Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.

г іченга Скалистый сногорск Л Кола ____ * Оленегорск «Мончегорск *Кировс к ^Апатиты И з н а н к а р еф о р м Вокруг “В оаны ”- воины ав“Апатите” штиль Еще в 30-х годах первый управляющий трестом “Апа­ тит” (сегодня - АО) Василий Иванович Кондриков гово рил, что в Хибинах богатств не мерено... Практически до конца 70-х годов сюда, в Хи­ бины, приезжали работные люди и специалисты за долж­ ностями и большими деньга­ ми, реже - за туманом... Еще в конце 80-х “Апатит" выдавал на-гора по 20 млн. тонн апатитового концентрата ежегодно. Сегодня производственная “планка” “Апатита” - всего 7 млн. тонн “порошка плодоро­ дия”. Что же происходит сейчас на этом крупнейшем горном предприятии страны? Начну с зарплаты. Она у раб-^ников АО чуть выше ІООі/рублей. При нынешних ценах да при таком каторж­ ном труде - это “не гроши ’, а “слезы ’, - говорят хохлы... Теперь - о жизни руководи­ телей предприятия. Наверное, и у них она трудная, ибо не заплатили они налогов в каз­ ну государства более 200 мил­ лионов. Но предприятие продолжа­ ет работать п сегодня. А куда же текут его “бабки”? Вести - мо куда: в белокаменную! Да еще куда-то за ближний и дальніій бугор... Всего один пример. Акцио­ нерное общество закрытого типа “Волна” (г. Москва) вы­ играло инвестиционный кон- " N.nc в АО “Апатит”. Заполучила эта самая “Волна” 20 процентов акций “Апати­ та”. Вроде все по-честному, все по-джентльменски: на счет АО в 1994 году должно было поступить более 150 млрд. рублей за эти акции. А до кон­ ца года “Волна” должна была выплатить остальное - около 400 млрд. рублей. Согласи­ тесь, деньги большие. Но, ка­ жется, “Волна” о своих обещаниях забыла. А может решила, что кому должна, тем всем прощает... В этой ситуации еще в кон­ це 1994 года областной фонд имущества и прокурор облас­ ти обратились в арбитражные суды Мурманска и Москвы с исковыми заявлениями. Но обратите внимание: в истцах АО “Апатит”, увы, не числит­ ся. Ну не захотели руководи­ тели предприятия судиться с “благодетелем”. А в начале 1995 года новый генеральный “Апатита” сооб­ щил высоким судьям, что “...в настоящее время между АО “Апатит” и инвестором АОЗТ “Волна” достигнуто полное взаимопонимание. АОЗТ “Волна” оказывает по­ мощь АО “Апатит” но финан­ совым, экономическим и другим вопросам”. Работники предприятия не молчали - писали письма в га­ зеты, в Государственную Думу, Правительству, Прези­ денту... В 1996 году комиссия Российского фонда имуще­ ства, проверив дела в “Апати­ те”, была вынуждена признать, что АОЗТ “Волна” свои обязательства не выпол­ нила. Более того, арбитраж­ ный суд г. Москвы постановил: “...договор куп­ ли-продажи пакета акций,зак­ люченный между фондом имущества Мурманской обла стй и АОЗТ “Волна”, растор­ гнуть. АОЗТ “Волна” вернуть 415803 акции в государствен­ ную собственность”. Казалось, можно поставить и точку. Ан нет! “Волна” с судьями не со­ гласилась и обжаловала касса- ционно решение суда. Но при нынешних порядках в России, пока суды пересуды, то да се, глядишь - что-то опять пере­ менится... 25 марта с.г. гене­ ральный директор АО “Апатит” подписал приказ о приведении численности рабо тающих в объединении в соот­ ветствие со штатами. Если расшифровать этот административный термин, это значит, что в АО сокраща­ ют около 500 работников. Но об этом на предприятии от­ крыто не говорят. И новость эта хранится здесь как ком­ мерческая тайна... Виталий СЕКРИЕРУ. г. Апатиты Знакомые все лица... По оперативных данным, сумма недоимки предприятий об ласти в бюджеты всех уровней на 5 июня составляла 2 млрд. 233 млн. 480 тыс. рублей, в том числе в федеральный бюджет 1 млрд 218 млн. 830 тыс. рублей. Наибольшая недоимка перед бюджетной системой числится за комбинатом “Североникель” (281 млн 137 тыс. руб.), комбинатом “Печенганикель’ (254 м л і і . -7/Ѵ».......... ... К \ ........ .... *4Л______ » /*>І Л ....... О/ С ........... ..к \ Дороги у нас - не бесплатные В связи с возникающими вопросами о порядке уп ­ латы в Федеральный дорожный фонд налога на пользователей автомобильных дорог , налога на р е ­ ализацию горюче-смазочных материалов и прочих поступлении Госналогинспекция по Мурманской об­ ласти разъясняет: С 1 апреля 1998 года перечисление налогоплательщика­ ми указанных платежей производится не через органы Фе ­ дерального казначейства, а на отдельные транзитные счета, открытые в кредитных учреждениях на территории городов и районов области. (Подробную информацию о порядке пе­ речисления платежей можно узнать в госналогинспекциях по месту постановки на налоговый учет.) До внесения изменений в Закон Мурманской области от 4.0э.95 № 3 01 ЗМО уплата налога на пользователей авто­ мобильных дорог производится в следующем порядке: • в Федеральный дорожный фонд - гіо ставке 0,5°о от выручки за реализацию продукции (работ, услуг) и раз­ ницы между продажными и покупными ценами; • в территориальный дорожный фонд налог уплачива­ ется по ставке, составляющей разницу между общей став­ кой налога, установленной Законом Мурманской области от 16.06.97 л® 72-01-ЗМО но соответствующему виду дея­ тельности, и ставкой налога в Федеральный дорожный фонд 0,5%.^ Указанный порядок применяется при исчислении налога начиная со II квартала сего года. Об изменении ставок на­ лога на пользователей автодорог и порядке их применения Госналогинспекция области сообщит дополнительно. Еще один шанс * £ > і? в одной из статей Закона о федераль­ ном бюджете на 1998 год записано поручение правительству провести реструктуриза­ цию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по состоянию на 1 января 1998 года. Иными словами, все, что предприятия должны к этому сроку, может быть выплачено государству с многолетней рассрочкой. Для реализации этого поручения Правительство РФ 14 апреля с.г. приняло по­ становление N 2 395 “ О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюдже­ том”, а также целый ряд документов, регла­ ментирующих такую работу. На некоторые практические вопросы рес­ труктуризации долгов отвечает Валентина Григорьевна РОМАХОВА - начальник отдела принудительного взыскания недоимки по на­ логам, обязательным платежам и сборам Го- сударственной налоговой инспекции по Мурманской области. рублей задолжали АО “Олкон”, Ковдорскпй ГОК, “Севредмет , -Оленегорский механический завод, “Колэ- нерго”. - Что понимается под термином “задолженность” ? - В задолженность по платежам в бюджет принято включать недоимку, пени и штрафные санкции, которые предприятие обязано выплатить госу­ дарству. Согласно принятому недав­ но правительством постановлению № 395 для всех предприятий предос­ тавляется возможность реструктуиро- вать свои долги перед федеральным бюджетом путем получения рассрочки проведения платежей. По недоимке она будет предоставляться на срок до 4 лет, по пеням и штрафам - до 10 лет. Пени по состоянию на 1 января нынешнего года подлежат пересчету, исходя из 1/300 части ставки рефи­ нансирования Центробанка, действо­ вавшей на эту дату. Сразу уточню: речь идет о тех долгах, что числились за предприятиями на 1 января 1998 года. - Какие федеральные службы и ведомства примут участие в про­ цессе реструктуризации? - Среди тех, на кого возложено про­ ведение реструктуризации, налоговые органы всех уровней: от Госналогс­ лужбы России до налоговых инспек­ ций по городам и районам. Кроме налоговиков, к работе привлечены Фе­ деральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оз­ доровлению, Российский фонд феде­ рального имущества, областные и местные администрации и финансо­ вые органы. В совместном приказе о порядке применения правительствен­ ного постановления федеральными органами уже разработан механизм реструктуризации, определены на­ правления работы, решено, кто конк­ ретно и за что непосредственно отвечает, подготовлены формы доку­ ментов. - И кто же решает вопросы пре­ доставления рассрочки по выпла­ там в бюджет? - При задолженности предприятия в федеральный бюджет свыше 20 миллионов “новых” рублей вопросы о предоставлении рассрочки решаются только в соответствующей комиссии Государственной налоговой службы РФ в Москве. Если задолженность от 5 миллионов до 20 миллионов, обра­ щаться следует в аналогичную комис­ сию налогового органа субъекта РФ (у нас это - Государственная налоговая инспекция по Мурманской области). При задолженности до 5 миллионов проблема может быть разрешена в районных или городских налоговых инспекциях по месту регистрации предприятия. - А что необходимо для получе­ ния права на реструктуризацию? - Реструктуризация невозможна без соблюдения двух обязательных условий. Первое - это своевременная уплата всех текущих налоговых плате­ жей в 1998 году. Второе - предостав- вернуть долги ление обеспечения, то есть имуще­ ственного залога или банковской га­ рантии. Величина залога должна быть равна сумме задолженности. От госу­ дарственных предприятий в качестве обеспечения могут быть приняты бан­ ковские гарантии. - Возможна ли одновременная реструктуризация дол гов перед федеральным, областным и мест­ ным бюджетами? - Правительственное постановле­ ние предусматривает возможность од­ новременного предоставления рассрочки выплаты г.патежей в бюд­ жеты всех уровней. При реструктури­ зации задолженности перед областным и местными бюджетами предприятию будет необходимо полу­ чить ходатайство органа, уполномо­ ченного принимать решения от имени субъекта Федерации или муниципаль­ ного образования. Согласно постанов­ лению губернатора нашей области от 22 мая 1998 года № 186 “О порядке проведения в 1998 году реструктури­ зации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом” та­ ким уполномоченным органом являет­ ся департамент финансов. Органам же местного самоуправления рекомен­ довано провести реструктуризацию долгов в местные бюджеты одновре­ менно с реструктуризацией задолжен­ ности перед областным и федеральным бюджетами, опираясь на порядок, изложенный в правитель­ ственном постановлении. - Каков же механизм подачи д о ­ кументов на реструктуризацию? - Первое, что предстоит сделать тем, кто хочет получить рассрочку по уплате прошлых налогов, подать заяв­ ление в налоговые органы с приложе­ нием пакета документов, определенных правительственным по­ становлением № 395. Кто и куда его направляет, сказано выше. В недель­ ный срок налоговые органы проверяют все поступившие документы, полноту и правильность заполнения и переда­ ют их в Федеральную службу по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) или в террито­ риальный орган этой службы в Мур­ манской области. Если предприятием-заявителем не соблю­ дены какие-либо требования, предъявляемые к документам, а также в случае недостаточности передавае­ мого обеспечения, налоговые органы вправе возвратить бумаги заявителю для полного и правильного их оформ­ ления, мотивировав причины отказа. В месячный срок в ФСДН или ее территориальном органе составляется заключение о возможности (или не­ возможности) реструктуризации за­ долженности данного предприятия, которое направляется налоговым орга­ нам и самому заявителю. А далее сам заявитель передает это заключение в Российский фонд федерального иму­ щества (или его территориальный орган) вместе с комплектом докумен­ тов, касающихся обеспечения обяза­ тельств, достаточных для покрытия всей имеющейся задолженности. Это необходимо для заключения с Фондом соответствующего договора. Копию подписанного договора и оригинал заключения ФСДН заявитель пред­ ставляет в налоговые органы, где бу­ дет принято окончательное решение о реструктуризации задолженности предприятию. Эта процедура должна быть завершена в двухнедельный срок. - Возможен ли отказ в предос ­ тавлении права на рассрочку? -Да, возможен. В этом случае на­ логовый орган, принявший такое ре­ шение, будет вынужден предложить Федеральной службе по делам о несо­ стоятельности возбудить в отношении этого предприятия-неплательщика производство по делу о несостоятель­ ности (банкротству). - Предприятие получило во з ­ можность реструктуризации за ­ долженности, но не справилось со своими обязательствами - не вне­ сло, к примеру, в срок платежи. Ка­ кими будут последствия? - Обязательным условием реструк­ туризации является внесение текущих платежей и погашение задолженности согласно утвержденному графику. Если предприятие дважды нарушит этот график или в течение месяца не внесет текущие налоговые платежи своевременно и в полном объеме, то оно теряет право на рассрочку. Конт­ роль за поступлением средств возло­ жен на налоговые органы. Решение о прекращении действия рассрочки со­ общается Фонду федерального иму­ щества, с которым существует у предприятия договор залога. В этом случае все предоставленное обеспе­ чение подлежит реализации. Нарушив условия реструктуризации всего один или два раза, предприятие рискует потерять практически все. - А где можно познакомиться с документами, предусмотренными 395-м постановлением правитель­ ства? - Ознакомиться с ними можно в ин­ спекциях по месту налогового учета. Вероятно, в скором времени эти доку­ менты будут опубликованы в специ­ фических (финансовых и налоговых) изданиях, а также появятся в компью­ терной программе “Консультант Плюс”. С Е В Е Р О М О Р С К И Е С е в е р о м о р с к т е л . ( 2 3 7 ) Т - 5 - 4 - 5 6 К О Н С К И Й I і ? я е о ч и и А п а т и т ы , К и р о в с к тел. (2 Ь 5) 3 - 6 7- 4 0 Р А Б О Ч И Е М о н ч е г о р с к т е л . ( 2 3 6 ) 2 - 3 3 - 3 0 М у р м а н с к , М у р м а н с к а я о б л а с т ь т е л . - 4 5 - 3 2 - 1 Э . 4 5 - 2 9 - 9 8 № 55 июнь 1998 года Мурмандайджест

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz