Рыбный Мурман. 1998 г. Февраль.

О ТКРО В ЕННО ОБ А КТУА ЛЬ НОМ НАРОДНЫЕ, УСЛЫШЬТЕ ГОЛОС НАРОДА! 13 прошлом номере “РМ” опублико­ вано выступление на заседании Совета Федерации председателя Мурманской областной Думы Павла Сажпнова, в котором он предложил не принимать закон “О налоге на пользование объек­ тами животного мира”. Как известно, такой законопроект принят Госдумой. Если он станет зако­ ном, существование рыбной отрасли России, скорее всего, прекратится. Эго понятно всем, кто связан с добычеіі и обработкоіі рыбы, понятно руководите­ лям “рыбных” регионов. Именно с це­ лью защитить отрасль - кормилицу страны - обратились в высший законо­ дательный орган губернаторы Мурман­ ской и Архангельской областей, руководство Республики Карелия. Гу­ бернаторы дальневосточных областей и Приморского края тоже глубоко оза­ бочены намерением депутатов. Их об­ ращения к председателю и членам Совета Федерации, к председателю и членам Госдумы, опубликованные в газете “Рыбак Камчатки” , содержат аргументы, подтверждающие, что “принятия закона, которыіі обострит и без того непростую экономическую си­ туацию на Дальнем Востоке России, нельзя допустить”. “Нигде в мире с отечественных пользователей рыбных ресурсов налог не взимается, наоборот, во всех развитых рыбопромышленных странах осуществляется дотирование, - пишет губернатор Приморского края Евгений Наздратенко. -... Принятие этого закона даст эффект, совершенно противоположный тому, на которыіі рассчитывали его авторы. Вместо при­ роста налоговых поступлений в бюд­ жет государство получит крах подавляющего большинства предприя­ тий пыбной отрасли, связанное с этим резкое сокращение налогооблагаемой базы и соответствующее резкое сниже­ ние поступления налогов... Новая ар­ мия безработных и критическая ситуация в рыбацких поселках потре­ буют дополнительных федеральных финансовых вложениіі... ” Неужели и на этот раз народные из­ бранники не услышат голос народа? Ведь они привыкли уже принимать ре­ шения, основываясь на своем “всезна­ нии”, не советуясь с регионами. Впрочем, об этом трудном вре­ мени было заранее известно. И ру­ ководство флота, теперь он называется Карелрыбфлот, приду­ мало несколько мудрых ходов. Прежде всего произвели реструк­ туризацию управления, кстати, первыми на Северном бассейне. Три компании взяли суда в дове­ рительное управление. Замечу, в Карелрыбфлоте к управлению пришли молодые люди, полные новых идей, энергичные, я бы ска­ зала - бесстрашные. Имею в виду не авантюризм, а отсутствие вби­ тых в советское время страхов: “А вдруг ошибусь, и меня...” Гітак, были созданы три управ­ ляющие компании. Создали про­ грамму переоборудования флота, утвердили ее в правительстве Ка­ релии и Комитете по рыбному хо­ зяйству России. Прежде всего эта программа касалась восстановле­ ния возможностей СТМов рабо­ тать на пелагических породах рыб. Руководители компаний, анализируя канадскую и норвеж­ скую прессу, знали о предстоящем спаде сырьевой базы в Баренце­ вом море. Да и ученые ПИНРО говорили об этом. Стало быть, предстояло вывести флот в другие раііоны Мирового океана. А для этого суда должны быть универ­ сальными. Одновременно реконструирова­ ли два траулера: полностью пере­ строили рыбофабрики и трюм. Установили современные системы навигации и связи. Заменили мо­ розильные мощности на современ­ ные вертикальные, установили систему сортировки рыбы для из­ готовления различных видов про­ дукции, на одном из с у д о в За два года - с 1983 по 1985-й - флот Карелии (тогда он назы­ вался Беломорская база гослова) получил от государства 29 но­ вых судов типа “Атлантнк-ЗЗЗ” . Поступив в короткий срок “пачкой” , суда практически одновременно потребовали ремонта. И если первые ремонты особой головной боли руководству флота не доставляли, поскольку все финансировалось государством, то в конце 1995 года, когда подходил очередной срок предъявления траулеров на класс Регистра, вопрос о дальнейшем существова­ нии флота встал что называется ребром. Ведь если ремонт одного судна в среднем стоит 3,5 миллиарда рублей, то можно себе пред­ ставить, во что выливалась общая сумма. САМОЕ ТЯЖКОЕ - СТРАТЕГИЯ КАРЕЛРЫБФЛОТА оборудовали филейную линию. Современная система упаковки довершила модернизацию. Конечно, хотелось бы все трау­ леры переоборудовать так же. Но это очень дорого. Однако достой­ но удивления то, что удалось вер­ нуть в строй действующих почти два десятка судов, которые впол­ не могли и сегодня находиться в отстое. Миновал тяжкий 1996 год, унесший миллиарды рублей на ремонт флота. Нои 199/-Й оказал­ ся немногим лучше из-за аномаль­ ной ситуации ііа промысле. И тем не менее грамотная эксплуатация флота, то, что в море находилось максимальное количество судов, УЖЕ И КВОТЫПЕРЕКУПАЮТ? “Исландские рыбаки все чаще перекупают российские квоты”, - с тревогой пишут норвежские средства массовой информации. Недавно по норвежскому радио прозвучало сообщение о том, что исландский морозильный траулер “Клара Свей- нсдоттир" приобрел российскую квоту на вылов 5 тысяч тонн трески. Пока на корабле работают исландская коман­ да и капитан, но по условиям контракта через пять лет владельцем судна станет российская компания. Корабль даже переименован уже и называется сейчас "Печенга". Также получили российские квоты и два других кораб­ ля, носящих пока исландские названия “Ботз” и “Орвар”. “Вся рыба перерабатывается на борту и продается в Великобританию, а оттуда в США”, - пояснил директор исландского рыбопромыслового предприятия “Аккур-бур- ре” Ингулф Урсвенсон. Баренц-пресс. позволили достичь весьма непло­ хих итогов. Во-первых, сохранен флот и рабочие места для полутора ты­ сяч моряков. Во-вторых, не только уплаче­ ны все налоги за 1997 год, но и сокращена задолженность за пре­ дыдущие годы в сумме почти 7 миллиардов рублей. В-третьих, Карел рыбфлот имеет наилучшие показатели на Северном бассейне за 1997 год по выбору квоты пикши. Недобор квоты трески объясняется только аномальностью сырьевой базы и неоправдаиностью прогнозов. В-четвертых, в Карелрыбфло­ те сохранили практически все льготы, которые имели моряки в советское время: оплата выход­ ных дней и отпусков, различные доплаты, то есть все, что было много лет назад оговорено в кол­ лективном договоре. Не забыва­ ют здесь ветеранов. Хотя, как и всюду, к сожалению, есть задер­ жки выплаты зарплаты. Несколько траулеров Карел- рыбфлота работают там, где больше никто из северян не рабо­ тает - в зоне Новой Зеландии. Круглогодичный промысел и сбыт продукции в этоіі стране хотя и не приносят больших при­ былей флоту, но и ущерба не на­ носят. Зато экипажи имеют работу н зарплату и траулеры на­ ходятся в строю. Кстати, о работе за рубежом. Половину всей продукции Ка­ релрыбфлот доставляет в Рос­ сию. Немалая часть ее поступает на беломорские рыбообрабатыва­ ющие предприятия, обеспечивая их работой в течение года, хотя и не на полную мощность. Но в этом вины флота нет, это - общая беда всех промысловиков: невы­ годно доставлять рыбу родной стране. Наверное, пора назвать по­ именно руководителей структур Карелрыбфлота. Дмитрий Ана­ тольевич Потребич - первый за­ меститель генерального директора АО “Карелрыбфлот” - начальник управления эксплуа­ тации флота в Мурманске. Ва­ лентин Алексеевич Жук руководитель компании “Карел- трасг”, Виктор Иванович Курс­ кий - руководитель компании “Помортраст” . Иван Иванович Дураченко - руководитель компа­ нии “Альтернатива” . Генераль­ ный директор АО “Карелрыбфлот” Борис Григорь­ евич Житнпіі. Конечно, все свершения состо­ ялись не без помощи правитель­ ства Республики Карелия, его Комитета по рыбному хозяйству. И то, что Карелрыбфлот готов хоть сегодня работать в любом районе Мирового океана, заслу­ га всех руководителей и моряков. И Бог им в помощь! г ТОТ И БОГУНЕМОЛИЛСЯ -.Маломерный флот и се­ годня наиболее опасный участок, хотя мы стараемся навести порядок в их рабо­ те. В колхозах знают, как управлять этими судами, а современные правила нами разработаны и внедрены, теперь задача - добиться их исполнения. - По-моему, Николай Анатольевич, наиболее опасная ситуация для су­ дов в Северной Атлантике - перегрузка продукции, снабжения. - Да, мы знаем, что лю­ бые операции в море - это риск. Лучше бы, конечно, производить грузовые опе­ рации в укрытиях. Но на­ шим судам зайти в них именно для проведения гру­ зовых операций не просто из-за нелепой законода­ тельной базы по погранич­ ному и таможенному контролю. Например, что­ бы произвести выгрузку продукции не в штормовом море, а в губах Волоковоіі пли Кильдииской, нужно специальное разрешение обоих ведомств. А эго - вре­ мя, п немалое. Вот и выгру­ жаются суда в открытом море, полагаясь на опыт капитанов п Божью волю. - Неужели погранични­ ки, таможенники не пони­ мают этого? Неужели ничего нельзя изменить? - Они подчиняются свое­ му начальству в Москве, сами здесь ничего изменить не могут. Нужны федераль­ ные законы. А как убедить столичные власти в том, что приход судов в родной порт, выгрузка их здесь вы­ годны не только Мурманс­ ку, но и России, - вопрос. - Николай Анатольевич, вернемся к началу нашего разговора. Что приостано­ вило рост аварий? Это же заслуга вашей службы? - Всей морской админис­ трации. Когда мы потребо­ вали, чтобы комсостав обязательно проходил про­ верку знаний, многим эго очень не нравилось. Мол, имею высшее образование, немалую практику, чего еще? Особенно возмуща­ лись судоводители и меха­ ники в новых структурах и колхозах, где все было пу­ щено на самотек. В боль­ ших флотах, где были и есть службы мореплавания, там п дисциплина - на уровне. Но мы добились своего. Причем требования наши высокие. Все моряки проходят тренажерную подготовку на специализированном судне “Хабаровск”. Конечно, мы понимаем, насколько доро­ гостоящи эти тренажерные подготовки для флотов. Мы вынуждены делать их платными, поскольку госу­ дарство нас не финансиру­ ет, а содержание “Хабаровска” и обеспече­ ние тренажеров стоит нема­ лых средств. Но я думаю, затраты флотов на обуче­ ние экипажей грамотным действиям в экстремальных условиях окупаются стори­ цей в море. Нет ничего важней на свете, чем жизнь. И чтобы сберечь эту величайшую ценность в тяжелых морс­ ких условиях , не надо жа­ леть средств на техническое оснащение су­ дов и собственных усилий на повторение теории и практики. Может, кому-то весьма не по душе жесткие требования морской адми­ нистрации. Но за этой жес­ ткостью - сохраненная жизнь моряка. Если бы еще о ней подумали столичные законодатели! И чаще вспо- ЧТО ЧИТАЮТ БИЗНЕСМЕНЫ Единственная в мире газета для “рыбных” бизнесменов ми­ рового масштаба “ Fishing News In te rna tiona l” (ежемесячник на 72-114 стр .) , издающаяся в Лондоне, немало внимания уде­ ляет экономическим проблемам России вообще и рыбной отрас- j Y° 4 2 ) . То же самое можно ска­ зать о материале “Мурманское объединение переформирует свои флоты” , в котором пов'то- ли в частности. В первом номе- ряются факты из статьи “ ... И ре 1998 года этой теме тр алф ло г разворовали?” посвящены три публикации. Одна из них рассказывает о но­ вом морозильном траулере- яруснике, построенном в Испании для дальневосточни­ ков. О двух других информациях следует сказать особо. На пер­ вой странице издания помещен материал “Мурманску необхо­ димы 90 новых судов” , который выборочно повторяет публика­ цию в “ Рыбном Мурмане” ста­ тьи “Предлагаем, а не навязываем” ( “ РМ” , 1997, ( “РМ ” , 1997, jNfe 43) с добавле­ нием информации об изучении интереса западных инвесторов вкладывать средства на вторич­ ном рынке ценных бумаг. Пере­ численные статьи подготовлены руководителем экономического отдела “ Рыбного Мурмана” Ин­ ной Петровной Березюк. Так что, дорогие друзья нашего еже­ недельника, поздравляем вас с верным выбором - читая “ Рыб­ ный Мурман” , вы значительно раньше и подробнее узнаете о событиях мирового масштаба, чем остальные бизнесмены 47- ми стран, где распространяется “Fishing News In t e rn a t io n a l ” . Не лишней будет эта информа­ ция и для потенциальных рек­ ламодателей газеты. миналн судовладельцы M u rm a n sk с о ш о і і і ё r e s h a p e s i t s f l e e '; ' 13 -1 9 февраля 1998 года1ЩЩЙЖ®г ________ - _____________ : _• • - : ;__• ' • ‘ ■ . . *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz