Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.

г r f l j ’ к i 5 - 11 июня 1998 года ’Мурман" стр. 2 Ш АМ РО ВЫ МЫ , волжс ­ кого корня ... - окающим говорком с гордостью за фамилию не прочь подчеркнуть иногда Михаил Георгиевич. Нали ­ тый в плечах исконной мужской силой (может , в роду и бурлаки были ? ) , он и сегодня играючи не­ сет груз прожи тых пятидесяти восьми* лет. Не поскупилась мать- природа и на острыіі ум. Шамров есть Шамров . Заслуженный стро­ итель России. Созидатель от Бога и по призванию. Личность .. . На Кольский полуостров его з а ­ несло в 1962 году плановое студен- ческо выпускное распределение. Закончил Горьковский инженерно- строительный институт, гидротех­ нический факультет. В те далекие времена молодое поколение еще не утратило романтических грез, стре­ милось в неведомое “за туманом и за запахом тайги”, потому молодой специалист Миша Шамров с супру гой-однокурсницей гордо прибыли покорять суровый Север. Первая памятная стройка - гидроузел на комбинате “Печенганикель” в Заио лярном. Потом было их не счесть. Знающий, смекалистый инженер быстро набирал опыта, успешно, по Мурманская мозаика Отодвинулось на неопределенный срок введение по­ временной оплаты за телефон. То, чего мы ждали с легким содроганием с 1 июня, потребовало более деталь­ ного анализа. Однако пробные кви­ танции будут приходить, как и прежде. Но поводов для беспокойства пока нет. Началось строительство мелкооптового рынка на улице Лобова. Идея эта принадле­ жит Союзу офицеров запаса. Откры­ тие рынка планируется в августе. Торговать же на нем будут уволенные в запас военнослужащие. Закрылись торговые площадки, что находятся около кинотеатра “Мурманск". Причина проста - реконструкция. Ведет ее “Орион-Мур- ман”. Через четыре месяца на месте не­ казистых прилавков появится современный комплекс. И снова вернут­ ся предприниматели на прежнее место. Правда, обновленное. Будем надеяться. Справил юбилей парк возле Семеновского озера. Нынче ему исполнилось сорок лет. Хотя, конечно, сравнивать его с теми, что в теплых краях, трудно. И все же это наш заполярный оазис зелени. Тем более в центре города. Стартует “фестиваль роллеров" на площади Пять Углов, который будет проходить в тече­ ние всего июня по выходным дням. Его программа включает несколько соревно­ ваний на роликовых коньках. Финал фе­ стиваля - в День молодежи, 27 июня, с вручением призов от магазина “Адидас” . Все желающие в возрасте от 11 до 25 лет, уверенно стоящие на роликах, могут справиться о подробностях состязаний по'телефону 45-43-37. Дорогу предписывалось строить до ГІоноя среди безлюдной тундры (иод ходящее место для размещения спец- контингента!), по сложной, пересечен ной местности. Причем от дельная ветка должна была вести в Иоканьгу, где находилась военно- морская база Северного флота. Впро чем, эта ветка оыла отнесена ко “второй очереди” (рабочее движение поездов здесь планировалось открыть в 1956 году). А “первую очередь ’ до­ роги (до Поноя), предназначенную для движения шести пар поездов, на­ деялись построить к концу 1954 года. Управление исправителыіо тру­ дового лагеря (ИТЛ ) и строи­ тельства № 509, созданное в 1951 году, временно разместилось в Ки- ровске. Возглавил его инженер май­ ор (в дальнейшем - подполковник) И.Г. Мельник. Первые строители (50 солдат) по­ ступили с 511-й стройки ГУЛАГа (железная дорога Мурмаши - Ни­ кель). Партию заключенных передал исправительно-трудовой лагерь ком­ бината “Апатит”. И вот в Хибины один за другим стали прибывать эшелоны с рабочей силой. Военнослужащие новобранцы набирались в Ленинградском, Бело­ русском, Прикарпатском военных ок­ ругах. Молодежь не имела представления о строительстве желез­ ных дорог и о Севере как таковом. Огромную массу людей нужно было расселить, одеть, обуть, накормить. Сотрудники ГУЛАГа", военачальники и местные власти были явно не гото вы встретить их хлебом-солью. Пар­ ней растолкали по 10 человек в неутепленные палатки. В еще более бедственном положе нии оказались заключенные. Первый этап прибыл 16 октября из Таллина. Вслед за ним - большая колонна Пе чорлага. А в ноябре привезли отряд зэков из Удмуртии. За год строительство Jsfe 509 вы росло в несколько раз, новые партии рабсилы прибывали регулярно. Из военнослужащих сформировали 9 строительных батальонов (иод номе­ рами от 6 до 14 включительно). В 1952 году всего на стройке числилось 8820 сержантов и солдат, не считая офицеров. Заключенных - несколько меньше. На пяти лагпунктах стройки было со­ средоточено более 5 тысяч человек. Военнослужащих из палаток пере­ селили в наспех построенные бараки без вторых оконных рам и без печей. Строители мучились не только от хо­ лода, но также из-за отсутствия кипя­ ченой воды, сушилок, водопровода. К примеру, в пересыльном лагпунк­ те на 1370’ заключенных имелось все- го 36 рукомойников, и те - на улице, при наших-то зимах! Санитарные условия - ужасающие: мыло ценилось на вес золота, грязь, вши. Медицинское обслуживание стройки было организовано не сразу. Но построили таки две больнички для заключенных. В первой, рассчи­ танной на 75 коек, работало всего 3 врача и 1 фельдшер. Вторая, при пе­ ресыльном лагпункте на станции Ти­ тан, была еще меньше: 25 коек, 1 врач и 1 фельдшер. Строители осо­ бенно были подвержены заболевани­ ям кожи и подкожной клетчатки. И конечно же - простуды. Впрочем, жалобам на здоровье начальство осо­ бо не потакало, и смертность, как говорится, имела место... 600 призывников решились пожа ловаться военному министру. Дес­ кать, кормят на стройке плохо: утром 900 г хлеба и ложка сахара, в обед суп с тухлой рыбой; котлы для гіищп грязные; вода для питья и для приготовления еды берется из болота. 1(о даже за такой недоброкачествен­ ной нищей приходится по 3-4 часа стоять в очереди. Дошла ли жалоба до министра, неизвестно. Но коман­ дир отреагировал четко: “Не хотите - не ешьте, кругом марш от столовой!” Правда, строители могли воспользо­ ваться услугами торговых ларьков и платных столовых. Однако зарпла­ та им часто не выплачивалась, и можно представить, что творилось у бесира вных за ключениых ... По, конечно же, при всем этом для строителей регулярно проводи­ лись лекции на политические темы! Изредка заключенные имели воз­ можность смотреть кинофильмы, пользоваться небольшой библиоте­ кой, имелись кое-какие музыкаль­ ные инструменты и настольные игры. Решением ЦК КПСС на стро­ ительстве j\r9 509 была учреждена многотиражная газета “Заполярная магистраль”. Но лагерь оставался лагерем. Ку­ сок земли, огражденный колючей проволокой, был страной жестоких нравов. Человеческое достоинство здесь ничего не значило. Все реша­ ла сила. Драки между заключенны­ ми были обычным явлением и иногда заканчивались поножовщи­ ной. Дисциплина хромала и среди военнослужащих: пьянство, само­ волки... Не только это мешало строитель­ ству железной дороги, но также не­ хватка грузовых машин, тракторов, бульдозеров и другой техники. Были серьезные проблемы с постав­ кой стпоевого леса, рельсов, с энер­ госнабжением. Из-за отсутствия нужного количества конвоиров ежедневно более 500 зэков остава­ лись без работы. Уже в 1952 году стало ясно, что в установленные сроки дорогу не построить. Именно тогда в Госпла не СССР обсуждался вопрос о пе­ реориентации железнодорожного строительства с Поноя на Иоканьгу (по существу речь шла о сокраще­ нии протяженности пути). Обещает необычное представление мотоклуб “Хромая кобыла" 7 июня в 18 часов в Ле­ довом Дворце спорта. Юноши и девуш­ ки Мурманска смогут принять участие в мото-мюзик-шоу “Молодежь против нар­ котиков”. В программе - выступление рок- групп “Океан” , “Линия Маннергейма” и других исполнителей, сюрпризы и полез­ ные сувениры... Часть вырученных средств пойдет на лечение подростков- наркоманов. И все же, как утверждает профес­ сор А.А. Киселев, к началу 19.^3 года силами заключенных был построен большой участок железной дороги от Кировска до Гремихи и “даже ходил поезд от Титана до моста через реку Умбу”. После смерти Сталина строитель­ ство было законсервировано. Здешних зэков отправили на новые “стройки социализма” (в том числе на строи­ тельство высотного здания Московс­ кого университета на Ленинских горах). А “перспективная” дорога завела в тупик, оставив глубокий шрам на люд­ ских судьбах. Конечно же, строитель­ ство № 509 было вызвано не оборонными и экономическими нуж­ дами Кольского края, а ненасытным аппетитом тоталитарной системы. Ог­ ромную массу дешевой рабсилы стало некуда девать. Вот и придумывали советские политики все новые и новые “стройки социализма”... В последние годы жизни Сталина гулаговскую систему душил “кризис перепроизводства”. Достигнув крити­ ческой точки, ГУЛАГ обнаружил свою неэффективность. После смерти вож­ дя по лагерям_ прокатилась волна восстаний (в 1953 году - Норильск, в 1954-м - печально знаменитый Кен гир). Волюнтаристская политика дик­ татора и его окружения привела к известному результату: на смену ста­ линскому режиму пришла долгождан­ ная “оттепель”. Павел ФЕДОРОВ , Константин ТЕРЕНТЬЕВ. В Госархиве Мурманской области среди огромного количества документов хранятся некогда “ совершенно секретные” циркуляры, относящиеся к “ строительству № 509 МВД ССС Р ” . Немногие знают, что под этим кодовым названием - так и не построенная желе зная дорога Апатиты - Кейвы - Поноіі. Эту дорогу протяженностью 430 км планировалось проложить за три года (1951-1954), используя дешевый труд военных и заключенных. Обеспечат бесперебойную доставку пассажиров на городское кладбище водители автоко­ лонны № 1 1 1 8 6 и 7 июня, когда по тра­ диции православного праздника Святой Троицы здравствующие поминают усоп­ ших... Портрет на фоне реформ меркам соцреализма, поднимался по служебной лестнице. В качестве главного управлял долгие годы в мурманском тресте “Спецстройме- ханиз ация” . Реформы, как и всю строительную отрасль, быстро дове­ ли греет до развала. Изначально п он помыкался гіо разным фирмам, а потом плюнул на всю начальствен­ ную братию и создал ООО “Гидро­ техник” серьезную рабочую структуру. Со стартовым капита­ лом - крепкие руки и светлая голо ва. Приватизация но Чубайсу породила класс псевдодемократи­ ческих мутантов. Внезапно разбога­ тевшие на халяву чиновники и коммерсанты с непостижимой быс­ тротой возводили кирпичные хоро­ мы, коллекционировали дорогие иномарки. Шамров горбом наживал свою собственность в виде строи­ тельных машин и механизмов. Он не корчит из себя “нового русско­ го” , этакого крутого бизнесмена, хотя фирма под его умелым руко­ водством, можно сказать, не бед­ ствует. Рабочих три десятка. Производят намыв песка со дна Туломы (спрос на него большой), выполняют отсыпку автодорог. Сейчас по программе “Экология России” в Лавне для подрыва боеп­ рипасов устраивают полигон. Вына­ шивает Михаил Георгиевич сокровенную идею - засыпать пес­ ком вперемежку с бытовым мусо­ ром отработанный карьер Желтая Гора, что в черте Мурманска, и раз­ бить на этой территории стадион или парк. У городской администра­ ции проект находит понимание и поддержку. Фрагменты диалога: - М и х а и л Г еоргиевич , ка к вам удается выстаивать в каждоднев­ ной экономической борьбе с прави­ тельством? Д уш ат ведь вашего брата предпринимателя . .. - Д л я меня оно существует как бы в другом измерении. Лишь бы не мешало работать. Налоги п ла ­ чу исправно - это святая обязан ­ ность. Н а местном уровне в делах использую три тактики: на ст у ­ пательную , оборонительную , а иной раз и подкунательную. - Что вы напрочь пе пр и ем л е ­ те? - На д у х не переношу политику и пустозвонов -политиканов , ііе люблю сочинять разного рода н уд ­ ные бумаги. Вот в составлении проекіпно-сметной документации я - Дюма. ...С доверительной откровеннос­ тью беседовали мы с Шамровым долго. О производстве очень мало, больше о его взглядах на жизнь, о семье (у него взрослые дети - два сына іГ две дочери), увлечениях. Страсть у него одна, но всепогло­ щающая - рыбалка. Разбуди ночыо, позови в любую даль, помани кле­ вом на заповедной реке - забудет обо всем: помчится, подстегивае­ мый азартом настоящего рыболова. Такой он. Михаил Георгиевич Шамров. Большой, добрый, хоро­ ший человечище... Павел ЛУЖИН Фото Бориса ВИРИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz