Рыбный Мурман. 1998 г. Июль.

г ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСІіО КРЛ Выпуск№19 КУЗНЕЦОВ Николай Герасимович (11.07.1902-6.12.1974), командующий ВМФ СССР в 1939-1955, Герой Советского Союза (14.09.1945). Род. в д. Медведка Вологодской губернии, русский. Работал рассыльным в Архангельске, ходил в море матросом на рыболовецкой шхуне. С 17 лет боец Северо-Двинской речной флотилии. Остался на флоте после гражданской войны. Два лета ходил в море на “Авроре” . В составе ленинградской делегации участвовал в похоронах В.И.- Ленина. После окончания Военно-морского училища им. М.В.Фрунзе (1926) на Черноморском флоте, на крейсе­ ре “Червона Украина”. После Военно-морской академии (1932) помощник командира крейсера “Красный Кавказ”, командир крейсера “Червона Украина” . С 1936 военно- морской атташе и главный морской советник СССР в Испании. После возвращения на Родину 1-й зам. коман­ дующего, а затем командующий Тихоокеанским флотом, флагман 2 ранга. На XVIII съезде ВКП(б) избран членом ЦК. Вскоре назначается первым заместителем наркома ВМФ, а с 27.04.1939 (в 37 лет) народный комиссар ВМФ. Под его руководством советский военно-морской флот, в том числе Северный, встретил гитлеровское на­ падение организованно и не потерял в портах ни одного боевого корабля. За годы войны военные моряки потопи­ ли 1500 кораблей и судов противника, перевезли более 117 млн. т грузов. После войны военно-морской министр, 1-й зам. министра обороны. С 1956 на пенсии. В это вре­ мя написал книги “Накануне” , “Курсом к победе”, “На флотах боевая тревога” , “На далеком меридиане” и др. КУЗНЕЦОВ Николай Иванович (29.04.1922- 1981), ст. сержант, Герой Советского Союза (19.04.1945), полный кавалер орденов Славы. Род. в д. Петручи на Во­ логодчине, русский. В 1929 семья переехала в Ленинград. С 1936 жил на станции Зашеек Мурманской области. Окончил там семилетку и школу ФЗО . Работал слесарем на строительстве Нива ГЭС-3. В Великую Отечественную в действующей армии с августа 1941. После окончания спецшколы выполнял задания в тылу противника в соста­ ве спецгруппы “Север” . Воевал на Кандалакшском на­ правлении, форсировал Сиваш, освобождал Крым, Севастополь, Литву, штурмовал Кенигсберг. Был ранен. После выздоровления воевал в истребительном полку. Отличился при штурме Кенигсберга. Участник Парадов Победы в Москве 24.06.1945 и 9.05.1990. В послевоенные годы, до 1963, жил и работал в пос. Ревда Мурманской области. Затем переехал на постоянное жительство в г. Пестово Новгородской области. Дважды избирался депу­ татом Верховного Совета СССР. Умер и пох. в г. Песто­ во. КУЗНЕЦОВ Петр Иванович, в 50-80-х гг. - пред­ седатель колхоза, директор совхоза “Тулома” Мурманс­ кой области, заслуженный зоотехник РСФСР (19.11.1973). Род. в 1918, русский. На Кольском полуос- троове с 1939. Участник Великой Отечественной войны, североморец (1939-1943). Демобилизовался в 1947. До 1951 строил Ловозерский горно-обогатительный комби­ нат, затем работал заместителем директора совхоза “Кольский”. С февраля 1954 около трех десятков лет работал в селе Тулома. В последние годы руководства им совхозом “Тулома” в хозяйстве было 5300 голов крупного рогатого скота, 1700 пушных зверей основного стада, ежегодно получали около 15000 меховых шкурок. На­ гражден мнопіми орденами и медалями. Делегат Ш Все­ союзного съезда колхозников. КУЗНЕЦОВ Сергей Александрович, ведущий научный сотрудник Института химии и технологии ред­ ких элементов и минерального сырья Кольского научного центра РАН, доктор химических наук (1993). Род. 6.06.1954 в г. Карпинске Свердловской области, русский. Специалист в области высокотемпературной электрохи­ мии'. Автор более 200 научных трудов и изобретений. Разработал научные основы управления многоэлектрон­ ными электродными процессами и химическими реакци­ ями в солевых расплавах, содержащих комплексы тугоплавких металлов. Известны его работы в области электроосаждения тугоплавких металлов из солевых рас- . плавов и получения композиционных материалов различ­ ного функционального назначения на основе редких металлов (тантал, ниобий), получаемых из редкометаль­ ного сырья Кольского полуострова. КУЗНЕЦОВ Степан Николаевич, в 1956-1977 главный инженер Мурманского морского пароходства. Род. 15.12.1912 в г. Новороссийске. Окончил Одесский институт инженеров водного транспорта (1937) и Акаде­ мию Министерства морского флота СССР (1956). С 1937 в Мурманске. Работал начальником мехмастерских ЭП­ РОНа, старшим и главным инженером морского арктичес­ кого пароходства. В Великую Отечественную войну в Архангельске - главныіі инженер судостроительной верфи Севморпути. Затем в порту Провидение. С 1949 по 1953 в Главсевморпути. После окончания академии снова в Мурманске - более 20 лет главный инженер Мурманско­ го морского пароходства. С 1977 на пенсии, живет в Но­ вороссийске. КУЗНЕЦОВА Валентина Евгеньевна, педагог, литературовед, член научной группы по изданию Полно­ го собрания сочинений С.Есенина в 8 томах. Род. 15.02.1934 в с. Поной Саамского (Ловозерского) района Мурманской области, русская. Окончила Мурманское педагогическое училище (1954), Петрозаводский педин­ ститут (1962), искусствоведческий факультет Института им. И.Е.Репина в Ленинграде. С 1962 преподавала рус­ ский язык и литературу в средней школе № 3 пос. Рос- ляково Мурманской области. В 1971 организовала в шко­ ле музей С.Есенина. Накоплен материал о жизни и деятельности поэта. С 1997 заведует Есенинским музеем в областной детской библиотеке в Мурманске. Лит. Трунил Н. По тающим следам Есенина. - “По­ лярная правда”, 1966, 6 декабря. КУЗОМЕНСКАЯ ВОЛОСТЬ, с центром в с. Ку- зомень существовала с 24.03.1920 до 1.08.1927. Включа­ ла населенные пункты Варзугского, Кашкаранского и Кузоменского сельсоветов. В 1927 вошла в состав Терс­ кого района. КУЗОМЕНЬ, село на правом берегу р. Варзуги, в 3 км от устья, в 150 км от пос. Умба. По описи 1563 в этих местах было три тони: Варзѵжское Устье, Кузонема и Верхняя Кузонема (карельское кузи - ель, ниеми - мыс), где ловили семгу 40 карбасами, в каждом из которых было по 2 человека. Постоянное селение возникло в 1667 как выселок из села Варзуга. В 1674 здесь поставили свои дворы выходцы из Варзуги - двое Рогозиных и Федоров. Уже в то время место расположения села не соответство­ вало названию: его окружали пески, леса поблизости не было. В 1785 в Кузомени насчитывалось 37 дворов. В середине XIX в. Кузомень оттеснила Варзугу, стала пер­ венствовать в торговле. В 1845 здесь построили новую церковь. В 1862 открыли сельское училище Министерства народного просвещения, в котором обучались 31 мальчик и 13 девочек. В 1913 в селе имелся 141 дом, 758 жителей. В начале XX в. село стало местом ссылки участников ре­ волюционного движения: в 1903 прибыли 6 человек, в 1904 - 10, в 1906 - 37. По переписи 1926 в Кузомени про­ живал 481 человек, к 1938 - 580. Основным занятием жителей долгое время оставались рыболовство, полевод­ ство и животноводство. В последние годы село приходит в упадок. КУЗРЕКА, село в устье одноименной реки, на Кан­ далакшском берег}', в 30 км от пос. Умба. Впервые упо­ минается в документах Соловецкого монастыря как “живущая тоня” - сезонное рыбацкое поселение крестьян Умбской волости. В 1684 среди владений Соловецкого монастыря числилось Кузрецкое усолье - здесь была со­ ляная варница. В XVIII в. Кузрека называлась уже дерев­ ней. В 1871 было 13 дворов и 17 хозяйственных построек, 72 жителя. 82 процента годового дохода крестьян давала добыча семги на море. По переписи 1926 проживал 141 человек, к 1938 - 186 (русские). 27.08.1979 исключено из учетных данных. КУЗЬМИН Александр (?-1913), гѵсар, участник русско-турецкой войны 187*7-1878, послушник Трифоно- Печенгского монастыря. Многое сделал для его процвета­ ния, для установления добрых отношений с соседями-норвежцами. КУЗЬМИН Виктор Сергеевич, капитан промыс­ ловых судов и плавбаз Мурмансельди, капитан-настав­ ник, начальник отряда судов Севрыбхолодфлота. Род. 13.02.1928 в д. Дубовицы Новгородской области. Окон­ чил Рижский морской рыбтехникум (1949). Работал учи­ телем физкультуры в начальной школе, матросом, третьим, вторым помощником капитана на промысловых судах Мурмансельди, помощником капи- тана-флагмана по политчасти. С 1956 ка­ питан средних рыболовных траулеров Мурмансельди, с 1963 капитан плавбаз. В 1967 капитан-наставник Севрыбхолод- лота, в 1967-1975 начальник отряда су­ дов Севрыбхолодфлота, в 1975-1988 заместитель начальника службы эксплу­ атации флота. С 1988 на пенсии. Именем назван один из транспортных рефриже­ раторов Севрыбхолодфлота. КУЗЬМИН Павел Андреевич (2.10.1907-1988), почетныіі гражданин Мурманска (30.09.1986). Род. в г. Колпино Ленинградской области, русский. С 14 лет на Кольском полуострове: столяр, кочегар, смазчик в паро­ возном депо станции Мурманск. С 1940 по 1968 работал помощником машиниста, машинистом паровоза Мурман­ ского локомотивного депо, затем, до 1983, кочегаром, слесарем-сантехником. 25.03.1983 ушел на пенсию. Про­ должал работать во вневедомственной охране УВД. КУЗЬМИН Сергей Викторович, капитан 1 ран­ га, командир атомной ракетной подводной лодки Б-414 Северного флота, Герой Российской Федерации (4.01.1995). Окончил Каспийское высшее военно-морское училище им. С.М.Кирова. Служил на Северном флоте. В 1994 совершил поход на Северный полюс в составе груп­ пы кораблей. Осуществлял охранение кораблей, сделал несколько всплытий без хода в полыньях и разводьях. 25 июля Б-414 всплыла на Северном полюсе, впервые на вершине планеты были водружены флаги России и Анд­ реевский Военно-Морского Флота. Звание Героя присво­ ено за успешное выполнение боевой задачи и проявленные при этом личное мужество, выдержку и ге­ роизм. “КУЙБЫШЕВ”, рыболовный траулер (РТ-73) Мур­ манского тралового флота. Построен в 1932 в Ленингра­ де. Корпус стальной клепаный. Длина 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полезный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. В Великую Отечественную - сторожевой корабль (СКР-65) Северного флота (мобилизован 13.08.1941). Вместе с СКР-21 в порту Иоканьга 17.05.1942 атакован 6 немецки­ ми самолетами. СКР-21 затонул, а СКР-65 остался на плаву, хотя и переломился. На обоих кораблях попібли 6 человек и ранены 24. Потоплен немецкой авиацией на рейде Иоканьпі в Баренцевом море. Позднее был поднят, уведен в Архангельск и списан. о “КУЙБЫШЕВ* \ транспорт Северного флота, типа “Красин” . Водоизмещение 2332 т. Мобилизован в Мур­ манском морском пароходстве 5.05.1942. Во время следо­ вания из Архангельска на Диксон открытым текстом по радио сообщил о времени прибытия в порт. Сигнал запе­ ленговала немецкая подводная лодка U-601. 24.08.1942 в Карском море, на подходе к о. Диксон, двумя торпедами нанесла удары по транспорту. Он затонул на глубине 22 м. Весь экипаж и капитан И.В.Токовенко погибли. о “КУЙБЫШЕВ’ , эскадренный миноносец Северно­ го флота. Прибыл в Мурманск с Балтики 5.08.1933 в со­ ставе первой экспедиции особого назначения: Участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной вой­ нах. Командиры С.С.Рыков, капитаны-лейтенанты Е. М. Крашенинников, С .Н .Максимов. о КУИВЧОРР, возвышенность в восточноіі части Ло- возерскпх тундр, к северу от озера Сейдъявр. Абсолют­ ная высота 786 м. По саамскому преданию, связанному с этим местом, кѵйв-- это человек, превратившийся в ка­ мень и ставший сейдом. КУКИСВУМЧОРР (саамск. кукес - длинный, дол­ гий, вуммь - долина, чорр - горный хребет), горная гря­ да в центральной части Хибинских тундр, к северу от г. Кировска. Абсолютная высота 1143 м. Месторождение апатитовых руд. У подножия горы в 1929 были постро­ ены первый рудник комбината “Апатит” и рабочий посе­ лок. В 1943 поселок накрыла снежная лавина, но он был восстановлен. Здесь находится дом-музей С.М.Кирова. Параллельное название поселка - 25-й километр (по рас­ стоянию от Апатитов). КУКИСВУМЧОРР, поселок в южной части Хибин­ ских тундр, к северу от оз. Большой Вудъявр. Образован 7.07.1930. В 1958 вошел в черту г. Кировска. Название происходит от горного хребта Кукисвумчорр. КУКЛИН, остров на р. Туломе. КУКЛИН, хутор на о. Куклин в Кольском районе. Место рождения финского писателя С.П.Локко. КУКЛИН-ОСТРОВ, хутор на левом берегу р. Туло- мы, в 47 км от г. Колы. Возник в середине XIX в., заре­ гистрирован в начале 20-х гг. Здесь жила семья финна Беньяма Локко. В 1935 жители расселились. Территория частично затоплена подпором воды Нижнетуломской ГЭС. КУКША, самая маленькая птица из врановых. Оби­ тает повсеместно в лесах Кольского полуострова. Окра­ шена в серовато-коричневый цвет. Голова темно-бурая, крылья и хвост рыжие. Оперение рыхлое и пушистое. Осенью держится небольшими стайками, бесшумно пере­ пархивая в поисках пищи с дерева на дерево. Не боится человека. Гнездо устраивает в апреле. Откладывает от 3 до 5 яиц. Птенцы покидают гнездо в первой половине июня и кочуют с родителями по лесу. Лит. Дребенцов B.C., Сурков С.С. Животный мир Мурманской области. Мурманск, 1974. КУЛАКОВ Николай Иванович (1.08.1923- 28.03.1994), мурманский журналист. Род. в Петрограде. Много лет работал в газете “Полярная правда” . Участник Великой Отечественной войны, воевал на Кандалакшс­ ком направлении. Автор сборников рассказов “Смотри людям в глаза” (1963), “Звезды смотрят на море” (1966), “Винтовку для “Одиссея” (1969). КУЛАКОВА Валерия Яковлевна, журналист. Работала на Мурманском радио. Автор книги “Причаст­ ность” (1982). КУЛАХМЕТОВ Ринат Сулейманович, с 3.07.1980 директор Мурманской фабрики орудий лова. Род.2.01.1943 в г. Астрахани, татарин. Окончил Астра­ ханский технический институт рыбной промышленности (1966) и с того времени в Мурманске. Работал мастером, старшим мастером по добыче рыбы в траловом флоте, инжене­ ром по близнецовому лову в тралфлоте и в секторе исследований, руководителем группы морских испытаний, ведущим конструктором Центрального проектно­ конструкторского технологического бюро Севрыбы. Руководил промысло­ вым районом, отделом в Севрыбе. Затем директор фабрики орудий лова. КУЛЕШОВ Семен Иванович (24^08.1906- 28.08.1991), почетный гражданин Мурманска (27.08.1976). Род. в с. Новорепное Саратовской области, русский. На Кольском полуострове с 1921. Учился в школе Ф ЗО в Александровске (Полярный). Работать начал разнорабочим на Мурманской морской биологичес­ кой станции. С 1926 по 1931 слесарь в Мурманском мор­ ском порту, в судоремонтных мастерских. В 1932-1941 председатель Мурманского окружного совета профсоюза рыбников. Затем директор Териберской моторо-рыболов- ной станции. По надуманным обвинениям был арестован НКВД, однако из-за очевидной невиновности освобож­ ден. В Великую Отечественную политрук роты на Рыба­ чьем, с 1942 в 10 гв. стрелковой дивизии. В послевоенные годы заместитель начальника Мурманского тралового флота. Был на советской и партийной работе. КУЛИГИН Александр Дмитриевич, машинист электровоза. Род. в Кировской области. На Кольском по­ луострове с 5.11.1935. Вел первый электровоз ВЛ-19-40 по электрифицированной железной дороге Кандалакша - Мурманск. КУЗ - КУЛ £ f t [ ' 1 7 - 2 3 июля 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz