Рыбный Мурман. 1998 г. Февраль.
Панорама яыбной &траспи ♦ Появилась надежда, что и скором времени бу дет перекрыт канал во ровской утечки рыбы с судов, приходящих в Мурманск с промысла. 0 . ныне сиецгруппы М іі ІІІЦ И Н возьмут под контроль акваторию Кольского залива. Два ка 'ера для патрульных рсіідов милиции обязался выделить Север ныіі флот. Но требуется раз- ре і»енне Министерства обороны. Запрос сделан. ♦ Еще две рыбопро мышленные фирмы "Гриз” и “Гамма сервис” і рпияты в члены Север ноіі торгово-промыіилен палаты. ♦ В Норвежском море ііі іата сельдяная путина. Р 'ссписким рыбакам 1редстопт добыть 112 сельди. Пер- взяты хоро успешному и] ’омыслу мешают штор ма. Исходя из результа- іч л прошлого года, специалисты считают, что квоту рыбакам выбрать не под силу. Рабочая группа Мурманского ры б* хозяйственного совета дала “добро” на ведение ітр >мысла по ком” системе го добудет. т: сяч гони ві 'e уловы ПІ.іС. но олимпипс кто сколь С а м о л е т и к , подкативший прямо к Мурманскому аэропорту, чтобы дос тавить нас в свою Данию, был на столько крохотным, что аж сердце захолонуло: неужели эта птичка доле тит до побережья Северного моря? Но долетела, ненадолго присев на до заправку в Швеции. После 30-градусного мурманского мороза датские плюс восемь были для нас приятным подарком судьбы. Поискали привычный снег - нет его, теплый ветер пахнет весной и морем. И тогда один из моих коллег мечта тельно заявил: “Надо попросить у Да нии климатическое убежище”. Усевшись в комфортабельный ав тобус, мы, конечно же, прилипли к ок нам... Ярко зеленеет озимь. Кстати, поля в Дании не бескрайние, как у нас, а размечены небольшими прямоу гольниками. Каждый окаймляют рукот ворные лесополосы и канавки, которые отводят с полей лишнюю воду и не дают заболачиваться почве. Вдоль шоссе - асфальтированная дорожка для пешеходов и велосипе дистов. На пересечении дорог - свето форы, как в городе. Мимо окон проплывают хутора, поселочки, жел тые и белые домики с островерхими крышами, крытыми красной черепи цей. На подоконниках широких окон - курочки, кошечки и прочая скульптур но-поделочная живность. На пути мно го ветряных мельниц. ...Фредериксхавн невелик - всего около 45 тысяч жителей, какой-то сон ный, без сверкающих реклам, без об щественного транспорта. Все ездят на своих машинах или велосипедах, наи более популярном здесь средстве пе редвижения. У каждого учреждения или магази на - специальные стоянки для двухко лесного друга. Говорят, даже королева Дании является членом об щества велосипедистов. В каждом учреждении - гостинице, банке, магазине, офисе - обязатель ный столик с игрушками, чтобы было чем заняться малышу, пока родители решают свои взрослые проблемы. кШ__I , .а-зг Щ ішш р .вттк- г гттг- г«тоюя?!г яшш г. ly iM S S H if; ВЗЯВ R п rssm г '?гѵ,;*'г; * ІІШШШЁ!J!!f * ПЯЯГЯг л*гШ81 ПЯЙЯН^ГЗЯЯ г>татя r> I я кт *: вямви т ввнаг. ;•>8РЯ*»I? Ма перекрестке мнений Среди пишущей братии как-то не принято печатно полемизи ровать с коллегами из других издании. И все-таки... “Платон мне друг, но истина дороже . 11 февраля газета “Вечерний Мурманск” опубликовала хлес ткую корреспонденцию обозревателя Светланы Керонен “Все вокруг колхозное, все вокруг мое”, призванную потрясти умы и души читателей. Бойким пером выведен неприглядный портрет председателя рыболовецкого колхоза “Волна” Евгения Иова - нерадивого хозяйственника, уголовного преступника на удель ном княжении в Чапоме, расхитителя, контрабандиста и прочая. Между строк проскальзывало: тюрьма давно по нем плачет. Из каких же источников черпал автор разоблачительную информа цию? Вчитавшись в публикацию, выявить их не составляло осо бого труда. Это - бывший депутат областной Думы Сергей Григорьев, руководящие чиновники администрации Терского района - непримиримые и давние противники председателя, а безликое словосочетание “группа колхозников” наверняка при крывает бывших работников хозяйства - Затолокина “со товари щи” , наводнивших областные инстанции челобитными, треоуя о .'ставки Иова. Знакомые все лица. Они фигурируют и в прошло годних субъективных заметках на страницах “Комсомольца За полярья . ВО СЛАВУ [ Будущее Северного бассейна РОССИЙСКОГО ФЛАГА Из моего окна в гостинице “Ютлан дия” хорошо виден причал, у которого ошвартован огромный паром, курсиру ющий между Данией и Норвегией или Швецией. Уходит один - швартуется другой. Они построены на той самой верфи, где мы завтра будем присут ствовать на церемонии крещения рос сийского судна “Севрыба-2”. Д и р е к т о р верфи Нильс Орсков - человек очень занятой, а потому наш разговор с ним больше походил на блиц-интервью. - Господин Нильс, с какого года существует верфь, как давно вы ее возглавили? - Верфи 45 лет. Я директор с 1972 года. - Сколько вы построили кораб лей? - 149 больших, маленькие не в счет. - По типу судов - какие? - Разные. Большие морозильные траулеры, транспортные суда, контей неровозы, танкеры, паромы. - Велика ли территория верфи? -1 0 тысяч квадратных метров. - По структуре управления это?.. - Холдинг. В нее входят несколько компаний, в том числе иностранных. - Как вы относитесь к сотрудни честву с Россией? - Это очень полезное для обеих стран сотрудничество. - “Севрыба-2” - первое судно для России, которое вы построи ли? - Да. Но скоро будет спущено на воду еще одно, заложено третье. Впрочем, мурманчанам хорошо изве стна наша верфь, поскольку здесь ре монтировалось много ваших траулеров. - Господин Нильс, я слышала, вы большой ценитель хороших вин и каждую осень отправляетесь в Италию на их дегустацию. - Это правда. Думаю, я не один та кой, многие датчане умеют ценить на стоящее вино. Жизнь коротка, надо успеть перепробовать все хорошее. - Вам трудно работать? - Конечно. Особенно в последние пять лет. - Почему? - Мир стал очень тесен из-за огром ной конкуренции... Р у с с к и й к о р а б л е с т р о и т е л ь академик Крылов говорил: “Самое со вершенное творение Бога - женщина, самое совершенное творение челове ка - корабль”. Алексей Николаевич имел в виду военные корабли. Но если бы он дожил до наших дней и увидел “Севрыбу-2”, думаю, повторил бы свое высказывание. Два больших автобуса доставили на причал гостей праздника - предста вителей властей Фредериксхавна, ру ководство верфи, дипломатов, делегацию Северного бассейна. На машинах подъезжали горожане с детьми, родственниками и знакомыми. Как назло, именно в этот день, 14 февраля, дул сильный холодный ве тер, но все приехавшие не обращали внимания на него, любуясь сине-бе- лым траулером. Крестная мать судна Татьяна Ми хайловна Евдокимова, жена губерна тора Мурманской области, очень волновалась: разобьется не разобь ется с первого удара о борт бутылка шампанского. Моряки считают, что если не с первого раза разобьется - быть беде. Но все получилось как надо. И слова доброго напутствия мо рякам крестной матери прозвучали тепло и задушевно. И вслед за генеральным директо ром “Севрыбы” Георгием Васильеви чем Тишковым гости поднялись по трапу на красавец-траулер. Моим ги дом согласился быть Валентин Евдо кимович Безукладов, принимавший судно в качестве главного механика. На мостике поначалу меня ничего не удивило: вроде все как на “Севрыбе- 1”. Но, оказывается, очень многое усовершенствовано. Напомню: на этих судах нет штур вала, траулер слушается легкого при косновения к маленькому круглому пультику. Штурману не нужно прокла дывать курс по карте - это сделает компьютер и покажет любую часть района промысла в любом масштабе, за секунды рассчитает расстояние до нужной точки. Три спутниковых теле фона, два факса, телекс, комплекс связи, установка которой - требование международной конвенции, мониторы, на которых видна работа лебедки и людей на промысловой палубе. Это и многое другое оборудование восхища ют даже дилетанта, насколько все умно и насколько все облегчает рабо ту штурмана. Говоря о мониторах и пульте управления промысловыми механизмами, надо подчеркнуть осо бенность траулера: промысловая па луба уходит под надстройку, то есть без этого оборудования не увидишь, что там происходит. Рыбофабрика полностью автома тизирована, люди нужны только на ук ладке рыбы (хвостами в одну сторону), чтобы филе получалось что надо. Тут и там установлены компью теры, информация с них поступает в офис технолога, а тот может дать ко манду со своего компьютера на фаб рику. Поблескивают серебристым цветом четыре вертикальные (для крупной рыбы) и три горизонтальные (для коробочек с филе) морозильные установки. Транспортер из прозрачно го пластика, подсвеченный снизу, по зволит увидеть малейший брак на каждом филейчике, а автоматическое взвешивающее устройство чувстви тельно к любому отклонению от веса этого филейчика. Много техники и на камбузе: микро волновые печи, посудомоечная маши на и т. д. А еще есть машина, которая все пищевые отходы перемалывает в пульпу и отправляет ее в море на ра дость рыбе. Каюты команды просторные, удоб ные. Санузел на две каюты с подогре ваемым полом (у входа - кнопочка включения), общая сауна, кондицио нер, красивая кают-компания и комна та отдыха - все сделано для того, чтобы моряк смог прийти в себя, от дохнуть после вахты. В истории создания “Севрыбы-2” есть еще очень важный момент. В проектировании этого траулера прини мали участие специалисты “Севрыбы” Владимир Хижняков, Юрий Черняев, Владимир Белко, Александр Михно- вец. То есть не просто брали “что дают”, а закладывали в будущее суд но то, что сами считали нужным, по стоянно контролируя процесс строительства и усовершенствуя ту или иную идею, чтобы она потом при носила наибольшую пользу. В т о р о е с о в р е м е н н о е судно для российских рыбаков-северян, для АО “Севрыба” построено не в Норве гии, как первое, а в Дании. Почему? Ведь, по словам господина Тишкова, кредитные условия здесь значительно тяжелей, чем в Норвегии. Чтобы отве тить на этот вопрос, надо досконально знать весь комплекс отношений (поли тических, финансовых и т. д.) между Россией и Западом. Гораздо проще ответить на вопрос: а почему не стро ятся такие траулеры на отечествен ных верфях? Говорит Георгий ТИШКОВ: - Мы вынуждены предоставлять работу иностранным судостроите лям, потому что банки этих стран дают нам кредиты в отличие от банков России. Мы идем на такой шаг от безысходности: необходимо обновлять флот, а для этого нужны большие деньги. К тому же, следует заметить, отечественная промыш ленность сильно деградировала в последнее время, она уже не сможет произвести оборудование, которым пользуется сегодня весь мир. Напри мер, машины на рыбофабрике фирм “Квернер” и “Баадер” - подобных у нас не изготовят. То есть, если даже построить на российских верфях "коробку” траулера, все комплектую щие, все оборудование пришлось бы закупать за рубежом. Невдалеке от “Севрыбы-2" строит ся аналогичный траулер “Карелия”. Пока еще он невзрачный, серый, не кий гадкий утенок. Но пройдет еще не много времени - и он превратится в такого же, как “Севрыба-2”, сине-бело- го “лебедя” и станет первым совре менным судном в “Карелрыбфлоте”. Потом здесь же, на этой верфи, под нимут флаг России на траулере “Со ловки” для архангельских рыбаков. А год назад шесть современных судов пополнили Мурманский тралфлот. Правда, строились они не здесь, а в Германии. Шаг за шагом, с превеликими труд ностями, брошенные государством ру ководители флотов Северного бассейна движутся в XXI век, по мере сил обновляя отечественный рыбац кий флот. Инна БЕРЕЗЮК. Фредериксхавн - Мурманск У ЛЖИ КОРОТКИЕ НОГИ Леонид ПАВЛОВ Наша газета последовательно отстаива ет доброе имя Евгения Иова. Колхозники передали в редакцию два письма, послу жившие поводом для сегодняшней статьи. Цитирую с текстовыми поправками: “Со трудники и члены рыболовецкого колхоза “Волна” с огромным возмущением прочи тали статью “Все вокруг колхозное, все вокруг мое”. Допущены высказывания, по рочащие честь и достоинство нашего председателя. Перед публикацией, как сома пишет автор, она не беседовала ни с Е 3. Новым, ни с колхозниками, а значит, но знает действительного положения сел. публикует заведомо ложную информа- и> ) со слов чужих людей, не имеющих от ношения к колхозу. Мы пытались '■-..говориться с автором о встрече. : '.зъяснить ситуацию, но наше предложе- чоо она отвергла. Отказ рассматриваем г : боязнь аргументированно провести беседу с помощью документов. Делаем вывод, что цель статьи - ошельмовать председателя, вынуждены обратиться в суд с иском о защите чести и достоин ства, деловой репутации председателя’’. Более 50 подписей. И второе: “Сотрудники норвежских фирм “Нордхав” и “Балтикой” города Тром- се, ознакомившись с кляузной статьей “Все вокруг колхозное, все вокруг мое", возмущены до предела. С рыболовецким колхозом “Волна”, возглавляемым Е.В. Новым, мы работаем уже шесть с лиш ним лет. Знаем этот коллектив как спло ченный, порядочный. Господин Е.В. Иов уделяет очень много времени для реше ния имеющихся проблем, очистил колхоз от разных авантюристов (А. Затолокин, А. Андреев, Е. Барбер). А. Затолокин, на пример . путем подделки подписи бывшего министра рыбного хозяйства РФ В. Ф. Ко рельского пытался снять с нас 150 тысяч долларов США за якобы выделяемую кол хозу квоту трески 3000 тонн, остался безнаказанным”. Подписи директоров фирм, заверенные печатями. Теперь по существу. В 1988 году пред шественник оставил “в наследство” Евге нию Иову хозяйство с огромными, даже по тем временам, долгами, а не процветаю щее, как утверждает Светлана Керонен. Всплакнула она, что буренок из 40 оста лось 12. В большинстве рыболовецких кол хозов и того нет. Жители Чапомы по сей день обеспечены животноводческой про дукцией. Установлены льготные цены (в старом масштабе): молоко свежее - 4 тыс. руб. за литр, обрат - 1 тыс. 600 руб., слив ки свежие - 18 тыс. руб. за кг, творог - 12 тыс. руб., мясо говядина - 12 тыс. руб. за кг. За прошлый год колхоз покрыл убыток от молочнотоварной фермы в 188 млн. руб лей. Отчетные стенания Григорьева по по- зоду социально-бытовых сельских неурядиц скорее надо адресовать район ной администрации, а не колхозу и его ру ководителю. Медпункт, школа, клуб, магазин, телефонная связь на балансе со ответствующих районных организаций, они за них в ответе. Зачем же с больной головы валить на здоровую? Колхоз помогает чем может. Приобретает на свои деньги лекар ства, продукты питания, школьный инвен тарь, в клуб куплен видеомагнитофон с кассетами. Работает телевизионный рет ранслятор - пока принимает одну програм му, почти в каждом доме установлены видеодвойки. За все это колхоз выложил свои кровные, нажитые. И газеты в летную погоду сюда привозят регулярно. Заявле ние Григорьева, что “население абсолютно не информировано о происходящем в стра не и регионе”, которое преподносится в ка честве доказательства дикой отсталости местных жителей, не выдерживает никакой критики. Все вышеперечисленные абсурд ные умозаключения вчерашнего думца, ус лужливо растиражированные Керонен, понадобились лишь для того, чтобы под крепить шаткий тезис: “выделяемая колхо зу социальная рыбная квота расходуется не по назначению”.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz