Рыбный Мурман. 1998 г. Июль.

А “Рыбный Мурман” 45-32-19 С. Н. Дащинский 48-64-75 “КРАСИН”, ледокольный пароход. Заложен 28.01.1916 в Ньюкасле. Построен фирмой “Армстронг Уитвор и К°” в Англии по заказу царского правительства под именем “Святогор”. Планировалось построить серию таких ледоколов для Архангельска, Владивостока и Пе­ тербурга. Корпус стальной. Длина 98,5 м, ширина 21,6 м, водоизмещение 10800 т. Общая мощность трех паровых машин 10500 л.с. Спущен на воду 17.06.1917. Российский флаг поднят 17.08.1917, за два с небольшим месяца до Октябрьской революции. Первый капитан Николай Алек­ сандрович Дрейер. Во время иностранной военной интер­ венции сражался в августе 1918 с английской эскадрой. “Святогор” и другой пароход, “Микула Селянинович” , были затоплены 3.10.1918 в устье Северной Двины, на фарватере у Чижовки, и своими корпусами преградили вход кораблям интервентов в Архангельск. Англичане подняли оба ледокола и в 1919 увели к себе. Переимено­ вали. В Англии “Святогор” был переоборудован под жидкое топливо. В 1921 Советское правительство доби­ лось его возвращения. Больше известен ледокол под именем “Красин” (пере­ именован в 1926 в честь советского наркома торговли и промышленности, дипломата Леонида Борисовича Краси­ на). Участвовал в спасении в 1928 членов экипажа дири­ жабля “Италия”. Командовал ледоколом в те дни капитан К.П.Эгги, руководил экспедицией Р.Л.Самойло- вич. Из Мурманска ледокол вышел 16 июня. 12 июля спас пятерых человек из основной группы экипажа Но­ биле. В 1932-1935 участвовал в гидрологических исследо­ ваниях в Арктике. В 1936 вместе с ледоколом “Ермак” и ледорезом “Ф.Литке” провел на Дальний Восток кораб­ ли Балтийского флота “Войков” и “Сталин” . К началу Великой Отечественной войны “Красин” находился в восточном секторе Арктики (капитан М.Г.Марков). После окончания навигации ледокол на­ правили на ремонт в США. Там, а затем в Канаде и Ан­ глии судно довооружили, поставили 19 пушек и крупнокалиберных пулеметов “Эрликон”. 30 апреля 1942 “Красин” вышел из Исландии в составе конвоя PQ-15 (25 транспортных судов с грузами и 20 кораблей охранения). Несколько кораблей погибли под ударами вражеских бомб и торпед, но “Красин” благополучно прибыл 5 мая в Мурманский порт. 16 членов экипажа за мужество и отвагу были награждены боевыми наградами. Затем “Красин” перебазировался в Архангельск, провожал во льдах суда конвоев с запада и востока, отбивал атаки немецких бомбардировщиков. С 1957 в Мурманском морском пароходстве.“Красин” работал в составе арктического флота до 1972. Затем был передан морским геологам в качестве энергобазы под названием “Леонид Красин” . Долгое время использовал­ ся на Земле Франца-Иосифа. Оттуда его перегнали в Ленинград с намерением сделать памятником ледоколь­ ного флота. Но мечты не сбылись, и “Красин” накануне своего 70-летия был списан. В разное время ледоколом командовали капитаны Дрейер (расстрелян интервентами в 1918), М.Белоусов, А. Ветров, А.Кузнецов, Ю.Кучиев. Лит. Кауфман А. Вокруг света на боевом ледоколе. - “Мурманский вестник ” , 1995. Самойлович Р. На спасение экспедиции Нобиле. Поход “Красина” летом 1928. Л .,Гидрометеоиздат, 1967. “КРАСНОАРМЕЙСКИЙ УДАР”, газета 26 армии Карельского фронта. “КРАСНОГВАРДЕЕЦ”, дизельная подводная лод­ ка Д-3 Северного флота. Аналогична Д-1. С 10.06.1942 несла боевое дежурство в районе Тана-фьорд - мыс Нор­ дкин. На связь не выходила, из похода не возвратилась. Предполагается, подорвалась на минах. Погибли 53 че­ ловека, в том числе командир капитан 3 ранга М.А.Би- беев. “КРАСНОДАР”, пароход Мурманского морского пароходства. Использовался под общежитие. 13.08.1941 потоплен немецкой авиацией у стенки Каботажной при­ стани в Мурманске. “КРАСНОЕ ЗНАМЯ”, карельский партизанский отряд, совершавший походы вместе с Кандалакшскими КРАСНОПОАЬСКИИ Игорь Янович, директор Мурманского драма­ тического театра в 90-х гг. Род. в Моск­ ве, русский. С отцом, военным, долго жил в Магадане. Окончил актерский факультет ГИТИСа и Высшие режиссер­ ские курсы. Работал в Самаре, Воронеже актером и режиссером в театре Дружбы народов Е. Р.Симонова. В Мурманске с 1997. -^партизанами. “КРАСНОЕ ПУАОЗЕРО”, колхоз в с. Пулозеро, образован весной 1930. КРАСНОСАОБОДЦЕВ Михаил Дмитриевич (1904-1968), бригадир бетонщиков строительного управ­ ления “Рудстрой” треста “Кольстрой”. Со своей бригадой 7 октября 1947 закладывал первый дом в будущем г. Оле­ негорске. В Мурманской области с 1934. Работал на строй­ ках Полярного, Мурманска, Кильдинстроя. “КРАСНОФЛОТЕЦ”, название газеты Северного флота.“На страже Заполярья” с 1939 до 1947. Первый но­ мер вышел 18.06.1937. Редакторы Д.А.Коган, А.В.Плес- ко, А.А.Дивавин - см. также “На страже Заполярья”. Лит. Панов Н. Мы сражались на борту “Красно­ флотца”. - “Литературное наследие”. Т. 78, кн. 1. М., “Наука”, 1976. КРАСНОЩЕАЬЕ, село на реке Поной в центре Кольского полуострова, в 150 км от с. Ловозеро. Основа­ но в 1921 коми-переселенцами с берегов Печоры и Вычег­ ды П. И.Терентьевым, Ф.Е.Филипповым и ненцем М.М.Выучейским (Выучей). По переписи 1926 проживали 78 человек, к 1938 - 192 человека (коми-ижемцы), в 1966 - 700. Центр оленеводческого хозяйства. Основное заня­ тие жителей - оленеводство и рыболовство. Средняя шко­ ла, больница. Связь с Мурманском - самолетами, в зимнее время - санно-тракторными “поездами” через Ло­ возеро. Варианты названия: Красная Щелья, Красная Щель (коми щелля - высокий крутой берег), т.е. краси­ вый высокий крутой берег реки в этом месте. КРАСНОЩЕАЬЕ, село на северном берегу Кольско­ го залива, в 3 км к востоку от с. Белокаменка. Возникло в конце 90-х гг. прошлого века. По переписи 1926 прожи­ вали 29 человек, к 1938 - 13. В конце 50-х гг. исключено из учетных данных. Вариант названия: Красная Щелья (северно-русское и поморское щелья - пологий, гладкий берег, омываемый водой). КРАСНЫЕ ЧУМЫ, форма культурного обслужива­ ния оленеводов на Севере Рорсии в 30-70-е гг. Имущество и оборудование располагалось на нескольких оленьих нар­ тах. Включало медикаменты, библиотечки, радиоаппара­ туру, почту, газеты и журналы, иногда киноустановки. Работники Красных чумов добирались до самых отдален­ ных пастбищ на Кольском полуострове. В 70-80-х гг. их забрасывали туда на вертолетах. В годы перестройки лик­ видированы. “КРАСНЫЙ ВОИН”, в годы Великой Отечествен­ ной войны газета 14 стрелковой дивизии Карельского фронта. “КРАСНЫЙ ГОРН”, первая плавмастерская Север­ ного флота. Прибыла в Екатерининскую гавань 20.08.1935 вместе с первыми боевыми кораблями при формировании Северной военной флотилии. В годы вой­ ны ремонтировала подводные лодки, выполнила около 300 работ, для которых потребовался бы док. В 1945 по­ ставлена на вечную стоянку в Пала-Губе. В 1946 на базе “Красного горна” создан комплекс, положивший начало Полярнинскому судоремонтному заводу. В 1997 плавма­ стерская (бывший СРЗ-10) Кольской флотилии получила имя своей героической предшественницы -"Красный горн”. Один из микрорайонов в г. Полярном носит назва­ ние Красный Горн. “КРАСНЫЙ МУРМАН”, общественно-политичес­ кий региональный журнал для северо-западных районов страны. Издавался с апреля 1921 Петроградским отделе­ нием РОСТА. Его предшественником был журнал “Даль­ ний Север”, а последователями - “Вестник Мурмана” , “Вестник Мурманской железной дороги” , “Карело-Мур­ манский край”. КРАСНЫЙ НАВОЛОК, выселок в районе Нотозе- ра. Существовал с середины 20-х до середины 30-х гг. “КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН”, грузовой пароход Дальневосточного морского пароходства, приписанный на время войны к Мурманскому порту. Вошел в строй в 1925. Водоизмещение 2418 т. Скорость 9 узлов. Самосто­ ятельно следовал из Мурманска в Исландию. 26.01.1943 потоплен немецкой авиацией в Баренцевом море, запад­ нее о.Медвежий (по другой версии - торпедирован немец­ кой подлодкой U-255). Капитан А.Ф.Белов и все 50 членов экипажа погибли. Выпуск № 19 КРАСНЫЙ п л ес , название железнодорожной станции Лопарская до 1915. о “КРАСНЫЙ ФЛОТ”, центральная ежедневная га­ зета Военно-Морского Флота СССР. Издавалась в Мос­ кве с 6 февраля 1938 до 1960 на четырех полосах стандартного формата тиражом 20 тыс. экз. (к концу вой­ ны 50 тыс. экз.). Освещала жизнь, учебную и боевую де­ ятельность флотов и флотилий. Редакторы Н.А. Токарев, П.И. Мусьяков. Имела собственных корреспондентов на флотах, в том числе на Северном. КРАЧКА ПОЛЯРНАЯ, небольшая птица. Гнездит­ ся на побережье и островах, в тундре, вблизи озер и рек. Селится колониями. В поисках беспозвоночных и мальков рыб парит над водой. На зиму улетает на юг вплоть до бе­ регов Антарктики. КРЕВЕТКИ, или шримсы, гранаты (Natantia), деся­ тиногие рачки. Голова и грудь сросшиеся роговым кара- паксом, передний край которого вытянут (рострум). Тело сжато с боков. Обычно красные. Размер 8-12, до 30 см. Живут 2-4 года, на больших глубинах - от 40 до 900 м. Днем зарываются в грунт, ночью поднимаются к поверх­ ности воды, поэтому ловят их преимущественно ночью, а донным тралом - от рассвета до полудня. Каждая особь первый период жизни является самцом, затем превраща­ ется в самку и остается ею до конца жизни. Широко рас­ пространены на шельфе и материковом склоне Мирового океана. Важнейший объект нерыбного промысла. Мясо вкусное, ароматное, высокопитательное: содержит необхо­ димые для человека аминокислоты, микроэлементы и ви­ тамины группы А,В,С. Ежегодный мировой улов более 700 тыс.т, который с каждым годом возрастает. Различа­ ют креветки: крангониды, палемоннды, пандалиды, пе- наиды. КРЕЙН Леонид Александрович (31.01.1931- 26.06.1995), военный моряк, член Союза писателей СССР (1978). Р о д . в г. Евпатории.Крымской области. Учился в Ленинградском нахимовском училище, окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания и факуль­ тет журналистики МГУ. Служил штурманом на подвод­ ных лодках Северного флота. Несколько лет работал в газете флота “На страже Заполярья”, где тогда сотрудни­ чали будущие известные российские литераторы Вален­ тин Сафонов, Владимир Матвеев, Станислав Панкратов, Николаіі Рубцов, Борис Романов. Постепенно литератур­ ное творчество брало верх. Написал по­ вести “Торопись успеть” (1970), “Дуга Большого круга” (1976), киноповесть “Адмирал”, несколько пьес, спектакли по которым шли в театрах Мурманска, Москвы, Владивостока. Автор сценария фильма “Правда лейтенанта Климова”. Умер и пох. в г. Евпатории. 31.01.1996 в Североморске на доме № 16 по улице Душенова, в котором жил писатель, ус­ тановлена мемориальная доска. “КРЕМЛЬ”, большой морозильный рыболовный тра­ улер (БМРТ-94) Мурманского тралового флота, головное судно серии. Могло находиться в море до 70 суток. Пост­ роен в 1950 в Томизе (Бельгия). Корпус стальной, клепа­ но-сварной. Длина 73,655 м, ширина 11,75 м, осадка 5,199 м. Водоизмещение 2817,4 т. Полезныіі груз 1578 т. Мощ­ ность машины 1080 л.с. Экипаж 56 человек. Выведен из действующего состава. КРЕНКЕЛЬ Эрнст Теодорович (11.12.1903- 8.12.1971), полярный радист, доктор географических наук (1938), Герой Советского Союза (1938). Род. в г. Юрье­ ве (Тарту). В 1924-1936 радист на полярных станциях в бухте Тихая, на мысе Оловянный и острове Домашний. Участник экспедиций на дирижабле “Граф Цеппелин” и на судах “Александр Седов” , “Челюскин” , на дрейфующей станции “Северный полюс-1” . С 1969 директор НИИ гид­ рометеорологического приборостроения. Автор нескольких книг воспоминаний. В 1937-1946 депутат Верховного Со­ вета СССР. КРЕПТЮКОВ Даниил Александрович (11(23).12.1888-22.10.1957), в 1921 мурманский губернс­ кий комиссар по просвещению, член губкома, писатель. Р о д . в п о с . Сквира Киевской губернии (области), русский. Автор романов “Времена” , “Пух-перо” , повести “Мам- зер” , рассказов, очерков, стихов. Умер и пох. в Москве. Лит. Писатели. М., 1926. (Автобиография). КЛЭ. Т. 3. М., 1966. КРЕПС Герман Михайлович (1896-1944), уче- ный-агроном, ботаник, организатор 1 сельскохозяйствен- К Р А - К Р Е 1 7 - 2 3 июля 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz