду переехали на Кольский полуостров в 1887 несколько семей. В 30-е гг., как и другие жители с. Ловозеро и района, многие коми были репрессированы. В годы Великой Отечественной войны воевали, многие - в оленетранспортных батальонах. По переписи 1978 в Мурманской области проживало 2007 человек коми национальности, на 28% больше, чем саа­ мов; в 1989 - 2167. Есть среди коми свои долгожители - в 1980 исполнилось сто лет Марии Федоровне Зотовой. “КОМИЛЕС”, “КОМСОМОЛЕЦ”, буксиры. Вме­ сте с баржой, на которой находились 267 пассажиров, н баржой с имуществом, а также лихтером шли из Хабаро­ ва (Югорский Шар) в Нарьян-Мар. Суда атаковала не­ мецкая подводная лодка U-209. Поврежденный буксир “Комсомолец” выбросился на берег. “Комилес” и баржа с имуществом потоплены. После этого U-209 нанесла тор­ педный удар по барже с людьми, оказавшихся в воде рас­ стреливала из пулеметов и автоматов. Из находившихся на судах 328 человек спасено только 23. Все суда принадле­ жали управлению лагерей НКВД, не были вооружены, вышли в море без разрешения портовых властей и ведо­ ма военно-морского командования, без прикрытия воен­ ных кораблей. “КОМИНТЕРН”, рыболовный траулер (РТ-19) Мур­ манского тралового флота; построен в 1930 в Данциге (Польша). Параметры судна и машины аналогичны РТ-16. 1.03.1942 потоплен немецкой подлодкой U-436 у Териберского мыса в Баренцевом море. Капитан Г.Е.Дѵ- баков и 30 членов экипажа погибли. КОМИНТЕРНА, улица в Мурманске. На дореволю­ ционном плане значилась Железнодорожной, с июня 1920 - Интернациональная. Нынешнее название с 22.07.1925. Расположено первое каменное здание - дом ТГІО (транспортного потребительского общества). Сейчас в нем Художественный музей. КОМИТЕТ ДЛЯ ПОМОЩИ ПОМОРАМ РУС­ СКОГО СЕВЕРА, основан в 1894. Действовал при Санкт-Петербургском обществе содействия русскому тор­ говому мореходству. Первоначально - благотворительная организация для помощи семьям поморов, погибших в том году во время шторма в Белом море. Затем программа была расширена, предусматривала помощь поморам в строительстве и страховании судов, издании мореходных карт, проведении промышленных исследований. Секрета­ рем комиссии был известный ученый Н.М.Книпович. Лит. Шредер Т. Комитет для помощи поморам Рус­ ского Севера. - “Моряк Севера”, 1991, 2 августа. КОМИТЕТ НОВОГО АЛФАВИТА (Мурманский комитет содействия языкам и письменности народов Севе­ ра), действовал в 30-е гг. Ставил задачи повышения ква­ лификации учителей национальных школ, организовывал школьные интернаты, избы-читальни, издавал литературу на саамском языке (книжки “Что дала Октябрьская рево­ люция трудящимся саамам?”, “Что такое индустриализа­ ция страны?”, “Как люди ездят” и др.). КОМИТЕТ СЕВЕРА (Комитет содействия народно­ стям северных окраин). Образован 24.06.1924. Проводил большую работу по созданию письменности для малых на­ родов, ликвидации неграмотности, развитию культуры, в том числе саамам, коми, ненцам Кольского полуострова. Возглавлял известный ученый П.Г.Смидович. Упразднен в 1934 в связи с созданием Главсевморпути. Воссоздан в 1991 (Комитет по социально-экономическому развитию Севера Российской Федерации), возглавил Комитет быв­ ший мурманчанин Е.Б.Комаров. Через несколько лет ликвидирован и снова воссоздан в 1995. Лит. Булатов В.Н. Северный комитет 1920-1935 гг. - В сб. Вопросы истории Европейского Севера. Петроза­ водск, 1986. Евсюгин А. Для народов Севера. - “Правда Севера”, 1974, 19 мая. КОМИТЕТ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ, создан в декабре 1920 для координации действий на север­ ных морях. > КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ СЕВЕРНЫХ ОКРАИН - см. Комитет Севера. К О Л - к о м Выпуск № 17 "Мурман" стр. 9 1 5 - 2 1 мая 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz