Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.

г РАДИОГРАММА В НОМЕР Не про сим - т р е б у е м . . . Константин БУДАНОВ, пр ед с ед а т ел ь комитета по рыбохо з яй с тв енном у комп л ек су правительства Мурм ан ской области - Жизнь сегодня заставляет в поЛш>ій гЯ 5 ?^?-йЯюриіі>то состо­ янии ѵ рыбной отрасли нашего региона. Приходится констати­ ровать, что она находится в глу­ бочайшем кризисе. Вылов рыбы к уровню 90-х годов упал в два раза, судоремонт сократился в четыре раза, грузооборот рыбно­ го порта - в пять раз. Практичес- , ки перестал раоотать бывший рыбокомбинат. На берегу мы уже потеряли 12 тысяч рабочих мест, на 60 процентов умень- * шился плавсостав. Промысел становится нерентабельным, по отдельным видам рыб затратные составляющие судов доходят до ста процентов. Может быть по­ этому угрожающие масштабы приобрела противоправная дея- . тельность по добыче, переработ­ ке и сбыту рыбы, морепродуктов. Растет число контрабандных сделок между экипажами российских и иност­ ранных судов непосредственно в море. Уклонения от налогов и таможенных пошлин стали при­ вычным явлением. Коренной первопричиной столь плачевного состояния дел я бы назвал бездумно и скоропа­ лительно проведенную привати зацию. Развал рыбокомбината, “Севрыбхолодфлота” - тому примеры. Но снявши голову, но волосам не плачут. Новые эко­ номические условия диктуют свои законы. И к ним необходи­ мо приспосабливаться. На извеч­ ный вопрос “что делать?” однозначного ответа нет. Нужен комплекс мер. Прежде всего предстоит обновить флот. Более половины судов бассейна нахо дятся в эксплуатации с запре­ дельными нормативными сроками. Нужны суда нового поколения. Два таких построило ЗАО “Севрыба”. Депрессивное состояние тресковых в Баренце­ вом море в ближайшее время заставит выводить из строя СРТМ-к, СРТРы. На смену им должны прийти современные многоцелевые траулеры, к при­ меру, проекта 13720. Правитель­ ство ооласти планирует уже в этом году на верфях Ярославля, нпнгр иа “Не. таких траулеров. Кредитную линию готовы открыть финанси­ сты Германии. Кроме того, в Федеральную программу эконо­ мического и социального разви­ тия Мурманской области включен проект строительства серии сейнеров-траулеров, спо­ собных добывать 25 тысяч тонн рыбы в год. Они могут обеспе­ чить дешевым сырьем береговые рыбоперерабатывающие пред­ приятия. Параллельно на усло­ виях берооут-чартера на западном рынке можно приобре­ тать добротные суда, побывав inие в эксплуатации. Перепрофилирование флота с тресковых на другие виды рыб позволит не испытывать нужды Кал и и ада. судоремоіітного завод рпа” заложить 10 12 в сырье долгое время. Решается вопрос и с модернизацией бере говой рыбоперерабатывающей базы. Будет возведено несколь ко мини-заводов с гибкими тех­ нологиями по типу норвежских. Консервное производство на ста­ рых сохранится. Все эти благие намерения осу­ ществятся, если государство по­ вернется к отрасли лицом, но оно явно не хочет этого делить. Наоборот, рыбаки давно ждут закона о рыболовстве. Но вмес­ то четкого правового документа, призванного придать силы от­ расли, навязывается абсурдный налог, вводится платность ресур­ сов. Он вдвое повысит налого­ вое бремя, приведет к окончательной гибели предприя­ тий. Добьет отрасль и аукцион­ ная продажа квот, за которую ныне рьяно ратует правитель­ ство. Благодаря усилиям губер­ наторов приморских областей Севера и Дальнего Востока З а ­ кон “О плате за право пользова­ ния объектами животного мира и водными биологическими объектами” отправлен на дора­ ботку. Но это лишь кратковре­ менная передышка. Судя по настрою в верхах, он все равно будет навязан - с поправками или без оных. Как всем известно, основная часть рыбопромысловых судов была построена на иностранных верфях по госзаказу. Теперь, чтооы отремонтировать их, тре­ буются импортные запчасти и оборудование. К примеру, толь­ ко на одно судно типа “Орле­ нок” их необходимо как минимум на 200 тысяч долла­ ров. А в соответствии с та­ моженным и налоговым за ко 11 одател ьствам 11 росс 11 иский ДОБИВАЮТ! Федеральное правительство во главе с Президентом сделали все, чтобы развалить рыбную промышленность и поставить нас в один ряд с шахтерами и бюджетниками, которым не платят зарплату. Но нам они даже ничего не будут должны, так как мы - акционерные общества. Федеральная пограничная служба во главе с Николаевым нашла мил­ лиарды долларов с “контрабанды ”, чтобы окончательно добить нас. А по­ может ей в этом плата за биоресурсы. Видимо, в Москве надеются, что рыбой нас обеспечит Норвегия. Только покупать ее будет не на что. Этот процесс уже идет: наши суда на промысле пытаются положить в дрейф, закрывая под разными предлогами промысловые районы. И уже готовится общественное мнение: в прессе появляются заметки, что, мол, пора запретить траловый лов... ЧЕБОТЬКО, начальник промрайона; ГОРОШКО, ка питан-директор БМРТ “ Владимир Гаврилов ” . Баренцево море заказчик при пересечении грани­ цы обязан заплатить в казну 20 процентов НДС и от 5 до 20 процентов пошлины. Капремонт судна в результате подскакивает на несколько порядков. Выгод­ ней проводить ремонт за грани­ цей. Такая политика в родном Отечестве привела к тому, что иностранные фирмы имеют объемы работ, а наши судоре­ монтные предприятия вынужде­ ны сворачивать производство. Нельзя смириться и с тем, что в России судовое топливо иа 20-30 процентов дороже норвежского. Мы почем зря корим рыбаков за сбыт продукции зарубежным фирмачам. Но разве.они винова­ ты, что государство своими по­ борами не оставляет им иного выхода? Развелось множество малых и средних рыбопромышленных фирм. Поодиночке им не вы­ жить. Как быть? Выскажу, мо­ жет, для кого-то крамольную мысль - объединяться! Посудите сами. Если в доперестроечный период в области было вместе с рыболовецкими колхозами 11 рыбодобывающих предприятий, то сейчас их 60 (!). И в каждом имеются отделы снабжения, сбы­ та, безопасности мореплавания, кадров и т.д. Одних главных капитанов 60 Только на содер­ жании управленческого ап­ парата при укрупнении рыбодобывающих структур можно было бы сэкономить не­ Б е з в и н ы в и н и в а ш ы е Валерий КУСКОВ , упр авл яющий Мурманским морским рыбным портом - Вывод не нов, но повто­ рюсь. Распад до недавнего времени целостного рыбохозяй­ ственного комплекса Северного бассейна в первую очередь боль но ударил по береговым пред­ приятиям. Наш порт - не исключение. Объемы работ упа ли в несколько раз. За пять ме­ сяцев текущего года в сопоставлении с прошлым об щий грузооборот составил 225,4 тысячи тонн (246,5), принято рыбопродукции 70,8 тысячи тонн (107,3). Впервые за многие годы в мае в порт поступило все­ го лишь 8 тысяч тонн рыбы. Очевидный факт: 70 процентов выловленных мурманскими про мысловикамп рыбы и морепро­ дуктов выгружаются в иностранных портах, в основном - в Норвегии. Расхожее мнение, что наш порт отпугивает рыба­ ков высокими тарифами, не име­ ет под собой почвы. Я устал доказывать обратное. Чтобы не быть голословным, приведу сравнительные данные об уров­ не тарифов рыбных портов стра­ ны. Более того, тарифы за предо­ ставление нами причалов “замо­ рожены” с 1.02.96 г., введен льготный договорныіі тариф на отстой судов у причальной стен­ ки. больше года не менялся та­ риф по обработке и отстою железнодорожных вагонов. Су­ ществует миф, что портовики, скажем, Норвегии берут за свои услуги гораздо меньше, чем мы. Мы анализировали их цифры. Они от наших отличаются не сильно. По отдельным позициям даже опережают. Капиталисты себе в ущерб работать не будут. Из чего все же складывается такое негативное отношение к Мурманскому рыбному порту? Постараюсь пояснить. На нашей территории действует несколь­ ко самостоятельных юриди­ ческих организаций. К примеру, государственная адми­ нистрация, "ОАО “Портовый флот”, таможня, “Маско’ и т.д. Они сами устанавливают “прави­ ла” . Их сборы нас не касаются. Тем не менее все обвинения в “обдираловке” адресуются рыб­ ному порту. Свежий пример. С 1 июня постановлением главно­ го государственного ветеринар­ ного инспектора области Павла Должанова все автомашины, осуществляющие грузоперевозки рыбопродукции, перед въездом Наименование груза, судовые работы ( иогруз ка -выгрузка) Мурманский рыбный порт Владивостокский рыбный порт Находкинский рыбный порт С. Петербургский рыбный порт Е г г з у ѵ і е f j c z i с и л / / л / / Рыбопродукция в бочках 69,88 207,56 189,13 84,68 Рыба мороженая 80,00 146,73 110,57 90,32 Мука в мешках 91,94 174,55 156,93 107,26 Консервы, пресервы 81,73 148,46 142,78 90,32 в порт обязаны пройти сани­ тарную обработку. Процедура платная. Дсзинфекционно по мывочная станция расположена в неудобном месте - на 10-м ки­ лометре автодороги на Мурма- ш і і . Милицейские посты без санитарной квитанции машины в порт не пропускают. Водители новшество не одобряют, но не­ довольство почему-то выплески­ вают на дирекцию рыбного порта, видимо, считая, что по своей прихоти она им усложни­ ла жизнь. Порт - государственное пред­ приятие, но государство о нем напрочь забыло, оставило без поддержки. Наука выживания в условиях рыночной экономики далась нелегко, но мы освоили ее. Снизили убытки, выкарабки­ ваемся постепенно из долговой ямы. Пик кризиса миновали. Сколь-нибудь значимых инвес­ тиций не ждем, надеемся на соб­ ственные силы. 450 миллионов рублей необходимо на коренную реконструкцию нефтебазы. Со стороны, но всей видимости, нам их не получить. Потому любую свободную копейку отдаем тер­ миналу, связывая с ним свое будущее. Поставили дополни­ тельную емкость на 5 тысяч тонн, построили очистные соору­ жения, но пока без оборудова­ ния. На 1,5 млрд. кредитных рублей приобрели запчасти для электропогрузчиков. В коорди­ нации с Союзом промышленни­ ков и предпринимателей прорабатываем вопрос о созда­ нии в порту зоны экономическо­ го благоприятствования. Надеемся на скорое открытие большой мой вен ной путины в Баренцевом море. К массовому приему мойвы готовы. малые средства, направить их на производственные цели. Надо вводить жесткий режим эконо­ мии и на больших флотах. Из всех проблем есть смысл выделить приоритетные: подго­ товка опытных кадров, обновле­ ние флота, сохранение инфраструктуры рыбного порта, поддержка в надлежащем состо­ янии бассейновой службы безо­ пасности мореплавания, развитие морской биологической науки и разведки промысловых запасов. Администрация области (пра­ вительство) в меру возможнос­ тей помогает отрасли. В прошлом году но решению реги­ онального рыбохозяйственного Совета значительные средства целевым назначением были вы­ делены на поддержку товарного лососеводства, прибрежного промысла, программе “Водорос­ ли” и другим. От Департамента по рыболовству РФ мы добива­ емся, чтобы управление биоре­ сурсами в области было доверено органам местной исполнительной власти. Пока та­ кого соглашения Департамент не подписал. По видимому, настало время серьезно обсудить положение о восстановлении принципа бас­ сейнового управления отраслью. И модель должна в корне отли­ чаться от прошлой. Бесспорно то, что деятельность рыбаков, переработчиков, портовиков, транспортников, веномогатель пых производств должна коор­ динироваться с общей пользой для всех. Координационный рыбохозяйственный совет при областном правительстве уже создан. DE FACTO ГУБЕРНАТОР Юрий Евдокимов подписал распоряжение о выделе­ нии региональной конкурсной кво­ ты (6250 тонн трески и 1085 тонн пикши) на поддержку при­ оритетных областных рыбохо­ зяйственных и социальных программ. В разных объемах кво­ ту получили: управление “Мур- манрыбвод” - на интродукцию (вселение) дальневосточной гор­ буши, Мурманский рыбный порт - на приобретение новой техники, АО Протеин” - на производство панкреатического гидролизата, государственная администрация рыбного порта - на реконструк­ цию системы управления движе­ нием судов, администрация Терского района - на строитель­ ство ЛЭП. в в в МУРМАНСКОЕ ООО “Еврот- рал" обратилось к правитель­ ству области с просьбой оказать финансовое содействие (830 тысяч рублей) в организа­ ции регионального предприятия “ Севрыбпроект”, способного вы­ полнять проектно-конструктор­ ские и исследовательские работы по технике промышлен­ ного рыболовства (создание и из­ готовление эффективных орудий лова). Учредителями но­ вой структуры могут стать ЗАО “Севрыба” и ПИНРО. Необхо­ димость открытия подобного центра, подчеркнуто в служеб­ ной записке на имя председателя правительства области Анато­ лия Малинина, давно назрела. 11 - 18 июня 1998 года IJ iVн I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz