Рыбный Мурман. 1998 г. Декабрь.
СевПИНРО В ПОИСКЕ О ПЫ Т С О С Е Д Е Й Г . Есть пример Программу обновления рыбо ловного флота Севера при под держке администрации Архангельской области осуще ствляет специально созданное АО “Грумант-флот” , куда вхо дят пять организаций-судовла- дельцев, в том числе АО “Сфен” из Мурманска. Под гарантии администрации норвежское пра вительство на выгодных для российской стороны условиях выделило кредит, который дал возможность профинансировать 60 процентов работ фирме “Квернер-Кимек’ , стоимость импортных машин и механиз мов. Член совета директоров АО “Грумант-флот” Александр Ан типин рассказывает: - Проблема качественного обновления флота назрела дав но. Н а базе головного судна да ле е сделаем ряд модификаций, содержательно расширим рам ки проекта. Следующий трау л е р будет на 1Ъ процентов мощнее первого. Последующие у д л и н им до 48 метров , у в е л и чим емкость трюмов. Мы по ставили перед собой задачу пополнить флот судами б у д у щего, которые могли бы эффек тивно работать в у с л о в и я х нестабильной промобстановки, МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ другим наука рыбопродукции. В оснащении - совремешіая. гидроакустическая и радионавигационная аппарату ра. Судно сбалансировано по всем показателям. Что немало важно - в зависимости от комп лектации он стоит 6,5 - 7,5 млн. долларов, а это в два-три раза дешевле, если бы строительство проводилось на иностранной верфи. Завод “Звездочка” выполнил Недавно стапель северодвинского завода “Звездочка” , входя щего в состав военно-промышленного комплекса, покинул пост роенный здесь морозильный траулер “Ягры” . Новое судно, проект которого разработан петербургским ЦКБ “Шхуна” , не сборку корпуса,^установку глав имеет аналогов. В нем воплощены лучшие инженерные решения, использован зарубежный опыт. В подготовке технического зада ния участвовали ведущие специалисты репіона - капитаны, меха ники, технологи рыбообработки, тралмейстеры. Траулер успешно прошел ходовые испытания, в шторм проявил прекрасные мореходные качества, сейчас находится в Киркене- се, где мастера норвежской фирмы “Квернер-Кимек” ведут до водку судна: оборудуют рыбофабрику, промысловое снаряжение. м еняющ ихся запросов рынка. Основная беда наших предпри ятий , но. моему мнению, - от сутствие гибкости: как гнали десятки лет треску потроше ную без голов, так іі продолжа ем. К каждой рыбе должен ного двигателя фирмы “Вяртси- л я ” , генератора, гребного вала, винта. Мурманские рыбопро мышленники, областной комитет по рыбохозяйственному комп лексу давно вынашивают проект строительства корпусов малых и средних траулеров на военном судоремонтном заводе “Нерпа” с доводкой в Норвегии. Совеща ния по этому поводу проводи- остатки. Ничего за борт. Мы лись неоднократно. Но дальше за безотходную технологию. намерений дело не двигалось. На траулере большая промыс- Не было гибкой финансовой схе- сное использование при ло ва , включая пищевые лик видны е ловая палуба с полной продуб лированной системой автоматики быть свой подход: к р у п ны х лова, просторный рыбоперераба- размеров - на клипфиск , сред- тывающий цех с филейной лини- н их - на филе, мелкую - на по- ей, другое оборудование. В трошение кусок-пол і или к у линарны й рефрижераторных трюмах мож- гуфабрикат. Комплек- но хранить 2з0 тонн мороженой мы. Кажется, прогресс достиг нут. АО “Мурманрыбпром” в кооперации с другими структу рами намерено поручить заводу заказ на соорку нескольких мно гоцелевых промысловых судов нового поколения. Вторая смерть пы Я ттм Винаш а ОНИ ЕЩ Е Ж ИВЫ .. . Наш корреспондент, побывавший на одном из рыбоперерабатывающих предприятий, передает: “В последнее время бойцы Северо-Западного участ ка трудоеого фронта из последних сил сдерживают натиск рыночных реформ. Невиданную стойкость проявляют ра ботники ОАО “Мурманский рыбокомби нат”. В условиях почти полного отсутствия сырья, при блокировании северного района порта выпуск рыбо продукции не прекратился. “Каждый рубль - на покрытие убытков предприя тия! О хорошем заработке не меч тай” - так герои пореформенного труда отвечают на решения государства, на правленные на разрушение рыбопере рабатывающей отрасли. Иностранцы, которым довелось побывать в цехах рыбокомбината, говорили, что такой беды они никогда и нигде не видели. Ряды рыбокомбинатовцев редеют. За последние десять лет ушли с пред приятия и не вернулись пять тысяч ра ботников. Сегодня здесь держат оборону лишь 97 человек. Коммунис тов среди них не осталось. Решением профкома за образцовое выполнение заданий правительства устно были на граждены медалями “За выживаемость в Заполярье” все члены героического коллектива. В трагической обстановке им вместо зарплаты вручены расчет ные листки.” КАК Э ТО БЫ ЛО В январе 94-го на холодильном ры бозаводе №1бывшего рыбокомбината оставалось восемь обработчиков рыбы, четыре водителя, начальник по производству, бухгалтер, механик и на ладчик. Они приходили на работу в от ключенные от энергии помещения и сидели без дела, с отчаянием взирая на осиротелые цеха, огромную пустую столовую, общежитие, детский сад и другие объекты, оставшиеся по на следству, - мертвое богатство на 100 млрд.рублей! С приходом директора Михаила Зуба удалось найти кредиты для разви тия производства, пошли заработки, у людей появилась надежда на лучшее. Выпускали продукции на 5 млрд. руб лей в месяц. А потом - как у всех: ста рые долги потянули предприятие назад. Сейчас неоплаченные штрафы и пени составляют 5,5 млн. новых руб лей, недоимка - 700 тысяч. Самое большое несчастье случи лось в 96-м. когда был законсервиро ван 1-й грузовой район порта. Рыбообрабатывающее предприятие, которое в то время вновь стало назы ваться “Мурманский рыбокомбинат”, оказалось в изоляции от поставщиков рыбы. Не состоялась работа по уже подписанным контрактам, которые обеспечили бы стабильную загрузку. И с этого начался очередной коллапс. За последние два года производство продукции упало в 60 раз! Д И Р Е К ТО Р С Т РО И Т ПЛАНЫ Что может сделать руководитель, чтобы вернуть предприятию былую мощь и славѵ? Первое - поддержать людей, “чтобы не было мучительно скорой Севрыбпромразведка В ы го вд ком у Ш fc И Z В С И И И Д Л Г И И П семье Свербейкина И ' ко пи я “Ры бны й М урман " ^ Капитаны -судоводители флота, моряки , которы е его знали, ш о кированы гибелью в автокатастроф е 16 декабря капитана МИ-1545 Свербейкина Виктора Николаевича . Недавно мы слу - ;i- S‘ УШ шали его спо койны й , уверенный , жизнерадостный голос на ра- диосове тах , радовались его оптим изм у , лю б ил и за т % общительный дружелю бный характер, желали ему при следова- Я р д Н И В - нии в порт М урманск спо койной стоянки , безболезненного ре- ' К Ш шения п р ои зво д с тве н ны х и ж и тейских во пр о сов ... .И вд р у г • , лолучили такое известие ! И не услыш им мы в будущем голоса Н 8 % ^ . Виктора Николаевича на промы сле , на порадуем ся встрече с ш ним на берегу. Горько , обидно осознавать это . Как же та к? W С только ему приш лось вынести трудностей в море, из многих ш экстремальны х ситуаций удалось ему вы йти благополучно це- У ной бессонны х ночей... И такой нелепый, нелогичный случай... - У : Выражаем самые искренние соболезнования семье Свербей- ё кина. Он в наших глазах как ж ивой - талан тливы й капитан, на^ Ж а ш В ? ? Я деж ны й товарищ , замечательный человек, лю бящ ий ж и знь и I* * людей . Мы не можем поверить , что его нет! ШШш 4 По поручению экипажей т р а у л е р о в капитан-флагман КОЛЕСОВ, капитаны КЛИМИША, ЛЕОНОВ, МОКРЯК, ПАЛЬЦЕВ, ГАВЕНЦЕЙ, ЛЕХМАН, ОКУНЕВ, TAHAKOB, СТЕПАНЕНКО, ПРОШУТИНСКИЙ, КУДРЯШОВ, КИИТАМ, АЛЕКСАНДРОВ. больно...” Однако не получается, и прежде всего это ставят ему в вину. Разговоры ходят разные: “Какая само надеянность: новое акционерное обще ство назвал “Мурманский рыбокомбинат”, а ведь это только 1/7 былого предприятия да и то на ладан дышит, “комбинатом” его можно на звать разве что в кавычках!”, “Не умеет договориться с партнерами, поэтому у него не хватает сырья , “Не может ре шать мелкие вопросы, а разрабатывает наполеоновские планы...” Возможно, если бы директор каж додневно корпел над разрешением ча стных производственных проблем, дело бы мало-помалу двигалось и столь аховым положение назвать было бы нельзя. Но существенного улучше ния никогда бы не наступило. Михаил Зуб считает, что необходимы карди нальные меры, иначе ни это, ни другие береговые ОАО, ЗАО из трясины не вырвутся. Его идея заключается в том, чтобы отодвинуть таможенную границу от причалов до ворот рыбоперерабатыва ющего предприятия, чтобы рыбаки сда вали рыбу на переработку без предварительной уплаты пошлин. Та моженный кодекс предусматривает пе ренос платежей на переработанную продукцию. И примеры тому есть: сво бодные таможенные зоны открыты во Внуковском аэропорту и на Горьковс ком автозаводе. Обе созданы особыми решениями правительства и успешно работают. Если бы еще удалось открыть в районе расположения предприятия оп товый рынок... Однако у местных влас тей другие планы. А вот мысль об открытии свободного таможенного склада на базе рыбокомбината и одной из добывающих фирм нынче привет ствуется хотя бы в качестве экспери мента. Доказывать целесообразность этой идеи в областных ведомствах и структурах пришлось довольно долго. Письма, согласования, дебаты на сове щаниях... Наконец областная межве домственная комиссия дала “добро”: действуй, директор. Вооружившись заключениями спе- ГРУППА СПЕЦИАЛИСТОВ Сев ПИНРО на борту среднего трау лера “ Салаца” карельского колхоза “ Вирма” два месяца на зад провела экспедиционные изыскания в Белом море. Выяв лялись места концентраций бе ломорской сельди в предзимний период. Были выполнены учет ные траления в Онежском, Двин ском, Кандалакшском заливах и других районах. В Кандалакшс ком заливе, у побережья на уча стке Кашкаранцы - Кузомень, обнаружили большие скопления сельди. Местом ее зимовки они определили Чупа-губу. Сейчас, систематизировав полученные данные, ученые подготовили долгосрочный прогноз по запа сам сельди. Вывод таков: изу ченные районы имеют хорошую промысловую перспективу, но необходимы соответствующие техническая и перерабатываю щая базы. НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ ин ститута И. Студенов и Е. Устю- жинский по просьбе коллективно-долевого хозяйства “ Заполярье” Ненецкого автоном ного округа оценили состояние запасов семги в Чешской губе и устье реки Волонги. Впервые после многолетнего перерыва проведен контрольно-промыс ловый лов. Изъято 100 взрослых особей семги. Всего по разреше нию “ Севрыбвода” было пойма но их 167 штук. Ученые вместе с органами рыбоохраны пришли к мнению, что лососевый промы сел на некоторых нерестовых реках возобновить можно, но в щадящем режиме и с использо ванием рыбоучетных загражде ний. циалистов и областной администра ции, Михаил Изяславович направился в Москву. Был в Государственном та моженном комитете, где, конечно, без восторга отнеслись к появлению на стырного провинциала. Заручился хо датайствами от Департамента по рыболовству Минсельхозпрода, адми нистрации Президента и Госдумы. И закончил свой поход в секретариате премьер-министра. В столице не преминул получить поддержку и от руководства финансо вой корпорации “Система”. Ведь фор мальное решение правительства об открытии свободного таможенного склада - еще полдела, нужны инвести ции от крупных промышленников. Ос новными фондами ОАО “Мурманский рыбокомбинат” интересуются и питерс кие бизнесмены. В прошлом месяце к Зубу приезжали и осматривали цеха предприниматели из корпорации “Пар нас”. Но, как говорят бухгалтеры: “Дам!” не значит “На!” НЕ О П О ЗД А ТЬ БЫ К НАЧАЛУ ПЕРЕМЕН Только один сейнер-траулер запад ной постройки может за месяц вылав ливать около 3 тыс. тонн рыбы. Если бы он заходил в порт Мурманск, то од ному обрабатывающему предприятию с таким количеством сырья было бы не справиться, даже приняв на работу сотни людей. Но... перспектива в пер вый же заход отдать государству чет верть стоимости корабля российского судовладельца не греет. Высокопроиз водительных судов, сработанных на за падных верфях, скоро у нас прибавится, и несколько судов, работа ющих в режиме “бербоут-чартера”, бу дут вылавливать чуть ли не всю квоту региона. А в результате отечественная рыбопереработка вовсе останется без сырья. Поэтому создание свободной таможенной зоны - единственный вы ход не только для ОАО “Мурманский рыбокомбинат”, но идля многих других береговых предприятий. Судовладельцы утверждают, что как только состоится открытие свобод ного таможенного склада, они дадут работу порту, рыбопереработке, транс портникам, торговле. Самые дальновидные норвежцы уже готовы открыть на нашем побере жье фабрики по переработке рыбы, потому как понимают, что рано или поздно русские спохватятся и оста вят их без рыбы. Самое обидное, что наших соседей-конкурентов активно поддерживает норвежское прави тельство. Как бы нам не опоздать с приготовлениями к празднику на соб ственной улице... Людмила ЗАЦАРНАЯ. 25 - 30 декабря 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz