Рыбный Мурман. 1998 г. Февраль.
В Тихом океане бушуют штормы - явление обычное в пору зимней рыбалки. Но не они сегодня укачивают рыбаков, привыкших и не к таким переделкам. Их взволновали приня тые Госдумой новые налоговые документы, затрагивающие жизненные интересы многих людей. И особенно рыбаков. Читаю строки судовых ра диограмм, идущие в “Дальры- бу” из ближних и дальних районов промысла. “ Господа депутаты, вы подписали нам смертный приговор!” . “Закон ставит рыбную промышлен ность на грань катастрофы” . “Налог должен быть разумным и использоваться на развитие отрасли, а не ложиться тяже лым грузом на наши плечи” ... Более того, губернаторы Приморья, Сахалина и Камчат ки обратились друг к другу “занять круговую тихоокеанс кую оборону” , чтобы не допустить окончательного под писания Закона “О налоге на пользование объектами живот ного мира”, который, по убеж дению многих, обострит и без того непростую социально-эко номическую ситуацию на Даль нем Востоке. В Правительство, к Прези денту РФ и депутатам Законо дательного собрания пошли письма, в которых обосновыва ется негативное отношение к этому документу следующими доводами: при введении закона в действие рыбаки бассейна должны будут увеличить вдвое объем налоговых платежей. А это приведет к неизбежном}' банкротству крупных произво дителей. И это не пустые сло ва. Предварительные расчеты показывают: если закон всту пит в силу, то сумма ежегод ных налогов лишь по его статьям составит по Дальнево сточному региону около 1 триллиона 400 миллиардов рублей. А поскольку предус матривается их полная и не медленная выплата, отнесение этих расходов на себестоимость продукции, то предприятия от расли не смогут в дальнейшем вести рентабельную деятель ность на море по вылову и вы пуску рыбопродукции. Из расчета, что минималь ная плата за пользование объектами животного мира мо рей будет установлена в преде лах 8 процентов от объема производимой продукции, а максимальная - 15 процентов, в Дальрыбе” спроектировали эту налоговую ситуацию на ра боту 1997 года как по бассейну в целом, так и по Приморью в частности. И что же получи лось? Поскольку по Приморско му краю ожидался годовой объем реализации продуктов на 5 триллионов 84 миллиарда руб лей, то при 8 процентах ее обло жения сумма налога составит 406 миллиардов рублеіі, при 15 про центах - 762 миллиарда. По Дальневосточному региону кар тина такова: налог будет коле- T H E P R E S S Не надо думать, будто рыбац кий кошелек неисчерпаем, как вода в океане. Напротив, он ху деет день ото дня. Причем миф о сверхвысоких доходах тружени ков моря возникает всякий раз, когда российскую казну трясет очередная лихорадка и появляет ся необходимость срочно зашто пать прорехи в ее кармане. И тогда рождаются новые норма тивные акты, которые иначе как грабительскими не назовешь. Сколько их уже было на нашем недолгом веку! Исчезали одни - и тут же их место занимали другие, не менее драконовские. Достаточно загля нуть в проект Налогового кодек са РФ. Вроде п предусмотрены в нем определенные скидки по на логам на имущество рыбацких предприятий, но только на то, К а ч к а на м о р е Ю .М О С К А Л Ь Ц О В , президент объединения акционерных обществ “Д альрыба ’ баться от 731 миллиарда до 1 триллиона 376 миллиардов ста рых рублей. Ожидаемый же на лог в нынешнем году при 8 процентах - 576 миллионов дено минированных рублеіі. Вывод однозначен: налог становится новым, дополнительным и очень тяжелым бременем. А ведь но своей сути дополни тельный налог на добычу рыбы и морепродуктов представляет не что иное, как плату за еще не ос военные, находящиеся в воде ре сурсы, стоимость которых исчисляется исходя из рыночных цен. Не буду кривить душой, мы все же кое-чего добились. Благо даря внебюджетному финансиро ванию смогли сохранить свою науку, аварийно-спасательный флот и некоторые другие важные для нас подразделения. А сейчас нам говорят: не надо волновать ся, ведь все поступления от ново го налога вам же и вернутся. Но мы ведь знаем, все, что уходит в бюджет, назад не возвращается, а идет, как правило, на совер шенно иные цели. которое используется для выра щивания, лова п переработки рыбы. Все же остальное - судоре монт, база технического обслу живания, холодильники, складские помещения, причаль ные стенки с крановым хозяй ством, автотранспорт и много чего еще в этот список не вклю чено, хотя и составляет значи тельную долю собственности предприятий, входит в их техно логическую цепочку. А ведь каж дому ясно, что налог на это имущество приведет к значитель ному росту затрат на производ ство рыбной продукции и в конечном итоге усугубит до пре дела финансовое положение про изводителей. А готовящееся введение акци за на топливо! Рыбацкиіі флот уже сейчас задыхается от непо мерных цен на горючее, превы шающих уровень мировых. Что будет с ним после этого “рацп редложения”? Кстати, в кодексе определяется новый порядок амортизационных отчислений с флота, которыіі переводится в третью имущественную катего рию, а следовательно, отчислять ему придется гораздо больше. При этом до 3-4 лет сокращают ся сроки службы судов вместо 18 - 20 по существующим пока нор мативам. Все это, несомненно, еще сильнее ударит по рыбакам, сде лает убыточными большинство видов выпускаемой продукции. Честно говоря, она и сейчас не приносит нам никаких дивиден дов. Достаточно сказать, что в 1996 году ее рентабельность со ставила почти минус 6 процен тов, а если новые законы вступят в силу, она упадет еще в два-три раза. Вот вам и “сверхприбыли” ! Откуда им быть, когда общие затраты на один рубль товарноіі продукции достигли 104,2 копей ки! Одних только налогов по дей ствующему законодательству на один рубль реализованной про дукции рыбаки платят 60 копеек. Теперь эта сумма налогов увели чится на 8 - 1 5 копеек (в зависи мости от вылавливаемой продукции) дополнительно. За счет чего же остаемся еще на гілавѵ? Раскрою и этот секрет. Большинство рыболовецких предприятий работает сегодня по такой схеме. Перед минтаевой (основноіі) путниоіі иностранные инвесторы делают предоплату будущих поставок продукции, затем предприятие, естественно, отдает долги. В критических си туациях берут кредиты у ряда московских банков. Словом, фи нансово-хозяйственная деятель ность осуществляется в долг. При этом у большинства пред приятий концы с концами не сходятся и, как снежный ком, растут невозвратные долги. Практически все предприятия рыбного хозяііства Дальнего Во стока в предбанкротном состоя нии. И поэтому введение нового налога скорее станет “торпед ным” выстрелом по флоту рыб ной промышленности Дальнего Востока. Не забывайте и о другом: из нос флота, берегового перераба тывающего оборудования превысил 50 процентов. А обно вить стареющие производствен ные фонды нечем из-за отсутствия средств. За покупку одного крупнотоннажного .про мыслового судна нужно выло жить как минимум 20 миллионов долларов. А ведь все крупные наши предприятия являются градооб разующими, а значит, от их бла гополучия, как, впрочем, и несостоятельности, зависит жизнь тысяч и тысяч людей на берегу. Если действительно хо тят помочь отрасли выжить, можно поііти хотя бы по такому пути: при условии уплаты теку щих налогов на трп-четыре года “заморозить” ее старые бюджет ные долги или дать отсрочку. У дальневосточников же, задав ленных непомерными банковс кими процентами, они составляют порядка 500 - 600 миллиардов рублей и камнем виснут на шее предприятий. Дайте сначала встать на ноги, экономически окрепнуть, а уж только потом требуйте отдачи. А у нас до сих пор нет даже своего основного закона - зако на о рыболовстве. Не спорю, предлагаемая Ду мой мера хороша и справедлп ва, но только когда речь идет об иностранцах, промышляю щих в наших водах. Приравни вать к ним собственных граждан - это, по-моему, уж слишком. И даже тот факт, что все российские водоемы но Конституции относятся к объек там федеральной собственнос ти, а стало быть, государство вправе диктовать здесь свои правила игры, нисколько не оп равдывает наших законодате лей. Государство не может действовать, ухудшая благопо лучие людей, своих граждан. Однако на нас по-прежнему взирают свысока, считая от расль каким-то несуществен ным придатком экономики, которыіі можно отрезать, ли шить самостоятельности, при соединить к другому ведомству. Ну что, к примеру, выиграло Правительство, сначала упразд нив рыбное министерство, а за тем посадив Госкомрыболовство под крышу Минсельхоза? Ему явно не до нас, у него и соб ственных, земных забот по гор ло. Зато с нами перестали считаться даже на представи тельском уровне межправитель ственных отношений - рангом не вышли, статус мелковат. Нет, чтобы Россию уважали как веду щую рыбацкую державу, необхо димо устранить эту очевидную ошибку, восстановить комитет в прежних правах. А учитывая значимость для страны ее круп нейшей морской житницы - Тихоокеанского бассейна, пред лагаю наделить “Дальрыбу” пра вами государственного объединения, единственно спо собного по-настоящему управ лять сложным рыбацким хозяйством на своей акватории*. Сегодня Дальний Восток дает стране более половины обще российского улова. Но какой ценой! Вот о чем бы думать го сударственным мужам! ( “Российская газета ” , 17 февраля 1998 г.). СВЕТ В K0I1I1E РЫНОЧНОГО ТОННЕЛЯ Комбинат “Апатит” (ныне - открытое акцио нерное общество, входящее в финансово-про мышленную группу “Роспром”) появился в Хибинах в 1929 году на базе уникальных по сво им запасам месторождений апатито-нефелино- вых руд. Предприятие стало градообразующим, и вокруг него появились на свет города Кировск и Апатиты, а также рабочие поселки Кукисвум- чорр, Титан и Коашва. За годы своего существо вания трудовым коллективом “Апатита” добыто более 1,3 млрд. тонн “камня плодородия” и вы работано более 520 млн. тонн апатитового и 52 млн. тонн нефелинового концентратов. Сегодня АО “Апатит” - крупнейший в Европе производитель фосфорного сырья. За прошед ший 1997 год работники предприятия произвели более 7,5 млн. тонн “порошка плодородия”. Но, к сожалению, в настоящее время потребление минеральных удобрений только в России по сравнению с началом 90-х годов упало более чем в 10 раз. В результате используемых ныне технологий переработки отходов производства “порошка плодородия” выпускается еще целый ряд про дукции. Например, нефелиновый концентрат, который идет в производство глинозема, соды, поташа. На основе этого концентрата выпуска ется коагулянт для очистки питьевых и сточных вод, керамических и стеклянных изделий. Ока тыши, в свою очередь, используются в качестве флюсов при выплавке стали. Эгириновый кон центрат добавляется в производстве огнеупо ров, глазурей, минеральной ваты и стекловолокна. А сфеновый концентрат - для производства лакокрасок, каменного литья, сва рочных электродов и пигментов-красителей. И это еще не вся продукция, которую “ Апатит " выпускает из отходов своего производства. На месторождении Ловчорр добывается хи- бинит. Это уникальный природный облицовоч ный камень серо-зеленого цвета. Специалисты считают, что хибинит - один из ценнейших ви дов природного камня России, по прочности не уступающий гранитам. По их мнению, это обли цовочный камень международного класса. Повторяю: все это добывается и производит ся в Хибинах сегодня непосредственно акцио нерным обществом “Апатит”. В настоящее время предприятие поставляет апатитовый концентрат на перерабатывающие комплексы России, в страны СНГ и дальнего зарубежья. Доля “Апатита” составляет около 90 процентов на рынке России и СНГ и более 22 процентов - на рынках Европы. Уже более 25 лет “Апатит” является надежным партнером многих крупных фирм Германии, Норвегии, Финляндии, Фран ции, Бельгии, Польши, Румынии и стран Бал тии. В условиях видимой стабилизации экономи ки России “Апатит” имеет серьезные перспек тивы дальнейшего развития. (Это подтверждается наметившимся ростом объема поставок.) Предприятие располагает значи тельным запасом прочности для наращивания объемов производства. По оценкам ученых КНЦ РАН, запасы разрабатываемых месторождений достаточны для ежегодного производства здесь 10-15 млн. тонн апатитового концентрата в предстоящие 20-30 лет. Обнадеживающие пер спективы заставили руководство самого акцио нерного общества, а также “Роспрома” разработать программу развития предприятия на ближайшие 5-6 лет. Основными направлени ями этой программы являются: проникно вение на новые, нетрадиционные рынки сбыта (реальная возможность выхода на крупные рын ки Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Ин дии, Латинской Америки и Канады); создание законченного цикла производства ми неральных удобрений на базе использования собственного исходного сырья; углубление комплексной переработки уникальных по каче ству апатито-нефелиновых руд для производ ства новой, конкурентоспособной продукции (одной из особенностей хибинского апатита яв ляется значительное содержание в нем редкозе мельных элементов, которые представляют большой практический интерес); создание с предприятиями-производителями минераль ных удобрений России финансово-промышлен ной группы. Проанализировав то, что производит се годня “Апатит”, и то, что он планирует на завтра, можно с уверенностью утверждать, что хибинский апатит был и будет домини рующим источником сырья для промыш ленности не только нашего заполярного края, но и всей России. Иначе откуда бы по явиться столь пристальному вниманию к этому предприятию со стороны руковод ства “Роспрома” и банка “Менатеп” - сегод няшних хозяев акционерного общества “Апатит”? К Е - 26 февраля 1998 года ’Мурман" стр. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz