Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.
г іченга Скалистый сногорск Л Кола ____ * Оленегорск «Мончегорск *Кировс к ^Апатиты И з н а н к а р еф о р м Вокруг “В оаны ”- воины ав“Апатите” штиль Еще в 30-х годах первый управляющий трестом “Апа тит” (сегодня - АО) Василий Иванович Кондриков гово рил, что в Хибинах богатств не мерено... Практически до конца 70-х годов сюда, в Хи бины, приезжали работные люди и специалисты за долж ностями и большими деньга ми, реже - за туманом... Еще в конце 80-х “Апатит" выдавал на-гора по 20 млн. тонн апатитового концентрата ежегодно. Сегодня производственная “планка” “Апатита” - всего 7 млн. тонн “порошка плодоро дия”. Что же происходит сейчас на этом крупнейшем горном предприятии страны? Начну с зарплаты. Она у раб-^ников АО чуть выше ІООі/рублей. При нынешних ценах да при таком каторж ном труде - это “не гроши ’, а “слезы ’, - говорят хохлы... Теперь - о жизни руководи телей предприятия. Наверное, и у них она трудная, ибо не заплатили они налогов в каз ну государства более 200 мил лионов. Но предприятие продолжа ет работать п сегодня. А куда же текут его “бабки”? Вести - мо куда: в белокаменную! Да еще куда-то за ближний и дальніій бугор... Всего один пример. Акцио нерное общество закрытого типа “Волна” (г. Москва) вы играло инвестиционный кон- " N.nc в АО “Апатит”. Заполучила эта самая “Волна” 20 процентов акций “Апати та”. Вроде все по-честному, все по-джентльменски: на счет АО в 1994 году должно было поступить более 150 млрд. рублей за эти акции. А до кон ца года “Волна” должна была выплатить остальное - около 400 млрд. рублей. Согласи тесь, деньги большие. Но, ка жется, “Волна” о своих обещаниях забыла. А может решила, что кому должна, тем всем прощает... В этой ситуации еще в кон це 1994 года областной фонд имущества и прокурор облас ти обратились в арбитражные суды Мурманска и Москвы с исковыми заявлениями. Но обратите внимание: в истцах АО “Апатит”, увы, не числит ся. Ну не захотели руководи тели предприятия судиться с “благодетелем”. А в начале 1995 года новый генеральный “Апатита” сооб щил высоким судьям, что “...в настоящее время между АО “Апатит” и инвестором АОЗТ “Волна” достигнуто полное взаимопонимание. АОЗТ “Волна” оказывает по мощь АО “Апатит” но финан совым, экономическим и другим вопросам”. Работники предприятия не молчали - писали письма в га зеты, в Государственную Думу, Правительству, Прези денту... В 1996 году комиссия Российского фонда имуще ства, проверив дела в “Апати те”, была вынуждена признать, что АОЗТ “Волна” свои обязательства не выпол нила. Более того, арбитраж ный суд г. Москвы постановил: “...договор куп ли-продажи пакета акций,зак люченный между фондом имущества Мурманской обла стй и АОЗТ “Волна”, растор гнуть. АОЗТ “Волна” вернуть 415803 акции в государствен ную собственность”. Казалось, можно поставить и точку. Ан нет! “Волна” с судьями не со гласилась и обжаловала касса- ционно решение суда. Но при нынешних порядках в России, пока суды пересуды, то да се, глядишь - что-то опять пере менится... 25 марта с.г. гене ральный директор АО “Апатит” подписал приказ о приведении численности рабо тающих в объединении в соот ветствие со штатами. Если расшифровать этот административный термин, это значит, что в АО сокраща ют около 500 работников. Но об этом на предприятии от крыто не говорят. И новость эта хранится здесь как ком мерческая тайна... Виталий СЕКРИЕРУ. г. Апатиты Знакомые все лица... По оперативных данным, сумма недоимки предприятий об ласти в бюджеты всех уровней на 5 июня составляла 2 млрд. 233 млн. 480 тыс. рублей, в том числе в федеральный бюджет 1 млрд 218 млн. 830 тыс. рублей. Наибольшая недоимка перед бюджетной системой числится за комбинатом “Североникель” (281 млн 137 тыс. руб.), комбинатом “Печенганикель’ (254 м л і і . -7/Ѵ».......... ... К \ ........ .... *4Л______ » /*>І Л ....... О/ С ........... ..к \ Дороги у нас - не бесплатные В связи с возникающими вопросами о порядке уп латы в Федеральный дорожный фонд налога на пользователей автомобильных дорог , налога на р е ализацию горюче-смазочных материалов и прочих поступлении Госналогинспекция по Мурманской об ласти разъясняет: С 1 апреля 1998 года перечисление налогоплательщика ми указанных платежей производится не через органы Фе дерального казначейства, а на отдельные транзитные счета, открытые в кредитных учреждениях на территории городов и районов области. (Подробную информацию о порядке пе речисления платежей можно узнать в госналогинспекциях по месту постановки на налоговый учет.) До внесения изменений в Закон Мурманской области от 4.0э.95 № 3 01 ЗМО уплата налога на пользователей авто мобильных дорог производится в следующем порядке: • в Федеральный дорожный фонд - гіо ставке 0,5°о от выручки за реализацию продукции (работ, услуг) и раз ницы между продажными и покупными ценами; • в территориальный дорожный фонд налог уплачива ется по ставке, составляющей разницу между общей став кой налога, установленной Законом Мурманской области от 16.06.97 л® 72-01-ЗМО но соответствующему виду дея тельности, и ставкой налога в Федеральный дорожный фонд 0,5%.^ Указанный порядок применяется при исчислении налога начиная со II квартала сего года. Об изменении ставок на лога на пользователей автодорог и порядке их применения Госналогинспекция области сообщит дополнительно. Еще один шанс * £ > і? в одной из статей Закона о федераль ном бюджете на 1998 год записано поручение правительству провести реструктуриза цию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по состоянию на 1 января 1998 года. Иными словами, все, что предприятия должны к этому сроку, может быть выплачено государству с многолетней рассрочкой. Для реализации этого поручения Правительство РФ 14 апреля с.г. приняло по становление N 2 395 “ О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюдже том”, а также целый ряд документов, регла ментирующих такую работу. На некоторые практические вопросы рес труктуризации долгов отвечает Валентина Григорьевна РОМАХОВА - начальник отдела принудительного взыскания недоимки по на логам, обязательным платежам и сборам Го- сударственной налоговой инспекции по Мурманской области. рублей задолжали АО “Олкон”, Ковдорскпй ГОК, “Севредмет , -Оленегорский механический завод, “Колэ- нерго”. - Что понимается под термином “задолженность” ? - В задолженность по платежам в бюджет принято включать недоимку, пени и штрафные санкции, которые предприятие обязано выплатить госу дарству. Согласно принятому недав но правительством постановлению № 395 для всех предприятий предос тавляется возможность реструктуиро- вать свои долги перед федеральным бюджетом путем получения рассрочки проведения платежей. По недоимке она будет предоставляться на срок до 4 лет, по пеням и штрафам - до 10 лет. Пени по состоянию на 1 января нынешнего года подлежат пересчету, исходя из 1/300 части ставки рефи нансирования Центробанка, действо вавшей на эту дату. Сразу уточню: речь идет о тех долгах, что числились за предприятиями на 1 января 1998 года. - Какие федеральные службы и ведомства примут участие в про цессе реструктуризации? - Среди тех, на кого возложено про ведение реструктуризации, налоговые органы всех уровней: от Госналогс лужбы России до налоговых инспек ций по городам и районам. Кроме налоговиков, к работе привлечены Фе деральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оз доровлению, Российский фонд феде рального имущества, областные и местные администрации и финансо вые органы. В совместном приказе о порядке применения правительствен ного постановления федеральными органами уже разработан механизм реструктуризации, определены на правления работы, решено, кто конк ретно и за что непосредственно отвечает, подготовлены формы доку ментов. - И кто же решает вопросы пре доставления рассрочки по выпла там в бюджет? - При задолженности предприятия в федеральный бюджет свыше 20 миллионов “новых” рублей вопросы о предоставлении рассрочки решаются только в соответствующей комиссии Государственной налоговой службы РФ в Москве. Если задолженность от 5 миллионов до 20 миллионов, обра щаться следует в аналогичную комис сию налогового органа субъекта РФ (у нас это - Государственная налоговая инспекция по Мурманской области). При задолженности до 5 миллионов проблема может быть разрешена в районных или городских налоговых инспекциях по месту регистрации предприятия. - А что необходимо для получе ния права на реструктуризацию? - Реструктуризация невозможна без соблюдения двух обязательных условий. Первое - это своевременная уплата всех текущих налоговых плате жей в 1998 году. Второе - предостав- вернуть долги ление обеспечения, то есть имуще ственного залога или банковской га рантии. Величина залога должна быть равна сумме задолженности. От госу дарственных предприятий в качестве обеспечения могут быть приняты бан ковские гарантии. - Возможна ли одновременная реструктуризация дол гов перед федеральным, областным и мест ным бюджетами? - Правительственное постановле ние предусматривает возможность од новременного предоставления рассрочки выплаты г.патежей в бюд жеты всех уровней. При реструктури зации задолженности перед областным и местными бюджетами предприятию будет необходимо полу чить ходатайство органа, уполномо ченного принимать решения от имени субъекта Федерации или муниципаль ного образования. Согласно постанов лению губернатора нашей области от 22 мая 1998 года № 186 “О порядке проведения в 1998 году реструктури зации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом” та ким уполномоченным органом являет ся департамент финансов. Органам же местного самоуправления рекомен довано провести реструктуризацию долгов в местные бюджеты одновре менно с реструктуризацией задолжен ности перед областным и федеральным бюджетами, опираясь на порядок, изложенный в правитель ственном постановлении. - Каков же механизм подачи д о кументов на реструктуризацию? - Первое, что предстоит сделать тем, кто хочет получить рассрочку по уплате прошлых налогов, подать заяв ление в налоговые органы с приложе нием пакета документов, определенных правительственным по становлением № 395. Кто и куда его направляет, сказано выше. В недель ный срок налоговые органы проверяют все поступившие документы, полноту и правильность заполнения и переда ют их в Федеральную службу по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) или в террито риальный орган этой службы в Мур манской области. Если предприятием-заявителем не соблю дены какие-либо требования, предъявляемые к документам, а также в случае недостаточности передавае мого обеспечения, налоговые органы вправе возвратить бумаги заявителю для полного и правильного их оформ ления, мотивировав причины отказа. В месячный срок в ФСДН или ее территориальном органе составляется заключение о возможности (или не возможности) реструктуризации за долженности данного предприятия, которое направляется налоговым орга нам и самому заявителю. А далее сам заявитель передает это заключение в Российский фонд федерального иму щества (или его территориальный орган) вместе с комплектом докумен тов, касающихся обеспечения обяза тельств, достаточных для покрытия всей имеющейся задолженности. Это необходимо для заключения с Фондом соответствующего договора. Копию подписанного договора и оригинал заключения ФСДН заявитель пред ставляет в налоговые органы, где бу дет принято окончательное решение о реструктуризации задолженности предприятию. Эта процедура должна быть завершена в двухнедельный срок. - Возможен ли отказ в предос тавлении права на рассрочку? -Да, возможен. В этом случае на логовый орган, принявший такое ре шение, будет вынужден предложить Федеральной службе по делам о несо стоятельности возбудить в отношении этого предприятия-неплательщика производство по делу о несостоятель ности (банкротству). - Предприятие получило во з можность реструктуризации за долженности, но не справилось со своими обязательствами - не вне сло, к примеру, в срок платежи. Ка кими будут последствия? - Обязательным условием реструк туризации является внесение текущих платежей и погашение задолженности согласно утвержденному графику. Если предприятие дважды нарушит этот график или в течение месяца не внесет текущие налоговые платежи своевременно и в полном объеме, то оно теряет право на рассрочку. Конт роль за поступлением средств возло жен на налоговые органы. Решение о прекращении действия рассрочки со общается Фонду федерального иму щества, с которым существует у предприятия договор залога. В этом случае все предоставленное обеспе чение подлежит реализации. Нарушив условия реструктуризации всего один или два раза, предприятие рискует потерять практически все. - А где можно познакомиться с документами, предусмотренными 395-м постановлением правитель ства? - Ознакомиться с ними можно в ин спекциях по месту налогового учета. Вероятно, в скором времени эти доку менты будут опубликованы в специ фических (финансовых и налоговых) изданиях, а также появятся в компью терной программе “Консультант Плюс”. С Е В Е Р О М О Р С К И Е С е в е р о м о р с к т е л . ( 2 3 7 ) Т - 5 - 4 - 5 6 К О Н С К И Й I і ? я е о ч и и А п а т и т ы , К и р о в с к тел. (2 Ь 5) 3 - 6 7- 4 0 Р А Б О Ч И Е М о н ч е г о р с к т е л . ( 2 3 6 ) 2 - 3 3 - 3 0 М у р м а н с к , М у р м а н с к а я о б л а с т ь т е л . - 4 5 - 3 2 - 1 Э . 4 5 - 2 9 - 9 8 № 55 июнь 1998 года Мурмандайджест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz