Рыбный Мурман. 1998 г. Июль.
А “Рыбный Мурман” 45-32-19 С. Н. Дащинский 48-64-75 “КРАСИН”, ледокольный пароход. Заложен 28.01.1916 в Ньюкасле. Построен фирмой “Армстронг Уитвор и К°” в Англии по заказу царского правительства под именем “Святогор”. Планировалось построить серию таких ледоколов для Архангельска, Владивостока и Пе тербурга. Корпус стальной. Длина 98,5 м, ширина 21,6 м, водоизмещение 10800 т. Общая мощность трех паровых машин 10500 л.с. Спущен на воду 17.06.1917. Российский флаг поднят 17.08.1917, за два с небольшим месяца до Октябрьской революции. Первый капитан Николай Алек сандрович Дрейер. Во время иностранной военной интер венции сражался в августе 1918 с английской эскадрой. “Святогор” и другой пароход, “Микула Селянинович” , были затоплены 3.10.1918 в устье Северной Двины, на фарватере у Чижовки, и своими корпусами преградили вход кораблям интервентов в Архангельск. Англичане подняли оба ледокола и в 1919 увели к себе. Переимено вали. В Англии “Святогор” был переоборудован под жидкое топливо. В 1921 Советское правительство доби лось его возвращения. Больше известен ледокол под именем “Красин” (пере именован в 1926 в честь советского наркома торговли и промышленности, дипломата Леонида Борисовича Краси на). Участвовал в спасении в 1928 членов экипажа дири жабля “Италия”. Командовал ледоколом в те дни капитан К.П.Эгги, руководил экспедицией Р.Л.Самойло- вич. Из Мурманска ледокол вышел 16 июня. 12 июля спас пятерых человек из основной группы экипажа Но биле. В 1932-1935 участвовал в гидрологических исследо ваниях в Арктике. В 1936 вместе с ледоколом “Ермак” и ледорезом “Ф.Литке” провел на Дальний Восток кораб ли Балтийского флота “Войков” и “Сталин” . К началу Великой Отечественной войны “Красин” находился в восточном секторе Арктики (капитан М.Г.Марков). После окончания навигации ледокол на правили на ремонт в США. Там, а затем в Канаде и Ан глии судно довооружили, поставили 19 пушек и крупнокалиберных пулеметов “Эрликон”. 30 апреля 1942 “Красин” вышел из Исландии в составе конвоя PQ-15 (25 транспортных судов с грузами и 20 кораблей охранения). Несколько кораблей погибли под ударами вражеских бомб и торпед, но “Красин” благополучно прибыл 5 мая в Мурманский порт. 16 членов экипажа за мужество и отвагу были награждены боевыми наградами. Затем “Красин” перебазировался в Архангельск, провожал во льдах суда конвоев с запада и востока, отбивал атаки немецких бомбардировщиков. С 1957 в Мурманском морском пароходстве.“Красин” работал в составе арктического флота до 1972. Затем был передан морским геологам в качестве энергобазы под названием “Леонид Красин” . Долгое время использовал ся на Земле Франца-Иосифа. Оттуда его перегнали в Ленинград с намерением сделать памятником ледоколь ного флота. Но мечты не сбылись, и “Красин” накануне своего 70-летия был списан. В разное время ледоколом командовали капитаны Дрейер (расстрелян интервентами в 1918), М.Белоусов, А. Ветров, А.Кузнецов, Ю.Кучиев. Лит. Кауфман А. Вокруг света на боевом ледоколе. - “Мурманский вестник ” , 1995. Самойлович Р. На спасение экспедиции Нобиле. Поход “Красина” летом 1928. Л .,Гидрометеоиздат, 1967. “КРАСНОАРМЕЙСКИЙ УДАР”, газета 26 армии Карельского фронта. “КРАСНОГВАРДЕЕЦ”, дизельная подводная лод ка Д-3 Северного флота. Аналогична Д-1. С 10.06.1942 несла боевое дежурство в районе Тана-фьорд - мыс Нор дкин. На связь не выходила, из похода не возвратилась. Предполагается, подорвалась на минах. Погибли 53 че ловека, в том числе командир капитан 3 ранга М.А.Би- беев. “КРАСНОДАР”, пароход Мурманского морского пароходства. Использовался под общежитие. 13.08.1941 потоплен немецкой авиацией у стенки Каботажной при стани в Мурманске. “КРАСНОЕ ЗНАМЯ”, карельский партизанский отряд, совершавший походы вместе с Кандалакшскими КРАСНОПОАЬСКИИ Игорь Янович, директор Мурманского драма тического театра в 90-х гг. Род. в Моск ве, русский. С отцом, военным, долго жил в Магадане. Окончил актерский факультет ГИТИСа и Высшие режиссер ские курсы. Работал в Самаре, Воронеже актером и режиссером в театре Дружбы народов Е. Р.Симонова. В Мурманске с 1997. -^партизанами. “КРАСНОЕ ПУАОЗЕРО”, колхоз в с. Пулозеро, образован весной 1930. КРАСНОСАОБОДЦЕВ Михаил Дмитриевич (1904-1968), бригадир бетонщиков строительного управ ления “Рудстрой” треста “Кольстрой”. Со своей бригадой 7 октября 1947 закладывал первый дом в будущем г. Оле негорске. В Мурманской области с 1934. Работал на строй ках Полярного, Мурманска, Кильдинстроя. “КРАСНОФЛОТЕЦ”, название газеты Северного флота.“На страже Заполярья” с 1939 до 1947. Первый но мер вышел 18.06.1937. Редакторы Д.А.Коган, А.В.Плес- ко, А.А.Дивавин - см. также “На страже Заполярья”. Лит. Панов Н. Мы сражались на борту “Красно флотца”. - “Литературное наследие”. Т. 78, кн. 1. М., “Наука”, 1976. КРАСНОЩЕАЬЕ, село на реке Поной в центре Кольского полуострова, в 150 км от с. Ловозеро. Основа но в 1921 коми-переселенцами с берегов Печоры и Вычег ды П. И.Терентьевым, Ф.Е.Филипповым и ненцем М.М.Выучейским (Выучей). По переписи 1926 проживали 78 человек, к 1938 - 192 человека (коми-ижемцы), в 1966 - 700. Центр оленеводческого хозяйства. Основное заня тие жителей - оленеводство и рыболовство. Средняя шко ла, больница. Связь с Мурманском - самолетами, в зимнее время - санно-тракторными “поездами” через Ло возеро. Варианты названия: Красная Щелья, Красная Щель (коми щелля - высокий крутой берег), т.е. краси вый высокий крутой берег реки в этом месте. КРАСНОЩЕАЬЕ, село на северном берегу Кольско го залива, в 3 км к востоку от с. Белокаменка. Возникло в конце 90-х гг. прошлого века. По переписи 1926 прожи вали 29 человек, к 1938 - 13. В конце 50-х гг. исключено из учетных данных. Вариант названия: Красная Щелья (северно-русское и поморское щелья - пологий, гладкий берег, омываемый водой). КРАСНЫЕ ЧУМЫ, форма культурного обслужива ния оленеводов на Севере Рорсии в 30-70-е гг. Имущество и оборудование располагалось на нескольких оленьих нар тах. Включало медикаменты, библиотечки, радиоаппара туру, почту, газеты и журналы, иногда киноустановки. Работники Красных чумов добирались до самых отдален ных пастбищ на Кольском полуострове. В 70-80-х гг. их забрасывали туда на вертолетах. В годы перестройки лик видированы. “КРАСНЫЙ ВОИН”, в годы Великой Отечествен ной войны газета 14 стрелковой дивизии Карельского фронта. “КРАСНЫЙ ГОРН”, первая плавмастерская Север ного флота. Прибыла в Екатерининскую гавань 20.08.1935 вместе с первыми боевыми кораблями при формировании Северной военной флотилии. В годы вой ны ремонтировала подводные лодки, выполнила около 300 работ, для которых потребовался бы док. В 1945 по ставлена на вечную стоянку в Пала-Губе. В 1946 на базе “Красного горна” создан комплекс, положивший начало Полярнинскому судоремонтному заводу. В 1997 плавма стерская (бывший СРЗ-10) Кольской флотилии получила имя своей героической предшественницы -"Красный горн”. Один из микрорайонов в г. Полярном носит назва ние Красный Горн. “КРАСНЫЙ МУРМАН”, общественно-политичес кий региональный журнал для северо-западных районов страны. Издавался с апреля 1921 Петроградским отделе нием РОСТА. Его предшественником был журнал “Даль ний Север”, а последователями - “Вестник Мурмана” , “Вестник Мурманской железной дороги” , “Карело-Мур манский край”. КРАСНЫЙ НАВОЛОК, выселок в районе Нотозе- ра. Существовал с середины 20-х до середины 30-х гг. “КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН”, грузовой пароход Дальневосточного морского пароходства, приписанный на время войны к Мурманскому порту. Вошел в строй в 1925. Водоизмещение 2418 т. Скорость 9 узлов. Самосто ятельно следовал из Мурманска в Исландию. 26.01.1943 потоплен немецкой авиацией в Баренцевом море, запад нее о.Медвежий (по другой версии - торпедирован немец кой подлодкой U-255). Капитан А.Ф.Белов и все 50 членов экипажа погибли. Выпуск № 19 КРАСНЫЙ п л ес , название железнодорожной станции Лопарская до 1915. о “КРАСНЫЙ ФЛОТ”, центральная ежедневная га зета Военно-Морского Флота СССР. Издавалась в Мос кве с 6 февраля 1938 до 1960 на четырех полосах стандартного формата тиражом 20 тыс. экз. (к концу вой ны 50 тыс. экз.). Освещала жизнь, учебную и боевую де ятельность флотов и флотилий. Редакторы Н.А. Токарев, П.И. Мусьяков. Имела собственных корреспондентов на флотах, в том числе на Северном. КРАЧКА ПОЛЯРНАЯ, небольшая птица. Гнездит ся на побережье и островах, в тундре, вблизи озер и рек. Селится колониями. В поисках беспозвоночных и мальков рыб парит над водой. На зиму улетает на юг вплоть до бе регов Антарктики. КРЕВЕТКИ, или шримсы, гранаты (Natantia), деся тиногие рачки. Голова и грудь сросшиеся роговым кара- паксом, передний край которого вытянут (рострум). Тело сжато с боков. Обычно красные. Размер 8-12, до 30 см. Живут 2-4 года, на больших глубинах - от 40 до 900 м. Днем зарываются в грунт, ночью поднимаются к поверх ности воды, поэтому ловят их преимущественно ночью, а донным тралом - от рассвета до полудня. Каждая особь первый период жизни является самцом, затем превраща ется в самку и остается ею до конца жизни. Широко рас пространены на шельфе и материковом склоне Мирового океана. Важнейший объект нерыбного промысла. Мясо вкусное, ароматное, высокопитательное: содержит необхо димые для человека аминокислоты, микроэлементы и ви тамины группы А,В,С. Ежегодный мировой улов более 700 тыс.т, который с каждым годом возрастает. Различа ют креветки: крангониды, палемоннды, пандалиды, пе- наиды. КРЕЙН Леонид Александрович (31.01.1931- 26.06.1995), военный моряк, член Союза писателей СССР (1978). Р о д . в г. Евпатории.Крымской области. Учился в Ленинградском нахимовском училище, окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания и факуль тет журналистики МГУ. Служил штурманом на подвод ных лодках Северного флота. Несколько лет работал в газете флота “На страже Заполярья”, где тогда сотрудни чали будущие известные российские литераторы Вален тин Сафонов, Владимир Матвеев, Станислав Панкратов, Николаіі Рубцов, Борис Романов. Постепенно литератур ное творчество брало верх. Написал по вести “Торопись успеть” (1970), “Дуга Большого круга” (1976), киноповесть “Адмирал”, несколько пьес, спектакли по которым шли в театрах Мурманска, Москвы, Владивостока. Автор сценария фильма “Правда лейтенанта Климова”. Умер и пох. в г. Евпатории. 31.01.1996 в Североморске на доме № 16 по улице Душенова, в котором жил писатель, ус тановлена мемориальная доска. “КРЕМЛЬ”, большой морозильный рыболовный тра улер (БМРТ-94) Мурманского тралового флота, головное судно серии. Могло находиться в море до 70 суток. Пост роен в 1950 в Томизе (Бельгия). Корпус стальной, клепа но-сварной. Длина 73,655 м, ширина 11,75 м, осадка 5,199 м. Водоизмещение 2817,4 т. Полезныіі груз 1578 т. Мощ ность машины 1080 л.с. Экипаж 56 человек. Выведен из действующего состава. КРЕНКЕЛЬ Эрнст Теодорович (11.12.1903- 8.12.1971), полярный радист, доктор географических наук (1938), Герой Советского Союза (1938). Род. в г. Юрье ве (Тарту). В 1924-1936 радист на полярных станциях в бухте Тихая, на мысе Оловянный и острове Домашний. Участник экспедиций на дирижабле “Граф Цеппелин” и на судах “Александр Седов” , “Челюскин” , на дрейфующей станции “Северный полюс-1” . С 1969 директор НИИ гид рометеорологического приборостроения. Автор нескольких книг воспоминаний. В 1937-1946 депутат Верховного Со вета СССР. КРЕПТЮКОВ Даниил Александрович (11(23).12.1888-22.10.1957), в 1921 мурманский губернс кий комиссар по просвещению, член губкома, писатель. Р о д . в п о с . Сквира Киевской губернии (области), русский. Автор романов “Времена” , “Пух-перо” , повести “Мам- зер” , рассказов, очерков, стихов. Умер и пох. в Москве. Лит. Писатели. М., 1926. (Автобиография). КЛЭ. Т. 3. М., 1966. КРЕПС Герман Михайлович (1896-1944), уче- ный-агроном, ботаник, организатор 1 сельскохозяйствен- К Р А - К Р Е 1 7 - 2 3 июля 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz