Рыбный Мурман. 1998 г. Февраль.
> ,« « І Р О Г З С К И И І ^ Б Г О Ч И И А о л г V X ^JT Р А Б О Ч И И С е в е р о м о р с к т е л . ( 2 3 7 ) 7 - 5 4 - 5 6 А п а т и т ы , К и р о в с к т е л . (2 55 ) 3 -6 7 - 4 0 I V 1 о и м е г о р е к т е л . ( 2 3 6 ) 2 - 3 3 - 3 0 І Ѵ І у р іѵ і а н с к , М у р м а н с к а я о т е л . 4 5 - 3 2 - 1 9 , - 45 -2 9- 98 В качестве одного из основ ных аргументов необходи мости телефонной повре менки руководство связи выдви гает заботу о пенсионерах. Якобы пенсионеры платят за коммерсан тов, которые много говорят по те лефону... Это было бы правдой, если бы тарифы для всех были одинаковы. Однако абонентная плата за домашний телефон - 45 рублей в месяц (22,5 - льготный тариф), для бюджетных организа ций -100 , для коммерческих -180 рублей в месяц. Между тем пунк том 80 “Правил оказания услуг те лефонной связи” (постановление Правительства РФ № 1235 от 26.09.97) предусмотрен принцип равных тарифов за равные услу ги для всех пользователей. Полу чается, что связисты уже сейчас берут с организаций повышенный тариф “за прекрасные глаза”. Но и индивидуальные пользователи платить меньше тоже не будут. Мурманские семьи, сравнивая действующие и пробные счета за телефон, уже успели убедиться, что под прикрытием повременки происходит простое повышение платы за телефонные услуги. И пусть никого не вводит в заблуж дение навязываемый тезис - “ком мерсанты будут платить больше". Расходы по связи включаются в издержки производства, а через них - в конечную цену товаров и услуг. Так что фактически увели чение расходов коммерсантов -оплатим мы с вами. То же самое и с бюджетными организациями, только в этом случае - за счет роста налогов, платежей и иных способов отъема денег. Ратуя за переход к повремен ной оплате, начальник отдела электросвязи Госкомсвязи А. Ра- китян указывает, что сети рассчи таны на нагрузку 6 минут в час, и только 10 процентов абонентов пользуются сетью гораздо интен сивнее: секретари, клиенты Internet, участники теле- и радио игр в прямом эфире (“Российская газета от 6 февраля 1998 г.). Ну что ж, в этом случае рядовой гражданин со своего домашнего телефона, по 6 минут в час, не перегружая сеть, может нагово рить 4320 минут в месяц. В ве домственном же издании “Телефон+”, который, например, могут прочитать на узле связи граждане, стоящие в очереди на перерегистрацию договоров, при водятся другие данные: основная масса домашних абонентов ис пользует телефон только 300 ми нут в месяц, но отдельные люди наговаривают по 80-100 часов (то есть 4800-6000 минут в месяц). Выходит, рядовой домашний по требитель использует мощность сетей в среднем примерно на 7 процентов! Могу согласиться: использова ние телефонов разными пользо вателями неравномерно по времени, и дифференцировать оплату по этому признаку можно. Только при этом ключевым явля ется вопрос: какая стоимость бу дет принята за базовый тариф? Попробуем оценить ситуацию, от талкиваясь от тарифов, предла гаемых “Мурманэлектросвязью": 30 рублей в месяц за сам факт наличия телефона; 10 копеек за минуту разговора. Получается, Эпоха “единственно правильных решений” в нашем государ стве, похоже, только набирает силу. Ничему не было альтернати вы: ни перестройке, ни рынку, ни реформе цен, ни приватизации... А теперь нас убеждают, что нет альтернативы такому житейскому вопросу, как переход на повременную опла ту телефонных переговоров. “Нельзя даже ставить вопрос по- другому”, - заявляют в правительстве. Председатель областного комитета по политике цен Лилия Колодешникова вторит: “Ставить вопрос - переходить или не переходить на повременную оплату - уже нельзя. “Повременка” просто необходима” (“Мурманский вестник” от 13 февраля с.г.). Игорь САФОНОВ ТАИНЫ ТЕЛЕФОННОЙ ПОВРЕМЕНКИ что в пределах ранее установлен ной абонентской платы (45 руб. в месяц) потребителю дается воз можность говорить аж (45-30): 0,1=150 минут в месяц. Это уже вдвое меньше, чем тот средний фактический уровень потребле ния, о котором говорится в “Теле- фон+”. А теперь попробуем подойти с другой стороны. Если нормальная техническая пропускная способ ность сетей при равномерной на грузке составляет 4320 минут в месяц, то базовый повременный тариф за 1 минуту пользования должен составить (45- 30):4320=0,35 коп./мин., или в 28 раз ниже, чем базовый тариф, предлагаемый “Мурманэлектрос- вязью”. А далее должны вступить в силу повышающие и понижаю щие коэффициенты, учитывающие неравномерность загрузки сетей во времени. Как проверить правильность расчетов/ Можно ставить вопрос о проведении силами потребителей углубленной общественной про верки корректности предлагаемых “Мурманэлектросвязью" тарифов. Но, скорее всего, это предложение встретит отторгающую реакцию монополистов связи. К сожале нию, ст. 45 Закона РФ “О защите прав потребителей” предусматри вает возможность проведения си лами общественных объединений потребителей независимой экспер тизы качества товаров и услуг, но не их ценообразование. Это суще ственный недостаток Закона, кото рый следовало бы устранить законодателям как на федераль ном, так и на региональном уров не. Впрочем, отказ руководства связи от предоставления инфор мации для проведения экспертиз тарифов - сам по себе показатель как для населения, так и для ис полнительных и контрольных орга нов власти всех уровней. Мэр Мурманска О. Найденов по этому поводу вынужден был обратиться к генеральному директору ОАО “Мурманэлектросвязь” B.C. Витма- ну с открытым письмом в печати. Вот еще факт: пунктом 82 “Пра вил...” предусматривается приме нение абонентской или повременной системы оплаты со единений местной телефонной сети. При введении смешанной системы этот пункт нормативного документа будет нарушен. Что ятп^ Безграмотность, норматив- сепаратизм или расчет на э о ный кр< Св « £ * * * * * £ о * ° п 1 у ..... в а » е tA T A A р е о с о " " * * к о й ? ® ® ' с К И P ' S К И П Р .Л ЕН П Н А .1 8 ТЕЛ . 2 3 3 - 2 3 4 . о л о г п п лоббистскую поддержку? Недели три тому назад по Центральному телевидению выступал один из руководителей связи и выражал недоумение по поводу сопротив ления потребителей этой опера ции, дескать, платят же за электроэнергию за киловатт-час и никто не возмущается. Согласен, но ведь житель не платит за на личие в его жилище щитка, лам почек и розеток. Следуя логике связистов, можно начать брать деньги за вход в магазин. А там недалеко и до налогов на дождь, на ветер и на грозу... Т еперь подробнее о налого вых последствиях новации связистов. Положение органов исполнительной власти во всей этой истории представляется двойственным. С одной стороны, они должны защищать население от негативных последствий дей ствий предприятий-монополис- тов. С другой стороны, увеличение доходов предприятий связи ведет к росту налоговых поступлений в бюджеты этих об ластей, городов и районов. Это вызывает соблазн особенно-то не препятствовать введению повре менных тарифов. Возможно, что на местах уже подсчитали ожида емый налоговый “навар”. Но ведь оме доходов есть и расходы, язь является универсальной составляющей в хозяйствовании, и увеличение ее стоимости приве дет к росту цен по всей цепочке товаров, работ и услуг, начиная от прямого увеличения расходов на связь з финансируемых за счет бюджета организациях и кон чая ростом стоимости комму нальных услуг, электроэнергии, питания и т.д. Областная комиссия по энер гетике может возразить: а мы не позволим в связи с ростом услуг связи повысить тарифы на элект роэнергию. В этом случае у пред приятий энергетики, транспорта и других уменьшится прибыль, со ответственно уменьшатся и нало говые поступления в бюджеты области, городов и районов. Ин тересно, проводилась ли такая комплексная доходно-расходная оценка прямых и косвенных по следствии телефонной повремен ки? Рассмотрим несколько упро щенных оценочных примеров, ис ходя из условий: доходы связи от перехода на повременный тариф увеличились на 10 процентов, норма прибыли не изменилась и осталась на уровне 15 процентов. Как бы изменилась масса налого вых поступлений и расходов в случае: а) если бы связь обслу живала только бюджетные орга низации; б) если бы связь обслуживала только коммерчес кие организации, а они не повы шали цены и тарифы на свои товары, работы и услуги; в) если бы связь обслуживала только на селение. Во всех трех примерах за 100 процентов приняты дохо ды связи от обслуживания соеди нений местной связи до перехода от абонентской системы оплаты к А. ДОХОДЫ Прирост НДС от увеличения дохода пред приятий связи 10%х0,167 Прирост массы налога на прибыль за счет увеличения массы прибыли предприятия связи в связи с увеличением объема доходов пред приятиями связи 10%х0,15x0,38 ИТОГО увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней Б. РАСХОДЫ Увеличение бюджетных расходов на содер жание бюджетных организаций в связи с увели чением объема доходов предприятий связи Уменьшение массы налога на прибыль в связи с ее уменьшением в коммерческих орга низациях за счет погашения расходов, связан ных с введением повременных тарифов 10%х0,38 Увеличение расходов населения ИТОГО уменьшение налоговых поступлений или увеличение бюджетных расходов ВАРИАНТЫ ПРИМЕРОВ А 1.67% 0,57% 2,24% 10% Б 1,67% 0,57% 2,24% В 1,67% 0,57% 2,24% 3,8% 10% 10-2,24 3,8-2,24 - =7,76% =1,56% повременной (см. таблицу). Если ориентировочно принять, что объем доходов от услуг мест ной связи распределяется следую щим образом: население - 50 процентов, бюджетные организа ции - 30 процентов, коммерческие организации - 20 процентов, то сводный результат для бюджета окажется: (+2,24% х 0,5) + (-7,76% х 0,3) + (-1,56% х 0,2) = -1,72% Так кто же выигрывает от пере хода к повременным тарифам? На селение - нет, бюджет - нет, предприятия и коммерсанты - нет! Только связисты, а они вроде и так далеко не самые бедные. Е сли смотреть по жизни, то разрушается сама основа взаимосвязей в обществе. С до машних телефонов звонят учите ля, медицинские работники, работники коммунальных служб, руководители всех степеней - по экстренным вопросам, связанным с профессиональной деятельнос тью. С производственных телефо нов звонят родители оставленным без присмотра детям, супруги друг другу, взрослые дети престарелым родителям. В настоящее время сложилось как бы молчаливое равновесие между населением и руководителями по поводу пере крестного использования телефо нов местной связи в личных и производственных целях. С пере ходом на повременные тарифы это равновесие будет нарушено. Предположим, что обе стороны (граждане и предприятия) решили скрупулезно платить друг другу за перекрестное использование теле фонов. Но тогда понадобятся рас печатки всех переговоров с указанием номеров телефонов, даты, времени и продолжительно сти разговоров, их стоимости. А действующими правилами предос тавление пользователям таких распечаток предусмотрено только для междугородной и международ ной связи. Предположим, что та кие распечатки (кстати, тоже немалый расход) и в организациях, и у нас дома появились. И стороны оплатили друг другу расходы по переговорам. Тут же появляется налоговая инспекция и (поправьте меня, если я ошибаюсь) включает суммы, оплаченные предприятием гражданину за производственные разговоры с домашнего телефона в совокупный доход и облагает, как физическое лицо, соответству ющим подоходным налогом. Свя зисты могут предложить: по выходным и вечером о работе не думать, а в организациях устано вить телефоны-автоматы. Но это уже из области фантастики. Кроме всего прочего, повремен ные тарифы, да еще такого разме ра, начисто перечеркивают возможности использования ком пьютерной связи. Возвратимся к необходимости предоставления абонентам поми нутных распечаток услуг местной связи. Уж берете за услугу - будь те любезны счет по всей форме! Иначе получается игра в одни во рота в пользу “Мурманэлектросвя- зи”. А если на блокираторе на одном номере два абонента? А если у абонента вечерний теле- ‘ он? Сами связисты вряд ли раз- ерут, кто кому когда звонил и сколько раз... Нет, уж если обеспе чить равенство сторон договора о пользовании телефонной связью, без распечаток никак не обойтись. Ч то же делать, коль связис там ну страсть как хочется ввести повременку? А сделать придется следующее. Установить за счет предприятий связи теле фоны-автоматы в каждой органи зации. Внести изменение в пункт 106 “Правил оказания услуг теле фонной связи” с тем, чтобы на ме стную связь распространялся порядок предоставления абонен ту информации, предусмотренной для международной и междуго родной связи. Базовый тариф за 1 минуту повременного использова ния линий местной связи прини мать исходя из нормальной технической пропускной способ ности сети в месяц, без взимания абонентской платы за сам факт нахождения телефона у пользо вателя. Антимонопольному комитету вспомнить, что предприятиям-мо- нополистам запрещено повышать тарифы без улучшения качества услуг. Для ликвидации монопо- лизма внести соответствующие изменения в нормативные доку менты, дав возможность доступа к сетям связи конкурирующим организациям, как это сделано по нефте- и газопроводам. В случае, если предприятия-монополисты будут чинить препятствия конку рентам, изъять из их ведения ме стные линии связи с передачей под контроль муниципальным органам власти. Произвести силами исполни тельной, представительной влас тей всех уровней и общественности детальные проверки достоверности предлагаемых предприятиями свя зи тарифов и нормативной коррек тности договоров на услуги связи. Всенародно избранным руководи телям всех уровней, депутатам вспомнить о своих предвыборных обязательствах и объединенными усилиями воспротивиться ухудше нию условий жизни населения в угоду ведомственным интересам предприятий-монополистов. Независимым кандидатам, партиям и общественным движени ям, проигравшим недавние выбо ры, было бы лучше не сидеть “в засаде” до следующего раза, а на деле показать, что они заботятся о нуждах людей: организовать сбор подписей, петиций, проводить ак ции гражданского воздействия, ко торые могли бы оказать влияние на ход событий. Остановить дальней шее наступление на жизненный уровень народа мы можем только все вместе. г. Североморск Россия - э*но провинция! чемга •n u Т.М fcgCK р Сісалистыи цногорск Н икель * Зарегистрирован в Госкомитете РФ по печати. Per. № П 2842 Редактор А. М. РАЗУМНЫЙ Учредитель и издатель ООО "Поморская сторона" Мурмандайджест №40 февраль - март 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz