Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.
г r f l j ’ к i 5 - 11 июня 1998 года ’Мурман" стр. 2 Ш АМ РО ВЫ МЫ , волжс кого корня ... - окающим говорком с гордостью за фамилию не прочь подчеркнуть иногда Михаил Георгиевич. Нали тый в плечах исконной мужской силой (может , в роду и бурлаки были ? ) , он и сегодня играючи не сет груз прожи тых пятидесяти восьми* лет. Не поскупилась мать- природа и на острыіі ум. Шамров есть Шамров . Заслуженный стро итель России. Созидатель от Бога и по призванию. Личность .. . На Кольский полуостров его з а несло в 1962 году плановое студен- ческо выпускное распределение. Закончил Горьковский инженерно- строительный институт, гидротех нический факультет. В те далекие времена молодое поколение еще не утратило романтических грез, стре милось в неведомое “за туманом и за запахом тайги”, потому молодой специалист Миша Шамров с супру гой-однокурсницей гордо прибыли покорять суровый Север. Первая памятная стройка - гидроузел на комбинате “Печенганикель” в Заио лярном. Потом было их не счесть. Знающий, смекалистый инженер быстро набирал опыта, успешно, по Мурманская мозаика Отодвинулось на неопределенный срок введение по временной оплаты за телефон. То, чего мы ждали с легким содроганием с 1 июня, потребовало более деталь ного анализа. Однако пробные кви танции будут приходить, как и прежде. Но поводов для беспокойства пока нет. Началось строительство мелкооптового рынка на улице Лобова. Идея эта принадле жит Союзу офицеров запаса. Откры тие рынка планируется в августе. Торговать же на нем будут уволенные в запас военнослужащие. Закрылись торговые площадки, что находятся около кинотеатра “Мурманск". Причина проста - реконструкция. Ведет ее “Орион-Мур- ман”. Через четыре месяца на месте не казистых прилавков появится современный комплекс. И снова вернут ся предприниматели на прежнее место. Правда, обновленное. Будем надеяться. Справил юбилей парк возле Семеновского озера. Нынче ему исполнилось сорок лет. Хотя, конечно, сравнивать его с теми, что в теплых краях, трудно. И все же это наш заполярный оазис зелени. Тем более в центре города. Стартует “фестиваль роллеров" на площади Пять Углов, который будет проходить в тече ние всего июня по выходным дням. Его программа включает несколько соревно ваний на роликовых коньках. Финал фе стиваля - в День молодежи, 27 июня, с вручением призов от магазина “Адидас” . Все желающие в возрасте от 11 до 25 лет, уверенно стоящие на роликах, могут справиться о подробностях состязаний по'телефону 45-43-37. Дорогу предписывалось строить до ГІоноя среди безлюдной тундры (иод ходящее место для размещения спец- контингента!), по сложной, пересечен ной местности. Причем от дельная ветка должна была вести в Иоканьгу, где находилась военно- морская база Северного флота. Впро чем, эта ветка оыла отнесена ко “второй очереди” (рабочее движение поездов здесь планировалось открыть в 1956 году). А “первую очередь ’ до роги (до Поноя), предназначенную для движения шести пар поездов, на деялись построить к концу 1954 года. Управление исправителыіо тру дового лагеря (ИТЛ ) и строи тельства № 509, созданное в 1951 году, временно разместилось в Ки- ровске. Возглавил его инженер май ор (в дальнейшем - подполковник) И.Г. Мельник. Первые строители (50 солдат) по ступили с 511-й стройки ГУЛАГа (железная дорога Мурмаши - Ни кель). Партию заключенных передал исправительно-трудовой лагерь ком бината “Апатит”. И вот в Хибины один за другим стали прибывать эшелоны с рабочей силой. Военнослужащие новобранцы набирались в Ленинградском, Бело русском, Прикарпатском военных ок ругах. Молодежь не имела представления о строительстве желез ных дорог и о Севере как таковом. Огромную массу людей нужно было расселить, одеть, обуть, накормить. Сотрудники ГУЛАГа", военачальники и местные власти были явно не гото вы встретить их хлебом-солью. Пар ней растолкали по 10 человек в неутепленные палатки. В еще более бедственном положе нии оказались заключенные. Первый этап прибыл 16 октября из Таллина. Вслед за ним - большая колонна Пе чорлага. А в ноябре привезли отряд зэков из Удмуртии. За год строительство Jsfe 509 вы росло в несколько раз, новые партии рабсилы прибывали регулярно. Из военнослужащих сформировали 9 строительных батальонов (иод номе рами от 6 до 14 включительно). В 1952 году всего на стройке числилось 8820 сержантов и солдат, не считая офицеров. Заключенных - несколько меньше. На пяти лагпунктах стройки было со средоточено более 5 тысяч человек. Военнослужащих из палаток пере селили в наспех построенные бараки без вторых оконных рам и без печей. Строители мучились не только от хо лода, но также из-за отсутствия кипя ченой воды, сушилок, водопровода. К примеру, в пересыльном лагпунк те на 1370’ заключенных имелось все- го 36 рукомойников, и те - на улице, при наших-то зимах! Санитарные условия - ужасающие: мыло ценилось на вес золота, грязь, вши. Медицинское обслуживание стройки было организовано не сразу. Но построили таки две больнички для заключенных. В первой, рассчи танной на 75 коек, работало всего 3 врача и 1 фельдшер. Вторая, при пе ресыльном лагпункте на станции Ти тан, была еще меньше: 25 коек, 1 врач и 1 фельдшер. Строители осо бенно были подвержены заболевани ям кожи и подкожной клетчатки. И конечно же - простуды. Впрочем, жалобам на здоровье начальство осо бо не потакало, и смертность, как говорится, имела место... 600 призывников решились пожа ловаться военному министру. Дес кать, кормят на стройке плохо: утром 900 г хлеба и ложка сахара, в обед суп с тухлой рыбой; котлы для гіищп грязные; вода для питья и для приготовления еды берется из болота. 1(о даже за такой недоброкачествен ной нищей приходится по 3-4 часа стоять в очереди. Дошла ли жалоба до министра, неизвестно. Но коман дир отреагировал четко: “Не хотите - не ешьте, кругом марш от столовой!” Правда, строители могли воспользо ваться услугами торговых ларьков и платных столовых. Однако зарпла та им часто не выплачивалась, и можно представить, что творилось у бесира вных за ключениых ... По, конечно же, при всем этом для строителей регулярно проводи лись лекции на политические темы! Изредка заключенные имели воз можность смотреть кинофильмы, пользоваться небольшой библиоте кой, имелись кое-какие музыкаль ные инструменты и настольные игры. Решением ЦК КПСС на стро ительстве j\r9 509 была учреждена многотиражная газета “Заполярная магистраль”. Но лагерь оставался лагерем. Ку сок земли, огражденный колючей проволокой, был страной жестоких нравов. Человеческое достоинство здесь ничего не значило. Все реша ла сила. Драки между заключенны ми были обычным явлением и иногда заканчивались поножовщи ной. Дисциплина хромала и среди военнослужащих: пьянство, само волки... Не только это мешало строитель ству железной дороги, но также не хватка грузовых машин, тракторов, бульдозеров и другой техники. Были серьезные проблемы с постав кой стпоевого леса, рельсов, с энер госнабжением. Из-за отсутствия нужного количества конвоиров ежедневно более 500 зэков остава лись без работы. Уже в 1952 году стало ясно, что в установленные сроки дорогу не построить. Именно тогда в Госпла не СССР обсуждался вопрос о пе реориентации железнодорожного строительства с Поноя на Иоканьгу (по существу речь шла о сокраще нии протяженности пути). Обещает необычное представление мотоклуб “Хромая кобыла" 7 июня в 18 часов в Ле довом Дворце спорта. Юноши и девуш ки Мурманска смогут принять участие в мото-мюзик-шоу “Молодежь против нар котиков”. В программе - выступление рок- групп “Океан” , “Линия Маннергейма” и других исполнителей, сюрпризы и полез ные сувениры... Часть вырученных средств пойдет на лечение подростков- наркоманов. И все же, как утверждает профес сор А.А. Киселев, к началу 19.^3 года силами заключенных был построен большой участок железной дороги от Кировска до Гремихи и “даже ходил поезд от Титана до моста через реку Умбу”. После смерти Сталина строитель ство было законсервировано. Здешних зэков отправили на новые “стройки социализма” (в том числе на строи тельство высотного здания Московс кого университета на Ленинских горах). А “перспективная” дорога завела в тупик, оставив глубокий шрам на люд ских судьбах. Конечно же, строитель ство № 509 было вызвано не оборонными и экономическими нуж дами Кольского края, а ненасытным аппетитом тоталитарной системы. Ог ромную массу дешевой рабсилы стало некуда девать. Вот и придумывали советские политики все новые и новые “стройки социализма”... В последние годы жизни Сталина гулаговскую систему душил “кризис перепроизводства”. Достигнув крити ческой точки, ГУЛАГ обнаружил свою неэффективность. После смерти вож дя по лагерям_ прокатилась волна восстаний (в 1953 году - Норильск, в 1954-м - печально знаменитый Кен гир). Волюнтаристская политика дик татора и его окружения привела к известному результату: на смену ста линскому режиму пришла долгождан ная “оттепель”. Павел ФЕДОРОВ , Константин ТЕРЕНТЬЕВ. В Госархиве Мурманской области среди огромного количества документов хранятся некогда “ совершенно секретные” циркуляры, относящиеся к “ строительству № 509 МВД ССС Р ” . Немногие знают, что под этим кодовым названием - так и не построенная желе зная дорога Апатиты - Кейвы - Поноіі. Эту дорогу протяженностью 430 км планировалось проложить за три года (1951-1954), используя дешевый труд военных и заключенных. Обеспечат бесперебойную доставку пассажиров на городское кладбище водители автоко лонны № 1 1 1 8 6 и 7 июня, когда по тра диции православного праздника Святой Троицы здравствующие поминают усоп ших... Портрет на фоне реформ меркам соцреализма, поднимался по служебной лестнице. В качестве главного управлял долгие годы в мурманском тресте “Спецстройме- ханиз ация” . Реформы, как и всю строительную отрасль, быстро дове ли греет до развала. Изначально п он помыкался гіо разным фирмам, а потом плюнул на всю начальствен ную братию и создал ООО “Гидро техник” серьезную рабочую структуру. Со стартовым капита лом - крепкие руки и светлая голо ва. Приватизация но Чубайсу породила класс псевдодемократи ческих мутантов. Внезапно разбога тевшие на халяву чиновники и коммерсанты с непостижимой быс тротой возводили кирпичные хоро мы, коллекционировали дорогие иномарки. Шамров горбом наживал свою собственность в виде строи тельных машин и механизмов. Он не корчит из себя “нового русско го” , этакого крутого бизнесмена, хотя фирма под его умелым руко водством, можно сказать, не бед ствует. Рабочих три десятка. Производят намыв песка со дна Туломы (спрос на него большой), выполняют отсыпку автодорог. Сейчас по программе “Экология России” в Лавне для подрыва боеп рипасов устраивают полигон. Вына шивает Михаил Георгиевич сокровенную идею - засыпать пес ком вперемежку с бытовым мусо ром отработанный карьер Желтая Гора, что в черте Мурманска, и раз бить на этой территории стадион или парк. У городской администра ции проект находит понимание и поддержку. Фрагменты диалога: - М и х а и л Г еоргиевич , ка к вам удается выстаивать в каждоднев ной экономической борьбе с прави тельством? Д уш ат ведь вашего брата предпринимателя . .. - Д л я меня оно существует как бы в другом измерении. Лишь бы не мешало работать. Налоги п ла чу исправно - это святая обязан ность. Н а местном уровне в делах использую три тактики: на ст у пательную , оборонительную , а иной раз и подкунательную. - Что вы напрочь пе пр и ем л е те? - На д у х не переношу политику и пустозвонов -политиканов , ііе люблю сочинять разного рода н уд ные бумаги. Вот в составлении проекіпно-сметной документации я - Дюма. ...С доверительной откровеннос тью беседовали мы с Шамровым долго. О производстве очень мало, больше о его взглядах на жизнь, о семье (у него взрослые дети - два сына іГ две дочери), увлечениях. Страсть у него одна, но всепогло щающая - рыбалка. Разбуди ночыо, позови в любую даль, помани кле вом на заповедной реке - забудет обо всем: помчится, подстегивае мый азартом настоящего рыболова. Такой он. Михаил Георгиевич Шамров. Большой, добрый, хоро ший человечище... Павел ЛУЖИН Фото Бориса ВИРИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz