Рыбный Мурман. 1998 г. Февраль.
О ТКРО В ЕННО ОБ А КТУА ЛЬ НОМ НАРОДНЫЕ, УСЛЫШЬТЕ ГОЛОС НАРОДА! 13 прошлом номере “РМ” опублико вано выступление на заседании Совета Федерации председателя Мурманской областной Думы Павла Сажпнова, в котором он предложил не принимать закон “О налоге на пользование объек тами животного мира”. Как известно, такой законопроект принят Госдумой. Если он станет зако ном, существование рыбной отрасли России, скорее всего, прекратится. Эго понятно всем, кто связан с добычеіі и обработкоіі рыбы, понятно руководите лям “рыбных” регионов. Именно с це лью защитить отрасль - кормилицу страны - обратились в высший законо дательный орган губернаторы Мурман ской и Архангельской областей, руководство Республики Карелия. Гу бернаторы дальневосточных областей и Приморского края тоже глубоко оза бочены намерением депутатов. Их об ращения к председателю и членам Совета Федерации, к председателю и членам Госдумы, опубликованные в газете “Рыбак Камчатки” , содержат аргументы, подтверждающие, что “принятия закона, которыіі обострит и без того непростую экономическую си туацию на Дальнем Востоке России, нельзя допустить”. “Нигде в мире с отечественных пользователей рыбных ресурсов налог не взимается, наоборот, во всех развитых рыбопромышленных странах осуществляется дотирование, - пишет губернатор Приморского края Евгений Наздратенко. -... Принятие этого закона даст эффект, совершенно противоположный тому, на которыіі рассчитывали его авторы. Вместо при роста налоговых поступлений в бюд жет государство получит крах подавляющего большинства предприя тий пыбной отрасли, связанное с этим резкое сокращение налогооблагаемой базы и соответствующее резкое сниже ние поступления налогов... Новая ар мия безработных и критическая ситуация в рыбацких поселках потре буют дополнительных федеральных финансовых вложениіі... ” Неужели и на этот раз народные из бранники не услышат голос народа? Ведь они привыкли уже принимать ре шения, основываясь на своем “всезна нии”, не советуясь с регионами. Впрочем, об этом трудном вре мени было заранее известно. И ру ководство флота, теперь он называется Карелрыбфлот, приду мало несколько мудрых ходов. Прежде всего произвели реструк туризацию управления, кстати, первыми на Северном бассейне. Три компании взяли суда в дове рительное управление. Замечу, в Карелрыбфлоте к управлению пришли молодые люди, полные новых идей, энергичные, я бы ска зала - бесстрашные. Имею в виду не авантюризм, а отсутствие вби тых в советское время страхов: “А вдруг ошибусь, и меня...” Гітак, были созданы три управ ляющие компании. Создали про грамму переоборудования флота, утвердили ее в правительстве Ка релии и Комитете по рыбному хо зяйству России. Прежде всего эта программа касалась восстановле ния возможностей СТМов рабо тать на пелагических породах рыб. Руководители компаний, анализируя канадскую и норвеж скую прессу, знали о предстоящем спаде сырьевой базы в Баренце вом море. Да и ученые ПИНРО говорили об этом. Стало быть, предстояло вывести флот в другие раііоны Мирового океана. А для этого суда должны быть универ сальными. Одновременно реконструирова ли два траулера: полностью пере строили рыбофабрики и трюм. Установили современные системы навигации и связи. Заменили мо розильные мощности на современ ные вертикальные, установили систему сортировки рыбы для из готовления различных видов про дукции, на одном из с у д о в За два года - с 1983 по 1985-й - флот Карелии (тогда он назы вался Беломорская база гослова) получил от государства 29 но вых судов типа “Атлантнк-ЗЗЗ” . Поступив в короткий срок “пачкой” , суда практически одновременно потребовали ремонта. И если первые ремонты особой головной боли руководству флота не доставляли, поскольку все финансировалось государством, то в конце 1995 года, когда подходил очередной срок предъявления траулеров на класс Регистра, вопрос о дальнейшем существова нии флота встал что называется ребром. Ведь если ремонт одного судна в среднем стоит 3,5 миллиарда рублей, то можно себе пред ставить, во что выливалась общая сумма. САМОЕ ТЯЖКОЕ - СТРАТЕГИЯ КАРЕЛРЫБФЛОТА оборудовали филейную линию. Современная система упаковки довершила модернизацию. Конечно, хотелось бы все трау леры переоборудовать так же. Но это очень дорого. Однако достой но удивления то, что удалось вер нуть в строй действующих почти два десятка судов, которые впол не могли и сегодня находиться в отстое. Миновал тяжкий 1996 год, унесший миллиарды рублей на ремонт флота. Нои 199/-Й оказал ся немногим лучше из-за аномаль ной ситуации ііа промысле. И тем не менее грамотная эксплуатация флота, то, что в море находилось максимальное количество судов, УЖЕ И КВОТЫПЕРЕКУПАЮТ? “Исландские рыбаки все чаще перекупают российские квоты”, - с тревогой пишут норвежские средства массовой информации. Недавно по норвежскому радио прозвучало сообщение о том, что исландский морозильный траулер “Клара Свей- нсдоттир" приобрел российскую квоту на вылов 5 тысяч тонн трески. Пока на корабле работают исландская коман да и капитан, но по условиям контракта через пять лет владельцем судна станет российская компания. Корабль даже переименован уже и называется сейчас "Печенга". Также получили российские квоты и два других кораб ля, носящих пока исландские названия “Ботз” и “Орвар”. “Вся рыба перерабатывается на борту и продается в Великобританию, а оттуда в США”, - пояснил директор исландского рыбопромыслового предприятия “Аккур-бур- ре” Ингулф Урсвенсон. Баренц-пресс. позволили достичь весьма непло хих итогов. Во-первых, сохранен флот и рабочие места для полутора ты сяч моряков. Во-вторых, не только уплаче ны все налоги за 1997 год, но и сокращена задолженность за пре дыдущие годы в сумме почти 7 миллиардов рублей. В-третьих, Карел рыбфлот имеет наилучшие показатели на Северном бассейне за 1997 год по выбору квоты пикши. Недобор квоты трески объясняется только аномальностью сырьевой базы и неоправдаиностью прогнозов. В-четвертых, в Карелрыбфло те сохранили практически все льготы, которые имели моряки в советское время: оплата выход ных дней и отпусков, различные доплаты, то есть все, что было много лет назад оговорено в кол лективном договоре. Не забыва ют здесь ветеранов. Хотя, как и всюду, к сожалению, есть задер жки выплаты зарплаты. Несколько траулеров Карел- рыбфлота работают там, где больше никто из северян не рабо тает - в зоне Новой Зеландии. Круглогодичный промысел и сбыт продукции в этоіі стране хотя и не приносят больших при былей флоту, но и ущерба не на носят. Зато экипажи имеют работу н зарплату и траулеры на ходятся в строю. Кстати, о работе за рубежом. Половину всей продукции Ка релрыбфлот доставляет в Рос сию. Немалая часть ее поступает на беломорские рыбообрабатыва ющие предприятия, обеспечивая их работой в течение года, хотя и не на полную мощность. Но в этом вины флота нет, это - общая беда всех промысловиков: невы годно доставлять рыбу родной стране. Наверное, пора назвать по именно руководителей структур Карелрыбфлота. Дмитрий Ана тольевич Потребич - первый за меститель генерального директора АО “Карелрыбфлот” - начальник управления эксплуа тации флота в Мурманске. Ва лентин Алексеевич Жук руководитель компании “Карел- трасг”, Виктор Иванович Курс кий - руководитель компании “Помортраст” . Иван Иванович Дураченко - руководитель компа нии “Альтернатива” . Генераль ный директор АО “Карелрыбфлот” Борис Григорь евич Житнпіі. Конечно, все свершения состо ялись не без помощи правитель ства Республики Карелия, его Комитета по рыбному хозяйству. И то, что Карелрыбфлот готов хоть сегодня работать в любом районе Мирового океана, заслу га всех руководителей и моряков. И Бог им в помощь! г ТОТ И БОГУНЕМОЛИЛСЯ -.Маломерный флот и се годня наиболее опасный участок, хотя мы стараемся навести порядок в их рабо те. В колхозах знают, как управлять этими судами, а современные правила нами разработаны и внедрены, теперь задача - добиться их исполнения. - По-моему, Николай Анатольевич, наиболее опасная ситуация для су дов в Северной Атлантике - перегрузка продукции, снабжения. - Да, мы знаем, что лю бые операции в море - это риск. Лучше бы, конечно, производить грузовые опе рации в укрытиях. Но на шим судам зайти в них именно для проведения гру зовых операций не просто из-за нелепой законода тельной базы по погранич ному и таможенному контролю. Например, что бы произвести выгрузку продукции не в штормовом море, а в губах Волоковоіі пли Кильдииской, нужно специальное разрешение обоих ведомств. А эго - вре мя, п немалое. Вот и выгру жаются суда в открытом море, полагаясь на опыт капитанов п Божью волю. - Неужели погранични ки, таможенники не пони мают этого? Неужели ничего нельзя изменить? - Они подчиняются свое му начальству в Москве, сами здесь ничего изменить не могут. Нужны федераль ные законы. А как убедить столичные власти в том, что приход судов в родной порт, выгрузка их здесь вы годны не только Мурманс ку, но и России, - вопрос. - Николай Анатольевич, вернемся к началу нашего разговора. Что приостано вило рост аварий? Это же заслуга вашей службы? - Всей морской админис трации. Когда мы потребо вали, чтобы комсостав обязательно проходил про верку знаний, многим эго очень не нравилось. Мол, имею высшее образование, немалую практику, чего еще? Особенно возмуща лись судоводители и меха ники в новых структурах и колхозах, где все было пу щено на самотек. В боль ших флотах, где были и есть службы мореплавания, там п дисциплина - на уровне. Но мы добились своего. Причем требования наши высокие. Все моряки проходят тренажерную подготовку на специализированном судне “Хабаровск”. Конечно, мы понимаем, насколько доро гостоящи эти тренажерные подготовки для флотов. Мы вынуждены делать их платными, поскольку госу дарство нас не финансиру ет, а содержание “Хабаровска” и обеспече ние тренажеров стоит нема лых средств. Но я думаю, затраты флотов на обуче ние экипажей грамотным действиям в экстремальных условиях окупаются стори цей в море. Нет ничего важней на свете, чем жизнь. И чтобы сберечь эту величайшую ценность в тяжелых морс ких условиях , не надо жа леть средств на техническое оснащение су дов и собственных усилий на повторение теории и практики. Может, кому-то весьма не по душе жесткие требования морской адми нистрации. Но за этой жес ткостью - сохраненная жизнь моряка. Если бы еще о ней подумали столичные законодатели! И чаще вспо- ЧТО ЧИТАЮТ БИЗНЕСМЕНЫ Единственная в мире газета для “рыбных” бизнесменов ми рового масштаба “ Fishing News In te rna tiona l” (ежемесячник на 72-114 стр .) , издающаяся в Лондоне, немало внимания уде ляет экономическим проблемам России вообще и рыбной отрас- j Y° 4 2 ) . То же самое можно ска зать о материале “Мурманское объединение переформирует свои флоты” , в котором пов'то- ли в частности. В первом номе- ряются факты из статьи “ ... И ре 1998 года этой теме тр алф ло г разворовали?” посвящены три публикации. Одна из них рассказывает о но вом морозильном траулере- яруснике, построенном в Испании для дальневосточни ков. О двух других информациях следует сказать особо. На пер вой странице издания помещен материал “Мурманску необхо димы 90 новых судов” , который выборочно повторяет публика цию в “ Рыбном Мурмане” ста тьи “Предлагаем, а не навязываем” ( “ РМ” , 1997, ( “РМ ” , 1997, jNfe 43) с добавле нием информации об изучении интереса западных инвесторов вкладывать средства на вторич ном рынке ценных бумаг. Пере численные статьи подготовлены руководителем экономического отдела “ Рыбного Мурмана” Ин ной Петровной Березюк. Так что, дорогие друзья нашего еже недельника, поздравляем вас с верным выбором - читая “ Рыб ный Мурман” , вы значительно раньше и подробнее узнаете о событиях мирового масштаба, чем остальные бизнесмены 47- ми стран, где распространяется “Fishing News In t e rn a t io n a l ” . Не лишней будет эта информа ция и для потенциальных рек ламодателей газеты. миналн судовладельцы M u rm a n sk с о ш о і і і ё r e s h a p e s i t s f l e e '; ' 13 -1 9 февраля 1998 года1ЩЩЙЖ®г ________ - _____________ : _• • - : ;__• ' • ‘ ■ . . *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz