Рыбный Мурман. 1998 г. Июнь.
Н ачну с культуры поли тической. Несколько автобусов с норвежс кими туристами специально при ехали в Мурманск к моменту прибытия сюда Короля и Коро левы Норвегии. И надо было •видеть.-*5*",.акой искренней теп лотой приветствовали они свое го монарха на пронизывавшем насквозь ветру - у подножия па мятника Защитникам Советско го Заполярья, во время возложения Харальдом V вен ков к Вечному огню и памятно му камню погибшим в конвоях союзникам. Л мы - официальные россий ские средства массовой инфор мации - не пожелали Их Величествам на прощание, по окончании государственного ви зита в Россию, доброго здоро вья и благополучного пути домой. Хотя путь из Мурманска в Осло, по северным морям, •легким никогда не бывал. Даже телевизионная программа “Вре мя” - проправительственный те лерупор - ни слова не сказала о •том, что Король и Королева по кинули Россию с благодарнос тью за теплый и радушный прием, оказанный им нашими соотечественниками во всех го родах, где королевская чета по бывала : в Москве, Заметки по поводу Культурамасс нафоневизитаИхВеличеств С . 11етербур ге, Мурманске... Еще больше радушия нор вежские гости (туристы) про явили но отношению к Их Величествам на концерте в об ластиом драмгеатре, устроенном в их честь лучшими творчески ми коллективами Заполярья. Наши, местные, зрители в своем радушии норвежцам не уступа ли - что правда, то правда. Но не о радушии здесь пойдет речь, опять же - о культуре нашей, отечественной. Первым номером в концерт ной программе была сцена из спектакля “Пер Понт”, постав ленного театром Краснознамен ного Северного флота при спонсорской - было объявлено на весь зал, - то бишь финансо вой, поддержке Генерального консульства Норвегии в Мур манске (у политотдела флота, на содержании которого нахо дится театр, денег не нашлось). Да было б полбеды, если бы вопрос упирался только в фи нансы - в материальную поддер жку нашей культуры. Беда - в ее бездуховности. И концерт, данный в честь королевской четы, только подчеркнул ее ду ховный кризис. Нет, концерт в нашем драм- театре в тот день, 28 мая, был прекрасным! Такое исполнение, таких артистов, наконец, репер туар такой последний раз я ви дел и слышал лет двадцать назад - в застойные времена со ветской эпохи. Хор “Россия” из областного Дворца культуры, трио из мурманской музыкаль ной школы № 1, где героем был юный балалаечник, которого хоть сейчас на любой междуна родный конкурс, и будет в чис ле победителей! Потом выпорхнула юная солистка с русской народной песней, и ее выступление потонуло в громе оваций. А когда на сцену вышел дет ский танцевальный ансамбль “Сполохи” из Колы и заплясал “Калинку”, казалось, потолок обрушится от аплодисментов. И русский дух, и безмерная рус ская удаль как волной захлест нули сцену, а потом покатились в зал, в бельэтаж, на галерку. У норвежцев, сидевших рядом (а они “оккупировали” весь бель этаж), блестели от восторга гла за... При исполнении каждого но мера душа моя млела от радос ти, а тело не страдало от шума, грохота и режущего света со временной эстрады. А в голове все навязчивей звучал вопрос: “Мы что, только для подобных, торжественно официальных , случаев держим в запасниках такие истинно национальные сокровища культуры? На рядо вых массовых концертах можем перебиться и низкопробными “фанерами”? ” ...Случайно глянул на распи санный потолок театрального зала и увидел отечественный лозунг, дошедший до нас от большевиков: “Искусство при надлежит народу” . После кон церта, прогуливаясь в фойе гченга Скалистый * .-сАРКежногорск Никель * Кола щ «Оленегорск «Мончегорск «Кировск ^Апатиты театра, стал рассматривать худо жественные фото артистов, зас нятые сцены из спектаклей. Из множества десятков фотографий только на нескольких не обна ружил “автографов”, подобных тем, что читаем на заборах, “автографов” искусству на па мять от народа... А Король и Королева подари ли артистам огромный, в корзи не, букет - с благодарностью за прекрасный концерт. Таких (по телевидению) я не видел и в Большом театре во время посе щения сто главами зарубежных государств. Кстати, о визитах высоких особ в Россию вообще и в наш заполярный край - в частности. Последним из таких, помнится, был приезд в Мурманскую об ласть Президента Республики Беларусь Александра Лукашен ко. Какой была подготовка к его визиту! Сколько предусмот рительности, сколько предосто рожностей... Так обеспечили его безопасность и, добавлю, недо ступность, что, кажется, сорва ли резьбу на “охранной гайке” . А тут - монархи... Охраны и предусмотрительности - в меру, скромности в их поведении - еще больше. Проходят рядом хоть Король, хоть Королева, - и с первого взгляда даже не поду маешь, что это - Их Величества. Особенно подкупала простота и лучившаяся изнутри культура Сони. И поражала ее образован ность во всех предметах, какие она изучала в школах, коллед жах, университете. Из наших - российских - царствовавших особ женского пола только Ека терина Великая была на корот кой ноге с Вольтером. “Не то что нынешнее племя. Богатыри! Не мы...” Да простит меня автор сих стихов, Михаил Лермонтов, что последнее слово у него заменил своим - “мы”. Я ведь о “нынеш нем племени” россиян говорю. И о его культуре... Алексей РАЗУМНЫЙ. К о р н и н а ц и и Н а ч а л о В понимании северянина отпуск - это минимум одеж ды и максимум солнца. А я в Мурманской области чет вертый десяток лег живу. Так что, приехав в Казань, тотчас в легком сарафане отправилась на пляж и про гуляться. Вскоре я обратила внимание на необычное оживле ние. Нет, это не просто многолюдные летние улицы большого города. Что-то саершаяось\ И я пошла вслед за группами в полуофициальных нарядах, вслушиваясь и всматриваясь. Оказывается, начинал работу Всемир ный конгресс татар. Съехались делегаты из всех реги онов России, ближнего и дальнего зарубежья... Это очень взволновало. И еще не думая, для чего мне .это нужно, просто ио сердечному порыву ринулась выяснять - кто делегирован от Мурманской области. Ни ко го! Я опешила - почему? И на гостевых (читай на птичьих) правах включилась в работу конгресса: собирала все копии рабочих документов, вклинивалась в подкомиссии, консультировалась но национальным п религиозным вопросам. И знакомилась, знакомилась, знакомилась... Из отпуска в Мурманск я возвращалась с громадьем планов, с желанием до всех татар, мусульман Севера донести тот деловой, торжественный, глубинный на строй возрождения национального самосознания, кото рый восхитил меня на конгрессе. Это было лето 1992 года. С кораОдя Всемирного конгресса - Отступление Мой папа был мулла, кончал медресе в Казани. Конечно, жизнь сталинско- брежневского периода не способствовала активному развитию национальной культуры и религиозных культов. Но уважительное отношение к вековым тра дициям народа и учению пророка Мухаммеда в се мье поддерживалось самим естественным ходом бы тия. Как и интерес к про шлому рода. Становясь старше, я все пристрастнее выискивала сведения о предках, мечтая восстано вить все имена до восьмо го колена. Это исключительное по эмоци опальному и воспитатель ному значению знание! Убеждена: чем яснее пред ставляет человек (любоіі на саоан-туО нации и веры) жизнь и ха рактер своих предков, тем меньше в семье выродков. Потому что потомок как бы держит ответ перед все ми ушедшими в иной мир и подсознательно старает ся быть достойным их светлой памяти, оставить такую же по себе... Разу меется, многие ветви на шего обширного рода пресеклись. Но то, что уз навалось, не разочаровало, только наполняло гордос тью за славные их имена. Я счастлива была и в замужестве. Взаимно мы поддерживали в друг дру ге личностное и нацио нальное достоинство. Честно работали. После вуза но направлению жили в Коми АССР, а в ноябре 1960-го приехали в Запо лярье. Десяток лет отрабо тал юрист Ибннабен Зиннетзянович в Кольском районе, 20 лет - в Ловозе- ре. Был очень уважаем. И сконч ал ся безвременно прямо в рабочем кабинете. Досто іі ными выросл 11 сыновья. А я перешагнула пенси онный рубеж. Чаще стала задумываться о душе, о вечном. И вот благодаря случаю, тем встречам на конгрессе жизнь моя на полнилась новым глубоким смыслом. Бытие Не о личном бытии хочу сказать. В личном я нетре бовательна: продукты по купаю подешевле в оптовых точках, ремонт в квартире отодвинут на нео пределенное будущее... Хочу рассказать о реализа ции тех планов, которые зародились в голове после лета 92-го, которые конк ретизируются и разраста ются день ото дня. С чего начать? Как со брать, объединить людей, которых я и не знаю? Допустим, первая зада ча сама собой нарисова лась: приглашенные артисты Татарстана соби рались на гастроли в Мур манск - надо позаботиться о помещении, явке зрите лей, о деньгах на дорогу артистам и гонораре. И я, никем не уполномоченная, без какого-либо удостове рения с солидной печатью, пошла по чиновным каби нетам и... на рынок, где но обличию, по говору искала первых спонсоров - му сульман и просто отзывчи вых людей. Может, кто не поверит, но в иных кабине тах и на колени вставала. А зрители... Их собралось 900 человек, все с интере сом оглядывались - как же нас много! И концерт всем очень понравился. Потом к нам приезжали эстрадно- фол ьклорн ый татарский ансамбль “Мирас” и с трехчасовым концертом - Альберт Асадуллин, испол нитель главных партий в рок операх “Орфеіі и Эв- ридика” , “Гонки”, “Ф ла мандская легенда”... Но с того первого кон церта дело единения с мес та стронулось. В статунравлении мне дали справку, что в области про живает 20 тыс. мусульман, из них 11,5 тыс. - татары, но, увы, многие владеют родным языком лишь на бытовом уровне. Значит, надо собрать детей - учить языку, национальным пес ням и танцам; собрать взрослых, кто желает учить или восстановить знания арабского языка, чтобы читать Коран... Три года работала воскресная школа в Мурманске. По том год учительствовать некому было, но с осени 98-го, надеюсь, снова шко ла заработает. Я сдружилась со студен тами высшей мореходки - мусульманами из Маврита нии, они помогали мне в организации религиозных праздников. Вскоре вышла на Исламский культурный центр в Москве и на духо венство в Арабских Эмира тах. Параллельно (и по сей день) я неустанно ищу новых людей, приглашаю их на встречи клуба зем лячества, на праздники и концерты. Татары, баш киры, казахи, азербайд жанцы, чеченцы, чуваши... Знакомлюсь с молоды ми и пожилыми по цепоч ке - от человека к человеку. И сразу заношу в большую общую тетрадь заметки о возрасте, вку сах и талантах новых зна комых. И не только по Мурманску. Предприняла поездку но области: Кан далакша, Зеленоборск, Кировск, Апатиты, Мон чегорск. ( Окончание на следующей странице) С Е Б 1 Е в > О М О ' * > С К И Е С е в е р о м о р с к т е л . ( 2 3 7 ) 7 - 5 4 - 5 6 І Р О В С К И И ^ І & О Ч И И А п а т и т ы , К и р о в с к т е л . ( 2 і э 5 ) З - С З Г - ^ О Р А Б О Ч И М М о н ч е г о р с к т е л . ( 2 3 6 ) 2 - 3 3 - 3 0 IV1у р м а н с к , М у р м а н с к а я о б л а с т ь т е л . 4 5 - 3 2 - 1 Э . 4 5 - 2 9 - 9 8 № 54 июнь 1998 года Мурмандайджест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz