Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.
( Аналогов нет! НОВЫ Е ТЕХНОЛОГИИ “ В о т э т о да, - мысленно восхищалась я, слушая Вале рия Леонидовича Старикова, — видно, сбылась вековая мечта человечества: изобретено нечто вроде вечного двигателя !” А рассказывал мне руково дитель фирмы “ТЕС КОМ” (технические системы и ком муникации) о единственном, не имеющем аналогов, по крайней мере в нашем регио не, комплексе связи. Самое удивительное в том, что сис тема работает круглые сутки совершенно автономно, само стоятельно определяет адреса та корреспонденции и отправляет ему сообщение. Дежурных операторов здесь нет. К тому же если отправи тель в спешке или по другой f мне не ^ука зал точного адг 20 ■’ кого радиограмма предназначена, умная машина перешлет “неправильную” ра диограмму секретарю на ком пьютер с “сопроводиловкой” : “Адресат неизвестен, отправь те вручную”. Секретарь доба вит нужные цифры, нажмет кнопочку, н радиограмма по явится на компьютере адреса та. Вообще, удивляться здесь приходится постоянно. Ска жем, почему такая уникальная система появилась в далеком от процветания “Карел рыбфло- те”? Оказывается, еще не сколько лет назад группа су дов этого флота уходила работать в район Аргентины, где, как известно, прохожде ние информации по коротковол новой связи оставляет желать лучшего. И тогда Валерий Леонидович и его коллеги предложили руководству фло та Карелии оригинальную схе му, которая позволила бы обеспечить устойчивой спутни ковой связью всю группу этих судов. Всего лишь на одном судне флагмане. СТМ “Орлов- ка”, была установлена аппара тура спутниковой системы связи Инмарсат —“С”, и через этот траулер имели надежную связь другие экипажи . Вся информация, что весьма важ но, на русском языке заводит ся на компьютер радиста, а уже через пять минут все сообщения через спутники Инмарсат попадают на центр связи “Карел рыбфлота”. По аналогичной схеме в Баренце вом море работает другая группа судов “Карелрыбфло- таь, где в роли флагмана выступает судно “Бернард Кенен” с замечательным на чальником радиостанции Вале рием Морозовым. Другой вариант. Жена по здравляет мужа с днем рож дения. С центрального АКЦЕНТ Иллюзия или, может, авантюра? З а пять месяцев текущего года инспекторами управления “Мурманрыбвод” выявлено 132 случая нарушений правил рыбо ловства (из них 20 - в море). В Баренцевом море было провере но 400 российских рыбопромыс ловых судов. Конфисковано 100 тонн рыбы на 400 млн. (в старом исчислении) рублей. Различные нарушения зафикси рованы на судах 17 рыбопро мышленных предприятий бассейна: колхозов “Мурман” , “ Беломорский рыбак” , “Побе да” (Карелия), “ Севрыбхолод- флота” , “ Севрыбпромразвед- кн” , фирм “ Исток” , “ Пассат” , “ Сапроинжстрой” и других. Вместе с сотрудниками нор вежского Директората по рыбо ловству три инспекционные группы Мурманской рыбоохра ны в портах Северной Норвегии провели досмотр 50 наших тра улеров. Особых претензий к экипажам не было. Такова ста тистика. Согласно указанию прави тельства в структуре и функци ях рыбвода произошли кардинальные изменения. В рас поряжение пограничников пере даны полностью штаты морской инспекции, по 3-4 сотрудника из каждой инспекции прибрежных районов области, часть вспомо гательного персонала, рыбоох ранное судно “Скат” с экипажем всего 85 человек. В составе Арктической группы погран войск создается Морское управ ление (из бывших специалистов “Мурманрыбвода” в его кадры попадут лишь единицы), кото рое при содействии отряда сторожевых кораблей, базирую щихся в Кувшинской Салме, и должно отныне осуществлять охрану биоресурсов и контроль за соблюдением правил рыбо ловства в российских территори альных водах Баренцева моря. По замыслу московских ре форматоров, перевод всех вне бюджетных счетов Департамента по рыболовству в федеральное казначейство вкупе с эффек тивной работой пограничников позволит противостоять расхи щенпю средств и коррупции в рыбной отрасли. Минфин наде ется в одночасье пополнить пус тую государственную казну м ы с л и а ф л а т в контракту. И не платят. Раз не заплатили - и ничего. Второй раз - тоже прошло. Сосед тоже не платит... В Департаменте приняли опре деленнее меры - эти суда изъяли. И начальники, не платившие за лизинг (и уже давно потратившие деньги, предназначенные на это), оказались ни с чем. Парохода нет, квоты нет. Денег тоже нет. Вот и спрашивают на чальники: “А что я буду делать? Меня трудовой коллектив спраши вает...’ А нечего делать - ты свое дело уже “профукал”. А трудовому коллективу скажи, что проворо вался. И лишил коллектив его права на труд. Паровоз, как гово рится, ушел, и никакие ссылки на то, что “все так же не платят”, не проходят. НАДО СКАЗАТЬ, что на приоб ретении иностранных судов тоже ‘свет клином не сошелся”. Есть возможность обновления флота судами российской постройки, причем на достаточно приемле мых условиях. Но для этого необ ходимо думать и принимать решения, сообразуясь с экономи ческой обстановкой, а не с мечта ми. Конечно, это сложно. Но “просто” уже не будет никогда. Архангельские рыбопромыш ленники, например, высчитали, что судно удовлетворяющего их проекта эффективно может рабо тать, если его стоимость не будет превышать 8 миллионов долла ров. Но директор “Звездочки” сра зу заявил, что у него себестоимость судна будет никак не меньше 12 миллионов. Стро ить в Ярославле либо в Петроза водске/ Руководитель областной администрации, почесав в затыл ке, все-таки нашел выход - взял разницу “на себя”. А это уже назы вается “социальным партнер ством”. В конечном итоге завод полу чит заказ, люди - работу и зарпла ту. А рыбаки - хорошее судно по приемлемой цене. Благодаря та кой вот косвенной дотации на ре гиональном уровне. В российских условиях косвен ные дотации принципиально луч ше прямых. При этом всегда учитывается масса “косвенных” же факторов. Эти факторы в мо нетаристской экономике во вни мание не берутся, но у нас в России могут повлиять на соци альную и политическую обстанов ку в регионах самым сокрушительным образом. Прямые дотации у нас чаще всего приводят к иждивенчеству. Действительно - зачем работать, если дают деньги просто так? При возможности же получить косвен ные возникает борьба, руководи тели крутятся, доказывают свою правоту. А местные власти заяв ляют, что дотаций заявлено слишком много, у предприятия есть внутренние возможности снизить расходы. И кто чего дока зал - тот то и получит... Й ЕПАРТАМЕНТ ведет работу новлению флота буквально по всем направлениям - как по за мене, так и по модернизации. Ве дутся переговоры о кредитовании датчанами транспортного рефри жератора, с японцами - на строи тельство судов под кредиты пра вительства. Работают по норвеж скому кредиту. Сейчас появляются частные российские инвесторы - с ними тоже надо ра ботать, чтобы согласовать усло вия вложения денег в судостроение. Немецкие фирмы готовы предоставить кредиты. Организуется строительство су дов в Китае. Так что часть кредитов дают японцы, часть - китайцы, часть - немцы. И вот такими “кусочками” приходится собирать средства. Не получается строить суда круп ными партиями. Значит, прихо дится заказывать здесь десять судов, там еще десять. Причем и в этом случае не все просто - нем цы строят судно под правитель ственные гарантии. Но не получается “экономика” - судно выходит слишком дорогим. И на чинаются поиски способов сни зить себестоимость. Например, строительство корпуса передает ся нашим заводам, а потом пере гоняем его на достройку. Или заказываем что-то на Украине, по том перегоняем к нам, а потом еще куда-нибудь. Приходится вы страивать сложнейшие схемы ко операции, чтобы снизить стимость судов до разумного пре дела. А чтобы никто не заблуждался, стоит сказать - работа в области судостроения сразу не видна. Люди работают сегодня, но итоги их работы будут видны гораздо позже. По ремонту, модернизации дела видны быстро. А создание флота - вопрос перспективы. И очень важно тщательно про думывать перспективы судостро ения - каким должен быть флот будущего? Например, в Норвегии под давлением ЕС стремятся вве сти ограничения по длине судов. Наши суда длиной 60 метров, а предлагается ограничить их дли ну 50 метрами - и тогда российс кий флот потеряет возможность работать в определенных райо нах. Сегодня рыбаки об этом не ду мают. Но в Департаменте уже от работали проекты, которые отвечают этим требованиям. Каким будет флот через 10 лет? Таким, какие потребности будут заявлены правительством. Существуют несколько вариантов. Первый - все продолжается как есть (как говорил Егор Гайдар - “Я рыбу не ем... ’). Значит, флот бу дет нацелен на иностранные рын ки и работать будет только на рентабельных объектах, которые составляют только половину се годняшнего промысла. И судов будет ровно столько, сколько нуж но для изъятия рентабельных объектов. Второй вариант - отношение к рыбной отрасли изменится, и су достроение будет получать по мощь как на федеральном, так и на региональном уровнях. Есте ственно, флот будет многочис леннее и сильнее. В принципе, конечно, старые времена не вернутся, но хотелось бы, чтобы обновленный российс кий флот обеспечил свое присут ствие во всех регионах Мирового океана, которые мы в свое время “пахали”. Для этого мы и работа ем... “рыбными” деньгами, рассчиты вая получать до 5 млрд. рублей ежегодно. Пока же контрольные выходы пограничных кораблей в море ощутимых доходов не при несли. Более того, командование группы обратилось к правитель ству области с просьбой выде лить целевой кредит на закупкѵ дизельного топлива для кораб лей. По мнению начальника управ ления “Мурманрыбвод” Алек сандра Зеленцова, в вопросах рыбоохраны все-таки главными надо признавать не силовые ме тоды, а мозги, которые кроме команд “хватать и не пущать” должны четко представлять еще и механизмы регулирования сы рьевых ресурсов, возможности их воспроизводства и осуществ лять контроль за состоянием этих ресурсов. В принципе и ра нее пограничникам никто не ме шал контролировать российскую рыболовную зону бассейна. Кому-то очень понадобилась раздутая шумиха о рыбной ма фии, чтобы, вопреки здравому смыслу, оторвать рыбвод от еди ного рыбохозяйственного комп лекса, важным звеном которого он являлся многие годы. Леонид ПАВЛОВ. DE FACTO 10 рабочих и служа - щих Мурманского морского рыбного порта приказом по отрасли удостоены нагрудного знака “По четный работник рыбного хозяйства России”. Среди них докеры Петр Микитюк, Владимир Лас- кин, бригадир электриков Владимир Майбога, на чальник АТС Валентина Зайцева, главный инженер порта Николай Удальцов и другие, В числе награжденных и председатель областного комитета профсоюза ра ботников рыбного хозяй ства Александр Первухин. 19 - 25 июня 1998 года DE FACTO 20 июня в Санкт-Петербур ге завершает работу экономи ческий форум, проходивший под эгидой межпарламентской Ассамблеи государств - членов СНГ. В обсуждении экономичес ких проблем Севера принялуча стие директор ПИНРО кандидат биологических наук Федор Трояновский. Он высту пил с докладом “Биоресурсы Баренцева моря - реальность и перспективы освоения”. Пред ставительному собранию спе циалистов сопутствовала обширная выставка "Регио нальные рынки России ”. Сотрудники Мурманского морского биологического ин ститута и морской инспекции областного комитета по эко логии и природным ресурсам провели комплексные исследо вания Кольского залива. В ходе экспедиции они составили схе матическую карту местона хождения затонувших судов, оценили в разных точках сте пень загрязненности воды и донных осадков. телеграфа сообщение посту на ег на компьютер центра свя зи, а через одну минуту оно уже на судне-флагмане, еще несколько минут —пляши, мо ряк, тебе радиограмма ! Что и говорить, спутнико вая связь —это скорость, ка чество, независимость от разных помех. Правда, поче му-то некоторые думают, что она - дорогое удовольствие. Однако мнение это ошибоч ное, если что и дорого, так - радиотелефония. Хотя иные руководители предпочитают мобильный телефон, каждому свое. Преимущества комплекса , о котором я веду речь, бес спорны. Прежде всего — удобство . В любое время дня и ночи, с любого ком пьютера, даже если компью тер стоит у вас дома, вы можете самостоятельно от правлять и получать инфор мацию, постоянно быть в курсе всех дел и событий. Вы можете взять в дорогу свой маленький лэптоп и, например, из гостиницы выйти на сервер центра и получить все, что вас инте ресует, связаться с судном и так далее. Уникальность системы в ее абсолютной автономности: один раз в день приходит сюда ненадолго специалист, чтобы убедиться - все в по рядке. Никто не дежурит здесь сутками, как, например, сотня работников радиоцентра флота. Иными словами, программ ный комплекс “Л - ДИРЕКТ” это очень круто, это —выс ший пилотаж компьютерных программ. Как считает сам Валерий Леонидович, фирме повезло с техническим дирек тором: Сергей Мельников — программист от Бога. Он со здает программы очень про стые для пользователя, но совершенно уникальные по своим возможностям. А насчет “вечного двигате л я ” Валерий Леонидович, сме ясь, сказал : “Конечно, нет. Просто никто здесь не дежу рит. И все”. Просто ? Уни кально ! Инна БЕРЕЗЮК .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz