Рыбный Мурман. 1998 г. Май.
другие крупные промышленные и гражданские объекты на Кольском полуострове. За семилетку (1959-1965) вве дены в строй более 5 тысяч квартир. 9 школ, 12 детских садов, 4 комбината бытового обслуживания, много мага зинов, столовых. В 1958 из его состава выведены и стали самостоятельными тресты “Ковдорстрой” и “Кан- далакштрансстрой”. С 1.11.1992 трест “Кольстрой” - ак ционерное общество открытого типа. КОЛЬЦОВ Александр Михайлович (4.12.1905- 1996), председатель Мурманского горисполкома в 1941- 1946. С 1922 жил в г. Вышнем Волочке, работал котельщиком; с 1926 - в Ленинграде, на паровозоремон тном заводе “Пролетарский”. На Кольском полуострове - с 1934, политрук роты 2 железнодорожного полка. По том работал помполитом на судах загранилавания Мур манского морского пароходства. Избирался секретарем Мурманского горкома партии по военным вопросам, сек ретарем облисполкома. Война застала в должности пред седателя Мурманского горисполкома. Организовывал эвакуацию населения и предприятий города (из 117 ты сяч жителей осталось 30 тыс.), строи тельство оборонительных сооружений на подступах к Мурманску, восстановле- ШШ. \ пне разрушенных неприятельской бом- JH š sw / бежкой коммуникаций города, налаживал работу МГІВО, создавал ава рийно-спасательные отряды и группы самозащиты. С мая 1946 трудился в Кандалакше. Последние годы работал в обкоме партии, возглавлял парткомис- сию. Умер и пох. в Санкт-Петербурге. КОЛЬЦОВ Алексей Яковлевич (1912-1990), ху дожник, заслуженный работник культуры России. Окон чил Академию художеств в Ленинграде. Все годы войны служил на Северном флоте. Создал серию картин о севе роморцах: “Борис Сафонов”, “Полярное”, “Разведчик Пшеничных”, “Подводник Августинович”, “Сторожеви ки”, “Минус сорок”, “Подвиг Ивана Сивко” и другие. Рисовал карикатуры для сатирических плакатов “Таран” и “Окна “Полярной правды”. Автор памятника подвод нику Ф. Видяеву в Полярном. После воііны - председа тель комиссии маринистов Союза художников РСФСР. Работы А.Я.Кольцова экспонировались в Лондоне на вы ставке “Освобождение Европы”. Картина “Нахимовцы” выставлялась в Третьяковской галерее. КОЛЬЦОВ Кестюк (Константин Михайло вич) (16.05.1916-11.05.1943), чувашский поэт. Род. в д. Дальние Сормы в Чувашии. После школы работал в рай онной газете, служил в армии. Затем снова газета - “Сам- рак коммиуннст” ( “Молодой коммунист” ). Серьезно занялся поэзией и литературой. В годы Великой Отечественной - курсант воен ного училища, офицер. Воевал в Каре лии, под Мурманском. Последняя воинская должность - начальник штаба батальона. Умер от ран, пох. на Соснов ском мемориальном кладбище в Лоухс ком районе. В послевоенные годы стихи К.Кольцова много раз издавались на русском и чувашском языках на его ро дине. КОЛЫЧЕВ Николай Владимирович, поэт. Род. 24.10.1959 в Мурманске, русский. Работал шофером, был фермером. Первая книга стихов “Цветы и люди” вышла в 1987. Затем были сборники “Учусь грустить и улыбать ся” (1990), “Звонаря зрачок” (1993). Лауреат областной творческой премии. Живет в поселке Лувеньга под Кан далакшей. КОЛЫШКИН Иван Александрович (21.08.1902-18.09.1970), капитан 2 ранга, командир 3 ди визиона подводных лодок Северного флота, Героіі Совет ского Союза (17.01.1942). Род. в д. Крутец Ярославской области, русский. С 1919 на речном транспорте: матрос, кочегар парохода, помощник шкипера баржи. В ВМФ с 1924. Окончил Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе (1932), Курсы усовершенствования коман дного состава подводного плавания имени С.М.Кирова (1935). Участник советско-финляндской войны 1939- 1940. В Великой Отечественной с июня 1941. Командовал дивизионом, бригадой подводных лодок Северного флота. Только за первые пол года войны его 3 дивизион потопил 8 транспортов и сторожевых кораблей про тивника общим водоизмещением 72,5 тыс. т. Звание Героя присвоено первому из советских подводников. В 1950 окон чил Академию Генерального штаба. Был начальником Высшего военно-морского училища. С 1959 контр-адмирал в от ставке. Умер в Москве, пох. на Новоде вичьем кладбище. Соч. В глубинах полярных морей. М., 1970. “КОЛЭНЕРГО” (Кольская энергетическая система), управление всеми электростанциями Кольско го полуострова. Создано приказом по Наркомату тяжелой промышленности от 21.05.1936. Первый управляющий - С.Ф.Сиротов. Входят электростанции всех 6 каскадов: Ковдинского (Княжегубская, Иовская, Кумекая); Нивс- кого (НиваГЭС-1, НнваГЭС-2, НиваГЭС-3); Пазского (Янискоски, Раякоски, Кайтакоски, Хевоскоски, Бори соглебская); Серебрянского (Серебрянская ГЭС-1, Сереб рянская ГЭС-2); Териберского (Териберская ГЭС-1, Териберская ГЭС-2); Туломского (Нижнетуломская, Вер- хнетуломская). Включает также Кировскую ГРЭС, Мур манскую ТЭЦ, Кольскую атомную и Кислогубскую приливную станции - всего 17, а также специализирован ное производственно-ремонтное предприятие, 2 предпри ятия электросетей. Автоматизированное управление ведется из поселка Мурмашн. Общая протяженность линий электропередач превыша ет 6 тыс. км. В 1976 “Колэнерго” вошло в Единую энер госистему России. Значительная часть электроэнергии передается в Карелию и немного в Финляндию. Потреб ление электроэнергии на Кольском полуострове - около 13 млрд. кВ т /ч в год, из них около 5,85% используют ся на бытовые нужды северян. До начала реформ проектировались Иоканьгские ГЭС, Мурманская ТЭЦ-2 и Кольская АЭС-2. КОЛЮШКА ДЕВЯТИИГЛАЯ И ТРЕХИГЛАЯ, небольшая озерная рыба. Тело стройное, окраска яркая, особенно весной. Летом может образовывать большие плотные стаи. Трехиглая колюшка крупнее девятииглой. Очертания тела несколько сходны с головастиком. Оби тает в приустьевых участках рек Белого и Баренцева мо рей. Численность в различных местах различна. В одних уловах встречается но нескольку штук, в других добыва ются десятки и сотни центнеров за путину. Для инкуба ции колюшки строят гнездо из травинок. Самка оставляет его после оплодотворения, самец отгоняет от гнезда вра гов. Мальки держатся в гнезде некоторое время и после выклева икринок.- Колюшка - очень жирная рыба, жир богат витаминами. В годы Великой Отечественной войны применялся для лечения раненых. Лит. Дребенцов B.C., Сурков С.С. Животный мир Мурманской области. Мурманск, 1974. КОЛ-ЯВР-ОЗЕРО, поселок в районе Териберки. Существовал с 1937 но 1939. Вариант названия: Колозе- ро. КОМАНДИРОВКА, населенный пункт на северном берегу оз. Нотозеро, близ истока из него р. Туломы, в 4 км от с. Падун. Возник в конце 30-х гг. 13.12.1962 исклю чен из учетных данных. В 1965 территория затоплена Верхнетуломским водохранилищем. КОМАРОВ Евгений Борисович, в 1991-1996 - глава администрации, губернатор Мурманской области (назначен президентом РФ). Род. 10.04.1942 в д. Боль шое Кузнечково Тверской области. С 1961, после оконча ния железнодорожного училища, на Кольском полуострове. Работал бригадиром по ремонту путеіі на железнодорожной станции Выходноіі. Служил в армии. Демобилизовавшись, работал на комбинате “Печенгани- кель” и на подземном руднике “Каула-Котсельваара”. С 1972 - на партийной и советской работе: инструктор, за ведующий отделом Печенгского райкома КПСС, инструк тор Мурманского обкома партии, второй секретарь райкома, председатель райисполкома, первый секретарь раіікома КПСС в г.Ковдоре. С 1985 - начальник плано- во-экономического отдела (облплана) Мурманского обла стного Совета народных депутатов. С декабря 1988 - секретарь обкома партии. 11.08.1990 на сессии Верховно го Совета РСФСР избран председателем Комитета по со циально-экономическому развитию Севера Российской Федерации. С 1991 - глава администрации Мурманской обла сти (назначен Указом президента РФ от 7.11.1991, № 176). 17 ноября 1996 на первых выборах губернатора не набрал достаточного количества голосов во вто ром туре (в первом 115809 из 373937 го лосовавших, 31,09%; во втором (1.12.1996) 140324 из 346254, 40,64%), уступил место Ю. А. Евдокимову. КОМАРОВ Константин Иванович, радиоинже нер, с 1965 по 1998 начальник радиосвязи “Севрыбхолод- флота”, почетный радист СССР, почетный работник рыбного хозяйства России. Род. 30.05.1925 в с. Кладби ще Республики Чувашия. В 1940-1941 учился в школе ФЗО в Мурманске. В годы Великой Отечественной вой ны в армии: курсант снайперской школы, стрелок отд. лыжного батальона 707 стрелкового полка 215 стрелко вой дивизии, курсант 1 Горьковского танкового училища, командир танка. Был ранен. В 1946-1947 в УВД Мурман ской области - помощник оперуполномоченного группы борьбы с бандитизмом. С 1948 радиооператор на промыс ловых судах тралового флота, “Мурмансельди”, группо вой инженер “Мурмансельди” . С 1965 бессменный начальник связи “Севрыбхолодфлота”. КОМАРОВИТ (Komarovit, в честь космонавта В.Комарова), редкий минерал. Силикат кальция, марган ца, содержит ртуть. Кристаллы розового цвета с матовым блеском. Твердость 2, плотность 2,96. Образует пластин чатые кристаллы в натролите горы Карнасурт. КОМБИНАТ НАДОМНОГО ТРУДА, предпри ятие в Мурманске, объединяющее людей, выполняющих работу на дому. Занимается производством товаров ши рокого потребления. Имеет несколько участков и цехов. КОМБИНАТ “СЕВЕРОНИКЕЛЬ” см. Северо- никелъ. КОМЕНДАНТСКАЯ Ирина Павловна, спорт сменка, мастер спорта, призер чемпионата России по тя желой атлетике (женской штанге), кандидат в Олимпийскую сборную страны. Род. 11.11.1974 в г. Пе- риекуля в Латвии. “КОМЕТ”, немецкий вспомогательный крейсер ( “ко рабль № 45”, “Рейдер В” ). Был проведен в 1940 с помо щью советских ледоколов Северным морским путем в Тихий океан (вошел 5.09.1940), где во время второй ми ровой войны потопил около десяти судов наших союзни ков. Переоборудован из грузового судна “Эмс”, которое построено в 1937 в Гамбурге. Имел 150-мм орудия, зенит ное вооружение, торпедные аппараты, мины, катер для постановки мин, гидросамолет. Замаскированный под со ветский ледокольный пароход “Дежнев”, 3.06.40 вышел из Гдыни (Гданьск), позднее, уже на арктическом марш руте, был замаскирован под немецкий грузовой пароход “Донау”. За 23 дня движения по Северному морскому пути прошел 3300 морских миль, в том числе 720 во льдах. В Тихом океане действовал до февраля 1940, за тем направился в Атлантический. Потоплен союзниками 14.10.1942. КОМИ (устаревшее - зыряне), нация, один из север ных народов, коренное население Республики Коми. Живут в бассейнах рек Северного Ледовитого океана. Эт нографическая группа - ижемцы Печоры, Вычегды. Отту да в 1887 часть людей переселилась на Кольский полуостров. Первыми приехали семьи Ивана Наумовича. Терентьева, Федора Васильевича Каиева, Степана Яков левича Филиппова, Поликарпа Ивановича Рочева. Посе лились в с. Ловозеро, на левом берегу р. Впрмы (местные жители, саамы, жили на правом). Они же первыми при няты 10.05.1897 в члены Ловозерского погоста ( “получи ли приговор” ), остальные числились “прпжпвой”. Сегодня коми составляют значительную часть нынешне го населения с. Ловозеро. КОМИ-ИЖЕМЦЫ, часть населения коми, пересе лившаяся с берегов Печоры, Ижмы в Ловозеро Мурман ской области в конце прошлого века. На оленях по побережью моря, затем по льду переехали на Кольский полуостров в 1887 несколько семей. В 30-е гг., как и другие жители с. Ловозеро и района, многие коми были репрессированы. В годы Великой Отечественной войны воевали, многие - в оленетранспортных батальонах. По переписи 1978 в Мурманской области проживало 2007 человек коми национальности, на 28% больше, чем саа мов; в 1989 - 2167. Есть среди коми свои долгожители - в 1980 исполнилось сто лет Марии Федоровне Зотовой. “КОМИЛЕС”, “КОМСОМОЛЕЦ”, буксиры. Вме сте с баржой, на которой находились 267 пассажиров, н баржой с имуществом, а также лихтером шли из Хабаро ва (Югорский Шар) в Нарьян-Мар. Суда атаковала не мецкая подводная лодка U-209. Поврежденный буксир “Комсомолец” выбросился на берег. “Комилес” и баржа с имуществом потоплены. После этого U-209 нанесла тор педный удар по барже с людьми, оказавшихся в воде рас стреливала из пулеметов и автоматов. Из находившихся на судах 328 человек спасено только 23. Все суда принадле жали управлению лагерей НКВД, не были вооружены, вышли в море без разрешения портовых властей и ведо ма военно-морского командования, без прикрытия воен ных кораблей. “КОМИНТЕРН”, рыболовный траулер (РТ-19) Мур манского тралового флота; построен в 1930 в Данциге (Польша). Параметры судна и машины аналогичны РТ-16. 1.03.1942 потоплен немецкой подлодкой U-436 у Териберского мыса в Баренцевом море. Капитан Г.Е.Дѵ- баков и 30 членов экипажа погибли. КОМИНТЕРНА, улица в Мурманске. На дореволю ционном плане значилась Железнодорожной, с июня 1920 - Интернациональная. Нынешнее название с 22.07.1925. Расположено первое каменное здание - дом ТГІО (транспортного потребительского общества). Сейчас в нем Художественный музей. КОМИТЕТ ДЛЯ ПОМОЩИ ПОМОРАМ РУС СКОГО СЕВЕРА, основан в 1894. Действовал при Санкт-Петербургском обществе содействия русскому тор говому мореходству. Первоначально - благотворительная организация для помощи семьям поморов, погибших в том году во время шторма в Белом море. Затем программа была расширена, предусматривала помощь поморам в строительстве и страховании судов, издании мореходных карт, проведении промышленных исследований. Секрета рем комиссии был известный ученый Н.М.Книпович. Лит. Шредер Т. Комитет для помощи поморам Рус ского Севера. - “Моряк Севера”, 1991, 2 августа. КОМИТЕТ НОВОГО АЛФАВИТА (Мурманский комитет содействия языкам и письменности народов Севе ра), действовал в 30-е гг. Ставил задачи повышения ква лификации учителей национальных школ, организовывал школьные интернаты, избы-читальни, издавал литературу на саамском языке (книжки “Что дала Октябрьская рево люция трудящимся саамам?”, “Что такое индустриализа ция страны?”, “Как люди ездят” и др.). КОМИТЕТ СЕВЕРА (Комитет содействия народно стям северных окраин). Образован 24.06.1924. Проводил большую работу по созданию письменности для малых на родов, ликвидации неграмотности, развитию культуры, в том числе саамам, коми, ненцам Кольского полуострова. Возглавлял известный ученый П.Г.Смидович. Упразднен в 1934 в связи с созданием Главсевморпути. Воссоздан в 1991 (Комитет по социально-экономическому развитию Севера Российской Федерации), возглавил Комитет быв ший мурманчанин Е.Б.Комаров. Через несколько лет ликвидирован и снова воссоздан в 1995. Лит. Булатов В.Н. Северный комитет 1920-1935 гг. - В сб. Вопросы истории Европейского Севера. Петроза водск, 1986. Евсюгин А. Для народов Севера. - “Правда Севера”, 1974, 19 мая. КОМИТЕТ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ, создан в декабре 1920 для координации действий на север ных морях. > КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ СЕВЕРНЫХ ОКРАИН - см. Комитет Севера. К О Л - к о м Выпуск № 17 "Мурман" стр. 9 1 5 - 2 1 мая 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz