Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.
упАРАмпт обманутые и... забытые пвлмзм ИЗНАНКА РЕФОРМ 1 6 - 1 7 и ю н я в М о с к в е с о с т о я л с я В с е р о с с и й с к и й с ъ е з д р а б о т н и к о в р ы б н о г о х о з я й с т в а , у ч а с т н и к и к о т о р о г о п р о а н а л и з и р о в а л и к р и т и ч е с к у ю с и т у а ц и ю , с л о ж и в ш у ю с я в н а ш е й о т р а с л и . М о э к н о с к а з а т ь , ч т о в л а с т н ы е с т р у к т у р ы с т р а н ы п р о и г н о р и р о в а л и р ы б а ц к и й ф о р у м , н е п у с т и в е г о д е л е г а т о в д а л ьш е п а р а д н о г о п о д ъ е з д а . Л и ш ь б ы в ш и й р у к о в о д и т е л ь п о д м о с к о в н о г о т е п л и ч н о г о к о м п л е к с а , а н ы н е м и н и с т р с е л ь с к о г о х о з я й с т в а и п р о д о в о л ь с т в и я Р Ф В и к т о р С е м е н о в с о и з в о л и л н а н е с к о л ь к о ч а с о в з а г л я н у т ь в з а л з а с е д а н и й и в с в о е м в ы с т у п л е н и и п о с е т о в а т ь н а н е д о с т а т к и , и м е ю щ и е с я в р ы б н о й о т р а с л и . В с е э т о п р и о т с у т с т в и и э к о н о м и ч е с к и х у с л о в и й и з а к о н о д а т е л ь н о й б а з ы для у с п е ш н о й р а б о т ы р ы б а к о в в е с ь м а п е ч а л ь н о . И х а р а к т е р н о д л я н ы н е ш н е й п о л и т и к и п р а в и т е л ь с т в а . Ч т о >к, в м о р е р е л ь сы н е п р о л о г к и ш ь , л е ч ь н е н а ч т о ... “ Р ы б н а я о т р а с л ь Р о с с и и н а х о д и т с я н а г р а н и г и б е ли ” , - з а я в и л п р е д с е д а т е л ь В с е р о с с и й с к о й а с с о ц и а ц и и р ы б о п р о м ы ш л е н н и к о в и э к с п о р т е р о в , б ы в ш и й “ р ы б н ы й ” м и н и с т р В л а д и м и р К а м е н ц е в . Е г о п о д д е р ж а л и п р а к т и ч е с к и в с е д е л е г а т ы , с р е д и к о т о р ы х бы л а и о б о з р е в а т е л ь “ Р ы б н о г о М у р м а н а ” И н н а Б е р е з ю к . В с л е д ую щ е м н о м е р е г а з е т ы м ы р а с с к а ж е м о р а б о т е с ъ е з д а п о д р о б н е е . П а S ш ш н о в Десятки российских рыбо ловных судов, арестованных за долги, ржавеют ныне в иност ранных портах. Экипажи, бро шенные на произвол судьбы зарубежными прохиндеямн- арендаторами и отечественны ми судовладельцами, хлебают беды полной ложкой . В рос сийский профсоюз работников рыбного хозяйства со всех кон цов света постоянно поступают телеграммы и письма наших обманутых моряков, которые вопиют о своем аховом поло жении. Например, команда большого морозильного трау лера “Мыс Юдин” Корсаковс- коіі базы океанического рыболовства сообщает: “Боль ше года судно находится в пор ту Циндао, арестовано до уплаты долгов китайской сто роне. Экипаж денег не полу чал, живет впроголодь. Китайцы, сомневаясь в креди тоспособности базы, держат нас на голодном пайке, пре сную воду не подают. Люди деградируют. На судне два не счастных случая со смертель ным исходом, два человека с признаками тихого помеша тельства, а уборщица - с агрес сивным психозом. Судового дет в собственность индийской фирмы в возмещение ущерба, допущенного якобы экипажем врача нет. Лекарства на борту буксира при транспортировке отсутствуют. Прачечная, душе- крейсера “Москва”, кѵпленно- Мэр Мурманска Олег Найденов подписал по становление, согласно которому свежемороженая сельдь по цене 2 рубля 90 копеек за килограмм в течение нынешнего лета будет продаваться всем желающим. Как известно, реализация сельди по снижен ным ценам осуществляется в областном центре в соответствии с городской социальной программой “Дешевая рыба”. И вот теперь, с июня по август включительно, согласно решению главы админи страции Мурманска дешевую сельдь сможет ку пить каждый. Продажа свежемороженой селедки будет производиться в муниципальных магази нах. Установлена норма отпуска сельди - не более 5 килограммов в одни руки. Одновременно со храняется прежний порядок продажи рыбы дон ных пород (тресковые, окунь, зубатка, камбала), а также скумбрии по талонам потребителя для Д ЕШ ЕВАЯ РЫ БА льготных категории населения. Комментируя решение Олега Найденова, заме ститель мэра Михаил Савченко сказал, что в Мурманске с начала года по льготным ценам ре ализовано 437 тонн рыбы, из них 324 тонны сель ди, 52 тонны зубатки, 29 тонн скумбрии, 16 тонн окуня и еще 16 тонн рыбы других видов. При этом цены неизменно оставались значительно ниже рыночных. Следует отметить активное участие в городской социальной программе акционерных обществ “Мурманский траловый флот” и “Севрыба”. Они поставили для продажи льготникам соответствен но 400 и 200 тонн сельди. Во многом благодаря этому появилась возможность обеспечить селед кой в летний период всех мурманчан. вые не работают. У рыбаков вши, чесотка. Нас фактически бросили на милость китайцев, но они не выпускают судно пз порта. Долг за стоянку достиг 140 тысяч долларов” . На внешнем реііде порта Пу сан (Южная Корея) под арес том находится траулер “Капитан Олейничук” , припи санный к Владивостоку. Аме риканская компания “Ричардсон” , фрахтовавшая судно на минтаевую путину, с экипажем не расплатилась, ос тавила его на чужбине мыкать горе. На Тайване полтора года держат в заложниках экипаж траулера “Мыс Скалистый” . До крайней черты доведены рыбаки “Астероида” , аресто ванного в Касабланке. Проси ли подаяния на улицах порта Литлтон в Новой Зеландии моряки траулера “Новони- кольск”, пока вдело не вмеша лись местные адвокаты и не потребовали продажи судна с аукциона для расчета с людь ми. Там же вот уже несколько месяцев терпят крайнюю нуж ду наши земляки - рыбаки пяти судов “Карелрыбфлота” . На компанию по решению ми нистра рыболовства этого ост ровного государства наложен штраф. Если она его не пога сит, то суда вполне могут пой ти с молотка. Прецеденты есть. Лишилась же фирма “Спаса тель” ЗАО “Севрыба” двух лучших на бассейне буксиров финской постройки “Гигант” и “Стахановец” . Первый пять лег назад арестован в Сан- Франциско. Голландский биз несмен арендатор Ван дер Ду тогда отказался платить порто вым властям за выполненные на буксире ремонтные работы. Незавидна и судьба “Стаха новца” . Скорее всего он перей- го ею на металлолом. Во вся ком случае калькуттский морской суд первой инстанции решил спор не в пользу “Сев- рыбы” . По данным профсоюза от расли, более 30 тысяч россий ских рыбаков, лишенных возможности выехать на Роди ну, сейчас предоставлены са мим себе в инпортах. Не в состоянии им помочь наши по сольства и консульства - денег и у них нет. Безработица зас тавляет рыбаков подписывать контракты на кабальных усло виях, лишь бы выйти в море. Им не і арчи гпровапы. зарпла та, социальная защищенность. Экипажи , которые ходят под чужим флагом, лишены обязател ьио го мед 11 цинско го страхования, худо-бедно дей ствующего на территории Рос сии. Они вынуждены лечиться в загранпортах за свой счет. Никаких пособий по нетрудос пособности, никакой охраны труда. Многие возвращаются инвалидами. А число несчаст ных случаев растет. Лишь за прошлый год на судах отрасли 44 человека утонули, 15 сгоре ли в пожарах. На прошедшем в эти дни в Москве своем съезде рыбаки много говорили о своих про блемах. В обращении к прези денту и правительству они, в частности, потребовали при нять меры для активного учас тия государства в возвращении на Родину граждан России, на ходящихся в иностранных пор тах в составе экипажей арестованных судов, с соблю дением социальных гарантий, предусмотренных международ ными конвенциями и законода тельством РФ . Услышаны ли будут? Павел ЛУЖИН . Н в п р и ч в с а н н ы Е П Р О Б Л ЕМ Ы О Т РАСЛИ Флот для рыбной отрасли всегда был некой “ священной коровой” - о его состоянии и развитии заботились не только те, кому это положено по артикулу, но и Совмин, Госплан, ЦК КПСС. Руководство понимало, что в случае чего (типа бескормицы у скота, вызванной погодными условиями, эпизоотии и прочих прелестей) народ свою банку скумбрии в масле или хвост минтая потрошеного иметь будет. Благо рыба живет в море, а значит, и трудности с кормами в стране ей по барабану. Но настали новые времена, Великий Рыночник заявил, что “ рыбу он не ест” - и лафа для флота закончилась. Началась нормальная жизнь с проблемами, отсутствием денег, старением судов. А какая она - эта самая нормальная жизнь? Что происходит с флотом рыбной промышленности сегодня, в “ новых экономических условиях” - как их застенчиво называют политики? На этот счет представляются любопытными суждения Владимира Игнатовича ШИНКАРЕНКО, начальника управления азвития флота Департамента по рыболовству Минсельхозпрода РФ. С е г о д н я в о т р а с л и по по - воду флота существуют два мне ния, причем полностью противоположных. Согласно первому мнению в России флота не хватает, так что его надо срочно пополнять - этой позиции придерживаются люди, стремящиеся войти в рыбный бизнес. Традиционные же рыба ки, наоборот, считают, что флота и своего уже достаточно. Собственно, именно здесь и кроется основная сегодняшняя проблема флота - его децентра лизация. С каждым годом стано вится все больше компаний, владеющих только одним судном. Доходит до того, что у одного суд на оказывается сразу несколько владельцев. Хорошо это или плохо? С точ ки зрения обновления флота - плохо. Децентрализация снижает инвестиционные возможности предприятий рыбной промышлен ности. Новое судно - самое ма ленькое, которое строится в Северодвинске, - стоит восемь миллионов долларов. Чтобы это судно работало экономически эффективно, ему надо 2500-3000 тонн квоты (если считать по трес ке или пикше). Но сегодня распло дилось столько фирм, имеющих по одному-два парохода, что пос ле распределения квот на каждое судно приходится всего по 500- 700 тонн. Таким образом 6-8 судовла дельцев должны объединиться, списать 10-12 своих пароходов, чтобы вместе купить... один. Воз можно ли это в нашей жизни? Ес тественно, нет. К ром е дец ен т рали зации , обновлению флота препятствуют недостатки кредитной политики в России и сегодняшняя налоговая политика. Рассмотрим в качестве приме ра такой случай. Предпринима тель заработал 1 миллион долларов. У него - старый паро ход, который надо отремонтиро вать. Что говорит наше правительство? “Ты вкладывай деньги, а я, может быть, тебе от дам 20 процентов”. Окупаемость судна - 8-10 лет. Значит, предпри ниматель должен потратить соб ственный миллион на “железо”. И э то ‘железо вернет ему этот мил лион через 10 лет. Так зачем предпринимателю тратить свой миллион, когда он у него уже есть? Во всем мире делается по-дру гому. Если у предпринимателя есть миллион, то он пускает его в дело - кладет под проценты или приобретает акции. То есть от правляет деньги зарабатывать. А сам берет в банке кредит. И его собственный миллион служит обеспечением того кредита, кото рый он берет. Так что он работает с “чужими ’ деньгами. В то же вре мя как его деньги в банке возьмет другой. И пока этой системы не будет у нас в стране - ничего не произой дет. Не будут люди тратить свои деньги на обновление флота. Это - психология. Но это - и ре альности, которые нам не пере прыгнуть. Естественно, что чиновники должны учитывать существующие реальности. То есть работать с чужими деньгами - с кредитами. Но ведь кредиты выдаются на оп ределенных условиях. И мы - медленно, с трудом - привлекаем кредиты. Н а СЕГОДНЯ самой сложной проблемой является привлечение собственных средств заемщиков - хотя бы 15-20 процентов от сум мы контракта. Люди не хотят вкладывать свои деньги в инвес тиции. Так вот в Департаменте, учиты вая такую психологию руководи телей, предпринимают меры, чтобы рыбаки все-таки получали суда, а деньги возвращали потом. Это очень сложно, но кое-какие подвижки идут. Например, лизинг - в свое время подобная операция была проделана через “Соврыбф- лот”. Суть этой операции заклю чалась в том, что федеральный орган каким-то образом добывает деньги, а потом через определен ную компанию сдает пароход в аренду судовладельцам. Но и эта лизинговая операция прошла не без ошибок. Судовладельцы, по лучившие суда, посчитали, что на этом дело и закончилось. То есть за эти суда платить не надо - их же “дали”. Причем поступают судовла дельцы, по их мнению, хитро - проэксплуатировав флот около 10 лет, получив прибыль, предла гают у них эти суда конфиско вать. И не несут никакой ответственности - таковы условия контрактов и законодательство. А казна несет убытки на многие сот ни миллионов долларов. Чтобы избежать подобных си туаций, в Департаменте ведется работа по созданию “прозрачно го” механизма возврата, при кото ром денежные потоки были бы подконтрольны всем участникам сделки - тем, кто кредитовал, кто наделяет квотами, кто конт ролирует налоги и следит за соблюдением финансового зако нодательства. Уже" сейчас некоторые судо владельцы заявляют о готовнос ти платить - и платят. Некоторые же отказываются - и тогда их ли шают флота. Например, сахалин ские колхозники “получили”, как они говорят, суда по германскому 19 - 25 июня 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz