Рыбный Мурман. 1998 г. Июль.

■С ДЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА ЗАКОН НЕ ПИСАН В недрах Департамента по рыболовству Минсельхозпрода родился проект постановления о распределении квот на вылов морских биоресурсов . Мало того, что столичные чиновники предполагают сами в Москве делить все квоты, они еще х о ­ т я т ввести плату з а ресурсы . Впрочем, все это не ново. Р а з ­ говор о платности ведется д ав ­ но. Новшество в другом : Департамент хочет заставить рыбодобытчиков плати ть не только з а вылов креветки, гре­ бешка и т .п . , но и за треску , сельдь , путассу , скумбрию . Причем вне зависимости от того , где рыбаки ловили эту Р Ы Б Х О З С О В Е Т рыбу - у родных берегов или в зонах иностранных государств. Правда , Департамент в этом документе облагает платой не весь объем квоты, а лишь 20 ее процентов. Но ведь это - п ро ­ мышленная квота, то есть ис ­ точник существования всех рыбодобывающих п р ед п ри я ­ тий. Обсуждение этого документа стало одной из основных тем очередного мурманского Рыб- хозсовета . Подробнее о пред ­ принятых контрмерах нашего комитета по рыболовству и о других вопросах повестки это го серьезного заседания читай­ те в следующем номере. О новом же изыске московских чиновников заметим лишь, что, присваивая себе исключитель­ ное право разделять и властво­ вать, Департамент нарушает 72-ю статью Конституции Рос ­ сии, которая гласит , что все ресурсы н аходя тся в совмест­ ном ведении РФ и ее субъ ек ­ тов, то есть в нашем случае - региональных рыбохозяйствен­ ных советов. Инна БЕРЕЗЮК. Лажная посылка T H E P R E S S Очередной сюрприз преподнесли рыбакам и зобретательные рос ­ сийские чиновники . Н а сей ра з - в виде проекта “Временного положения об установ­ лении квот промысла морских биоресурсов”. Согласно этому д о к у ­ менту , который пока еще не утвержден , но может вступить в з а ­ конную силу когда угодно, право на полу­ чение квот по конкур ­ су ( а у кц и о н у ) будут иметь только пользова­ тели , не имеющие з а ­ долженности по платежам в ф ед ераль ­ ный и местный бюдже­ ты, а т а кж е во внебюджетные и д р у ­ гие фонды . Что это оз ­ начает для тружеников моря, не имеющих обо­ ротных средств и у в я з ­ ших в колоссальных д о л г ах по налогам и банковским кредитам, объ я сня ть не п ри хо ­ дится. Едва положение начнет действовать , как вдруг выяснится: а лимитов -то никому и не полагается. Увы, на Дальнем Востоке не осталось практически ни одного крупного р ы б о д о б ы в а ю щ е г о предприятия, абсолют­ но чистого перед ф и с ­ кальными службами. А значит, к аукционам и конкурсам наших ры ­ б аков не подпустят и близко и все полагаю­ щиеся им промы сло ­ вые квоты перейдут в руки куда более бо га ­ тых и платежеспособ ­ ных иностранцев. Но дело д аж е не в этом. Коли речь зашла о торгах , следователь­ но, за рыбу и морепро­ дук ты , вернее , за право их добывать, от­ ныне придется платить всем и каждому . Дабы исключить все вопросы и сомнения на этот счет, ра зработчики проекта “Временного положения” под пунк ­ том 2 .4 ничтоже сум- няшеся з ая ви ли : “В соответствии с д ей ­ ствующим з а к о н о д а ­ тельством пользование морскими биоресурса­ ми Российской Ф е д е ­ рации является платным” . Ни больше ни меньше. Ш о к и р о ­ ванные рыбаки таким наглым враньем госу ­ дарственных “нормот- ворцев” недоумевают: с каких это пор? Ведь известно, что соответ­ ствующий закон , по ­ спешно принятый Государственной Д у ­ мой, был отклонен Со ­ ветом Ф ед ер ации как преждевременный, ста­ вящий всю рыбную от­ расль на грань б ан к ­ ротства. Теперь, после внесения в него необ­ ходимых поправок и новых формулировок , он долж ен заново пройти жесткую про ­ цедуру обсуждения в нижней палате п ар л а ­ мента. И нет никакой уверенности , что д аж е в смягченном , о т к о р р е к т и р о в а н н о м виде этот документ бу ­ дет одобрен депутата ­ ми, многие из которых отнюдь не настроены голосовать за его при­ нятие. Тем не менее в пра ­ вительстве , вероятно , А нам , увы , не пн з уб ам ... 100 японских лодок вошли в район Юж­ ных Курил для добычи морской капусты. И это не вызвало абсолютно никакой негатив­ ной реакции у наших доблестных погранич­ ников. Пусть работают! А дело в том, чтс японские охотники за морской капустой действуют вполне легаль­ но, на основе межведомственного соглаше­ ния, заключенного еще в 1963 году между Минрыбхозом СССР и Хоккайдской Ассоци­ ацией рыбаков. Каждый год это соглашение возобновляется, сбор морской капусты япон­ цы оплачивают (где-то порядка 200000 дол­ ларов в год). Работают японцы только вручную, берут морскую капусту специальными палками (камзами). Экология при этом не нарушает­ ся, и на следующий год можно снова приез ­ жать сюда же и собирать урожай. Возникает естественный вопрос: если мор­ ской капусты так много и так она хороша, то почему же мы ее не добываем? Ответ прост - сбор капусты таким методом, как это дела­ ют наши соседи, не рентабелен. Но японское правительство щедро дотирует свою рыбную промышленность (сумма дотации около 2,5 млрд. долларов в год), а наше правительство отбирает у рыбаков последние крохи (из 1 рубля прибыли - 97 копеек!). Где уж тут с какой-то капустой возиться! > Ш -0 ИГАОТЕРАГШ считают иначе и, по ­ ставив телегу впереди лошади , объявляю т о плате за биоресурсы как о свершившемся факте . А попутно к этому составляют еще одно положение - о по­ рядке проведения кон­ курсов (аукционов) но продаже квот на п ро ­ мысел морских живых ресурсов на континен­ тальном ш ельфе и в исключительной э к о ­ номической зоне Рос ­ сийской Ф едерации . Как говорится , ком ­ ментарии излишни. В этоіі связи хочет­ ся спросить у наших лукавых правителей: а в л ад ах ли вы с рос ­ сийскими законами , господа? Или они не д л я вас писаны? А если и дл я вас тоже , тогда зачем желаемое выдавать за дей с тви ­ тельное , показывая всему миру вопиющую юридическую б е з гр а ­ мотность? Есть в логи­ ке такое понятие: ложная посылка, веду­ щая и к такому же ложному, ошибочному выводу . Если нет З а ­ кона о плате з а биоре­ сурсы , зн ачи т и разговоры о конкурсах и аукционах по прода­ же квот не имеют под собой никакой право ­ вой почвы . А стало быть, вы либо идете на заведомое искажение и нарушение “действую­ щего з а к он од а т ел ь ­ с т в а ” , что влечет за собой юридическую от­ ветственность , либо вводите в заблуждение рыбаков ложной по ­ сылкой . Интересно было бы узнать : для чего? “Рыбак Приморья”. г. Владивосток. Рисует Валерий ТАРАСЕНКО Т А М О Ж Н Я В различные органы власти от членов экипажей морских судов загранплавания поступает немало требований пере­ смотреть существующий порядок сложения сроков пребы­ вания з а рубежом и получения таможенных льгот на ввозимые в Россию автомошіли. А тут еще поменялось пра­ вительство, что всегда вызывает настороженность у рядово­ го гражданина: что должно измениться, чего ждать от новых правителей, какие еще налоги, в том числе таможенные, при­ думают? Мурманск - город портовый, рыбацкий, потому для нашего региона вопрос о правилах импорта автомооилей всегда являлся одним из актуальных. Город полнится слу­ хами о введении нового порядка, новых ставок, “ известна” даже дата, когда все изменится, конечно же, в худшую сто­ рону. Сегодня трудно однозначно ответить на все вопросы. Од­ нако пока никаких новых правил по ввозу транспортных средств нет. Мурманская таможня, как и любой другой рос­ сийский таможенный орган, работает по утвержденному правительством и ГТК Р Ф порядку и не имеет права его отмены. Со своей стороны мы можем лишь напомнить всем желающим приобрести автомобиль за границей действующие таможенные правила по ввозу и оформлению этого вида товаров на российскую территорию. Как не вотеріть свое право ва іьгоіву На данный момент российс­ кие таможенные органы при оформлении импортируемых авто руководствуются “Общими правилами перемещения через таможенную границу РФ транс­ портных средств физическими лицами”, утвержденными прика­ зом ГТК РФ № 35 от 30.01.97 г. Положения Общих правил дос­ таточно четко регламентируют категории лиц, имеющих право на льготу, и условия предостав­ ления таковой. В перечень льгот­ ных категорий входят “работающие на российских судах заграничного плавания лица, осуществляющие функ ­ ции управления , жизнеобеспече­ ния и обслуживания судна во время заграничного плавания”. Но чтобы воспользоваться предо­ ставляемой возможностью сэко­ номить энную сумму при растаможке, необходимо соблю­ сти некоторые условия: - автомобиль должен быть приобретен лицом в период ис­ полнения указанных обязаннос­ тей при нахождении за пределами России; - с года выпуска купленного авто прошло более трех лет; - совокупный срок пребыва­ ния лица за границей в течение двух календарных лет превыша­ ет шесть месяцев (т.е. составля­ ет 183 суток). Отсчет двухлетне го срока на­ чинается с 1 января нечетного года и заканчивается 31 декабря следующего за ним четного года. Если это правило рассмат­ ривать применительно к сегод­ няшнему дню, то суммироваться могут сроки пребывания рыба­ ков за рубежом начиная с 1 ян ­ варя 1997 года и до 31 декабря 1998 года. Последние пять меся­ цев 1996 года уже не включают­ ся при сложении сроков, и здесь очень много протестов со сторо­ ны членов экипажей: незаконно, мол, права человека нарушаются и т.д. На самом деле все очень даже законно. Действительно, на момент вступления в силу приказа № 35 слишком много членов экипажей могли потерять право на льготу. Поэтому Государственный тамо­ женный комитет своим приказом № 211 предоставил право этой категории “льготников” при сло­ жении сроков пребывания за границей учитывать период с 1 августа по 31 декабря 1996 года. И эта своего рода отсрочка дей­ ствовала в течение всего 1997 года. При этом положение при­ каза j\g 35 о начале течения двухлетнего срока не отменя­ лось . Поэтому рыбакам нужно было быть готовыми к отмене такой “отсрочки”: Ведь абсолют­ но понятно, что в течение всего этого времени большинство су­ мело реализовать свое право на льготу, используя те месяцы 1996 года. К тому же совершен­ но логично, что отсрочка не мо­ жет длиться бесконечно, и с началом 1998 года Общие прави­ ла будут действовать в полном объеме, с выполнением всех тре­ бований для получения льготы. Так оно и случилось, приказ ГТК РФ № 211 утратил силу. Ко всему вышесказанному ос­ тается добавить лишь то, что право на растаможку по снижен­ ной ставке сохраняется при лю­ бом способе ввоза приобретенного членом экипажа за границей автомобиля: - на судне (вместе с владель­ цем); - сухопутным путем (своим ходом); - отдельно следующим бага­ жом, то есть перевозчиком по договору о перевозке (багажной квитанции, накладной, коноса­ менту и т.д.). Отправляя автомобиль от­ дельно следующим багажом, не­ обходимо помнить, что для сохранения права на льготу ма­ шина должна быть приобретена и отправлена в Россию в период пребывания за границей. В про­ тивном случае “льготное право” будет утеряно и придется пла­ тить таможенные платежи по полной схеме. Алла ВАЛИТОВА, пресс-секретарь Мурманской таможни. 3 - 9 июля 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz