Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.
П П П Л И Н Я Я Н А Д Е Ж Д А Интервью первого заместителя Главы администрации Мурманской области Юрия МЯСНИКОВА Убеждать надо расчетами - Юрий Николаевич, губер натор объявил 1998 год годом рыбы. Что это означает? - Стабилизацию нашего рыбо промышленного комплекса. Ад министрация области намерена решать эти вопросы в меру своей компетенции на федеральном уровне, а губернатор как член Совета Федерации - в высшем законодательном органе страны. Речь идет о стабилизации работы не только и не столько рыбодо бывающего сектора, сколько ры бообработки. Ведь это станет основой стабильности н порта, п судоверфи. Единственное реше ние - повернуть суда в Мур манск. - Однако говорят, что в этом случае рыба резко подешевеет II экономика флотов такое не выдержит, так надо ли повора чивать? - Однозначно - надо! Весь мир везет рыбу домой, а Россия - из дома. Я считаю, эго совершенно недопустимо. Есть препятствия, но вед:, можно многое изменить: например, часть положении та моженного кодекса, налогового законодательства. То есть убрать из документов или заменить те положения, которые мешают на шим судам заходить в свой порт. - Но ведь уже сколько раз обращались с такими просьба ми! - Обращались, но как? Лейт мотив обращений - “Нам плохо!”, “Так дальше жить нельзя”. Но пнкто не предъявлял при этом экономических обоснований, рас четов того, что произойдет, если мы изменим положения норма тивных документов, по нашему мнению, препятствующих эффек тивной работе предприятий. На пример, ввозим мы механизмы, детали, необходимые для ремон та наших судов. При этом опла чиваем таможенные пошлины. II в итоге отрасль имеет миллион рублей дохода. А повернув суда в свой порт, мы не платим таможне н получаем два миллиона рублей дохода плюс отчисления в бюд жет, плюс занятость населения. То есть “теряя" миллион, получа ем два. Повторяю: это - для при мера, цифры ориентировочные. А может получиться другой вариант: расчеты покажут, что при всеобщем приходе судов в Мурманск мы заимеем лишь 500 тысяч рублей дохода плюс соци альная напряженность в регионе, плюс неплатежи в бюджет. Иными словами, любое реше ние должно быть четко п грамот но просчитано, любой вариант экономически обоснован. Миро вая экономика построена на обо снованных расчетах. Или государство должно дотировать рыбную отрасль, или мы, имея расчеты, доказываем, что нам ничего не нужно от государства, надо только изменить некоторые “бумаги”. Flo доказать, что мы теряем и что находим, необходи мо с цифрами в руках. Об этом я говорил еще на рыбацкой конфе ренции: если мы поедем на съезд с одними эмоциями, то вернемся с еще большими эмоциями; если с конкретными предложениями, то вернемся с решениями. - Вы думаете, что кто-то в правительстве будет все это чи тать, изучать! - Такие документы обязательно прорабатываются в федеральных органах управления (Минэконо мики, Минфине), то есть в rex федеральных структурах, кото рые могут изменить ситуацию. - А не отмахнутся они, мол, у нас более важные проблемы? - От разумных, обоснованных доводов никто не отмахивается. - Но у рыбной отрасли даже своего министерства нет. - На той же конференции мно гие об этом говорили, мол, отсут ствует управление отраслью. /I тогда спросил: “А кто из вас со бирается выполнять управленчес кие решения?” В ответ - мертвая тишина в зале. Какой орган уп равления мы хотим иметь? Ну появится министр Иванов и при кажет Пруткову: “Пусть тралф- лот снимет суда у беретов Африки н отправит их в АЧА криль ло вить". Выполнит Юрий Борисо вич такое приказание? Во-первых, тралфлот - не госу дарственное предприятие. Во-вто рых, Прутков может такому ми нистру заявить: “От вашего при каза *флот понесет такие-то убытки. Государство гарантирует мне их компенсацию?” Вот и все управление и управляемость. - Юрий Николаевич, что бу дет с нашей судоверфью? - Без прихода с у д о в в Мур манск - разорение. Впрочем, той судоремонтной базы, которая се годня есть в области, ни нам, ни нашим внукам-правнукам и не нужно. Ведь кроме судоверфи зарегистрировано более 200 судо ремонтных предприятий. II если те огромные мощности, которые имела судоверфь, были рассчита ны на ремонт определенных ти пов траулеров и на их количество, то сейчас эти суда списываются. А новые в .5-6 раз превосходят их по качеству и тре буют гораздо меньшего но объе мам ремонта. II даже если весь флот вернется сюда, и даже если не хватит мощностей судоверфи, есть СРЗ-1, СРЗ-2, машиностро ительный завод, 35-й... Ставь куда хочешь. - Ясно. Вернемся к главной нашей теме - повороту” судов. Представим, что вы - начальник флота. Зачем вам привозить рыбу в Мурманск и продавать ее, скажем, по пять рублей, если в Норвегии вам за нее да дут 55 долларов? - Нѵ, во-первых, нигде нет та кой диспропорции. К сожале нию, не могу сейчас показать точные расчеты, но знаю: самая большая разница не превышает 15 процентов. - Так прибавьте к ней отсут ствие проблем с оформлением выгрузки в чужом порту. - Нет, 15 процентов с учетом этого. И если бы разница была кратной в несколько раз, сразу встанет вопрос: а нужно ли зани маться в нашем регионе рыбоіі? - Однако та же таможня мо жет сказать: “ Нам невыгодны предложения флота. Мы рабо таем на благо государства и чем больше “ снимем с флотов, тем лучше” . - Нам повезло с таможней: они так не рассуждают. Есть органи зационные заморочки, есть у от дельных работников повышенное служебное рвение. Но навстречу рыбакам шел и Государственный таможенный комитет, и мурман ские таможенники. Ведь некото рые проблемы давно сняты. - Итак, скоро съезд, на кото рый рыбаки возлагают большие надежды. Вы поедете? - Да. Готовлюсь выступить с конкретными материалами, с обоснованными предложениями. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. ПРОМСОВЕТ На последнем расширенном про мысловом совете говорилось об ито гах мая и пяти месяцев года. Результаты безрадостные, аналогич ные прошлому году. Только за май не долов трески составил свыше пяти тысяч тонн и около тысячи тонн пик ши. Причин тому несколько. Это и неоправданность прогнозов ПИНРО. и введение селективных решеток, и закрытие многих промысловых райо нов из-за большого количества там молоди рыбы. Именно последний фактор вызы вает серьезную озабоченность и уче ных, и рыбоохраны. По информации ПИНРО, в уловах резко сократилось количество крупной трески 5-6-летне го возраста. И это падение будет про должаться до 2000 года включительно. Ожидается подъем уловов лишь в 2001 году. Поэтому, предполагают ученые, на предстоя щем внеочередном заседании ИКЕС будет предложено значительно умень шить квоту: с 400 тысяч тонн до 180 тысяч. Однако есть и другой насторажива ющий фактор: уменьшение количества судов на промысле. В июне их на 28 единиц меньше, чем в том же месяце прошлого года. Как сказал на совете генеральный директор АО "Севрыба" Георгий Тиш- ков, норвежцы, пользуясь безвластием в российском рыболовстве, проводят жесткую политику в отношении наших рыбаков, "выдавливая” нас из всех районов. “Я отправил в Департамент около 15 писем с просьбой решить те или иные наши проблемы, - посетовал Георгий Васильевич. - В ответ или от писки, или молчание. Выходит, прави тельство и нашДепартамент работают отдельно, рыбаки - отдельно". Возродим или загубим рыбную отрасль? Уважаемый Сергей Владиленович! Крайняя обеспокоенность положени ем дел в отрасли заставляет нас обра титься непосредственно к Вам. Рыбаки всегда работали в сложных условиях и привыкли к трудностям, однако сегодня к привычным морским заботам добави лись многочисленные проблемы, ис кусственно созданные властями за последние годы. Это заставило рыба ков всех бассейнов солидарно принять решение о проведении съезда рыбаков России. В преддверии съезда мы особенно тщательно следим за мнением членов Правительства о положении дел в от расли и путях выхода из кризиса. По этому мимо нашего внимания не могло пройти Ваше интервью, опубликован ное в газете “Коммерсант Дейли" от 8 мая т. г., где Вы, наряду с другими воп росами, дали некоторое направление реформ и в рыбной отрасли. Мы разделяем Ваше мнение о необ ходимости перемен в рыбной отрасли, однако Ваша идея продажи рыбных ре сурсов заставила нас усомниться в воз можности профессиональной оценки положения дел со стороны Ваших по мощников по этим вопросам. Введение ппаты за ресурсы автома тически повысит стоимость рыбной продукции на 15-20%, и она станет не доступной основной части населения страны. На внешнем рынке наши пози ции будут подорваны, т. к. наша рыба будет неконкурентоспособна с продук цией соседних рыбодобывающих госу дарств, где вместо платы за ресурсы на федеральном уровне введены социаль но-экономические льготы рыбакам. Эта непопулярная мера однозначно подо- (В сокращении) о т к р ы т письмв Председателю Правительства Россиионой Федерации С. В. Кириенко рвет в целом все рыбное хозяйство страны и поставит на грань уничтоже ния российский добывающий флот. Нельзя согласиться и с мнением о том, что российские рыбаки прекрати ли заходить в родные порты, т. к. ведут промысел без лицензий на вылов рыбы. Посмотрите на ситуацию с захо дами в наши порты. После распада СССР в отечественных портах нагро мождено столько контрольно-силовых и просто бюрократических препят ствий, что каждый заход в родной порт Мурманск наши капитаны сравнивают с заходом во “вражеский” порт. Потери времени по этим причинам в отече ственных портах на порядок превыша ют аналогичные зарубежные нормативы.- Мы понимаем, что страна находит ся в сложной финансовой ситуации, но решать ее ценой ликвидации целых от раслей нельзя, т. к. восстановление одной только рыбной отрасли затем потребует несоразмерных затрат по сравнению с поддержанием флота се годня. Прежде всего надо создать наибо лее благоприятные по сравнению с иностранными условия работы судов в родных портах. Не хотят нынешние ад министрации государственных портов решать эти вопросы, давайте отдадим полномочия на управление этой феде ральной собственностью в руки мест ных органов власти, которая решит, кто сможет эффективно организовать эту работу на местах. Сегодня по принципу работы портового агента во многих странах мира в наших портах должно быть одно лицо, заинтересованное в объединении усилий всех контролирую щих органов в работу одного предста вителя. Правительство должно пойти на такой эксперимент. Результаты его скажутся в самое ближайшее время. Убрав лишние таможенные оформле ния продукции, доставляемой в порт, отменив декларирование собсгвенного снабжения и ряд других преград на пути судов в родной порт, мы развер нем если не весь флот, то его значи тельную часть к родным берегам. В свою очередь, заход любого судна со провождается работой для докеров, су доремонтников, перерабатывающих предприятий, т. е. налицо цепная реак ция по насыщению доходной части бюджета через развитие береговой ин фраструктуры и, как результат, суще ственное социально-экономическое оздоровление портовых городов. При этом можно достаточно легко решить и вторую часть проблемы - до- ставку большего количества рыбной продукции в Россию. Это прежде всего должно касаться сравнительно деше вой продукции: сельди, мойвы, путассу, минтая, различных приловов. По части этой продукции целесообразно органи зовать государственный заказ, тогда армия, военный флот, исправительные и другие государственные организации могут приобретать по разумной цене эту дешевую продукцию, а рыбаки иметь гарантированную проплату в виде зачетов по налогам или прямых платежей. Пока же, к примеру, суще ствуют парадоксы, при которых сельдь из Норвегии поступает в Россию рань ше отечественной, а к приходу соб ственной продукции цена на нее падает ниже уровня себестоимости. В то же самое время государственные органи зации закупали норвежскую продукцию по более высокой цене. Таких примеров можно привести немало. Причину существующих просчетов мы видим прежде всего в несовершен стве структуры управления рыбной от раслью. Достаточно сказать, что за последнее время на федеральном уровне шесть раз менялась организа ционная форма управления отраслью, что привело к потере российского авто ритета на международных форумах при решении вопросов раздела квот и т. д. Ни для кого не секрет, что уровень квот по многим совместно эксплуатируемым с иностранными государствами запа сам сократился на десятки тысяч тонн. Целесообразно вернуться к структу ре самостоятельного федерального органа - Министерства рыболовства или Государственного Комитета по ры боловству не из соображений престиж ности нашей отрасли, а исходя из здравого смысла сохранения России как крупной рыбодобывающей держа вы. Необходимо проявить правитель ственную волю и в решении таких воп росов, как приведение в единую систему валютного законодательства по экспорту рыбы из территориальных вод и 200-мильных зон, разрешение на проведение грузовых операций с упро щенной схемой декларирования в укры тиях, предложенных местными властями. Уважаемый Сергей Владиленович! В наших предложениях нет ни одного намека на дополнительные льготы ры бакам. Их разрешение, однако, даст реальную и быструю отдачу в бюджет. Разумеется, нельзя обойтись одни ми организационными мерами. Следу ет согласиться, что правительственная программа “Рыба” неприемлема сегод ня по финансовым соображениям, од нако разработку документа в виде “Программы действий на период до 2005-2010 года" для рыбной отрасли рыбаки могли бы обсудить уже на сво ем предстоящем съезде. В перспективе требуют решения такие текущие про блемы, как ускоренная амортизация для бербоут-чартерных и вновь приоб ретаемых старых судов, освобождение от пошлин и НДС ввозимых новых ры боловных судов, оборудования и аппа ратуры, устанавливаемой на судах в рамках международных соглашений, необоснованно высокий уровень цен на топливо в российских портах порой выше аналогичного товара в соседних странах на 100 и более долларов. И эти примеры можно продолжать. Мы вместе с Вами, Сергей Владиле нович, можем или преодолеть кризис в отрасли, или доложить людям, что рыб ная отрасль загублена. Это в Ваших ру ках. С уважением, Вячеслав ЗИЛАНОВ, заслужен ный работник рыбного хозяйства Российской Федерации, профессор; Василий НИКИТИН, советник Гу бернатора Мурманской области. - 1 8 июня 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz