Рыбный Мурман. 1998 г. Май.

В мире - одиннадцать, н России - один В прошлом номере “ РМ ” мы рассказывали о том, что рабочая к о м и с с и я подписала документы о сдаче в промышленную эксплуатацию первого и единствен­ ного в России спутникового информационного цент­ ра. А 29 апреля состоялось официальное открытие его. На нем присутствовали первый руководитель Де­ партамента по рыболовству России Владимир Соко­ лов, представитель Департамента по рыболовству Норвегии Уве Дэвидсон, директор по развитию биз­ неса французской компании Антуан Монсей- нджон, вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства Мурманской области Валентин Лунцевич, мэр Мурманска Олег Найденов, командующий Арктической группой войск Федераль­ ной пограничной службы РФ Константин Плешко, первый заместитель начальника налоговой полиции области Александр Захарченко, а также руководите­ ли и представители других служб и ведомств. Как людей лишили права голоса Довы боры в областную Думу и городской Совет Мурманска 26 ап­ реля не состоялись . Свыше миллиарда рублей (в ценах 1997 года) из наших с вами карманов улетели в никуда, потрачены впустую . Осе­ нью пройдут повторны е вы боры , которые унесут опять огромные суммы денег. Но так надо: органы местной законодательной власти должны быть укомплектованы как положено. Почему не состоялись выборы , в частности в областную Думу? Од­ ному из претендентов не хватило 1,8 процента до необходимы х 25 процентов голосов избирателей, явившихся на избирательные учас­ тки. Это первое. Второе - очень многие проголосовали “ против всех” . Итог - читай материал сначала. В чем же причина такой ситуации? Об этом размышляет Владимир ТЮРИН, проработавший в Думе четыре года, кандидат в депутаты горсовета на последних выборах. - К сожалению, закон Мурманской области о выборах не работает по-на­ стоящему. В статьях его не разъяс- .— . няются как следует и права избирателей, и права кандидатов, очень мало говорится о правах изби­ рателей на информацию. И, что очень важно, урезаны права моряков -тех, кто составляет треть активного населения Мурманска. Но об этом чуть позже. Сейчас же хочу сказать о том, ка­ кая нелепость получилась с “нарез­ кой" избирательных округов, которая проводилась избирательной комис­ сией в соответствии и с областным, и с федеральным законами о выбо­ рах. Соответствие закону - это хоро­ шо. Однако на Севере из-за ландшафта нет строгих линий улиц, они “скачут” с сопки на сопку или оги­ бают ее. Причем, согласно законам, количество избирателей в округе строго регламентировано и допуска­ ется отклонение только на 10 процен­ тов. В результате этих премудростей жители где-то части улицы, где-то нескольких домов, а то и всей улицы не имели права голосовать - они от­ носятся к другому избирательному участку. И на проспекте Ленина от Пяти Углов влево, по улице Володар­ ского вправо, по улице Софьи Перов­ ской от “Чайки” вверх жители вообще не учтены: нет их ни в Ленинском, ни в Октябрьском округах. Пока благопо­ лучно проходили выборы, этого как- то не замечали. А сейчас шла борьба за каждого избирателя, за каждый го­ лос. Вот и выяснилась эта неразбе­ риха. Яркий тому пример: в областном Дворце культуры всегда был избира­ тельный участок Октябрьского окру­ га. Это же логично: здание стоит напротив администрации города и в ста метрах от администрации Ок­ тябрьского округа. Теперь этот изби­ рательный участок отнесен к... Ленинскому избирательному округу. И люди, живущие рядом со Дворцом, когда пришли на выборы и узнали “новость”, ушли, мягко говоря, в не­ доумении, возмущенные “порядка­ ми”, а искать свой участок уже просто-напросто не стали. А теперь вернусь к правам моря­ ков. Сейчас у нас почти полторы сот­ ни рыболовных компаний, у которых в основном небольшие суда с немно­ гочисленным штатом. Так вот, на этих судах избирательные участки вообще не были организованы. А все потому, что в пункте 3 главы 9 обла­ стного закона о выборах говорится, что участок создается там, где изби­ рателей больше 20 человек. Почему лишаются конституционного права люди, если их количество в экипаже меньше 20? Судовладельцу выборы карман не греют, а потому он и не требовал от капитана обязательности их проведения. Я сам выходил в море перед выборами и убедился в этом. Неужели нельзя было доста­ вить бюллетени на эти суда заранее, перед отходом в море? Не надо про­ ставлять фамилии кандидатов, про­ сто дать всем членам экипажа саму форму. А то ведь приходилось ради­ стам печатать бюллетени на бумаж­ ках! А кое-где доставили бюллетени, но... за два дня до выборов. Как моря­ ку разобраться, кто есть кто, если в бюллетене более-менее подробно го­ ворилось лишь об одном кандидате? Какая же это демократия! Наверное поэтому, а может, еще и какие-то личные обиды заслонили главное в кандидате - его способнос­ ти, возможности, то, что он уже сде­ лал и собирается сделать. Или все причины, вместе взятые, побудили многих моряков голосовать “против всех”. Конечно, это их право. Но, уве­ рен, полная информация обо всех претендентах изменила бы количе­ ство “морских” голосов, поданных “против всех”, - 43 процента. И последнее - неявка избирате­ лей. В день выборов я был в рыбном порту. Стоят тралфлотовские суда в ремонте, на бочке, и, как выяснилось, там вообще не голосовали - с вахты не уйдешь. Так, если разрешается приходить с урной для голосования в больницы, почему же нельзя было с той же урной навестить суда в порту? Это же наши, российские, люди. За­ чем их лишать права голоса? А ведь в порту стояли 20 судов только боль­ ших флотов. Если на каждом были, скажем, 20 моряков, то и они состав­ ляют внушительную цифру - 400 че­ ловек. Вот все это и явилось причиной провала выборов и выброшенных на ветер денег. Областная Дума собира­ ется внести изменения в закон о вы­ борах, урегулировать те несуразности, о которых я говорю. Предполагается также снизить 25- процентный барьер для кандидатов, как это сделано во всем мире и в не­ которых областях России. Директор научно-технической фирмы “Комплексные системы” Валентин Мишкин в краткой вступительной речи на торжествен­ ном открытии центра сказал: Основная задача центра обеспечить экономическую оезо пасность России, слежение за ры боловными отечественными и иностранными судами в исключи тельной экономической зоне на шей страны. Хотя у центра есть возможность слежения за всеми подвижными объектами на всем земном шаре.Сегодня приемная комиссия завершила работу н признала, что центр готов к про мышленной эксплуатации. Са мое главное - есть возможность коллективного его использования различными ведомствами, дабы не закупать дорогостоящее обору­ дование в одиночку, а получать зримое улучшение управленчес кого, контролирующего, дпепет черского труда на основе открытых источников информа­ ции в едином информационном пространстве. Введение центра было бы невозможным без помо щи и содействия и федеральных, и местных органов власти. Благо дарю их за это. Хотя наш вклад невелик, уточнил Валентин Лунцевич, - но в наше время полезно даже про сто не мешать творческим людям. Мы, конечно, поддерживали Ва лентина Матвеевича, помогали в решении административных и организационных вопросов. З а ­ мечу, что в прошлом году на вы­ ставке в Белоруссии Президент Лукашенко, познакомившись со стендом Комплексных систем, удивлеиио ироиз иес:”II еужел 11 такое возможно? Неужели со спутника можно отследить двн женне автомобиля?’’. Это лей ствительно кажется невероятным. Я признателен людям, создавшим центр, п желаю им успешного продолжения нужного п полезно­ го дела. Слева направо Л. сейиджон, У. Дэвидсон, В. Семенас, В. Мишкин НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ - Норвегия помогла нам выйти на этот проект,- продолжает тему нашего разговора с >гве первый заместитель генерального дирек­ тора Комплексных систем Вячес­ лав Семенас.- Норвежцы оплатили расходы по использова­ нию спутника и пять трансмитте­ ров для проведения эксперимента в 1994-1995 годах. По его итогам мы подготовили доклад в Комитет но рыболов­ ству России. Затем специалисты Комитета и мы провели в Тулузе переговоры и подготовили кон­ тракты на закупку оборудования и программ. В 1996-1997 годах шла поставка по контрактам. И в 1997-м состоялся запуск центра в опытном режиме. А уже в апре­ ле нынешнего года комиссия Де­ партамента по рыболовству подписала акт сдачи центра в промышленную эксплуатацию. - Насколько вы теперь связа­ ны с Тулузой? IІспользованпе спутников, связь в телекоммуникационной сети Х.25 - это же совместная ра­ бота. Мы подчиняемся одним и тем же правилам использования спутников. Кроме того, остаются финансовые аспекты взапмодей ствия как при достигнутом объе ме внедрения системы,’ так и при дальнейшем оснащении траисмит терами рыболовных судов и раз­ витии системы мониторинга рыболовства. - Какое значение имеет центр для вашеіі деятельности? - воп­ рос командующему Арктической группой погранвойск Константи­ ну Плешко. - Когда мы полностью присту­ пим к выполнению задач но охра­ не биоресурсоіз, центр станет для нас краеугольным камнем. Поле­ зен он и в деле охраны государ­ ственной границы. - Но ведь суда-нарушители могут идти без датчиков. -Т ак ведь и мы рассчитываем не только на эту систему. Центр очень важен для нас, поскольку существующая система сбора ин­ формации не позволяет получать ее в оперативном режиме време­ ни. Мы пользуемся данными авиации Северного флота, само­ лета-лаборатории ІТИНРО. По эти вылеты строго регламентиру­ ются, да и дороги они. Радиотех­ нические посты, рейсы пограничных кораблей... Все это качественно несравнимо с инфор­ мацией центра. Записала Инна БЕРЕЗЮК. Уве Дэвидсон вручил директо­ ру Комплексных систем эмблему Департамента но рыболовству Норвегии в знак добрых перепек тив сотрудничества. Затем Вален­ тин Матвеевич п Валентин Васильевич разрезали алую лен точку. Центр открыт! Как и на предыдущей церемо п/ш , я решила побеседовать с //частниками. AIітуан Монсей 11 джо і \. - Есть ли разница между цен­ трами в Тулузе и Мурманске? Есть. 1} отличие от других региональных центров Мурманс­ кий центр не только осуществля ет наблюдение за судами, но и приступил к их обслуживанию в море. Центр уже сейчас может поставлять различную полезную для ведения промысла информа­ цию. Это очень важно. - Вы принимали участие в со­ здании центра в Мурманске? - Да, конечно. И наше взаимо­ действие будет продолжено. Уве Дэвидсон: В Норвегии такая система еще не создана, но потребность в пей есть. Департамент по рыбо­ ловству уже подготовил предло­ жения в парламент. Я отвечаю в Департаменте за спутниковое со­ провождение и информационные технологии. Поэтому принимал активное участие в создании Мурманского центра. Впрочем, как у вас, так и в Норвегии и в других странах немало противни­ ков введения столь серьезного контроля. Поэтому необходимо, как считают в Норвегии, сначала разработать юридическую основу для этого. Алла ВАЛИТОВА, пресс-секретарь Мурманской таможни 0ВНИНКА В России автомобильный бизнес для многих сограждан стал реальной возможностью быстрого зарабатывания “ хороших” денег, причем в твердой валюте. Его процветанию способствует предоставление государством льгот определенным категориям россиян. Но, к сожалению, именно действующее законодательство по ввозу в Россию автотранспортных средств позволяет, как это ни парадоксально, его же и ооходить. В последнее время этот криминальный вид внешнеэкономической деятельности достиг таких объемов, что заинтересовал практически все силовые и правоохранительные органы России. Проведение совместных рейдов по проверке законности импорта иномарок - пока один из наиболее действенных методов противостояния подобным “ бизнесменам” . Наша область - не исключение: проанализировав опыт коллег, мурманские таможенники тоже осуществили проверочные мероприятия в своей зоне деятельности. Так, в марте в результате пла­ нового рейда по проверке доку ментов на ввозимые в льготном порядке иностранные автомоби­ ли заведены 1э дел о нарушении таможенных правил и возбужде­ но уголовное дело в отношении физических лиц, занимающихся импортом автомобилей в Россию с нарушением таможенного за ­ конодательства. В прессе не редки публикации о том, “как я купил автомобиль за границей и привез его в Рос­ сию” . Многие статьи содержат предупреждения и советы нео­ пытным потенциальным покупа­ телям заграничного авто. Но порой пишут и о том, как... об­ мануть таможню, выгодно про- 8 - 14 мая 1998 года дать свою льготу, договориться с перевозчиками пли получить желаемое средство передвиже­ ния не выезжая за границу. При этом ии те, кто дает эти советы, ни те, кто ими пользуется, не задумываются о последствиях, которые ложатся на их плечи тяжелым моральным и, что крайне важно, материальным бременем. Именно оо этих по­ следствиях и о приведших к ним поступках пойдет речь дальше. Сегодня ни для кого не сек­ рет, что имеющие по закону пра­ во на льготное растаможивание иностранных автомобилей росси­ яне зачастую передают это пра­ во другим лицам, естественно, за определенное вознаграждение. Причин отказа от своего закон­ ного в пользу ближнего всего две нехватка финансов для приобретения хорошего авто либо обычное желание зарабо­ тать на сделке. " ^ Г Г н Г у Як о ^ д р Р о ) них (как ни 2 ппав0 - ело- есть еще: одн д м года. S'S? S S S S E S i S ’S w - Таким образом складывается схематичная цепочка: моряк и его льгота - посредники в купле- продаже - непосредственно за ­ казчик или покупатель. Причем работает это временное взаимо­ выгодное “объединение” доволь­ но отлажен но. И все же у каждого айсберга есть и невиди­ мая часть, грозящая неприятно­ стями. В данном случае, на первыіі взгляд, незначительной является “необходимость” под­ делки документов. А именно - исправление года выпуска в тех­ паспорте ввозимого автомобиля, чтобы из новой иномарки (тако­ выми являются те, с года выпус­ ка которых прошло меньше трех лет) сделать подержанную. Ведь только тогда можно воспользо­ ваться правом льготной раста­ можки. Напомню, новые 1 _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz