Рыбный Мурман. 1998 г. Февраль.
г 4 шимся в их странах, и успешным наступлением частей Красной Армии. В июне 1919 ушли 7 пароходов с амери канцами, в августе Мурман покинули итальянцы. После дние иностранные солдаты покинули Мѵрман 13.10.1919, но власть оставалась у белогвардейцев. ИНТЕРСКРАБ, совместное советско-американское предприятие по разделке металлических корпусов выведен ных из эксплуатации рыболовецких, транспортных судов и военных кораблей Северного флота. Строительство нача лось в Мурманске в 1990 по решению Советского прави тельства. Занимает территорию в 164 га на левом берегу Кольского залива. В числе финансистов - банк “Еврокос мос”, внесший вклад в 10 млн. долларов. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ церковь. Построена в 1856- 1857 в с. Оленица на Терском побережье Белого моря. В 1894 заменена новой, приписанной к Кашкаранскому при ходу. Длина 15,6 м (без крыльца), высота с главой 10,7 м. Алтарь пятистенный. В 1897 поставили новый иконостас, двухъярусный, позолоченный червонным золотом. Офор млял иконостас и писал иконы вологодский мешанин, про живавший в Архангельске, Константин Александрович Цветков. Четыре колокола на звоннице весили вместе 246 кг. Паникадило медное трехъярусное имело 36 подсвечни ков и обошлось прихожанам в 134 рубля 45 копеек. Мест ный крестьянин Трофим Константинович Кожин в 1896 подарил церкви икону “Всех скорбящих радость”, потир серебряный под золотом, дарохранительницу медную тоже под золотом, плащаницу бархатную с футляром в 250 руб лей. Крестьянское общество выделило причту 2 десятины земли под сенокосы. В 1914 в Оленнцком приходе числи лись 52 двора и 348 человек. Священником служил в то время Михаил Федорович Воронцов. ИОВСКАЯ ГЭС, вторая станция каскада Ковдинских ГЭС. Первый агрегат дал ток 28.12.1960, второй - 27.05.1961. ИОВСКОЙ ГЭС, поселок - си/. Зарсченск. ИОКАНЬГА, река, впадает в Святоносский (Иокань- гский) залив Баренцева моря. Длина 229 км. Вариант на звания: Иоканга. Издавна служила промысловым местом поканьгских саамов. ИОКАНЬГА, село в устье одноименной реки в севе ро-восточной части Кольского полуострова, впадаюіцеіі в губѵ Немецкая Святоносского залива, в 622 км от с. Лово- зерэ (по морю). Саамский “Еконгский погост” упоминается в документах 1620. Село зарегистрировано в 1920. С 30-х гг. входило в состав Саамского района, в 1963 в связи с ликвидацией Саамского района передано в Ловозерский. Большинство жителей переехало в село Ловозеро. 30.04.1970 исключено из учетных данных. Вариант назва ния: Иоканга. м. С в я той Нос ИОКАНЬГСКАЯ ВОЕННО-МОРСКАЯ БАЗА, строилась в 1915-1916 одновременно с Кольской и Алексан дровской. Работало до 800 волыіонаехмных рабочих и око ло 400 ратников. Действовала в годы Великой Отечественной войны одновременно с двумя другими база ми Северного флота - Новоземельской и Карской и главной базой флота в Полярном. ИОКАНЬГСКАЯ ТЮРЬМА, место заключения по литических противников. Создана англо-американскими ин тервентами и русскими белогвардейцами на северо-восточном побережье Кольского полуострова. Ха рактерными для нее были жестокие пытки и массовые рас стрелы заключенных. Администрация, охранная команда и первая партия заключенных (более 300 человек) из Архан гельска и острова Мудьюг были направлены в Иоканьгѵ 20.09.1919. Возглавил карательное учреждение бывший помощник начальника Нерчинской ссыльнокаторжной тюрьмы Судаков. Вместе содержались каторжане и осуж денные на небольшие сроки, подследственные и солдаты дисциплинарного батальона. К ноябрю 1919 в холодных бараках и землянках насчитывалось уже 1080 человек. Ох рана составляла 110 человек. 20.02.1920 заключенные Иоканьги подняли восстание и освободили себя сами. Из брали совет во главе с М.И.Бечиным. Начальник тюрьмы Судаков был арестован и впоследствии в Архангельске по приговору военного трибунала расстрелян. Из 682 оставав шихся в живых к моменту восстания заключенных 250 были тяжело больны. Только в один день, 25 февраля, умерли 29 человек. 1 марта пришли в Иокаиьгу ледоколь ные пароходы “Русанов”, “Сибиряков” и “Таймыр”. На пути в Мурманск умерли еще 24 человека. Похоронены в центре Мурманска, в сквере, на могиле установлен памят ник “Жертвам интервенции” , один из первых в городе. Обелиск установлен и в Иокаиьге. Автор проекта худож ник И.А.Давыдов. Лит. Уржумский П. Иокаиьга. Архангельск, 1930. ИОЛКО Михаил Владимирович, главный метал лург комбината “Североникель” в 1939-1941, разработчик технологии получения никеля из рѵд Мончегорских рудни ков. Работал в Свердловске. В 1934 приглашен в Ленинг рад, в научно-исследовательский сектор Горного института. ’Мурман" стр. 9 В 1934-1935 проводил опыты выплавки никеля из мончет горских руд в специально построенных небольшом конвер торе и вагранке. С 1937 на “Североникеле” . Первый черновой никель гіо его технологии на предприятии полу чили 23.02.1939 в смену инженера Т.П.Гирбасовой. По зднее работал главным инженером комбината “Североникель”. Умер и пох. в Ленинграде. ИОНА, деревня - см. Ена, село. ИОНАС Генрих Густавович (1893-1938), почет ный железнодорожник, провел первый электровоз от Кан далакши до станции Пинозеро. Род. в Юрьевском уезде Лнфляндской губернии, латыш. Окончил железнодорожное техническое училище в Ревеле. Работал слесарем депо в Нарве. С 1916 в Кандалакше: помощник машиниста паро воза, дежурный депо, паровозный мастер, машинист, на чальник электродспо. В 1938 по надуманным обвинениям арестован и расстрелян. Реабилитирован в 1957. ИОНАФАН, в миру - Иван Баранов (1848-9.03.1915), настоятель Трпфоно-Печенгского монастыря. Род. в д. Еглы Новгородской области, русский. В 1867 ушел в Со ловецкий монастырь, где в 1880 принял монашеский пост риг. В 1882 рукоположен в иеромонахи и назначен смотрителем Савватиевского скита на Соловках. В 1889 переезжает в Печеигу: помощник настоятеля, а с 1890 - настоятель Трпфоно-Печенгского монастыря. Монастырь при нем превратился в крупное хозяйство. Ионафан был знаком с членами царского двора. В 1907 в Царском Селе состоялась его встреча с Николаем 11. В 1896 посвящен в сан игумена, а в 1901 - архимандрита. Награжден ордена ми св. Анны II степени и св. Владимира III степени. Умер и пох. в Печенге. ИОНОВ Александр Иванович, секретарь Монче горского горкома ВКПСб) 1 состава (1937-1938). Род. 13.09.1902 в д. Кораблпнка Рязанской области, русский. Закончил Всесоюзный коммунистический университет в Ле нинграде (1930). В Мурманской области с 1935 - секретарь парткома комбината “Североникель”. В 1938-1939 - замес титель директора “Североникеля” , начальник инспекции Главсевморпути, заместитель начальника Севморпутьзавод- строя (строительство судоремонтного завода Севморпутп). По надуманным обвинениям 26.05.1938 был арестован, обвинен во вредительской и контрреволюционной деятель ности, однако через год с небольшим дело было прекраще но. “ИОСИФ СТАЛИН”, линейный ледокол второго по коления. Построен в Ленинграде. Длина - 106,5 м, шири на - 23 м, водоизмещение - 6690 т, мощность машин - 11000 л.с. Работал на трассах Севморпутп. Впервые в истории в 1939 за одну навигацию совершил двоііное плавание но ар ктическим морям: выйдя из Мурманска 24.07, пришел в бухту Провидения 27.08 и вернулся в Мурманск 28.09. До этого только двум судам удавалось за одну навигацию пре одолеть этот путь в одном направлении: “А.Сибпрякову” в 1932 - с запада на восток и ледорезу “Ф.Литке” в 1934 - с востока на запад. Ледокол проводил в Арктике караваны и одиночные суда. Ремонтировался в США. В 1954 портом приписки стал Владивосток. В 1961 получил новое назва ние - “Сибирь”. Выведен из эксплуатации в 1974. Капита ны в разные годы: М. ГІ. Белоусов, П. А. Пономарев, М.В.Готский, В.И.Воронин. Лит. Кауфман А. Страницы биографии “Иосифа Ста лина", ледокола. - “Мурманский вестник", 1994, 2.07. ИОССЕДИАНИ Ярослав Константинович (23.12.1912-23.03.1978), капитан I ранга, в годы Велнкоіі Отечественной войны командир подводной лодки Северно го флота, писатель, Герой Советского Союза (16.05.1944). Род. в с. Лахири в Грузии, сваи. В ВМФ с 1934. Окончил Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе (1938) и Высшие специальные курсы подводного плавания (1940). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Командовал подлодкой на Черноморском флоте, со вершил там И боевых походов, потопил 12 неприятельских кораблей и транспортов. В апреле 1944 перевел из Англии в Полярныіі подлодку В-4 и с тех пор воевал на Северном флоте, потопил танкер и 2 транспорта. С 1966 в запасе. Член Союза писателен СССР. Автор книги “Записки под водника” (1962), повестей “Морской ветер” (1970), “Огонь в океане” (1975) и др. ИСКОМСЕВ (исполком Северного фронта), избран I съездом депутатов Северного фронта в ноябре 1917. В де кабре объединен с исполкомом Совета рабочих и солдатс ких депутатов Северо-Западной области, образован Верховный Совет рабочих, солдатских и крестьянских де путатов Северо-Западной области и Северного фронта. “ИСКРА”, первая общероссийская нелегальная больше вистская газета. Издавалась за границей с 1900. № 1-51 вышли иод редакцией В.И.Ленина, с № 52 - меньшевист ская. Издание прекращено на .\г° 112 в ноябре 1905. Один из путей транспортировки газеты из-за границы в Россию проходил через Северную Норвегию на Александровск-на- Мѵрмане и далее в глубь страны. ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ КОЛОНИИ (ИТК), места для содержания осужденных за различные преступления. Общего, строгого и особого режимов. В 1987 в Мурманской области содержалось в ИТК около 13 тыс. осужденных. С распадом Союза ССР осужденные в быв ших республиках отправлены в новые образовавшиеся го сударства. В 1997 оставалось около 9 тыс. осужденных. В Мурманской области расположены: И Т К - 16 (пос. Мурмаши), с 25.08.1961, особый режим. Первый начальник ст. лейтенант Паньков Артем Ермолаевич; ИТК -17 (г. Мурманск, Угольная База), общий режим; И ТК -1 8 (пос. Мѵрмаши Кольского района), строгий режим; ИТК -20 (пос. Зеленоборский, пригородная зона Кандалак ши), общий режим; ИТК -23 (пос. Ревда Ловозерского рай она), строгий режим. 20 - 26 февраля 1998 года ИСТОМА Григорий (Истома Малый), русский дип ломат конца XV - начала XVI вв. В 1496, направляясь из устья Северной Двины в Данию, открыл морской путь вок руг Кольского и Скандинавского полуостровов в Западную Европу. Австриец Снгизмунд Герберштейн описал это пу тешествие Г. Истомы в книге “Записки о московптских делах”. Немало места в книге отведено описанию жизни польских саамов в XV в. ИСТОМИН Николай Сергеевич, создатель пер вой к о м с о м о л ь с к о й организации в Мурманске. Род. в 1903 в д. Лесканово Ярославской губернии, русский. В 1918 про вел первое собрание молодежи в Мурманском морском клубе, где было принято решение создать первую в городе комсомольскую организацию. Сам первым вступил в нее и избран секретарем. В годы интервенции служил на траль щике “Ксения”. За сочувствие советской власти изгнан оттуда. В июне 1920 направлен на польский фронт. По зднее работал в гѵбкоме комсомола, на выборных профсо юзных должностях. Погпб в Велпкѵю Отечественную войну, защищая Заполярье. ИСТОПКА, хутор на берег}' Горла Белого моря, в 20 км к югу от с. Чапома. Существовал с 1939 до второй по ловины 60-х гг. ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ БАТАЛЬОНЫ, военизиро ванные добровольческие формирования, создававшиеся в годы Великой Отечественной войны в городах и районах прифронтовой зоны для охраны важных объектов и борь бы с неприятельскими диверсантами и парашютистами в тылу. Состояли из граждан, не подлежавших призыву в армию. По армейскому образцу делились на роты, взводы, отделения. Командирами назначались работники НКВД и милиции, комиссарами - партработники. Вооружались лег ким стрелковым оружием. Службу несли без отрыва от про изводства. В Мурманской области к концу 1941 действовали истребительные батальоны, роты пли взводы во всех городах и районах. ИСУПОВ Василий, коляннн, сражавшийся на Боро динском поле с французами в составе 35-го егерского пол ка. Был ранен. После выздоровления участвовал в заграничном походе русской армии и получил медаль “За взятие Парижа 13.3.1814 г.”. “ИТАЛИЯ”, дирижабль экспедиции Умберто Нобиле. Стартовал к Северному полюсу со Шпицбергена 23.05.1928. Через 20 часов достиг цели, но из-за непогоды высадка в самой верхней точке Земли не состоялась. Через два’дня, на обратном пути, у берегов Шпицбергена про изошла катастрофа: при ударе дирижабля о землю из гон долы были выброшены 9 человек, в том числе У.Нобиле; остальные унесены неуправляемым дирижаблем в неизве стном направлении и бесследно исчезли. В спасении экспе диции У. Нобиле участвовали корабли и самолеты многих стран, в том числе СССР. Оставшиеся в живых члены эки пажа дирижабля “Италия” были подобраны советским ледоколом “Кра син”. Задейство ваны были в этой операции две подводные лодки Северного флота. В 60-е гг. итальянские и советские режис серы совместно сняли художе ственный фильм “Красная палат ка”, которыіі рассказывал об этом героическом и трагическом эпизоде. Лит. Самойлович Р. На спасение экспедиции Нобиле. Л., 1967. Миндлин Э.М. “ Красин” во льдах. М .,1972. ИШКОВ Александр Акимович, в 1940-1979 - ми нистр рыбного хозяйства СССР. Род 29.08.1905 в Ставро поле, русский. Работать начал в 14 лет подручным мастера в электромеханической мастерской. Окончил Ростовский пединститут (1957). С 1930 в рыбной отрасли. Неоднократ но бывал в Мурманске в годы войны и в послевоенное вре мя. Многое сделал для развития рыбной отрасли Севера. ИШМУХАМЕДОВ Исхак Сулейманович (25.05.1898-31.08.1968), организатор и учитель первой в Мурманске мусульманской школы. Род. в д. Вязовой Гай Ульяновской области, татарин. Закончил педагогический факультет (татарское отделение) Саратовского пединститу та (1920). С 1921 в Мурманске. Органи зовал мусульманскую школу, преподавание велось на татарском и рус ском языках. При губернском отделе на родного образования возглавлял бюро национальных меньшинств. Был делега том I Всесоюзного съезда работников просвещения; выступал по проблемам на циональных школ. Участвовал в ликвида ции неграмотности на Кольском И Н Т - и ш м Выпуск № 13 л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz