Рыбный Мурман. 1998 г. Июль.
■С ДЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА ЗАКОН НЕ ПИСАН В недрах Департамента по рыболовству Минсельхозпрода родился проект постановления о распределении квот на вылов морских биоресурсов . Мало того, что столичные чиновники предполагают сами в Москве делить все квоты, они еще х о т я т ввести плату з а ресурсы . Впрочем, все это не ново. Р а з говор о платности ведется д ав но. Новшество в другом : Департамент хочет заставить рыбодобытчиков плати ть не только з а вылов креветки, гре бешка и т .п . , но и за треску , сельдь , путассу , скумбрию . Причем вне зависимости от того , где рыбаки ловили эту Р Ы Б Х О З С О В Е Т рыбу - у родных берегов или в зонах иностранных государств. Правда , Департамент в этом документе облагает платой не весь объем квоты, а лишь 20 ее процентов. Но ведь это - п ро мышленная квота, то есть ис точник существования всех рыбодобывающих п р ед п ри я тий. Обсуждение этого документа стало одной из основных тем очередного мурманского Рыб- хозсовета . Подробнее о пред принятых контрмерах нашего комитета по рыболовству и о других вопросах повестки это го серьезного заседания читай те в следующем номере. О новом же изыске московских чиновников заметим лишь, что, присваивая себе исключитель ное право разделять и властво вать, Департамент нарушает 72-ю статью Конституции Рос сии, которая гласит , что все ресурсы н аходя тся в совмест ном ведении РФ и ее субъ ек тов, то есть в нашем случае - региональных рыбохозяйствен ных советов. Инна БЕРЕЗЮК. Лажная посылка T H E P R E S S Очередной сюрприз преподнесли рыбакам и зобретательные рос сийские чиновники . Н а сей ра з - в виде проекта “Временного положения об установ лении квот промысла морских биоресурсов”. Согласно этому д о к у менту , который пока еще не утвержден , но может вступить в з а конную силу когда угодно, право на полу чение квот по конкур су ( а у кц и о н у ) будут иметь только пользова тели , не имеющие з а долженности по платежам в ф ед ераль ный и местный бюдже ты, а т а кж е во внебюджетные и д р у гие фонды . Что это оз начает для тружеников моря, не имеющих обо ротных средств и у в я з ших в колоссальных д о л г ах по налогам и банковским кредитам, объ я сня ть не п ри хо дится. Едва положение начнет действовать , как вдруг выяснится: а лимитов -то никому и не полагается. Увы, на Дальнем Востоке не осталось практически ни одного крупного р ы б о д о б ы в а ю щ е г о предприятия, абсолют но чистого перед ф и с кальными службами. А значит, к аукционам и конкурсам наших ры б аков не подпустят и близко и все полагаю щиеся им промы сло вые квоты перейдут в руки куда более бо га тых и платежеспособ ных иностранцев. Но дело д аж е не в этом. Коли речь зашла о торгах , следователь но, за рыбу и морепро дук ты , вернее , за право их добывать, от ныне придется платить всем и каждому . Дабы исключить все вопросы и сомнения на этот счет, ра зработчики проекта “Временного положения” под пунк том 2 .4 ничтоже сум- няшеся з ая ви ли : “В соответствии с д ей ствующим з а к о н о д а тельством пользование морскими биоресурса ми Российской Ф е д е рации является платным” . Ни больше ни меньше. Ш о к и р о ванные рыбаки таким наглым враньем госу дарственных “нормот- ворцев” недоумевают: с каких это пор? Ведь известно, что соответ ствующий закон , по спешно принятый Государственной Д у мой, был отклонен Со ветом Ф ед ер ации как преждевременный, ста вящий всю рыбную от расль на грань б ан к ротства. Теперь, после внесения в него необ ходимых поправок и новых формулировок , он долж ен заново пройти жесткую про цедуру обсуждения в нижней палате п ар л а мента. И нет никакой уверенности , что д аж е в смягченном , о т к о р р е к т и р о в а н н о м виде этот документ бу дет одобрен депутата ми, многие из которых отнюдь не настроены голосовать за его при нятие. Тем не менее в пра вительстве , вероятно , А нам , увы , не пн з уб ам ... 100 японских лодок вошли в район Юж ных Курил для добычи морской капусты. И это не вызвало абсолютно никакой негатив ной реакции у наших доблестных погранич ников. Пусть работают! А дело в том, чтс японские охотники за морской капустой действуют вполне легаль но, на основе межведомственного соглаше ния, заключенного еще в 1963 году между Минрыбхозом СССР и Хоккайдской Ассоци ацией рыбаков. Каждый год это соглашение возобновляется, сбор морской капусты япон цы оплачивают (где-то порядка 200000 дол ларов в год). Работают японцы только вручную, берут морскую капусту специальными палками (камзами). Экология при этом не нарушает ся, и на следующий год можно снова приез жать сюда же и собирать урожай. Возникает естественный вопрос: если мор ской капусты так много и так она хороша, то почему же мы ее не добываем? Ответ прост - сбор капусты таким методом, как это дела ют наши соседи, не рентабелен. Но японское правительство щедро дотирует свою рыбную промышленность (сумма дотации около 2,5 млрд. долларов в год), а наше правительство отбирает у рыбаков последние крохи (из 1 рубля прибыли - 97 копеек!). Где уж тут с какой-то капустой возиться! > Ш -0 ИГАОТЕРАГШ считают иначе и, по ставив телегу впереди лошади , объявляю т о плате за биоресурсы как о свершившемся факте . А попутно к этому составляют еще одно положение - о по рядке проведения кон курсов (аукционов) но продаже квот на п ро мысел морских живых ресурсов на континен тальном ш ельфе и в исключительной э к о номической зоне Рос сийской Ф едерации . Как говорится , ком ментарии излишни. В этоіі связи хочет ся спросить у наших лукавых правителей: а в л ад ах ли вы с рос сийскими законами , господа? Или они не д л я вас писаны? А если и дл я вас тоже , тогда зачем желаемое выдавать за дей с тви тельное , показывая всему миру вопиющую юридическую б е з гр а мотность? Есть в логи ке такое понятие: ложная посылка, веду щая и к такому же ложному, ошибочному выводу . Если нет З а кона о плате з а биоре сурсы , зн ачи т и разговоры о конкурсах и аукционах по прода же квот не имеют под собой никакой право вой почвы . А стало быть, вы либо идете на заведомое искажение и нарушение “действую щего з а к он од а т ел ь с т в а ” , что влечет за собой юридическую от ветственность , либо вводите в заблуждение рыбаков ложной по сылкой . Интересно было бы узнать : для чего? “Рыбак Приморья”. г. Владивосток. Рисует Валерий ТАРАСЕНКО Т А М О Ж Н Я В различные органы власти от членов экипажей морских судов загранплавания поступает немало требований пере смотреть существующий порядок сложения сроков пребы вания з а рубежом и получения таможенных льгот на ввозимые в Россию автомошіли. А тут еще поменялось пра вительство, что всегда вызывает настороженность у рядово го гражданина: что должно измениться, чего ждать от новых правителей, какие еще налоги, в том числе таможенные, при думают? Мурманск - город портовый, рыбацкий, потому для нашего региона вопрос о правилах импорта автомооилей всегда являлся одним из актуальных. Город полнится слу хами о введении нового порядка, новых ставок, “ известна” даже дата, когда все изменится, конечно же, в худшую сто рону. Сегодня трудно однозначно ответить на все вопросы. Од нако пока никаких новых правил по ввозу транспортных средств нет. Мурманская таможня, как и любой другой рос сийский таможенный орган, работает по утвержденному правительством и ГТК Р Ф порядку и не имеет права его отмены. Со своей стороны мы можем лишь напомнить всем желающим приобрести автомобиль за границей действующие таможенные правила по ввозу и оформлению этого вида товаров на российскую территорию. Как не вотеріть свое право ва іьгоіву На данный момент российс кие таможенные органы при оформлении импортируемых авто руководствуются “Общими правилами перемещения через таможенную границу РФ транс портных средств физическими лицами”, утвержденными прика зом ГТК РФ № 35 от 30.01.97 г. Положения Общих правил дос таточно четко регламентируют категории лиц, имеющих право на льготу, и условия предостав ления таковой. В перечень льгот ных категорий входят “работающие на российских судах заграничного плавания лица, осуществляющие функ ции управления , жизнеобеспече ния и обслуживания судна во время заграничного плавания”. Но чтобы воспользоваться предо ставляемой возможностью сэко номить энную сумму при растаможке, необходимо соблю сти некоторые условия: - автомобиль должен быть приобретен лицом в период ис полнения указанных обязаннос тей при нахождении за пределами России; - с года выпуска купленного авто прошло более трех лет; - совокупный срок пребыва ния лица за границей в течение двух календарных лет превыша ет шесть месяцев (т.е. составля ет 183 суток). Отсчет двухлетне го срока на чинается с 1 января нечетного года и заканчивается 31 декабря следующего за ним четного года. Если это правило рассмат ривать применительно к сегод няшнему дню, то суммироваться могут сроки пребывания рыба ков за рубежом начиная с 1 ян варя 1997 года и до 31 декабря 1998 года. Последние пять меся цев 1996 года уже не включают ся при сложении сроков, и здесь очень много протестов со сторо ны членов экипажей: незаконно, мол, права человека нарушаются и т.д. На самом деле все очень даже законно. Действительно, на момент вступления в силу приказа № 35 слишком много членов экипажей могли потерять право на льготу. Поэтому Государственный тамо женный комитет своим приказом № 211 предоставил право этой категории “льготников” при сло жении сроков пребывания за границей учитывать период с 1 августа по 31 декабря 1996 года. И эта своего рода отсрочка дей ствовала в течение всего 1997 года. При этом положение при каза j\g 35 о начале течения двухлетнего срока не отменя лось . Поэтому рыбакам нужно было быть готовыми к отмене такой “отсрочки”: Ведь абсолют но понятно, что в течение всего этого времени большинство су мело реализовать свое право на льготу, используя те месяцы 1996 года. К тому же совершен но логично, что отсрочка не мо жет длиться бесконечно, и с началом 1998 года Общие прави ла будут действовать в полном объеме, с выполнением всех тре бований для получения льготы. Так оно и случилось, приказ ГТК РФ № 211 утратил силу. Ко всему вышесказанному ос тается добавить лишь то, что право на растаможку по снижен ной ставке сохраняется при лю бом способе ввоза приобретенного членом экипажа за границей автомобиля: - на судне (вместе с владель цем); - сухопутным путем (своим ходом); - отдельно следующим бага жом, то есть перевозчиком по договору о перевозке (багажной квитанции, накладной, коноса менту и т.д.). Отправляя автомобиль от дельно следующим багажом, не обходимо помнить, что для сохранения права на льготу ма шина должна быть приобретена и отправлена в Россию в период пребывания за границей. В про тивном случае “льготное право” будет утеряно и придется пла тить таможенные платежи по полной схеме. Алла ВАЛИТОВА, пресс-секретарь Мурманской таможни. 3 - 9 июля 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz