Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.

П П П Л И Н Я Я Н А Д Е Ж Д А Интервью первого заместителя Главы администрации Мурманской области Юрия МЯСНИКОВА Убеждать надо расчетами - Юрий Николаевич, губер­ натор объявил 1998 год годом рыбы. Что это означает? - Стабилизацию нашего рыбо­ промышленного комплекса. Ад­ министрация области намерена решать эти вопросы в меру своей компетенции на федеральном уровне, а губернатор как член Совета Федерации - в высшем законодательном органе страны. Речь идет о стабилизации работы не только и не столько рыбодо­ бывающего сектора, сколько ры­ бообработки. Ведь это станет основой стабильности н порта, п судоверфи. Единственное реше­ ние - повернуть суда в Мур­ манск. - Однако говорят, что в этом случае рыба резко подешевеет II экономика флотов такое не выдержит, так надо ли повора­ чивать? - Однозначно - надо! Весь мир везет рыбу домой, а Россия - из дома. Я считаю, эго совершенно недопустимо. Есть препятствия, но вед:, можно многое изменить: например, часть положении та­ моженного кодекса, налогового законодательства. То есть убрать из документов или заменить те положения, которые мешают на­ шим судам заходить в свой порт. - Но ведь уже сколько раз обращались с такими просьба­ ми! - Обращались, но как? Лейт­ мотив обращений - “Нам плохо!”, “Так дальше жить нельзя”. Но пнкто не предъявлял при этом экономических обоснований, рас­ четов того, что произойдет, если мы изменим положения норма­ тивных документов, по нашему мнению, препятствующих эффек­ тивной работе предприятий. На­ пример, ввозим мы механизмы, детали, необходимые для ремон­ та наших судов. При этом опла­ чиваем таможенные пошлины. II в итоге отрасль имеет миллион рублей дохода. А повернув суда в свой порт, мы не платим таможне н получаем два миллиона рублей дохода плюс отчисления в бюд­ жет, плюс занятость населения. То есть “теряя" миллион, получа­ ем два. Повторяю: это - для при­ мера, цифры ориентировочные. А может получиться другой вариант: расчеты покажут, что при всеобщем приходе судов в Мурманск мы заимеем лишь 500 тысяч рублей дохода плюс соци­ альная напряженность в регионе, плюс неплатежи в бюджет. Иными словами, любое реше­ ние должно быть четко п грамот­ но просчитано, любой вариант экономически обоснован. Миро­ вая экономика построена на обо­ снованных расчетах. Или государство должно дотировать рыбную отрасль, или мы, имея расчеты, доказываем, что нам ничего не нужно от государства, надо только изменить некоторые “бумаги”. Flo доказать, что мы теряем и что находим, необходи­ мо с цифрами в руках. Об этом я говорил еще на рыбацкой конфе­ ренции: если мы поедем на съезд с одними эмоциями, то вернемся с еще большими эмоциями; если с конкретными предложениями, то вернемся с решениями. - Вы думаете, что кто-то в правительстве будет все это чи­ тать, изучать! - Такие документы обязательно прорабатываются в федеральных органах управления (Минэконо­ мики, Минфине), то есть в rex федеральных структурах, кото­ рые могут изменить ситуацию. - А не отмахнутся они, мол, у нас более важные проблемы? - От разумных, обоснованных доводов никто не отмахивается. - Но у рыбной отрасли даже своего министерства нет. - На той же конференции мно­ гие об этом говорили, мол, отсут­ ствует управление отраслью. /I тогда спросил: “А кто из вас со­ бирается выполнять управленчес­ кие решения?” В ответ - мертвая тишина в зале. Какой орган уп­ равления мы хотим иметь? Ну появится министр Иванов и при­ кажет Пруткову: “Пусть тралф- лот снимет суда у беретов Африки н отправит их в АЧА криль ло­ вить". Выполнит Юрий Борисо­ вич такое приказание? Во-первых, тралфлот - не госу­ дарственное предприятие. Во-вто­ рых, Прутков может такому ми­ нистру заявить: “От вашего при­ каза *флот понесет такие-то убытки. Государство гарантирует мне их компенсацию?” Вот и все управление и управляемость. - Юрий Николаевич, что бу­ дет с нашей судоверфью? - Без прихода с у д о в в Мур­ манск - разорение. Впрочем, той судоремонтной базы, которая се­ годня есть в области, ни нам, ни нашим внукам-правнукам и не нужно. Ведь кроме судоверфи зарегистрировано более 200 судо­ ремонтных предприятий. II если те огромные мощности, которые имела судоверфь, были рассчита­ ны на ремонт определенных ти­ пов траулеров и на их количество, то сейчас эти суда списываются. А новые в .5-6 раз превосходят их по качеству и тре­ буют гораздо меньшего но объе­ мам ремонта. II даже если весь флот вернется сюда, и даже если не хватит мощностей судоверфи, есть СРЗ-1, СРЗ-2, машиностро­ ительный завод, 35-й... Ставь куда хочешь. - Ясно. Вернемся к главной нашей теме - повороту” судов. Представим, что вы - начальник флота. Зачем вам привозить рыбу в Мурманск и продавать ее, скажем, по пять рублей, если в Норвегии вам за нее да­ дут 55 долларов? - Нѵ, во-первых, нигде нет та­ кой диспропорции. К сожале­ нию, не могу сейчас показать точные расчеты, но знаю: самая большая разница не превышает 15 процентов. - Так прибавьте к ней отсут­ ствие проблем с оформлением выгрузки в чужом порту. - Нет, 15 процентов с учетом этого. И если бы разница была кратной в несколько раз, сразу встанет вопрос: а нужно ли зани­ маться в нашем регионе рыбоіі? - Однако та же таможня мо­ жет сказать: “ Нам невыгодны предложения флота. Мы рабо­ таем на благо государства и чем больше “ снимем с флотов, тем лучше” . - Нам повезло с таможней: они так не рассуждают. Есть органи­ зационные заморочки, есть у от­ дельных работников повышенное служебное рвение. Но навстречу рыбакам шел и Государственный таможенный комитет, и мурман­ ские таможенники. Ведь некото­ рые проблемы давно сняты. - Итак, скоро съезд, на кото­ рый рыбаки возлагают большие надежды. Вы поедете? - Да. Готовлюсь выступить с конкретными материалами, с обоснованными предложениями. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. ПРОМСОВЕТ На последнем расширенном про­ мысловом совете говорилось об ито­ гах мая и пяти месяцев года. Результаты безрадостные, аналогич­ ные прошлому году. Только за май не­ долов трески составил свыше пяти тысяч тонн и около тысячи тонн пик­ ши. Причин тому несколько. Это и неоправданность прогнозов ПИНРО. и введение селективных решеток, и закрытие многих промысловых райо­ нов из-за большого количества там молоди рыбы. Именно последний фактор вызы­ вает серьезную озабоченность и уче­ ных, и рыбоохраны. По информации ПИНРО, в уловах резко сократилось количество крупной трески 5-6-летне­ го возраста. И это падение будет про­ должаться до 2000 года включительно. Ожидается подъем уловов лишь в 2001 году. Поэтому, предполагают ученые, на предстоя­ щем внеочередном заседании ИКЕС будет предложено значительно умень­ шить квоту: с 400 тысяч тонн до 180 тысяч. Однако есть и другой насторажива­ ющий фактор: уменьшение количества судов на промысле. В июне их на 28 единиц меньше, чем в том же месяце прошлого года. Как сказал на совете генеральный директор АО "Севрыба" Георгий Тиш- ков, норвежцы, пользуясь безвластием в российском рыболовстве, проводят жесткую политику в отношении наших рыбаков, "выдавливая” нас из всех районов. “Я отправил в Департамент около 15 писем с просьбой решить те или иные наши проблемы, - посетовал Георгий Васильевич. - В ответ или от­ писки, или молчание. Выходит, прави­ тельство и нашДепартамент работают отдельно, рыбаки - отдельно". Возродим или загубим рыбную отрасль? Уважаемый Сергей Владиленович! Крайняя обеспокоенность положени­ ем дел в отрасли заставляет нас обра­ титься непосредственно к Вам. Рыбаки всегда работали в сложных условиях и привыкли к трудностям, однако сегодня к привычным морским заботам добави­ лись многочисленные проблемы, ис­ кусственно созданные властями за последние годы. Это заставило рыба­ ков всех бассейнов солидарно принять решение о проведении съезда рыбаков России. В преддверии съезда мы особенно тщательно следим за мнением членов Правительства о положении дел в от­ расли и путях выхода из кризиса. По­ этому мимо нашего внимания не могло пройти Ваше интервью, опубликован­ ное в газете “Коммерсант Дейли" от 8 мая т. г., где Вы, наряду с другими воп­ росами, дали некоторое направление реформ и в рыбной отрасли. Мы разделяем Ваше мнение о необ­ ходимости перемен в рыбной отрасли, однако Ваша идея продажи рыбных ре­ сурсов заставила нас усомниться в воз­ можности профессиональной оценки положения дел со стороны Ваших по­ мощников по этим вопросам. Введение ппаты за ресурсы автома­ тически повысит стоимость рыбной продукции на 15-20%, и она станет не­ доступной основной части населения страны. На внешнем рынке наши пози­ ции будут подорваны, т. к. наша рыба будет неконкурентоспособна с продук­ цией соседних рыбодобывающих госу­ дарств, где вместо платы за ресурсы на федеральном уровне введены социаль­ но-экономические льготы рыбакам. Эта непопулярная мера однозначно подо- (В сокращении) о т к р ы т письмв Председателю Правительства Россиионой Федерации С. В. Кириенко рвет в целом все рыбное хозяйство страны и поставит на грань уничтоже­ ния российский добывающий флот. Нельзя согласиться и с мнением о том, что российские рыбаки прекрати­ ли заходить в родные порты, т. к. ведут промысел без лицензий на вылов рыбы. Посмотрите на ситуацию с захо­ дами в наши порты. После распада СССР в отечественных портах нагро­ мождено столько контрольно-силовых и просто бюрократических препят­ ствий, что каждый заход в родной порт Мурманск наши капитаны сравнивают с заходом во “вражеский” порт. Потери времени по этим причинам в отече­ ственных портах на порядок превыша­ ют аналогичные зарубежные нормативы.- Мы понимаем, что страна находит­ ся в сложной финансовой ситуации, но решать ее ценой ликвидации целых от­ раслей нельзя, т. к. восстановление одной только рыбной отрасли затем потребует несоразмерных затрат по сравнению с поддержанием флота се­ годня. Прежде всего надо создать наибо­ лее благоприятные по сравнению с иностранными условия работы судов в родных портах. Не хотят нынешние ад­ министрации государственных портов решать эти вопросы, давайте отдадим полномочия на управление этой феде­ ральной собственностью в руки мест­ ных органов власти, которая решит, кто сможет эффективно организовать эту работу на местах. Сегодня по принципу работы портового агента во многих странах мира в наших портах должно быть одно лицо, заинтересованное в объединении усилий всех контролирую­ щих органов в работу одного предста­ вителя. Правительство должно пойти на такой эксперимент. Результаты его скажутся в самое ближайшее время. Убрав лишние таможенные оформле­ ния продукции, доставляемой в порт, отменив декларирование собсгвенного снабжения и ряд других преград на пути судов в родной порт, мы развер­ нем если не весь флот, то его значи­ тельную часть к родным берегам. В свою очередь, заход любого судна со­ провождается работой для докеров, су­ доремонтников, перерабатывающих предприятий, т. е. налицо цепная реак­ ция по насыщению доходной части бюджета через развитие береговой ин­ фраструктуры и, как результат, суще­ ственное социально-экономическое оздоровление портовых городов. При этом можно достаточно легко решить и вторую часть проблемы - до- ставку большего количества рыбной продукции в Россию. Это прежде всего должно касаться сравнительно деше­ вой продукции: сельди, мойвы, путассу, минтая, различных приловов. По части этой продукции целесообразно органи­ зовать государственный заказ, тогда армия, военный флот, исправительные и другие государственные организации могут приобретать по разумной цене эту дешевую продукцию, а рыбаки иметь гарантированную проплату в виде зачетов по налогам или прямых платежей. Пока же, к примеру, суще­ ствуют парадоксы, при которых сельдь из Норвегии поступает в Россию рань­ ше отечественной, а к приходу соб­ ственной продукции цена на нее падает ниже уровня себестоимости. В то же самое время государственные органи­ зации закупали норвежскую продукцию по более высокой цене. Таких примеров можно привести немало. Причину существующих просчетов мы видим прежде всего в несовершен­ стве структуры управления рыбной от­ раслью. Достаточно сказать, что за последнее время на федеральном уровне шесть раз менялась организа­ ционная форма управления отраслью, что привело к потере российского авто­ ритета на международных форумах при решении вопросов раздела квот и т. д. Ни для кого не секрет, что уровень квот по многим совместно эксплуатируемым с иностранными государствами запа­ сам сократился на десятки тысяч тонн. Целесообразно вернуться к структу­ ре самостоятельного федерального органа - Министерства рыболовства или Государственного Комитета по ры­ боловству не из соображений престиж­ ности нашей отрасли, а исходя из здравого смысла сохранения России как крупной рыбодобывающей держа­ вы. Необходимо проявить правитель­ ственную волю и в решении таких воп­ росов, как приведение в единую систему валютного законодательства по экспорту рыбы из территориальных вод и 200-мильных зон, разрешение на проведение грузовых операций с упро­ щенной схемой декларирования в укры­ тиях, предложенных местными властями. Уважаемый Сергей Владиленович! В наших предложениях нет ни одного намека на дополнительные льготы ры­ бакам. Их разрешение, однако, даст реальную и быструю отдачу в бюджет. Разумеется, нельзя обойтись одни­ ми организационными мерами. Следу­ ет согласиться, что правительственная программа “Рыба” неприемлема сегод­ ня по финансовым соображениям, од­ нако разработку документа в виде “Программы действий на период до 2005-2010 года" для рыбной отрасли рыбаки могли бы обсудить уже на сво­ ем предстоящем съезде. В перспективе требуют решения такие текущие про­ блемы, как ускоренная амортизация для бербоут-чартерных и вновь приоб­ ретаемых старых судов, освобождение от пошлин и НДС ввозимых новых ры­ боловных судов, оборудования и аппа­ ратуры, устанавливаемой на судах в рамках международных соглашений, необоснованно высокий уровень цен на топливо в российских портах порой выше аналогичного товара в соседних странах на 100 и более долларов. И эти примеры можно продолжать. Мы вместе с Вами, Сергей Владиле­ нович, можем или преодолеть кризис в отрасли, или доложить людям, что рыб­ ная отрасль загублена. Это в Ваших ру­ ках. С уважением, Вячеслав ЗИЛАНОВ, заслужен­ ный работник рыбного хозяйства Российской Федерации, профессор; Василий НИКИТИН, советник Гу­ бернатора Мурманской области. - 1 8 июня 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz