Рыбный Мурман. 1998 г. Февраль.
г - А если - Р а з в е р - Л если - Побегу! - За ч е Ра ечка семафор неисправен? і у красный флажок . у вас нет флажка? за женой. очень лю б ит в ся ки е катастро - смот фы . .. існины у Феодора (Федор - “Бо жий дар” - греч.). 3 МАРТА [ВТОРНИК] Сегодня очень мирный и гармо ничный день. День всепрощения, любви и благодати. Он усиливает ок ружающую гармонию и доброту, от зывчивость и любовь к животным. Он побуждает к заботе о больных п про явлениям альтруизма. День удачен для развития художественных навы ков п взаимоотношении с людьми. Он продуктивен для людей,работающих в области искусства. Сны оыстро сбыва ются. Заглянем в православный календарь и назовем имя святителя Льва, паны Римского, который в середине V века был деятельным защитником правосла вия. Из богатого богословского насле дия угодника выберем эти слова: “Да отнимется гнев милостью, упразднится мщение прощением... Только тот может быть уверен в оставлении грехов, кто сам оставит их другим”. Исторический календарь напомина ет, что нынче исполняется 120 лет со дня победы (1878) русских войск над турецкой армией и освобождения Болгарии, Румынии, Сербии и Черно гории от турецкого ига. Этому собы тию в конце минувшего года был посвящен Славянский ход Мурманск - Черногория, начавшийся 4 октября и закончившийся через месяц. Участники хода проехали по маршруту Новгород - Минск - Тирасполь - Кишинев - Ру мыния - Болгария - Сербия - Черного рия. 80 лет со дня подписания (1918) Брестского мира. Россия вышла из первой мировой войны, хотя договор был тяжелым и унизительным. Мы потеряли почти всю Украину, значи тельную часть Белоруссии, Прибалти ку. Обязаны были выплачивать Германии огромные суммы контрибу ции. Действовал договор недолго - на чавшаяся в Германии революция позволила России отказаться от догово ра, подписанного в Брест-Лптовске, как тогда назывался город Брест. Именины у Кузьмы (Косма - “укра шение” - греч.), Льва. 4 МАРТА [СРЕДА] С утра и днем лучше всего завер шить все старые дела. Если утро уси ливает чувствительность, то вечер может принести новую влюбленность п воскресить старую любовь. Возможны неожиданные встречи. Как мужчины, так н женщины вечером могут испы тать потребность в новизне, в смене обстановки. В целом день должен быть довольно активным, возможно, н с приключениями. Сны сбываются, по не скоро. Церковь называет имена святых апостолов Архиппа, Филимона и му ченицы Апфии, которые пострадали за веру от рук язычников: их сначала распростерли на земле и, волоча, не милосердно били, затем каждого зако пали но пояс в землю п стали забрасывать камнями; на Архиппа натравили жестокосердных детей, вло жив в их руки ножи... Было все это в I веке в малоазиатском городе Ефессе. Сегодня вспоминают п о преподоб ном Доснфее, который юношей, по бывав на Святой земле, стал поститься и воспитывать в себе самоотречение п послушание. Он ухаживал за больны ми и, заболев чахоткой, не обнаружи вал и тени печали и уныния. Исторический календарь не указы вает нам нынче ни на одну мало-маль ски значащую юбилейную дату. Так что ничто не мешает вспомнить ни к чему не обязывающий анекдот. В по ли к ли ни к у вечером вбега ет ч е л о в е к с в и л ко й в животе , кидается в кабинет к хир ур гу : - Доктор^ помогите!.. - Н ет -н ет , уже б е з д в у х м и н ут семь , у м еня рабочий день кончи л ся , завтра приходите . - Н у , до кт ор , у м о л яю вас, сделайте хот ь что -нибудь ! - Л ад но , - говорит х и р у р г , вы дергивает в и л к у из живота и втыкает в глаз: - Идите к о к у л и ст у , он до восьми. Именины у Архиппа, Максима ( “величайший” - лат.), Евгения ( “бла городный” - греч.), Макара (Макарий - “блаженный” - греч.), Филимона ( “любимый”). 5 МАРТА ІЧІТВІРП Если вы чувствуете себя в чем- то неправым, то в этот день лучше всего не упорствовать , покаяться - сегодня могут и простить . День даст новую веру и надежду, но и несет большие иллюзии. Он распо лагает к доказательству своей неза висимости и асоциальным проявлениям. День крайне неуда чен для подписания договоров, при нятия законодательных актов и контакта с общественными органи зациями. Энергии для достижения своих целей может не хватить. Се годня н в ближайшие дни возмож ны всякие неожиданности, новые знакомства, приключения. До сере дины апреля будет накладываться общий фон повышенной активности и мужских энергий. Сны предвеща ют радость. В православных святцах находим имя преподобного Льва, епископа Катанского (г. Катана расположен на о. Сицилия). В житии святого угодника рассказан случай, когда он обвязал своим поясом еретика и вместе с ним взошел на костер. Ере тик сгорел, а епископ остался не вредим. По народным поверьям на Льва Катанского не принято было гля деть на падающие звезды, ибо л у дая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звез ду. Простодушные . пренебрегаю щие старыми приметами, увидевшие падающую звезду, гово рят: “Маньяк по лет ел " ; “Кто в этот день заболеет умрет". Кстати, одного пустынника спро силы: “Как лучше приготовиться к смерти?" . Тош отвечал: “Каждое утро думай, что наступивший день есть последний день твоей жизни; и каждый вече}) что наступающая ночь есть последняя ночь в твоей жизни". Именины у Корнплия ( “сильный” - лат.), Агафона ( “добрый” - греч.). Виктор ГЕОРГу, Станислав ДАЩИНСКИИ. ВИОГРАФИЯПУШКИНА- ПРООБРАЗБИОГРАФИИРОССИИ Наверное, свыше было предопределено родить ся Пушкину на рубеже веков. Также свыше, навер- 1 ное, предопределено нам праздновать его юбилей на рубеже тысячелетий. Есть в этом неслучайном совпадении дат одно обстоятельство, связан ное с историей Пушкина и Руси, на которое только сейчас исследователи его творче ства обратили внимание. Старинный деревянный дом на Пушкин ской улице в Царском Селе, где Александр Сергеевич провел пять счастливых меся цев, сегодня - музей. Моя собеседница Эле онора Сергеевна Лебедева - заведующая методическим отделом Всероссийского му зея А.С. Пушкина. Но сейчас она интересу ет меня как издательница серии сборников “Христианская культура: пушкинская эпоха”. - Гоголь назвал Пушкина русским че ловеком “в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”. При ближается как раз 200-летний юбилей великого поэта. Вы не находите слова Гоголя пророческими? - спрашиваю я. - Неужели это о нас?! В чем же наше сходство с Пушкиным? Не в том ли более всего, что - как и он когда-то после мета ний и блужданий - мы возвращаемся к вере наших предков? Помните у Пушкина? Так отрок Библии, безумный расточитель, До капли истощив раскаянья фиал, Увидев, наконец, родимую обитель, Гпавой поник и зарыдал... Эти стихи Александра Сергеевича меня заставили вспомнить... 6 июня 1990 года в церкви на Конюшенной площади в Санкт- Петербурге, после 67-летнего перерыва, вновь затеплились свечи. Более тысячи че ловек присоединились к молитве священни ка и всем миром помянули приснопамятного раба Божия Александра. Так кончилась дол го тянувшаяся пауза... Православная цер ковь никогда не отлучала от себя великого поэта - мы сами отлучили его от Церкви. И от себя... В биографии и творчестве поэта иссле довано, кажется, все, за исключением воп росов его веры. Немногие отваживались прикасаться к проблемам духовного пути гения, ведь пушкинистика долго была отрас лью марксизма-ленинизма. В 1989 году на чались счастливые перемены. Московской патриархии возвращены Святогорский мо настырь (где упокоен прах поэта) и четыре церкви, история которых связана с именем поэта, - Вознесения Господня в Москве (где он венчался), Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге (где крестил он своих де тей) и Спаса Нерукотворного Образа на Ко нюшенной площади Санкт-Петербурга, где отпевали поэта. В счастливом списке - и церковь иконы Божией Матери “Знамение” в Царском Селе, где отрок Александр учился в лицее. - И как же “выглядит” сегодня Пушкин в новом свете, в этом контексте? - Я бы сказала - пока неуютно. Атеис ты по-прежнему тянут его к себе, а уст ремившиеся к Церкви все еще помнят, что он безбожник - как учили в советской школе... Постепенно, и небезболезненно, у людей открываются глаза на важнейшие явления отечественной культуры. Прежде всего, как дитя своей эпохи и Отечества, поэт жил и развивался в лоне Церкви: от рождения, разумеется, кре щен; в браке, разумеется, венчан и, есте ственно, крестил своих детей; перед смертью принял причастие, а после кон чины, по христианскому обычаю, был от пет. В конце жизни любил перечитывать Евангелие, знал наизусть Жития Свя тых... - Но со школьной скамьи мы привык ли считать поэта певцом декабристов, антимонархистом, автором кощунствен ной поэмы... - Это только подтверждает многомер ность личности национального гения. Се годня детали складываются в единое целое, и истина пробивается на свет. И здесь все важно! Пушкин был потомком древнерусского боярского рода. Его пред ки служили киевским, новгородским и мос ковским князьям. Они строили храм, основали монастыри, в которых находили упокоение. Перед смертью многие из них принимали постриг, подобно почитаемому в их роду Святому благоверному князю Александру Невскому (“Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому слу жил”). Многие священнослужители, иссле дующие пушкинскую тему, призывают сегодня избегать суда над личностью по эта. Важнее задаться вопросом; как уда лось этому человеку, жизнь которого часто не соответствовала внешним при знакам христианского благочестия, напи сать пророческие и богосокровенные произведения о России? - Я знаю, что по материалам традици онных пушкинских чтений трижды в год выходят ваши сборники. В 16-ти выпус ках серии опубликовано более 200 ста тей. В целом это огромный труд коллективного автора - достойный ве нок юбиляра. Расскажите подробнее об альманахе. - Серия сборников “Христианская куль тура: пушкинская эпоха” соответствует прижизненным изданиям произведений по эта по формату, оформлению обложки и иллюстрациям. Среди авторов - истори ки, философы, богословы, филологи, архи висты, музейные работники. Чрезвычайно важны материалы Т.И. Галкиной “Россия в год смерти Пушкина”, работы архиманд рита Августина “Православие в Петер бурге в записках иностранцев” и философа В.Н. Тростникова “Православ ная духовность в граде Святого Петра”. Отмечу еще ‘философские этюды”А. Ка- зинова и Г. Пеева, исследование специали ста по гимнографии доктора искусствоведения Н.С. Серегиной. В этих работах приведены забытые или наме ренно сокрытые факты духовной биогра фии Пушкина. В их свете по-новому прочитаны “Борис Годунов”, “Капитанская дочка” и многие известные стихи. - В этой связи хотелось бы знать: ка ков историко-географический диапазон вашего издания в целом? - Очень велик - от христианства в Помпеях и Абиссинии I века до европейской политики и культуры ХѴІІІ-ХІХ веков. От начала российской государственности в IX веке до наших дней. Особенно подробно представлена первая треть XIX века. Все сословия - от императора Александра I и высшей знати до крепостной крестьянки Арины. И разные стороны существования нации - исторические потрясения и мир ный быт, политика и хозяйственная дея тельность, наука и религия, литература и искусство... Юбилей поэта, увы, совпадает с “эпохой нашего кризиса, унижения и смятения” (пушкинские слова). И если по Пушкину, “особенную физиономию” каждому народу придают "климат, образ правления, вера”, то нынешнее наше положение - результат сле дования обратной схеме: вначале отреклись от веры, в порядке политической реализа ции этого акта уничтожили образ правления, затем последовал экономический кризис, сказывающийся сегодня и на климате. Биография Пушкина, история его поис ков, заблуждений и откровений - “прообраз биографии нашей России”, как утверждает известный историк, специалист петровской эпохи доктор исторических наук В. Н. Трос тников. Алла СОКОЛОВСКАЯ. г. Санкт-Петербург (Специально для ‘ Рыбного Мурмана”). P.S. К сведению т е х , ко го заинтере совала тем а данной публикации: полу ч и т ь всю информацию об альманахе “Христианская кул ь т у р а : пушкинская эпоха ”, а т а кж е сами сборники э т о г о альманаха можно обративш ись непос редственно к Э.С. ЛЕБЕДЕВОЙ: 189620, г. Пушкин . филиал музея А.С. Пушкина (“Дача Ки таевой ”). Тел. (8-812) 476-69-90. 27 . февраля - 5 марта : 1998 года ; k l Литография Юрия Селиверстова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz