Рыбный Мурман. 1998 г. Май.

г I г д< б< п с Кс А і г. Л, У< Ф 5< 4< К м л ; ві Чі Hi Лі (Е F С д п . А п м и A ‘Рыбный М урман ” (Б) 45-32-19 С. Н. Дащинский 48-64-75 КОДИОК, населенный пункт в Хибинах. Существо­ вал во второй половине 70-х - начале 80-х гт. КОАМОЗЕРО, населенный пункт на восточном бе­ регу одноименного озера в верховьях р. Иоканьги, в 120 км от с. Ловозера. Возник в конце 50-х гг. как метеостан­ ция. Вариант названия: Колмъявр (саамское коллм - три, явр - озеро). КОДНОЗЕРО, населенный пункт - см. Гарь. КОДОЗЕРО, лесозаготовительный пункт на западном берегу оз. Колозеро, из которого вытекает р. Кола, в 16 км от с. Пулозеро. Существовал в 30-е гг. В 1938 прожи­ вали 27 человек (русские). КОДОЗЕРО, поселок - см. Кол-Яер-Озеро. КОДОМИЕЦ Петр Леонтьевич (1917- 24.12.1974), капитан, командир эскадрильи б гв. истре­ бительного авиаполка Северного флота, Герой Советского Союза (5.11.1944). Род. в с. Жавинка Черниговской об­ ласти, украинец. В ВМФ с 1936. Окончил Ейское воен- но-морское авиационное училище. В Великой Отечественной с января 1942. С этого времени на Северном флоте. К середине октября 1944 совершил 118 боевых выле­ тов, провел десятки бомбардировок и штурмовок войск и кораблей противни­ ка, участвовал в 38 воздушных боях, сбил лично 13 вражеских самолетов. В 1949 окончил Военно-воздушную акаде­ мию. С 1954 подполковник запаса. Умер и пох. в Киеве. Бюст у музея авиации Северного флота в поселке Сафоиово Мурманской области. “КОЛОМНА”, рыболовный траулер (РТ-81); постро­ ен в 1933 в Ленинграде. Корпус стальной клепаный. Дли­ на 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Полезный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. В Ве­ ликую Отечественную тральщик (ТЩ-64) Северного фло­ та. После воііны возвращен Мурманскому гралфлотѵ. КОЛОМЦЕВ Юрий Васильевич, с 1994 - дирек­ тор Кольской атомноіі станции, кандидат технических наук, депутат II Мурманской областной Думы (избран 7.12.1997). Род. 13.01.194і в пос. Ново- Леушино Ивановской области, русский. Окончил Ивановский энергетический институт (1965). Работал на Кировской ГРЭС дежурным инженером, начальни­ ком турбинного цеха. С 1975 в такоіі же должности на Кольскоіі атомной стан­ ции. Затем начальник производственно­ технического отдела, заместитель главного инженера по новым блокам, с декабря 1987 - главный инженер. КОЛОНИЗАЦИЯ КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ, хозяйственное освоение Кольского полуострова. Выделяются два этапа колонизации: дореволюционный - с 1868 по 1917, когда осваивались в основном северо-за- иадное побережье Кольского полуострова и полуостровов Рыбачий и Средний (см. Колонисты Мурмана), и пос­ лереволюционный, связанный с освоением обширных территорий вдоль Мурманской железной дороги. Реше­ ние об этом было принято декретом Совета Труда и Обо­ роны 1.10.1923. Под управление дороги передавались хМурманский порт, многие предприятия лесной и строи­ тельной промышленности в десятикилометровой зоне вдоль дороги. КОЛОНИСТЫ МУРМАНА, участники освоения края. По решению царского правительства ими станови­ лись не только русские, но и иностранцы, принявшие российское подданство. В 1868 архангельский губернатор С.П.Гагарин разработал проект колонизации Мурмана. Царь утвердил 22.11.1868 Положение о даровании льгот колонистам. Им разрешался беспошлинный ввоз товаров из-за границы, предоставлялись ссуды, бесплатно - госу­ дарственный лес для строительства домов и надворных построек, разрешались различные промыслы, на 8 лет они освобождались от всевозможных налогов, на три при­ зыва отсрочивалась служба в армии. Но оплачивали со­ держание волостных и сельских властей, квартиры для приезжих чиновников. Колонистов официально утверж­ дали в этом звании и приписывали к общине. Колонис­ ты построили села и поселки Ура-Губа, Вайда-Губа, Земляная, Чсрвяное и другие. К 1.01.1888 на Мурмане было уже 1054 русских и иностранных колониста. Име­ лось на Мурманском берегу в 1889 домохозяйств: финнов - 37, русских - 125, карелов - 72, норвежцев - 36, саамов - 20 и других - 6 (эстонцы, шведы, немцы). К 1911 коло­ нистов на Мурмане насчитывалось более 3 тыс., из них русских - около половины. Второй этап колонизации Мурмана связан в основном с освоением территорий вдоль Мурманской железной до­ роги. Многие финны и норвежцы покинули Мурман в 20- 30-е гг. советского времени, другие были репрессированы в годы сталинизма. КОЛОРЕЧЕНСКИИ, погост Кольско-Лопарского района. Существовал с 1924 до первой половины 30-х гг. Вариант названия: Колореченский колонизационный уча­ сток. КОДПАКЧИ Владимир Яковлевич (7.09.1899- 17.05.1961), генерал армии, в 1954-1956 командующий Северным военным округом, в состав которого территори­ ально входил Кольский полуостров, Героіі Советского Союза (6.04.1945). Род. в Киеве. В царской армии с 1916, младший ѵнтер-офицер, в Красной - с 1918. Воевал в Испании С1936-1938). В Великую Отечественную коман­ довал армиями. В 1952 был избран делегатом XIX съез­ да КПСС от Мурманской области. С января 1956 в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Погиб в авиакатастрофе. Пох. в Москве. “КОЛХОЗНИК’ \ грузовой пароход Дальневосточно­ го морского пароходства, приписанный на время воііны к Мурманску. Вошел в строіі в 1925. Водоизмещение 3880 т. Скорость 9 узлов. Вооружение: одно 76-мм орудие, пулеметы. Шел из Бостона в Галифакс с 4 тыс. т. грузов. 17 января 1942 в районе п-ва Новая Шотландия получил большую пробоину от столкновения с подводным предме­ том (возможно, это был взрыв торпеды). Через час зато­ нул. За 8 часов экипаж самостоятельно добрался на плавсредствах до канадского берега. 2 человека погибли, 11 обморозились. “КОЛХОЗНИК”, рыболовный траулер (РТ-59); по­ строен в 1931 в Ленинграде. Корпус стальной клепаный. Длина 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полезный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. В Великую Отечественную - стороже­ вой корабль (СКР-24) Северного флота. С января 1942 возвращен тралфлотѵ. КОЛХОЗЫ, коллективные хозяйства, создававшие­ ся на Кольском полуострове с 1929. В условиях заполяр­ ной Мурманской области были в основном двух типов: оленеводческие п рыболовецкие. Были и смешанные: оле­ неводческо-рыболовецкие. Первыми создавались, в основном на побережье Коль­ ского полуострова, рыболовецкие колхозы: в мае 1929 в Кашкаранцах (вошло 7 поморских хозяйств, 38 человек); 22.02.1930 “Красная Армия” в'Гериберке (44 хозяйства); 2 мая 1930 “Всходы коммунизма” в Варзуге (14 хозяйств); 4.06.1930 имени 1 Мая в Оленице; в августе 1931 “Бело­ морский рыбак” . Были образованы также колхозы “Се­ вер” в Пялице, “Заря” в Кѵзреке, “Волна” в Чапоме, “Моряк” в Кузомеии, “Терский рыбак” в Тстрино, “Удар­ ник” в Минькино, “Энергия” в Ура-Губе. В 1930 в обла­ сти насчитывалось 26 рыболовецких колхозов, в 1935 - 30. Они имели 330 судов различных типов, елы, мотоботы, потом рыболовные траулеры, строили причалы. Государ­ ство оказывало рыболовецким колхозам помощь невода­ ми, оборудованием, продовольствием. В 1930-1932 вылов рыбы рыболовецкими колхозами вырос в 2-2,5 раза по сравнению с прежними, артельными. В послевоенные годы колхозы укрупнялись, объединя­ ли не одно, как прежде, а несколько сел. В 90-е гг., с начала приватизации, колхозная форма собственности была изменена. В 1997 создан колхоз “Вьюжный”. Постановление ЦК ВКГІ(б) о коллективизации олене­ водческих хозяііств Кольского полуострова было приня­ то в 1932. Но еще до этого были попытки создавать коллективные оленеводческие хозяйства. Саамский колхоз “Лопарь” создавался в с. Ловозеро в 1929, коми - “Оле­ невод” в Ловозере в том же году. Но просуществовали они недолго - до начала весеннего выпаса оленей. У поморов было больше возможностей н традиций для объединения, они все время промышляли артелями. Оленеводов убедить было труднее. Поэтому оленеводческие колхозы создава­ лись нередко при грубом нажиме властей. В Ловозере прежние саамский и коми колхозы были объединены в один - “Тундра”. В ноябре 1929 появился оленеводческо- рыболовецкий колхоз “Север” в с. Поной. В 1932 в него входили 62 русских и 4 коми хозяйства. Многие колхозы в послевоенные годы стали довольно крупными и крепкими хозяйствами: “Тулома” (позднее - совхоз), “Энергия”, “Ударник” и др. КОЛЧАК Александр Васильевич (16.11.1874- детекпй корпус (1894). Служил в 7 флотском экипаже, на крейсере “Рюрик”. С 1899 по 1903 совершил три по­ лярные экспедиции. В составе экспедиции Э.В.Толля на шхуне “Заря” приходил в г. Александровск-на-Мурмане. Возглавлял экспедицию по поискам и спасению Э.В. Тол- ля и его спутников в 1902. Главный научный труд - “Лед Карского и Сибирского морей” (СПб, 1909). Именем Колчака был назван остров у побережья Таймыра (сей­ час о. Расторгуева). Участник русско-японской войны 1904-1905, в разных должностях служил на военных ко­ раблях “Аскольд”,”Амѵр”, “Рюрик”,’’Уссуриец”, коман­ довал батареей в Порт-Артуре. Попал в плен к японцам и до 1906 находился там. После возвращения до начала первоіі мировой войны служил в Главном морском шта­ бе. Затем в звании капитана I ранга командовал минной дивизией Балтийского флота. С 6 июля 1916 по декабрь 1917 командующий Черноморским флотом. Вице-адми- рал. После этого военный атташе в США, служил на КВЖД. 4.11.1918 вошел в состав Уфимской белогвардей­ ской директории, 18.11.1918 совершил переворот, объя­ вил себя верховным правителем Сибири, Урала и Дальнего Востока и установил военную диктатуру. В ноябре 1919 бежал из ОхЧска в Иркутск. 15.01.1919 на станции Иннокентьевская выдан восставшими чехослова­ ками “Политическому центру” , который передал его Иркутскому Военно-революционному комитету, по поста­ новлению которого расстрелян близ Иннокентьевской в Иркутской области, труп сброшен в р. Ушаковку, приток Ангары. Соч. Колчак А. В. Какой нужен России флот. - “Мор­ ской сборник ”, 1908, № 6,7. КОЛЬСКАЯ АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ, АЭС (носила имя 60-летия образования СССР). Перве­ нец атомной энергетики Заполярья. Построена в 15 км от г. Полярные Зори, на берегу озера Имандра. Первая в СССР за Полярным кругом. Первый начальник строитель­ ства Эрнст Викторович Якобсон, заслуженный строитель РСФСР. Затем руководил стройкой кандидат технических наук Александр Романович Белов. Первый кубометр бе­ тона в основание станции залит 18.05.1969. Первый блок пущен 29.06.1973, второй в 1974, третий в 1981, четвертый в 1984. Мощность каждого энергоблока 440 тыс. кВт /ч . Установлены два реактора старого типа ВВЭР-440/230 и два новых - ВВЭР-440,/213. АЭС экономит миллионы гони ископаемого топлива, исключает вредные воздей­ ствия на среду и население. На Кольской АЭС использо­ вана двухконтурная схема с водо-водяными реакторами иод давлением. Химобессоленная вода, проходящая через активную зону реактора, служит одновременно замедли­ телем нейтронов и теплоносителем, отводящим тепло, выделяющееся в работающем реакторе. Контроль за пара­ метрами работы АЭС осуществляется с блочных щптов управления, где сосредоточены приборы, измеряющие нейтронный поток во всех режимах работы реактора. Получение информации и выдачу сигналов обеспечивают информационно-вычислительные машины. На станции предусмотрены технические меры предотвращения аварий, исключается утечка радиоактивных продуктов в окружа­ ющую среду. Кольская АЭС обеспечивает около 60% общеіі выработ­ ки электроэнергии энергосистемой Кольского полуостро­ ва, и примерно бО/о ее потребляется в Мурманской области, 40% поступает в Карелию, Ленинградскую об­ ласть II В Ф И Н Л Я Н Д И Ю . Р И » ' • Z, і граф, Мурман" стр. 7 7.02.1920), ученый, гео полярный путешественник, ученик адмирала Макарова и Фритьофа Нансена, адми­ рал. Род. в Петербурге, русский. Окончил Морской ка- 15 - 21 мая 1998 года ко л - ко л ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz