Рыбный Мурман. 1998 г. Февраль.

> ,« « І Р О Г З С К И И І ^ Б Г О Ч И И А о л г V X ^JT Р А Б О Ч И И С е в е р о м о р с к т е л . ( 2 3 7 ) 7 - 5 4 - 5 6 А п а т и т ы , К и р о в с к т е л . (2 55 ) 3 -6 7 - 4 0 I V 1 о и м е г о р е к т е л . ( 2 3 6 ) 2 - 3 3 - 3 0 І Ѵ І у р іѵ і а н с к , М у р м а н с к а я о т е л . 4 5 - 3 2 - 1 9 , - 45 -2 9- 98 В качестве одного из основ­ ных аргументов необходи мости телефонной повре­ менки руководство связи выдви­ гает заботу о пенсионерах. Якобы пенсионеры платят за коммерсан­ тов, которые много говорят по те­ лефону... Это было бы правдой, если бы тарифы для всех были одинаковы. Однако абонентная плата за домашний телефон - 45 рублей в месяц (22,5 - льготный тариф), для бюджетных организа­ ций -100 , для коммерческих -180 рублей в месяц. Между тем пунк­ том 80 “Правил оказания услуг те­ лефонной связи” (постановление Правительства РФ № 1235 от 26.09.97) предусмотрен принцип равных тарифов за равные услу­ ги для всех пользователей. Полу­ чается, что связисты уже сейчас берут с организаций повышенный тариф “за прекрасные глаза”. Но и индивидуальные пользователи платить меньше тоже не будут. Мурманские семьи, сравнивая действующие и пробные счета за телефон, уже успели убедиться, что под прикрытием повременки происходит простое повышение платы за телефонные услуги. И пусть никого не вводит в заблуж­ дение навязываемый тезис - “ком­ мерсанты будут платить больше". Расходы по связи включаются в издержки производства, а через них - в конечную цену товаров и услуг. Так что фактически увели­ чение расходов коммерсантов -оплатим мы с вами. То же самое и с бюджетными организациями, только в этом случае - за счет роста налогов, платежей и иных способов отъема денег. Ратуя за переход к повремен­ ной оплате, начальник отдела электросвязи Госкомсвязи А. Ра- китян указывает, что сети рассчи­ таны на нагрузку 6 минут в час, и только 10 процентов абонентов пользуются сетью гораздо интен­ сивнее: секретари, клиенты Internet, участники теле- и радио­ игр в прямом эфире (“Российская газета от 6 февраля 1998 г.). Ну что ж, в этом случае рядовой гражданин со своего домашнего телефона, по 6 минут в час, не перегружая сеть, может нагово­ рить 4320 минут в месяц. В ве­ домственном же издании “Телефон+”, который, например, могут прочитать на узле связи граждане, стоящие в очереди на перерегистрацию договоров, при­ водятся другие данные: основная масса домашних абонентов ис­ пользует телефон только 300 ми­ нут в месяц, но отдельные люди наговаривают по 80-100 часов (то есть 4800-6000 минут в месяц). Выходит, рядовой домашний по­ требитель использует мощность сетей в среднем примерно на 7 процентов! Могу согласиться: использова­ ние телефонов разными пользо­ вателями неравномерно по времени, и дифференцировать оплату по этому признаку можно. Только при этом ключевым явля­ ется вопрос: какая стоимость бу­ дет принята за базовый тариф? Попробуем оценить ситуацию, от­ талкиваясь от тарифов, предла­ гаемых “Мурманэлектросвязью": 30 рублей в месяц за сам факт наличия телефона; 10 копеек за минуту разговора. Получается, Эпоха “единственно правильных решений” в нашем государ­ стве, похоже, только набирает силу. Ничему не было альтернати­ вы: ни перестройке, ни рынку, ни реформе цен, ни приватизации... А теперь нас убеждают, что нет альтернативы такому житейскому вопросу, как переход на повременную опла­ ту телефонных переговоров. “Нельзя даже ставить вопрос по- другому”, - заявляют в правительстве. Председатель областного комитета по политике цен Лилия Колодешникова вторит: “Ставить вопрос - переходить или не переходить на повременную оплату - уже нельзя. “Повременка” просто необходима” (“Мурманский вестник” от 13 февраля с.г.). Игорь САФОНОВ ТАИНЫ ТЕЛЕФОННОЙ ПОВРЕМЕНКИ что в пределах ранее установлен­ ной абонентской платы (45 руб. в месяц) потребителю дается воз­ можность говорить аж (45-30): 0,1=150 минут в месяц. Это уже вдвое меньше, чем тот средний фактический уровень потребле­ ния, о котором говорится в “Теле- фон+”. А теперь попробуем подойти с другой стороны. Если нормальная техническая пропускная способ­ ность сетей при равномерной на­ грузке составляет 4320 минут в месяц, то базовый повременный тариф за 1 минуту пользования должен составить (45- 30):4320=0,35 коп./мин., или в 28 раз ниже, чем базовый тариф, предлагаемый “Мурманэлектрос- вязью”. А далее должны вступить в силу повышающие и понижаю­ щие коэффициенты, учитывающие неравномерность загрузки сетей во времени. Как проверить правильность расчетов/ Можно ставить вопрос о проведении силами потребителей углубленной общественной про­ верки корректности предлагаемых “Мурманэлектросвязью" тарифов. Но, скорее всего, это предложение встретит отторгающую реакцию монополистов связи. К сожале­ нию, ст. 45 Закона РФ “О защите прав потребителей” предусматри­ вает возможность проведения си­ лами общественных объединений потребителей независимой экспер­ тизы качества товаров и услуг, но не их ценообразование. Это суще­ ственный недостаток Закона, кото­ рый следовало бы устранить законодателям как на федераль­ ном, так и на региональном уров­ не. Впрочем, отказ руководства связи от предоставления инфор­ мации для проведения экспертиз тарифов - сам по себе показатель как для населения, так и для ис­ полнительных и контрольных орга­ нов власти всех уровней. Мэр Мурманска О. Найденов по этому поводу вынужден был обратиться к генеральному директору ОАО “Мурманэлектросвязь” B.C. Витма- ну с открытым письмом в печати. Вот еще факт: пунктом 82 “Пра­ вил...” предусматривается приме­ нение абонентской или повременной системы оплаты со­ единений местной телефонной сети. При введении смешанной системы этот пункт нормативного документа будет нарушен. Что ятп^ Безграмотность, норматив- сепаратизм или расчет на э о ный кр< Св « £ * * * * * £ о * ° п 1 у ..... в а » е tA T A A р е о с о " " * * к о й ? ® ® ' с К И P ' S К И П Р .Л ЕН П Н А .1 8 ТЕЛ . 2 3 3 - 2 3 4 . о л о г п п лоббистскую поддержку? Недели три тому назад по Центральному телевидению выступал один из руководителей связи и выражал недоумение по поводу сопротив­ ления потребителей этой опера­ ции, дескать, платят же за электроэнергию за киловатт-час и никто не возмущается. Согласен, но ведь житель не платит за на­ личие в его жилище щитка, лам­ почек и розеток. Следуя логике связистов, можно начать брать деньги за вход в магазин. А там недалеко и до налогов на дождь, на ветер и на грозу... Т еперь подробнее о налого­ вых последствиях новации связистов. Положение органов исполнительной власти во всей этой истории представляется двойственным. С одной стороны, они должны защищать население от негативных последствий дей­ ствий предприятий-монополис- тов. С другой стороны, увеличение доходов предприятий связи ведет к росту налоговых поступлений в бюджеты этих об­ ластей, городов и районов. Это вызывает соблазн особенно-то не препятствовать введению повре­ менных тарифов. Возможно, что на местах уже подсчитали ожида­ емый налоговый “навар”. Но ведь оме доходов есть и расходы, язь является универсальной составляющей в хозяйствовании, и увеличение ее стоимости приве­ дет к росту цен по всей цепочке товаров, работ и услуг, начиная от прямого увеличения расходов на связь з финансируемых за счет бюджета организациях и кон­ чая ростом стоимости комму­ нальных услуг, электроэнергии, питания и т.д. Областная комиссия по энер­ гетике может возразить: а мы не позволим в связи с ростом услуг связи повысить тарифы на элект­ роэнергию. В этом случае у пред­ приятий энергетики, транспорта и других уменьшится прибыль, со­ ответственно уменьшатся и нало­ говые поступления в бюджеты области, городов и районов. Ин­ тересно, проводилась ли такая комплексная доходно-расходная оценка прямых и косвенных по­ следствии телефонной повремен­ ки? Рассмотрим несколько упро­ щенных оценочных примеров, ис­ ходя из условий: доходы связи от перехода на повременный тариф увеличились на 10 процентов, норма прибыли не изменилась и осталась на уровне 15 процентов. Как бы изменилась масса налого­ вых поступлений и расходов в случае: а) если бы связь обслу­ живала только бюджетные орга­ низации; б) если бы связь обслуживала только коммерчес­ кие организации, а они не повы­ шали цены и тарифы на свои товары, работы и услуги; в) если бы связь обслуживала только на­ селение. Во всех трех примерах за 100 процентов приняты дохо­ ды связи от обслуживания соеди­ нений местной связи до перехода от абонентской системы оплаты к А. ДОХОДЫ Прирост НДС от увеличения дохода пред­ приятий связи 10%х0,167 Прирост массы налога на прибыль за счет увеличения массы прибыли предприятия связи в связи с увеличением объема доходов пред­ приятиями связи 10%х0,15x0,38 ИТОГО увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней Б. РАСХОДЫ Увеличение бюджетных расходов на содер­ жание бюджетных организаций в связи с увели­ чением объема доходов предприятий связи Уменьшение массы налога на прибыль в связи с ее уменьшением в коммерческих орга­ низациях за счет погашения расходов, связан­ ных с введением повременных тарифов 10%х0,38 Увеличение расходов населения ИТОГО уменьшение налоговых поступлений или увеличение бюджетных расходов ВАРИАНТЫ ПРИМЕРОВ А 1.67% 0,57% 2,24% 10% Б 1,67% 0,57% 2,24% В 1,67% 0,57% 2,24% 3,8% 10% 10-2,24 3,8-2,24 - =7,76% =1,56% повременной (см. таблицу). Если ориентировочно принять, что объем доходов от услуг мест­ ной связи распределяется следую­ щим образом: население - 50 процентов, бюджетные организа­ ции - 30 процентов, коммерческие организации - 20 процентов, то сводный результат для бюджета окажется: (+2,24% х 0,5) + (-7,76% х 0,3) + (-1,56% х 0,2) = -1,72% Так кто же выигрывает от пере­ хода к повременным тарифам? На­ селение - нет, бюджет - нет, предприятия и коммерсанты - нет! Только связисты, а они вроде и так далеко не самые бедные. Е сли смотреть по жизни, то разрушается сама основа взаимосвязей в обществе. С до­ машних телефонов звонят учите­ ля, медицинские работники, работники коммунальных служб, руководители всех степеней - по экстренным вопросам, связанным с профессиональной деятельнос­ тью. С производственных телефо­ нов звонят родители оставленным без присмотра детям, супруги друг другу, взрослые дети престарелым родителям. В настоящее время сложилось как бы молчаливое равновесие между населением и руководителями по поводу пере­ крестного использования телефо­ нов местной связи в личных и производственных целях. С пере­ ходом на повременные тарифы это равновесие будет нарушено. Предположим, что обе стороны (граждане и предприятия) решили скрупулезно платить друг другу за перекрестное использование теле­ фонов. Но тогда понадобятся рас­ печатки всех переговоров с указанием номеров телефонов, даты, времени и продолжительно­ сти разговоров, их стоимости. А действующими правилами предос­ тавление пользователям таких распечаток предусмотрено только для междугородной и международ­ ной связи. Предположим, что та­ кие распечатки (кстати, тоже немалый расход) и в организациях, и у нас дома появились. И стороны оплатили друг другу расходы по переговорам. Тут же появляется налоговая инспекция и (поправьте меня, если я ошибаюсь) включает суммы, оплаченные предприятием гражданину за производственные разговоры с домашнего телефона в совокупный доход и облагает, как физическое лицо, соответству­ ющим подоходным налогом. Свя­ зисты могут предложить: по выходным и вечером о работе не думать, а в организациях устано­ вить телефоны-автоматы. Но это уже из области фантастики. Кроме всего прочего, повремен­ ные тарифы, да еще такого разме­ ра, начисто перечеркивают возможности использования ком­ пьютерной связи. Возвратимся к необходимости предоставления абонентам поми­ нутных распечаток услуг местной связи. Уж берете за услугу - будь­ те любезны счет по всей форме! Иначе получается игра в одни во­ рота в пользу “Мурманэлектросвя- зи”. А если на блокираторе на одном номере два абонента? А если у абонента вечерний теле- ‘ он? Сами связисты вряд ли раз- ерут, кто кому когда звонил и сколько раз... Нет, уж если обеспе­ чить равенство сторон договора о пользовании телефонной связью, без распечаток никак не обойтись. Ч то же делать, коль связис­ там ну страсть как хочется ввести повременку? А сделать придется следующее. Установить за счет предприятий связи теле­ фоны-автоматы в каждой органи­ зации. Внести изменение в пункт 106 “Правил оказания услуг теле­ фонной связи” с тем, чтобы на ме­ стную связь распространялся порядок предоставления абонен­ ту информации, предусмотренной для международной и междуго­ родной связи. Базовый тариф за 1 минуту повременного использова­ ния линий местной связи прини­ мать исходя из нормальной технической пропускной способ­ ности сети в месяц, без взимания абонентской платы за сам факт нахождения телефона у пользо­ вателя. Антимонопольному комитету вспомнить, что предприятиям-мо- нополистам запрещено повышать тарифы без улучшения качества услуг. Для ликвидации монопо- лизма внести соответствующие изменения в нормативные доку­ менты, дав возможность доступа к сетям связи конкурирующим организациям, как это сделано по нефте- и газопроводам. В случае, если предприятия-монополисты будут чинить препятствия конку­ рентам, изъять из их ведения ме­ стные линии связи с передачей под контроль муниципальным органам власти. Произвести силами исполни­ тельной, представительной влас­ тей всех уровней и общественности детальные проверки достоверности предлагаемых предприятиями свя­ зи тарифов и нормативной коррек­ тности договоров на услуги связи. Всенародно избранным руководи­ телям всех уровней, депутатам вспомнить о своих предвыборных обязательствах и объединенными усилиями воспротивиться ухудше­ нию условий жизни населения в угоду ведомственным интересам предприятий-монополистов. Независимым кандидатам, партиям и общественным движени­ ям, проигравшим недавние выбо­ ры, было бы лучше не сидеть “в засаде” до следующего раза, а на деле показать, что они заботятся о нуждах людей: организовать сбор подписей, петиций, проводить ак­ ции гражданского воздействия, ко­ торые могли бы оказать влияние на ход событий. Остановить дальней­ шее наступление на жизненный уровень народа мы можем только все вместе. г. Североморск Россия - э*но провинция! чемга •n u Т.М fcgCK р Сісалистыи цногорск Н икель * Зарегистрирован в Госкомитете РФ по печати. Per. № П 2842 Редактор А. М. РАЗУМНЫЙ Учредитель и издатель ООО "Поморская сторона" Мурмандайджест №40 февраль - март 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz