Рыбный Мурман. 1998 г. Декабрь.

СевПИНРО В ПОИСКЕ О ПЫ Т С О С Е Д Е Й Г . Есть пример Программу обновления рыбо­ ловного флота Севера при под­ держке администрации Архангельской области осуще­ ствляет специально созданное АО “Грумант-флот” , куда вхо­ дят пять организаций-судовла- дельцев, в том числе АО “Сфен” из Мурманска. Под гарантии администрации норвежское пра­ вительство на выгодных для российской стороны условиях выделило кредит, который дал возможность профинансировать 60 процентов работ фирме “Квернер-Кимек’ , стоимость импортных машин и механиз ­ мов. Член совета директоров АО “Грумант-флот” Александр Ан­ типин рассказывает: - Проблема качественного обновления флота назрела дав­ но. Н а базе головного судна да­ ле е сделаем ряд модификаций, содержательно расширим рам ­ ки проекта. Следующий трау ­ л е р будет на 1Ъ процентов мощнее первого. Последующие у д л и н им до 48 метров , у в е л и ­ чим емкость трюмов. Мы по­ ставили перед собой задачу пополнить флот судами б у д у ­ щего, которые могли бы эффек­ тивно работать в у с л о в и я х нестабильной промобстановки, МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ другим наука рыбопродукции. В оснащении - совремешіая. гидроакустическая и радионавигационная аппарату­ ра. Судно сбалансировано по всем показателям. Что немало­ важно - в зависимости от комп­ лектации он стоит 6,5 - 7,5 млн. долларов, а это в два-три раза дешевле, если бы строительство проводилось на иностранной верфи. Завод “Звездочка” выполнил Недавно стапель северодвинского завода “Звездочка” , входя­ щего в состав военно-промышленного комплекса, покинул пост­ роенный здесь морозильный траулер “Ягры” . Новое судно, проект которого разработан петербургским ЦКБ “Шхуна” , не сборку корпуса,^установку глав имеет аналогов. В нем воплощены лучшие инженерные решения, использован зарубежный опыт. В подготовке технического зада­ ния участвовали ведущие специалисты репіона - капитаны, меха­ ники, технологи рыбообработки, тралмейстеры. Траулер успешно прошел ходовые испытания, в шторм проявил прекрасные мореходные качества, сейчас находится в Киркене- се, где мастера норвежской фирмы “Квернер-Кимек” ведут до­ водку судна: оборудуют рыбофабрику, промысловое снаряжение. м еняющ ихся запросов рынка. Основная беда наших предпри­ ятий , но. моему мнению, - от­ сутствие гибкости: как гнали десятки лет треску потроше­ ную без голов, так іі продолжа­ ем. К каждой рыбе должен ного двигателя фирмы “Вяртси- л я ” , генератора, гребного вала, винта. Мурманские рыбопро­ мышленники, областной комитет по рыбохозяйственному комп­ лексу давно вынашивают проект строительства корпусов малых и средних траулеров на военном судоремонтном заводе “Нерпа” с доводкой в Норвегии. Совеща­ ния по этому поводу проводи- остатки. Ничего за борт. Мы лись неоднократно. Но дальше за безотходную технологию. намерений дело не двигалось. На траулере большая промыс- Не было гибкой финансовой схе- сное использование при ло ва , включая пищевые лик видны е ловая палуба с полной продуб лированной системой автоматики быть свой подход: к р у п ны х лова, просторный рыбоперераба- размеров - на клипфиск , сред- тывающий цех с филейной лини- н их - на филе, мелкую - на по- ей, другое оборудование. В трошение кусок-пол і или к у линарны й рефрижераторных трюмах мож- гуфабрикат. Комплек- но хранить 2з0 тонн мороженой мы. Кажется, прогресс достиг­ нут. АО “Мурманрыбпром” в кооперации с другими структу­ рами намерено поручить заводу заказ на соорку нескольких мно­ гоцелевых промысловых судов нового поколения. Вторая смерть пы Я ттм Винаш а ОНИ ЕЩ Е Ж ИВЫ .. . Наш корреспондент, побывавший на одном из рыбоперерабатывающих предприятий, передает: “В последнее время бойцы Северо-Западного участ­ ка трудоеого фронта из последних сил сдерживают натиск рыночных реформ. Невиданную стойкость проявляют ра­ ботники ОАО “Мурманский рыбокомби­ нат”. В условиях почти полного отсутствия сырья, при блокировании северного района порта выпуск рыбо­ продукции не прекратился. “Каждый рубль - на покрытие убытков предприя­ тия! О хорошем заработке не меч­ тай” - так герои пореформенного труда отвечают на решения государства, на­ правленные на разрушение рыбопере­ рабатывающей отрасли. Иностранцы, которым довелось побывать в цехах рыбокомбината, говорили, что такой беды они никогда и нигде не видели. Ряды рыбокомбинатовцев редеют. За последние десять лет ушли с пред­ приятия и не вернулись пять тысяч ра­ ботников. Сегодня здесь держат оборону лишь 97 человек. Коммунис­ тов среди них не осталось. Решением профкома за образцовое выполнение заданий правительства устно были на­ граждены медалями “За выживаемость в Заполярье” все члены героического коллектива. В трагической обстановке им вместо зарплаты вручены расчет­ ные листки.” КАК Э ТО БЫ ЛО В январе 94-го на холодильном ры­ бозаводе №1бывшего рыбокомбината оставалось восемь обработчиков рыбы, четыре водителя, начальник по производству, бухгалтер, механик и на­ ладчик. Они приходили на работу в от­ ключенные от энергии помещения и сидели без дела, с отчаянием взирая на осиротелые цеха, огромную пустую столовую, общежитие, детский сад и другие объекты, оставшиеся по на­ следству, - мертвое богатство на 100 млрд.рублей! С приходом директора Михаила Зуба удалось найти кредиты для разви­ тия производства, пошли заработки, у людей появилась надежда на лучшее. Выпускали продукции на 5 млрд. руб­ лей в месяц. А потом - как у всех: ста­ рые долги потянули предприятие назад. Сейчас неоплаченные штрафы и пени составляют 5,5 млн. новых руб­ лей, недоимка - 700 тысяч. Самое большое несчастье случи­ лось в 96-м. когда был законсервиро­ ван 1-й грузовой район порта. Рыбообрабатывающее предприятие, которое в то время вновь стало назы­ ваться “Мурманский рыбокомбинат”, оказалось в изоляции от поставщиков рыбы. Не состоялась работа по уже подписанным контрактам, которые обеспечили бы стабильную загрузку. И с этого начался очередной коллапс. За последние два года производство продукции упало в 60 раз! Д И Р Е К ТО Р С Т РО И Т ПЛАНЫ Что может сделать руководитель, чтобы вернуть предприятию былую мощь и славѵ? Первое - поддержать людей, “чтобы не было мучительно скорой Севрыбпромразведка В ы го вд ком у Ш fc И Z В С И И И Д Л Г И И П семье Свербейкина И ' ко пи я “Ры бны й М урман " ^ Капитаны -судоводители флота, моряки , которы е его знали, ш о кированы гибелью в автокатастроф е 16 декабря капитана МИ-1545 Свербейкина Виктора Николаевича . Недавно мы слу - ;i- S‘ УШ шали его спо койны й , уверенный , жизнерадостный голос на ра- диосове тах , радовались его оптим изм у , лю б ил и за т % общительный дружелю бный характер, желали ему при следова- Я р д Н И В - нии в порт М урманск спо койной стоянки , безболезненного ре- ' К Ш шения п р ои зво д с тве н ны х и ж и тейских во пр о сов ... .И вд р у г • , лолучили такое известие ! И не услыш им мы в будущем голоса Н 8 % ^ . Виктора Николаевича на промы сле , на порадуем ся встрече с ш ним на берегу. Горько , обидно осознавать это . Как же та к? W С только ему приш лось вынести трудностей в море, из многих ш экстремальны х ситуаций удалось ему вы йти благополучно це- У ной бессонны х ночей... И такой нелепый, нелогичный случай... - У : Выражаем самые искренние соболезнования семье Свербей- ё кина. Он в наших глазах как ж ивой - талан тливы й капитан, на^ Ж а ш В ? ? Я деж ны й товарищ , замечательный человек, лю бящ ий ж и знь и I* * людей . Мы не можем поверить , что его нет! ШШш 4 По поручению экипажей т р а у л е р о в капитан-флагман КОЛЕСОВ, капитаны КЛИМИША, ЛЕОНОВ, МОКРЯК, ПАЛЬЦЕВ, ГАВЕНЦЕЙ, ЛЕХМАН, ОКУНЕВ, TAHAKOB, СТЕПАНЕНКО, ПРОШУТИНСКИЙ, КУДРЯШОВ, КИИТАМ, АЛЕКСАНДРОВ. больно...” Однако не получается, и прежде всего это ставят ему в вину. Разговоры ходят разные: “Какая само­ надеянность: новое акционерное обще­ ство назвал “Мурманский рыбокомбинат”, а ведь это только 1/7 былого предприятия да и то на ладан дышит, “комбинатом” его можно на­ звать разве что в кавычках!”, “Не умеет договориться с партнерами, поэтому у него не хватает сырья , “Не может ре­ шать мелкие вопросы, а разрабатывает наполеоновские планы...” Возможно, если бы директор каж­ додневно корпел над разрешением ча­ стных производственных проблем, дело бы мало-помалу двигалось и столь аховым положение назвать было бы нельзя. Но существенного улучше­ ния никогда бы не наступило. Михаил Зуб считает, что необходимы карди­ нальные меры, иначе ни это, ни другие береговые ОАО, ЗАО из трясины не вырвутся. Его идея заключается в том, чтобы отодвинуть таможенную границу от причалов до ворот рыбоперерабатыва­ ющего предприятия, чтобы рыбаки сда­ вали рыбу на переработку без предварительной уплаты пошлин. Та­ моженный кодекс предусматривает пе­ ренос платежей на переработанную продукцию. И примеры тому есть: сво­ бодные таможенные зоны открыты во Внуковском аэропорту и на Горьковс­ ком автозаводе. Обе созданы особыми решениями правительства и успешно работают. Если бы еще удалось открыть в районе расположения предприятия оп­ товый рынок... Однако у местных влас­ тей другие планы. А вот мысль об открытии свободного таможенного склада на базе рыбокомбината и одной из добывающих фирм нынче привет­ ствуется хотя бы в качестве экспери­ мента. Доказывать целесообразность этой идеи в областных ведомствах и структурах пришлось довольно долго. Письма, согласования, дебаты на сове­ щаниях... Наконец областная межве­ домственная комиссия дала “добро”: действуй, директор. Вооружившись заключениями спе- ГРУППА СПЕЦИАЛИСТОВ Сев­ ПИНРО на борту среднего трау­ лера “ Салаца” карельского колхоза “ Вирма” два месяца на­ зад провела экспедиционные изыскания в Белом море. Выяв­ лялись места концентраций бе­ ломорской сельди в предзимний период. Были выполнены учет­ ные траления в Онежском, Двин­ ском, Кандалакшском заливах и других районах. В Кандалакшс­ ком заливе, у побережья на уча­ стке Кашкаранцы - Кузомень, обнаружили большие скопления сельди. Местом ее зимовки они определили Чупа-губу. Сейчас, систематизировав полученные данные, ученые подготовили долгосрочный прогноз по запа­ сам сельди. Вывод таков: изу­ ченные районы имеют хорошую промысловую перспективу, но необходимы соответствующие техническая и перерабатываю­ щая базы. НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ ин­ ститута И. Студенов и Е. Устю- жинский по просьбе коллективно-долевого хозяйства “ Заполярье” Ненецкого автоном­ ного округа оценили состояние запасов семги в Чешской губе и устье реки Волонги. Впервые после многолетнего перерыва проведен контрольно-промыс­ ловый лов. Изъято 100 взрослых особей семги. Всего по разреше­ нию “ Севрыбвода” было пойма­ но их 167 штук. Ученые вместе с органами рыбоохраны пришли к мнению, что лососевый промы­ сел на некоторых нерестовых реках возобновить можно, но в щадящем режиме и с использо­ ванием рыбоучетных загражде­ ний. циалистов и областной администра­ ции, Михаил Изяславович направился в Москву. Был в Государственном та­ моженном комитете, где, конечно, без восторга отнеслись к появлению на­ стырного провинциала. Заручился хо­ датайствами от Департамента по рыболовству Минсельхозпрода, адми­ нистрации Президента и Госдумы. И закончил свой поход в секретариате премьер-министра. В столице не преминул получить поддержку и от руководства финансо­ вой корпорации “Система”. Ведь фор­ мальное решение правительства об открытии свободного таможенного склада - еще полдела, нужны инвести­ ции от крупных промышленников. Ос­ новными фондами ОАО “Мурманский рыбокомбинат” интересуются и питерс­ кие бизнесмены. В прошлом месяце к Зубу приезжали и осматривали цеха предприниматели из корпорации “Пар­ нас”. Но, как говорят бухгалтеры: “Дам!” не значит “На!” НЕ О П О ЗД А ТЬ БЫ К НАЧАЛУ ПЕРЕМЕН Только один сейнер-траулер запад­ ной постройки может за месяц вылав­ ливать около 3 тыс. тонн рыбы. Если бы он заходил в порт Мурманск, то од­ ному обрабатывающему предприятию с таким количеством сырья было бы не справиться, даже приняв на работу сотни людей. Но... перспектива в пер­ вый же заход отдать государству чет­ верть стоимости корабля российского судовладельца не греет. Высокопроиз­ водительных судов, сработанных на за­ падных верфях, скоро у нас прибавится, и несколько судов, работа­ ющих в режиме “бербоут-чартера”, бу­ дут вылавливать чуть ли не всю квоту региона. А в результате отечественная рыбопереработка вовсе останется без сырья. Поэтому создание свободной таможенной зоны - единственный вы­ ход не только для ОАО “Мурманский рыбокомбинат”, но идля многих других береговых предприятий. Судовладельцы утверждают, что как только состоится открытие свобод­ ного таможенного склада, они дадут работу порту, рыбопереработке, транс­ портникам, торговле. Самые дальновидные норвежцы уже готовы открыть на нашем побере­ жье фабрики по переработке рыбы, потому как понимают, что рано или поздно русские спохватятся и оста­ вят их без рыбы. Самое обидное, что наших соседей-конкурентов активно поддерживает норвежское прави­ тельство. Как бы нам не опоздать с приготовлениями к празднику на соб­ ственной улице... Людмила ЗАЦАРНАЯ. 25 - 30 декабря 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz