Рыбный Мурман. 1998 г. Июль.
г красива, вела грешную жизнь. Стала верноіі уче ницей Спасителя после того, как Господь изгнал из нее семь бесов. нмпо М » * nUrtlic Мария Магдали на, плача и рыдая, шла за Христом на Голгофу, где оставалась вместе с Богородицей и апостолом Иоан ном до снятия тела Иисуса с Креста и положения в гроб. Она первой ранним воскрес ным утром побежала к гробу Господ ню и затем сообщила апостолам о том, что камень погребальной пеще ры отвален. Именно к Марии Магда лине обратился воскресший Иисус, спросив: “Женщина , что ты пла чешь?” . И после этого святая угод ница вбежала в дом к апостолам и возвестила им радостную весть: “Ви дела Господа!”. Это была первая в мире проповедь о Воскресении Хри ста. Существует еретическая гипоте за, что Мария была женой Иисуса... До наших дней сохранилась пого ворка: “Коль на Марью большие росы - будут льны серы и косьГ. По деревенской примете - Марьина роса укорачивает льняной рост. Исторический календарь напоми нает: 215 лет назад (1783) между Р о с сией и Грузией подписан так назы ваемый Георгиевский трактат , по которому Россия приняла под свое покровительство эту небольшую гор ную страну. Сейчас в Грузин стара ются по-хорошему не вспоминать инициаторов того важного решения, спасшего тысячи грузин от уничтоже ния воинственными соседями. Впро чем, и на Украине по-хорошему не пишут и не говорят о своем знатном и умном земляке Богдане Хмельниц ком. В этот день исполнится 50 лет (1948) Вячеславу Михайловичу Ки риченко, бывшему директору Севе ро-Западного коммерческого банка, неудачному претенденту в губернато ры области. Любопытно, вспоминает ли он хоть иногда 130 тысяч своих обманутых, а многих - полностью разоренных вкладчиков? И что бы он мог сказать сегодня о них в своем праздничном тосте? Именины у Марии ( “госпожа” - евр.), Корпилия ( “сильный” - лат.). 5 АВГУСТА [среда] Один из лучших дней солнечного к алендаря , который обещает лег кость, радость, праздничное настро ение. До 19.26 продолжается магический (13-й) лунный день, под ходящий для многих косметических процедур, омоложения. Вся эта неде ля удачна для любви, но сегодня мо гут спорить между собой естественные чувства и культурные установления. Не страшно, если верх возьмет чувство долга: это хороший день для свершений. Он несет силь ную концентрацию на деле и побуж дает опираться на привычное. Či предвещают доброе. ны П р а в о с л а в н а я Церковь вспоминает чудо явления Почаев- ской иконы Божией Матери , которая з а щитила Почаевскую Лавру от турецких ба сурман - над храмом явилась Сама Богоро дица с небесными ан гелами, держащими обнаженные мечи. Называется имя мученика Трофи ма, который в начале IV века во вре мя гонений на христиан вместе со своими единомышленниками отказал ся принести жертву идолам. Претер пел жестокие пытки и был обезглавлен. В русском народе этого угодника 'A называли Трофим-бессонтік, указы вая на крестьянскую страду, время усиленных работ. Исполняется 55 лет со дня осво бождения (1943) частями Советской Армии городов Орла и Белгорода от “ !. П< салют Победы в Москве. фашистских захватчиков ервый 35 лет на зад (1963) в Москве подписан Договор между СССР , США и Великобританией о прекра щении ядерных испытаний в атмос фере , космосе и под водой. Потом к соглашению присоединились еще около 140 стран. Неуступчивыми ос тавались только Франция и Китай. А сегодня ядерные грибы поднимаются уже совсем в других регионах мира - над Пакистаном и Индией. Специа листы говорят, что еще около десят ка стран готовы к испытанию своего ядерного оружия. . Именины у Трофима ( “питомец” - греч.). Сегодня крайне тяжело что-либо менять: не требуйте этого от окру жающих. День побуждает к практи ческим достижениям, к приобретению нового опыта или под тверждению старого. Но только тер пение принесет действительно судьбоносные результаты. День свя зан с соблюдением традиций, с ук реплением семьи, с религией. В 20.13 наступает сатанинский (15-й) лунный день. Не следует начинать новые дела - можно только планировать их. Хорошо увидеть во сне умерших предков - это знак помощи , защи ты. Сегодня - день Бориса и Глеба, благоверных князей, первых русских мучен 11 ков-страстотерицев. Сыновья князя Владимира, они получили в управление: Борис - княжество Рос товское, а Глеб - Муромское. По смерти святого Владимира великим княжением овладел Святополк, про званный Окаянным. Боясь соперни чества, он подослал к святым братьям убийц... І5ыло все это в 1015 году. Если Святополка люди прозвали Окаянным, то каким словом назвать тех, кто 6 августа 1945 года сбросил атомную бомбу на японский город Хиросиму , убил, ранил и облучил около 50б тысяч мирных жителей? Сегодня - Международный день действий за запрещение ядерного оружия. Международный день “ Врачи мира - за мир” . 620 лет назад , 6 августа 1378 года, произошла битва на реке Вожа (Р я з анщин а ) : князь Дмитрий Ива нович, впоследствии Донской, разбил карательную экспедицию хана Ма мая. 30 лет назад (1968) в Ленинграде впервые открылась международная выставка рыбной промышленности ( “ Инрыбпром” ). С /0-х годов такие смотры проводятся регулярно каж дые пять лет (1975, 1980, 1985, 1990, 1995). Следующая пройдет, если рыбная отрасль к тому времени вы живет, в 2000 году. 5 лет назад (1993) Верховный Со вет России принял законодательство об охране труда . Оно касается не только работающих, но и студентов, военнослужащих, осужденных. Предприятия, организации обязаны создать безопасные условия для их работы, учебы; в случае неудовлетво рительных условий, не гарантирую щих безопасность жизни человека, он может отказаться от работы. Именины у Бориса, Глеба, Поли карпа ( “многоплодный” - греч.). Виктор ГЕОРГИ , Станислав ДАЩИНСКИЙ . Какую роль в земной жизни Христа играли женщины? М огли Единосущный Сын Бога Отца стать отцом земного ребенка? Ответы на эти вопросы пытаются дать М. Бэйджент, Р. Ли и Г. Линкольн, авторы книги “ Священная загадка” (оригинальное название “ The Holy Blood and The Holy Grail” ), фрагменты из которой мы публикуем. БЫЛЛИЖЕНАТ ЯРИЕТПС? С Е М Е Й Н О Е ПОЛ ОЖЕНИЕ ИИСУСА Существует ли в Евангелиях свидетель ство, говорящее в пользу возможной женить бы Иисуса? Нет, ни одного, и это очевидно, но также нет ни единого, говорящего о противном, и это очень удивительно. Профессор Геза Вермеш из Оксфордовско- го университета подчеркивал: “Евангелия хра нят полное молчание по поводу семейного положения Иисуса... Речь идет о необычной в древнееврейском мире ситуации, которая зас луживает особого исследования. Ведь из Евангелий известно, что большое число Его учеников, например Петр, были женаты и что, со своей стороны, Иисус не восхваляет цели бат. Он говорит ученикам: “Не читали ли вы, что Сотворившии в начале мужчину и женщи ну сотворил их? И сказал: посему оставит че ловек отца и мать и прилепится к жене своей, и будутдва одною плотью” (Мф. 19,4, 5). Это, а также древняя еврейская традиция - обяза тельно избрать путь брачного союза, уже мо жет заставить предположить, что Иисус, вероятно, тоже был женат. Обращение “равви”, часто применяемое к Иисусу в Евангелиях, усиливает это предпо ложение. Егодиалог с врачами храма, наводит на мысль о том, что Он был чем-то гораздо большим, чем просто оратор; вероятно, Он практиковал высшую форму религиозного обу чения, которая давала Ему право на офици- альный титул “равви”. Но в таком случае брак Его становится не только возможным, но бе зусловным, ибо еврейский закон определен ным образом высказывается по этому поводу: “Неженатый человек не может претендовать на обучение других”. В Евангелии от Иоанна мы находим рас сказ о свадьбе. Эта сельская свадьба выгля дит всего лишь скромной местной церемонией, даже новобрачные остаются бе зымянными. Однако Иисус на нее “пригла шен”, и это очень любопытно, так как Он еще не начал Своей общественной деятельности; но еще более удивительно присутствие рядом с Ним Его Матери,- никак не объясненное еван гелистом. Мария не довольствуется простым напо минанием Сыну о том, что надо наполнить кувшины вином. Затем обратилась прямо к слугам. И слуги тотчас повинуются Ей, слов но привыкли получать приказания от Иисуса и его Матери. А сам Он, кажется, без особой спешки вы полняет желание Своей Матери; здесь, в са мом начале Евангелия от Иоанна, мы присутствуем при первом чуде - превращении воды в вино. Однако до сих пор Он еще ни разу не проявил Своей необыкновенной силы. Идаже если бы Мария о ней подозревала, для чего Ей понадобилось устраивать демонстра цию в первый раз во время достаточно ба нальной церемонии? Ведь если верить евангелисту, то оба Они всего лишь “пригла шенные”, и не Их забота следить за тем, как подаются кушанья. Если только... если толь ко в данном случае речь не идет о свадьбе Самого Иисуса - тогда Его вмешательство ста новится совершенно обоснованным... Ж Е Н А И И С У С А ' Если Иисус был женат, имеем ли мы воз можность установить по Евангелию личность Его предполагаемой супруги? За исключением Марии, Его Матери, там фигурируют всего две женщины, как бы входя щие в ближайшее окружение Иисуса. Первая - это Магдалина или, точнее, Мария из Магда- лы Галилейской, двусмысленная роль которой кажется умышленно затемненной. Лука упоми нает о ней, когда Иисус в начале Своей дея тельности проповедует еще в Галилее, откуда, как кажется, она уезжает, чтобы сопровождать Его в Иудею. Но в то время немыслимо было для незамужней женщины ездить одной по дорогам Палестины и еще меньше - находить ся в ближайшем окружении “равви”. Затрудни тельная деталь, которая часто давала пищу для различных гипотез. Несмотря на поверье, навязанное народны ми преданиями, Мария из Магдалы ни в од ном из Евангелий не выступает в роли блудницы. Лука говорит о ней в начале своей книги лишь как о женщине, из которой вышли “семь демонов”, позволяя, таким образом, предположить, что она была одержима и что Иисус применил к ней какой-то способ изгна ния дьявола. Но эти слова могут также быть намеком на какое-нибудь обращение или риту ал посвящения. Известно, например, что культ Иштар, или Астарты, “богини-матери” и “цари цы Небес”, включал семь степеней посвяще ния, и не исключено, что до своей встречи с Иисусом Магдалеянка была одной из много численных последовательниц этого культа. Лука упоминает еще об одной женщине, ко торая “омыла благовониями” ноги Иисуса. При этом речь идет о “грешнице”. Но если Магда лина прежде была язычницей, то, может быть, именно поэтому в глазах Луки и всех последу ющих поколений была “грешницей”. Этот эпизод из жизни Иисуса имеет для нас большое значение еще и потому, что этот жест мог не просто бьггь спонтанной реакцией импульсивнои женщины, но принадлежать ка- кому-нибудь специфическому ритуалу. В силу этого помазания Иисус становился настоящим Мессией, и женщина, посвящающая Его в этот высший сан, облекалась, в свою очередь, оди наковой с Ним значительностью. Значительность очевидная, и она будет возрастать до самого окончания деятельности Иисуса, так как, согласно трем синоптическим Евангелиям, Магдалеянка пойдет во главе группы женщин, шествующих с ней через горо да и села, как Симон Петр - во главе ^еников. Это она первой найдет опустевшую могилу на следующий день после казни, это ее выберет Иисус, чтобы “в первый день недели" пове дать о Своем Воскресении. Итак, во всех Еван гелиях Мария из Магдалы занимает привилегированное положение, и это могло вызвать ревность друзей или других учеников Иисуса. Между тем Евангелия свидетельству ют, как мало заслуживала она такой репута ции, целиком построенной на зависти и сплетнях. Есть еще одна женщина, представленная в четвертом Евангелии, - Мария из Вифании, сестра Марфы и Лазаря. Эти трое были близ кими друзьями Иисуса, причем богатыми, ибо у них имелся дом в окрестностях Иерусалима, достаточно большой, чтобы принять Иисуса со всеми учениками. Лазарь заболел сразу после того, как Иисус покинул Вифанию. Узнав о болезни Лазаря, Он тем не менее остается у Иордана еще два дня и только после этого отправляется в Иудею. Лазарь уже лежит в фобу, и Марфа в слезах принимает Учителя со словами: “Гос поди! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!”. В этом рассказе для нас интересно то, что Марфа одна встречает Иисуса, а ее сестра Ма рия сидит в доме и выходит оттуда лишь пос ле просьбы Учителя. Это соответствует ситуации, ибо согласно еврейскому обычаю “шива” Мария соблюдает семидневный траур. Замужним женщинам в период “шивы” запре щалось выходить из дома, и она могла поки нуть его, лишь подчинившись приказу мужа, и в этом смысле поведение Иисуса и Марии из Вифании полностью совпадает с традицион ным поведением еврейской супружеской пары. Как мы видели, есть много причин для того, чтобы считать Магдалеянку и женщину, омыв шую ноги Иисуса, одним и тем же лицом. Но разве не могла быть ею Мария из Вифании, сестра Марфы и Лазаря? И, следовательно, не имеем ли мы дело с одной и той же женщи ной, появляющейся в Евангелиях в разных контекстах и в разных лицах? Во всяком слу чае, таково было мнение средневековой Цер кви, и позднее, следуя некоторым народным преданиям, его разделяли многочисленные комментаторы Библии. Причем это подтверж дается достаточно четко 11,1-2: “Был болен некто из селения, где жили Мария ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими”. Если Иисус был женат, то Он, следуя логи ке, был женат на женщине, много раз появля ющейся в Евангелиях под тремя именами и в трех различных ролях. Н И Ч Т О Ч Е Л О В Е Ч Е С К О Е Н Е Ч У Ж Д О Мы не считаем, что каким-либо образом на рушили святость Иисуса. Мы думаем, что в случае с Иисусом понятие божественности не является несовместимым с тем, что Он имел жену (вероятно и детей), и что нет никаких причин для того, чтобы считать Его бесполым существом. Вся христианская теология основана на принципе воплощения Иисуса - Бога на земле, Бога, полного сострадания к людям, к Своим же созданиям, принявшего человеческий об лик, проводящего “личный эксперимент^’ в че ловеческих условиях, разделяющего каждодневную судьбу человека, искупающего и оправдывающего человеческую природу... Как принять, что Иисус познал все это, если Он не знал двух главных аспектов - фи зической любви и отцовства? Иисус из канони ческих Евангелий неполон, ибо Бог, воплощенный в Нем, лишь частично принял облик человека. Тот же, о Котором говорили мы, напротив, Человек до конца, и видится Он нам, безусловно, более правдивым, более до ступным современному человечеству. Это ос новная причина, из-за которой мы искренне считаем, что ничего не убавили в Его беспо добном ореоле. 31 июля - 6 августа 1998 года Mi
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz