Рыбный Мурман. 1998 г. Февраль.

г - А если - Р а з в е р - Л если - Побегу! - За ч е Ра ечка семафор неисправен? і у красный флажок . у вас нет флажка? за женой. очень лю б ит в ся ки е катастро - смот фы . .. існины у Феодора (Федор - “Бо­ жий дар” - греч.). 3 МАРТА [ВТОРНИК] Сегодня очень мирный и гармо­ ничный день. День всепрощения, любви и благодати. Он усиливает ок­ ружающую гармонию и доброту, от­ зывчивость и любовь к животным. Он побуждает к заботе о больных п про­ явлениям альтруизма. День удачен для развития художественных навы­ ков п взаимоотношении с людьми. Он продуктивен для людей,работающих в области искусства. Сны оыстро сбыва ются. Заглянем в православный календарь и назовем имя святителя Льва, паны Римского, который в середине V века был деятельным защитником правосла­ вия. Из богатого богословского насле­ дия угодника выберем эти слова: “Да отнимется гнев милостью, упразднится мщение прощением... Только тот может быть уверен в оставлении грехов, кто сам оставит их другим”. Исторический календарь напомина­ ет, что нынче исполняется 120 лет со дня победы (1878) русских войск над турецкой армией и освобождения Болгарии, Румынии, Сербии и Черно­ гории от турецкого ига. Этому собы­ тию в конце минувшего года был посвящен Славянский ход Мурманск - Черногория, начавшийся 4 октября и закончившийся через месяц. Участники хода проехали по маршруту Новгород - Минск - Тирасполь - Кишинев - Ру­ мыния - Болгария - Сербия - Черного­ рия. 80 лет со дня подписания (1918) Брестского мира. Россия вышла из первой мировой войны, хотя договор был тяжелым и унизительным. Мы потеряли почти всю Украину, значи­ тельную часть Белоруссии, Прибалти­ ку. Обязаны были выплачивать Германии огромные суммы контрибу­ ции. Действовал договор недолго - на­ чавшаяся в Германии революция позволила России отказаться от догово­ ра, подписанного в Брест-Лптовске, как тогда назывался город Брест. Именины у Кузьмы (Косма - “укра­ шение” - греч.), Льва. 4 МАРТА [СРЕДА] С утра и днем лучше всего завер­ шить все старые дела. Если утро уси­ ливает чувствительность, то вечер может принести новую влюбленность п воскресить старую любовь. Возможны неожиданные встречи. Как мужчины, так н женщины вечером могут испы­ тать потребность в новизне, в смене обстановки. В целом день должен быть довольно активным, возможно, н с приключениями. Сны сбываются, по не скоро. Церковь называет имена святых апостолов Архиппа, Филимона и му­ ченицы Апфии, которые пострадали за веру от рук язычников: их сначала распростерли на земле и, волоча, не­ милосердно били, затем каждого зако­ пали но пояс в землю п стали забрасывать камнями; на Архиппа натравили жестокосердных детей, вло­ жив в их руки ножи... Было все это в I веке в малоазиатском городе Ефессе. Сегодня вспоминают п о преподоб­ ном Доснфее, который юношей, по­ бывав на Святой земле, стал поститься и воспитывать в себе самоотречение п послушание. Он ухаживал за больны­ ми и, заболев чахоткой, не обнаружи­ вал и тени печали и уныния. Исторический календарь не указы­ вает нам нынче ни на одну мало-маль­ ски значащую юбилейную дату. Так что ничто не мешает вспомнить ни к чему не обязывающий анекдот. В по ли к ли ни к у вечером вбега­ ет ч е л о в е к с в и л ко й в животе , кидается в кабинет к хир ур гу : - Доктор^ помогите!.. - Н ет -н ет , уже б е з д в у х м и ­ н ут семь , у м еня рабочий день кончи л ся , завтра приходите . - Н у , до кт ор , у м о л яю вас, сделайте хот ь что -нибудь ! - Л ад но , - говорит х и р у р г , вы­ дергивает в и л к у из живота и втыкает в глаз: - Идите к о к у ­ л и ст у , он до восьми. Именины у Архиппа, Максима ( “величайший” - лат.), Евгения ( “бла­ городный” - греч.), Макара (Макарий - “блаженный” - греч.), Филимона ( “любимый”). 5 МАРТА ІЧІТВІРП Если вы чувствуете себя в чем- то неправым, то в этот день лучше всего не упорствовать , покаяться - сегодня могут и простить . День даст новую веру и надежду, но и несет большие иллюзии. Он распо­ лагает к доказательству своей неза­ висимости и асоциальным проявлениям. День крайне неуда­ чен для подписания договоров, при­ нятия законодательных актов и контакта с общественными органи­ зациями. Энергии для достижения своих целей может не хватить. Се­ годня н в ближайшие дни возмож­ ны всякие неожиданности, новые знакомства, приключения. До сере­ дины апреля будет накладываться общий фон повышенной активности и мужских энергий. Сны предвеща ют радость. В православных святцах находим имя преподобного Льва, епископа Катанского (г. Катана расположен на о. Сицилия). В житии святого угодника рассказан случай, когда он обвязал своим поясом еретика и вместе с ним взошел на костер. Ере­ тик сгорел, а епископ остался не­ вредим. По народным поверьям на Льва Катанского не принято было гля деть на падающие звезды, ибо л у дая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звез ду. Простодушные . пренебрегаю щие старыми приметами, увидевшие падающую звезду, гово рят: “Маньяк по лет ел " ; “Кто в этот день заболеет умрет". Кстати, одного пустынника спро силы: “Как лучше приготовиться к смерти?" . Тош отвечал: “Каждое утро думай, что наступивший день есть последний день твоей жизни; и каждый вече}) что наступающая ночь есть последняя ночь в твоей жизни". Именины у Корнплия ( “сильный” - лат.), Агафона ( “добрый” - греч.). Виктор ГЕОРГу, Станислав ДАЩИНСКИИ. ВИОГРАФИЯПУШКИНА- ПРООБРАЗБИОГРАФИИРОССИИ Наверное, свыше было предопределено родить­ ся Пушкину на рубеже веков. Также свыше, навер- 1 ное, предопределено нам праздновать его юбилей на рубеже тысячелетий. Есть в этом неслучайном совпадении дат одно обстоятельство, связан­ ное с историей Пушкина и Руси, на которое только сейчас исследователи его творче­ ства обратили внимание. Старинный деревянный дом на Пушкин­ ской улице в Царском Селе, где Александр Сергеевич провел пять счастливых меся­ цев, сегодня - музей. Моя собеседница Эле­ онора Сергеевна Лебедева - заведующая методическим отделом Всероссийского му­ зея А.С. Пушкина. Но сейчас она интересу­ ет меня как издательница серии сборников “Христианская культура: пушкинская эпоха”. - Гоголь назвал Пушкина русским че­ ловеком “в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”. При­ ближается как раз 200-летний юбилей великого поэта. Вы не находите слова Гоголя пророческими? - спрашиваю я. - Неужели это о нас?! В чем же наше сходство с Пушкиным? Не в том ли более всего, что - как и он когда-то после мета­ ний и блужданий - мы возвращаемся к вере наших предков? Помните у Пушкина? Так отрок Библии, безумный расточитель, До капли истощив раскаянья фиал, Увидев, наконец, родимую обитель, Гпавой поник и зарыдал... Эти стихи Александра Сергеевича меня заставили вспомнить... 6 июня 1990 года в церкви на Конюшенной площади в Санкт- Петербурге, после 67-летнего перерыва, вновь затеплились свечи. Более тысячи че­ ловек присоединились к молитве священни­ ка и всем миром помянули приснопамятного раба Божия Александра. Так кончилась дол­ го тянувшаяся пауза... Православная цер­ ковь никогда не отлучала от себя великого поэта - мы сами отлучили его от Церкви. И от себя... В биографии и творчестве поэта иссле­ довано, кажется, все, за исключением воп­ росов его веры. Немногие отваживались прикасаться к проблемам духовного пути гения, ведь пушкинистика долго была отрас­ лью марксизма-ленинизма. В 1989 году на­ чались счастливые перемены. Московской патриархии возвращены Святогорский мо­ настырь (где упокоен прах поэта) и четыре церкви, история которых связана с именем поэта, - Вознесения Господня в Москве (где он венчался), Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге (где крестил он своих де­ тей) и Спаса Нерукотворного Образа на Ко­ нюшенной площади Санкт-Петербурга, где отпевали поэта. В счастливом списке - и церковь иконы Божией Матери “Знамение” в Царском Селе, где отрок Александр учился в лицее. - И как же “выглядит” сегодня Пушкин в новом свете, в этом контексте? - Я бы сказала - пока неуютно. Атеис­ ты по-прежнему тянут его к себе, а уст­ ремившиеся к Церкви все еще помнят, что он безбожник - как учили в советской школе... Постепенно, и небезболезненно, у людей открываются глаза на важнейшие явления отечественной культуры. Прежде всего, как дитя своей эпохи и Отечества, поэт жил и развивался в лоне Церкви: от рождения, разумеется, кре­ щен; в браке, разумеется, венчан и, есте­ ственно, крестил своих детей; перед смертью принял причастие, а после кон­ чины, по христианскому обычаю, был от­ пет. В конце жизни любил перечитывать Евангелие, знал наизусть Жития Свя­ тых... - Но со школьной скамьи мы привык­ ли считать поэта певцом декабристов, антимонархистом, автором кощунствен­ ной поэмы... - Это только подтверждает многомер­ ность личности национального гения. Се­ годня детали складываются в единое целое, и истина пробивается на свет. И здесь все важно! Пушкин был потомком древнерусского боярского рода. Его пред­ ки служили киевским, новгородским и мос­ ковским князьям. Они строили храм, основали монастыри, в которых находили упокоение. Перед смертью многие из них принимали постриг, подобно почитаемому в их роду Святому благоверному князю Александру Невскому (“Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому слу­ жил”). Многие священнослужители, иссле­ дующие пушкинскую тему, призывают сегодня избегать суда над личностью по­ эта. Важнее задаться вопросом; как уда­ лось этому человеку, жизнь которого часто не соответствовала внешним при­ знакам христианского благочестия, напи­ сать пророческие и богосокровенные произведения о России? - Я знаю, что по материалам традици­ онных пушкинских чтений трижды в год выходят ваши сборники. В 16-ти выпус­ ках серии опубликовано более 200 ста­ тей. В целом это огромный труд коллективного автора - достойный ве­ нок юбиляра. Расскажите подробнее об альманахе. - Серия сборников “Христианская куль­ тура: пушкинская эпоха” соответствует прижизненным изданиям произведений по­ эта по формату, оформлению обложки и иллюстрациям. Среди авторов - истори­ ки, философы, богословы, филологи, архи­ висты, музейные работники. Чрезвычайно важны материалы Т.И. Галкиной “Россия в год смерти Пушкина”, работы архиманд­ рита Августина “Православие в Петер­ бурге в записках иностранцев” и философа В.Н. Тростникова “Православ­ ная духовность в граде Святого Петра”. Отмечу еще ‘философские этюды”А. Ка- зинова и Г. Пеева, исследование специали­ ста по гимнографии доктора искусствоведения Н.С. Серегиной. В этих работах приведены забытые или наме­ ренно сокрытые факты духовной биогра­ фии Пушкина. В их свете по-новому прочитаны “Борис Годунов”, “Капитанская дочка” и многие известные стихи. - В этой связи хотелось бы знать: ка­ ков историко-географический диапазон вашего издания в целом? - Очень велик - от христианства в Помпеях и Абиссинии I века до европейской политики и культуры ХѴІІІ-ХІХ веков. От начала российской государственности в IX веке до наших дней. Особенно подробно представлена первая треть XIX века. Все сословия - от императора Александра I и высшей знати до крепостной крестьянки Арины. И разные стороны существования нации - исторические потрясения и мир­ ный быт, политика и хозяйственная дея­ тельность, наука и религия, литература и искусство... Юбилей поэта, увы, совпадает с “эпохой нашего кризиса, унижения и смятения” (пушкинские слова). И если по Пушкину, “особенную физиономию” каждому народу придают "климат, образ правления, вера”, то нынешнее наше положение - результат сле­ дования обратной схеме: вначале отреклись от веры, в порядке политической реализа­ ции этого акта уничтожили образ правления, затем последовал экономический кризис, сказывающийся сегодня и на климате. Биография Пушкина, история его поис­ ков, заблуждений и откровений - “прообраз биографии нашей России”, как утверждает известный историк, специалист петровской эпохи доктор исторических наук В. Н. Трос­ тников. Алла СОКОЛОВСКАЯ. г. Санкт-Петербург (Специально для ‘ Рыбного Мурмана”). P.S. К сведению т е х , ко го заинтере ­ совала тем а данной публикации: полу­ ч и т ь всю информацию об альманахе “Христианская кул ь т у р а : пушкинская эпоха ”, а т а кж е сами сборники э т о г о альманаха можно обративш ись непос­ редственно к Э.С. ЛЕБЕДЕВОЙ: 189620, г. Пушкин . филиал музея А.С. Пушкина (“Дача Ки таевой ”). Тел. (8-812) 476-69-90. 27 . февраля - 5 марта : 1998 года ; k l Литография Юрия Селиверстова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz