Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.

( Аналогов нет! НОВЫ Е ТЕХНОЛОГИИ “ В о т э т о да, - мысленно восхищалась я, слушая Вале­ рия Леонидовича Старикова, — видно, сбылась вековая мечта человечества: изобретено нечто вроде вечного двигателя !” А рассказывал мне руково­ дитель фирмы “ТЕС КОМ” (технические системы и ком­ муникации) о единственном, не имеющем аналогов, по крайней мере в нашем регио­ не, комплексе связи. Самое удивительное в том, что сис­ тема работает круглые сутки совершенно автономно, само­ стоятельно определяет адреса­ та корреспонденции и отправляет ему сообщение. Дежурных операторов здесь нет. К тому же если отправи­ тель в спешке или по другой f мне не ^ука зал точного адг 20 ■’ кого радиограмма предназначена, умная машина перешлет “неправильную” ра­ диограмму секретарю на ком­ пьютер с “сопроводиловкой” : “Адресат неизвестен, отправь­ те вручную”. Секретарь доба­ вит нужные цифры, нажмет кнопочку, н радиограмма по­ явится на компьютере адреса­ та. Вообще, удивляться здесь приходится постоянно. Ска­ жем, почему такая уникальная система появилась в далеком от процветания “Карел рыбфло- те”? Оказывается, еще не­ сколько лет назад группа су­ дов этого флота уходила работать в район Аргентины, где, как известно, прохожде­ ние информации по коротковол­ новой связи оставляет желать лучшего. И тогда Валерий Леонидович и его коллеги предложили руководству фло­ та Карелии оригинальную схе­ му, которая позволила бы обеспечить устойчивой спутни­ ковой связью всю группу этих судов. Всего лишь на одном судне флагмане. СТМ “Орлов- ка”, была установлена аппара­ тура спутниковой системы связи Инмарсат —“С”, и через этот траулер имели надежную связь другие экипажи . Вся информация, что весьма важ­ но, на русском языке заводит­ ся на компьютер радиста, а уже через пять минут все сообщения через спутники Инмарсат попадают на центр связи “Карел рыбфлота”. По аналогичной схеме в Баренце­ вом море работает другая группа судов “Карелрыбфло- таь, где в роли флагмана выступает судно “Бернард Кенен” с замечательным на­ чальником радиостанции Вале­ рием Морозовым. Другой вариант. Жена по­ здравляет мужа с днем рож­ дения. С центрального АКЦЕНТ Иллюзия или, может, авантюра? З а пять месяцев текущего года инспекторами управления “Мурманрыбвод” выявлено 132 случая нарушений правил рыбо­ ловства (из них 20 - в море). В Баренцевом море было провере­ но 400 российских рыбопромыс­ ловых судов. Конфисковано 100 тонн рыбы на 400 млн. (в старом исчислении) рублей. Различные нарушения зафикси­ рованы на судах 17 рыбопро­ мышленных предприятий бассейна: колхозов “Мурман” , “ Беломорский рыбак” , “Побе­ да” (Карелия), “ Севрыбхолод- флота” , “ Севрыбпромразвед- кн” , фирм “ Исток” , “ Пассат” , “ Сапроинжстрой” и других. Вместе с сотрудниками нор­ вежского Директората по рыбо­ ловству три инспекционные группы Мурманской рыбоохра­ ны в портах Северной Норвегии провели досмотр 50 наших тра­ улеров. Особых претензий к экипажам не было. Такова ста­ тистика. Согласно указанию прави­ тельства в структуре и функци­ ях рыбвода произошли кардинальные изменения. В рас­ поряжение пограничников пере­ даны полностью штаты морской инспекции, по 3-4 сотрудника из каждой инспекции прибрежных районов области, часть вспомо­ гательного персонала, рыбоох­ ранное судно “Скат” с экипажем всего 85 человек. В составе Арктической группы погран войск создается Морское управ ление (из бывших специалистов “Мурманрыбвода” в его кадры попадут лишь единицы), кото­ рое при содействии отряда сторожевых кораблей, базирую­ щихся в Кувшинской Салме, и должно отныне осуществлять охрану биоресурсов и контроль за соблюдением правил рыбо­ ловства в российских территори­ альных водах Баренцева моря. По замыслу московских ре­ форматоров, перевод всех вне­ бюджетных счетов Департамента по рыболовству в федеральное казначейство вкупе с эффек­ тивной работой пограничников позволит противостоять расхи щенпю средств и коррупции в рыбной отрасли. Минфин наде­ ется в одночасье пополнить пус­ тую государственную казну м ы с л и а ф л а т в контракту. И не платят. Раз не заплатили - и ничего. Второй раз - тоже прошло. Сосед тоже не платит... В Департаменте приняли опре­ деленнее меры - эти суда изъяли. И начальники, не платившие за лизинг (и уже давно потратившие деньги, предназначенные на это), оказались ни с чем. Парохода нет, квоты нет. Денег тоже нет. Вот и спрашивают на­ чальники: “А что я буду делать? Меня трудовой коллектив спраши­ вает...’ А нечего делать - ты свое дело уже “профукал”. А трудовому коллективу скажи, что проворо­ вался. И лишил коллектив его права на труд. Паровоз, как гово­ рится, ушел, и никакие ссылки на то, что “все так же не платят”, не проходят. НАДО СКАЗАТЬ, что на приоб­ ретении иностранных судов тоже ‘свет клином не сошелся”. Есть возможность обновления флота судами российской постройки, причем на достаточно приемле­ мых условиях. Но для этого необ­ ходимо думать и принимать решения, сообразуясь с экономи­ ческой обстановкой, а не с мечта­ ми. Конечно, это сложно. Но “просто” уже не будет никогда. Архангельские рыбопромыш­ ленники, например, высчитали, что судно удовлетворяющего их проекта эффективно может рабо­ тать, если его стоимость не будет превышать 8 миллионов долла­ ров. Но директор “Звездочки” сра­ зу заявил, что у него себестоимость судна будет никак не меньше 12 миллионов. Стро­ ить в Ярославле либо в Петроза­ водске/ Руководитель областной администрации, почесав в затыл­ ке, все-таки нашел выход - взял разницу “на себя”. А это уже назы­ вается “социальным партнер­ ством”. В конечном итоге завод полу­ чит заказ, люди - работу и зарпла­ ту. А рыбаки - хорошее судно по приемлемой цене. Благодаря та­ кой вот косвенной дотации на ре­ гиональном уровне. В российских условиях косвен­ ные дотации принципиально луч­ ше прямых. При этом всегда учитывается масса “косвенных” же факторов. Эти факторы в мо­ нетаристской экономике во вни­ мание не берутся, но у нас в России могут повлиять на соци­ альную и политическую обстанов­ ку в регионах самым сокрушительным образом. Прямые дотации у нас чаще всего приводят к иждивенчеству. Действительно - зачем работать, если дают деньги просто так? При возможности же получить косвен­ ные возникает борьба, руководи­ тели крутятся, доказывают свою правоту. А местные власти заяв­ ляют, что дотаций заявлено слишком много, у предприятия есть внутренние возможности снизить расходы. И кто чего дока­ зал - тот то и получит... Й ЕПАРТАМЕНТ ведет работу новлению флота буквально по всем направлениям - как по за­ мене, так и по модернизации. Ве­ дутся переговоры о кредитовании датчанами транспортного рефри­ жератора, с японцами - на строи­ тельство судов под кредиты пра­ вительства. Работают по норвеж­ скому кредиту. Сейчас появляются частные российские инвесторы - с ними тоже надо ра­ ботать, чтобы согласовать усло­ вия вложения денег в судостроение. Немецкие фирмы готовы предоставить кредиты. Организуется строительство су­ дов в Китае. Так что часть кредитов дают японцы, часть - китайцы, часть - немцы. И вот такими “кусочками” приходится собирать средства. Не получается строить суда круп­ ными партиями. Значит, прихо­ дится заказывать здесь десять судов, там еще десять. Причем и в этом случае не все просто - нем­ цы строят судно под правитель­ ственные гарантии. Но не получается “экономика” - судно выходит слишком дорогим. И на­ чинаются поиски способов сни­ зить себестоимость. Например, строительство корпуса передает­ ся нашим заводам, а потом пере­ гоняем его на достройку. Или заказываем что-то на Украине, по­ том перегоняем к нам, а потом еще куда-нибудь. Приходится вы­ страивать сложнейшие схемы ко­ операции, чтобы снизить стимость судов до разумного пре­ дела. А чтобы никто не заблуждался, стоит сказать - работа в области судостроения сразу не видна. Люди работают сегодня, но итоги их работы будут видны гораздо позже. По ремонту, модернизации дела видны быстро. А создание флота - вопрос перспективы. И очень важно тщательно про­ думывать перспективы судостро­ ения - каким должен быть флот будущего? Например, в Норвегии под давлением ЕС стремятся вве­ сти ограничения по длине судов. Наши суда длиной 60 метров, а предлагается ограничить их дли­ ну 50 метрами - и тогда российс­ кий флот потеряет возможность работать в определенных райо­ нах. Сегодня рыбаки об этом не ду­ мают. Но в Департаменте уже от­ работали проекты, которые отвечают этим требованиям. Каким будет флот через 10 лет? Таким, какие потребности будут заявлены правительством. Существуют несколько вариантов. Первый - все продолжается как есть (как говорил Егор Гайдар - “Я рыбу не ем... ’). Значит, флот бу­ дет нацелен на иностранные рын­ ки и работать будет только на рентабельных объектах, которые составляют только половину се­ годняшнего промысла. И судов будет ровно столько, сколько нуж­ но для изъятия рентабельных объектов. Второй вариант - отношение к рыбной отрасли изменится, и су­ достроение будет получать по­ мощь как на федеральном, так и на региональном уровнях. Есте­ ственно, флот будет многочис­ леннее и сильнее. В принципе, конечно, старые времена не вернутся, но хотелось бы, чтобы обновленный российс­ кий флот обеспечил свое присут­ ствие во всех регионах Мирового океана, которые мы в свое время “пахали”. Для этого мы и работа­ ем... “рыбными” деньгами, рассчиты­ вая получать до 5 млрд. рублей ежегодно. Пока же контрольные выходы пограничных кораблей в море ощутимых доходов не при­ несли. Более того, командование группы обратилось к правитель­ ству области с просьбой выде­ лить целевой кредит на закупкѵ дизельного топлива для кораб­ лей. По мнению начальника управ­ ления “Мурманрыбвод” Алек­ сандра Зеленцова, в вопросах рыбоохраны все-таки главными надо признавать не силовые ме­ тоды, а мозги, которые кроме команд “хватать и не пущать” должны четко представлять еще и механизмы регулирования сы­ рьевых ресурсов, возможности их воспроизводства и осуществ­ лять контроль за состоянием этих ресурсов. В принципе и ра­ нее пограничникам никто не ме­ шал контролировать российскую рыболовную зону бассейна. Кому-то очень понадобилась раздутая шумиха о рыбной ма­ фии, чтобы, вопреки здравому смыслу, оторвать рыбвод от еди­ ного рыбохозяйственного комп­ лекса, важным звеном которого он являлся многие годы. Леонид ПАВЛОВ. DE FACTO 10 рабочих и служа - щих Мурманского морского рыбного порта приказом по отрасли удостоены нагрудного знака “По­ четный работник рыбного хозяйства России”. Среди них докеры Петр Микитюк, Владимир Лас- кин, бригадир электриков Владимир Майбога, на­ чальник АТС Валентина Зайцева, главный инженер порта Николай Удальцов и другие, В числе награжденных и председатель областного комитета профсоюза ра­ ботников рыбного хозяй­ ства Александр Первухин. 19 - 25 июня 1998 года DE FACTO 20 июня в Санкт-Петербур­ ге завершает работу экономи­ ческий форум, проходивший под эгидой межпарламентской Ассамблеи государств - членов СНГ. В обсуждении экономичес­ ких проблем Севера принялуча­ стие директор ПИНРО кандидат биологических наук Федор Трояновский. Он высту­ пил с докладом “Биоресурсы Баренцева моря - реальность и перспективы освоения”. Пред­ ставительному собранию спе­ циалистов сопутствовала обширная выставка "Регио­ нальные рынки России ”. Сотрудники Мурманского морского биологического ин­ ститута и морской инспекции областного комитета по эко­ логии и природным ресурсам провели комплексные исследо­ вания Кольского залива. В ходе экспедиции они составили схе­ матическую карту местона­ хождения затонувших судов, оценили в разных точках сте­ пень загрязненности воды и донных осадков. телеграфа сообщение посту на ег на компьютер центра свя­ зи, а через одну минуту оно уже на судне-флагмане, еще несколько минут —пляши, мо­ ряк, тебе радиограмма ! Что и говорить, спутнико­ вая связь —это скорость, ка­ чество, независимость от разных помех. Правда, поче­ му-то некоторые думают, что она - дорогое удовольствие. Однако мнение это ошибоч­ ное, если что и дорого, так - радиотелефония. Хотя иные руководители предпочитают мобильный телефон, каждому свое. Преимущества комплекса , о котором я веду речь, бес­ спорны. Прежде всего — удобство . В любое время дня и ночи, с любого ком­ пьютера, даже если компью­ тер стоит у вас дома, вы можете самостоятельно от­ правлять и получать инфор­ мацию, постоянно быть в курсе всех дел и событий. Вы можете взять в дорогу свой маленький лэптоп и, например, из гостиницы выйти на сервер центра и получить все, что вас инте­ ресует, связаться с судном и так далее. Уникальность системы в ее абсолютной автономности: один раз в день приходит сюда ненадолго специалист, чтобы убедиться - все в по­ рядке. Никто не дежурит здесь сутками, как, например, сотня работников радиоцентра флота. Иными словами, программ­ ный комплекс “Л - ДИРЕКТ” это очень круто, это —выс­ ший пилотаж компьютерных программ. Как считает сам Валерий Леонидович, фирме повезло с техническим дирек­ тором: Сергей Мельников — программист от Бога. Он со­ здает программы очень про­ стые для пользователя, но совершенно уникальные по своим возможностям. А насчет “вечного двигате­ л я ” Валерий Леонидович, сме­ ясь, сказал : “Конечно, нет. Просто никто здесь не дежу­ рит. И все”. Просто ? Уни­ кально ! Инна БЕРЕЗЮК .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz