Рыбный Мурман. 1998 г. Февраль.

А Ш P t Р ЗЧО “Рыбный 45-32-І ман С. Н. Дащинский 48-64-75 ВАЖ НО Е ДЕЛО Я не знаю, с к о л ь к о экземпляров газеты “Рыбный Мурман” получают наши земляки в Кандалакше и по­ селках пригородной зоны. Но это отнюдь не чуждая нам газета - в недавние времена немало городских предприятий работали на “рыбу”. А пишу я в связи со значительнейшим событием об­ ластного значения. В “Рыбном Мурмане” вкладышем на четырех газетных страницах публикуется “Энцикло­ педия Кольского края”. Правда, не в каждом номере - ведь нужно время, чтобы подготовить очередные де­ сятки статей к печати. Ведет газетный вариант этой “Энциклопедии...” кандидат исторических наук, журна­ лист Станислав Дащинский, автор ряда разнообраз­ ных книг - и исторических, и очерковых. Может, дотошный читатель помнит начало всей этой работы - публикации в газете “Советский Мур­ ман” (теперь “Мурманский вестник”). На страницах ее материалы так и назывались - “Для энциклопедии Кольского края”. Но вернемся к газете “Рыбный Мурман”, к публику­ емой там “Энциклопедии Кольского края”. Нет слов, чтобы оценить уже сделанное. Как быстротекуща исто­ рия, зримо видно именно в таких публикациях. Например, 60 л ет назад на территории Кандалак­ шского района был один поселковый Совет - Ниве- кий и пять сельсоветов: Ковдский, Княжегубский, Кандалакшский, Колвицкий и Конец-Ковдозерский. Уже этот перечень говорит сам за себя , о тех изме­ нениях, что произошли. Ныне исчезли с учета желез­ нодорожная станция Плесозеро, разъезды Долгий, Гангос и др.; лесопункты Пинозеро, Великий Остров, всякие там Тикша-Ламбина, Кангас-Губа, Пустая Губа. Мало кто знает о деревнях Пажма и Моша, но ведь были поселения и на лесопунктах Моша, Лу- веньга! А на Ковдских островах остался всего один лесозавод... Когда-то и станция Зашеек была кандалакшской, теперь это город - Полярные Зори. Новые границы стали у района. Что-то убыло . В состав района вошла территория, отошедшая к нам после финс­ кой кампании с центром в селе Алакуртти, туда л е г ­ л а железная дорога, появились новые станции и исчезли потом... Но многие из нас именно там роди­ лись и работали, там умирали их близкие. И это бег­ лы й экскурс только по Кандалакшскому району. Так давайте с вашей помощью, дорогие земляки, увеко­ вечим исчезнувшие поселения в создаваемой “Эн­ циклопедии Кольского края”! В свое время я высылал С. Н. Дащинскому матери­ алы более чем о пятидесяти известных соотечествен­ никах. Хочется думать, что собранное мною будет использовано. Кстати, вот одно из замечаний: неоправданная раз- номерность отдельных статей. В частности, там мно­ го командиров различных служб Краснознаменного Северного флота, вплоть до командиров дивизий. В то же время явно недостаточно говорится о команди­ рах производства, внесших неоценимый вклад в раз­ витие производительных сил области. И вообще, в отдельных статьях рассказывается о человеке, который в наших местах жил два-три года или всего один раз приезжал(!), а к этому факту дает­ ся расширенная биографическая справка. Имеются и фактические ошибки, например, о при­ своении Госпремии строителям третьей Нивской ГЭС во главе с И.И. Наймушиным в... 1966 году. А они были удостоены Сталинской премии первой степени за 1949 год. Поселок Гремиха упоминается только как одна из баз подводных лодок Северного флота, и все... А его история - где она? Список можно бы и продолжить. Но именно в этом и заключается цель газетной публикации - совместно выправить текст будущей “Энциклопедии Кольского края”. Жаль только, что возможности оказываются ог­ раниченными. Ведь “Рыбный Мурман” теперь имеет у нас неширокое хождение. А следовало бы уделить пристальное внимание этой самой “Энциклопедии...”, чтобы сделать ее более полной. Как этого добиться? Думается, свою роль могли бы выполнить библиоте­ ки, работники их имеют богатый опыт проведения массовых мероприятий и систематики информации. Они могли бы как можно шире познакомить земляков с этой работой, внести свой вклад в важное дело. Ефим РАЗИН, журналист, заслуженный работник культуры РСФСР. Мурман" стр. 7 ИВАНОВА Татьяна Николаевна, доктор геоло­ гических наук (1964), заведующая лабораторией петрогра­ фии Геологического института Кольского филиала (сейчас центра) Академии наук СССР (РАН). Род. в 1920, рус­ ская. Окончила Ленинградский университет. В Свердлов­ ском геологическом институте исследовала петрологию Мончегорского никеленосного плѵтона. С 1949 в Геологи­ ческом институте Кольского филиала АН СССР. Изучает петрологию и геологию Хибинских тундр. Докторскую диссертацию защитила по теме “Апатитовые месторожде­ ния Хибинских тѵндр”. Автор десятков научных работ и монографий. Удостоена серебряной и золотой медалей Вы­ ставки достижении народного хозяйства (ВДНХ) СССР. ИВАН-ЧАИ, кипрей узколистый, многолетнее расте­ ние семейства кипрейных. Высота до 1,5 м. Длинное кор­ невище, высокий стебель, покрытый ланцетовидными листьями. Лилово-красные цветки собраны на конце стеб­ ля длннноіі кистью. Цветет на Севере в июне-июле. Цвет­ ки выделяют много нектара, поэтому иван-чай является хорошим медоносом. Используются все части растения: в корнях содержатся дубильные вещества, из стеблей выот веревки, корневища едят и сырыми и вареными, молодые листья и побеги идут на салат, высушенные листья зава­ ривают как чай. Широко распространен по всему Кольс­ кому полуострову, хорошо растет на рыхлой почве после вырубок и на гарях. Под его защитой вырастают молодые березки. ИВАНОВКА, деревня в центре Кольского полуостро­ ва, на р. Поной - см. Чальмны Варрэ. ИВАШЕВ Василий Петрович (1879-1950), инже­ нер, строитель Мурманскоіі железной дороги, внук декаб­ риста В.П.Ивашева. Окончил Институт путей сообщения (1901). С лета 1915 - начальник 6-го, Княжегубского уча­ стка строительства дороги. Позднее руководил работами по усовершенствованию пути, строительством мостов на реках Шуя, Березовка, Большая н Малая Ковда, устрой­ ством водоснабжения на станциях Княжая, Кандалакша, Охтоканда. В 30-е гг. ведал работами по электрификации участка дороги Кандалакша - Мурманск. Последние годы жил и работал в Ленинграде. ИВОНИН Михаил Сергеевич (1921-1997), жур­ налист, с 18.12.1946 по 1948 редактор районной газеты “Занолярныіі труд” (г. Кола), в 1948-1967 - городской га­ зеты “Мончегорский рабочий”. Род. в д. Ситники Киров­ ской области, русский. Окончил факультет журналистики Свердловского университета. Работал ответственным секре­ тарем районной газеты “Красное знамя” в г. Верхняя Пыш- ма Свердловской области. Участвовал в Великой Отечественной воііне (1941-1945). После демобилизации с 1946 в Мурманской области. В 1967-1976 работал на ком­ бинате “Северонпкель”. ИВЧЕНКО Михаил Лаврентьевич (1916- 7.10.1944), ефрейтор, снайпер 28-го гв. стрелкового полка 10-й гв. стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фрон­ та, Герой Советского Союза (2.11.1944). В первый день Петсамо-Киркенесской операции, 7 октября 1944, при штурме выс. Малый Карнквайвпш в критический момент боя закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечил продвижение вперед наступаю­ щих бойцов. Род. в д. Тпмонпно Красно­ ярского края, русский. Работал в колхозе. Пох. в братской могиле на 81-м км дороги Мурманск - Печенга. Навечно зачислен в списки воинской части. Именем названы улицы в іт. Полярном, Мурманске, Крас­ ноярске, большой морозильный траулер (БМРТ) Архангельского тралового флота. В с. Лапашпха Ачинского района Красно­ ярского края установлен памятник. ИГНАТОВ Михаил Трофимович, писатель. Род. 5.04.1952 в нос. Никель Мурмаискоіі области. Закончил юридический факультет ЛГУ (1977). Работал юристом, был на хозяйственной, коммерческой работе. Возглавлял ассо­ циацию независимых предпринимателей Северо-Запада России. Первая книга “Я бесплатно Россию проехал” выш­ ла в Мурманске, в издательстве “Прилив”. Автор других произведений ( “Над белым крестом”, “Письмо к Робинзо­ ну”). ИГНАТОВ Николай Константинович (9.05.1925- Г5.06.1978), капитан I ранга, командир подводной лодки Северного флота, Герой Советского Союза (25.11.1966). Род. в г. Иваново-Вознесенске (Иваново), русский. В ВМФ с 1942. Окончил Каспийское военно-морское учили­ ще имени С.М.Кирова (1947), Военно-морскую академию (1960). Командовал минно-торпедной боевой частью под­ водной лодки. Был помощником командира и командиром 20 - 26 февраля 1998 года подводного корабля. Участник похода на Северный полюс группы подводных лодок в феврале 1964. С 1967 препода­ вал в Военно-морской академии. Умер и пох. в Ленингра­ де. ИГНАТОВ Роман Иванович, поэт. Род. 8.05.1978 в пос. Умба Терского раііона. Учился в средней школе в пос. Умба. Студент Мурманского государственного педаго­ гического института. ІЗ 1994 за первую книгу стихов “По­ весть о крещении Руси” (вышла в Мурманске в 1993) присуждена премия администрации Мѵрманскоіі области имени Баева - Подстаницкого. Лит. Маслов В. Берег России: Мурман литературный. - “Север”, 1996, 11-12. ИГНАТЮК Владимир Адамович, начальник Мурманского морского пароходства в 1970-1985, почетный работник морского флота СССР. Род. 30.05.1927 в г. Смо­ ленске, русский. Окончил Одесское высшее морское учи­ лище (1949) и направлен в Мурманск. Работал инженером, помощником капитана на теплоходе “Сестрорецк”, парохо­ дах “Софья Перовская”, “Державин”. В 1950-1963 смен­ ный, главныіі диспетчер пароходства, с 1963 по 1970 - заместитель начальника пароходства по эксплуатации фло­ та и портов, затем начальник пароходства. Возглавлял Мурманское отделение общества дружбы СССР-Швеция. ИГОАКИН Михаил Петрович, металлург, лауре­ ат Ленинской премии (1965). Род. в 1916, русский. Окон­ чил трехгодичную школу мастеров-металлургов по цветным металлам. С 1933 на анатито-нефелпновой фабрике в Кн- ровске. В 1936-1941 и с 1945 - на “Североникеле”. Премия присуждена за участие в работе по интенсификации процес­ сов и усовершенствованию технологии производства никеля н кобальта из сульфидных руд. ИГОШИН Владимир Федорович, начальник строительства в 1948-1951 и директор в 1951-1957 Ловозер- ского горно-обогатительного комбината. Род. 2.05.1905 в Саратове, русский. При нем предприятие вышло на проек­ тную мощность, строился пос. Ревда. ИГУМНОВ Александр Александрович (1913- 1974), поэт. В годы Великой Отечественной войны служил на Севере: артиллерист, журналист дивизионной и армей­ ской газет. .. _ ИЕВЛЕВ Сергей Викторович, депутат I Государственной Думы России (12.12.1993-16.12.1995) по Мурманскому территориальному избирательному округу j\o 51. На момент избрания - учредитель и президент мурманской фирмы “Арктик- Сервис”. Род. в 1965. ИЖМА, река в Республике Коми, левыіі приток Печо­ ры. С ее берегов в конце прошлого века пришли на Коль­ ский полуостров несколько семей оленеводов-коми, потомки которых в настоящее время составляют значитель­ ную часть населения Ловозера, Краснощелья, Каневкп и других населенных пунктов области. Их называют комн- ижемцы. ИЖМЯКОВ Павел Григорьевич (30.08.1903- 5.12.1944), капитан на судах Мурманского морского паро­ ходства, почетный работник морского флота СССР (1941). Род. в д. Большая Корзиха Архангельской области, рус­ ский. Окончил Архангельский морской техникум (1932). С 1920 по 1924 матрос на промысловых судах, в 1920-1926 - матрос, штурман на судах Северного морского пароходства. С 1939 капитан Мурманского морского пароходства. В годы Великой Отечественной воііны на пароходах “Суббот­ ник”, “Пролетарий” доставлял военные материалы в рай­ оны боевых действий. В апреле 1943 в составе делегации Мурманской области участвовал в передаче одной из воин­ ских частей танковоіі колонны “Советский моряк”, постро­ енной на средства моряков транспортных флотов страны. Погиб на пароходе “Пролетарий”, потопленном немецкой подводной лодкой U-995 у полуострова Рыбачий в числе 20 членов экипажа. В 1977 именем его назван мурманский ру­ довоз. Лит. Показанов II. Капитан Ижмяков. - “.Арктическая звезда ” , /977, 23 ноября. “ИЖОРА”, грузовой пароход Мурманского морско­ го пароходства. Построен в Англии в 1921. Размеры 99x14x7 м. Дедвейт 4760 т. Скорость 9 узлов. В 1940 пере­ дан из Балтийского пароходства в Мурманское. В ноябре 1941 в составе союзного конвоя РО-2 совершил реііс в Ве­ ликобританию. Вернулся в Мурманск 10.02.1942 с конво­ ем ОР-9/10 . В начале марта 1942 следовал из Мурманска И В А - И Ж О GZZZ Выпуск № 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz